какие возможности дает использование компьютера для самообразования
Какие возможности открываются перед человеком благодаря ПК?
В наше время, время высоких технологий, я думаю, никто не опровергает тот факт, что сегодня мы стоим перед лицом нового общества – общества информационного, которое с каждым днем все более и более четко себя выражает. И, несомненно, мы должны понимать, что главным «персонажем» этого общества является компьютер.
Благодаря компьютеру перед человеком открывается очень широкий круг возможностей, который, в наше время, без преувеличения, расширяется буквально каждый час. Миллионы разработчиков по всему миру работают над «расширением этого круга» и у них это очень неплохо получается. Появление компьютера поменяло даже привычный образ жизни множества людей. Все возможности ПК описать невозможно, но попробуем остановиться лишь на некоторых его преимуществах, которыми пользуются основная масса пользователей ПК:
Используя компьютер в качестве «поискового центра», вы с легкостью сможете найти любую интересующую вас информацию, с помощью известных поисковых движков, таких как Google или Yandex, они позволят вам найти, например: различные справочники, словари; интересную информацию о вашем хобби; расписание поездов, автобусов, самолетов; свежие новости, что происходят по всему миру; найти и скачать различную музыку, видеоролики, фильмы, и еще огромное количество других интересных вещей;
Существует множество компьютерных программ, которые позволят вам более качественно выполнять вашу работу или более приятно заниматься вашим увлечением. С его помощью вы сможете объединить полезное с приятным: объединить вашу работу и увлечение в одном пункте, ведь делать работу с помощью ПК действительно приятно и быстро. Например, вы можете:
— вместо ручного написания различных документов, ручных расчетов и т.п., вы легко можете автоматизировать это с помощью офисных пакетов (текстовый редактор, базы данных, электронные таблицы, презентации).
— создавать, редактировать изображения;
— создавать музыку, видео;
— программировать и т.п.
И это далеко не всё..
Используя компьютер, вы получаете очень хорошие возможности для самообразования, изучая различные материалы, составленные профессионалами, сюда может входить: улучшение навыков в своей профессиональной деятельности, участвуя в различных веб-конференциях, онлайн-семинарах, вебинарах; дистанционное обучение в учебном заведении.
С помощью известных интернет-магазинов вы с легкостью сможете произвести покупку и доставку интересующих вас товаров в место, в которое вы пожелаете. Такие магазины предоставляют все возможные товары и услуги, которые могут вам потребоваться, например: продукты питания, книги любимого автора, железнодорожные и авиа билеты, и даже билеты на различные концерты и т.п.
Возможностей, открывшихся перед человеком благодаря использованию ПК существует еще очень-очень много, они ограничиваются лишь вашей фантазией, а фантазии человека – безграничны.
Информационные технологии как возможность самообразования
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Информационные технологии как возможность самообразования
Целостное мировоззрение предполагает наличие системности мышления, в основе которого заложено формирование алгоритмического способа деятельности человека, являясь одной из главных целей современного образования. Сформированность современной картины мира сегодня является приоритетной задачей в системе задач обучения, в процессе которого осуществляется развитие навыков использования информационных технологий. Применение информационных технологий открывает новые возможности в самообразовании всех форм обучения.
Информационные технологии в процессе самообразования студентов выступают как высокоэффективный педагогический инструмент, позволяющий получить качественно новый образовательный процесс, полностью соответствующий современным требованиям в области образования, повышая при этом эффективность и качество подготовки специалиста. Постоянно развивающиеся информационные технологии возлагают на субъекты самообразования требования, которые обязывают их иметь соответствующие знания, навыки и способности для их использования. Эти знания практически невозможно усвоить механически, личность сама вырабатывает их в результате самостоятельной творческой активности и самоорганизации мышления при взаимодействии с информационными технологиями.
Для педагога знакомство с передовым педагогическим опытом коллег, чтение статей и пособий по профильным дисциплинам, широкое тиражирование собственного педагогического опыта, изучение актуальных вопросов психологии и методики преподавания есть необходимое условие для профессионального роста.
Информатизация общества, образования кардинально изменила подходы к самообразованию. Учитель сегодняшнего дня – учитель информационного общества, игнорировать место ИКТ в развитии личности ребенка просто невозможно, а значит, их необходимо применять на всех этапах педагогической деятельности, в частности, на этапе самосовершенствования.
Сегодня применение ИКТ в самообразовании неизбежно в силу качественных изменений в структуре познавательной деятельности личности. ИКТ сделали общедоступным огромный объём информации.
Конечно, с обучающимися должны работать преподаватели, знающие компьютер и его технические возможности, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения обучающихся к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий на качественно новом уровне.
Нередко, внедрение ИКТ в учебный-воспитательный процесс воспринимается как банальное транслирование известного педагогу содержания и его представление с помощью мультимедиа обучаемым. Конечно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления студентов.
Один успешный человек сказал: «никакая технология никогда не заменит учителя. Что мы можем сделать – так это облегчить некоторые из тягот обучения. И мы можем воспользоваться технологиями, которые позволят учителям тратить больше времени на вещи, которые делают педагогический процесс более человечным и более творческим». Но технологии необходимо осваивать, результатами делиться, вопросы обсуждать, ошибки анализировать, рекомендации распространять. Для практикующего педагога все это нужно делать без отрыва от профессиональной деятельности.
Еще одной хорошей возможностью для самообразования с помощью ИКТ являются дистанционные курсы повышения квалификации. Дистанционное обучение пользуется огромной популярностью во всем мире. Преимущества очевидны – работать дома, в удобное для себя время, выбрать именно нужный курс, минимизировать расходы на обучение, все это делает дистанционное обучение очень привлекательным.
Сегодня все больше преподавателей понимают важность освоения и применения ИКТ в профессиональной деятельности и для самообразования.
Таким образом, современный педагог не может жить вне информационного пространства хотя бы потому, что его подопечные практически не вылазят оттуда. А значит, нужно быть как минимум « в тренде», а в идеале владеть ИКТ так, что бы удивлять, воспитывать, убеждать. Поэтому никогда не поздно учиться независимо от формы обучения.
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии (ЗТО) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения подчёркивается в статье 51 Закона «Об образовании», где говориться, что «образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
Для того чтобы правильно организовать процесс обучения в начальной школе, с точки зрения здоровьесбережения, учителю иностранного языка следует учитывать возрастные особенности учащихся при выборе технологий обучения. На различных этапах развития ребенка, эффективными будут являться определённые технологии.
Учителю иностранного языка очень важно учитывать и особенности физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребёнка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Для того чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому во время урока следует давать им такие задания, которые обеспечат их движение по классу (игры, песни с движениями, танцы).
Учителю иностранного языка, работающему в начальных классах, удастся достичь поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при выборе технологий обучения им будут учтены возрастные особенности учащихся. Важно подчеркнуть, что в такой ситуации, когда педагог забывает об учёте возрастных особенностей младших школьников, происходит нарушение здоровья последних. Для того чтобы избежать подобных ситуаций учитель должен использовать в своей деятельности технологии, позволяющие сохранить и укрепить здоровье учащихся или здоровьесберегающие технологии.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Эта проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.
Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной, умственной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в новый для них вид деятельности – общение на иностранном языке – требует больших усилий и со стороны учителя. Именно с уроком иностранного языка связано чрезмерное умственное напряжение, последствиями которого являются быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета, трата большего количества энергии, зрительное напряжение и другое. Для того чтобы не допустить данных ситуаций, нужно использовать в процессе обучения здоровьесберегающие технологии.
При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.
Стоит остановиться на каждом из приемов в отдельности.
Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. В наши дни дети применяют считалки при распределении ролей и установлении очередности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно. Особенности считалки – это строгая ритмичность, обилие рифм, особое внимание, уделяемое не смыслу произносимых слов, а результатам, получаемым при счете.
Считалки – это не только интересный и веселый жанр, детский фольклор, это еще и прекрасный материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной напряженности.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка. Рифмовки повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью, так свойственной многим ученикам начальной школы.
Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе, вносящий в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Игра на уроках немецкого языка помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Инсценирование – это вид игровой деятельности. Особый интерес у малышей вызывает игра » театр». В основу этой работы положены принципы:
а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы и т.д.).
б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.
в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты.
Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности младшего школьника средствами художественных произведений. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д., благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Благодаря ей развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность младшего школьника. А также этот прием позволяет добиться повышения уровня активности детей на уроке немецкого языка, снижения умственного напряжения.
Исследуя содержательный компонент здоровьесберегающих технологий, то есть приёмы и средства их реализации, в обучении иностранному языку на уроках, мы пришли к выводу о том, что использование здоровьесберегающих технологий действительно необходимо при обучении иностранному языку, особенно учащихся начальных классов в таком сложном и необходимом для них процессе обобщающего повторения.
Статья «Инструменты для самообразования»
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В работе представлены наиболее популярные инструменты для самообразования, использующие ресурсы сети Интернет. Среди существующих инструментов особое место занимают онлайновые сервисы. MOOC позволяют изучить различные дисциплины, работа с видеоконтентом возможна благодаря видеохостингам, решить задачи по самообразованию позволяют социальные сети, блоги и т.д. Доступность описанных инструментов делает их наиболее популярными способами получения знаний в настоящий момент.
Постановка проблемы. В настоящее время необходим постоянный доступ к информации и последующее умение работать с ней, в связи с этим особую роль приобретает проблема самообразования. Без самообразования сверх трудно добиться каких-то целей и именно поэтому возникает необходимость совершенствования знаний. Для того чтобы совершенствовать свои знания не обязательно обращаться к традиционным методам обучения, так как современные IT предоставляют множество инструментов образовательного характера.
В исследовании [2] рассмотрены основные вопросы развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования. Особое внимание уделено технологиям и организационным формам, применяемым в образовательном процессе. Так же показано, что движущими силами самообразовательной деятельности студентов, по мнению авторов, выступает смена локальных противоречий: между внешней возможностью реализации самообразовательной деятельности и недостаточной автономной готовностью студентов к ее осуществлению; между возросшей индивидуально-автономной внутренней потребностью студентов и сложностью ее реализации в условиях межсубъектного учебного взаимодействия; между обогатившимся опытом студентов одним из уже готовых вариантов деятельности по освоению учебного содержания и его недостаточной готовностью к продуцированию новых, креативных способов разрешения заданий самообразовательной деятельности.
Статья [5] посвящена проблеме повышения эффективности самостоятельной образовательной деятельности старшеклассников и студентов с помощью современных компьютерно-опосредованных технологий. Рассматриваются психологические основы создания обучающих программ и методик, которые в большей степени ориентированы на объяснение нового материала, чем на отработку навыков и контроль усвоения знаний. Анализируются когнитивные и коммуникативные аспекты создания и использования данного вида компьютерно-опосредованных технологий в обучении в частности такие, как структурирование учебных текстов, использование адекватных учебных средств, обеспечение удобства пользователя, организация обучающего диалога с пользователем, мотивация компьютерно-опосредованного обучения. Статья основывается на анализе отечественных и зарубежных источников и содержит ряд рекомендаций, которые могут быть интересны для разработчиков обучающих программ.
Цель статьи – проанализировать наиболее востребованные инструменты для самообразования.
Перечень некоторых инструментов для самообразования представлен в таблице 1. Данный перечень инструментов – лишь малая часть всех возможностей, которые доступны сейчас для самообразования.
Сравнительный анализ инструментов для самообразования
Инструмент для самообразования
Обучающий курс с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования.
Предоставляют возможность студентам разных стран дистанционно слушать уникальные курсы лучших преподавателей мира. Тематика курсов весьма обширна.
Отсутствие многоязыковой поддержки.
На данном видеохостинге расположен огромный массив образовательного контента. Встроенные инструменты, позволяющие формировать плей-листы, оформлять подписки, и аналитические инструменты Google, подбирающие материалы с учётом ваших предпочтений, сделают этот ресурс по-настоящему полезным.
Присутствует контент непроверенного качества.
Процесс создания и ведения собственного блога с регулярно обновляемой информацией.
Вести свой блог – это отличная возможность структурировать и систематизировать информацию по интересующей проблеме. А социализация блога позволяет получать обратную связь на свои идеи и даёт возможность рассмотреть их под совершенно разными углами.
Изложение проблемы (подача информации) носит субъективный характер.
Интернет-ресурс, предназначенный для взаимодействия людей в группе или в группах.
Существует возможность вступать в огромное количество самых разных профессиональных групп и сообществ. Существует возможность как получать, так и транслировать знания, подвергая их постоянному критическому анализу со стороны сообщества.
Трансляция знаний в группе не отвечает требованиям конфиден-циальности.
Выводы. Был проведен анализ некоторых инструментов для самообразования. Среди существующих инструментов особое место занимают онлайновые сервисы, использующие ресурсы сети Интернет. MOOC позволяют изучить различные дисциплины, работа с видеоконтентом возможна благодаря видеохостингам, решить задачи по самообразованию позволяют социальные сети, блоги и т.д. Доступность описанных инструментов делает их наиболее популярными способами получения знаний в настоящий момент.
1. Тема самообразования: Использование информационных (компьютерных) технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Отчёт по теме самообразования
учителя физики и информатики
Тема самообразования: Использование информационных ( компьютерных ) технологий и элементов интеграции как средство повышения эффективности обучения .
Работа над темой начата в сентябре 2009 года.
Работу над темой предполагается закончить в 2013 году.
Цель: создание на уроках и внеурочных мероприятиях благоприятных условий с использованием информационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности обучения.
эффективность обучения повысится, если будет создана методика использования информационных (компьютерных) технологий и элементов интеграции обучения физики с другими предметами;
учитель повышает свою квалификацию в результате «вынужденного» взаимодействия с коллегами.
Выявить способности и интересы учащихся к изучению учебного материала в результате уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интеграции уроков физики с другими предметами.
Пересмотреть рабочую программу, тематические планы.
Разработать и подобрать материалы для внедрения данной технологии.
Разработать критерии отслеживания результатов.
Изменить структуру урока вследствие внедрения уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интеграции с другими предметами.
Предполагаемый результат: повышение качества обучения учащихся.
Прогностический (2009 г.)
определение значимости данной темы;
выдвижение гипотезы, целей и задач по работе над данной темой.
Теоретический этап (2009-2010 уч.г.)
изучение теории и подбор теоретического материала по данному вопросу
Практический этап (2010-2012 гг.)
реализация обучения с использованием информационных технологий обучения с элементами интеграции;
разработка презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям;
участие в различных форумах, посвящённых интеграции предметов и использованию информационных технологий на уроках.
Обобщающий этап (2013 г.)
Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.
Основные вопросы, намечаемые для изучения
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
С этой проблемой в своё время столкнулась и я. В Буравцовской СОШ я преподаю информатику и физику в 7-9 кл. Ученики, успешно занимающиеся по информатике и другим предметам, испытывали трудности в физике, не интересовались особо этим предметом.
Встал вопрос: В чём причина? Как повысить интерес к физике и качество знаний учащихся?
Как увлечь ребёнка, помочь ему накопить как можно больше знаний по предмету, подготовить его к современной жизни, учить применять свои знания в реальных жизненных ситуациях? Как помочь ребёнку повысить мотивацию учения?
Знакомясь с различной педагогической литературой и анализируя работу педагогов-новаторов (доктора педагогических наук, профессора Роберта И.В., В. С. Безруковой, Т. В. Воронцовой, В. А. Крючкова, В. П. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткина, А. П. Лиферова, Е. Ю. Никитиной, И. М. Осмоловской, М. С. Пак, В. М. Сиренко, Н. К. Чапаева и др.), я остановилась на использовании информационных технологий и элементов интеграции предметов на уроке.
Компьютерная технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством которого является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в 3 вариантах:
как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом опирается на применение компьютера).
Данная технология имеет ряд преимуществ:
Обучение носит диалоговый характер;
В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения (управляемость);
Взаимодействие ребёнка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддерживание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Главной особенностью содержания образования по данной технологии является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей базы информации, мультимедиа, электронные коммуникации (сети).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом, для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
Организация учебного процесса (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль)
Организация внутриклассной активности и координации, инструктаж, расстановка рабочих мест и т.п.
Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком
Подготовка компонентов информационной сети (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства…), связь их с предметным содержанием определённого учебного процесса.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию
Некоторые учителя сомневаются в реальности достижения целей введения компьютерных технологий и интеграции в школе. Ссылаясь на то, что:
компьютеры – это средство отвлечения внимания детей;
использование компьютеров в обучении «затупит» детей: дети не смогут выполнять простейшие операции(например, арифметические) без использования компьютеров.
На мой взгляд, все эти доводы напрасны. Использование компьютерных технологий и введение интеграции предметов в систему образования является реальной необходимостью, которая ведёт к расширению возможностей школьного образования, способам методического обогащения педагога, а самое главное – она ведёт к повышению качества обучения.
Сейчас я постараюсь это доказать.
1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интеграция позволяет объединить эти фрагменты в одно целое, что помогает ребёнку увидеть целостную научную картину мира и рассмотреть явления с нескольких сторон.
2. Проводя интегрированные уроки и уроки с использованием компьютерных технологий, я так же убедилась, что материал урока усваивается глубже, знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения.
3. Форма проведения уроков с использованием компьютерных технологий и элементов интегрирования нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный шаг при выполнении какого-либо задания вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний.
Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти; создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.
При проведении анкетирования среди учащихся 7-9 кл., на вопрос: «Нравятся ли вам уроки с использованием компьютера?» 95% учащихся ответили, что «да, нравятся».
4. И одной из очень важных причин использования компьютерных технологий и интегрированных уроков в школе, на мой взгляд, является то, что: данные технологии позволяют экономить время, то есть, появляется возможность высвободить учебные часы, которые можно использоваться для углубленного изучения отдельных предметов или сложных тем.
Большую роль в изучении физики играют ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). На своих уроках я использую следующие диски (медиатеку):
Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Практикум
Открытая физика 1.1
1С Школа: Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11 класс
Библиотека электронных наглядных пособий «Физика. 7-11 класс»
Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники
За годы работы над данной темой мной была собрана коллекция интегрированных уроков и уроков с использованием компьютерных технологий.
Решение задач по теме «Электрический ток» с использованием языка программирования QBasic (9 кл)
Урок-игра «Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры»
Урок-зачёт по теме «Электрические явления»
Моделирование физических задач по теме «Сила тока и электрическое напряжение» (9 класс)
«Баллистическое движение» (10 кл)
«Законы постоянного тока» (11 кл)
Релейный зачёт по теме «Электромагнитные явления» с использованием MS WORD.
«Путешествие по планетам Солнечной системы» (Обобщающий урок в 9 кл по теме: «Гравитационные явления») (9 кл)
«Свободное падение. Решение физических задач в Паскале» (10 кл)
«Абсолютно упругое и абсолютно неупругое взаимодействия» (10 кл)
«Обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» с использованием графического редактора «Paint” и текстового редактора «WordPad” (7 кл)
«Применение векторной графики при изучении световых явлений» (9 кл)
«Обобщение знаний по теме «Силы» с использованием графического редактора Paint» (7 кл)
Решение задач линейной структуры на языке программирования Турбо Паскаль. Электромагнитная индукция.
Интегрированный урок по физике и информатике на тему: Решение задач по теме: «Тепловые явления. Алгоритмы»
Интегрированный урок по физике и химии «Повторение основ молекулярно-кинетической теории по физике и практическое применение при решении задач по химии»
2. Конспект к интегрированному уроку физики и химии «Строение атома».
Игра «Эрудит» по информатике и физике (9 класс)
Внеклассное мероприятие по физике и математике для 7-9 классов «Счастливый случай»
Брейн-ринг «Физика и лирика»
Турнир весёлых и смекалистых знатоков математики и физики
Счастливый случай по физике (для учащихся 7-9 классов)
КВН по математике и физике
А также разработаны презентации к урокам.
7 класс – к 30 урокам (44%)
8 класс— 28 уроков (41%)
9 класс – 22 урока (33%) +презентации к подготовке к ГИА
11. Практический выход:
участие в работе форума «Информационные технологии в образовании» на сайте ПЕДСОВЕТ
участие в сообществе учителей физики на сайте «Сеть творческих учителей»
разработка презентаций уроков и внеклассных мероприятий
Так как работа еще не окончена, то о выводах говорить еще рано. Но определенные результаты уже есть:
изучена литература по теме самообразования;
разработаны и проведены уроки по теме самообразования в разных классах согласно календарно-тематического планирования по предмету;
изучен опыт отдельных школ и педагогов России, исследующих данную тему.