какие вопросы задают терапевту
Разговор с врачом. Терапевт о причинах самых распространенных заболеваний
— Желание стать врачом у меня появилось не сразу, это произошло в более осознанном возрасте. Моя мама работала в медицине, она больше 20 лет занимала должность врача лечебной физкультуры. Время от времени мне приходилось приходить к ней на работу. Я видела процесс, и это было очень интересно: белые халаты, врачи, помощь людям. Затем заболела бабушка, и я старалась помогать ей. К окончанию 9-го класса не оставалось сомнений, что я пойду поступать на лечебное дело. Долго готовилась, потому что экзамены были сложные. И поступила в Рязанский Государственный Медицинский Университет.
— Лечебное дело подразумевает множество профессий, это дает возможность дальнейшего выбора специальности. На первом курсе сложно определиться, чем именно ты хочешь заниматься, поэтому все проходят общую врачебную подготовку. А потому уже выбирают, в конце 6-го курса, одну из множества узких специальностей.
— После третьего курса начались практические занятия. До этого мы занимались теорией – все было ново, интересно. Однако на четвертый год начали работать непосредственно в больницах. Преподаватели и студенты практиковались на конкретных пациентах. Конечно, ассистировать во время операций нас не допускали, мы могли только смотреть. Обычно это были ходовые операции, например, на протезирование суставов. В общем, наиболее наглядные случаи. На пятом курсе также были практики в роддоме, и мы участвовали в принятии родов.
— Нас готовили. Помимо занятий во время учебного года у нас была летняя практика. Сначала мы помогали медсестрам, затем выполняли их обязанности, делали уколы. А потом уже помогали врачам. И постепенно становилось ясно, в каком направлении хочется двигаться. Само собой, мы посещали не только родильные дома. Были и в морге. Но не так страшен морг, как судебно-медицинское отделение, где пациенты умирают насильственной смертью. Были разные случаи, иногда становилось жутко. Но это неизбежные практики в нашей специальности. А так, в любом медицинском университете довольно увлекательно учиться.
— В то время так сложились обстоятельства. Изначально я хотела быть ЛОР-врачом, но после окончания университета пришлось переехать на Урал по семейным обстоятельствам. И интернатуры для специалистов-оториноларингологов рядом с местом, где я жила, не было. Решила поступить на общую терапию. Но я совсем не пожалела об этом. Сейчас я не смогла бы быть ЛОРом. Я люблю беседовать с пациентами, люблю общение. К терапевту приходят самые разные люди, это просто не может быть скучно.
— Конечно! Любой врач должен быть еще и психологом. Пациенты приходят разные, и не только с болезнями. Очень многие страдают от психосоматических факторов. Поэтому приходится наставлять, поучать, иногда ругать. Не так, что человек пришел с жалобами на кашель и насморк, и ты ему просто назначил таблетки. Некоторым нужно именно выговориться. Бывают и ипохондрики, – они считают, что больны, а на самом деле все болезни только в голове.
— Если я могу помочь в конкретном случае пациенту, я стараюсь справиться сама. Но когда понимаю, что он мне уже не подвластен, я направляю его либо к психологу, либо к психиатру, либо к психотерапевту.
— Как к терапевту, ко мне обращались со многими проблемами. Раньше я работала участковым терапевтом в маленьком провинциальном городе. В силу того, что там очень мало узких специалистов, ко мне приходили вообще со всеми проблемами: от насморка до вопросов оперативного характера: «Нужна ли мне операция? Как она будет проходить?»
В Москве большинство людей приходит с вирусными заболеваниями. Здесь многие заранее знают, к кому и зачем нужно идти. В первую очередь, благодаря информационным технологиям и Интернету. Конкретно сейчас сезон простуд. Вообще, у каждой болезни есть свой сезон. Зима – это вирусы и простуды, весна-осень – гастриты и язвы, а летом становится более-менее спокойно.
— Вирусным заболеваниям подвержены все люди. И молодые, у которых ослаблен иммунитет, и, конечно, пожилые. У последних часто имеются еще и хронические заболевания, которые также влияют на общее состояние здоровья. Люди с иммунодефицитом. Ну и, соответственно, дети.
— Простуда – это бытовое название. Симптомы могут возникать как от вирусной инфекции, так и от переохлаждения. А еще есть такое понятие, как острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). ОРВИ имеют сезонные обострения, которые начинаются в ноябре и заканчиваются мартом. Этим вирусам подвержены очень многие люди. Болезнь проявляется в виде насморка, кашля, чихания, слезотечения и повышения температуры. Как и грипп, ОРВИ провоцируются вирусами – микроорганизмами, которые проникают в организм человека и поражают слизистые. Иногда их можно спутать с гриппом, потому что по симптоматике эти вирусы похожи. Конечно, мы ставим грипп по ряду специфических симптомов. В отличие от ОРВИ, он начинается с резкого подъема температуры тела, до 39-39,5 градусов, сильной головной боли, ломоты в мышцах и суставах, боли в глазах. Это симптомы общей интоксикации. Без насморка, кашля и першения в горле, – они присоединятся позже. Но чтобы точно подтвердить грипп, нужно сдать определенные анализы.
— Да, она существует. В первую очередь, это соблюдение гигиены: мытье рук, частое мытье полов, увлажнение воздуха, проветривание, влажная уборка. А еще избегание контактов с инфекционными больными и мест большого скопления людей. Можно надевать маски.
— Маска не защищает тебя от вируса, он может проникнуть в любом случае. Но, в то же время, маска защищает от мелкодисперсных частиц. Например, наш попутчик в метро чихнул, мелкая пыль и частички слюны разлетелись, и волей-неволей это может оседать на наших слизистых. Маска поможет этого избежать. Плюс, когда мы едем в метро, нужно стараться избегать поручней, не браться руками за двери и перила. Потому что заболевший человек чихнул и прикрылся рукой, а затем схватился за поручень. Мы следом за ним схватились за поручень, почесали нос – все. Вирус сразу проник к нам в организм. А еще можно обрабатывать руки антисептиками.
— Снижают, но также они убивают бактерии. Лучше мыть больше, чем меньше. И еще, когда мы приходим домой вечером, полезно промывать нос солевым раствором, чтобы смыть со слизистой всю инфекцию.
— Я люблю витамины, и часто назначаю поливитамины, особенно в осенне-весенний сезон, когда подразумевается снижение иммунитета. Комплекс витаминов помогает поддержать его. Еще нужно пить больше жидкости и витамина С: клюква, лимон, брусника, черная смородина, черника. Эти народные средства работают, укрепляют иммунитет. Еще по возможности можно закаливаться. Чаще бывать на свежем воздухе, гулять.
— Да. Потому что существует ряд противопоказаний, а также у пациента могут быть аллергические реакции. Для назначения любых лекарств требуется консультация врача. Нельзя просто взять и сказать: принимаем все витамин С! У кого-то может быть непереносимость, у кого-то аллергия, а третьему он вообще не нужен в организме.
Какая допустимая дозировка витамина С?
— 500 миллиграмм. Перенасыщение витамином С может спровоцировать аллергические реакции: сухость кожи, высыпания, покраснения.
— У меня была пациентка с хроническим тонзиллитом (хроническое воспаление миндалин), и она лечила его керосином. Полоскала горло керосином. Остальные медикаментозные средства ей не помогали, и кто-то подсказал, мол, нужно использовать керосин, который применяют именно в авиации. Самый что ни есть чистый. Естественно, это привело к ожогу слизистой и не самым приятным последствиям. Среди распространенных методов: лук, чеснок натирают на терке. Помню, когда работала участковым терапевтом, часто приходила к больным, и у них был разложен лук, чеснок, кушали его в большом количестве. На самом деле, это своеобразные фитонциды (выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий), то есть косвенным образом чеснок помогает, а главное – человеку спокойнее, мы и не против. Единственное, если у пациента когда-то была язва желудка, то в итоге может получиться так, что одно он лечит, а другое калечит. Одна из самых действенных профилактических мер – вакцинация.
— Нет. Если мы видим, что пациент здоров, у него нет никаких симптомов катаральных явлений (например, насморка), если он не перенес неделю назад ОРВИ, мы можем спокойно сделать ему прививку. Лучше всего вакцинироваться перед сезоном, потому что иммунитет вырабатывается только спустя 3-4 недели.
— Очень много. Пациенты часто боятся, не хотят вакцинироваться. Но есть определенные категории людей, которым это необходимо делать: дети в детсадах, работники медицинских учреждений. Люди, которые постоянно находятся в социальном контакте. Им обязательно нужно защитить и себя, и других. Естественно, есть ряд противопоказаний к вакцинам, мы тоже это учитываем, и таким пациентам прививки не делаем.
— Есть национальный календарь прививок. Он начинается с момента рождения человека, и регламентирует необходимые процедуры по годам жизни человека. А сезонные вакцинации от гриппа, пневмококковой инфекциии (пневмониия), должны делаться раз в год. Я считаю, что это необходимо.
— Делаю, каждый год. Я спокойно к ним отношусь. В советское время их делали всем, даже малышам при рождении. Старались по национальному календарю все выполнять. А сейчас многие родители отказываются от прививок для своих детей. И это приводит к эпидемиям. Например, в прошлом году у нас была эпидемия кори. Было очень много заболевших и в детских садах, и среди взрослых. Потому что у людей изначально отсутствовал иммунитет к болезни. Это привело к распространению инфекции. Такие случаи доказывают, что прививки нужно делать обязательно.
— Мужчина, около 26-ти лет. У него был инфаркт. Когда стали выяснять причину, обнаружили очень неприятный анамнез: алкоголь, отсутствие движения, нездоровый образ жизни в целом.
— Конечно. Сахар, холестерин, повышенное артериальное давление, повышенная масса тела. Ну и курение, соответственно, и малоподвижный образ жизни. Наследственность еще влияет. Если человек молодой, с избыточным весом, и у него родители, мама, бабушка болели сахарным диабетом, естественно это может отразиться в дальнейшем и на нем.
— Во-первых, правильным питанием. Мы всегда говорим ограничивать соль, жидкость, следить за давлением, больше гулять, проходить 3- 5 км в день. Если уже повышен холестерин, стараемся снижать его уровень медикаментозно, а также следить за уровнем сахара.
— Я думаю, здесь могут помочь физические нагрузки. Даже маленькая зарядка приводит к бодрости. Например, если у меня был утомительный и эмоциональный день, стрессы или высокая умственная нагрузка, я зимой катаюсь на лыжах. Чувствую себя гораздо лучше, если компенсирую моральную усталость физической. Пройдитесь после работы. Не доезжая одну остановку на метро, выходите на улицу и прогуляйтесь пешком. Просто посмотрите на природу вокруг. Естественно, в хорошую погоду.
— Я очень люблю лыжи! В выходные или в будние дни, когда пораньше заканчиваю работу. Думаю, в Москве в парках можно кататься. Когда я жила в маленьком городе, там был лес с освещенной лыжной трассой, и мы катались по вечерам с семьей.
— Летом люблю велосипедные прогулки. Для меня это лучший отдых. Еще провожу много времени на даче, в огороде. Поближе к природе. Поэтому я говорю своим пациентам: больше положительных эмоций. Радости нет сейчас у людей. От этого все проблемы. И психологические, и физические. Нужно уметь контролировать свои эмоции и не впадать в депрессию.
У нас безопасно в период пандемии
Почему стоит обратиться в нашу клинику?
Запишитесь на приём прямо сейчас! Не откладывайте здоровье на потом!
Отзывы
Лицензии
Акции
Новости
Медицинская клиника «Ambulatory Medical Center», AMC © 2010-2019
Вы можете оставить заявку, чтобы мы вам перезвонили, заказать услугу или задать вопрос.
Мы заботимся о вашей безопасности и теперь предоставляем онлайн консультации по всем основным направлениям. Вы можете оставить заявку в этой форме, а стоимость уточнить здесь.
После проверки Ваш отзыв будет размещен на данной странице. уточнить здесь
Оператор, получающий согласие субъекта персональных данных:
Цели обработки персональных данных:
Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных:
Принципы обработки персональных данных:
Меры по обеспечению безопасности персональных данных:
Права и обязанности оператора:
Права и обязанности субъекта персональных данных:
Субъект персональных данных имеет право:
Прием у терапевта: когда нужно записываться и чего ожидать
Многопрофильный врач-терапевт занимается диагностикой и лечением целого ряда заболеваний человека. Он принимает пациентов, достигших возраста 18-ти лет. Все, что делает врач-терапевт, относится к заболеваниям и патологиям внутренних органов человека. В большинстве случаев именно терапевт решает все вопросы по проведению исследований и назначению эффективного лечения, а при необходимости выдает направление к врачу узкой специализации.
Что лечит терапевт
В обязанности терапевта входит диагностика и лечение дыхательной, пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. К нему обращаются не только при наиболее часто возникающих простудных заболеваниях – гриппе, бронхите, ОРВИ, – но и когда беспокоят суставы, спина, живот, наблюдается общее ухудшение самочувствия, мучает бессонница.
Часто недомогание списывают на легкую простуду или усталость, но без помощи квалифицированного специалиста невозможно поставить верный диагноз, а самолечение, как правило, лишь усугубляет ситуацию. Не стоит полагаться на волю случая, а надо просто записаться на прием к опытному доктору, вооруженному современными методами диагностики.
Когда следует записаться за прием к врачу
Если резко ухудшилось самочувствие, появились тревожные симптомы или подозрение на заболевание, то нельзя откладывать визит к терапевту, так как многие заболевания переходят в хроническую стадию, что имеет отдаленные негативные последствия для здоровья, ухудшает качество жизни и сокращает ее срок.
Симптомы, при которых нужно посетить терапевта:
Наши клиники в Санкт-Петербурге
Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)
Ежедневно
с 9.00 до 22.00
Дунайский проспект, д. 47 (м. Дунайская)
Ежедневно
с 9.00 до 22.00
Проспект Ударников, д. 19 корп. 1 (м. Ладожская)
Ежедневно
с 9.00 до 22.00
Выборгское ш., д. 17 корп. 1 (м. Пр-т Просвещения)
Ежедневно
с 9.00 до 22.00
Маршала Захарова, д. 20 (м. Ленинский пр-т)
Ежедневно
с 9.00 до 22.00
Есть ряд симптомов, которые свидетельствуют о серьезных проблемах со здоровьем. К ним относится резкое снижение массы тела без изменения рациона питания, высокая температура тела, невыносимая головная боль, рвота с кровью, стул черного цвета, нарушение речи и паралич конечностей.
Беременные женщины должны посетить терапевта с целью профилактики осложнений во время вынашивания плода и родов.
Лицам с хроническими болезнями и генетической предрасположенностью к возникновению некоторых заболеваний также рекомендуется регулярно бывать у врача.
Всем лицам, достигшим 40 лет, рекомендуется посетить врача для профилактики развития хронических заболеваний.
Что делает терапевт на приеме
В начале приема врач выслушивает жалобы пациента, расспрашивает о симптомах. Он обязательно интересуется перенесенными болезнями и хроническими заболеваниями. В интересах пациента рассказать о своем здоровье как можно подробнее. Затем специалист измеряет давление, прослушивает фонендоскопом грудную клетку и спину, может измерить температуру, осмотреть горло, прощупать живот.
Проанализировав жалобы и основываясь на собственных выводах, терапевт назначает лекарственные препараты и лечебные процедуры, выписывает направление на анализы, дополнительное обследование (УЗИ, МРТ, КТ, рентген), а при необходимости и отправляет к другим профильным специалистам – отоларингологу, гастроэнтерологу, неврологу и др.
Следует учитывать, что общение с терапевтом редко ограничивается единственным визитом, поскольку врач должен «вести пациента», то есть наблюдать за ходом лечения. При необходимости он вносит поправки, назначает дополнительные методы диагностики, координирует взаимодействие с докторами других специализаций.
Многие ошибочно считают, что врач-травматолог занимается исключительно накладыванием гипса, но область его деятельности значительно шире. Этот врач помогает избавля.
Записаться к терапевту и остаться довольным: 9 советов
Как болел бы врач. Зачем ходить в государственную поликлинику
Ольга Кашубина врач, медицинский журналист, популяризатор науки, автор канала о медицине
Если вы очень давно не были в государственной поликлинике, а теперь решили сэкономить на частных медицинских услугах, для вас издан путеводитель — книга Ольги Кашубиной «Как болел бы врач». Побывав по обе стороны отечественного здравоохранения, автор дает подробную инструкцию, как наладить контакт с врачом и стать равноправным участником собственного выздоровления. И начинает с похода в поликлинику по полису ОМС.
Государственная поликлиника: за что платить не нужно
В государственной поликлинике лечат всех, у кого есть полис ОМС. Однако бесплатность услуг в поликлинике — понятие относительное. Ведь вы не считаете бесплатным ремонт машины со страховкой «Каско»?
Хорошая новость состоит в том, что, в отличие от автостраховки, медицинские страховые взносы в системе ОМС фиксированные, поэтому нет причин ходить в поликлинику редко — это не повлияет на налоговые отчисления в следующем году. Плохая — в том, что большинство из нас весьма расплывчато представляет себе перечень услуг, положенных в рамках страховой программы, поэтому по умолчанию считает поликлинику плохим вариантом для лечения и соглашается доплатить в государственной или в частной клинике за положенные бесплатно услуги.
Да, в поликлиниках бывают очереди, а у врачей крайне мало времени на общение с каждым пациентом. Но, во-первых, поликлиника поликлинике рознь, и лечебное учреждение всегда можно сменить, выбрав менее загруженное (помогут отзывы в интернете и электронная регистратура, где можно оценить количество талонов к специалистам на ближайшие даты).
Во-вторых, важно помнить, что поликлиника — это самое очевидное место, где вам предоставят гарантированные государством медицинские услуги, в том числе дорогие и высокотехнологичные. Если с умом сочетать их с услугами частной медицины, можно сэкономить без потерь в качестве медицинской помощи.
Например, так.
У Андрея сахарный диабет первого типа. Раз в пару месяцев он посещает эндокринолога в поликлинике, тот выписывает ему рецепт на бесплатный инсулин и тест-полоски для контроля уровня глюкозы в крови и моче. Медикаменты стоят дорого, поэтому Андрей не считает зазорным потратить несколько часов в очереди к врачу и на бюрократию с оформлением рецепта. Но на полноценный медосмотр к эндокринологу и другим врачам Андрей ходит в частный медицинский центр. Так ему спокойнее за свое здоровье.
Или так.
У Алены недавно родился ребенок. Она ходит в детскую поликлинику, чтобы сделать малышу бесплатные прививки по Нацкалендарю, в то время как за дополнительными прививками, которые официально положены только детям из группы риска (например, от ротавирусной инфекции), она обращается в частную педиатрическую клинику.
Иногда пациенты жалуются, что в поликлинике невозможно сразу попасть к узкому специалисту — нужно вначале посетить участкового терапевта. Во-первых, это не совсем верно: к ряду врачей, принимающих в рамках ОМС, можно попасть напрямую. Например, к гинекологу, стоматологу или хирургу. К тому же не стоит недооценивать роль терапевта: это диспетчер, который, в зависимости от серьезности ситуации, отправляет вас на «следующий уровень» — к профильным врачам. Но он же может и сам поставить диагноз и назначить лечение.
Мне не раз доводилось слышать от знакомых, что терапевт в поликлинике по умолчанию посредственный врач, который знает почти все, но не точно. На деле у таких врачей иногда бывают энциклопедические познания в медицине и огромный клинический опыт. Ведь невозможно набить руку и глаз и стать хорошим диагностом, если не обследовать день за днем десятки и сотни пациентов. Уж чего-чего, а пациентов у участковых терапевтов всегда в избытке.
Прием терапевта в поликлинике: как извлечь максимум пользы
Как человек, которому доводилось носить белый халат и работать в поликлинике, дам несколько советов, которые помогут наладить контакт с терапевтом и оптимизировать скудное время консультации.
Да, по канонам пропедевтики внутренних болезней — раздела медицины, посвященного обследованию больного, — врач должен узнать обо всех жалобах больного и самостоятельно решить, какие из них значимые, а какие — нет. Но мы в обычной поликлинике, здесь рассчитывать на обстоятельную консультацию, увы, не приходится. Поэтому определитесь с целью визита заранее и, как только врач оторвет глаза от груды бумаг и вымолвит традиционное: «На что жалуетесь?» — сразу четко и максимально коротко отвечайте на его вопрос.
Понимаю скепсис тех читателей, которые испытывают к поликлиникам устойчивую антипатию: сложно поверить, что визит в государственное учреждение может быть если не комфортным, то хотя бы не унизительным. Однако все потихоньку меняется: сейчас даже в небольших городах есть возможность записаться к врачу через интернет, федеральное и региональное финансирование часто позволяет закупать в кабинеты новое диагностическое оборудование.
Все реже встречаются убогие советские интерьеры и откровенное хамство со стороны сотрудников регистратуры: руководство многих больниц ведет контроль качества обслуживания и открыто к замечаниям и предложениям пациентов. Если сомневаетесь, попробуйте ради интереса как-нибудь сходить на диспансеризацию (бесплатный медосмотр, положенный каждому владельцу полиса ОМС раз в три года или даже чаще).
И если выяснится, что в поликлинике все по-прежнему беспросветно, доставайте кошелек и идите на платную консультацию к частникам.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Инструмент общения
При общении с пациентом врач всегда сталкивается с проблемой: всё ли, что он спросил, понятно пациенту. Масштабы этой проблемы хорошо отражены в проведенном одним американским врачом эксперименте на тему «Всё ли понимают наши пациенты при общении с врачом». Для его реализации были собраны опытные врачи. Они задавали ряд вопросов пациентам, страдающим различными болезнями органов пищеварения. За их беседой наблюдала группа врачей-экспертов. Результат эксперимента был таков: больные не поняли более 80 % вопросов, которые им задали врачи. Почему так происходит, отчего пациенты не всегда уясняют, что именно у него хотел узнать врач, и в итоге дают не ту информацию, которая была необходима? Ответ прост: нужно уметь задавать вопросы. О том, как овладеть техникой применения инструмента общения — искусством правильно задавать вопросы, вы узнаете из статьи профессионального психолога А. Ж. Моносовой, к. псх. н., учредителя, директора по развитию тренинговой компании ArsVitae, г. Москва.
Задаем вопросы
В прошлом номере журнала мы ознакомились с тем, как влиять на эффективность взаимодействия с пациентом, выбирая психологическую позицию. В этом номере рассмотрим один из важнейших инструментов управления психологической позицией собеседника — вопросы.
Мы задаем вопросы каждый день с самого раннего детства.
Сегодня мы структурируем этот навык и разберем, как с помощью этого мощного инструмента не только узнавать информацию, но и целенаправленно управлять психологической позицией собеседника и беседой в целом.
Какие бывают вопросы
Для удобства систематизируем вопросы:
1. Наиболее известная классификация вопросов «по форме» выделяет открытые, закрытые, альтернативные вопросы.
Открытые вопросы начинаются с вопросительных слов «как», «что», «где» и др. Открытые вопросы позволяют выяснить больше информации и используются, как правило, в начале контакта.
«Как вы себя чувствуете?»
Закрытые вопросы — это, по сути, утверждения, которые задаются с помощью вопросительной интонации и на которые можно ответить только «да» или «нет».
«Вы сегодня соблюдали режим питания?»
Альтернативные вопросы содержат в формулировке минимум два варианта ответа и строятся с помощью союзов «или», «либо».
«Изжога появляется до или после приема пищи?»
При сборе информации в самом начале диалога, как правило, задают открытые вопросы, затем — альтернативные, а в самом конце — закрытые уточняющие вопросы. Можно представить это в виде воронки — инструмента, с помощью которого мы можем переместить вещество из большого объема в меньший. Мы начинаем с максимального захвата информации (например, «Как вы себя чувствуете?»), затем сужаем информацию с помощью альтернативного вопроса (например, «Чувство слабости усилилось или уменьшилось после прошлого визита?») и завершаем уточняющим закрытым вопросом (например, «Больше всего в настоящий момент вас беспокоит головокружение после еды?»).
Если мы сразу начинаем выяснение информации с закрытых вопросов, то вполне возможно, что мы так и не угадаем истинную информацию. Наши попытки либо вовсе попадут мимо («Ну что, чувствуете себя бодрее?» в ситуации, когда бодрости не прибавилось), либо обнаружат наличие неполной информации («Головокружение по утрам прекратилось?» в ситуации, когда утреннее головокружение действительно исчезло, сменившись обмороком после завтрака).
Однако форма вопросов влияет не только на объем и качество получаемой информации, но и на поведение собеседника в целом.
Открытые вопросы в буквальном смысле открывают человека, он активно и охотно отвечает, начинает больше говорить. А закрытые вопросы закрывают. Поэтому для того, чтобы разговорить себеседника, задавайте открытые вопросы (например, «Что вы думаете по этому поводу?»), а для того, чтобы свернуть его речь, задавайте закрытые вопросы (например, «Вам понятны рекомендации?»).
Понаблюдайте за тем, как это происходит в жизни (за собой, коллегами, друзьями), и вы увидите, что очень часто мы делаем всё наоборот. Задаем закрытые вопросы в надежде разговорить собеседника и удивляемся, что он лишь кивает и отвечает односложно. Либо продолжаем задавать открытые вопросы, когда нам просто необходимо завершить беседу. И так же удивляемся разговорчивому собеседнику.
2. Следующая классификация, которая понадобится нам для достижения целей, — классификация вопросов «по содержанию». Мы выделим два типа вопросов — о факте и о мнении.
Вопросы о факте запрашивают объективную информацию (например, «Какой у вас сейчас вес?»).
Вопросы о мнении запрашивают субъективную информацию (например, «Вы удовлетворены своим весом?»).
Есть также вопросы, которые ошибочно воспринимаются как вопросы о факте. Например, «У вас большой вес?». Услышав «да», вы узнаете лишь то, что пациент считает свой вес большим, и ничего больше. Однако распространенной реакцией задавшего вопрос бывает интерпретация «большого веса» с помощью своих критериев. Так появляется большая часть искаже ний в передаче информации. Примеры вопросов:
Все эти вопросы — о мнении. Услышав на них ответ, мы узнаем субъективное представление собеседника. А узнать объективную информацию сможем, лишь выяснив его критерии («Что вы считаете большой порцией?») либо задав вопрос о факте («Сколько граммов/ калорий составляет ваша обычная порция?»).
Итак, вопросы о мнении помогают собрать субъективную информацию, узнать об отношении пациента к чему-либо.
На эти вопросы пациент, скорее всего, будет отвечать, высказывая собственное мнение («часто, давно, быстро»). Чтобы выяснить конкретную, объективную информацию, нужно задавать вопросы о факте.
Пример: «У вас сильно повышается давление?», «Вы недавно изменили режим питания?», «У вас есть лишний вес?»
Пример: «Какое самое высокое давление у вас бывает?», «Когда вы изменили режим питания?», «Сколько вы весите?»
Такие вопросы побуждают пациента говорить, используя факты («два раза в день, месяц назад»).
Выбор содержания вопроса, так же как и его формы, влияет не только на получение информации, но и на ход беседы.
Вопросы о факте направляют беседу в определенное русло, заставляют собеседника быть конкретным.
Напротив, вопросы о мнении дают собеседнику высказываться как угодно расплывчато и долго.
Поэтому если вы хотите, чтобы собеседник поговорил, разговорился, высказался, спрашивайте о его мнении. Если вам необходим четкий и краткий ответ, спрашивайте о фактах.
3. Третья классификация, которая необходима для точного решения наших задач, — классификация вопросов «по направленности». Мы выделим нейтральные и давящие вопросы.
Нейтральные вопросы не содержат подтекста — в них действительно спрашивается о том, о чем спрашивается. Например, «Сколько сейчас времени?», «Что вы ели на завтрак?».
Направляющие или давящие вопросы содержат подтекст, намек, они как бы подталкивают к определенному ответу. Например, «Ну и сколько же сейчас времени?», «И что же вы ели сегодня на завтрак?».
Нейтральные вопросы задаются с Взрослой позиции и обращены ко Взрослому в собеседнике. Давящие вопросы произносит Родитель, обращаясь к Ребенку в собеседнике. Поэтому нейтральные вопросы побуждают отвечать с Взрослой позиции — нейтрально, конкретно, объективно. Например, «Сейчас пять минут четвертого», «Я съела тарелку каши и бутерброд с сыром».
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!
Давящие вопросы провоцируют собеседника либо оправдываться с Детской позиции (например, «Ну не могла я раньше придти», «Да я уже вообще почти ничего не ем»), либо сопротивляться с Родительской (например, «А в чем, собственно, дело?», «Ну уж, наверное, не вашу пресловутую диету, от которой ноги протянуть можно!»).
Некоторые давящие вопросы прекращают коммуникацию вообще, обрывая контакт либо провоцируя сильнейший конфликт.
Поэтому, если мы хотим получать информацию, поддерживать контакт и общаться на партнерской Взрослой позиции, мы используем нейтральные вопросы.
Таблица 1. Классификация вопросов «по форме»
Управление психологической позицией
Итак, мы с вами разобрали и структурировали привычный навык задавать вопросы. Вы сможете использовать его не только для получения информации и управления беседой, но и для управления психологической позицией своих собеседников.
Чтобы актуализировать взрослую позицию, необходимо обратить собеседника к фактам, анализу. Следовательно, вопрос должен быть:
• открытым — чтобы стимулировать поиск информации;
• обязательно о факте — чтобы пробудить аналитическую Взрослую роль;
• обязательно нейтральным (давящий вопрос — это проявление Родительской позиции, которая в ответ вызовет Детскую либо Родительскую позицию).
Для примера давайте выведем на Взрослую позицию «безответственную» пациентку, которая не соблюдала режим питания и на приеме жалуется, что ее состояние не улучшилось.
Пациентка: Доктор, да не успела я нужные продукты купить. Замоталась совсем — столько дел после больницы. А потом узнала новости неприятные, так мне плохо стало, переволновалась, давление скачет.
Врач: Как именно скачет?
Пациентка: Ну, поднялось сильно.
Врач: Какое давление у вас было, когда приехала скорая помощь?
Пациентка: 250 на 110.
В этот момент пациентка уже перешла на Взрослую позицию, и с ней можно вести содержательный разговор. Можно задать еще 1–2 вопроса, чтобы закрепить ее объективность.
Врач: С каким давлением вы поступили к нам в прошлый раз?
Пациентка: 270 на 120, кажется, было.
Врач: Что вы ели вчера на завтрак?
Именно в ситуации невозможности контроля (лечение происходит уже дома) и склонности пациентки к перекладыванию ответственности за свое состояние на внешние обстоятельства и других людей очень важно эту ответственность закрепить — на самой пациентке либо, если ее самочувствие того требует, на родственниках, способных полностью взять на себя контроль. Исходя из этой цели, врачу не стоит уговаривать («Что же вы так, нужно обязательно выполнять рекомендации»), поддерживая Детскую позицию пациента.
Таблица 2. Вопросы к пациенту
Ошибки в применении вопросов для выведения собеседника на Взрослую позицию
1. Внешне нейтральные вопросы, содержащие убеждающие аргументы.
«Что вы ели на завтрак, если вам стало так плохо?»
Собеседник прекрасно распознаёт в вопросах очередные аргументы и продолжает с ними спорить.
2. Поток вопросов, на которые собеседник не успевает ответить.
В данном случае особенно важно давать собеседнику отвечать. Его Взрослую позицию активизирует не звук вашего голоса, а собственные мысли, возникающие в поисках ответа.
3. Выведение на Взрослую позицию пациента в ситуации, когда вы хотите, чтобы он что-то сделал не раздумывая, без лишних вопросов.
В таких случаях лучше сработает приказ или просто просьба. Всегда помните о цели вашего воздействия и о реакции, которую вы хотите получить от пациента.
4. Использование вопросов в ситуации, когда собеседник не просто не Взрослый, но и находится в агрессивном состоянии.
Для таких ситуаций понадобятся инструменты работы с негативными эмоциями, о которых мы будем говорить в следующих номерах журнала.
Выводы
Мы разобрали с вами инструмент «вопросы», который поможет вам управлять и получением информации, и ходом беседы, и психологической позицией собеседника. Инструмент вам хорошо знакомый, попробуйте применить его в новом ракурсе и понаблюдайте за результатами.
В следующих номерах журнала мы продолжим разбор аспектов коммуникации с пациентами и инструментов управления коммуникацией.
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!