какие выплаты полагаются самозанятым
Какую помощь могут получить самозанятые москвичи, оказавшиеся без работы
Кто считается самозанятым?
В нашем случае — это москвичи, зарегистрированные в качестве самозанятых в мобильном приложении, на сайте ФНС России, через банк или на портале госуслуг. Деятельность самозанятых граждан подлежит государственной регистрации, они являются занятыми и не могут быть признаны в качестве безработных.
Как самозанятому получить пособие по безработице?
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР И «МАСТЕРСКАЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА»
Если человек, занимавшейся ранее собственным делом, хочет найти новую работу, то карьерные эксперты центра проведут консультирование и окажут содействие в поиске работы. На портале центра создается раздел «Мастерская трудоустройства», где будут размещены видео тренингов и мастер-классов для успешного трудоустройства.
Для освоения новой профессии, повышения квалификации или смены сферы деятельности центр «Моя работа» оказывает услугу по бесплатному профессиональному обучению и переквалификации. Также дистанционно можно оформить заявку на консультацию по открытию собственного дела и по юридическим вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью.
В конце 2019 года Центр занятости населения создал для начинающих бизнесменов бизнес-инкубатор «Ближе к делу», который проводит специализированные мастер-классы и лекции с приглашенными спикерами. В ближайшее время будет реализован обучающий проект, где можно пройти более 25 онлайн-курсов: от продвижения в интернете до создания личного бренда и управления командой.
Меры поддержки самозанятых
Кто такие самозанятые?
«Самозанятые — это лица, у которых нет работодателя и у которых нет наемных работников, то есть это граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности. Кроме того, их максимальный доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год», — пояснял Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров
Что дает этот налоговый режим?
В соответствии с законом для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Уплата налогов осуществляется по упрощенной процедуре — для регистрации нужно скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог». Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го числа.
Как еще поддерживают самозанятых?
27 мая 2020 года был принят закон, в соответствии с которым меры господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства будут распространены также и на самозанятых. «Речь идет в том числе о финансовой и имущественной поддержке, — пояснял Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
1 октября 2020 года Правительство РФ выпустило соответствующее постановление, по которому самозанятые получат доступ к мерам поддержки, предусмотренным нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Теперь они смогут обратиться в центры «Мой бизнес» и бесплатно получить консультацию по вопросам кредитования, налогообложения, бухучета, пройти обучающие курсы. Им станут доступны займы (до 1 млн рублей) от государственных микрофинансовых организаций, гарантийная помощь от фондов содействия кредитованию, а также льготная аренда коворкингов и бизнес-инкубаторов.
Как стать самозанятым?
Для того чтобы зарегистрироваться самозанятым, достаточно сделать несколько простых шагов:
Скачать на свое мобильное устройство специальное приложение «Мой налог». Оно доступно абсолютно бесплатно в AppStore и Google Play. Также на сайте Федеральной налоговой службы РФ есть его веб-версия.
Приложение само будет подсчитывать сумму налога, которую самозанятый гражданин должен будет уплатить. «От налогоплательщика требуется только формирование чека по каждому поступлению от того вида деятельности, который облагается налогом на профессиональный доход», — подчеркивают в ФНС. Применение налогового вычета, учет налоговых ставок в зависимости от плательщика, контроль над ограничением по сумме дохода и другие особенности расчета полностью автоматизированы.
Выясните электронную почту или телефон покупателя вашей услуги. Укажите в приложении, какую сумму и за что вы получили. Наименование товара или услуги может быть любым, но при этом оно должно соответствовать реально оказанной услуге или проданному товару.
Выберите плательщика — физическое или юридическое лицо. Это повлияет на ставку налога — при расчетах с физлицами она составляет 4%, при расчетах с ИП и организациями — 6%. Если продажа осуществляется юрлицу или ИП, нужен их ИНН. На сумму, указанную в чеке, и будет автоматически начислен налог. Чек, в свою очередь, вы можете также отравлять своим клиентам.
Как получить налоговый вычет при покупке жилья самозанятому
В Москве становится все больше самозанятых. По данным столичной мэрии, в среднем ежемесячный прирост самозанятых в 2021 году составлял 29 тыс. человек против 22 тыс. человек в прошлом году. А их общее число приближается к 700 тыс. — это четверть от общего числа самозанятых, зарегистрированных в России.
Статус самозанятого позволяет самостоятельно отчислять налог по сниженной ставке. При этом самозанятый не может претендовать на налоговые вычеты. Но есть исключения. Вместе с экспертами рассказываем какие.
Имеет ли право самозанятый на налоговый вычет
Самозанятость, или налог на профессиональный доход (НПД) — это режим налогообложения, который был введен в 2018 году на десять лет. Самозанятым может быть физическое лицо или индивидуальный предприниматель. ИП не имеют права совмещать НПД с каким-то еще налоговым режимом. Есть еще одно ограничение — ежегодный доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб.
«Самое привлекательное — это пониженные налоговые ставки НПД: 4% при работе с физическими лицами, 6% — с ИП и юридическими лицами, тогда как ставка по НДФЛ с доходов составляет 13%», — отметила адвокат, кандидат юридических наук Елизавета Селезнева. Сам налог оплачивается ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Его расчет проходит автоматически в приложении для самозанятых «Мой налог». Если не было в течение месяца дохода, то и налог уплачивать не нужно.
«Одним из минусов этого режима налогообложения является отсутствие права на налоговые вычеты. Налоговый вычет — это сумма, на которую можно уменьшить налогооблагаемый доход при расчете НДФЛ. На вычет можно уменьшать только тот доход, который̆ облагается по ставке НДФЛ 13%. Поэтому самозанятый не имеет право на вычеты», — пояснила Елизавета Селезнева.
Иными словами, налоговый вычет — это возврат ранее уплаченных 13% НДФЛ, а поскольку самозанятые платят налог меньше — 4% и 6%, то воспользоваться налоговой льготой они не могут. Если самозанятый купил недвижимость, в том числе в ипотеку, он не может претендовать на налоговый вычет. Аналогичная ситуация с налоговым вычетом при продаже квартиры — на него самозанятый не может претендовать, добавила эксперт.
Вычет при продаже квартиры
Если недвижимость находится в собственности меньше минимального срока владения — пяти лет (или трех лет, если недвижимость подарена или получена в наследство), то продавец должен заплатить 13%-ный налог с ее продажи. Но он может воспользоваться налоговым вычетом. Максимальная сумма вычета при продаже жилых домов, квартир, комнат составляет 1 млн руб., а при продаже гаражей и нежилых помещений — 250 тыс. руб. Налогооблагаемую базу можно уменьшить на указанные суммы вычета, а не вернуть назад 1 млн руб. и 250 тыс. руб. соответственно. Подробнее о вычетах читайте в материале «Три налоговых вычета: как сэкономить при покупке и продаже жилья».
Когда самозанятый может воспользоваться вычетом
Есть случаи, когда самозанятый имеет право на оформление налогового вычета. Для этого он должен иметь доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13% (кроме дивидендов), отметил адвокат адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский. Это может быть официальная зарплата (работодатель удерживает НДФЛ), оплата по договору ГПХ или сдача недвижимости в аренду (если собственник сдают квартиру официально и уплачивает 13%-ный налог).
«Например, если самозанятый оказывает услуги курьера и еще официально работает по трудовому договору или сдает квартиру в аренду и платит в казну с этих доходов 13%, он вправе оформить налоговый вычет», — привел примеры Дмитрий Венгерский.
Право на вычеты в данном случае у него не как у самозанятого, а как у физического лица — плательщика НДФЛ. Доход же от самозанятости значения не имеет и не учитывается в расчете для вычета, так как это другой̆ режим налогообложения, не связанный с НДФЛ.
Например, самозанятый работает по найму и имеет доход, облагаемый НДФЛ. Он оформил ипотеку. В данном случае он имеет право подать по итогам года налоговую декларацию, где отразит этот доход и заявит о праве на вычеты по ипотеке и процентам на ипотеку, приложив копии подтверждающих документов: договор ипотеки, договор купли-продажи, справку из банка о внесении платежей и размера выплаченных процентов.
Также самозанятый может единожды воспользоваться вычетом в размере 10 тыс. руб. Эта сумма направляется на уплату налога. После ее израсходования налог уплачивается в полном объеме, дополнительных вычетов не предоставляется. Использовать этот вычет в других целях, кроме уменьшения налога, нельзя, подытожила Елизавета Селезнева.
В каких случаях самозанятые могут получить налоговые вычеты
Дмитрий Венгерский, адвокат адвокатского бюро Asterisk:
— Самозанятые могут получить любые налоговые вычеты, предусмотренные Налоговым кодексом (в том числе имущественный вычет за приобретение жилья / новое строительство (до 260 тыс. руб.) и за проценты, уплаченные по ипотечному кредиту (до 390 тыс. руб. руб.). Для этого нужно соответствовать двум критериям:
Оформить налоговый вычет можно двумя способами:
Какие налоги платят самозанятые в 2021 году
Самозанятый режим действует в России с 2019 года. Однако до сих пор у граждан существует масса вопросов и заблуждений относительно самозанятости. Какие налоги платит самозанятый, входит ли эта деятельность в трудовой стаж, оплатят ли гражданину больничный и, наконец, как зарегистрировать такой статус, расскажет Bankiros.ru.
Что представляет собой налог на профессиональный доход
Налог на профессиональный доход – относительно новый специальный режим для самозанятых лиц. Такой налог не является дополнительным сбором – это полноценный налоговый режим. Физлица и ИП, которые перешли на самозанятость, могут платить с доходов налог в 4 или 6%. Это помогает вести не теневой бизнес и не получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
Кому подходит самозанятый режим
Новый режим доступен физлицам и ИП, которые соблюдают следующие условия:
По закону о самозанятых такие лица могут заниматься следующей деятельностью:
Какие налоги нужно платить самозанятым
Самозанятые платят налог на профессиональный доход. Ставка по нему зависит от того, кто оплачивает услуги. Если поступления были от физлица, то ставка по ним – 4%, если от ИП или юрлица, то ставка будет 6%.
Самозанятый может работать с любой категорией заказчиков, просто ставка по налогу будет разной. Если дохода от самозанятости у вас нет, то платить вам ничего не нужно.
Какие платежи заменяет «самозанятый налог»
Налоговый режим для самозанятых имеет свои особенности:
Какие взносы платит самозанятый
Самозанятый не обязан платить никаких взносов. Но при этом такая деятельность не входит в трудовой стаж. Гражданин не может рассчитывать на оплату своего больничного или декретного отпуска. Однако самозанятый может позаботится о своей страховой пенсии и перечислять добровольные взносы в ПФР.
С какого дохода самозанятый должен платить налог
Налог на профессиональный доход следует платить только с тех денег, которые клиент заплатил вам за работу. Платить нужно только с тех операций, которые вы задекларируете самостоятельно. По умолчанию деньги списывать никто не будет.
Налог на профессиональный доход по ставке 4 или 6% можно платить до тех пор, пока ваши доходы не превысят 2,4 млн рублей. Для доходов выше придется уплачивать налог по обычной ставке в 13% для физлиц.
Налоги от продажи недвижимости, авто, другого имущества и ценных бумаг уплачиваются как обычно. Для таких статей доходов самозанятость не применяется.
Как самозанятому платить налоги, если он получает оплату наличными
Доходы наличными тоже необходимо задекларировать. Для этого есть два варианта. Вы можете внести эти наличные на карту и отметить их как доход в личном кабинете. Вы также можете оставить наличные себе, но в личном кабинете отметить их как доход.
Как самозанятому уведомить налоговую о профессиональном доходе
Когда вы отмечаете доход, ФНС пришлет вам квитанцию, которую необходимо сразу передать вашему заказчику. Чек важно передать клиенту не позднее девятого числа следующего месяца. Иначе самозанятому грозит штраф в 20% от суммы расчета при первом нарушении и в 100% при повторном нарушении.
Как зарегистрировать самозанятость
Чтобы использовать такой режим, необходимо зарегистрировать самозанятость. Без этого применить режим не получится.
Как стать самозанятым
И сэкономить на налогах
Самозанятый — это человек, который работает сам на себя без наемных работников.
Когда говорят о самозанятых, то обычно подразумевают людей, которые применяют экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» — НПД.
Но бывают и другие самозанятые: репетиторы, няни, сиделки, помощники по дому. До 2020 года они не платили налог с доходов, но теперь налоговые каникулы закончились. В результате эта категория самозанятых стала уменьшаться: одни перешли на НПД, другие — «в тень», а те, что остались — отдают со своих доходов 13% НДФЛ.
Расскажу про плательщиков налога на профессиональный доход: выгодна ли такая самозанятость, кто может перейти на новый налоговый режим и как это сделать.
Как выйти из тени
Кто такие самозанятые
Самозанятым может стать физлицо или индивидуальный предприниматель, если встанет на налоговый учет и будет платить налог на профессиональный доход.
Закон о самозанятых. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД». Документ подробно расписывает, кто и как может стать самозанятым, какие есть ограничения и правила.
Регионы проведения эксперимента. Новый налоговой режим — это эксперимент, и он действует не по всей стране. В 2019 году самозанятыми могли стать люди только из четырех регионов — Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан.
С 1 января 2020 года к эксперименту подключились еще 19 регионов: Санкт-Петербург, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Башкортостан.
С 1 июля 2020 года все остальные регионы страны ввели режим НПД на своей территории — теперь самозанятым может стать любой гражданин России, а также граждане стран-членов Евразийского экономического союза.
Отличия от ИП. Самозанятым работать проще: легче зарегистрироваться, нет налоговой отчетности, не нужна контрольно-кассовая техника (ККТ).
Индивидуальный предприниматель тоже может перейти на режим НПД. Тогда он станет обычным самозанятым — никаких отличий не будет. Для этого даже необязательно закрывать ИП — подробнее о таком переходе расскажем дальше.
Разница между ИП и самозанятым
Отличия от патентной системы. Режим НПД не привязан к конкретной деятельности. Например, самозанятый юрист сдает свою квартиру: он платит налог на профессиональный доход с денег, которые получает и от клиентов, и от квартиросъемщиков. Так можно.
А вот патент приобретается под конкретную деятельность. Не получится купить патент на разработку компьютерных программ, и пользоваться им, чтобы работать парикмахером.
Другое важное отличие: если зарегистрироваться как самозанятый в одном регионе, то можно работать с клиентами по всей стране. А с патентом так не получится: он действует только в том регионе, где выдан.
Допустим, предприниматель получил патент в Ростовской области, чтобы заниматься ремонтом квартир. Но у него появился клиент из Москвы. Работать с ним по ростовскому патенту нельзя — нужно докупить московский. Либо придется совмещать патентную систему с какой-то другой и отдельно платить налоги от доходов из другого региона.
Есть и другие отличия — вот полный список.
Разница между патентной системой и НПД
Патентная система налогообложения | Режим НПД | |
---|---|---|
Можно ли совмещать режим с другими | Можно | Нет |
Виды деятельности | Ограниченный перечень разрешенной деятельности. Один патент — один вид деятельности | Любая, кроме запрещенной. Один статус на все виды деятельности |
Срок действия | 1—12 месяцев | Бессрочно |
Налоговая ставка | 6% с возможного дохода | 4—6% с реального дохода |
Ограничение по доходу в год | 60 млн рублей | 2,4 млн рублей |
Работники | До 15 человек | Нельзя нанимать |
Налоговый учет | Книга учета доходов ИП | Нет |
Налоговые декларации | Нет | Нет |
Как работает самозанятость
Со своих профессиональных доходов самозанятый платит только НПД, а не НДФЛ. Если индивидуальный предприниматель перешел в ряды самозанятых, он освобождается от страховых взносов и налогов, которые пришлось бы отдавать на других режимах.
НПД нужно платить только за те месяцы, когда был доход: если самозанятый ничего не заработал — нет и налога.
Налоговая ставка зависит от того, кто заплатил самозанятому:
Налоговые ставки действуют до конца 2028 года, когда закончится эксперимент. На все это время они зафиксированы — государство не вправе их повышать.
Налоговый вычет. Государство дает самозанятым специальный бонус — вычет, который снижает налоговую ставку. С учетом вычета ставка по платежам от физлиц — 3%, от юрлиц и ИП — 4%.
Бонус будет действовать, пока самозанятый не сэкономит 10 000 Р на налоге. После этого ставки навсегда вернутся к стандартному размеру — вычет дается только один раз.
Чтобы получить вычет, не нужны никакие заявления. Налоговая знает, что самозанятому положен бонус, — она сама его применит и все рассчитает.
Как самозанятый взаимодействует с налоговой. Плательщикам НПД не нужно лично посещать налоговую инспекцию. Зарегистрироваться, принимать оплаты, получать уведомления и справки, платить налоги — все это можно делать дистанционно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете плательщика НПД. Обратите внимание: в обычном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС таких функций нет, поэтому нужно зайти именно в специальный сервис для самозанятых.
Налоговая база и период. Налоговая база для НПД — это весь доход, который получает самозанятый от профессиональной деятельности.
При этом самозанятый должен фиксировать, сколько денег он получил от физлиц, а сколько — от организаций и предпринимателей. Это важно для налогового учета, ведь ставка налогообложения у этих доходов разная и смешивать их нельзя.
Налоговый период для НПД — это промежуток времени, по окончании которого налоговая инспекция определяет, сколько заработал самозанятый, и рассчитывает налог. Налоговый период длится календарный месяц — январь, февраль, март и так далее.
Для первого и последнего месяца самозанятости есть свои правила. Первый налоговый период длится со дня постановки на учет до конца следующего месяца. А последний — от начала месяца до дня снятия с учета.
Если самозанятый получил свой статус и прекратил его в том же месяце, налоговым периодом будет время, пока он был плательщиком НПД.
Например, Иван встал на учет как самозанятый 15 января. Первый раз он заплатил налог в марте — за половину января и весь февраль. Это его первый налоговый период. Свой статус Иван прекратил 10 мая того же года. Его последний налоговый период — с 1 по 10 мая.
Если бы Иван стал самозанятым 15 января, а прекратил статус 25 января, его налоговым периодом было бы время с 15 по 25 января.
Самозанятому не нужно ничего вычислять самому: налоговая сама все посчитает и пришлет уведомление с суммой, которую нужно заплатить. Уведомление приходит до 12 числа месяца, который следует за истекшим месяцем. Заплатить налог нужно до 25 числа того же месяца.
Иван зарегистрировался в январе, поэтому получит первое уведомление от налоговой до 12 марта. До 25 марта он должен уплатить НПД за часть января и февраль. Следующее уведомление придет ему до 12 апреля, а налог за март он заплатит до 25 апреля.
Держать сроки в памяти необязательно: в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого можно настроить автоплатеж с банковской карты. Тогда до 25 числа банк по запросу налоговой будет сам переводить деньги.
Страховые взносы. Важное преимущество самозанятости — не надо платить страховые взносы.
Если ИП перешел в самозанятые, он тоже не платит взносы за время, пока применяет режим НПД. А вот за период до самозанятости и после нее — платить нужно.
Например, предприниматель зарегистрировался как самозанятый 1 апреля, а потом передумал и отказался от этого статуса с 1 декабря. Тогда до 31 декабря этого же года он должен заплатить фиксированную часть взносов за январь, февраль, март и декабрь — те месяцы, когда не был самозанятым.
А процентную часть взносов — 1% от доходов свыше 300 000 Р — надо отдать до 1 июля следующего года. Причем в расчет пойдут все доходы предпринимателя за год — даже за тот период, когда он был самозанятым.
А вот с медицинским страхованием ситуация иная: часть налога на профессиональный доход автоматически уходит на обязательное медицинское страхование. Поэтому самозанятый не платит отдельные взносы, но у него есть полис ОМС и право на бесплатную медицинскую помощь.
Налоговые каникулы. Раньше зарегистрированные в налоговой репетиторы, няни, сиделки и помощники по дому не платили НДФЛ, но с 2020 года льгота закончилась. А у другой категории самозанятых — плательщиков НПД — налоговых каникул никогда и не было.
Работа с ИП и организациями. Самозанятым выгоднее принимать деньги от физлиц, чем от организаций или предпринимателей, — ставка ниже. В остальном для них нет разницы, с кем работать.
Но для самих ИП и юрлиц разница есть. Если они платят деньги обычному физлицу по трудовому или гражданско-правовому договору, то должны удерживать и перечислять в налоговую НДФЛ — 13% от его доходов. А еще — платить за него страховые взносы, причем из своего кармана. Это сложно, дорого и неудобно.
А самозанятый сам платит за себя налог, и взносов у него нет. Компания может просто выдать ему деньги, получить чек и ни о чем больше не беспокоиться. Мы уже рассказывали, как самозанятому работать с организациями, — почитайте на досуге.
Можно ли получать справки для льгот. Самозанятому доступны два вида справок:
Эти документы нужны в разных ситуациях. Например, справку о постановке на учет часто запрашивают юрлица и ИП, с которыми работает самозанятый. Им же важно как-то убедиться, что человек действительно самозанятый и за него не надо платить страховые взносы и перечислять НДФЛ. Для проверки можно воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой, но многим компаниям все равно спокойнее, когда есть справка.
Справка о состоянии расчетов пригодится, чтобы получить льготы, которые зависят от суммы общего дохода. Например, субсидии на оплату услуг ЖКХ или статус малоимущего. Точно такую же справку запросит банк, если самозанятый обратится за кредитом.
Справки для самозанятых формируются в электронном виде через приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС. Они подписаны электронной подписью ФНС и обладают такой же юридической силой, как и обычные бумажные справки.
Куда пойдут деньги от уплаты налога. Большая часть налога на профессиональный доход — 63% — идет в бюджет того региона, где самозанятый встал на учет. Оставшаяся часть — 37% — уходит в фонд обязательного медицинского страхования.
Прием платежей для самозанятых
Плательщики НПД не используют контрольно-кассовую технику, на них не распространяется закон № 54 «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ».
Прием платежей для них упрощен и выглядит так:
Как передать чек. Это нужно сделать в момент расчета: клиент платит наличными либо переводит деньги на карту или электронный кошелек, а потом сразу получает чек.
Бывает, что самозанятый получает деньги через посредника. Например, плательщик НПД решил принимать платежи на своем сайте. Это можно сделать только через посредника, который снимает деньги с банковской карты клиента и переводит на счет самозанятому — за вычетом своей комиссии. В таких случаях можно не спешить с чеком: его надо предоставить до 9 числа следующего месяца.
Передать чек можно несколькими способами:
Самозанятый сам решает, какой чек выдать — электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать еще и бумажный чек, если уже получил электронный.
Удалить платеж можно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать причину из списка. Их две: «Чек сформирован ошибочно» — если ошиблись в расчетах, и «Возврат средств», если вернули деньги клиенту.
Налоговая аннулирует чек, пересчитает сумму дохода и налог с него. Результат сразу же отобразится в личном кабинете.
Кто может перейти на спецрежим
Для самозанятых есть ограничения по видам деятельности и по доходу. Кроме того, у них не должно быть наемных работников, а вот сами они могут работать по трудовому договору — об этом дальше.
Стать самозанятым можно с 14 лет. Но чтобы регистрироваться до совершеннолетия, понадобится письменное согласие родителей. Если родители против, то есть другие варианты: вступить в брак или получить эмансипацию.
Перейти на режим НПД могут россияне и граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — стран, которые входят в Евразийский экономический союз.
Ограничения по видам деятельности. Самозанятый не вправе заниматься деятельностью, для которой нужен статус ИП или юрлица. Например, он не может быть частным охранником или детективом.
Есть еще несколько видов деятельности, которые запрещены для самозанятых:
Не могут быть самозанятыми и частные курьеры, которые развозят чужие товары и принимают за них оплату. Но для них есть исключение: применять режим НПД можно, если продавец предоставит им свою кассовую технику, чтобы принимать платежи.
Например, Петя решил устроиться курьером, но работать в штате он не желает, а хочет быть самозанятым. Петя приходит в пиццерию и предлагает: а давайте я буду развозить вашу пиццу, принимать деньги от клиентов и передавать вам за вычетом своего вознаграждения. Если пиццерия выдаст ему кассовый аппарат для приема платежей — так можно.
Остальная деятельность разрешена. Например, фотограф, программист, дизайнер, бухгалтер, переводчик, строитель, маркетолог — все они могут встать на налоговый учет и платить НПД. Самозанятым не запрещено оказывать косметические услуги и продавать торты собственного производства. А вот покупать чужие торты и перепродавать — уже нельзя.
Ограничение по сумме дохода — 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: самозанятый может получить в январе 30 тысяч, в феврале — ничего не заработать, а в марте — миллион.
Как только доход за календарный год превысит 2,4 млн рублей, плательщик НПД потеряет свой статус. Если бывший самозанятый — обычное физлицо, он будет отдавать со своих последующих доходов 13% НДФЛ. Если же он индивидуальный предприниматель, то его по умолчанию переведут на общую систему налогообложения (ОСНО). Чтобы не допустить этого, ИП должен в течение 20 дней после потери статуса подать заявление в налоговую по месту жительства о переходе на спецрежим.
А в следующем году можно снова стать самозанятым.
Ограничения по видам доходов. Не со всех доходов разрешено платить НПД — есть ограничения. Под этот налоговый режим не попадают доходы от:
Если клиент рассчитается с самозанятым не деньгами, а как-то еще, например отдаст за работу мешок овощей с фермы, то это доход в натуральной форме. И он тоже не попадает под налоговый режим НДП.
Может ли ИП быть самозанятым. Может, но совмещать НПД с другими налоговыми режимами запрещено — мы писали об этом. Если предприниматель на УСН, ЕСХН или ЕНВД хочет стать самозанятым, он должен отказаться от своего спецрежима и перейти на НПД. А если ИП находился на общей системе налогообложения, то заявление об отказе не нужно.
Индивидуальный предприниматель должен уведомить налоговую, что прекращает использовать спецрежим в течение месяца со дня регистрации в качестве плательщика НПД. Если этого не сделать, то налоговая аннулирует статус самозанятого.
Можно ли совмещать самозанятость с основной работой. Закон не запрещает самозанятому работать по найму. В таком случае налог с зарплаты — НДФЛ — будет удерживать работодатель, а вот налог с других доходов самозанятый будет платить сам.
Например, не запрещено получать зарплату как наемный сотрудник и деньги от своих клиентов как самозанятый.
Можно ли госслужащим быть самозанятыми. Можно, но только для одного вида деятельности — сдачи в аренду жилых помещений.
Может ли пенсионер стать самозанятым, но получать льготы и компенсации. Может — самозанятые пенсионеры не платят за себя страховые взносы и считаются неработающими. Они сохраняют право на индексацию пенсии, компенсации и льготы. Подробнее читайте в нашей статье «Самозанятых пенсионеров признали неработающими».
Нужно ли регистрироваться тем, кто оказывает разовую помощь. Не обязательно, но следует помнить: физические лица почти с любого дохода платят НДФЛ. Это касается и тех случаев, когда человек кому-то помог, а ему за это заплатили.
Если автомеханик починит машину приятелю, а тот в благодарность ему скажет «спасибо», то налога не будет. А вот если автомеханик возьмет деньги за свои услуги, то он должен заплатить налог с дохода.
Можно не регистрироваться как самозанятый, но тогда придется подавать декларацию о доходах 3-НДФЛ и делать отчисления — 13% от заработанной суммы. Более выгодный вариант: получить статус плательщика НПД и отдавать всего 4% или 6%, а с учетом вычета — еще меньше. Регистрация ни к чему не обязывает: если помощь была разовой, а сейчас доходов нет, то не нужно ничего платить и отчитываться перед налоговой.
Как оформить самозанятость
Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.
Куда обращаться. Идти в налоговую не нужно, заявление подается через интернет. Есть 3 способа отправить заявление:
Что нужно для оформления. Все зависит от того, какой способ регистрации вы выбрали. Если подаете заявление через мобильное приложение «Мой налог», то надо:
Регистрация статуса
Мы уже рассказывали, как зарегистрироваться через приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика. Там все просто.
Без ИП. Нет никакой разницы между регистрацией обычного человека и индивидуального предпринимателя.
Через МФЦ. Многофункциональные центры пока не оформляют самозанятость. В МФЦ можно получить только консультацию по регистрации или работе приложения.
Через госуслуги зарегистрироваться нельзя. Но с помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг можно быстро зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или в кабинете самозанятого.
Принцип простой: достаточно авторизоваться через сайт госуслуг, и вы сразу же станете плательщиком НПД. Это удобно и быстро: вводить данные вручную не придется — налоговая автоматически получит всю необходимую информацию.
Проверка заявления. Налоговая проверяет информацию до 6 дней — отсчет начинается со следующего дня после подачи заявления.
Если налоговики найдут явные ошибки и противоречия, то откажут уже в день обращения. Например, отказ придет сразу, если заявитель ранее уже был плательщиком НПД и у него остались штрафы и долги по налогам.
В случае отказа налоговая пришлет уведомление с объяснением, что именно ей не понравилось. Такое уведомление поступит через приложение «Мой налог», личный кабинет самозанятого или банк — смотря как подавалось заявление.
Так что после регистрации нужно отслеживать свой статус в течение 6 дней, хотя принимать оплаты и формировать чеки можно сразу.