какие вы знаете виды социальных технологий
Социальные технологии
Социальные технологии – совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели. В статье мы подробнее рассмотрим, что такое социальные технологии, зачем они нужны, какие они бывают и как их может использовать обычный человек.
Сущность социальных технологий
Помимо определения, которое было дано в первом предложении этой статьи, существуют и многие другие. Для более целостного представления рассмотрим ещё два из них:
Понятие социальных технологий применимо к управлению как обществом (экономика, социальная среда, культура), так и конкретными организациями (повышение эффективности труда или квалификации работников, формирование корпоративной культуры и т.д.), любыми другими социальными объектами.
И если само выражение «социальные технологии» появилось относительно недавно, то, что оно обозначает, существует уже давно. Люди веками осуществляют управление обществом, занимаются политическим устройством и вопросами культуры.
Но если раньше эти принципы и правила выводились эмпирически, были относительно простыми и передавались от поколения поколению, то сейчас социальные технологии – предмет научных исследований.
Знания из области психологии, социологии и когнитивистики позволяют нам делать априорные предположения о возможных стратегиях управления, что значительно повышает эффективность современных социальных технологий.
Исследования показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло бы обеспечить увеличение промышленного производства на 20–25%, а при реализации резервов – на 40–60% [Уткин Э. А., 1986].
Некоторые типы социальных технологий
Существуют различные классификации социальных технологий, но необходимо выделить как минимум следующие:
Инновационные. Это такие методы и приёмы организации деятельности, которые направлены на реализацию новшеств и создание нововведений. Инновационные социальные технологии способствуют более рациональному использованию ресурсов.
Информационные. Оптимизируют функционирование информационного процесса.
Интеллектуальные. Направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.
Исторические. Это технологии, которые уже были использованы ранее. Анализ исторических событий может указать на эффективную социальную технологию, которую можно использовать и в настоящее время.
Социальные технологии согласия. Это технологии, целью которых является достижение согласия большинства населения по какому-либо вопросу.
Политические. Представляют собой способы и методы решения политических проблем, создания и реализации политических программ.
Все эти типы социальных технологий применяются на практике.
Использование на практике
В качестве наглядного глобального исторического примера использования социальных технологий можно привести Японское экономическое чудо – ряд продуманных экономических и социальных реформ способствовал скачку японской экономики. Этот пример показывает, что исследования в области социальных технологий необходимы для успешного развития общества.
Чаще всего под социальными технологиями понимают какие-то глобальные процессы, но всё вышесказанное актуально не только для них. В качестве более частного примера можно привести организацию работы внутри коллектива. Существуют различные теории мотивации (например, Макклелланда), правила эффективного управления командой, принципы командообразования, теории творчества и креативности и т.д., но, к сожалению, далеко не все используют эти знания.
Применять те или иные социальные технологии в частных случаях может каждый человек. Подумайте, какие, например, инновационные социальные технологии вы можете применить в рабочем процессе или в отношениях с семьёй? Возможно, вы замечаете какие-то проблемы, но вам не хватает знаний? Попробуйте найти информацию на интересующую вас тему по поиску на 4brain.
Социальные технологии
Социальная технология представляет собой ряд действий, направленных на достижение поставленных целей, социального развития и решения проблем социального характера. В представленной статье вы сможете ознакомиться с более подробной информацией о социальных технологиях, а также о методах ее использования человеком.
Сущность социальной технологии
Кроме основного определения социальной технологии, также можно выделить ряд других объяснений. Так, например, социальная технология предполагает совокупность мероприятий помощи организации деятельности, что влечет за собой изменение соцобъекта.
Социальная технология заключается в объединении методов, направленных на то, чтобы добиться поставленной цели в период планирования и решения различных социальных вопросов, которые способны изменить взгляды общества на политические, социальные, культурные и другие структуры.
Данное понятие легко можно применить по отношению к обществу, организациям и другим объектам. В случае с обществом, технология затрагивает отрасль культуры, экономики, политики и прочего. В направлении организаций, происходит разработка методов, направленных на повышение эффективности трудовой деятельности, повышение квалификации работников и сплочение коллектива.
Несмотря на то, что основной вид деятельности в социальном плане существует достаточно давно, само понятие «социальной технологии» появилось относительно недавно. Ранее все эти правила просто передавались от старшего поколения младшему, а сейчас это является предметом научной деятельности, который заключается во множестве исследований.
Социальные технологии тесно связаны с психологией, так как при помощи данной науки можно сделать определенные предположения о стратегии управления, что делает работу более эффективной. Исходя из проведенных исследований, ученные пришли к выводу о том, что использование социальных технологий по отношению к творческим способностям человека, поспособствовали бы увеличению промышленного производства на 20-25%.
Типы социальных технологий
Социальные технологии имеют несколько классификаций, среди которых:
Все вышеуказанные технологии активно используются в современном мире.
Практическое применение
Для того, чтобы лучше понять, как на самом деле применяются социальные технологии в реальной жизни, следует обратить внимание на японскую экономику, которая существенно подскочила. Применение различных технологических форм в области экономики, а также создание новых реформ, помогли существенно подняться экономике Японии. Это в очередной раз доказывает, что исследования, проводимые в отрасли социальных технологий, являются необходимыми для того, чтобы общество имело успешное развитие.
Обычно социальные технологии путают с чем-то очень глобальным и сложным. Однако для достижения положительных результатов нужно начинать с малого. Так, например, необходимо начинать работу внутри коллектива. В данном случае не лишним будет понять, как эффективно управлять командой, как сделать из группы лиц команду и как ее сплотить. Также полезной будет информация о теории творчества и креативности. Далеко не все готовы начинать с незначительных проблем, поэтому нехватка знаний отражается не лучшим образом.
Стоит отметить, что применение социальных технологий в любой из отраслей доступно каждому человеку. Для этого следует только подумать о том, какие новейшие технологии конкретно вы сможете применить в рабочем процессе или в семейных отношениях. Большим плюсом будет даже то, если вы будете способны понять, что существует какая-то проблема, которую необходимо решать. Для того, чтобы добиться хороших результатов, следует всего лишь изучить некоторые моменты и не бояться действовать. Не бойтесь идти вперед и проявлять себя, тогда успех не заставит долго ждать! Движение к успеху невозможно, если когнитивные функции человека находятся не в тонусе. Позаботьтесь о своем мозге уже сегодня — пройдите первую тренировку!
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 34. Социальные технологии
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Темперамент – это врожденное качество человека.
Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиватьсярезультатов при решении задач обеспечения эффективного взаимодействия между людьми.
Холерик – человек быстрый, резкий и бурно реагирующий на окружающих.
Флегматик – человек с замедленной реакцией и почти без эмоций.
Сангвиник – человек, подвижный, веселый, жизнерадостный.
Меланхолик – человек чувствительный, тревожный, ранимый, болезненно реагирующий на любые негативные ситуации в жизни.
Способности – это свойство человека выполнять какую-либо работу качественнее других. Способности зависят от предрасположенности и одаренности.
Поощрение – положительное воздействие на человека с целью закрепления достигнутых им результатов, например признание заслуг или награда.
Убеждение – способность донести до человека свои соображения, заставляющие поверить во что-то или побуждающие сделать что-то.
Подражание – следование какому-либо примеру поведения других групп или отдельных людей.
Наказание – воздействие, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Технология. 5 класс: учеб.пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все люди отличаются друг от друга характером и темпераментом.
Темперамент – это врожденное качество человека. Вместе характер и темперамент составляют личность человека, определяют его жизнь. Они постоянно помогают или мешают человеку.
Существуют четыре типа темперамента.
Холерик – человек быстрый, резкий и бурно реагирующий на окружающих.
Флегматик – человек с замедленной реакцией и почти без эмоций
Сангвиник – человек, подвижный, веселый, жизнерадостный.
Меланхолик – человек чувствительный, тревожный, ранимый, болезненно реагирующий на любые негативные ситуации в жизни.
Характер формируется под воздействием событий в жизни человека. Основные черты характера закладываются в детстве. Сам характер влияет на мысли, чувства и поступки.
Проявления характера связаны с особенностями поведения людей в обычных ситуациях.
Можно выделить четыре группы черт проявления характера
Важной чертой проявления личности во взаимоотношениях являются способности.
Способности – это свойство человека выполнять какую-либо работу качественнее других. Способности зависят от предрасположенности и одаренности.
Например, одаренность в музыке, живописи, спорте
Создавая людям условия в удовлетворение своих потребностей или лишая их этих условий можно управлять человеком или группой лиц.
Техносфера создается людьми для удовлетворения своих потребностей. В своей повседневной жизни человек нуждается в еде, воде, одежде, комфортной погоде, в общении с другими людьми и во многом другом. Чувство недостаточности чего либо в определенный момент жизни называют потребностью. Значимость тех или иных потребностей не одинаково. Они образуют пирамиду потребностей человека созданную американским психологом Абрахамом Маслоу.
В основании пирамиды лежат физиологические потребности. Потребности, без которых человек не может жить.
На втором уровне потребности человека в здоровье, безопасности и защищенности.
На третьем уровне потребности любви к близким людям, в общении с родными, близкими, домашними питомцами. К этому уровню потребностей относятся потребности быть членом какой либо группы, команды или общества, гражданином страны.
Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиваться результатов при решении задач обеспечения эффективного взаимодействия между людьми. Средства таких технологий определяются имеющимися ресурсами и их предназначением. Методы социальных технологий согласуются с целями воздействия, личными особенностями людей и их потребностями. По форме социальная технология представляет собой своеобразную инструкцию, в которой дается описание методов и средств воздействия на людей. Под этим воздействием у людей изменяется сознание или прививаются духовные ценности. Появляется возможность создавать те или иные формы объединения людей в различные группы и сообщества.
Таким образом, мы с вами узнали, что человек – это сложный объект для управления им с помощью технологий. Итог применения социальных технологий к человеку не всегда совпадает с тем, что запланировано. Его поведение после их применения и реакции на отдельные методы воздействия зависят от природных и приобретенных качеств его личности. Ими являются характер, темперамент, способность и одаренности в какой-то области. Технологии управления людьми должны учитывать главные потребности человека или группы людей. Все потребности людей можно представить в виде пирамиды. В основании которой физиологические потребности людей, а на вершине – высшие духовные потребности. Таким образом создавая условия для удовлетворения потребностей или формируя новые можно управлять человеком.
В социальных технологий существуют пять основных методов: стимулирование, поощрение, убеждение, подражание и наказание.
Методом стимулирования называется мера внешней поддержки, которая воздействует на активность человека.
Поощрение – это положительное воздействие на человека с целью закрепления достигнутых им результатов, например признание заслуг или награда.
Убеждением является способность донести до человека свои соображения, заставляющие поверить во что-то или побуждающие сделать что-то.
Подражание – это следование какому-либо примеру поведения других групп или отдельных людей.
Под методом наказания в социальных технологиях подразумевается воздействие, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Назовите свойство человека, благодаря которому он выполняет какую-либо работу качественнее других. Выберите один верный ответ.
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Способность – это свойство человека, благодаря которому он выполняет какую-либо работу качественнее других
Задание 2. Подчеркните особенности поведения людей, не относящихся к положительным чертам характера.
Чувство собственного достоинства
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Лень, эгоизм и замкнутость – отрицательные черты характера.
Презентация по технологии на тему «Виды социальных технологий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Виды социальных технологий
Технология
6 класс
Учитель:
Логинов А.А.
МАОУ СШ №144
Описание слайда:
Введение
Социальные технологии, быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально – педагогические, социально – психологические, социально – медицинские.
Методы социальных технологий согласуются с целями, предназначением и направлениями воздействия, личностными особенностями людей или сообществ и их потребностями.
Описание слайда:
Тезаурус
Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиваться результатов при решении задач по обеспечению эффективного взаимодействия между людьми.
Технология – это строго упорядоченная последовательность (алгоритм) организационных мер и операций с целью воздействия на предмет труда.
Технологии коммуникации – это совокупность методов и средств обмена сведениями при передаче информации.
Описание слайда:
Тезаурус
Коммуникация – это передача сведений (информации) от кого-то или чего-то кому-то, или чему-то при помощи языка или других знаковых систем.
Корреспондент – это источник информации.
Респондент – это приёмник информации.
Описание слайда:
Направления социальных технологий
Социальное планирование;
Разработка комплексных программ развития городов, регионов, отраслей;
Социальное проектирование решения стандартных проблем;
Управление.
Описание слайда:
Сферы применения
производственно – экономическая деятельность;
политика;
государственное управление;
система наказаний;
социально – этническая среда;
расселение людей в городах, сёлах;
здравоохранение;
образование;
наука;
культура и досуг;
бытовое обслуживание населения;
социальная работа.
Описание слайда:
Классификация
Социальные технологии можно классифицировать по разным основаниям.
По масштабности:
глобальные,
региональные
локальные.
Описание слайда:
Глобальные
Целью глобальных социальных является решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает положительное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).
Описание слайда:
Региональные и локальные
Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений. Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности
Описание слайда:
По типу социального процесса
Экономические, социальные, регулирующие социальную сферу общества
Политические, оперирующие политическими процессами;
Культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры;
Духовно – идеологические;
Информационные, отражающие информационные процессы;
Управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов;
Комплексные, отражающие явления во всех сферах их проявления.
Описание слайда:
По выполняемой функции
Познавательные;
Диагностические, обеспечивающие диагностику социальных проблем;
Информационные, ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации;
Обучающие, осуществляющие процесс обучение в аспекте той или иной педагогической доктрины;
Игровые, являющиеся средством имитации реальной деятельности;
Управленческие, осуществляющие процесс управления;
Деятельностные, представляющие собой модели тех или иных видов деятельности;
Технологии противоборства, обеспечивающие победу в борьбе;
Миротворческие, ориентированные на мирное решение социальных проблем.
Описание слайда:
По характеру воздействия
Формирующие, направленные на формирование определенных социальных процессов;
Стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов;
Сдерживающие, задающие определенные границы социальных процессов
Разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов.
К социальным технологиям относятся и технологии общения или коммуникации. Коммуникация – это передача сведений (информации) от кого – то или чего – то кому – то, или чему – то при помощи языка или других знаковых систем.
Эти технологии являются ведущими в социальных процессах.
Описание слайда:
Комуникации
Технологии коммуникации – это совокупность методов и средств обмена сведениями при передаче информации. Коммуникация может осуществляться в следующих четырёх вариантах:
Обмен сведениями между людьми;
Передача информации от человека к машине, например, введение программ в компьютер;
Передача информации от машины к человеку, например, показ фильма по телевизору или чтение на планшете, электронной книге;
Обмен информацией между машинами, например, между компьютером и принтером.
Коммуникации заключаются в обмене сведениями между источником и приёмником информации. Источник информации еще называют «корреспондент».
Описание слайда:
Комуникации
Общаясь друг с другом, люди пользуются речью, мимикой, жестами. Когда непосредственно общение невозможно, применяются такие средства связи как почта, телефон, телеграф, телевидение, электронная почта, Интернет.
Существует множество профессий, связанных с технологией коммуникации.
Это почтальоны, телефонисты, модераторы, операторы связи и другие. Одна из старейших профессий, связанных с передачей информации – почтальон, ей более 300 лет.
Описание слайда:
Вопросы
Укажите сферы применения социальных технологий.
Выберите несколько верных ответов.
Расселение людей в городах, сёлах
Культура и досуг
Государственное управление
Система наказаний
Описание слайда:
Вопросы
Укажите социальные технологии, классифицируемые по характеру воздействия.
Выберите несколько верных ответов.
Описание слайда:
Вопросы
Выбрать характеристики, относящиеся к профессии почтальон.
Производит сортировку писем
Водит автобус
Обладает хорошей памятью, запоминает адреса и людей
Отпускает товары
Доставляет газеты и журналы
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Статья «Сущность и виды социальных технологий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Социальные технологии: сущность и виды
В широком смысле социальные технологии понимаются как деятельность по организации, изменению другой деятельности. Для этого разрабатывается комплекс методов процедур, правил, предлагаемых конкретным людям с целью улучшения их труда.
Во-первых, отсутствие социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к нарушениям социального функционирования человека в обществе и социальным проблемам.
Во-вторых, все более утверждающиеся в мировом общественном сознании идеи гуманизма обязывают каждое государство решать социальные проблемы человека в соответствии с принятым международным правом.
В-третьих, социальная помощь, поддержка, содействие человеку в формировании его способности и готовности к самостоятельному взаимодействию с окружающим его миром становятся объективной необходимостью и определяющими факторами преуспевающего экономического и социального самосовершенствования страны.
Необходимость обеспечения достойного уровня материального и духовного благосостояния каждого человека выдвигает требования стандартизации социальных услуг, разработки специальных методик, форм, приемов и способов взаимодействия с ним.
В-четвертых, технологии в социальной сфере в принципе не отличаются от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизации любого социального процесса заключена в структуре человеческой деятельности и придает социальному действию динамичный, целенаправленный, конструктивно созидательный характер.
В-пятых, становление рыночных отношений предполагает организацию и самоорганизацию жизни людей, практическое освоение ими правил взаимодействия друг с другом, природой, овладение стандартами отношений с органами власти, людьми иного круга и статуса и т. д.
Решение этих задач возможно лишь путем социализации, обучения и подражания образцам, освоения операций тех или иных жизненно необходимых алгоритмов действия в рамках дозволенного обществом, т. е. предсказуемыми средствами в определенной жизненной среде.
Для технологизации любого процесса необходимо наличие определенных условий.
1. Сам процесс должен иметь такую степень сложности, которая позволила бы и требовала расчленения его на относительно обособленные части.
2. Изыскание средств, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий.
Разрабатываемые социальные технологии также должны обладать рядом признаков.
Однако реализация данного сущностного признака технологии вовсе не означает, что субъект будет «прикован» к установленной этапности. У него всегда остается возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.
Хотя для социальных технологий возможен гораздо больший диапазон отклонений, но и в этом случае отклонения возможны только до определенной грани, за которой вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности.
Эти соображения необходимо учитывать, приступая непосредственно к вопросу о причинах, факторах, закономерностях, определяющих многообразие социальных технологий.
Как правило, любая новая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность. Если возникает такая потребность, рано или поздно неизбежно формируется и соответствующая деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Поэтому создание все новых и новых социальных технологий представляет собой объективно обусловленный, закономерный процесс.
Учитывая подобную динамичность объектов социальных технологий, логично, что наряду с использованием уже имеющихся технологий необходимо создавать новые, углубляя анализ социальных процессов и явлений. То есть для воздействия на один и тот же объект зависимости от его состояния и от цели воздействия не только можно, но и необходимо разрабатывать и применять различные технологии.
Многие исследователи различают технологии, созданные эволюционным путем и научно разработанные. Первые рождаются и отбираются на протяжении всего исторического процесса социально-экономической деятельности. В их основании лежит практический опыт применения тех или иных средств поддержания порядка, стабильности жизни, укрепления устоев труда и быта, духовности. Эти технологии рождаются самой жизнью и являются органической принадлежностью социальной практики, а потому становятся объектом научного познания. Их преимущество в том, что они выверены и отобраны не одним поколением людей, удобны и просты в употреблении, адаптивны, имеют компенсационные резервы.
Социальными они называются, потому что:
во-первых, они представляют собой продукт длительного отбора, проверки на пригодность в социальной организации общества;
во-вторых, они отвечают на вопрос о характере взаимодействия людей в обществе и поэтому входят в культуру общественного сознания и дают универсальную характеристику состояния общественной жизни и самого человека. Э. С. Маркарян определял социальную технологию как «систему средств практического действия и способов их использования, выработанных человеком во всех областях его многогранной социально-исторической практики».
Следовательно, социальные технологии отличают по их основным признакам:
1) они направлены на удовлетворение потребностей человека;
2) рождаются из повседневной жизни или создаются специально;
3) являются инструментом управления и имеют правовое регулирование и т. д.;
4) могут быть четко алгоритмизированы (законом, инструкцией) или носить творческий характер;
5) направлены на преобразование проблем человека путем влияния на его сознание и подсознание или процессов и явлений общества в целом.
Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Вполне обоснованно поэтому определять и создавать социальные технологии для различных областей социальной сферы: медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания и т. д. Именно поэтому представляется, что речь не может идти о какой-то универсальной социальной технологии. Социальных технологий много. Каждая из них сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект поставил перед собой и которых он стремится достичь.
Однако следует отметить, что реализация любой социальной технологии всегда сопровождается теми или иными модификациями. Зависит это от определенных условий: состояния материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов общества; исторических условий, традиций и др. Все вместе взятое определяет и конкретизирует содержание любой социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. С точки зрения управления технологизация любого процесса возможна при выполнении следующих условий: а) процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволила бы и требовала расчленения его на относительно обособленные части; б) должны быть средства, которые позволили бы так оптимизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.
В процессе осуществления социальных технологий меняется объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска все новых и новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели также объективно требует разработки и применения новых технологий.
Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если в производственных технологиях стереотипность, повторяемость предпочтительна, то в социальных технологиях она более ярко прослеживается лишь на организационном уровне, а что касается технологий работы с конкретным человеком в конкретных условиях, то она невозможна и даже вредна. В этом и состоит особенность социальных технологий.
Любая социальная технология применяется адресно, но имеет те или иные нюансы. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей, как объектов, так и субъектов взаимодействия. Для разрешения одной социальной проблемы не просто возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять набор социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий социального обслуживания населения, обусловленное спецификой социальных учреждений и социальных служб, их формой собственности, функциями и перечнем оказания социальных услуг.
Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и других качеств, которыми должны обладать специалисты по разработке и исполнению социальных технологий. Оно определено также обширностью социальных отношений и видов социального взаимодействия; системным, сложным характером объектов социальных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма их разработчиков и исполнителей.
Многообразие социальных технологий не исключает возможности их классификации и типизации. Типология как учение о видах, признаках, свойствах относится к разряду теоретических знаний, выполняющих важную методологическую функцию.
Как система теоретических знаний она:
1) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;
2) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария появляется возможность прогнозирования применения тех или иных способов решения социальных проблем в различных условиях);
3) выполняет ориентационную функцию.
В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности. Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет большое познавательное значение.
В классификации социальных технологий наиболее ценным является их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами. Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуру (микро- и макроуровень и т. д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.
Вопрос о классификации социальных технологий сложный и дискуссионный. В их разработке и типизации существуют многообразные подходы. Они диктуются различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.
В основу типологии социальных технологий могут быть положены:
степень ассоциированности объекта воздействия(личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);
масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т. д.);
сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственные, политические, социальные, духовные);
степень зрелости социальных объектов;
инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;
область общественной жизни (экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность);
уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);
цель, реализуемая в результате применения данной технологии.
Так как взаимодействие с человеком в процессе социальной работы осуществляется в сфере социальных отношений, то социальную работу можно отнести к особому виду социальных технологий. Под внутренним механизмом социальной работы чаще всего понимается совокупность средств, методов и форм, с помощью которых осуществляется взаимодействие с человеком или группой и достигается конкретный результат-приводятся в действие и саморегулируются его ресурсы как условие восстановления (поддержания), коррекции или развития его социальности.
Общественные отношения все более усложняются. Технологии имеют свою внутреннюю логику развития и функционирования.
Социальная технология не отличается в принципе от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизировать любой социальный процесс заключена в структуре человеческой деятельности.
Все большее количество людей оказывается вовлеченными в сферу социальных технологий, выступая как их объектами, так и субъектами.
Виды социальной технологии
По видам специальных социологических теорий: