какие вы пишите стихи

Анна Туренкова (2006г)

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности «техники» того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. «Лёгкий стих»-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

«В саду цветёт пушистый пень»
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. «Рифмуем всеххх»-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

«Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. »
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. «Польза классики»-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое «правильное» стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. «Хочу написать то, что думаю»-=-=-

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): «осень, листья, кружиться, золото, увядание. » и т.д.
Из этого стихоплётим:

«Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. «

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •

-=—=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве «изюминки» стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте «словестного поноса». Вовремя говорите себе «стоп!» Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

-=—=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
«От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)»
Никому Не Говори

http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
«Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки»
Docking The Mad Dog

Источник

Как писать стихи

какие вы пишите стихи. Смотреть фото какие вы пишите стихи. Смотреть картинку какие вы пишите стихи. Картинка про какие вы пишите стихи. Фото какие вы пишите стихи

Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

какие вы пишите стихи. Смотреть фото какие вы пишите стихи. Смотреть картинку какие вы пишите стихи. Картинка про какие вы пишите стихи. Фото какие вы пишите стихи

Пишите о том, что хорошо знаете

Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

Заинтересуйте читателя

Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…

Анна Ахматова

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Источник

Как писать стихи | 10 советов начинающим

10 полезных советов о том, как научиться писать стихи

Как писать стихи

Данил Рудой. “Лезвие звука, или стихи о том, как пишутся стихи”

Душа переполнена, чувства ищут выход… Именно здесь и сейчас может родиться новое стихотворение. Для поэтов – это чудесные мгновения, когда мысли сами ложатся на бумагу, и рифмы приходят на ум без труда. Вы хотите так же? Много раз пробовали, но ничего не получается: нужные слова ускользают, рифма скачет, чувства теряются, а результат душевных порывов выражает не то и не так, порою вызывая смех?

Неважно, как давно вы пишете стихотворения и на какой ступени мастерства находитесь. Сочинение поэзии – это навык, которому можно научиться, как вы когда-то научились ходить, говорить и читать; поэтому то, как вы будете писать стихи, зависит лишь от вас и вашего упорства. Если вы твердо решили вступить на путь стихосложения, вот десять советов, которые вам помогут.

1. Выучите стихотворные размеры

Стихотворный размер – это чередование ударных и безударных слогов в слове. Они делятся на двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий и анапест). Самое главное – это научиться чувствовать ритм стихотворений. Как только вы начнете различать и ощущать правильную ритмику стихов, вам больше не придется задумываться о размере и подборе соответствующих ему слов. Наоборот, обычные предложения сами будут складываться в том или ином размере.

2. Используйте средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности также известны как «тр о пы». Многие вы уже знаете, но есть и более редкие; вернее, те, что у нас не на слуху. Например, литота, инверсия, ассонанс, умолчание и множество других. Но как научиться писать стихи человеку, который даже не знает, какими тропами он может воспользоваться? Их стоит не только изучить, но и найти у лучших поэтов; тогда употребление различных изобразительных приемов станет вашей второй натурой, а стихи получат дополнительную красочность и выразительность.

3. Читайте стихи ежедневно и учите их наизусть

Чем больше вы читаете, тем легче вам будет подобрать правильные рифмы, иногда вы будете говорить стихами. Читайте поэтов разных эпох, классические стихотворения и так называемый белый стих, знакомьтесь с новыми авторами, стилями и жанрами, особенно со сложными стихами. Так вы расширите поэтический кругозор, и ваше творчество станет разнообразнее и насыщеннее. Понравившиеся стихи учите наизусть, даже если поначалу это будет даваться с трудом. Помимо облегчения процесса написания собственных стихов, это позволит вам щеголять поэтическими цитатами, что иногда может быть очень кстати, особенно в светском обществе.

какие вы пишите стихи. Смотреть фото какие вы пишите стихи. Смотреть картинку какие вы пишите стихи. Картинка про какие вы пишите стихи. Фото какие вы пишите стихиМихаил Лермонтов не задавался вопросом, как писать стихи

4. Пишите душой, пишите стихи о своих чувствах

Стихотворения без чувств сухи и имеют мало ценности, в первую очередь для вас (если вы не коммерческий поэт, знающий, как писать стихи на заказ). Научитесь «раздувать» то, что чувствуете, до максимальных размеров; начните писать о том, о чем переживаете, что вас волнует по-настоящему. Если вы пишите по памяти, постарайтесь как можно точнее и реалистичнее пережить внутри то, что переживали тогда. Наполнитесь этими ощущениями, и ваши стихи приобретут незабываемую живость.

5. Повышайте свой уровень грамотности

В стихотворениях очень сложно заменить неподходящее слово другим, так как это чаще всего разрушает размер и ритм (а иногда и рифму). Если у вас есть пробел в грамотности, обязательно устраните его. Помимо изучения учебников грамматики, помочь может внимательное чтение стихов и прозы, с обязательным обращением внимания на правильные орфографию и пунктуацию. Вообще научитесь вчитываться в любой написанный текст, особенно классический: тогда творения современников превратятся для вас в обширное поле поиска устранимых несовершенств.

6. Пополняйте свой словарный запас

7. Развивайте свое поэтическое воображение

На что похожа первая любовь? Какие ассоциации вызывает грозовая туча? С чем можно сравнить припаркованный у обочины автомобиль? Чем больше вы видите необычного, особенно в привычных вещах, на которые никто не обращает внимания, тем более качественные и цепляющие образы вы сможете создавать в любых произведениях. У начинающих поэтов этот навык чаще всего неразвит, но, взявшись за него всерьез, вы научитесь писать отличные стихи после тончайших намеков окружающего мира.

8. Пишите стихи всегда, пишите везде!

Это должно стать вашим девизом ведь, чем больше практики, тем легче писать, и тем лучше у вас будет получаться. Не переживайте, если стихотворения выходят не такими, как вам бы хотелось: плохие стихи можно просто уничтожить, оставив лишь лучшие их части. Главное – начать вырабатывать устойчивую привычку, которая заставит вас браться за перо в любой ситуации, потворствующей изящной поэзии.

какие вы пишите стихи. Смотреть фото какие вы пишите стихи. Смотреть картинку какие вы пишите стихи. Картинка про какие вы пишите стихи. Фото какие вы пишите стихиИосиф Бродский знал, как писать стихи в любом состоянии

9. Составляйте рифмы внимательно

Если вам трудно подобрать или придумать правильную рифму, можно заглянуть в словари рифм в интернете. Главное, не злоупотребляйте этим методом. Хорошая тактика для начинающих – это внимательно просмотреть все возможные рифмы на интересующее вас слово и подумать, какое из них лучше всего подходит в стихотворение по смыслу. Однако помните, что писать стихи ради рифм – это признак отсутствия поэтического вкуса, поэтому старайтесь сочетать удачные фонетические конструкции с ключевой смысловой нагрузкой, и тогда ваши произведения возымеют поистине бронебойный эффект.

10. Пишите поэзию, не отчаиваясь!

Как писать стихи поэту, который едва держится на ногах от очередной депрессии? Даже если на душе тошно, и любимая девушка бросила вас, и мир катится в тартарары, помните, что творчество помогает выбраться из психологических ям лучше любых лекарств. Научитесь находить силы выражать эмоции стихами, и вы увидите, как вам стало лучше, а мотивация жить заметно возросла. В конце концов, многие великие поэты продлили свое пребывание на грешной Земле невзирая на многочисленные вредные привычки именно благодаря своему творчеству. А с кого, как не с них, брать пример?

В заключение к советам, как писать стихи

У начинающих поэтов иногда возникает вопрос: о чем писать стихи? Тут все зависит от вашей фантазии: вы можете писать лирику, обращения, поздравления или тосты. Попробуйте себя во всех направлениях, ведь всегда есть, что сказать друзьям и родным, а в году достаточно праздников, чтобы потренироваться. К тому же, красивый стих собственного сочинения – это ценный подарок, который наверняка запомнится тем, кому вы дороги. Просто воспользуйтесь перечисленными выше советами, как писать стихи, и ваше мастерство в стихосложении начнет расти.

Желаем вам творческих успехов и неординарных рифм!

Источник

А как вы пишете стихи?

Иногда на поэтических вечерах нас, поэтов, спрашивают: а как вы пишете стихи? При этом имеют в виду сам момент зарождения, начала. Обычно я отвечаю встречным вопросом (Михаила Светлова): а как зарождается в материнском чреве ребёнок? С головы? С ног? Или же – у Анны Ахматовой: когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи…

Но вновь и вновь убеждаюсь в правоте Владимира Маяковского:

Поэзия – та же добыча радия:
В грамм добыча, в год – труды.
Изводишь, единого слова ради,
Тысячи тонн словесной руды…

А беда многих и многих нынешних стихотворцев (в том числе большинства коллег по Знаменску) в том и заключается, что не желают они работать над словом, не желают совершенствоваться сами и совершенствовать свои собственные творения. Вот как написалось – так пусть и будет! И не замечают, что порой в строчке слово налезает на слово, как мартовские льдины на реке одна на другую – со скрежетом и хрустом. Что хотел автор сказать одно – а на бумаге получилось нечто другое. Что внутренний ритм ломается совершенно неоправданно. Что «образы стоят, как образа по углам в иных стихотвореньях» (В. Костров)…. Да и вообще – нет ничего нового, нет своего взгляда, нет личности. А без этого нет и поэзии.
Верно когда-то написал Павел Мелёхин:

Как много хорошего нами увидено
Глазами Есенина, глазами Уитмена!
Иду за титанами – это не тайна.
И на ночь на кухне сажусь у титана.
…Черкаю, клочкую гектары гекзаметров,
Кручу себе чуб, бормочу, как факир…
Я очень хочу, чтоб моими глазами
Когда-нибудь люди взглянули на мир.

И ещё мне нравятся четыре строки Андрея Вознесенского:

Стихи не пишутся – случаются,
Как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.

Слушал недавно по телеканалу «Культура» передачу, посвящённую творчеству К. Ваншенкина. Правильно он говорил: поэзия – это наивность и наблюдательность. Я впереди этих двух слов ещё бы добавил – удивление.

Или вспомним Ф. Шаляпина. Мы привыкли считать его баловнем судьбы, вот уж кому можно позавидовать! А он, оказывается, перед своими концертами с таким упорством отрабатывал какой-нибудь один-единственный жест, что, бывало, терял сознание, его отливали водой, он поднимался и снова повторял то же упражнение.

По своим психофизиологическим свойствам любой нормальный человек имеет задатки ко всем видам человеческой деятельности. Другое дело, что этот одинаковый у всех набор задатков в количественном отношении у разных людей разный. Кому-то больше дано в одном, кому-то – в другом. Но и здесь не стоит унывать, обижаться на судьбу. Ведь задаток – всего лишь потенция, голая возможность. И пусть меньшие задатки требуют больших усилий, зато они чаще реализуются в устойчивую способность. Если же человеку с самого начала всё было легко, он может так и не приучиться к систематическому труду, и тогда самые богатые задатки оказываются мёртвым сокровищем, ненайденным кладом, хоть и был он «зарыт» в самом близком месте.

Чаще всего мы бываем не бессильны, а безвольны. Свою же неспособность к напряжённому труду прикрываем разговорами о недостатке природных данных. Так удобнее и перед другими, и перед собой, а главное – не стыдно. Но это самообман. Если у тебя малые природные данные, значит, работать тебе нужно больше. Только и всего. Жить надо по «закону велосипеда»: пока педали крутишь – едешь, перестал крутить – остановился, упал…

Тиражи нынешних поэтических книг небольшие, ни в какое сравнение не идут с тиражами 60-70 годов прошлого века. И не достигнут они никогда уже, наверно, прежнего уровня. Истинных ценителей поэзии не так уж и много, как и ценителей классической музыки. Да и нынешние цены на книги многим не по карману. А тем, у кого водятся большие деньги, поэзия, как правило, не нужна. У них другие интересы.

Всё меньше и меньше с годами читателей,
Ценителей чистых и искренних слов.
Всё больше и больше всеядных глотателей
Духовной отравы, что льётся с листов…

А дальше помещаю «методичку», авторство которой принадлежит Леониду Каганову и которую я слегка дополнил и «подрихтовал»

КАК ПИСАТЬ ПЛОХИЕ СТИХИ?

Юные годы – это «буйство глаз и половодье чувств», это любовь, романтика и стихи. Многие в этом возрасте пытаются втайне ото всех рифмовать. А иные осмеливаются нести свои перлы в редакции. Или, что гораздо лучше и безопаснее, особенно если под псевдонимом, помещать их в Интернете на различных литературных сайтах.

Утверждают, что прежде чем самому писать стихи, надо хорошо знать отечественную и мировую поэзию. Не верьте! Следуйте примеру чукчи из анекдота, когда тот поступал в Литературный институт. Его спросили:

– Вы Пушкина читали? – Нет. – А Лермонтова, Тютчева, Фета? – Нет. – А кого же вы читали? Абитуриент многозначительно поднял палец: – Чукча не читатель. Чукча – писатель!

Пусть для того же Владимира Маяковского поэтическое творчество было тяжёлым трудовым процессом:

Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.

Не стесняйтесь эти самые тысячи тонн обрушивать на читателя, пусть сам их перерабатывает!

Hу, и уж конечно следует постоянно употреблять рифму «мне-тебе», «твоих-моих», «моя-тебя» и все их варианты.

Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: «впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-. «.

Чаще употребляйте следующие шаблонные выражения: «боль утрат «, «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце «, «темная ночь» и т.п. Это внесет в стихотворение свежесть.

Неплохо получится, если начало стиха зарифмовать, а потом бросить это нудное дело. Если кто потом вздумает критиковать, скажите в ответ, что так автором задумано, что дальше идёт «белый стих», верлибр. Пусть возможный критик уткнётся в своё корытико…

Пишите смелее! Начинайте ямбом, потом перейдите на хорей, завершите амфибрахием.

Многие слова в середине строки надо писать с большой буквы: Тишина, Hебо, Вечность, Страна, Одиночество, Город, Звезда, Она и т.п.

Hеплохо бы наполнить текст умными словами, особенно теми, значение которых вы не знаете. Не стесняйтесь переносить ударение в слове туда, где вам сейчас это нужно.

Старайтесь строить фразы так, чтобы прочесть их вслух было невозможно без запинки и не сломав при этом язык.

Hе используйте образов, либо используйте только общеизвестные характеристики и сравнения: «зеленое лето», «синее море», «вольный ветер», «высокие горы», «белый снег», «снег кружится», «дождь идет», «вьюга воет», «осень наступает», «облака кудрявые «, «ива плакучая», «клейкие листочки».

Стихотворения надо посвящать следующим темам: описанию своей тоски, описанию несчастной любви или воспоминаниям о любви былой, признаниям в любви (особенно если пишет девушка).

Ещё пишите о маме, но лучше всего о природе. Ведь о ней строф-куплетов настрогать можно сколько угодно, особенно про осень. Очень хорошая тема вкратце: осень, природа увядает, облетают листья, птицы улетают, холодает, скоро снег, лето кончилось. Если все эти мысли сесть и зарифмовать, можно написать сотни стихов.

А сколько стихов можно написать о нашем Знаменске, о полигоне «Капустин Яр»! Ракета летит в небеса, в степи алеют тюльпаны, город зеленеет и цветёт, Ахтуба синеет и зовёт, мотовоз спешит на «площадки» и т.п. Главное – постоянно повторять общеизвестное, делать открытия типа «Волга впадает в Каспийское море». И не забывать засовывать в строфы побольше лозунгов и призывов.

