какие выделяют модели профессионала

Профориентационное занятие «Модель профессионала»

какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ «МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛА»

В настоящее время в структурах профотбора персонала на различные виды профессий наиболее популярным ввиду его понятности (очевид­ности) и простоты является моделирование (профессиографирование) дея­тельности специалистов на основе элементаристского подхода, который рассматривает профессионала как совокупность ПВК.

Профессиография — это технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, способностям и возможностям человека. Итогом профессиографического исследования является разработка профессиограмм специальности.

В самом общем виде профессиограмма определяется как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач, профессиональ­но-квалификационная модель специалиста. Она включает в себя должно­стную характеристику и модель должности (совокупность требований, предъявляемых к работнику).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, выделяет следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес). Если профессиограмма предназначена для профориентации молодежи, то она представляется в рекламно-литературной форме. При ее использовании преследуется цель привлечь людей в качестве кандидатов на замещение вакансий на предприятии, создать конкурс для отбора профессионально-подготовленных людей, а также сориентировать возможных кандидатов в существе и особенностях профессиональной деятельности.

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

6. При оценке персонала используется аттестационная профессиограмма. Она имеет более упрощенный вид, заключающийся в совокупности требований к специалисту данной сферы и перечнем качеств, которыми дол­жен обладать квалифицированный сотрудник. Эти требования и качества схематично делятся на две группы: общие ка­чества, присущие всем специалистам данного профиля (экономистам, технологам, механикам и т. п.) и специфические качества, присущие ра­ботникам конкретной профессиональной деятельности.

Составление модели специалиста

В самом общем плане «модель специалиста» предполагает выделение: а) профессиограммы; б) профессионально-должностных требований (ПДТ); в) квалификационного профиля (требований по разрядам, категориям).

Аналитическая профессиограмма

Существует специальная процедура, позволяющая выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и нормативно заданных («бюрократических») характеристик профессий. Такая процедура позволяет подбирать банки психодиагностических методик для профотбора на конкретные профессии, составлять развивающие и обучающие программы для конкретных профессионалов и т.п. Называется данная процедура аналитическое профессиографирование (аналитическая профессиограмма).

Аналитическое профессиографирование включает два основных этапа:

1) анализ операционально-технологической структуры труда;

2) анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда.

В самом общем виде к психологическим качествам, желательным для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде относятся:
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОЙ, ВОЛЕВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:
— Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
— Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
— Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
— Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:
— Психологические знания о труде, о профессии.
— Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
— Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
— Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.
— Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
— Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
— Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В литературе правомерно отмечается, что профессиограммы могут иметь различные содержания в зависимости от тех целей, для которых они составляются.

Например, профессиограммы, составленные с целью профориентации и профконсультации, требуют знания: о значимости и месте профессии в народном хозяйстве и в данном районе; о трудовых действиях рабочего данной профессии, а также о технологиях и технике, с которыми она связана, об условиях труда, о том, какие специальные знания, умения, навыки должны быть у рабочего данной профессии; требования к психологическим, физиологическим данным.

Профессиограмма, составленная с целью профотбора, ориентируется на выявление наиболее стабильных, устойчивых, профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. В ней дается наиболее полный перечень требований к свойствам человека и противопоказаниям, требования к необходимым и некомпенсируемым свойствам среднего работника данной профессии и желательные качества личности, дающие возможность достижений высокого уровня мастерства; в этой профессиограмме надо назвать группы профессий с наличием стресс-факторов и противопоказания; группы массовых профессий, не связанных с риском для жизни, назвать качества для компенсации и преодоления негативных факторов.

Профессиограмма в целях производственного обучения имеет свою специфику: она должна отражать результаты анализа профессиональной деятельности передовых рабочих и динамики формирования молодого специалиста в процессе его профессионального обучения, возможность совмещения профессий.

Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с профессиональным психологом.

Профессиографический опросник предназначен для подготовки дополнительной профессионально-психологической информации по диагностике ПВК специалиста.

Профессиографический опросник состоит из десяти частей, в которых объединены группы тематических требований к специалистам:

Источник

Понятие «профессиональной модели специалиста». Требования, предъявляемые к профессиональной модели специалиста

какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала

какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала

 модель специалиста (работающего, функционирующего);

 модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.

При построении модели специалиста возможны варианты:

 модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;

 модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника.

Отмечается ряд пожеланий к модели специалиста и к модели подготовки специалиста:

 модель специалиста может быть различной для молодого, начинающего специалиста и опытного, успешного специалиста, ибо по мере профессионализации и на разных ее стадиях для специалиста будет характерно разное соотношение качеств. Одни авторы считают, что лучше строить модель деятельности и личности уже сложившегося специалиста, другие отмечают, что ошибочно, например, в профессиограмме завышать требования и рассчитывать только на идеального, а не на среднего работника;

 модель специалиста должна включать компоненты, определенно влияющие на эффективность деятельности и обеспечивающие контроль за ней, легко диагностируемые, создающие возможность вмешательства и коррекции;

 модель специалистов, имеющих одну и ту же специальность, но получивших разные специализации, могут очень отличаться;

 модель подготовки специалиста исходит из модели специалиста и включает виды учебной и познавательной деятельности по овладению профессиональной деятельностью, учебные планы и программы, воспитательные меры, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалистов. Надо уметь построить модель специалиста и переводить ее в модели подготовки специалиста.

В литературе высказывается ряд соображений о разновидностях моделей специалиста. Вариантом модели специалиста является профессионально-квалификационная модель, где отражены: виды профессиональной деятельности на разных должностях и различных рабочих местах, обязанности и функции, качества, знания и навыки. Такие модели необходимы для подбора и расстановки кадров, для аттестации, для составления программы подготовки и переподготовки специалистов.

В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:

какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала

 профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

Описанная структура модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи в зависимости от своего подхода строят различные ее варианты.

Источник

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

Смотреть что такое «МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА» в других словарях:

Психодиагностика профессионального становления профессионала в юридическом вузе — Психодиагностика перемен, происходящих в личности студента, курсанта, слушателя юридического вуза и их оценка как показателя становления профессионала, призвана обеспечить целенаправленное, с обратной связью руководство профессиональным… … Энциклопедия современной юридической психологии

Формирование личности юриста у обучающихся в юридических образовательных учреждениях — Обеспечение того, чтобы в ПОО работали умные, способные, ответственные, честные люди – одна из важнейших задач в работе с персоналом. Она может быть решена по комплексу направлений, среди которых важное место занимает работа с молодыми людьми –… … Энциклопедия современной юридической психологии

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИИ — отрасль психологии труда, к рая в 70 х гг. XX в. становится составной частью синтетич. науки профессиологии. П.п., как и профессиология, объектами изучения имеет конкретные профессии (как реально существующие, так и проектируемые) и их… … Российская социологическая энциклопедия

УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Портрет — Питер Пауль Рубенс. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» … Википедия

Профессиональная позиция во взаимодействии — (от лат. positio точка зрения, принцип, положенный в основу поведения, действий) система устойчивых отношений профессионала к существенным аспектам своей деятельности, проявляющаяся в соответствующем поведении при О. Для представителей… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… … История Философии: Энциклопедия

НЛП — Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

Нейро-лингвистическое программирование — Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

Нлп — Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

Источник

Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения

какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Статья просмотрена: 2859 раз

Библиографическое описание:

Басхаева, И. И. Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения / И. И. Басхаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3398/ (дата обращения: 30.10.2021).

Оптимизация профессионального самоопределения, подготовки и переподготовки кадров должна исходить из построения моделей профессионала, которые «следует использовать в качестве целей-эталонов (нормативных целей) для оценки существующего уровня подготовки специалистов, а также для разработки обучающих программ по повышению их квалификации» [21,с.292].

Термин «модель» буквально означает «образец какого-нибудь изделия, а также образец для изготовления чего-нибудь», «схема какого-нибудь явления или физического объекта» [14]. При построении моделей профессионально-педагогической деятельности можно идти двумя путями: «от профессии» и «от личности».

В случае профессиографических моделей личности специалиста выбор основных профессионально значимых свойств осуществляется на основе требований, предъявляемых педагогической профессией. В отличие от профессиографических моделей личности, персонологические модели основываются на выборе базовых профессионально важных свойств и качеств, исходя из общепсихологических представлений о личности, при этом имеют в виду ее многофакторную структуру. В обоих случаях степень соответствия реально сформированной системы профессионально значимых качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической готовности или уровень профессионализма, мастерства специалиста в деятельности.

При профессиографическом принципе построения моделей специалиста психологическая готовность выступает как комплекс фенотипических свойств, доступных внешнему наблюдению и выделяемых обычно экспертным путем. Степень их соответствия требованиям определенной деятельности обусловливает ее продуктивность и успешность. При персонологическом принципе построения моделей специалиста психологическая готовность выступает как сформированная в процессе обучения и опыта работы целостная структура различных генотипических свойств личности, специфичность которой и определяет успешность человека в конкретном виде профессиональной деятельности.

Названные подходы не противоречат друг другу, наоборот, являются взаимодополняемыми аспектами изучения профессиональной деятельности как на этапах подготовки его к ней, так и в процессе реального ее осуществления. Более того, в практике научных исследований оба подхода нередко пересекаются.

В последние десятилетия достаточно много научных работ посвящено изучению структурно-функциональной схемы профессиональной деятельности, разрабатываемой в разное время многими отечественными учеными (О. А. Абдуллина, 1990; Н. А. Аминов, 1997; Б. Г. Ананьев, 1980; В. П. Беспалько, 1989; В. И. Геницинский, 1992; А. К. Маркова, 1996; К. К. Платонов, 1978; А. И. Щербаков, 1967; и др.).

На наш взгляд, любое психологические образование может формироваться на основе «нормативных целей» (модели), схемы «качества личности — требования профессии», поэтому правомерно это явление назвать детерминантой профессионального самоопределения.

В научных исследованиях понятие «модель» начали использовать совсем недавно, раньше многие психологи отмечали наиболее характерные квалификационные особенности деятельности специалиста разного профиля и отождествляли с развитостью каких-либо способностей, наличием направленности, самосознания, теоретических и практических знаний.

Известный психолог А. К. Маркова [1996] выделяет следующие основные составляющие модели специалиста: 1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога; 2) профессионально-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач); 3) квалификационный профиль (знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда). Особенно важно для психологического понимания основных требований к психологу описание деятельности по разным психологическим специальностям [11, с. 22]

А. К. Маркова выделяет: 1) модель уже действующего (работающего, готового) специалиста; 2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной деятельности будущих специалистов и их ориентации на модель уже готового специалиста). При описании модели готового специалиста выделяются модель деятельности специалиста, а также модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматриваются требования к разным образовательно-возрастным группам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт [Там же, с. 20–21].

По мнению Н. С. Пряжникова, «одной из острых проблем при составлении «модели специалиста» является выделение «модели личности специалиста». Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, получают «личностный профиль специалиста» [18, С. 226].

Г. С. Абрамова предлагает к обсуждению модель профессиональной деятельности практического психолога, так как «работа практического психолога очень специфична своим предметом — индивидуальностью человека» [1, с. 28]. Она уточняет представления о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности. На основе опыта работы практических психологов автор «позволяет выделить и описать десять основных качеств работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от работы неквалифицированного психолога» [Там же]. Квалификационные характеристики как основные качества профессиональной деятельности психолога определяются десятью критериями: целями психологической помощи, откликами или реакцями практического психолога в ситуации профессиональной деятельности, мировоззрением (концепцией), культурной продуктивностью, конфиденциальностью, ограничениями, межличностным влиянием, человеческим достоинством, обобщенной теорией, отношением к обобщенной теории [Там же, с. 28–31].

Оптимальный вариант обеспечения трудовой деятельности человека предлагает известный ученый Е. М. Иванова. По ее мнению, в основе профессиографирования должна быть аналитическая профессиограмма — операторная психологическая модель профессиональной деятельности. Составляется она следующим образом. Изначально ведется изучение трудового поста, описываются цели, предмет, средства, должностные обязанности (профессиональные функции, задачи) и профессиональная среда, специфичные этому виду деятельности. Далее проводится психологический анализ с нормативной точки зрения этапов работы, их взаимосвязей, от которых зависит эффективность выполняемой деятельности. Для составления аналитической профессиограммы необходимо описать действия, посредством которых исполняются выделенные этапы работы и нормативные правила их исполнения. Нарушение правил ведет к браку в работе, возникновению конфликтов, аварий, травматизма. Таким образом, составляется психологическая структура профессиональной деятельности, включающая: цели деятельности, психологические действия (когнитивные, коммуникативные, перцептивные, психомоторные и др.), психические процессы и профессионально важные качества, обеспечивающие протекание этих процессов [8, с. 78–81].

Как отмечает В. П. Беспалько, отличительной характеристикой профессионального педагога является «умение выбирать, разрабатывать (планировать) и осуществлять эффективные дидактические процессы соответственно целям и организационным формам обучения» [4,с.158]. Он также считает, что в настоящее время результаты работы учителя целиком определяются личностью, а в каждой профессиональной деятельности свойства личности лишь опосредуют технологию работы, а не определяют. Еще Л. С. Выготский говорил о том, «что должно существовать много типов учителей и все же истинный учитель всегда одинаков. Это тот учитель, который строит свою работу не на вдохновении, а на научном знании» [5, с.364].

Каждая личность — неповторимый ансамбль свойств и качеств, который своеобразно преломляется в профессиональной деятельности, изменяется и в результате превращается в профессиональную личность [9,с.116]. Е. И. Машбиц отмечает, что «мы должны и саму деятельность объяснить через личность» [11, с. 88].

Личность учителя — «своеобразный «инструмент воздействия» и средство его же собственной работы» [10,с.130]. Структура личности профессионала включает мотивацию личности (направленность личности и ее вид); свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности); интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности.

В состав личности Б. Г. Ананьев включил статус (экономический, политический, правовой и др.), общественные функции и роли, цели и ценности жизни, мотивацию поведения и деятельности, мировоззрения и отношения к окружающему миру, характер и склонности [2,с. 64].

Заслуживает внимания рассмотрение К. К. Платоновым модели личности профессионала, так как уровень сформированности психологической готовности человека к деятельности во многом зависит от субъекта деятельности. Эта модель является эталоном, лежащим в основе иногда отбора и всегда подготовки, расстановки и воспитания кадров этих профессионалов. Существует несколько видов моделей профессионалов, различных по содержанию и методу получения.

Нормативная модель профессионала составляется чисто теоретически на основе существующих (или проектируемых) нормативных документов: уставов, Государственных стандартов о профессиональной подготовке специалиста, положений, инструкций, программ подготовки и т. д.

Экспективная (от англ. expectation — ожидание, надежда) модель личности изучаемого или проектируемого профессионала обобщает мнение ряда экспертов, хорошо знающих данную профессию. Они, на основании своего опыта, отвечают на вопрос: «Какими психологическими особенностями должны обладать работники данной профессии, которые по качеству их работы оправдали бы лучшие ожидания?» Эта модель уже не может быть названа чисто теоретической, так как она обобщает практический опыт экспертов.

Эмпирическая модель личности профессионала — это модель реально существующего в определенных конкретных условиях типического среднего профессионала. Получается она путем эмпирического изучения и обобщения сведений о структурах личностей достаточно большой и, возможно, более репрезентативной группы лиц, работающих по изучаемой профессии [17].

Примером разработки нормативной модели профессионала может служить обязательный перечень нормативных документов и программ каких-либо учебных заведений.

Д. Гамачек предлагает эмпирическую модель профессионала, где обобщено несколько десятков исследований, посвященных изучению эффективности деятельности американских преподавателей, и составил обобщенный портрет «хорошего» учителя [20,с.14–17]. Идеальный учитель выглядит следующим образом: гуманен в прямом смысле этого слова, обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен, способен на эмпатию, легко налаживает контакт как с классом в целом, так и с отдельными учениками; поведение в классе: гибок (проявляет жестокость или мягкость в зависимости от ситуации), умеет задавать вопросы, показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрирует желание помочь ученикам в учебе, желает и умеет экспериментировать, искать новое; скорее «неформален», чем официален в общении с учениками; проявляет рефлексивные отношения к ним; восприятие самого себя: характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя; восприятие других людей: в основном склонен к положительному восприятию других (учеников, коллег, руководство считает стоящими людьми, настроенными в целом дружелюбно, относится к ученикам как к индивидам, которые достойны веры, уважения и высокой оценки.

Систематизирование и ранжирование всех качеств учителя показывает следующий ранговый порядок. На первом месте в ранговой шкале с самым большим относительным весом стоит контактность (общительность) учителя с необходимой способностью для эмпатии, которая понимается как эмоциональная интеллектуальная идентификация. На втором месте — творческое мышление и деятельность учителя. На третьем месте по значимости качеств в ранговой шкале — наблюдательность, связанная с различными социальными группами профессиональной реализации — школьниками, коллегами, руководством школы, родителями и т. д. Четвертое место занимает уравновешенность (эмоциональная устойчивость) учителя, которая является необходимым условием для его адекватной профессиональной адаптации и полной профессионализации. Целый ряд профессиональных качеств включается или проистекает из четырех ведущих качеств учителя, например сосредоточенности, чуткости и т. д. [3].

Известный психолог Р. В. Овчарова [13] предлагает примерную модель профессиональной деятельности социального педагога, которая состоит из обобщенных характеристик профессионального облика, так называемого «профессионального имиджа». Она строится на определенных принципах и проявляется статусно в отношении детей и взрослых, оказывает формирующее воздействие на профессионала. Компонентами модели являются профессиональные знания, профессиональные умения и профессиональные качества. По мнению Р. В. Овчаровой, «профессиональные знания — это сведения из социальной педагогики, теории и истории социальной работы, социальной психологии, методики социально-педагогической деятельности и других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования, профессиональные умения — это способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности. Отличительной особенностью социального педагога является техника подачи самого себя — самопрезентация. Ее цели служит имидж. Имидж — это своего рода камуфляж, создающий у окружающих людей то впечатление, в котором нуждается его носитель» [Там же, с.39–43]. Составляющие имиджа социального педагога: «человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их проблемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения; культура, эрудиция, профессионализм; социабельность, аффилиация, эмпатия, дипломатичность, рефлексивность и ответственность; умение поддерживать высокие стандарты своего поведения» [Там же, с.43–49].

И. А. Зимняя пишет: «Психологический портрет учителя любого учебного предмета, и языка в том числе, включает следующие структурные компоненты: 1) индивидуальные качества человека, то есть его особенности как индивида — темперамент, задатки и пр.; 2) личностные качества, то есть его особенности как личности — социальной сущности человека; 3) коммуникативные (интерактивные) качества; 4) статусно-позиционные, то есть особенности положения, роли, отношений в коллективе; 5) деятельностные (профессионально-предметные); 6) внешнеповеденческие показатели. Специфика набора и сочетания качеств каждого из названных выше компонентов определяет психологический портрет учителя для каждого этапа обучения этой дисциплине, и в частности в дошкольном учреждении» [7, с.209].

Модель психологической культуры учителя рассмотрена в диссертационном исследовании О. В. Пузиковой [2003], которая ориентирована на следующую структуру: когнитивный (уровень социального интеллекта), аффективный (особенности проявления агрессии и невротизации) и мотивационный (ориентированность на определенную модель взаимодействия) компоненты. По мнению автора, «психологическая культура включена в личностные параметры самоактуализирующейся личности, она может выступать в качестве фактора самоактуализации личности, определяющего психологическое здоровье» [19, с.11].

Несколько иначе предлагает рассмотреть модель профессионала в своем диссертационном исследовании Е. К. Осипова. Изучая формирование профессионального мышления учителя, она выделяет шесть типов рабочих моделей мыслительной деятельности профессионала в зависимости от ориентации на те или иные задачи [17].

Модели мыслительной деятельности учителя следующие: 1) с преобладанием структур, актуализирующихся при решении образовательных задач; 2) с преобладанием структур, актуализирующихся при решении задач развивающего обучения; 3) с преобладанием мыслительные процессы, актуализируемые при решении задач трудового воспитания; 4) с преобладанием мыслительных процессов, актуализирующихся при решении задач эстетического воспитания; 5) модели, мыслительные процессы которых обусловлены решением некоторого комплекса задач; 6) с расплывчатой и зыбкой структурой мышления в связи с отсутствием каких-либо четких устремлений к достижению педагогических целей. Выявлено несколько этапов становления мыслительных структур. По мере овладения профессиональным мастерством учитель поочередно обращает свое внимание на решение отдельных педагогических задач, в соответствии с чем идет преимущественное формирование тех или иных структур мышления, обусловленных решением образовательных задач, несколько позже — воспитательных задач и задач развивающего обучения. Последними формируются структуры, актуализируемые при решении комплекса задач.

Известно, что успешность деятельности может определяться как внешними условиями, в которых она протекает, так и субъективными факторами, которые могут мешать или способствовать продуктивному решению профессиональных задач. Поэтому профессиональное самоопределение успешнее и продуктивнее формируется при условии, если личность будет предварительно ориентирована на определенную цель, «нормативную цель» или на модель профессионала, так как «в обучении профессиональному мастерству надо идти не от знаний, а от целей, без определения которых трудно разобраться в том, что нужно и что не нужно знать в той или иной профессии» [21, с.225].

В нашем исследовании мы предлагаем примерную модель профессионала и его профессионально важные качества для студентов педагогического колледжа на рис. 1.

какие выделяют модели профессионала. Смотреть фото какие выделяют модели профессионала. Смотреть картинку какие выделяют модели профессионала. Картинка про какие выделяют модели профессионала. Фото какие выделяют модели профессионала

Рис. 1. Модель профессионала и его профессионально важные качества

Возможно компоненты примерной модели профессионала могут отражать профессионально важные качества, каждый год задаваемые самим студентом под контролем психолога, как «нормативная цель» построения собственного «нормативного коридора» саморазвития, самовоспитания. Поэтому предлагаемая модель профессионала не является догмой для обязательного исполнения студентами педагогического колледжа.

Круг разбивается на пять секторов, каждый из которых обозначает компоненты профессионального самоопределения личности студента. Степень развития профессионально важных качеств по всем компонентам оценивается по трем шкалам. Уровни изображаются в виде концентрических колец. Низкому уровню (внутреннее кольцо) сформированности ПВК соответствует стихийно-репродуктивный уровень. Промежуточному уровню (среднее кольцо) — последовательно-репродуктивный, реконструктивный, вариативный и субъективно-творческий. Высокому уровню (внешнее кольцо) — объективно-творческий. Компоненты ПСЛ представлены спектром профессионально важных качеств, которые варьируются в зависимости от специфики специальности (согласно своей Я-концепции), отражая индивидуально-типологические свойства [15].

Модель профессионала (МП) как ведущая детерминанта профессионального самоопределения личности характеризует уровень профессионально-личностного развития специалиста и имеет ряд преимуществ: во-первых, представляемая в ней информация может использоваться для самовоспитания будущих специалистов. С первого года обучения важно научить студентов строить круговую диаграмму на основе самооценки своих профессионально важных качеств.

Студенту разъясняется смысл построения диаграммы и в наглядном виде представляется тот идеал развития (модель), к которому надо стремиться в процессе профессиональной подготовки и в последующей деятельности. Круговая диаграмма строится ежегодно, и студент может наглядно видеть степень своего совершенствования.

Во-вторых, информация, полученная на основе построения круговых диаграмм, может использоваться для коррекции образовательного процесса, всей системы подготовки специалиста. Если просматривать круговые диаграммы, составленные для каждого студента, то можно выявить типичные недостатки его профессионально-личностного развития.

В-третьих, построение круговых диаграмм важно для отслеживания результатов образовательного процесса и соответствия их образовательному стандарту. На такой диаграмме можно представить нормативный коридор, соответствующий значениям низкого и высокого уровней сформированности профессионально важных качеств. Поэтому важно, чтобы ломанная линия, отражающая характерологическую кривую круговой диаграммы, целиком размещалась внутри нормативного коридора.

Таким образом, модель профессионала (МП) — это образец будущей профессиональной деятельности студента («нормативный коридор»), которая имеет уровневое содержание и систему компонентов, отражающая степень развития профессионально важных качеств (ПВК), которые могут варьироваться в зависимости от поставленной цели учебного года (или целью саморазвития самого студента).

Все результаты ежегодно заносятся в портфолио студента с первого курса и к концу обучения можно увидеть весь спектр мотивационных, эмоционально-волевых, коммуникативных и поведенческих компонентов. Это удобно и самому студенту-выпускнику при трудоустройстве, будет наглядно видно работодателю кто перед ним, какой кандидат.

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.- Минск, 1995.

Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта / Человек и общество. Вып.2.– Л., 1967.- С.235–249.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.,1989.

Базовая модель профессиограммы учителя.- Челябинск,1990

Выготский Л. С. Избранные психол.труды.- М., Педагогика, 1991.

Григорович Л. А. Введение в профессию «Психолог».- М.: Гардарики,2004.-192 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.

Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. — М.: Изд-во МГУ,1992.

Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1976.

Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. — Новосибирск: ГП «Новосиб. полиграфкомб».,2002. — 264 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма.- М.: Знание, 1996.

Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.,1990.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.:Сфера, 2001. — 480 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М.: Оникс ХХ I век, Мир и образование, 2003.

Орлова Е. А. Формирование психологической готовности к педагогическому общению у будущих учителей: Дис. д-ра психол. наук. — Тула, 1998. — 323 с.

Платонов К. К. Структура и развитие личности /Отв. ред. А. Д. Голубева.– М.,1986.-254 с.

Осипова Е. К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Автореф. д-ра психол. наук. — М.,1988.

Пряжников Н. С. и др. Введение в профессию «Психолог». — М.: Моск. психол.-соц. ин-т; НПО «МОДЭК», 2003. — 464 с.

Пузикова О. В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (на примере личности учителя): Автореф. канд. психол. наук.- Хабаровск, 2003.- 23 с.

Реньге В. Портрет «хорошего» учителя по-американски // А… Е…- 1993.- № 1.- С.14–17.

Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.- 349 с.

Похожие статьи

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского.

профессиональная деятельность, качество, модель профессионала, модель, нормативный коридор, психологическая готовность, профессиональное самоопределение, практический психолог, круговая диаграмма, модель.

Личностнопрофессиональное самоопределение учащихся.

Влияние ценностных ориентиров на мотивацию. | Молодой ученый

Мотивационная готовность студентов-психологов. Готовность к профессиональной деятельности позволит специалисту успешно пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности.

Проблема психологической готовности к профессиональной.

психологическая готовность, профессиональная деятельность, деятельность, готовность, профессиональная готовность, профессиональное самоопределение, проблема готовности.

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте.

Рис.1. Теоретическая структурная модель личностной профессиональной успешности.

Качество, устойчивость, успешность профессиональной деятельности предопределяется особенностями психологической готовности специалиста.

Психологические проблемы личностного и профессионального.

Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений».

На современном этапе развития науки психологами выделяется критерий профессионального развития личностипрофессиональная.

Анализ проблемы успешного профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, профессиональная подготовка, будущий практический психолог.

Центральным звеном этого процесса выступает профессиональное самоопределение [2]. Ученый также считает, что профессиональное.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным.

Таким образом, профессиональное самоопределение — это процесс развития личности, самооценки своих

Акутина С. П. Профессиональная подготовка будущих специалистов в

Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды.

Особенности профессионального самоопределения старших.

Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопределение»

Ключевые слова:профессиональное самоопределение, критерии профессионального

профессиональная деятельность позволяет личности реализовать свой жизненный.

Похожие статьи

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского.

профессиональная деятельность, качество, модель профессионала, модель, нормативный коридор, психологическая готовность, профессиональное самоопределение, практический психолог, круговая диаграмма, модель.

Личностнопрофессиональное самоопределение учащихся.

Влияние ценностных ориентиров на мотивацию. | Молодой ученый

Мотивационная готовность студентов-психологов. Готовность к профессиональной деятельности позволит специалисту успешно пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности.

Проблема психологической готовности к профессиональной.

психологическая готовность, профессиональная деятельность, деятельность, готовность, профессиональная готовность, профессиональное самоопределение, проблема готовности.

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте.

Рис.1. Теоретическая структурная модель личностной профессиональной успешности.

Качество, устойчивость, успешность профессиональной деятельности предопределяется особенностями психологической готовности специалиста.

Психологические проблемы личностного и профессионального.

Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений».

На современном этапе развития науки психологами выделяется критерий профессионального развития личностипрофессиональная.

Анализ проблемы успешного профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, профессиональная подготовка, будущий практический психолог.

Центральным звеном этого процесса выступает профессиональное самоопределение [2]. Ученый также считает, что профессиональное.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным.

Таким образом, профессиональное самоопределение — это процесс развития личности, самооценки своих

Акутина С. П. Профессиональная подготовка будущих специалистов в

Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды.

Особенности профессионального самоопределения старших.

Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопределение»

Ключевые слова:профессиональное самоопределение, критерии профессионального

профессиональная деятельность позволяет личности реализовать свой жизненный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *