какие вопросы задают на исповеди в церкви
Как проходит исповедь в православном храме
Таинство Исповеди — это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.
Когда можно исповедоваться в храме?
Обычно исповедь начинается утром перед Божественной литургией и вечером во время и после вечернего богослужения. Точное время следует уточнять в конкретном храме. В особых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди, например, когда человек тяжело болен или пришел исповедоваться впервые в жизни.
Как проходит таинство Исповеди?
Перед началом исповеди священник читает особое молитвенное последование перед исповедью, во время которой исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах, то есть рассказывает о них вслух священнику. Остальные исповедники ждут в очереди поодаль, чтобы ничего не услышать.
Когда исповедь закончена, кающийся склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (элемент облачения) и читает разрешительную молитву. Затем кающийся целует Крест и Евангелие, берет благословение у священника.
О чем говорить на исповеди?
На исповеди нужно каяться в том, о чем говорит совесть. В том, что не дает вам покоя. Нужно четко называть конкретные грехи, при этом не вдаваясь слишком в подробности.
Можно ли использовать книжки со списком грехов?
Если вам по началу сложно сориентироваться, можно ознакомиться с брошюрами о правильной подготовке к исповеди, где приводятся списки грехов. Но не стоит пользоваться этими списками как анкетными опросниками: вот этим грешен, а этим — нет. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не принесет плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию. Больше об исповеди — в подборке материалов «Фомы».
Зачем на исповеди священник?
Священник на исповеди выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Благодать отпускать грехи даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Важно помнить, что мы исповедуемся Живому Богу, незримо присутствующему во время таинства.
Ответы на вопросы. Исповедь
Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения
Уважаемая Ксения! Самое главное — не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, — и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», — это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.
Еще практический совет — постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов
Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь — по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга
Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.
Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.
На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко
Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко
Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету — вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.
Чем ближе к исповеди, тем сильнее «крутит». Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.
Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.
Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина
Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль — тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля
Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко
Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант — раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко
Про грех юности на исповеди сказала: «Согрешила блудом». Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.
Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко
Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 — 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.
Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов
Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена
Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является «недоговариванием» и тем более «утаиванием». Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы — то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас — искренность и постоянство, а результат — от Господа.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу «что я так долго исповедовала? Виктория.
Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ». Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко
Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов
Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса
Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко
Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.
Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов
Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений
Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский
Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.
Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной — с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде — ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?
Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней — и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные — ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной — его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом — сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.
Исповедь: грехи
Как правильно исповедовать грехи?
Исповедь блудных грехов
Какие грехи говорить на исповеди?
Грехи на исповеди: советы батюшки
Как исповедовать грехи на генеральной исповеди?
Прощаются ли грехи на исповеди?
Как правильно писать грехи на исповеди?
Как каяться в грехах на исповеди?
Пример грехов на исповеди
Первая исповедь: какие грехи называть?
Как исповедовать забытые грехи на исповеди?
Какие грехи говорить на исповеди?
Перечни грехов
Приблизительное время чтения: 18 мин.
Можно ли при подготовке к исповеди пользоваться перечнями грехов из интернета? Как быть, если стыдно исповедовать блудные грехи? Существует ли инструкция, как каяться «правильно»? А что делать с забытыми грехами? Исповедь — одно из церковных Таинств, о котором у верующих постоянно возникают вопросы. Ответить на самые распространенные из них мы попросили священнослужителей.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Как правильно исповедовать грехи?
«Как правильно называть грехи?» — этот вопрос часто слышат священники. Грехи стоит называть всегда своими словами. Важно говорить не заученными фразами, взятыми из списков грехов, которых много в интернете. Проговаривайте прегрешения так, как вы это чувствуете и как именно вы их видите. Говорите прямо и без смущения то, что лежит на сердце.
Более того, не нужно утаивать грехи, подбирать к ним смягчающие синонимы. Постарайтесь говорить четко и понятно. Если, например, вы совершили блудный грех, так и говорите: «Господи, согрешил блудом, каюсь!». То же самое и с обманом, осуждением, ленью, гордыней и так далее.
Важно помнить, что на исповеди не следует называть имена и грехи чужих людей. Не нужно «вписывать» других людей в свой грех, говорите только о себе. Ведь грех — это только ваш промах, ваш проступок, и винить кого-то в нем, тем более перед лицом Божьим, не стоит.
Никогда не бойтесь проговаривать грехи перед священником и не стесняйтесь его. Священнослужитель, исповедующий вас, является лишь свидетелем раскаяния перед Богом, он может помочь советом, поддержать или направить мысль, но не он решает, прощать вас или нет. Отпускает грехи один лишь Бог, которому вы в знак раскаяния приносите свое смиренное сердце, плачущее о собственных прегрешениях и грехопадении.
Исповедь блудных грехов
Блудные грехи — не какая-то особая «каста» грехов, они не «тяжелее» и не «легче» всех других прегрешений. Однако их интимность накладывает отпечаток на совесть человека, поэтому исповедь блудных грехов для многих — очень сложное, стыдное дело.
В блудных грехах не нужно каяться подробно. Их детальное описание может смутить вас и ввести в искушение священника. Важно понимать: Господь видит нашу душу, Он знает нашу жизнь и понимает с полуслова все то, что мы пытаемся высказать во время Таинства Исповеди.
При этом важно и нужно подобрать точные слова и дать понять священнику, который вас исповедует, что с вами произошло. Часто об этих грехах говорят общими словами, скрывая за ними искажения отношений между мужчиной и женщиной (близкие отношения до брака, измену и прочее) или даже еще более страшные искажения. Говорить нужно хотя и без лишних подробностей, но понятно и ясно, без утаивания и скрытия сути.
Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно постараться прояснить, в чем она проявляется.
Какие грехи говорить на исповеди?
На исповеди нужно коротко и лаконично перечислить свои грехи. Отвечая на вопрос «какие грехи говорить на исповеди», я подчеркиваю их «принадлежность», потому что часто люди приходят на исповедь со списком проступков своих ближних: объясняя причину своих грехов, они жалуются на несправедливое отношение к ним близких, коллег, друзей. В итоге Таинство превращается во что-то вроде приема у психолога или разговора на кухне, а такого быть не должно.
Современный человек — человек рациональный, и порою он чрезмерно старается все «разложить по полочкам». Поэтому у некоторых людей есть стремление найти точные названия всем своим грехам, но в этом нет необходимости. Говорите просто, незамысловато, так, как вы сами чувствуете это, чтобы священник понял суть содеянного. И помните: Господь ведает все, Он знает наши помыслы, и поэтому даже если мы нечетко сформулируем мысль, но искренне раскаемся в грехе, то Бог обязательно простит нас.
Есть и другая проблема: некоторые пытаются говорить о своих грехах на непонятном для них самих языке, используют вычитанные в книгах названия грехов типа «мшелоимство» или «скверноприбытчество». Мне кажется это неправильным. Следует называть грехи так, как мы их называем в нашей реальной жизни. Например, не корыстолюбие, а заискивание перед кем-нибудь из желания получить деньги, или совершение добра с целью получить добро в ответ, да побольше.
Исповедоваться нужно всегда в прошедшем времени и говорить не о помыслах, а о совершенных делах. Именно они являются грехом, а не мысль, которая зародилась в голове, но так и не воплотилась в деле.
Что же касается помыслов, то о них образно говорится в 136 псалме «На реках Вавилонских». Последние строки этого псалма звучат так: «Блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень». Конечно, это изречение нельзя понимать буквально. Псалмопевец говорит о том, что мы должны своей верой, крепкой как камень, разбивать зарождающиеся в нас греховные помыслы. А для этого существуют молитва, дела благочестия и милосердия.
Грехи на исповеди: советы батюшки
Как правильно участвовать в Таинстве исповеди? Увы, узнать мы это сможем, только попав в Царствие Небесное! Ведь правильным результатом нашего покаяния является полное расставание с грехами, которые мешают нашему единению с Богом. Именно в Царствии Небесном мы получаем абсолютное Божие всепрощение: Господь принимает нас и соединяет с полнотой Божественной любви. А до этого мы должны с каждым разом все более и более правильно подходить к этому великому Таинству здесь, на земле.
Важно понимать: исповедь должна быть искренней. Настоящая исповедь — это покаяние в грехах не потому, что именно эти грехи мы нашли в каком-то списке, а потому что чувствуем: они инородны нашей душе. И при этом необходимо помнить, что исповедуемся мы только в своих, а не в чужих грехах. Частая ошибка людей как недавно воцерковившихся, так и тех, кто в Церкви давно, заключается в том, что исповедь они превращают в жалобу на жизнь и окружающих.
Господу важно наше покаяние, которое рождается в глубине сердца, а не бездумный отчет. Нужно не просто зачитывать перечень грехов: нужно пережить всю тяжесть совершенного в своей душе, обдумать свои промахи и ошибки, проанализировать свои поступки.
К примеру, мы исповедуемся в раздражении. Необходимо понять, в каких именно ситуациях мы раздражаемся, как это проявляется в зависимости от момента, увидеть, когда мы в состоянии быстрее «остынуть», а когда дольше храним злобу. И только разобравшись в этом, мы можем осознанно и искренне свидетельствовать перед крестом и Евангелием: Господи, я буду бороться со своими грехами. Поэтому, какие бы советы батюшки про исповедь вы не услышали, в первую очередь, важно ваше искреннее желание избавиться от грехов.
Как исповедовать грехи на генеральной исповеди?
Генеральная исповедь ничем принципиально не отличается от обычной. Существует лишь качественная разница в подходе к покаянию. Чаще всего к генеральной исповеди прибегают люди, которые не исповедовались на протяжении долгого времени либо вообще подходят к этому Таинству впервые. Генеральной она называется потому, что человек жаждет исповедоваться не за какой-то короткий период, а, по возможности, за всю жизнь. Это и есть ответ на вопрос: как исповедовать грехи на генеральной исповеди.
Прежде всего, чтобы принести генеральную исповедь, нужно договориться об этом со священником заранее. Существует риск, что человек, желая «генерально» исповедоваться, придет на многолюдную службу, например, в воскресенье, и не успеет. Во время Литургии священник, как правило, ограничен во времени разговора с исповедником, уделить человеку достаточно внимания он не может. Советую заранее узнать, когда у него есть время: возможно, это будет за полчаса до службы или после. Выбирайте для генеральной исповеди будний день, чтобы исповедоваться спокойно, не на бегу.
Для подготовки к такой исповеди можно пользоваться списком грехов — но взятым не где попало в интернете, а проверенным. Можно, например, обратиться к книге архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Готовые списки грехов нужно использовать разумно: не слепо переписывать все то, что вы там найдете, а выбирать из списка то, что действительно происходило в вашей жизни, но вы, возможно, об этом забыли. Такие списки — своеобразное сито, через которое просеется все лишнее, а что-то важное и нужное именно для вас останется.
Самый правильный подход к подготовке к генеральной исповеди — чтение Евангелия. Вы читаете и анализируете, в чем ваша жизнь не совпадает с евангельским словом, и исповедуете это. Такой совет относится не только к генеральной исповеди, но и к тому нашему регулярному свидетельству о перемене жизни, которое мы приносим Господу в таинстве покаяния.
Прощаются ли грехи на исповеди?
Господь прощает абсолютно все грехи, которые человек исповедует. Неважно, какой тяжести названный грех — Бог прощает его моментально, как только человек приходит на исповедь и кается. Поэтому ответ на вопрос «Прощаются ли грехи на исповеди?» — однозначно да, если человек искренне раскаялся.
Однако есть важное условие: человек должен осознать свой поступок как греховный, должен понять, что поступил неправильно и искренне хочет никогда больше не совершать этого. Неправильно воспринимать исповедь как ритуал, который автоматически «очищает» душу от греха. Важно личное раскаяние, при котором человек переживает тяжесть греха, понимает, что грех ему чужд, и хочет с ним бороться. Как только он свидетельствует Господу свое раскаяние на исповеди, Бог сразу же прощает его.
Можно вспомнить притчу о двух заимодавцах. Помните человека, который был должен царю десять тысяч талантов? У него не было таких денег, поэтому царь «бросил» его в долговую яму. Однако он попросил простить ему долг, и царь сжалился. Когда же сделать то же самое попросил у вельможи его собственный должник — он не пожелал оставить долг. И царь, который в притче олицетворяет Бога, узнав о произошедшем, воздал своему должнику по полной строгости. Так же и мы: если мы каемся, Господь прощает нас, но если мы не готовы прощать тех людей, кто просит снисхождения у нас, милости Бога к нам самим ждать не стоит.
Надо помнить слова Иоанна Крестителя, обращенные к фарисеям: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3:7). Нам важно обратить внимания именно на этот плод, о котором говорится в Евангелии. Момент разрешительной молитвы, целование креста и Евангелия — это не момент окончания покаяния. Процесс покаяния длителен: сначала человек вынашивает раскаяние в своей душе, потом происходит наивысшая точка покаяния — момент исповеди, но и потом надо жить так, чтобы оправдать прощение, дарованное Богом. Даже не просто разово оправдать, а соответствовать этому прощению на протяжении всей жизни.
После исповеди мы находимся, можно сказать, на досрочном освобождении от грехов, но пока мы не попали в Царствие Небесное, расслабляться не стоит. Если мы будем хранить память о грехах, будем действовать смиренно и милосердно по отношению к другим, то станем достойны того прощения, которое дал Господь.
Как правильно писать грехи на исповеди?
Многие люди предпочитают, готовясь к исповеди, письменно записывать грехи. Кто-то их застывает вслух, а кто-то — отдаёт читать священнику. И тут часто возникает вопрос: как правильно писать грехи на исповеди? Важно помнить, что исповедь начинается уже дома с того момента, когда мы взяли в руки ручку и листок, и завершается возле аналоя. Это длительный процесс, к которому надо подойти разумно, уделить подготовке к исповеди достаточное количество времени.
Господь Сердцеведец все слышит и видит, Он знает то, что лежит грузом у нас на душе и тревожит сердце, поэтому не стоит сильно переживать, правильно или неправильно мы сформулировали свою мысль. Господу важно наше искреннее покаяние, а не академичность и выверенность списка грехов.
Тем не менее, для того, чтобы верно сформулировать свои грехи, можно почерпнуть знания из духовной литуратуры. Советую прочитать небольшую книгу отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» как очень лаконичное пособие для кающихся, иле же книгу святителя Игнатия Бренчанинова «В помощь кающимся». Эти и многие другие труды, написанные на тему покаяния, могут быть полезны тем, кто никогда не исповедовался и не знает, что и как сказать.
Чтобы определить, что есть грех и в чем необходимо исповедоваться, можно действовать следующим образом: читаете заповедь, смотрите, как делать нужно, и сравниваете это со своей жизнью. Из этого сравнения и вытекает понимание, что и как вы делаете не так, где вы промахиваетесь. Ведь грех по-гречески звучит как amartia, что означает «ошибка, промах, мимо цели».
Формулировать грехи надо кратко. Попробуйте пронумеровать список, чтобы не сбиваться и не запутаться во время исповеди. Не советую «растекаться мыслью по древу» и детализировать каждое прегрешение. Священник — лишь свидетель покаяния, и подробно объяснять ему каждую ситуацию нет необходимости, но вот суть совершенного вами он из ваших слов должен понять четко.
Как каяться в грехах на исповеди?
Мы все немного разные, и на каждом этапе нашего духовного возрастания мы по-разному исповедуемся. Поэтому и ответ на вопрос «как каяться в грехах на исповеди?» может быть разный. Нередко в самом начале своего воцерковления человек хочет совершить генеральную исповедь, и в таком случае важно вспомнить все прегрешения и подойти к этой исповеди максимально осознанно и серьезно.
Человек, который долгие годы находится в Церкви, чаще всего уже имеет духовного отца (священника, к которому регулярно ходит на исповедь. — Прим. ред.), и такому верующему достаточно краткой исповеди, чтобы священник все понял и при необходимости дал духовный совет. Однако и такую исповедь нельзя воспринимать как «проходную»: к ней надо готовиться не меньше, чем к генеральной, и относиться к ней так же серьезно и вдумчиво.
Важно понимать, что каждая исповедь — это три составляющие: покаяние, молитва и, возможно, духовный совет опытного священника. Покаяние по-гречески означает перемену ума, а достигается оно не только искренним раскаянием, но и молитвенным трудом, а также следованием тем советам, которые можно получить у священнослужителя.
Как бы вы ни исповедовались, главное — это ваше сокрушенное сердце, которое жаждет покаяния.
Пример грехов на исповеди
Первое, что нужно понять: исповедь — это не механическое перечисление грехов, считывание их с бумажки. Это прежде всего покаяние, изменение ума, которое в греческом языке именуется особым словом «метанойя» и выражается в изменении своей жизни и отношения к Богу и людям.
Чтобы правильно исповедоваться, нужно понимать саму суть этого таинства. Каемся мы не перед священником: он всего лишь свидетель нашего покаяния. Священнослужитель не может простить или не простить грех — это может сделать только Бог, к Которому мы и обращаемся всеми своими мыслями и чувствами во время таинства.
Нельзя превращать исповедь в пустой «отчет о проделанной работе» или рассказ о своей тяжелой жизни, сопрягая его с самооправданием. Господь всеведущ: Он и так знает, что спрятано в самых темных уголках нашей души, и нет смысла скрывать от Него что-то или объяснять, почему мы согрешили.
Если какой-то грех особенно вас тревожит, то можете чуть-чуть «приоткрыть завесу» над ним, но делайте это в разумных пределах. Особенно это касается нарушения седьмой заповеди — «Не прелюбодействуй»: этот грех нужно проговаривать четко, но лаконично, без подробностей.
Чтобы не растягивать исповедь и самому не растеряться во время Таинства, следует подготовиться заранее, например, дома. Разобраться, какие прегрешения наиболее тревожат вас, и выписать все на листочек, если боитесь что-то забыть. Новоначальным и людям, кто хочет подойти к исповеди более основательно, советую прочитать прекрасную книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди».
Чтобы было яснее, приведу пример правильного формулирования исповеди. Допустим, если я грешил раздражением, то так и называю этот грех. Если же я хочу сказать больше, то могу добавить: в раздражении я гневался и в гневе ударил человека. Прости меня, Господи, за это!
Первая исповедь: какие грехи называть?
Первая исповедь — важный и сложный шаг на пути к Богу. Многие спрашивают: какие грехи называть на первой исповеди? В первый раз не нужно пытаться вспомнить грехи за всю жизнь, это очень сложно. Начните с того, что наиболее тревожит душу, что тяготит вас. Как говорят святые отцы, сначала вытаскиваются валуны из мешка грехов, который лежит за плечами, потом доберетесь до камней поменьше, а под ними — галька и песок. Важно понимать, что первая исповедь — это лишь первый шаг к истинному покаянию и изменению жизни. Если первая исповедь станет единственной, после которой человек больше не вернется в церковь, то полезного в такой исповеди будет очень мало.
Главное при первой исповеди — не откладывать поход в храм. Посмотрите на сайте расписание богослужений той церкви, куда хотели бы пойти. Иногда в соборах в течение дня есть дежурные священники, узнайте об этом у сотрудника храма за свечным ящиком.
Лучше всего выбрать для первой исповеди будний день и договориться об исповеди вне богослужебного времени, потому что обычно на воскресной Литургии очень много исповедников, и священник не сможет уделить вам должного времени.
Можно сказать священнику о том, что это ваша первая исповедь, и тогда он обязательно поможет, что-то подскажет и направит мысль. При этом нужно держать в голове понимание того, что вы исповедуетесь не перед священником: в момент данного Таинства вы предстоите перед Лицом Божьим и именно Ему приносите слова покаяния. Священник лишь свидетельствует перед Господом ваше покаяние и молится о прощении вместе с вами. Если после исповеди у вас возникнет вопрос, требующий развернутого ответа, его можно задать уже после разрешительной молитвы.
Как исповедовать забытые грехи на исповеди?
Священник Иаков Белый-Кругляков
Священник Иаков Белый-Кругляков, клирик храма сщмч. Антипия, епископа Пергамского, на Колымажном дворе
Грех — это отступление от Бога. С греческого языка это понятие переводится как непопадание в цель. И действительно, грех — это такое действие человека (внешнее или внутреннее), которое уклоняет его от цели, его предназначения — жизни в Боге. А покаяние — это выпрямление, возвращение на правильный путь. Это долгая и кропотливая работа, одним из этапов которой является участие в Таинстве исповеди.
Святые отцы говорят, что видящий свои грехи выше того, кто видит ангелов. Оказывается, зрение своих грехов — показатель близости к Богу. Действительно, чем ярче солнце освещает стекло, тем яснее на нем видны пятна, царапины и пыль. Чем ближе человек к Богу, тем он более глубоко и искренне может произнести про грешников: «От нихже первый есмь аз». Но как мы можем исповедовать грех, которого не видим или просто не помним?
Не нужно бояться забытых грехов. Если они действительно мной забыты, а те, которые я в себе способен видеть, те, которые я помню, с искренним раскаянием и желанием измениться приношу на исповедь, ничего не скрывая, — Господь прощает абсолютно все грехи. А дальше — необходимо исправляться, быть более внимательным к своей душе и совершенствоваться в любви к Богу и людям. Тогда постепенно в душе будет воцаряться глубокий мир, и подобные вопросы – как исповедовать забытые грехи – отпадут сами собой.
Какие грехи говорить на исповеди?
На исповеди необходимо говорить о всех тех грехах, которые вас тревожат. Это должны быть именно те прегрешения, за которые вам стыдно, в которых вы раскаиваетесь. Однако одного покаяния мало: важно именно желание верующего исправить свою жизнь. Мы каемся в том, что хотим больше никогда не совершать, потому что покаяние, или по-гречески “метанойя” — это перемена ума, перемена всей жизни.
Можно говорить и давние грехи. Если в юности по неразумению кого-то обидели или взяли чужое, а сейчас, как принято говорить, болит душа, за это у Господа можно и нужно попросить прощения.
Бывает, что человека мучает страсть, например, алкоголизм, с которой очень сложно бороться. В таком случае надо помнить: Господь принимает исповедь каждого и при этом дает силы, чтобы побороть грех. Возможно, получится преодолеть страсть не с первого раза, но человек должен стремиться к этому.
Важно понимать, что, подходя к Таинству исповедимы не должны тяготиться обидой на ближних. Мы неоднократно читаем об этом в Евангелии: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). Об этом же говорит нам молитва «Отче наш»: «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Если мы не умеем прощать прегрешения ближних, то как Господь сможет простить нас? Если вас все же гложет обида, постарайтесь покаяться в этом и примириться с человеком.
Перед тем, как впервые пойти на исповедь, можно прочитать замечательное пособие архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». В этой книге он хорошо описывает, как подготовиться к исповеди, дает хорошие советы новоначальным.
От себя могу добавить, что главное в исповеди — это ваше покаянное, сокрушенное сердце. Все, что вас тревожит, что лежит тяжелым грузом на душе, проговорите на исповеди.
Перечни грехов
Если вы видите в интернете или в церковной лавке перечень грехов для исповеди, советую не прибегать к их использованию. Я понимаю, что спрос на такого рода помощников исповедующимся есть, особенно среди новоначальных. Однако этот перечень грехов, — скрупулёзно, тщательно выверенный — ничего полезного для духовной жизни не приносит. Скорее наоборот: обогащает наше сознание теми грехами, о которых мы и не слышали никогда. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил, что любой бесенок может принести подобный перечень грехов на исповедь и зачитать, но покаяния тут не будет.
Подходить к этому Таинству нужно только с тем, от чего у вас болит душа. Иногда верующие боятся, что количество называемых ими грехов не так велико, как должно быть, и выписывают из списков все подряд «на всякий случай»: вдруг согрешили и не помнят об этом. Я не советую так делать, потому что исповедь — это, прежде всего, живое свидетельство перед Богом о нашем искреннем покаянии. Исповедь — это работа над собой, и неважно, какое количество грехов вы произнесете. Важно лишь, что после исповеди Господь вынет из сердца тот кинжал греха и залечит рану благостью Своего прощения.
Вместо перечня грехов лучше обратиться к книге архимандрита Иоанна (Крестянкина) «Опыт построения исповеди». В чем же разница между перечнем грехов и этой книгой? В этом труде нет того математического подхода к исповеди. В его книге передан многолетний опыт духовника, пастыря, который знает, чем живут верующие люди и что необходимо изъять из своего сердца. Ее очень радостно читать! А те перечни грехов для мужчин, женщин, детей и подростков, которыми изобилует интернет, нагоняют только печаль и тоску.