Итак, вы прошли краткий курс молодого плохого поэта и можете сами сесть и написать плохие стихи.

Hеудач в творчестве!

Иногда на поэтических вечерах нас, поэтов, спрашивают: а как вы пишете стихи? При этом имеют в виду сам момент зарождения, начала. Обычно я отвечаю встречным вопросом (Михаила Светлова): а как зарождается в материнском чреве ребёнок? С головы? С ног? Или же – у Анны Ахматовой: когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи…

Но вновь и вновь убеждаюсь в правоте Владимира Маяковского:

Поэзия – та же добыча радия:
В грамм добыча, в год – труды.
Изводишь, единого слова ради,
Тысячи тонн словесной руды…

А беда многих и многих нынешних стихотворцев (в том числе большинства коллег по Знаменску) в том и заключается, что не желают они работать над словом, не желают совершенствоваться сами и совершенствовать свои собственные творения. Вот как написалось – так пусть и будет! И не замечают, что порой в строчке слово налезает на слово, как мартовские льдины на реке одна на другую – со скрежетом и хрустом. Что хотел автор сказать одно – а на бумаге получилось нечто другое. Что внутренний ритм ломается совершенно неоправданно. Что «образы стоят, как образа по углам в иных стихотвореньях» (В. Костров)…. Да и вообще – нет ничего нового, нет своего взгляда, нет личности. А без этого нет и поэзии.
Верно когда-то написал Павел Мелёхин:

Как много хорошего нами увидено
Глазами Есенина, глазами Уитмена!
Иду за титанами – это не тайна.
И на ночь на кухне сажусь у титана.
…Черкаю, клочкую гектары гекзаметров,
Кручу себе чуб, бормочу, как факир…
Я очень хочу, чтоб моими глазами
Когда-нибудь люди взглянули на мир.

И ещё мне нравятся четыре строки Андрея Вознесенского:

Стихи не пишутся – случаются,
Как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.

Слушал недавно по телеканалу «Культура» передачу, посвящённую творчеству К. Ваншенкина. Правильно он говорил: поэзия – это наивность и наблюдательность. Я впереди этих двух слов ещё бы добавил – удивление.

Или вспомним Ф. Шаляпина. Мы привыкли считать его баловнем судьбы, вот уж кому можно позавидовать! А он, оказывается, перед своими концертами с таким упорством отрабатывал какой-нибудь один-единственный жест, что, бывало, терял сознание, его отливали водой, он поднимался и снова повторял то же упражнение.

По своим психофизиологическим свойствам любой нормальный человек имеет задатки ко всем видам человеческой деятельности. Другое дело, что этот одинаковый у всех набор задатков в количественном отношении у разных людей разный. Кому-то больше дано в одном, кому-то – в другом. Но и здесь не стоит унывать, обижаться на судьбу. Ведь задаток – всего лишь потенция, голая возможность. И пусть меньшие задатки требуют больших усилий, зато они чаще реализуются в устойчивую способность. Если же человеку с самого начала всё было легко, он может так и не приучиться к систематическому труду, и тогда самые богатые задатки оказываются мёртвым сокровищем, ненайденным кладом, хоть и был он «зарыт» в самом близком месте.

Чаще всего мы бываем не бессильны, а безвольны. Свою же неспособность к напряжённому труду прикрываем разговорами о недостатке природных данных. Так удобнее и перед другими, и перед собой, а главное – не стыдно. Но это самообман. Если у тебя малые природные данные, значит, работать тебе нужно больше. Только и всего. Жить надо по «закону велосипеда»: пока педали крутишь – едешь, перестал крутить – остановился, упал…

Тиражи нынешних поэтических книг небольшие, ни в какое сравнение не идут с тиражами 60-70 годов прошлого века. И не достигнут они никогда уже, наверно, прежнего уровня. Истинных ценителей поэзии не так уж и много, как и ценителей классической музыки. Да и нынешние цены на книги многим не по карману. А тем, у кого водятся большие деньги, поэзия, как правило, не нужна. У них другие интересы.

Всё меньше и меньше с годами читателей,
Ценителей чистых и искренних слов.
Всё больше и больше всеядных глотателей
Духовной отравы, что льётся с листов…

А дальше помещаю «методичку», авторство которой принадлежит Леониду Каганову и которую я слегка дополнил и «подрихтовал»

КАК ПИСАТЬ ПЛОХИЕ СТИХИ?

Юные годы – это «буйство глаз и половодье чувств», это любовь, романтика и стихи. Многие в этом возрасте пытаются втайне ото всех рифмовать. А иные осмеливаются нести свои перлы в редакции. Или, что гораздо лучше и безопаснее, особенно если под псевдонимом, помещать их в Интернете на различных литературных сайтах.

Утверждают, что прежде чем самому писать стихи, надо хорошо знать отечественную и мировую поэзию. Не верьте! Следуйте примеру чукчи из анекдота, когда тот поступал в Л итературный институт. Его спросили:

– Вы Пушкина читали? – Нет. – А Лермонтова, Тютчева, Фета? – Нет. – А кого же вы читали? Абитуриент многозначительно поднял палец: – Чукча не читатель. Чукча – писатель!

Пусть для того же Владимира Маяковского поэтическое творчество было тяжёлым трудовым процессом:

Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.

Не стесняйтесь эти самые тысячи тонн обрушивать на читателя, пусть сам их перерабатывает!

Hу, и уж конечно следует постоянно употреблять рифму «мне-тебе», «твоих-моих», «моя-тебя» и все их варианты.

Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: «впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-. «.

Чаще употребляйте следующие шаблонные выражения: «боль утрат «, «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце «, «темная ночь» и т.п. Это внесет в стихотворение свежесть.

Неплохо получится, если начало стиха зарифмовать, а потом бросить это нудное дело. Если кто потом вздумает критиковать, скажите в ответ, что так автором задумано, что дальше идёт «белый стих», верлибр. Пусть возможный критик уткнётся в своё корытико…

Пишите смелее! Начинайте ямбом, потом перейдите на хорей, завершите амфибрахием.

Многие слова в середине строки надо писать с большой буквы: Тишина, Hебо, Вечность, Страна, Одиночество, Город, Звезда, Она и т.п.

Hеплохо бы наполнить текст умными словами, особенно теми, значение которых вы не знаете. Не стесняйтесь переносить ударение в слове туда, где вам сейчас это нужно.

Старайтесь строить фразы так, чтобы прочесть их вслух было невозможно без запинки и не сломав при этом язык.

Hе используйте образов, либо используйте только общеизвестные характеристики и сравнения: «зеленое лето», «синее море», «вольный ветер», «высокие горы», «белый снег», «снег кружится», «дождь идет», «вьюга воет», «осень наступает», «облака кудрявые «, «ива плакучая», «клейкие листочки».

Стихотворения надо посвящать следующим темам: описанию своей тоски, описанию несчастной любви или воспоминаниям о любви былой, признаниям в любви (особенно если пишет девушка).

Ещё пишите о маме, но лучше всего о природе. Ведь о ней строф-куплетов настрогать можно сколько угодно, особенно про осень. Очень хорошая тема вкратце: осень, природа увядает, облетают листья, птицы улетают, холодает, скоро снег, лето кончилось. Если все эти мысли сесть и зарифмовать, можно написать сотни стихов.

А сколько стихов можно написать о нашем Знаменске, о полигоне «Капустин Яр»! Ракета летит в небеса, в степи алеют тюльпаны, город зеленеет и цветёт, Ахтуба синеет и зовёт, мотовоз спешит на «площадки» и т.п. Главное – постоянно повторять общеизвестное, делать открытия типа «Волга впадает в Каспийское море». И не забывать засовывать в строфы побольше лозунгов и призывов.

Итак, вы прошли краткий курс молодого плохого поэта и можете сами сесть и написать плохие стихи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *