какие возможности предоставляет программное обеспечение для защиты информации или случайной потери
Для руководителей – что такое информационная безопасность
Информационная безопасность – это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Информационная безопасность не сводится исключительно к защите информации. Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки) не только от несанкционированного доступа, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в обслуживании клиентов.
Под безопасностью информации понимается такое ее состояние, при котором исключается возможность просмотра, изменения или уничтожения информации лицами, не имеющими на это права, а также утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, специальных устройств перехвата (уничтожения) при передаче между объектами вычислительной техники. Также к информационной безопасности относится защита информации от непреднамеренного уничтожения (технические сбои).
Защита информации – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности и целостности обрабатываемой информации, а также доступности информации для пользователей.
Конфиденциальность – сохранение в секрете критичной информации, доступ к которой ограничен узким кругом пользователей (отдельных лиц или организаций).
Целостность – свойство, при наличии которого информация сохраняет заранее определенные вид и качество.
Доступность – такое состояние информации, когда она находится в том виде, месте и времени, которые необходимы пользователю, и в то время, когда она ему необходима.
Цель защиты информации является сведение к минимуму потерь в управлении, вызванных нарушением целостности данных, их конфиденциальности или недоступности информации для потребителей.
Официальная часть (процедура копировать-вставить с Интернетов) закончена. Теперь неофициальная. Из практики.
Статья эта написана для руководителей компаний, для которых правила НБ РК (регулятора) неприменимы.
Как большая часть руководителей (и не очень) понимают «информационную безопасность»?
Что имеют ввиду работодатели (компании), когда размещают вакансии с упоминанием словосочетания «Информационная безопасность»?
Из практики большая часть ассоциируют информационную безопасность с какими-то техническими средствами, например устройство защиты сети (firewall) или программным обеспечением по слежке за сотрудниками (так называемые DLP — data loss prevention) или антивирусом.
Вышеупомянутые средства относятся к информационной безопасности, но никак не гарантируют сохранность объекта защиты (информации), ее целостность и доступность. Почему?
По очень простой причине — обеспечение информационной безопасности — это процесс, а не какое-либо устройство, программное обеспечение, которые, как большая часть руководителей (и не только) думают, что являются панацеей и защитой.
Возьмем для примера небольшую торговую компанию, с количеством пользователей 50 штук. Под пользователями подразумеваются все сотрудники, имеющие доступ в информационную систему (ИС) компании посредством какого-либо устройства (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон). Под доступом в ИС подразумевается любой доступ — к электронной почте, в сеть Интернет, к базам данных, файлам и т.д.
Менталитет руководителей в наших компаниях (в том числе и нашем примере) в корне отличаются от западных — я босс, мне все можно. В том числе и неограниченный ничем доступ в сеть Интернет или возможность устанавливать любое ПО на компьютере. С точки зрения информационной безопасности — такой руководитель и есть основная угроза той самой информационной безопасности. Почему? Потому что он некомпетентен в вопросе информационной безопасности, и думает, как было сказано выше — что если есть системный администратор, либо какое-то дорогое устройство, которое он недавно купил по рекомендации того же системного администратора — все это ДОЛЖНO обеспечить ту самую информационную безопасность. Могу сказать, что ни один специалист и ни одно дорогое устройство вас не спасет от того, если преднамеренно на вашу почту (например mail.ru — так любимую всеми) злоумышленник отправит какое-либо вредоносное ПО, которое не будет вирусом, а например будет каким-то скриптом, который через ваш компьютер позволит получить доступ в вашу ИС. Вы скачиваете файл со своего почтового ящика mail.ru (например он называется «Требования к поставщику.doc» — скрипт запускается (без вашего ведома естественно).
Злоумышленник таким образом получает доступ в вашу сеть, впоследствии тихо разворачивает свою деятельность и вуаля! В один «прекрасный» день вы вдруг обнаруживаете (нужное подчеркнуть):
Многие возмутятся — все это страшилки. Аргументы обычно следующие:
Резервные копии
Резервное копирование — это один из самых основных способов защиты информации — ее целостности, доступности и сохранности.
Устройство безопасности (firewall)
Антивирус
Сколько людей — столько и антивирусов. Антивирус, как было сказано выше, не панацея. Это лишь одно из средств обеспечения безопасности информации, которое не исключает и не отменяет соответствующую настройку операционных систем, групповых политик, прав доступа, регламентированные процедуры резервного копирования, обучение и информирование пользователей основам информационной безопасности и прочие меры, которые могут укрепить бастион информационной безопасности.
Нужно ли вам нанимать сотрудника, специально занимающего информационной безопасностью, либо срочно бежать и закупать маски устройства безопасности (firewall) и антивирусы, чтобы обеспечить информационную безопасность?
Нет. На первом этапе ничего покупать, никого нанимать и делать прочие необдуманные действия — не надо.
Далее приведем упрощенный алгоритм действий, которые необходимо предпринять для построения системы информационной безопасности.
Если ответ на вопрос 0 — «как обычно», можете дальше не терять свое драгоценное время и не читать.
1. Определитесь, что и зачем защищать. Документ, который это описывает обычно называется «Политика информационной безопасности». Документ не описывает каких-то конкретных мер, технических устройств, настроек и прочих действий, требуемых для обеспечения защиты информации.
2. Составьте список ресурсов (технических средств и программного обеспечения) которые имеются в компании. Часто в требованиях к соискателям упоминается перечень ПО и оборудования «Kerio FW, Cisco, Mikrotik, Ubuntu, pfsense» и т.д. Вы что, серьезно думаете, что все это имеющееся у вас в наличии, вас защитит? Скорее наоборот.
3. Создайте и обсудите матрицы доступа пользователей (клиентов, партнеров и т.п.) к информационной системе. Что такое матрица доступа: это когда есть четкий документ кто, куда и какого уровня имеет доступ к ИС системе.
4. Создайте документ, регламентирующий процедуру резервного копирования.
5. Создайте документ, где описываются все средства обеспечения ИБ — физические, технические, программные, административные.
6. Подготовьте и проведите обучающие занятия по информационной безопасности для сотрудников предприятия. Проводите их ежеквартально.
7. Поинтересуйтесь у ответственного сотрудника, сможет ли он обеспечить весь процесс самостоятельно или это требует привлечения третьей стороны (либо найма дополнительного сотрудника)
8. Протестируйте свою ИС на проникновение (так называемый penetration test).
9. Создайте, либо внесите корректировки в следующие документы:
11. Улыбнитесь. Не так страшен черт, как его малюют, если у вас есть хорошо структурированная, прозрачная, понятная и управляемая информационная система. Понятная как для вас (руководителя), для ваших пользователей (сотрудников) ну и надеемся для вашего системного администратора.
Основы информационной безопасности. Часть 2. Информация и средства её защиты
В первой части «Основ информационной безопасности» нами были рассмотрены основные виды угроз информационной безопасности. Для того чтобы мы могли приступить к выбору средств защиты информации, необходимо более детально рассмотреть, что же можно отнести к понятию информации.
Информация и ее классификация
Существует достаточно много определений и классификаций «Информации». Наиболее краткое и в тоже время емкое определение дано в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 2: Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Информацию можно классифицировать по нескольким видам и в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен – конфиденциальные данные и государственная тайна.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на информацию:
Согласно закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» статья 5. «Перечень сведений составляющих государственную тайну» относится:
Конфиденциальные данные – это информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законами государства и нормами, которые компании устанавливаются самостоятельно. Можно выделит следующие виды конфиденциальных данных:
Персональные данные
Отдельно стоит уделить внимание и рассмотреть персональные данные. Согласно федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных», статья 4: Персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Права на обработку персональных данных закреплено в положениях о государственных органах, федеральными законами, лицензиями на работу с персональными данными, которые выдает Роскомнадзор или ФСТЭК.
Компании, которые профессионально работают с персональными данными широкого круга лиц, например, хостинг компании виртуальных серверов или операторы связи, должны войти в реестр, его ведет Роскомнадзор.
Для примера наш хостинг виртуальных серверов VPS.HOUSE осуществляет свою деятельность в рамках законодательства РФ и в соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций №139322 от 25.12.2015 (Телематические услуги связи) и №139323 от 25.12.2015 (Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации).
Исходя из этого любой сайт, на котором есть форма регистрации пользователей, в которой указывается и в последствии обрабатывается информация, относящаяся к персональным данным, является оператором персональных данных.
Учитывая статью 7, закона № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Соответственно любой оператор персональных данных, обязан обеспечить необходимую безопасность и конфиденциальность данной информации.
Для того чтобы обеспечить безопасность и конфиденциальность информации необходимо определить какие бывают носители информации, доступ к которым бывает открытым и закрытым. Соответственно способы и средства защиты подбираются так же в зависимости и от типа носителя.
Основные носители информации:
Классификация средств защиты информации
В соответствии с федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017 года) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 7, п. 1. и п. 4:
1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
Средства защиты информации
Средства защиты информации принято делить на нормативные (неформальные) и технические (формальные).
Неформальные средства защиты информации
Неформальными средствами защиты информации – являются нормативные(законодательные), административные(организационные) и морально-этические средства, к которым можно отнести: документы, правила, мероприятия.
Правовую основу (законодательные средства) информационной безопасности обеспечивает государство. Защита информации регулируется международными конвенциями, Конституцией, федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», законы Российской Федерации «О безопасности», «О связи», «О государственной тайне» и различными подзаконными актами.
Так же некоторые из перечисленных законов были приведены и рассмотрены нами выше, в качестве правовых основ информационной безопасности. Не соблюдение данных законов влечет за собой угрозы информационной безопасности, которые могут привести к значительным последствиям, что в свою очередь наказуемо в соответствии с этими законами в плоть до уголовной ответственности.
Государство также определят меру ответственности за нарушение положений законодательства в сфере информационной безопасности. Например, глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» в Уголовном кодексе Российской Федерации, включает три статьи:
Для снижения влияния этих аспектов необходима совокупность организационно-правовых и организационно-технических мероприятий, которые исключали бы или сводили к минимуму возможность возникновения угроз конфиденциальной информации.
В данной административно-организационной деятельности по защите информационной для сотрудников служб безопасности открывается простор для творчества.
Это и архитектурно-планировочные решения, позволяющие защитить переговорные комнаты и кабинеты руководства от прослушивания, и установление различных уровней доступа к информации.
С точки зрения регламентации деятельности персонала важным станет оформление системы запросов на допуск к интернету, внешней электронной почте, другим ресурсам. Отдельным элементом станет получение электронной цифровой подписи для усиления безопасности финансовой и другой информации, которую передают государственным органам по каналам электронной почты.
К морально-этическим средствам можно отнести сложившиеся в обществе или данном коллективе моральные нормы или этические правила, соблюдение которых способствует защите информации, а нарушение их приравнивается к несоблюдению правил поведения в обществе или коллективе. Эти нормы не являются обязательными, как законодательно утвержденные нормы, однако, их несоблюдение ведет к падению авторитета, престижа человека или организации.
Формальные средства защиты информации
Формальные средства защиты – это специальные технические средства и программное обеспечение, которые можно разделить на физические, аппаратные, программные и криптографические.
Физические средства защиты информации – это любые механические, электрические и электронные механизмы, которые функционируют независимо от информационных систем и создают препятствия для доступа к ним.
Замки, в том числе электронные, экраны, жалюзи призваны создавать препятствия для контакта дестабилизирующих факторов с системами. Группа дополняется средствами систем безопасности, например, видеокамерами, видеорегистраторами, датчиками, выявляющие движение или превышение степени электромагнитного излучения в зоне расположения технических средств для снятия информации.
Аппаратный средства защиты информации – это любые электрические, электронные, оптические, лазерные и другие устройства, которые встраиваются в информационные и телекоммуникационные системы: специальные компьютеры, системы контроля сотрудников, защиты серверов и корпоративных сетей. Они препятствуют доступу к информации, в том числе с помощью её маскировки.
К аппаратным средствам относятся: генераторы шума, сетевые фильтры, сканирующие радиоприемники и множество других устройств, «перекрывающих» потенциальные каналы утечки информации или позволяющих их обнаружить.
Программные средства защиты информации – это простые и комплексные программы, предназначенные для решения задач, связанных с обеспечением информационной безопасности.
Примером комплексных решений служат DLP-системы и SIEM-системы.
DLP-системы («Data Leak Prevention» дословно «предотвращение утечки данных») соответственно служат для предотвращения утечки, переформатирования информации и перенаправления информационных потоков.
SIEM-системы («Security Information and Event Management», что в переводе означает «Управление событиями и информационной безопасностью») обеспечивают анализ в реальном времени событий (тревог) безопасности, исходящих от сетевых устройств и приложений. SIEM представлено приложениями, приборами или услугами, и используется также для журналирования данных и генерации отчетов в целях совместимости с прочими бизнес-данными.
Программные средства требовательны к мощности аппаратных устройств, и при установке необходимо предусмотреть дополнительные резервы.
Математический (криптографический) – внедрение криптографических и стенографических методов защиты данных для безопасной передачи по корпоративной или глобальной сети.
Криптография считается одним из самых надежных способов защиты данных, ведь она охраняет саму информацию, а не доступ к ней. Криптографически преобразованная информация обладает повышенной степенью защиты.
Внедрение средств криптографической защиты информации предусматривает создание программно-аппаратного комплекса, архитектура и состав которого определяется, исходя из потребностей конкретного заказчика, требований законодательства, поставленных задач и необходимых методов, и алгоритмов шифрования.
Сюда могут входить программные компоненты шифрования (криптопровайдеры), средства организации VPN, средства удостоверения, средства формирования и проверки ключей и электронной цифровой подписи.
Средства шифрования могут поддерживать алгоритмы шифрования ГОСТ и обеспечивать необходимые классы криптозащиты в зависимости от необходимой степени защиты, нормативной базы и требований совместимости с иными, в том числе, внешними системами. При этом средства шифрования обеспечивают защиту всего множества информационных компонент в том числе файлов, каталогов с файлами, физических и виртуальных носителей информации, целиком серверов и систем хранения данных.
В заключение второй части рассмотрев вкратце основные способы и средства защиты информации, а так же классификацию информации, можно сказать следующее: О том что еще раз подтверждается давно известный тезис, что обеспечение информационной безопасности — это целый комплекс мер, который включает в себя все аспекты защиты информации, к созданию и обеспечению которого, необходимо подходить наиболее тщательно и серьезно.
Необходимо строго соблюдать и ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать «Золотое правило» — это комплексный подход.
Для более наглядного представления средства защиты информации, именно как неделимый комплекс мер, представлены ниже на рисунке 2, каждый из кирпичиков которого, представляет собой защиту информации в определенном сегменте, уберите один из кирпичиков и возникнет угроза безопасности.
Рисунок 2. Классификация средства защиты информации.
Программные средства защиты информации
Программные средства защиты информации — это специальные программы и программные комплексы, предназначенные для защиты информации в информационной системе.
Программные средства включают программы для идентификации пользователей, контроля доступа, удаления остаточной (рабочей) информации типа временных файлов, тестового контроля системы защиты и другие. Преимущества программных средств – универсальность, гибкость, надежность, простота установки, способность к модификации и развитию.
Недостатки – использование части ресурсов файл-сервера и рабочих станций, высокая чувствительность к случайным или преднамеренным изменениям, возможная зависимость от типов компьютеров (их аппаратных средств).
К программным средствам защиты программного обеспечения относятся:
· встроенные средства защиты информации – это средства, реализующие авторизацию и аутентификацию пользователей (вход в систему с использованием пароля), разграничение прав доступа, защиту ПО от копирования, корректность ввода данных в соответствии с заданным форматом и так далее.
Кроме того, к данной группе средств относятся встроенные средства операционной системы по защите от влияния работы одной программы на работу другой программы при работе компьютера в мультипрограммном режиме, когда в его памяти может одновременно находиться в стадии выполнения несколько программ, попеременно получающих управление в результате возникающих прерываний. В каждой из таких программ вероятны отказы (ошибки), которые могут повлиять на выполнение функций другими программами. Операционная система занимается обработкой прерываний и управлением мультипрограммным режимом. Поэтому операционная система должна обеспечить защиту себя и других программ от такого влияния, используя, например, механизм защиты памяти и распределение выполнения программ в привилегированном или пользовательском режиме;
· антивирусные программы – программы, предназначенные для обнаружения компьютерных вирусов, лечения или удаления инфицированных файлов, а также для профилактики – предотвращения заражения файлов или операционной системы вредоносным кодом. В качестве примера можно привести: ADINF, AIDSTEST, AVP, DrWeb;
· специализированные программные средства защиты информации от несанкционированного доступа – обладают в целом лучшими возможностями и характеристиками, чем встроенные средства. В настоящее время рынок программных средств предоставляет большой выбор специализированных программ, предназначенных для: защиты папок и файлов на компьютере; контроля за выполнением пользователями правил безопасности при работе с компьютером, а также выявления и пресечения попыток несанкционированного доступа к конфиденциальным данным, хранящимся на персональном компьютере; наблюдения за действиями, происходящими на контролируемом компьютере, работающем автономно или в локальной вычислительной сети;
· программные средства тестового контроля, предупреждающие и выявляющие дефекты, а также удостоверяющие надежность программ и оперативно защищающие функционирование программных средств при их проявлениях. Одним из основных путей повышения надежности программного обеспечения является использование современных инструментальных программных средств, позволяющих выполнять систематическое автоматизированное тестирование и испытание ПО для обнаружения и устранения ошибок проектирования, разработки и сопровождения;
· межсетевые экраны (также называемые брандмауэрами или файрволами). Между локальной и глобальной сетями создаются специальные промежуточные серверы, которые инспектируют и фильтруют весь проходящий через них трафик сетевого/транспортного уровней. Это позволяет резко снизить угрозу несанкционированного доступа извне в корпоративные сети, но не устраняет данную опасность полностью. Более защищенная разновидность метода – это способ маскарада (masquerading), когда весь исходящий из локальной сети трафик посылается от имени firewall-сервера, делая локальную сеть практически невидимой;
· proxy-servers. Весь трафик сетевого/транспортного уровней между локальной и глобальной сетями запрещается полностью – маршрутизация как таковая отсутствует, а обращения из локальной сети в глобальную происходят через специальные серверы-посредники. Очевидно, что при этом обращения из глобальной сети в локальную становятся невозможными в принципе. Примером могут служить: 3proxy (BSD, многоплатформенный), CoolProxy (проприетарный, Windows), Ideco ICS (проприетарный, Linux);
· VPN (виртуальная частная сеть) позволяет передавать секретную информацию через сети, в которых возможно прослушивание трафика посторонними людьми. Например: IPSec (IP security), PPTP (point-to-point tunneling protocol), L2TPv3 (Layer 2 Tunnelling Protocol version 3).
Программные средства защиты информации являются одним из наиболее распространенных методов защиты информации в компьютерах и информационных сетях, а так же их важнейшей и непременной частью.
Программно—технические средства защиты информации
Программно-технические средства, это средства, направленные на контроль компьютерных сущностей – оборудования, программ и/или данных – образуют последний и самый важный рубеж информационной безопасности.
Центральным для программно-технического уровня является понятие сервиса безопасности, к которому относятся следующие основные и вспомогательные сервисы: идентификация и аутентификация, протоколирование и аудит, шифрование, контроль целостности, экранирование, обеспечение отказоустойчивости, туннелирование и управление, RFID – технологии, штрих – технологии.
Совокупность перечисленных выше сервисов безопасности называют полным набором. Считается, что его, в принципе, достаточно для построения надежной защиты на программно-техническом уровне, правда, при соблюдении целого ряда дополнительных условий (отсутствие уязвимых мест, безопасное администрирование и так далее).
Идентификацию и аутентификацию можно считать основой программно-технических средств безопасности, поскольку остальные сервисы рассчитаны на обслуживание именованных субъектов. Идентификация и аутентификация – это первая линия обороны, «проходная» информационного пространства организации.
Система Kerberos представляет собой доверенную третью сторону (то есть сторону, которой доверяют все), владеющую секретными ключами обслуживаемых субъектов и помогающую им в попарной проверке подлинности. В информационных технологиях способы идентификации и аутентификации являются средством обеспечения его доступа в информационное пространство организации в целом или отдельные разделы этого пространства.
Выделяют следующие способы идентификации и аутентификации:
· методы с применением специализированных аппаратных средств;
· методы, основанные на анализе биометрических характеристик пользователя.
Наиболее перспективным в настоящее время считается использование средств идентификации пользователя по биометрическим признакам: отпечатку пальца, рисунку радужной оболочки глаз, отпечатку ладони. Эти методы обладают достаточно высокой надежностью и не требуют от пользователя запоминания сложных паролей или заботы о сохранности аппаратного идентификатора.
В процессе обеспечения информационной безопасности особое внимание уделяется протоколированию и аудиту информации.
При осуществлении протоколирования и аудита преследуются следующие цели:
· обеспечить подотчетность пользователей и администраторов;
· обеспечить возможность реконструкции последовательности событий;
· обнаружить попытки нарушений информационной безопасности;
· предоставить информацию для выявления и анализа проблем.
Обеспечение подобной подотчетности считается одним из средств сдерживания попыток нарушения информационной безопасности, поскольку реконструкция событий позволяет выявить слабости в защите, найти виновника, определить способ устранения проблемы и вернуться к нормальной работе.
Асимметричные методы шифрования позволяют реализовать электронную подпись, или электронное заверение сообщения. Существенным недостатком асимметричных методов является их низкое быстродействие, поэтому их приходится сочетать с симметричными.
Контроль целостности. Механизм контроля целостности осуществляет слежение за неизменностью контролируемых объектов с целью защиты их от модификации. Контроль проводится в автоматическом режиме в соответствии с некоторым заданным расписанием.
Объектами контроля могут быть файлы, каталоги, элементы системного реестра и секторы дисков. Каждый тип объектов имеет свой набор контролируемых параметров. Так, файлы могут контролироваться на целостность содержимого, прав доступа, атрибутов, а также на их существование.
В системе предусмотрена возможность выбора времени контроля. В частности, контроль может быть выполнен при загрузке ОС, при входе пользователя в систему или после входа пользователя, по заранее составленному расписанию.
При обнаружении несоответствия могут применяться различные варианты реакции на возникающие ситуации нарушения целостности, например, регистрация события в журнале Secret Net, блокировка компьютера.
Вся информация об объектах, методах, расписаниях контроля сосредоточена в модели данных. Модель данных хранится в локальной базе данных системы Secret Net 6 и представляет собой иерархический список объектов и описание связей между ними. В модели используются 5 категорий объектов: ресурсы, группы ресурсов, задачи, задания и субъекты активности (компьютеры, пользователи и группы пользователей). Модель, включающая в себя объекты всех категорий, между которыми установлены связи, — это подробная инструкция системе Secret Net 6, определяющая, что и как должно контролироваться. Модель данных является общей для механизмов контроля целостности и замкнутой программной среды.
Каждая из централизованных моделей данных является общей для всех защищаемых компьютеров под управлением версий ОС Windows соответствующей разрядности (32- или 64-разрядные версии). При изменении параметров централизованной модели, которые должны применяться на защищаемом компьютере, выполняется локальная синхронизация этих изменений. Новые параметры из централизованного хранилища передаются на компьютер, помещаются в локальную модель данных и затем используются защитными механизмами.
Редактирование централизованных моделей данных осуществляется со следующими особенностями: для редактирования доступна та модель данных, которая соответствует разрядности ОС Windows на рабочем месте администратора. Модель данных другой разрядности доступна только для чтения (при этом можно экспортировать данные из этой модели в другую). Таким образом, если в системе имеются защищаемые компьютеры с версиями ОС различной разрядности, для централизованного управления моделями данных администратору следует организовать два рабочих места — на компьютере с 32-разрядной версией ОС Windows и на компьютере с 64-разрядной версией ОС.
Туннелирование и управление. Туннелирование — процесс, в ходе которого создается защищенное логическое соединение между двумя конечными точками посредством инкапсуляции различных протоколов. Туннелирование представляет собой метод построения сетей, при котором один сетевой протокол инкапсулируется в другой. Суть туннелирования состоит в том, чтобы «упаковать» передаваемую порцию данных, вместе со служебными полями, в новый «конверт» для обеспечения конфиденциальности и целостности всей передаваемой порции, включая служебные поля. Туннелирование может применяться на сетевом и на прикладном уровнях. Комбинация туннелирования и шифрования позволяет реализовать закрытые виртуальные частные сети (VPN). Туннелирование обычно применяется для согласования транспортных протоколов либо для создания защищённого соединения между узлами сети.
Управление можно отнести к числу инфраструктурных сервисов, обеспечивающих нормальную работу компонентов и средств безопасности. Управление подразделяется на: мониторинг компонентов, контроль, координацию работы компонентов системы.
Выделяется пять функциональных областей управления:
· управление конфигурацией (установка параметров для нормального функционирования, запуск и остановка компонентов, сбор информации о текущем состоянии системы, прием извещений о существенных изменениях в условиях функционирования, изменение конфигурации системы);
· управление отказами (выявление отказов, их изоляция и восстановление работоспособности системы);
· управление производительностью (сбор и анализ статистической информации, определение производительности системы в штатных и нештатных условиях, изменение режима работы системы);
· управление безопасностью (реализация политики безопасности путем создания, удаления и изменения сервисов и механизмов безопасности, распространения соответствующей информации и реагирования на инциденты);управление учетной информацией (т.е. взимание платы за пользование ресурсами).
RFID – технология. RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.
Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор) и транспондера (он же RFID-метка, иногда также применяется термин RFID-тег).
Существует несколько показателей классификации RFID-меток: по источнику питания, по типу памяти, по рабочей частоте.
По типу источника питания RFID-метки делятся на пассивные, полупассивные и активные.
· Пассивные RFID-метки не имеют встроенного источника энергии. Электрический ток, индуцированный в антенне электромагнитным сигналом от считывателя, обеспечивает достаточную мощность для функционирования кремниевого CMOS-чипа, размещённого в метке, и передачи ответного сигнала.
· Полупассивные RFID-метки, также называемые полуактивными, очень похожи на пассивные метки, но оснащены батарей, которая обеспечивает чип энергопитанием. При этом дальность действия этих меток зависит только от чувствительности приёмника считывателя и они могут функционировать на большем расстоянии и с лучшими характеристиками.
· Активные RFID-метки обладают собственным источником питания и не зависят от энергии считывателя, вследствие чего они читаются на дальнем расстоянии, имеют большие размеры и могут быть оснащены дополнительной электроникой. Однако, такие метки являются наиболее дорогими, а имеет ограниченное время работы батарей.
По типу используемой памяти RFID-метки классифицируют на следующие типы:
· RO (Read Only) — данные записываются только один раз, сразу при изготовлении. Такие метки пригодны только для идентификации. Никакую новую информацию в них записать нельзя, и их практически невозможно подделать.
· WORM (Write Once Read Many) — кроме уникального идентификатора такие метки содержат блок однократно записываемой памяти, которую в дальнейшем можно многократно читать.
· RW (Read and Write) — такие метки содержат идентификатор и блок памяти для чтения/записи информации. Данные в них могут быть перезаписаны многократно.
По рабочей частоте RFID-метки выделяют следующих диапазонов:
· Метки диапазона LF 125-134 кГц. Пассивные системы данного диапазона имеют низкую стоимость и по своим физическим характеристикам используются для вживления подкожных меток животным, людям и рыбам. Имеют существенные ограничения по радиусу действия и точности (коллизии при считывании).
· Метки диапазона HF 13.56 МГц. Системы 13МГц являются достаточно дешевыми, не имеют экологических проблем, хорошо стандартизованы и имеют широкую линейку решений. Применяются в платежных системах, логистике, идентификации личности.
· Метки диапазона UHF (860-960 МГц). Метки диапазона UHF обладают наибольшей дальностью действия. Многими стандартами меток данного диапазона разработаны антиколизионные механизмы.
В настоящее время частотный диапазон UHF (СВЧ) открыт для свободного использования в Российской Федерации в так называемом «европейском» диапазоне — 863—868 МГЦ.
Приборы для считывания данных с меток также бывают нескольких типов. По исполнению считыватели делятся на стационарные и переносные (мобильные).
· Стационарные считыватели. Стационарные считыватели крепятся неподвижно на стенах, порталах и в других подходящих местах. Они могут быть выполнены в виде ворот, вмонтированы в стол или закреплены рядом с конвейером на пути следования изделий.
Стационарные считыватели обычно напрямую подключены к компьютеру, на котором установлена программа контроля и учета. Задача таких считывателей — поэтапно фиксировать перемещение маркированных объектов в реальном времени.
· Мобильные считыватели. Обладают сравнительно меньшей дальностью действия и зачастую не имеют постоянной связи с программой контроля и учета. Мобильные считыватели имеют внутреннюю память, в которую записываются данные с прочитанных меток (потом эту информацию можно загрузить в компьютер) и, так же как и стационарные считыватели, способны записывать данные в метку.
Существует два способа кодирования информации:
На данный момент имеются три разновидности кода:
Коды EAN-8 и EAN-13 содержат только цифры и никаких букв или других символов, такие коды могут выглядеть следующим образом: 2400000032639. Кодом EAN-128 кодируется любое количество букв и цифр по алфавиту Code-128, и имеют следующий вид: (00)353912345678(01)053987(15)051230, где (15) группа обозначает срок годности 30 декабря 2005.
Программно-технические средства защиты являются технической основой системы защиты информации. Применение таких средств осуществляется структурными органами в соответствии с принятой политикой информационной безопасности, описанной в нормативно – методических документах.
Программно-технические средства используются в системе защиты информации по следующим направлениям:
· защита объектов корпоративных систем;
· защита процессов, процедур и программ обработки информации;
· защита каналов связи;
· управление системой защиты.
Для того чтобы сформировать оптимальный комплекс программно-технических средств защиты информации, необходимо пройти следующие этапы:
· определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;
· выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;
· проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;
· определение требований к системе защиты;
· осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;
· внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;
· осуществление контроля целостности и управление системой защиты.
Информация сегодня стоит дорого и её необходимо охранять. Информацией владеют и используют все люди без исключения. Каждый человек решает для себя, какую информацию ему необходимо получить, какая информация не должна быть доступна другим. Для предотвращения потери информации и разрабатываются различные способы ее технической защиты, которые используются на всех этапах работы с ней, защищая от повреждений и внешних воздействий.