какие вы знаете шипящие согласные

Шипящие согласные звуки в русском языке

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные

Классификация звуков в русском языке

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков, которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

Если говорить о соотношении шума и голоса при образовании согласных, то классификация выглядит таким образом:

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ — только мягкими.

какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с [gj], [‘zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь», например:

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

Далее предлагается работа с учебником следующего характера:

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные

Работа со скороговорками

Скороговорки — это отличная разминка для детей, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Предложите ученикам прочитать вслух хором несколько скороговорок подряд. Причем первый раз это нужно делать медленно, а затем постепенно увеличивать темп произнесения.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Видео

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

Источник

Шипящие согласные звуки с примерами (2 класс, русский язык)

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек.

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.

Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.

Источник

Русский язык

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Как образуются шипящие звуки?

Вы уже знаете, что согласные звуки образуются, когда воздух проходит через разные преграды в ротовой полости: губы, зубы, язык. Во время преодоления препятствий получается шум. У некоторых согласных к шуму подсоединяется голос. Поэтому мы различаем глухие (образованные только из шума)и звонкие согласные (получаются при соединении голоса и шума). Примеры: глухие согласные – это т, ф, с, звонкие – д, в, з.

Шипящие звуки тоже относятся к согласным. Их выделяют в отдельную группу из-за особенностей образования.

Прогуляемся по Волшебному лесу и познакомимся с шипящими звуками подробно. В огромном Волшебном лесу живёт много зверей и птиц. Оглянитесь вокруг.

Вот на полянке ёж пытается поймать стрекозу, а ежата играют в прятки около пенька. Рядом зайчиха присматривает за своими маленькими зайчатами, а они о чём-то весело шепчутся.

В лесном озере на охоту вышла хищная рыба щука, учится плавать на дальние расстояния колючая рыбка ёрш.

А вот на ветку вишни присела важная птичка синичка. Она внимательно наблюдает за гостями леса.

Ребята, произнесите вслух слова:

Какой согласный звук есть в каждом слове в строчке под цифрой 1? (звук [ж]). В строке под цифрой 2? (звук [ч]). Под цифрой 3? ([щ]). Под цифрой 4? ([ш]). Эти звуки: Ж, Ч, Щ, Ш называются шипящими согласными звуками.

Если прислушаться, можно эти звуки услышать в нашем лесу. Вот пролетел шмель. А как он жужжит?

Проползла змея по траве. Увидела опасность и зашипела.

Воробьи что-то шумно обсуждают.

Белка орешки щёлкает.

Этих звуков много в окружающем мире. Почему же они называются шипящими? Послушаем, что нам объяснит по этому поводу Мудрый Филин.

Шипящие звуки делятся на звонкие и глухие.

Звук [ж] произносится с участием шума и голоса: ж-ж-ж-ж. Он звонкий: жар, жужжит, жёлтый.

А звуки [ч’], [ш], [щ’] образуются с участием только шума, поэтому они глухие: чашка, шалаш, щепка.

Шипящие ж– ш составляют пару по звонкости-глухости: жар-шар, жаль-шаль, жест-шест.Звуки ч, щ не имеют пары по звонкости.

По мягкости-твёрдости ни одна шипящая не образует пары с другими согласными. Всегда твёрдыми согласными являются шипящие звуки[ж], [ш]: жук [жук], шорох [шорах].

Звуки мягкие согласные во всех ситуациях дают шипящие [ч’], [щ’]: часы [ч’асы], щётка [щ’отка].

Правописание шипящих в сочетаниях с гласными и согласными

Ребята, чтобы быть грамотными, надо знать правила написания букв в разных словах. Сегодня мы выучим правописание шипящих с гласными, выясним, как пишутся сочетания чк,чн, чт, щн.

Правила написания ча-ща, чу-щу, жи-ши

Шипящие звуки дружат не со всеми гласными. Послушайте историю от Мудрого Филина, почему так получилось.

«Как шипящие перестали дружить с Ы, Ю, Я»

Не заметили шипящие, как пошли совсем в другую сторону и заблудились. Оглядываются: места незнакомые, и гласных рядом нет. Пробовали они кричать, на помощь звать. Да всё без толку. Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать?

И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау!Ау!», протяжную песенку «И-и-и-и!» и побежали на крики. Наконец, вышли они на знакомую полянку. А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу!

Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой.

Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У.

О чём эта сказка, ребята? О том, что друзей нельзя оставлять в беде, нужно им помочь или позвать взрослых.

А вот какое правило вам надо запомнить:

Давайте потренируемся правильно определять гласную после шипящих, и выполним задание Мудрого Филина.

Упражнение «Найди слово»

Соедините картинки с соответствующими словами и вставьте в словах пропущенные буквы.

Ответ: шишка, щит, чайник, абажур, жаба, шапка, ключик.

Правописание шипящей ч в сочетаниях: чк, чн, чт, нч, щн, нщ

Ребята, прочитайте слова в столбиках.

конь польза пончик

лень мельница веточка

руль борьба гонщик

моль коньки хищник

Как обозначена мягкость согласных звуков в словах первом столбике? Ответ: с помощью звука [е] и ь. Как обозначена мягкость согласных во втором столбике? Ответ: гласными звуками [е], [и], ь.

Посмотрите, как обозначена мягкость согласных в третьем столбике. Ответ: только гласными звуками [е]. Скажите, гласная [и] в словах пончик, гонщик влияет на смягчение звуков [ч’], [щ’]? Почему? Ответ: потому что они являются непарными мягкими согласными.

А теперь обратите внимание, как мягко произносятся сочетания нч, чк, чт, нщ, щн в словах третьего столбика. Между этими сочетаниями стоит мягкий знак? Нет. Как вы думаете, почему? Он нужен? Ответ: нет, не нужен, потому что звуки ч, щ – всегда мягкие.

Мягкие шипящие влияют на другие согласные звуки, которые стоят за ними, после них, и также их смягчают. В слове барабанщик мы слышим мягкий н [н’], хотя рядом нет ни смягчающей гласной, ни Ь. То же самое происходит в словах: птенчик, чемоданчик, мороженщик.

Запишем транскрипции этих слов:

Мягкость в сочетаниях нч, чк, чт, нщ, щн обозначают в транскрипции у двух звуков [н]и [ч’].

Занимательная игротека

Ребята, настало время закрепить изученный материал. Вслед за Мудрым Филином мы переходим на лесную опушку Волшебного леса, где выполним разные интересные задания от лесных обитателей. Постарайтесь выполнить их самостоятельно, а затем сверьте с правильными ответами. Вы их найдёте в конце этого раздела.

Задание от Ёжика

Справа вы видите картинки крупных предметов, слева – мелких. Впишите в клетки соответствующие слова.

Задание от Лисички

Передаю вам письмо с заколдованными словами. Расколдовать их можно, если в каждом слове убрать лишний слог.

Задание от Бурундучка

мороженое, девочка, страна, жар, таблетка, стол, камыш, балкон, шутка

тетрадка, щётка, портфель, черновик, ручка, тарелка, прощание, утро

Задание от Зайчика

Отгадайте загадки и напишите транскрипцию отгадок

Отгадай, что за вещица,

Острый клювик, а не птица,

Не на поле, не на грядке

На листах твоей тетрадки.

Землянику мы собрали –

Не лесную, а в саду.

Сахар, таз большой достали –

Мама варит, а я жду…

Очень нравится нам всем

Задание от Енота

Прочитайте предложения и подчеркните орфограммы, которые вы сегодня изучали.Воспользуйтесь в качестве подсказки таблицей.

Ответы на задания раздела «Занимательная игротека»

1.Задание от Ёжика. Ответ: лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик, фонтан – фонтанчик.

2. Задание от Лисички. Ответ: печка, бабочка, мечта, мачта, барабанщик, свечка.

3. Задание от Бурундучка. Ответ: 1) мороженое, жар, камыш, шутка;

2) щётка, черновик, ручка, прощание

4. Задание от Зайчика. Ответ: 1) ручка, транскрипция: [руч’ка]; 2) джем, транскрипция: [джэм]

5. Задание от Енота. Ответ: В чаще леса жили ежи. Они часто ходили гулять на земляничную поляну. Я налью себе чашку чая. В коричневой сумке лежали шапка и шарф. На море много чаек. Девочка была отличницей. Женщины о чём-то спорили. У нас прошёл конкурс чтецов.

Ребята, урок в Волшебном лесу закончился. Попрощаемся с Мудрым Филином. Мы узнали, какие звуки считаются шипящими, как они пишутся с гласными и согласными. Выучили орфограммы и выполнили практические задания. Осталось пройти тестирование.

Источник

Шипящие согласные звуки

какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные

Всего получено оценок: 354.

Всего получено оценок: 354.

Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно: они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.

какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные

Что это за звуки и как их произносить

Можно сказать, что они имеют непростой характер: произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

Непарные или парные?

Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухость и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.

Что касается разделения на глухие и звонкие, то к первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухость/звонкость.

Когда-то было по-другому: [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:

какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть фото какие вы знаете шипящие согласные. Смотреть картинку какие вы знаете шипящие согласные. Картинка про какие вы знаете шипящие согласные. Фото какие вы знаете шипящие согласные

Что мы узнали?

Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики (то, как они выговариваются) делают эти звуки особенными и сложными.

Источник

Конспект урока Шипящие согласные

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по теме «Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими»

Тип урока: Сообщение нового материала.

Цель : познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков.

Познакомить учащихся с шипящими согласными звуками;

обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих;

формировать навыки правописания и самоконтроля;

расширять словарный запас учащихся;

развиватьумения обосновывать правильность написания;

прививать любовь к русскому языку;

воспитывать любовь к чтению, аккуратность;

корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы;

корректировать внимание, наблюдательность;

развивать познавательную активность учащихся.

I . Организация начала урока.

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

Учащиеся хором произносят правила в стихотворной форме.

Я тетрадочку открою.

Я от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

II .Минутка чистописания. Жертвин А. Жертвин В. (карточки)

Подготовка руки к письму (Массаж для пальцев)

Вышли пальцы погулять.

Самый толстый и большой.

Этот пальчик, для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Как обычно наш урок мы начинаем с минутки чистописания.

Сегодня мы будем писать буквы, звуки которых спрятались в чистоговорках.

Ученик читает чистоговорку.

Ша-ша-ша мама моет малыша. Сизоненко Денис

Какой звук повторялся чаще всего?

Какой буквой обозначается?( ша)

Жи-жи-жи – здесь живут ежи. Тарнакин Артём

Какой звук повторялся чаще всего?

Какой буквой обозначается? (же)

Что общего у этих букв?(шипящие, твёрдые, согласные)

Сегодня мы повторим написание этих букв.

Посмотрите на узор из них. Какая закономерность?

Письмо букв учащимися в воздухе, в тетради.

Из чего состоит речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Какие бывают буквы?

Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Сколько букв в русском языке?

Сколько гласных? Назовите их.

Какие буквы особенные?

Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

Что знаете о согласных звуках?

IV . Работа по теме урока

Сказка про согласные шипящие.

— Подумайте, почему шипящие согласные звуки так назвали.

Произнесите эти звуки, послушайте себя.

С чем их можно сравнить?

Какие из них всегда твердые?

Какие всегда мягкие?

Что вы узнали из сказки о написании буквосочетаний жи и ши?

— А сейчас послушайте стихотворение, которое будет нам помогать правильно писать буквосочетания.

В сочетаниях ЖИ-ШИ (Бусько Владимир)

Только И всегда пиши!

Жи и ши, жи и ши с буквой и всегда пиши. (Викторов Виталий)

Мыши, ёжики, ужи, лыжи, лужи, камыши.

Какие вы знаете шипящие согласные?

Как пишутся сочетания жи-ши?

V .Закрепление материала.

1. Работа по учебнику.(с. 98)

А).-Работа с правилом. С. 98

Б).Упражнение в нахождении буквососетаний жи-ши.Упр. 1

Г). Работа с правилом с. 98.

Д). Работа с пословицами с. 98. Упр. 2

Как понимаете значение пословиц?

-Спишите пословицы, подчеркните жи, ши.

2.Физминутка «Две руки»

3. Игра»Доскажи словечко»

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут (мыши)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни (машина)

По полям бегут ручьи

Скоро выйдут муравьи

После зимней (стужи)

Выпиши слова со слогом жи и ши. Подчеркни жи и ши.

У учащихся уточнить – какие слова нужно выписать.

Живёт,мыши, машина, лужи, стужи.

4.Работа с деформированным предложением.

-Прочитайте слова на слайде.

-Можно назвать их предложениями?

Коллективное составление предложений.

1. Кот, у, Тишка, жил, Миши.

2. груши, малыши, Сочные, ели.

Подчеркни слоги жи и ши.

Сегодня на уроке я узнал…

-На уроке я научился…

-Эти знания мне нужны для того, чтобы…

Жертвин А. Жертвин В. – индив. карточки

Самоанализ урока русского языка

Тип урока : Сообщение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласных звуков.

Познакомить учащихся с шипящими согласными звуками;

обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих;

формировать навыки правописания и самоконтроля;

расширять словарный запас учащихся;

развиватьумения обосновывать правильность написания;

прививать любовь к русскому языку;

воспитывать любовь к чтению, аккуратность;

корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы;

корректировать внимание, наблюдательность;

развивать познавательную активность учащихся.

1.Краткая характеристика класса

При выборе метода учебной деятельности и планировании урока были учтены следующие особенности учащихся 3 класса «в»:

Уровень развития учащихся разный:

4ученика имеет средний уровень работоспособности и активности учебной деятельности

Запоминают и воспроизводят с незначительной направляющей и организующей помощью педагога ; отмечается невнимательность, рассеянность, необходим контроль и руководство деятельности.

4 ученика имеют ниже среднего уровень работоспособности и активности учебной деятельности : Преобладают процессы торможения. Объём, концентрация и устойчивость внимания ниже среднего уровня. При утомлении проявляются: отказ от деятельности, замыкается при собственных неудачах или удачах других учащихся. Запоминает и воспроизводит с трудом. Темп деятельности ниже среднего.

2. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов.

При изучении нового материала использовались:

Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности : приемы слушания, рассматривания, списывания, планирования работы с учебником, работа по карточкам –зачитать чистоговорки, самоконтроля.

Приемы познавательной (внутренней) деятельности: приемы внимания, запоминания, объяснения.

технические – рабочее место учителя, оснащённое ПК;

I Организация начала урока осуществлялась через настрой учащихся на работу, проверки готовности к уроку, наличие школьных принадлежностей, предварительнойбеседы.

II Изучение нового материала через:

1. Актуализацию знаний учащихся с помощью сказки

2. Введение в новую тему через использование чистоговорки.

Жжжу-жжжуя жук и жужжу

Шшшу-шшшу – я мышка, шуршу.

Рассматривание картинок и прочтения рядом с ними слов, принадлежащих к изображению, приблизило понимание учащихся к усвоению изучаемого правила и сообщению изучения новой темы: Ежи, ножи, карандаши, мыши – после шипящи ж и ш пишется буква и. ЖИ ШИ – пиши с буквой И.

Сообщение темы урока: «Гласные после шипящих ж и ш»

3. Работа над темой урока

1.Вставь пропущенный слог жи или ши в словосочетания; 2. Работа с учебником.

Закрепление знаний учащихся пройденного материала осущесвлялось с помощью игры «Доскажи словечко» Составь и запиши из слов предложения».

Подведен итог урока, в результате которого учащиеся отметили, что им понравилось на уроке. Учителем подведен итог

В структуре урока осуществленн совместный разбор домашнего задания, учащиеся получили оценку за работу на уроке и за работу в тетради.

4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Цели и задачи поставленные в начале урока полноценно достигнуты. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Задания были подобраны в соответсвии с уровнем развития каждого учащегося класса, осуществлялась непринужденная помощь. Сама тема в изучении не составляла сложности. Учащиеся освоили новую тему полноценно. Доска оформлена: правило по изучаемой орфограмме, шипящие буквы – чистописаниею На уроке использовались здоровьесберегающие технологии: предварительное проветривание помещения, физминутка

Учет особенностей проведений урока и выводов на будущее .

В виду психофизических особенностей учащихся, темпа работоспособности, были несколько затянуты письменные и устные виды работы. В результате чего не выполненно одно запланированное задание, направленных на самостоятельное закрепление изучаемой темы . Данное было учтено: 1. увеличить темп деятельности; 2. учитывать колличество заданий исходя из типологических особенностей учащихся класса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *