какие вспомогательные методы вы знаете
Вспомогательные методы исследования
Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе.
Прежде всего, это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования.
Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному. Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод, исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.
Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие интеллекта.
свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи. Широко известны в мире работы американского этнографа, антрополога, этнопсихолога Маргарет Мид (1901 —1978). Она изучала традиционную, замкнутую культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В частности, М. Мид показала, что анимистические представления (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено Ж. Пиаже в исследованиях мышления маленьких европейцев). Анимизм имеет культурное происхождение. Сказки, мифы, рассказы взрослых, принадлежащих к определенной культуре, порождают анимистические представления у детей; в противном случае подобный феномен отсутствует, и дети, даже маленькие, рассуждают вполне реалистично.
Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.
Основные и вспомогательные методы исследования
Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. Это деление неслучайно. Только основные методы — наблюдение и эксперимент — способны дать нам достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования — тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности — дают информацию иллюстративного плана. На основе полученных данных в этом случае можно лишь построить гипотезы и предположения.
Наблюдение. По определению, наблюдение — один из основных эмпирических методов психологическогоисследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение — специально организованное восприятие в соответствии с задачами деятельности. Наблюдение должно отвечать ряду требований.
1. До начала наблюдения должна быть четко сформулирована его цель: требуется определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребенка необходимо наблюдать.
2. Наблюдение должно быть объективным. В ходе наблюдения необходимо фиксировать лишь наличие того или иного процесса, но никак не подменять его «необоснованным толкованием субъективных состояний ребенка».
3. Наблюдение должно проводиться систематически, без больших перерывов. Именно так, по словам Д.Б. Эльконина, можно получить данные, характеризующие действительный процесс развития, а не отдельные состояния ребенка.
4. Наблюдение нужно проводить таким образом, чтобы ребенок о нем не знал.
5. Исследователь должен владеть техникой достаточно быстрой записи наблюдаемых фактов.
Различают: а) наблюдение внутреннее, внешнее и включенное; б) наблюдение стандартизированное и свободное; в) наблюдение сплошное и выборочное.
К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что невозможно повторно воспроизвести с достаточной точностью условия, в которых наблюдался тот или иной процесс, невозможно варьировать условия протекания наблюдаемого явления.
Метод наблюдения первым пришел в область научного исследования. Достаточно активно он использовался в период накопления психологических фактов. Это были первые шаги детской психологии как самостоятельной науки. Наблюдение как метод можно использовать и в плане психотерапевтического воздействия.
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами), и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях.
Различают эксперименты лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.
В качестве примера можно привести экспериментальные работы, выполненные в русле бихевиоризма. При помощи лабиринтов, проблемных клеток, аппаратов для исследования изучались реакции животных.
Закономерности поведения, открытые в ходе подобных экспериментов над голодными животными, распространялись на поведение человека. По сути, это классический пример лабораторного эксперимента.
Еще один пример. Нам необходимо проследить, умеют ли дети дошкольного возраста сотрудничать между собой. Для этого мы приводим их в кабинет психолога, где есть специально подобранный для такого исследования материал. Даем задание и отслеживаем, способны ли дети предлагать друг другу помощь, принимают ли помощь друг друга и т.д.
Словом, прослеживаем наличие тех поведенческих актов, которые включены нами, исследователями, в понятие «сотрудничество».
Это особый вид психологического эксперимента. Он проводится в условиях, близких к обычнойдеятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции.
Само понятие «естественный эксперимент» был предложен А.Ф. Лазурским. Это было сделано для того, чтобы, по словам самого А.Ф. Лазурского, обозначить особый род исследований, занимающих «среднее место между внешним, объективным наблюдением, с одной стороны, и тем лабораторным, искусственным экспериментом, который известен в настоящее время под именем психологического эксперимента, — с другой»
Здесь имеет место более тонкое различие, чем между экспериментом естественным и лабораторным.
Для исследования особенностей запоминания у ребенка дошкольного возраста можно пригласить его в специально отведенную для этих задач комнату. Ребенку предлагают запомнить ряды слов и просят их воспроизвести. Но эта ситуация для ребенка не естественна, поэтому полученныерезультаты могут не соответствовать истинным показателям объема памяти.
З.М. Истомина ставила перед детьми задачу запомнить и припомнить ряд слов один раз вситуации лабораторных экспериментов, в другой раз в ситуации игры, когда ребенок осуществлял роль «покупателя». В соответствии с ролью ребенок должен был выполнить поручение и купить в«магазине» необходимые предметы. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что эффект запоминания в ситуации игры заметно выше.
Требования к организации экспериментального исследования Организация экспериментального исследования должна отвечать ряду требований. Эти требования систематизированы и представлены в работе Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.
На этапе планирования следует четко сформулировать цель исследования, определить выборку исследования (состав участниковисследования); необходимо тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента; определить условия, в которых будет проходить эксперимент (место и время его проведения); необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента.
По этому поводу А.Ф. Лазурский писал, что прежде всего необходимо выбрать те игры, те способы чтения, те приемы гимнастики, те условия и правила подвижных игр, при которых получались бы данные, наиболее характерные для определения индивидуальности. Если это будет сделано, то наблюдатель будет в состоянии в естественных условиях применить это действие вкачестве эксперимента.
Сами условия также необходимо заранее детально изучить, считает А.Ф. Лазурский, чтобы знать, в какую обстановку мы поставим ребенка и чего можно ожидать в данном случае от детей различного типа. Следует позаботиться о том, считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина, чтобы помещение, в котором будет проводиться эксперимент, было хорошо знакомо ребенку и не содержало предметов, которые могут его отвлечь. Комната, в которой будет проходить исследование, должна быть хорошо освещена. В ней не должно быть посторонних раздражителей — резких звуков, запахов, новых предметов. Не следует сажать ребенка лицом к окну, чтобы он не отвлекался.
На этапе проведения эксперимента прежде всего следует позаботиться о том, чтобы установить доверительные отношения с тем ребенком, который принимает участие в исследовании.
Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина обращают внимание на то, что процедуре эксперимента целесообразно придать характер доброжелательного общения. Сажать ребенка следует рядом ссобой, а не через стол. Не стоит заострять внимание ребенка на ошибках; на успехи и неудачи вовремя проведения эксперимента лучше реагировать сдержанно и ровно. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка.
Эксперимент, проводимый с ребенком, не должен быть очень длительным. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения походу его проведения. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист.
Эксперимент всегда проходит индивидуально в отдельном помещении, если методикой не предусмотрено групповое его проведение.
Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты
В самом названии данных форм эксперимента содержится их суть. На этапе констатирующегоэксперимента фиксируется некоторый показатель детского развития: в сфере эмоциональной, интеллектуальной, волевой и т.д.
Например, вы хотите исследовать, в какой мере супружеские конфликты оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка-дошкольника. В таком случае вам необходимо на этапе констатации выяснить, имеет ли место конфликт всемьях детей, посещающих вашу группу; как дети переживают и воспринимают конфликтную ситуацию, сложившуюся дома; каково их эмоциональное состояние. Ответы на эти вопросы вы должны получить на этапе констатирующегоэксперимента.
Формирующий эксперимент как явление также имеет свою историю. В свое время Л.С.
Выготский, решая проблему поиска адекватного метода исследования, ввел в психологию понятие «экспериментально-генетического» метода исследования. Согласно положению Л.С. Выготского, подлинное изучение закономерностей развития того или иного процесса возможно лишь впроцессе его формирования.
В рамках педагогических исследований этот метод в дальнейшем получил название «формирующий».
Если в качестве фактора, определяющего эмоциональное благополучие, вы избрали отсутствие супружескихконфликтов, то формирующая часть вашего исследования будет состоять в том, чтобы сформировать гармонию внутрисемейных отношений.
Контрольный эксперимент предполагает проведение исследования, повторяющего в основныхсвоих моментах исследование констатирующего этапа. Степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования — свидетельство адекватности избранных экспериментатором условий, способных оказать влияние на развитие тех или иных сторон детского развития.
На этапе контрольной части эксперимента вам предстоит опять вернуться к измерению уровня конфликтности супружеских отношений и степени эмоционального благополучия, переживаемого ребенком. Если в большинстве семей, принявших участие в вашем исследовании, изменение уровня конфликтности повлекло за собой повышение степени эмоционального благополучия, переживаемого ребенком, то есть основания говорить, что гипотеза (предположение, которое вы делали вначале о связи внутрисемейного конфликта и особенностей развития эмоциональной сферы ребенка) вашего исследования подтвердилась: действительно формирование научно обоснованных гармоничных и бесконфликтных форм внутрисемейных отношений способно повлиять на эмоциональное благополучие ребенка.
Опрос (вспомогательный метод)
Обычно опрос определяют как метод сбора первичной вербальной информации, основанный нанепосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте междуреспондентом иисследователем. Опрос — это специально организованное общение с целью, заданной извне.
Все опросные методики могут быть разделены на две большие группы — анкетирование и интервью. Их отличие — в форме контакта с опрашиваемым. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов (так называемой анкеты), с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.
Основные фазы опроса Первая фаза — «эпиграф». Эпиграф выполняет настраивающую функцию, задает определенноенаправление мыслям читателя. Хорошо, если эпиграф подчеркивает роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждений общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна.
Вторая фаза — «инструкция». Это своеобразное обращение исследователя к участнику опроса.
Любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такиеобращения, как «коллега», «дорогой друг», «уважаемые родители», «мамы и папы».
Помимо обращения в инструкции должна содержаться следующая информация:
а) цель проведения исследования;
б) кем проводится исследование;
в) как будут использованы полученные результаты.
В случае анкетирования следует дать разъяснения о том, как необходимо заполнять анкету. В случае опроса взрослых им можно гарантировать анонимность полученных результатов.
Все это задает общую мотивацию участия респондентов в опросе.
Интерес респондента может быть вызван не только самим содержанием исследования в целом, но и его первым вопросом. Впоследствии, при установлении контакта, предмет первоначального обсуждения, в связи с которым возникли отношения взаимодействия, общения, может быть заменен другим. Но сам тон контактного взаимодействия должен быть сохранен.
Третья фаза — «адаптация к опросу». Ее задача:
— ввести респондента в ситуацию опроса;
— выработать у него определенную установку на работу;
— вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы;
— наладить доверительные отношения;
— создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы.
Здесь используются, как правило, простые, эмоционально-нейтральные вопросы. Первые (контактные) вопросы должны отвечать определенным требованиям.
Во-первых, они должны быть очень простыми. Они могут касаться сведений чисто событийногохарактера, напримерв каком классе учишься, где живешь. Уместны вопросы о привычках. Некоторые отвечают вполне откровенно о занятиях в свободное время и т.п. В ряде случаев
целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.
Во-вторых, вопросы необходимо делать настолько общими, чтобы на них мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно.
У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучше начинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.
Четвертая фаза опроса — «достижение цели». Задача данной фазы исследования — получение основной информации. А потому и вопросы здесь могут быть эмоционально нагруженные и значимые как для респондента, так и для исследователя.
Пятая фаза — «снятие напряжения, выражение чувств по поводу проблем, затронутых в опросе, и самого анкетирования. Вопросы, адресованные респонденту на данном этапе опроса, должны
быть легкими, заряженными положительными эмоциями. Здесь можно расположить блок вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов.
Таким образом, подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются.
Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. В середине анкеты располагают наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы.
Работа с такими вопросами — кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т.д.
Последовательность вопросов в анкете.
Вопросы, обращенные к респондентам, не изолированы — они звенья одной цепи. И как звенья,каждый из них связан с предыдущим ипоследующим. Анкета — не механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или удобно исследователю, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных составляющих ее вопросов. А потому необходимо следить за тем, чтобы предшествующие вопросы и ответы на них не оказывали влияние на последующие. Важно подумать и о том, как поддерживать у респондентов постоянный интерес к работе с анкетой.
Дело в том, что, когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения, или эффектом эха. Проявляются они втом, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляет ход мыслей респондентов в
определенное русло. Создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.
Для того чтобы снять этот эффект, вводятся буферные вопросы. Буферные вопросы предназначены для того, чтобы нейтрализовать эффект излучения. В таком случае в качестве буферных вопросов могут выступать любые содержательные вопросы, не связанные непосредственно с тем предметом, который обсуждался в вопросах, взаимовлияние которых предполагает исследователь.
Неблагоприятное впечатление на респондентов могут произвести и резкие неожиданные переходы с одной темы на другую. Ведь в обычной беседе «перепрыгивание» с темы на тему часто расценивается как показатель низкого культурного уровня человека, его невнимания к человеку. В таком случае также используют буферные вопросы, подготавливающие респондента к переходу кновой теме.
Оформление анкеты должно быть таким, чтобы вызывать желание у респондентов участвовать вработе с ней (разные цвета, юмористические картинки и т.д.).
Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины: от 3—5 вопросов до 100 и более. В психологическом опросе, опросе родителей лучше использовать небольшие анкеты (5—6 вопросов).
Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо за помощь», «Благодарим заучастие в исследовании». Можно спросить респондентов о том, насколько важным они считают проведение данного опроса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основные и вспомогательные методы психологии, их связь с другими науками
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные методы психологии — это наблюдение и эксперимент. Все остальные методы считаются вспомогательными, к ним относятся: метод экспертных оценок, анкетирование, самонаблюдение, тестирование и др.
Основные методы психологии
Основным методом психологии является эксперимент. Его базовое преимущество состоит в том, что исследователь может по собственному желанию вызывать какой-либо психический процесс и прослеживать его зависимость от изменения внешних условий.
Преимущества эксперимента как основного психологического метода объясняет его очень широкое использование в науке. Основная масса эмпирических факторов в психологическом знании была получена экспериментальным путем. Тем не менее, не любые исследовательские задачи можно решить с помощью эксперимента. По этой причине специалисты используют наблюдение в качестве еще одного основного метода, а также вспомогательные методы.
Наблюдение представляет собой описательный психологический исследовательский метод. Он состоит в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемых объектов (явлений). Основное преимущество метода заключается в том, что его проводят в естественных условиях.
Наблюдение не способно поменять обычное поведение наблюдаемых лиц. Его ведут как за одним человеком, так и за группой людей. Данный метод показал свою эффективность для исследования поведения детей (например, в группе детского сада или школьных классах). В качестве недостатка метода наблюдения выступает его значительная трудоемкость.
Вспомогательные методы психологии
Кроме эксперимента и наблюдения психологи используют массу других методов, которые считаются вспомогательными. Одним из популярных вспомогательных методов является метод интервью. Как правило, вопросники для интервью выстраиваются по типу социологических анкет. Их цель состоит в получении большого количества ответов по многим вопросам. Но вопросники, сформированные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, дают ценные результаты для последующего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
Готовые работы на аналогичную тему
Метод беседы берут за основу на различных этапах исследования. Он может стать элементом осуществления первичной ориентировки, а также уточнять выводы, которые были получены с помощью других методов (особенно метода наблюдения). Правильное применение беседы как метода дает специалистам из области психологии ценные результаты.
Тестирование — это еще один вспомогательный метод психологии. Чаще всего его берут за основу психодиагностического обследования. Использование тестов дает возможность получить точную качественную или количественную характеристику исследуемого объекта. Тесты отличаются от прочих методов тем, что для них характерна четкая процедура сбора и обработки первичных данных. Для них присуще своеобразие последующей интерпретации. Благодаря тестам можно изучать и сравнивать между собой психологическое развитие и особенности разных лиц, давая дифференцированные и сопоставимые оценки.
Кроме второстепенных методов психологии, которые позволяют собирать первичную информацию, в науке нашли широкое применение различные способы и приемы обработки данных. Они предполагают логический и математический анализ, который требуется для получения вторичных результатов (факты и выводы, которые вытекают из интерпретации переработанных первичных сведений). Для этой цели можно взять, в частности, различные методы математической статистики или качественного анализа.
Методология психологии и ее связь с другими науками
Между психологией и другими научными дисциплинами есть двусторонняя связь. В одном случае психология берет за основу достижения других наук с целью решения своих проблем. В других ситуациях иные науки начинают использовать психологические знания для того, чтобы объяснить или решить определенные вопросы. Межпредметные связи психологии с другими науками способствуют их взаимному совершенствованию и применению на практике.
В разработке вопросов психология опирается на данные и методы биологии (в частности, анатомии, физиологии и учение о высшей нервной деятельности). В свою очередь, методы психологии начали широко использовать в медицине (например, в психиатрической практике).
Больше всего связей у методики психологии с педагогикой, которая исследует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные направления психологии, в частности педагогическая и возрастная психология, показывают связь с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методами преподавания.
Одна из актуальных психолого-педагогических проблем современного мира состоит в формировании мышления в ходе обучения. Оно должно обеспечивать учащемуся возможность самостоятельного усвоения информации, которая постоянно обновляется и устанавливается. Это гарантирует развитие способностей человека к продуктивной интеллектуальной деятельности.
Продуктивная связь психологии и педагогики может проявляться в том, что происходит создание условий для опережения реальной педагогической практики, открытие новых путей для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания. Одновременно с этим, в основе психологии лежат методы и данные педагогики (например, при исследовании психологии формирования личности).
Таким образом, психология впитывает в себя из других наук различные методы, которые помогают изучать и осмысливать представления о генезисе и аспектах проявления психического. Это производится в соответствии с влиянием тех конкретных реальностей и феноменов, которые подвергаются изучению. Новые методы позволяет по-новому оценивать собственные знания, совершенствуя их в последующем для интересов развития всего общества.