какие вы знаете способы стимулирования развития двигательной активности и творчества
Методы и приемы двигательной активности детей раннего возраста
Рудакова Виктория Алексеевна
Методы и приемы двигательной активности детей раннего возраста
Методы и приемы двигательной активности детей раннего возраста.
Цель: Способствовать развитию двигательной активности у детей раннего возраста, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Способствовать физическому развитию и укреплению детского организма.
2. Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
3.Формировать личностные качества: инициативность, смелость, партнерское взаимодействие со сверстниками и взрослыми, эмоциональность.
Двигательная активность является одной из основных задач воспитания детей раннего возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах их развития является одним из приоритетных направлений.
Мощным биологическим стимулятором жизненных функций и здоровья растущего организма является двигательная активность – естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Итак, важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
• росту физической работоспособности;
• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Осуществляя руководство двигательной активностью детей, в своей работе используем следующие методы:
— словесный метод
— наглядный метод
— практический метод
— игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
Наиболее действенным методом считается игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, он эффективнее всего в работе с детьми, в нём учитываются элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой реакции, проявление творческой инициативы.
Методические приемы выбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы ребенка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.
Одним из основных условий удовлетворения потребности в движении ребенка является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
В группе создано здоровье-сберегающее пространство, центр двигательной активности,где имеется разнообразное оборудование: дорожки для профилактике плоскостопия, набивные мешочки для метания, кольцеброс, дуги, кегли, разноцветные флажки, ленты, мячи разного размера, кочки, игры с прищепками и тд. Все пособия находятся в открытых емкостях, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, пособия периодически меняться. Стандартные и нетрадиционные оборудования.
В нашей работе мы используем: утреннею гимнастику, гимнастику после сна, ходьба по дорожкам профилактике плоскостопии, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, физминутки, физкультурные занятия, подвижные игры. С музыкальным сопровождение, художественным словом, личным примером.
Двигательный опыт у малышей еще не велик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность проходит под наблюдением воспитателя при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними видно, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Необходимо помочь ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.
Так же проводиться работа с родителями: индивидуальные консультации, папки передвижки, буклеты, памятки, рекомендации по развитию двигательной активности детей раннего возраста.
Рациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.
Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста». Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.
Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста Картотека двигательной гимнастики для детей раннего возраста ОБЕД Раз к зайчонку на обед (Ходят по кругу) Прискакал дружок сосед.
Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка» Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Учить умению сохранять равновесие.
Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.
Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в развитии двигательной активности детей
Марина Печерица
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в развитии двигательной активности детей
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья в развитии двигательной активности детей«
1 слайд Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования.
2 слайд В наш модернизированный и автоматизированный век, человек все меньше двигается. Автомобиль, телевизор, компьютер, – все это обуславливает малоподвижный образ жизни. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные.
3слайд «Гипокинезия» всё больше «молодеет» она отмечается и у дошкольников.В первую очередь страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, снижается устойчивость организма к простудным заболеваниям, идет нарушение обмена веществ.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательного процесса с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?
4 слайд В связи с этим, одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий. Двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Движение в любой форме выступает как оздоровительный фактор.
5 слайд Поставленные задачи и эффективность здоровьесберегающих технологий будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения,а именно:
Систематические проведение дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип наглядности является основным в обучении движению. Для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.
Т. о. создаются условия мотивации к занятиям физической культурой необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка понял полезность движений для своего здоровья.
6 слайд Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются различные средства, силы и факторы
7 слайд Формы работы с детьми по физической культуре в ДОУ, рационально организованная повседневная жизнь имеют реальный шанс положительно влиять на все сферы, так как, здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья.
8 слайд Исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы продолжаем активно использовать в системе физкультурно-оздоровительной работы, следующие здоровьесберегающие технологии:
9 слайд Это конечно же технологии здорового образа жизни, что является неотемливой частью нашей работы.
10 слайд Следующими технологиями больше используют в своей работе психологи, музыканты, воспитатели но некоторые их элементы можем применять и мы исходя из темы наших занятий.
11 слайд Считаю, что на сегодняшний день активнее нужно использовать технологии сохранения и стимулирования здоровья.
12 слайд Это подвижные и спортивные игры –многие ребята отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, просмотру мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Ведь именно в подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
13 слайд Наряду с подвижными играми, проводятся спортивные игры с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей. Активная двигательная деятельность в подвижных играх и вызываемые ими положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
15 слайд В релаксации – эффективно использование спокойной классической музыки, звуков природы. Используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
16 слайд Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
17 слайд Гимнастика для глаз – способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
18 слайд Дыхательная гимнастика используется – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
19 слайд Проведение бодрящей гимнастика развивает у детей мотивацию к сохранению и укреплению здоровья; формирует правильную осанку, является профилактикой плоскостопия.
21 слайд Во время занятий у детей развивается чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. В структуру ритмопластики включаю все виды технологий стимулирования и сохранения здоровья: это и дыхательные, динамические, пальчиковые гимнастики, релаксация, и главный показатель двигательной активности подвижная игра.
22 слайд Для реализации поставленных задач работа проводилась поэтапно:
Разработаны планы оздоровительной работы по каждой возрастной группе, которые воспитатели реализуют в режимных моментах, во время непосредственно образовательной деятельности. В соответствии с планом в группах были составлены подробные папки по оздоровительным мероприятиям, в которых содержатся не только описание и методика проведения оздоровительных мероприятий, но и различные комплексы этих упражнений. Разработаны картотеки игр и упражнений, которые отражают календарно- тематический план, составлены диски с релаксирующей музыкой, музыкально подвижными играми.
Новизна всех технологий заключается в использование информационно-коммуникативных технологий. В нашем детском саду имеется подборка презентаций упражнений для глаз, двигательные паузы которые педагоги активно применяют в своей работе.
23 слайд Анкетирование родителей выявило, что большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому планирование работы с родителями является важным разделом работы.
Эффективными формами взаимодействия зарекомендовали себя информационные стенды, папки – передвижки и т. д., которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей.
Для формирования мотивации к совместной двигательной активности детей и их родителей в нашем саду организуются совместные с детьми мероприятия. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека.
Таким образом, одним из приоритетных направлений нашего образовательного учреждения «Физическое развитие детей» и применение в своей работе ЗОЖ,мы достигли следующих результатов:
-положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости,
-повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости,
развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия,
— преодоление трудностей, проявление силы воли.
25 слайд На достигнутых результатах не останавливаюсь и продолжаю совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни, здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих.
26 слайд Считаю, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес,все это дает положительный эффект в работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Дополнительная образовательная программа «Здоровое поколение» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью.
Презентация о проведении недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Презентация о проведении недели «Зимние игры и забавы» в ГБОУ детский сад №994 с 21 января по 25 января 2013 года в детском саду проводилась.
Консультация для педагогов на тему «Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма – двигательная активность (ДА).
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
В наши дни каждый человек знает, что занятия физической культурой полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще можно встретить среди воспитанников детских садов.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются, как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в ДОУ. Это обусловлено тем, что дети дошкольного возраста, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут её реализовать на должном уровне. При этом нужно учитывать, что у детей самостоятельная двигательная активность к 6-7 годам всё больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, просмотр телепередач и т. д.).
Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети, как можно больше находились в движении. Придавая особую значимость роли двигательной активности в развитии дошкольника, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
-физические упражнения во время прогулок;
-оздоровительный бег на воздухе;
-ходьба по дорожкам здоровья;
-гимнастика после сна;
-индивидуальная работа с детьми.
Разберём каждую в отдельности.
Утренняя гимнастика играет большую роль в закаливании организма, повышении работоспособности детей, и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы.Формы утренней гимнастики различны: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика.
С целью повышения двигательной активности детей дошкольного возраста необходимо в режимные моменты включать игры малой или средней активности. Но, в то же время, при планировании подвижных игр нужно обязательно учитывать, какая непосредственно образовательная деятельность запланирована. Если НОД связана с длительной статической позой (например: ФЭМП, развитие речи, ИЗО, то необходимо планировать игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурная НОД, то педагог должен планировать более спокойную игру.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности необходимо проводить динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительных статических поз. Также могут быть физкультминутки, пальчиковые игры, психологические этюды, оздоровительные моменты с целью профилактики заболеваний органов зрения, осанки и плоскостопия.
В течение дня в ДОУ необходимо планировать прогулки: утром, днём и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Гимнастика пробуждения (гимнастика после сна) играет немаловажную роль в повышении ДА. Упражнения выполняются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивается гимнастика пробуждения ходьбой по «дорожкам здоровья», что тоже является способом повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Во вторую половину дня необходимо больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. С этой целью в группах целесообразно оформить центры физического развития.
Наряду с перечисленными способами повышения ДА детей немаловажное значение отводится активному отдыху. Спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники, экскурсии и походы решают задачи комплексного развития.
В двигательный режим дошкольниковвходят и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
-физкультурные занятия детей совместно с родителями;
-участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ.
Таким образом, выше перечисленные способы, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста». Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.
Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.
Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома» Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. Современная жизнь такова,.
Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке летом» Татьяна Костакова Добрый день, уважаемые коллеги! Лето – самая любимая пора всех детей!Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного.
Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.
Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.
Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.