какие выделяют компоненты современного образовательного процесса дошкольного учреждения
Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования
Дина Анатольевна Водолага
Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»
Доклад к педсовету
«Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования»
Водолага Дина Анатольевна
Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
ФГОСнаправлен на достижение следующих целей:
— повышение социального статуса дошкольного образования;
— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
-Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе (моральные и нравственные ценности); развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие интеллекта, отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения к семье, к другим детям, взрослым; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
1. Социализация, развитие общения и нравственное воспитание.
2. Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
4. Формирование основ безопасности.
— Познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности, воображения и творческой активности детей; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, числе, количестве, части и целом и др., о малой родине и Отечестве, о традициях и праздниках нашего народа и др.
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
2. Приобщение к социо-культурным ценностям.
4. Ознакомление с миром природы.
— Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, знакомство с художественной литературой, понимание на слух текста в различных жанров.
2. Художественная литература.
— Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, худ. литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
1. Развитие предпосылок смыслового восприятия
— изобразительного.
2. Приобщение к искусству
— изобразительная деятельность
— Физическое развитие включает формирование начальных представлений о ЗОЖ, о некоторых видах спорта, овладение подвижных игр с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
1. Формирование начальных представлений о ЗОЖ.
2. Физическая культура.
— Развитие игровой деятельности
Особенности структуры Программы «От рождения до школы»
1. Позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребёнка, даёт возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
2. Гибкость выбора программного содержания с учётом уровня развития ребёнка (опираться не столько на возрастные особенности, сколько на индивидуальный уровень развития ребёнка).
3. Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы).
4. Вариативная часть (приоритетные направления, региональный компонент – должны соответствовать ФГОС).
5. Отдельный раздел по игровой деятельности (игра не включена в образовательные области, т. к. игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе).
6. Взаимодействие с семьями воспитанников (пособия для занятий с ребёнком дома, книги серии «Школа 7 гномов).
7. Вариативность содержания раздела по коррекции образов.
8. Наличие приложений в одном месте по всем возрастам (что читать детям в каком возрасте).
9. Разработанный полный учебно-методический комплекс к Программе.
Отличительные особенности Программы «От рождения до школы»
1. Направленность на развитие личности ребёнка (свободный уверенный в себе человек).
2. Патриотическая направленность (любовь к родине, гордость за достижения).
3. Нравственная направленность (любовь к родителям, старшим, забота о младших).
4. Нацеленность на дальнейшее образование (развитие познавательного интереса и положительной мотивации к обучению в школе).
5. Направенность на сохранение и укрепление здоровья детей (формирование элементарных представлений о ЗОЖ).
6. Направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка (режим дня можно корректировать ребёнку. Проявление уважения к его индивидуальности).
Презентация «Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС» Презентация «Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС» составлена на основе Федерального государственного образовательного.
Презентация «Интеграция образовательных областей» Интеграция образовательных областей в условиях ФГОС ДО «Социально-коммуникативой»,«Познавательной, «Художественно- эстетической» Федеральный.
Презентация «Интеграция образовательных областей через Уэмм для детей раннего дошкольного возраста» Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация.
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС начального образования «Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО» В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить.
Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.
«Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» и ФГОС ДО Приступая к исследованию РППС группы перед нами встает вопрос о выборе инструмента измерений. Он должен быть надежным и проверенным. В качестве.
Консультация «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации.
Обзор образовательных программ дошкольного образования 3 слайд – О вариативности в дошкольном образовании. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается.
Памятка для воспитателей «Основные задачи образовательных областей в соответствии с ФГОС» Памятка для воспитателей на тему: «Основные задачи образовательных областей в соответствии с ФГОС». В ФГОС ДО все направления развития и.
Реализация образовательных областей с детьми от 3.5 до 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС Автор статьи: Никонорова Галина Владимировна Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа.
Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС до
Марина Полуянова
Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС до
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
В настоящее время в системе дошкольного образования, как и во всей системе образования, происходят очень серьезные преобразования. В первую очередь это связано с введением и реализацией ФГОС ДО, который регламентирует деятельность дошкольных образовательных организаций.
Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов заключается в создании условий для повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, Стандарт ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
Что важно для семьи? Личностная, социальная и профессиональная успешность ребенка. Для общества важно, чтобы ребенок вырос свободным, но ответственным, понимал и соблюдал социальную справедливость, вел здоровый образ жизни.
Что важно для государства? Способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. И это становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны, т. к. связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляться в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста.
Следовательно, в образовательный процессвключено два основных составляющих блока:
• совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Кроме этого Стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание работе с родителями, потому что Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012) гласит «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в детском возрасте».
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО носит целенаправленный и партнерский характер. Каждая образовательная организация имеет свои особенности, в силу которых и выстраивается работа, подбираются наиболее эффективные для данной организации формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Поэтому мы решили соединить эти два направления: организация образовательного процесса в детском саду с привлечением родителей.
Поставили перед собой такую цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Чтобы сотрудничество с родителями стало плодотворным, создаём для него условия,используя различные формы взаимодействия:
В своей работе активно используем:
Участие в занятиях;
Встречи с интересными людьми;
Дни открытых дверей;
Походы, тематические прогулки;
Гость группы (или родительские вечера);
Конференции, «круглые столы»;
Смотры, конкурсы, выставки;
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы учитываем интересы и потребности современных родителей, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
Два раза в год в нашей группе проходят дни «Открытых дверей». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, как и чем можно занять ребёнка дома. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду.
Часто задавали себе такой вопрос: «Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?», для того, чтобы активизировать и обогатить воспитательные умения родителей и пообщаться им со всеми детьми в группе. Такая идея появилась – «Гость группы» (или родительские вечера).
Родители приходят в ДОУ, организуют с детьми различные игры и упражнения, беседы, рассматривание коллекций, и другие виды детской деятельности.
— Сковородина Любовь Александровна провела подвижные, игры в вечернее время в группе и днём на прогулке, а так же играла с детьми в настольно-печатные игры.
— Андреева Наталья Александровна организовала экскурсию в музей, в зал природы. Рассказала об экспонатах зала, провела игры.
— Седякина Елена Васильевна (корреспондент газеты «Новый день») показала презентацию и рассказала о своей работе фотокорреспондента.
— Гундаков Александр Николаевич в ходе тематической неделе «Безопасность вокруг нас» пришел на занятие в группу, где познакомил детей с профессией сварщика, рассказал о том, какая нужная, ответственная, но в то же время опасная работа. Принёс для показа рабочее оборудование: маску, перчатки, электроды.
— Семёнова Александра Николаевна организовала экскурсию в ЦТНК, посвящённую Дню Матери. Она с детьми играла в народные игры, вместе с детьми вспомнили пословицы и изготовили куклу оберег своими руками.
— Малафеевский Александр Владимирович в ходе тематической недели «Транспорт», рассказал о свой профессии водителя, а так же поиграл с ребятами в настольный игры.
Кроме этого родители нашей группы активные участники тематических и творческих выставок.
Традиционным стало проведение ежегодных акций. У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети выросли. Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети не только учатся принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Сразу для родителей это оказалось не просто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. Пусть не новая игра, но теперь, играя с друзьями, ребёнок может познакомить их с вариантами этой игры. А любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей.
Помимо традиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в настоящее время используется сетевое взаимодействие (сайт дошкольного учреждения, электронная почта, которые позволяют родителям быть в курсе всех событий из жизни дошкольного учреждения, выражать свои восхищения результатами и продуктами детской деятельности, давать советы и рекомендации. Там размещаем различные консультативные материалы, выкладываем новости, презентации и фотографии. По итогам тематической недели размещаем материал, рассказывающий о том, что конкретно изучали по данной теме.Например:размещены материалы на темы: «Раньше и теперь», «Наш край», «Города России», «Страны и континенты», «Моя родословная», и т. д.
Какой же мы сделали вывод из проделанной работы.
Пока ещё во многом инициатива идёт от педагога, но уже видно, что родители начали проявлять интерес к участию в образовательном процессе ДОУ. Изменился характер вопросов родителей к педагогу, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
-У родителей появился интерес к организации образовательной деятельности, к пониманию ребёнка, к анализу своих достижений и ошибок, участие в конкурсах, праздниках, субботниках.
(было 60%, стало более 90%).
— Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения привело к тому, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч, помощниками педагогов.
(Родители стали больше «погружаться» в жизнь дошкольного учреждения, играть с детьми, проводить познавательные беседы, рассказывать о чём-то интересном, принимать участие в конкурсах, выставках, и т. д.)
— У многих родителей открылись таланты, о которых они не подозревали, пока не стали участниками образовательной деятельности.
Мы предлагаем вам несколько советов, которые помогут активизировать участие родителей в образовательном процессе детского сада. Они размещены на слайде.
От совместного участия родителей и педагогов в жизни дошкольного учреждения выигрывают все, но особенно наши дети.
Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много знают, умеют и могут.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться, поэтому участие родителей в образовательном процессе детского сада необходимо.
Мы будем продолжать искать новые формы вовлечения родителей своих воспитанников в образовательную деятельность дошкольного учреждения.
24 слайд Спасибо за внимание!
Педсовет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС до» Педсовет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО» Особенности организации: проблемный Форма.
Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС Уважаемые коллеги, представляю Вам готовый информационный материал (презентацию и текстовый материал к ней, который может пригодиться как.
«В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС Квест-игра как форма оргнизации образовательнго процесса ДОУ в рамках релизации ФГОС ДО. Конспект квест-игра «В гостях у сказки» с помощью.
Организация образовательного процесса с использованием социо-игровых подходов Для укрепления личностного взаимодействия с детьми при организации образовательного процесса я использую социо – игровые подходы. Именно.
Организация образовательного процесса в ДОУ по ознакомлению детей старшего возраста с трудом взрослых Организация образовательного процесса в ДОУ по ознакомлению детей старшего возраста с трудом взрослых. Фролова Галина Александровна старший.
Педсовет «Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса» Перед началом педсовета проводится игра: Метод «Найди похожих» Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки,.
Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Обучая учусь. Сенека Старший Федеральный.
Реализация требований ФГОС в оснащении развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.
Родительское собрание «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Общее родительское собрание в Устьянском детском саду проводилось с целью ознакомления родителей с воспитательно-образовательным процессом.
Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС «Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС» «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить.
Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ»
вера васильченко
Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ»
Организация образовательного процесса в ДОО
пгт Яя, Кемеровская область.
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость модернизации дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандарт дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль организации образовательного процесса, который охватывает весь временной отрезок, нахождения ребенка в ДОО.
совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
образовательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельная деятельность детей.
Грамотно составленная модель воспитательно-образовательного процесса в ДОО служит путеводителем для педагога, поможет решить задачи качественного образования. При организации работы с детьми важно учитывать, что основной формой работы в дошкольном возрасте и ведущим видом деятельности для них является игра.
Специфика организации образовательного процессав соответствии с ФГОС предполагает:
фронтальную формы работы с воспитанниками
Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми как технология реализации ФГОС. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны разные способы реализации «включение» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. Возможно, именно такая позиция обеспечит переход от подталкивания, наведения и подведения детей – к поддержке, сотрудничеству и вовлечению в общее, значимое для каждого субъекта, дело. Сегодня педагоги уже способны оказывать помощь, не делая ничего за ребенка, поощряя в нем активность и вместе делая открытия.
Такую позиции Н. А. Короткова называет «партнёрская модель».
Другой способ в партнерской деятельности заключается в том,что педагог предлагает детям: «Давайте сделаем…». Подобный способ также оставляет для детей возможность выбора.
Например, при проведении непосредственной образовательной изобразительной деятельности мы перед собой ставим цель познакомить и научить детей использовать тот или иной способ лепки, а тему лепки или образ каждый ребенок должен выбрать сам, опираясь на своё настроение, желание в данный момент. И мы его должны поддержать, и договорится с ним.
Взрослый не учитель, а партнёр, который имеет такое же рабочее место, как и ребенок (имеется ввиду во время какой либо деятельности, изобразительной, поисково-исследовательской и т. п., равные права и обязанности, следовательно, у воспитателя должно быть рабочее место рядом с детьми и часть работы, которую он должен выполнять с таким же наглядным материалом и т. д. Ребёнок и взрослый являются равными по значимости. И каждый становится субъектом равного взаимодействия. Активность ребенка должна быть не меньше взрослого. Уважая ребенка, его интересы, предпочтения, настроение педагог должен дать ребенку свободу выбора – принимать участие или нет вместе с другими детьми в совместном деле, включать в деятельность не по принуждению, а по собственному желанию, но при этом, вправе потребовать уважения к участникам деятельности.
Организуя любой образовательный процесс, педагог, прежде всего должен создать такую мотивацию, которая способна подтолкнуть ребенка к получению новых впечатлений, вызвать интерес к предстоящей деятельности в определенное время. Но мотивационная ситуация должна соответствовать возрасту детей.
Отказ от учебной модели в детском саду, подводит педагогов к выбору новых форм работы с детьми, которые позволят обучить дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей. Организуя образовательную деятельность детей, современный воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
В совместной деятельности воспитателя и детей уместно опираться сегодня на рекомендации Н. А. Коротковой и Н. Я. Михайленко, в которых структура педагогического процесса определяется позицией равного партнёрства. Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. При организации самостоятельной деятельности ребенок должен сам определить, чем бы он желал заняться во время самостоятельной деятельности, а роль педагога заключается в умение грамотно организовать эту деятельность, помочь ребенку определиться, направить при этом используя активные методы. Возникают ситуации когда ребенок длительное время выбирает один и тот же вид деятельности, задача воспитателя направить ребенка, обеспечив ему зону ближайшего развития и желание заниматься другой деятельностью.
Таким образом, педагог, организовывая образовательный процесс должен поддерживать детскую инициативу, пробуждать и поддерживать детскую любознательность, стремиться к созданию условий для комфортного проживания и эмоционального благополучия наших воспитанников в условиях развивающего пространства детства.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
3. Скоролупова, О. А., Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание :ежемесячный научно-методический журнал : основан в 1928 году / Ред. Т. И. Гризик, Е. Ю. Агарева. – 2010. – №8 2010г. – с. 6-15.
4. Свирская, Л., Роменская., ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Л. Роменская// Великий Новгород, НИРО,-2014.,- 60 с.
Организация образовательного процесса по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей (Слайд 2) Ключевые положения стратегии образования для устойчивого развития дошкольников во всем мире признаны приоритетным направлением.
Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ООП ДО«Вдохновение» Александрова А. А. Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 7» г. Шадринск «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии.
Индивидуализация образовательного процесса и проектная деятельность в ДОУ Сегодня разработано и внедрено в практику работы детских садов множество методов, направленных на индивидуализацию образовательного процесса.
Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми. Задачи: • Актуализировать.
Изменения образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС. Трудности и достижения ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ТРУДНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЯ ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных.
Организация образовательного процесса в младшей группе НОД «Осенние помощники» Осеннние помощники: материал используется для детей младшего дошкольного возраста, он будет интересен воспитателям и родителям. Задачи:.
Отчет по самообразованию на тему «Информатизация образовательного процесса в ДОУ» Отчет по самообразованию Пушковой Ирины Юрьевны, воспитателя ДОУ № 8 на тему «Информатизация образовательного процесса в ДОУ» Актуальность.
Рабочая программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОУ Составитель: педагог-психолог Галь Яна Владимировна, 1 квалификационная категория (г. Сургут, 2018 год) СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.