какие выездные проверки бывают
Какие есть виды налоговых проверок?
Понятие налоговой проверки
Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.
Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:
Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:
Существует несколько видов налоговых проверок.
Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Выездная проверка
При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.
Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):
Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:
Подвиды выездных налоговых проверок
Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени
Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.
Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов
Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.
Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения
Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.
Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.
Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности
Камеральная проверка
Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.
Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:
Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.
Встречная проверка
Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.
Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):
Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.
О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:
Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.
Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Итоги
В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.
Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.
Какие выездные проверки бывают
НК РФ Статья 89. Выездная налоговая проверка
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
(см. текст в предыдущей редакции)
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах.
(абзац введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
5.1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (невыполненными мотивированными мнениями);
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, увеличена заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
5.2. В рамках выездной налоговой проверки международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях», не могут быть проверены периоды, предшествующие регистрации такой компании в Российской Федерации в качестве международной компании, за исключением выездных налоговых проверок в отношении обособленных подразделений иностранных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации до даты регистрации таких организаций в качестве международных компаний.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 490-ФЗ)
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
7.1. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 настоящего Кодекса.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
8. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Абз. 4, 5 п. 10 ст. 89 признаны частично не соответствующими Конституции РФ (Постановление КС РФ от 17.03.2009 N 5-П).
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
12. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
13. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
14. При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
15. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
16. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
16.1. Особенности проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, определяются статьями 288.1 и 385.1 настоящего Кодекса.
(п. 16.1 введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 84-ФЗ)
17. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются при проведении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, установленных статьей 89.1 настоящего Кодекса.
(п. 18 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
(п. 19 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться
С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны
Сергей Скрябин
Налоговая следит, чтобы бизнес вовремя и в полном объеме платил налоги, сборы и страховые взносы. Для этого компании и ИП сдают декларации и расчеты, а налоговая их проверяет.
Если налоговая сомневается в добросовестной работе бизнеса, она может провести выездную проверку. Вместе с экспертом разобрались, что это такое и как к ней подготовиться.
Что такое выездная налоговая проверка
Выездная проверка — это когда сотрудники налоговой приезжают в офис или торговую точку ИП или компании и проверяют, насколько добросовестно работает бизнес: как учитывает доходы и расходы, когда платит налоги и сколько.
Во время такой проверки налоговая проверяет первичные и финансово-хозяйственные документы — например, договоры с контрагентами, книги учета покупок и продаж, акты и накладные.
Сотрудники налоговой могут опрашивать работников и осматривать помещения. Задача проверки — найти доказательства, что бизнес нарушает налоговое законодательство.
Виды выездных налоговых проверок
В зависимости от того, что именно будет проверять налоговая, выездные проверки бывают тематическими и комплексными.
Тематическая проверка | Комплексная проверка |
---|---|
Налоговая проверяет, насколько правильно компания уплачивает один или несколько налогов. |
Например, у налоговой появилось подозрение,
что компания занижает доходы сотрудников. В таком случае проверяют только правильность уплаты НДФЛ и взносов, а уплату налога на прибыль проверять не будут
Например, может сразу проверить уплату НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль и НДС
Как бизнесу оценить риски проведения выездной проверки
Налоговая оценивает компании и ИП по 12 критериям риска. По результатам оценки она принимает решение о проведении выездной проверки.
Разберем каждый из этих критериев на примерах.
Средний размер исчисленных налогов ниже, чем у других компаний и ИП в этой отрасли. Сотрудники налоговой сравнивают налоговую нагрузку бизнеса с нагрузкой компаний и ИП, которые работают в этой же отрасли.
Рассчитать налоговую нагрузку можно на специальном калькуляторе на сайте налоговой.
Если показатель налоговой нагрузки ниже, чем средний показатель по отрасли, это может насторожить налоговую.
Налоговая нагрузка за 2020 год у компании «Строим вместе» — 6%, а средний показатель по отрасли — 10,7%. Выглядит, будто бизнес платит налоги не в полном объеме, поэтому есть риск, что налоговая придет с проверкой.
Бизнес на ОСН или УСН «Доходы минус расходы» на протяжении нескольких лет отражает убытки в декларациях. Налоговая подозревает, что бизнес специально скрывает доходы, чтобы не платить налоги, и может проверить компанию или ИП.
Доля вычетов по НДС — 89% и больше от исчисленной суммы налога за тот же квартал. Например, у компании «Мебель на заказ» НДС за квартал 550 000 ₽. Компания заявила вычет 500 000 ₽ за тот же период. Кажется, что компания использовала незаконные схемы для занижения суммы НДС. Если такое будет происходить регулярно, налоговая проведет проверку.
Расходы бизнеса на ОСН или УСН «Доходы минус расходы» растут быстрее, чем доходы. В первом квартале расходы компании составили 500 000 ₽, во втором — 700 000 ₽, а в третьем — 1 000 000 ₽. При этом квартальный доход компании остается на одном уровне — 1 500 000 ₽. Сотрудники налоговой могут подумать, что эти расходы фиктивны и руководитель специально выводит часть дохода компании, чтобы не платить с этой суммы налог.
Среднемесячные зарплаты сотрудников ниже, чем у работников других компаний и ИП в той же отрасли в регионе. Средняя зарплата за месяц у сотрудников компании «Мебель на заказ» в Перми — 20 000 ₽. А по данным зарплатной отчетности других мебельных компаний в этом регионе средняя зарплата сотрудников за месяц вдвое больше. Это может вызвать подозрение — возможно, «Мебель на заказ» платит часть зарплаты в конвертах, чтобы сэкономить на НДФЛ и взносах.
Бизнес несколько раз за год был на границе лимитов по специальным налоговым режимам. Налоговая обращает внимание, если разница между реальными показателями бизнеса и предельно допустимыми лимитами менее 5%.
Агентство недвижимости работает на упрощенной системе налогообложения — УСН. В 2021 году агентство сдает в налоговую декларацию по УСН за 2020 год. В декларации видно, что годовой доход агентства — 145 000 000 ₽. Разница между предельно допустимым для УСН годовым доходом и реальным доходом агентства — менее 5%.
Сотрудникам налоговой это может показаться подозрительным — возможно, агентство уже не попадает под критерии упрощенной системы налогообложения, а доходы уменьшает специально, чтобы не переходить на основную систему налогообложения и платить меньше налогов.
Расходы ИП на ОСН за год максимально приближены к сумме доходов. Предприниматели на общей системе налогообложения могут уменьшать налоговую базу на сумму расходов. Для этого нужно заявить вычет на сумму расходов: подать в налоговую декларацию 3-НДФЛ и хранить документы, которые подтверждают расходы. Если доля вычета превышает 83% от дохода ИП, налоговая может заинтересоваться и устроить проверку.
ИП на ОСН оптом закупает металл и перепродает его компаниям и предпринимателям. За 2020 год его доход — 50 000 000 ₽. Предприниматель указал в декларации, что на аренду склада и закупку металла он потратил 45 000 000 ₽, и заявил вычет на эту сумму. Налоговая может заподозрить, что ИП завышает расходы, и назначит проверку.
Компания или ИП работает с «цепочками контрагентов» — перекупщиками или посредниками. Компания «Мебель на заказ» закупает материалы для производства не напрямую у производителя, а через цепочку посредников, каждый из которых берет процент за свои услуги. Налоговая не видит в таком решении разумных экономических причин — компании было бы выгодно закупить материалы напрямую у поставщика. Налоговая заинтересуется и проведет проверку.
Бизнес не отвечает на запросы налоговой. Во время камеральной проверки декларации по налогу на прибыль налоговая направила руководителю компании запрос с требованием предоставить договор с контрагентом и первичные документы на расходы по этой сделке. Руководитель проигнорировал требование и ничего не ответил. Налоговая заподозрит, что компания вывела деньги со счета незаконно и никакого договора у нее нет, и назначит проверку.
Компания или ИП несколько раз снимались с учета смены места ведения бизнеса. Если бизнес мигрирует между налоговыми инспекциями, это выглядит подозрительно. Возможно, так компания или ИП путает следы, чтобы усложнить проверку со стороны налоговой.
Рентабельность бизнеса ниже, чем рентабельность других компаний и ИП в этой отрасли. Если этот показатель ниже на 10% и более, чем среднеотраслевая рентабельность, сотрудники налоговой могут подумать, что компания или ИП скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.
Сотрудничество с сомнительными контрагентами. Чтобы сделать ремонт в офисе, компания наняла подрядчиков и заключила договор с фирмой «Ремонт для всех». Сотрудники налоговой заметили, что в «Ремонт для всех» числится только один сотрудник, а у директора фирмы есть еще несколько компаний, не связанных со сферой ремонта. Налоговая может предположить, что компания заключила фиктивную сделку и вывела деньги через фирму-однодневку, и назначит проверку.
Как подготовиться к выездной проверке
Налоговая нигде не публикует план выездных проверок и в некоторых случаях может приехать внезапно. Но если уведомление о проверке пришло, у вас есть время, чтобы к ней подготовиться.
Рассказываем, что можно сделать.
Приведите в порядок документы. Проверьте, чтобы оригиналы документов были на месте и на них стояли нужные подписи.
Пригласите юриста. Он подскажет, как себя вести в спорных ситуациях и что делать, если сотрудники налоговой превышают полномочия.
Расскажите сотрудникам, как себя вести. Сотрудники налоговой могут опрашивать ваших работников, поэтому лучше заранее провести с ними беседу. Например, рассказать, как отвечать на вопросы о сотрудничестве с поставщиками.
Пригласите опытного бухгалтера. Хорошо, если в момент проверки в офисе будет специалист, который знает бухгалтерию компании и сможет быстро найти нужные документы и отчеты.
Подготовьте помещение для сотрудников налоговой. Чтобы проверка проходила быстрее, подготовьте все документы по теме проверки, освободите кабинет, где сотрудники налоговой смогут их изучить, и подготовьте оборудование, на котором налоговики смогут снять копии с документов.
Как проходит выездная налоговая проверка
Налоговая организует выездную проверку в несколько этапов:
Расскажем подробно о порядке проведения выездной налоговой проверки.
Включение в план компаний и ИП, которых будут проверять. Налоговая отбирает в план компании и ИП на основании камеральной проверки и по общедоступным критериям риска, о которых мы подробно рассказали выше. Если у налоговой есть вопросы к бизнесу, она включает его в план проверок.
Разработка программы. Сотрудники налоговой определяют, что нужно проверить для подтверждения своих подозрений. Например, если у работников компании маленькая зарплата, могут проверить правильность уплаты НДФЛ и страховых взносов. А если компания постоянно снимается с места учета, скорее всего, будут проверять по всем налогам.
Назначение выездной налоговой проверки. Руководитель налоговой инспекции или его заместитель оформляет решение о проведении выездной проверки. В нем должно быть указано название компании или ИП, предмет проверки — какие налоги, сборы и страховые взносы будут проверять, период проверки и фамилии инспекторов, которые будут участвовать в проверке. Например, предметом проверки может стать уплата НДФЛ и страховых взносов за последний год.
Проведение проверки. У сотрудников налоговой есть определенные полномочия, но есть и ограничения.
Сотрудникам налоговой запрещено:
Оформление справки о проведении проверки. Справку с датой завершения проверки отдают на руки ИП или руководителю компании. После выдачи справки сотрудники налоговой больше не могут продолжать проверять бизнес: например, опрашивать сотрудников или находиться на территории компании или ИП.
Не позднее двух месяцев с даты, когда руководитель компании или ИП получил эту справку, сотрудники налоговой должны составить акт о результатах проверки.
Оформление акта о результатах проверки. Сотрудники налоговой обязаны составить акт, в котором зафиксированы нарушения и предписания к их устранению, или указать, что нарушений не нашли. Срок оформления акта о результатах проведения выездной налоговой проверки — не более двух месяцев после того, как ИП или руководитель компании получил на руки справку.
Вынесение итогового решения. Если факты нарушений найдены и доказаны, налоговая выносит решение о привлечении ИП или компании к ответственности. Например, если выявят недоимку по налогам, оштрафуют.
Как оспорить результаты проверки
Если бизнес не согласен с результатами проверки, он может их оспорить. Для этого нужно в течение месяца после выдачи акта направить в налоговую письменное возражение. В нем объяснить свою позицию и по возможности приложить подтверждающие документы — например, накладные или счета-фактуры. Налоговая в течение десяти дней рассмотрит возражение и вынесет по нему решение.
Если решение по результатам выездной проверки уже вынесено, у бизнеса есть месяц, чтобы подать апелляционную жалобу в региональное управление налоговой службы. В течение двух месяцев региональное управление рассмотрит ее и примет окончательное решение.
Пока рассматривают жалобу, решение по выездной проверке не вступает в силу, а налоговая не может взыскать недоимку, пени и штрафы за выявленные нарушения.
Если в региональном управлении налоговой службы тоже ничего не получилось, у бизнеса есть еще три месяца, чтобы обратиться в арбитражный суд.
Главное
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Если не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание: