какие возрастные категории существуют в россии
Возрастной рейтинг книг и кино. Что означают знаки 0+, 6+ и другие
Возрастная классификация информационной продукции (книг, фильмов, игр) – это система ограничений, которая не позволяет получать доступ к ней тем, кто, по мнению экспертов, слишком молод. Такая система позволяет обойтись без цензуры, одновременно защищая детей от травмирующей или развращающей информации. А всё ли так гладко на практике?
🎥 С чего всё началось
Со временем стало ясно, что три ступени – это мало. После дискуссий с участием как чиновников Министерства культуры, Госкино, Министерства образования, так и экспертов из числа педагогов и психологов были добавлены дополнительные рейтинги – 12 и 18 лет. Позднее, в 2005 году, классификация была дополнена рейтингом 14 лет.
Главная цель всей этой системы – защита детей от информации, которая способна причинить им как нравственный, так и психический или даже физический ущерб. Этого требует и Конституция РФ, и соблюдаемые Россией международные нормы.
🔞 Что на самом деле означают возрастные ограничения на продукции
Действующая сейчас возрастная классификация информационной продукции включает в себя следующие градации.
Знак «0+» означает, что фильм или книга не имеет возрастных ограничений. Такую маркировку получают детские мультфильмы, книги адаптированных сказок и другая продукция такого рода.
В таких произведения точно отсутствуют сцены курения, употребления алкоголя, нет насилия или любовных историй.
Продукция с этой маркировкой означает, что она допустима для детей в возрасте от 6 лет и старше. Здесь допустимы:
С 12 лет для детей доступны произведения, в которых:
Также эту маркировку может иметь и научно-популярная продукция, которая детям младше 12 лет может быть непонятна или неинтересна. Родителям развитых детей стоит иметь этот момент в виду: «12+» – это не всегда «фильм с драками и поцелуями».
С 16 лет детям разрешается видеть фильмы или читать книги, в которых показывают или описывают:
Кроме того, с этого возраста в книгах и фильмах допустимы бранные слова, кроме нецензурных.
Можно сказать просто: с 18 лет допустима любая информация, разрешённая законом.
✅ Как обстоит дело на практике
Рейтинг обычно присваивается адекватно, хотя не обходится без накладок. К примеру, рейтинг «16+» был присвоен в 2016 году французско-швейцарскому семейному мультфильму «Жизнь Кабачка», хотя никакой жестокости или аморальности в нём не показывается. Причиной была элементарная перестраховка: в Министерстве культуры сочли, что тема усыновления и детских домов для детей младше 16 лет слишком тяжёлая.
Что же касается соблюдения рейтинга, то в случае, если кинотеатр пропустит на сеанс детей младше установленного рейтингом возраста, его будет ждать наказание по ст. 6.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Максимальное наказание для юридических лиц там – приостановление деятельности на 90 суток.
На практике иногда встречаются нарушения. Как правило, они касаются категории «16+»: на неё администраторы и охрана кинотеатров иногда могут пропускать подростков в возрасте 12-14 лет, если они пришли с родителями, и если в фильме на самом деле практически нет «недетских» сцен: иногда Министерство культуры перестраховывается и ориентируется на зарубежный рейтинг – даром, что в русском дубляже часто ругательства исчезают.
По-настоящему жёстко соблюдается ограничение только для фильмов категории «18+».
👩💼 Мнение эксперта. Можно ли родителям ориентироваться лишь на эту маркировку – или всё-таки стоит обращать внимание и на другую информацию
Маркировка продукции знаками возрастного рейтинга – это хороший ход со стороны государства. Однако родителям ориентироваться только на неё не стоит: только они знают своего ребёнка досконально, и только им принимать окончательное решение. Не стоит забывать, что иногда выставленный рейтинг может не вполне соответствовать правилам. Например, фильму «Легенда №17» была присвоена категория «6+», несмотря на то, что в кадре там показаны как минимум автомобильная авария, употребление алкоголя – и даже лёгкая эротика.
Так что родителям нужно обращать внимание на рейтинговую маркировку – но не ограничиваться ею. Лучше всего сначала самим ознакомиться с произведением. В случае с книгами, к слову, подойдёт и старая советская маркировка («Для детей старшего школьного возраста», «Для детей младшего и среднего возраста» и т. д.).
❓ Часто задаваемые вопросы
Возможны два варианта:
Во всех, имеющих более-менее развитую систему телетрансляции и кинопроката. Например, в США категорию обычно устанавливает Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA), в Великобритании – Комиссия по квалификации фильмов (BBFC), во Франции, как и у нас – комиссия при местном министерстве культуры.
Впервые у нас что-то подобное появилось ещё в советское время – тогда существовала трёхуровневая маркировка: общая категория; не для детских сеансов (аналог нынешней категории 6+); для лиц старше 16 лет. Затем в 2001 году добавили категории 12+ и 18+, в 2005 – 14+, а нынешняя система в окончательном виде была утверждена, когда вступил в силу ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», то есть с сентября 2012 года.
Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2021
Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым. Философ Пифагор
(VI в. до н.э.) выделил четыре периода жизни человека: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие становлению, молодости, расцвету сил и угасанию.
Гиппократ
(V-IV вв. до н.э.) разделил индивидуальную жизнь на 10 семилетних циклов. В многочисленных современных схемах выделяют от 3 до 20 и более периодов в жизни человека.
Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский
– малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);
– молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);
– старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).
Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером
Постнатальный онтогенез подразделен им также на семь этапов: младенчество
(от рождения до 9 месяцев);
(от 10 месяцев до 7 летнего возраста);
(от 14-15 до 19-21 лет);
В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на:
младший школьный возраст
средний школьный возраст
старший школьный возраст
Широкое практическое применение находят схемы возрастной периодизации, предложенные А.В. Нагорным, И.А. Аршавским, В.В. Бунаком и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.
Конечно, большинство схем имеют сходство в общих чертах. Часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также часто совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы.
В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного
и учеников его школы была предложена
общая фундаментальная схема
, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два этапа:
(внутриутробный) и
постнатальный
(внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:
– формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;
– все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;
– уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.
Подробная схема возрастной периодизации человека была представлена В.В. Бунаком
в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:
– включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
– идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
– происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа
Периодизация индивидуального развития человека
Понятие
Разделение жизни на различные промежутки необходимо для определения той или иной стадии развития человеческого существа в зависимости от прожитых им лет. Этот анализ нужно проводить не только в научных целях, но и для регулирования общественных процессов: существует граница, при достижении которой наступает уголовная ответственность, возникает ряд прав и обязанностей. В рамках этого материала нас будут интересовать другие аспекты, касающиеся взросления – это психические и связанные с ними физиологические особенности, проблемы и ценности. Знания о них помогут лучше понять себя, свои мотивы и решения, выстроить грамотный диалог с внутренним «я» и миром.
Классификация ВОЗ
Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:
Возраст | Возрастной период |
18-44 лет | Молодость |
44-60 лет | Средний возраст |
60-75 лет | Пожилой человек |
75-90 лет | Старческий период |
90+ лет | Долгожитель |
При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.
Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.
Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.
Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.
Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.
Периодизация развития психики в жизни человека
Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:
Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.
Кризис юношества
Причиной кризиса 17-18-ти лет является приобретение нового социального статуса, груз ответственности за выбор жизненного пути и несовместимость возможностей с собственными желаниями. В особо острых случаях различные страхи и волнения приводят к появлению устойчивого стресса, который приводит к ухудшению самочувствия и таким невротическим реакциям (таким, как головокружение, повышение температуры и т.д.). В подобных ситуациях молодым людям важно осознавать поддержку со стороны родителей и близких людей. Формирование мотивов самореализации и самоидентификации в обществе заканчивается в возрасте 22-23 лет.
Принципы и подходы к периодам человеческой жизни
Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:
Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.
Теория Эльконина
Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути. Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения. Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:
Теория Эриксона
Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.
Концепция Выготского
В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо.
Как считал Фрейд
Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:
Возрастная классификация в России
Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.
Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.
Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.
В этом документе периоды утвердили следующим образом:
Современная демографическая структура в России характеризуется так:
Название группы | Количество лет |
Новорождённые | от 0 до 7 дней |
Грудные | от 7 суток до 12 месяцев |
Ясельный период | от года до 3 лет |
Дошкольный период | от 3 до 7 |
Отрочество | от 7 до 17 лет |
Молодежь | от 17 до 30 лет |
Зрелые | от 30 до 55 лет |
Пожилые | женщины — 55+; мужчины — 60+ |
Долгожители | 80+ |
Проблемы периодизации
Фактический возраст личности далеко не всегда соответствует степени ее психологического, биологического, интеллектуального и социального развития. Установленные границы способны сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Особенно неточны рамки, характеризующие подростковый период. По сути один этап сменяется другим, после того, как у индивида возникают ранее не существовавшие качества. Так происходит переход от одной точки к другой.
Отрочество
Следующий этап, который следует за детством, — отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа — здесь главенствующим является уже общение. Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым. Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, — все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна. Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.
Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.
Критические моменты
Периодизация жизненного пути индивида связана с метаморфозами, происходящими в организме: меняется гормональный фон, что влияет на настроение, поведение.
8 основных кризисных фаз:
Преодоление кризисов
Проживая каждый из этих периодов, личность перешагивает через определенную ступень развития, обретает новые навыки, знания, опыт. Подросток стремится к независимости от родителей, ищет свой путь. В 30 лет человек переоценивает свои идеалы, меняет взгляды на мир. К 40 годам желает укрепиться в социальных ролях, добиться успехов в карьере, мыслит более рационально. На середине пути снова начинает задумываться о правильности своего образа жизни, хочет совершить нечто, что оставит после него след. В 50 появляются проблемы на физиологическом уровне, на передний план выходит здоровье, а в 55 приходит осознание своего опыта, мудрости, важности. К 56 переживания о духовной сфере перетекают в стремление развиваться внутренне.
Если заранее подготовить себя к приближению кризисного периода, он пройдет легче. Главное, не бояться просить помощи, если она вам необходима. Психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Если вы запутались, не можете понять причин своего депрессивного состояния, запишитесь на мою консультацию. Подключая метафизическое пространство, мы вместе найдем ответы на сложные вопросы.
Цели ВОЗ в данной сфере
В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.
Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.
Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 4\5 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.
Философское понятие о возрастной периодизации развития человека
Изучению особенностей зрелости уделяли внимание еще в древности. Периодически к разработанным в прошлом концепциям обращаются и современные ученые. Так, в Китае полагали, что человеческое существование можно разделить на 7 отрезков. Лучшим из них считался возраст от 60 до 70. Его связывали с духовной зрелостью и мудростью.
Классификация по временам года:
Для мыслителя был важен цикл человеческого существования. Эта концепция основана на идеях перевоплощения и перерождения: как природные условия меняются местами, так проходят по кругу жизни и поколения.
Понятие «старость» на международном уровне
Причём, согласно систематизации ООН, если в какой-то стране количество граждан старше 65 лет переваливает за 7% от общей численности населения, то население этой страны считается «старым».
Исходя из выше приведенных цифр по земному шару, можно сделать вывод, что численность старых людей на нашей планете к 2025 году будет составлять около 14%. В том числе и поэтому смело можно заявлять, что проблема, что называется, в головах. Почему-то до сих пор в «коллективном бессознательном» многих россиян и граждан стран бывшего СССР закреплено: женщина старше 35 лет — уже старуха. А «если дожила» до 50-ти – то тебя вообще на том свете обыскались с фонарями. И вся существующая патриархальная система это представление о женском возрасте, увы, поддерживает.
Так ли важен возраст
Возрастная периодизация – понятие весьма относительное. Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное. Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.
Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность. Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время.
Признаки кризиса среднего возраста у мужчин
Существуют определенные признаки, которые могут подсказать, что мужчина столкнулся с кризисом средних лет. Их вполне возможно распознать и самостоятельно, без помощи специалистов. Симптомы такого следующие
Профориентация в период юности
Выбор будущей профессии – это, в первую оh2чередь, проецирование на себя определенной социальной роли. Это не просто желание получить профессиональные навыки и умения, а непрерывный процесс осмысливания задач и целей выбранной деятельности. Таким образом, профессиональное самоопределении – это цепочка выборов, которые определяют дальнейшее развитие юноши или девушки в желаемой профессиональной сфере.
Многие исследователи, которые занимались вопросом профессионального самоопределения, считают, что этот процесс очень растянут во времени, поскольку имеет множество стадий и этапов. Чтобы определиться с желаемой профессией, человеку необходимо проанализировать текущие задачи общества, сформировать желаемый стиль жизни, неотъемлемой частью которого и станет профессиональная деятельность. Главное для индивида – понимать, что сделанный выбор не сужает дальнейшие возможности собственной реализации, а дает неоценимый опыт для будущего самоопределения.
С наступлением юношеского возраста необходимость профориентации становится все более актуальной. На самом деле к выбору будущей профессии человек возвращается несколько раз за весь период своего взросления. Этот психологический процесс имеет следующие стадии:
Развитие в юношеском возрасте тяги к определенной сфере профессиональной деятельности и проблема профессионального самоопределения детально описаны в работах многих психологов. Следуя теории содержательно-процессуальной модели, основой профессионального самоопределения личности являются ее нравственные установки, желание самопознания и потребность к реализации в обществе. При выборе профессии молодые люди проходят следующие психологические этапы:
Реалии современного мира сильно влияют на профессиональное самоопределение юноши. Как правило, в своем выборе молодые люди ориентируются не на собственные склонности, а на престижность и элитарность профессии, а также на размер потенциального оклада. На сегодняшний день успешным считается человек, быстро сделавший карьеру и еще в молодом возрасте достигший стремительного успеха и богатства. Специалисты подчеркивают опасность таких стремлений, которые «подогреваются» средствами массовой информации, публикациями в Интернете и общественным мнением. Стремление быстро разбогатеть и построить успешный бизнес подрывает фундамент профессионального самоопределения, не дает молодым людям сделать правильный личностный выбор и, как правило, приводит к профессиональному краху. С этой проблемой юношам и девушкам могут помочь родители и другие взрослые. Здесь важна разумная и неманипулятивная корректировка выбора будущей профессии для ребенка, а не выдача готовых рекомендаций и безапелляционных решений. Таким образом, профессиональное самоопределение в юношеском возрасте будет происходить постепенно и правильно, что даст возможность молодым людям сформировать желаемые жизненные цели и при необходимости скорректировать их.