какие все же удивительные у него глаза не то недоверчивые сверх меры не то мудрые
Какие все же удивительные у него глаза не то недоверчивые сверх меры не то мудрые
Беседы при ясной луне
Как зайка летал на воздушных шариках
Врач приходил каждый день. И вот он сказал, что наступил тот самый момент, когда… Ну, словом, все маленькие силы девочки восстали на болезнь, и если бы как-нибудь ей еще и помочь, поднять бы как-нибудь ее дух, устремить ее волю к какой-нибудь радостной цели впереди, она бы скорей поправилась. Нет, она и так поправится, но еще лучше, если она, пусть бессознательно, но очень-очень захочет сама скорей выздороветь.
Федор Кузьмич присел перед кроваткой дочери.
— Доченька, чего бы ты вот так хотела бы. Ну-ка, подумай. Я все-все сделаю. Сам не смогу, попрошу волшебника, у меня есть знакомый волшебник, он все может. Хочешь, я наряжу тебе елочку? Помнишь, какая у нас была славная елочка? С огоньками.
Девочкина ручка шевельнулась на одеяле, она повернула ее ладошкой кверху, горсткой, — так она делала, когда справедливо возражала.
— Еечке зе зимой бывает-то.
— Да, да, — поспешно закивал седеющей головой папа. — Я забыл. А хошь, сходим с тобой, когда ты поправишься, мульти-пульти посмотрим? Много-много.
— Мне незя много, — сказала умная Верочка. — Папа, — вдруг даже приподнялась она на подушке, — а дядя Игой казочку ясказывай — п’о зайку… Ох, хоесенькая.
— Так, так, — радостно всполошился Федор Кузьмич. — Дядя Егор тебе сказочку рассказывал? Про зайку?
Верочка закивала головой, у нее даже глазки живо заблестели.
— Тебе охота бы послушать?
— Как он етай на саиках…
— Как он летал на шариках? На каких шариках?
— Ну, на саиках. Дядя Игой пиедет?
— Дядя Егор? Да нет, дядя Егор далеко живет, в другом городе… Ну-ка, давай, может, мы сами вспомним: на каких шариках зайка летал? На воздушных? Катался?
— Да не-ет! — У Верочки в глазах показались слезы. — Вот какой-то… Ветей подуй, он высоко-высоко поетей! Пусть дядя Игой пиедет.
— Дядя Егор-то? Он далеко живет, доченька. Ему надо на поезде ехать… На поезде: ту-ту-у! Или на самолете лететь…
— Про зайку-то? А ты мне маленько подскажи, я, может, вспомню, как он летал на шариках. Он что, надул их и полетел?
Девочка в досаде большой сдвинула бровки, зажмурилась и отвернулась к стене. Отец видел, как большая слеза выкатилась из уголка ее глаза, росинкой ясной перекатилась через переносье и упала на подушку.
— Доча, — взмолился отец. — Я счас узнаю, не плачь. Счас… мама, наверно, помнит, как он летал на шариках. Счас, доченька… Ладно? Счас я тебе расскажу.
Федор Кузьмич чуть не бегом побежал к жене на кухню. Когда вбежал туда, такой, жена даже испугалась.
— Да нет, ничего… Ты не помнишь, как зайка летал на воздушных шариках?
— На шариках? — не поняла жена. — Какой зайка?
Федор Кузьмич опять рассердился.
— Француз-зайка, с рогами. Зайка! Сказку такую Егор ей рассказывал. Не слышала?
Жена обиделась, заплакала. Федор Кузьмич опомнился, обнял жену, вытер ладошкой ее слезы.
— Прямо как преступница сижу здесь… — выговаривала жена. — Что ни слово, то попрек. Один ты, что ли, переживаешь?
— Ладно, ладно, — говорил Федор. — Ну, прости, не со зла… Голову потерял — ничего не могу придумать.
— Про зайку какого-то… Как он летал на воздушных шариках. Егор рассказывал… Э-э! — вдруг спохватился Федор. — А я счас позвоню Егору! Пойду и позвоню с почты.
— Да зачем с почты? Из дома можно.
— Да из дома-то… пока их допросишься из дома-то… Счас я сбегаю.
И Федор Кузьмич пошел на почту. И пока шел, ему пришла в голову совсем другая мысль — вызвать Егора сюда. Приедет, расскажет ей кучу сказок, он мастак на такие дела. Ясно, что он выдумал про этого зайку. И еще навыдумывает всяких… Сегодня четверг, завтра крайний день, отпросится на денек, а в воскресенье вечером улетит. Два с небольшим часа на самолете… Еще так думал Федор: это будет для нее, для девочки, неожиданно и радостно, когда приедет сам «дядя Игой» — она его полюбила, полюбила его сказки, замирала вся, когда слушала.
Не так сразу Федор Кузьмич дозвонился до брата, но все же дозвонился. К счастью, Егор был дома — пришел пообедать. Значит, не надо долго рассказывать и объяснять его жене, что вот — заболела дочка… и так далее.
— Егор! — кричал в трубку Федор. — Я тебя в воскресенье посажу в самолет, и ты улетишь. Все будет в порядке! Ну, хошь, я потом напишу твоему начальнику.
— Да нет! — тоже кричал оттуда Егор. — Не в этом дело! Мы тут на дачу собрались…
— Ну Егор, ну отложи дачу, елки зеленые! Я прошу тебя… У нее как раз переломный момент, понимаешь? Она аж заплакала давеча…
— Да я-то рад душой… Слышишь меня?
— Я-то рад бы душой, но… — Егор что-то замялся там, замолчал.
— Егор! Егор! — кричал Федор.
— Погоди, — откликнулся Егор, — решаем тут с женой…
«Э-э! — догадался Федор. — Жена там поперек стала».
— Егор! А Егор! — дозвался он. — Дай-ка трубку жене, я поговорю с ней.
— Здравствуйте, Федор Кузьмич! — донесся далекий вежливый голосок. — Что, у вас доченька заболела?
— Заболела. Валентина… — Федор забыл вдруг, как ее отчество. Знал, и забыл. И переладился на ходу: — Валя, отпусти, пожалуйста, мужа, пусть приедет — на два дня! Всего на два дня! Валенька, я в долгу не останусь, я… — Федор сгоряча не мог сразу придумать, что бы такое посулить. — Я тоже когда-нибудь выручу!
— Да нет, я ничего… Мы, правда, на дачу собрались. Знаете, зиму стояла без присмотра — хотели там…
— Валя, прошу тебя, милая! Долго счас объяснять, но очень нужно. Очень! Валя! Валь.
— Да, Федор. Я это, — отозвался Егор. — Ладно. Слышь? Ладно, мол, вылечу. Сегодня.
— Ох, Егор… — Федор помолчал. — Ну, спасибо. Жду.
А у Егора, когда он положил трубку, произошел такой разговор с женой.
— Господи! — сказала жена Валя. — Все бросай и вылетай девочке сказку рассказывай.
— А то дети не болеют! Как это — чтобы ребенок вырос и не болел.
Егору и самому в диковинку было — лететь чуть не за полторы тысячи километров… рассказывать сказки. Но он вспомнил, какой жалкий был у брата голос, у него слезы слышались в голосе — нет, видно, надо. Может, больше надо самому Федору, чем девочке.
— Первый раз собрались съездить… — капала жена Валя. — Большаковы вон ездили, говорят, у них крыша протекла. А у нас крыша-то хуже ихней…
Спишите бессоюзные сложные предложения.Вставьте пропущенные буквы,расставьте знаки препинания.
1)Какие всё же уд. вительные у него глаза не то недоверч. вые сверх меры не то мудрые.2)Я в первый денёк весе. ий тебе поручение дам давай справляй нов. селье синицам скворцам дроздам!3)Только вид. т в. ётся в. юга снег валится на поля вся белёш. нька земля. 4)Сколько смысла и значения вижу я сейчас во всём и в твоём пр. к..сновеньи и в молчании твоём.5) В осе..юю пору хорошо в лесу воздух особе..е свеж повсюду разносится запах прелых листьев и отта..вшей земли.6) Как отчий дом как старый горец горы люблю я землю тень её лесов и моря рокоты и звёзд узоры и стран..е строенья обл..ков.7) Картина была чудесная около огней др..жало и как(будто) зам..рало уп. раясь в темноту круглое красно..ватое отр..жение. 8) Была пора наш праз..ник молодой сиял шумел и розами венчался. 9) Всё непр..творно в ней желаний томный жар стыдливость ро..кая харит бе..цен..ый дар нарядов и речей пр..ятная (не)брежность и ласковых имён младенческая нежность. 10) И пробуждается поэзия во мне душа стесняется лирическим волненьем трепещ..т и звучит и ищ..т как во сне излит..ся наконец свободным проявленьем.
1)Какие всё же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые.2)Я в первый денёк весенний тебе поручение дам: давай справляй новоселье синицам, скворцам, дроздам!3)Только видит: вьётся вьюга, снег валится на поля, вся белёшенька земля. 4)Сколько смысла и значения вижу я сейчас во всём,- и в твоём прикосновеньи, и в молчании твоём.5) В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли.6) Как отчий дом, как старый горец горы, люблю я: землю тень её лесов, и моря рокоты, и звёзд узоры, и страннее строенья облаков.7) Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замарало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. 8) Была пора: наш праздник молодой, сиял шумел и розами венчался. 9) Всё непритворно в ней: желаний томный жар, стыдливость робкая, харит бесценный дар, нарядов и речей приятная небрежность и ласковых имён младенческая нежность. 10) И пробуждается поэзия во мне: душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться, наконец, свободным проявленьем.
Проверочное слово: снега
Проверочное слово: сады
Проверочное слово: (много) моркови
Зачетная работа по теме «Однородные члены предложения и обобщающие слова»
(по системе Занкова)
5-й класс
Вариант 1
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте схемы предложений.
А. Запах лиственницы был хотя и слабым но ясным. Б. Лампа то ж_лтеет то заг_рается ослепительным белым светом. В. Мы поняли что жизнь состоит из смены радостей и горя удач и неудач. Г. Я (не)был ни печ(?)ником ни слесарем ни агрономом.
2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и графически объясняя их.
А. Что-то слыш_тся родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная т_ска. Б. Две силы искусство и наука наиболее успешно способствуют воспитанию культурного человека. В. В волосах в ушах в носу всюду была красная кирпичная пыль. Г. Блок Горький Есенин Репин учителя и спутники наших дней воспитывали в нас любовь к прекрасному.
3. Перестройте предложения, вставляя обобщающее слово при однородных членах, или убирая его, в зависимости от того, присутствует оно или нет.
А. Какие все же уд_вительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые. Б. Удивительные звуки: щебетание, далекий лай, скрип водокачки – доносились с улицы. В. Все для тебя: вокзалы и причалы, цветы и звезды, времени полет. Г. И в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи – во всем должен быть настоящим человек.
Вариант 2
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте схемы предложений.
А. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее. Б. И академику и журналисту и редактору было ясно что границы информации должны быть расширены. В. Хотя Саша давно написал письмо но (не)отсылал (не)решался. Г. На совещании обсудили модели и ле_ких и тяжелых танков.
2. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.
А. Скалы повороты руч_я тополя все это было угловатым и недружелюбным. Б. Хозяйская жилка смекалка расчет такие качества необходимы в жизни. В. Ермолай был пр_странного рода бе_заботен довольно говорлив и недалек с первого взгляда. Г. Разные птички синички щеглы сн_гири зимовали у нас в клетке.
3. Перестройте предложения, добавляя обобщающие слова, расставьте знаки препинания.
А. Ни справа, ни слева, ни на берегу никого не было. Б. Весело жить и весело думать о небе, о солнце, о зреющем хлебе и счастьем простым дорожить. В. Уже не стало видно ни земли, ни неба, ни деревьев. Г. В снегу и двор, и щепка, и на дереве каждый побег.
Вариант 3
1. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы предложений.
А. Саша (не)стал занимат_ся историей поступил в институт однако интереса к истории (не)потерял. Б. Боюсь что этот ра_говор п_чально кон(?)чится и для вас и для меня. В. Дождь или снег град или палящее солнце (не)мешали ему отправит_ся в дорогу. Г. Смешно читать бе_помощные повести когда есть Пушкин и Толстой Бальзак и Шекспир.
2. Спишите, расставляя знаки препинания и графически объясняя их.
А. А утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце серые стебли крапивы. Б. И даже самый лучший друг совсем иначе видит все вокруг луг и море и прибой. В. Всюду и на улицах и на задворках изб р_стет тут рябина. Г. Печаль радость тревогу все умей пережить.
3. Перестройте предложения, убирая обобщающие слова. Запишите со знаками препинания.
А. И по крыше и вокруг дома и в саду повсюду шумел дождь. Б. Разные птички снегири клесты и синички зимовали у нас в клетке. В. Всем приходилось нелегко и офицерам и солдатам. Г. Ветку кто-нибудь к_чнет или ветер или птичка.
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русский язык 8 класс
Учитель : Байназарова Фаима Хамзиновна
Тема: Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Цель: закрепить знания учащихся об однородных членах предложения,об обобщающих словах при них; совершенствовать умения и навыки находить их в предложении;повторить соченительные союзы;продолжить работу над выработкой пунктуационных навыков;
расширить и углубить предметную компитенцию;
воспитывать инициативность,самостоятельности в приобретении знаний.
Тип урока: комбинированый урок.
I .Организационый этап.
Анатом, жалюзи, плесневеть, таможня, предвосхитить, оседлый (только с «е»), паралич, мизерный, наверх, иссушенный, заказник, добыча, обеспечение, крупны.
III . Практическая работа.
1.Разбор предложения по членам.
2.Преобразовать предложение, записанное на доске.
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.
Преобразовать так: а)чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним; б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ними.
В итоге делается устный вывод, что есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них.
3. Объяснительный диктант.
4.Вставьте уместные союзы и знаки препинания.
1)Наверху кто-то стонет _ плачет (А.Чехов). 2) Лица собравшихся были бледны _ взволнованны(Л.Толстой). 3) Она могла быть _ грозна _ хитра _ молчалива _ речиста _ зла _ добра _ льстива _ бойка _ въедлива(А.Фадеев). 4) Никто не знал_ его состояния _ его доходов (А.Пушкин). 5)Ребёнок был резов _ мил(А.С.Пушкин). 6)Она играла очень хорошо _ немного строго _ сухо(И.Тургенев)
IV . Лингвистическая разминка.
V . Рефлексия. Расскажите о знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом.
Обобщающие слова при однородных членах
1. Прочитайте предложения, выделите обобщающие слова и словосочетания. Перепишите предложения, правильно расставляя знаки препинания.
1) В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда скрежет камня шорох песка гудки машин.
2) В комнате остались только хозяин Сергей Петрович и его сын.
3) Повсюду над головой под ногами рядом с тобой живет и грохочет железо.
4) Ничего не было видно ни камышей ни плотины ни берегов одним словом все скрылось в туманной дымке.
5) Они не прекращали работы в любую погоду как-то мороз буран дождь и никогда не жаловались на судьбу.
6) Вся его кряжистая фигура массивное лицо крупные губы большой подбородок все дышало добродушной силой.
7) Мересьев не чувствовал ни льдистой сырости вешней воды ни жгучей боли в ногах ни усталости ничего решительно.
8) Впервые явился ребятам Донбасс во всей своей красе и силе в грохоте и пламени в тучах черного густого дыма в багровых отсветах доменных плавок.
9) Лучшие черты русского национального характера отважность проницательность быстроту натиск человечность отразила в себе суворовская наука побеждать.
10) Он не хотел ехать ни на Кавказ ни в Крым ни на Кубань короче, совсем никуда.
11) Все и мужчины и женщины и дети что-нибудь тащили на себе.
12) Ничего здесь не изменилось ни аккуратные подстриженные малиновые кусты ни покрытые гравием дорожки.
13) Земля наполняется шумом плеском игрой капель и талых вод тысячами признаков весны.
14) Все суетится хлопочет кричит звенит поет радуется весне.
15) И по тому спокойствию что царило в природе по чистоте неба и воздуха все казалось что дождя уже больше не будет.
2. Прочитайте предложения, выделите обобщающие слова и словосочетания. Перепишите предложения, правильно расставляя знаки препинания.
1) Князь Андрей подошел к Пьеру и заметил новое молодое выражение на лице своего друга.
2) Мне нравились его черты мечтам невольная преданность неподражаемая странность и резкий охлажденный ум.
3) Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственного друга.
4) Посаженные заботливыми родственниками деревца тополь акация а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.
5) Какие все же удивительные у него глаза не то недоверчивые сверх меры не то мудрые.
6) Породы деревьев теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весной как-то дуб вяз липа береза и другие называются «черным лесом».
7) Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
8) В несколько минут снег покрыл все следы и заячьи и птичьи и человечьи и так же скоро перестал.
9) В пословицах все есть издевка насмешка попрек словом все задевающее за живое.
10) Все это молодая березовая роща тихая речка убегающая вдаль дорога понравилось ему.
11) На поляне цвели одуванчики колокольчики незабудки и другие цветы.
12) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворявшихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.
13) Приметы связаны со всем с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркостью звездного света.
14) Из ближних рощ с пашен и пастбищ отовсюду доносится радостная птичья разноголосица.
15) Как-то неожиданно дождь заканчивался и из парка из леса с соседних пастбищ отовсюду снова слышалась радостная птичья разноголосица.
3. Перепишите текст, правильно расставляя знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.
Чацкий горяч его речь всегда кипит умом остроумием а в словах обращенных к Софье слышится иное горечь молящий тон нежные упреки жалобы. Фамусов зажимает уши Молчалин смолкает княжны графини все пятятся прочь от Чацкого боясь обжечься крапивой его смеха. Софья же бежит прочь чтобы скрыть уберечь свою любовь от стрел Чацкого. Вглядываясь глубже в характер Софьи видишь что не безнравственность «свела» ее с Молчаливым. Благородные желания а именно покровительство любимому человеку стремление возвысить его до себя до своего круга дать ему семейные права руководят ею. Софья смела в своей любви но она никогда не прозрела бы без Чацкого. Он открыл ей глаза и он будет вечно ее «укоряющим свидетелем» и судьей ее прошлого. Ей достается свой «мильон терзаний». (По И.А. Гончарову)