какие вывески не нужно согласовывать
Повесить вывеску
Про режимные таблички
Начнем с того, что у любых, даже самых маленьких магазинчиков, есть вывески, потому что это нужно по закону «О защите прав потребителей». Речь идет не о большой вывеске с названием, а о так называемой режимной табличке с информацией, которую нужно донести до потребителя. Такая табличка-вывеска нужна обязательно независимо от того, ИП вы или юрлицо.
На ней закон требует указать:
Согласовывать режимные таблички не нужно, но нужно соблюсти требования местных властей, которые касаются их расположения и размера.
Заметная вывеска с названием на фасаде, как и режимная табличка, относится к информационным вывескам (их еще называют информационными конструкциями). Но если табличка отвечает за юридически значимую информацию, то такая вывеска больше нужна самому бизнесу, чтобы покупатель не прошел мимо.
Режимная табличка — небольшая информационная вывеска, где указаны сведения об организации и ее графике работы.
Заметная вывеска на фасаде здания с названием — тоже информационная вывеска. Например, салон «Пикассо», «Продукты 24 часа», «Курсы итальянского».
Еще есть рекламная конструкция — она может быть в виде наружной вывески, баннера, щита — которая привлекает внимание потребителей и продвигает заведение, его услуги и товары. На рекламную конструкцию распространяются требования федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ. О разнице между информационной конструкцией и рекламной будет ниже.
Про требования к виду вывесок
В Москве и Брянске согласовывать вывески нужно не во всех случаях, достаточно чтобы они соответствовали стандартам по их размещению (причем в Брянске — только на крупных улицах), а в Краснодаре и Владивостоке они подлежат обязательному согласованию на основе дизайн-проекта.
Требования к внешнему виду информационных конструкций в каждом регионе свои. В постановлении правительства Москвы 902-ПП говорится, что вывески могут состоять из информационного поля (текста) и декоративно-художественных элементов, что на внешних стенах зданий запрещено в числе прочего располагать буквы в вертикальном порядке, устанавливать вывески выше линии второго этажа, на архитектурных деталях (вроде колонн и лепнины) и частично перекрывать окна и двери.
Там же можно найти информацию о том, какого размера может быть вывеска на фасаде: это зависит в том числе от того, жилое здание или нет, сколько в нем этажей и от вида вывески. Например, для стандартных жилых и нежилых зданий вывеска над входом должна быть не больше полуметра в высоту, не больше 70% от длины фасада помещения, которое занимает компания, при этом не длиннее 15 м.
Еще там сказано, что в обязательно надо согласовывать вывески на торговых или развлекательных центрах, кинотеатрах театрах, цирках и автозаправочных станциях.
Отдельный разговор — исторические здания и культурные объекты и центр города. Тут почти наверняка потребуется согласование с органом, который занимается политикой в области культурного наследия в вашем регионе. Правила для размещения таких вывесок будут строже.
Еще вывески нужно регулярно чистить и вовремя чинить.
Найти документы для своего региона можно, загуглив что-то вроде «размещение информационных конструкций брянск закон».
Про рекламу и информацию
Помимо информационных конструкций (вывесок), есть конструкции рекламные. Если вывеска не информационная, а рекламная, ее нужно согласовывать (в столице — с Департаментом рекламы и СМИ города Москвы) и к ней предъявляют свои требования по закону «О рекламе». В Москве рекламные конструкции на стенах зданий (кроме медиафасадов) вообще не входят в перечень разрешенных.
Различие между информацией и рекламой заложено в названии — информационная вывеска нужна, чтобы сообщить покупателю о том, что тут находится такое-то заведение. Рекламная вывеска привлекает внимание и продвигает компанию, товары и услуги, например, рассказывая о преимуществах и скидках. Еще информационная вывеска должна находиться в непосредственной близости от заведения, а рекламные конструкции — это те же щиты и баннеры, которые мы видим по всему городу.
В свое время Федеральная антимонопольная служба написала подробное письмо с разбором примеров, что считать вывеской, а что — рекламой.
А вот что сочтут незаконной рекламой, если вы разместите самовольно в виде вывесок:
Помимо содержания, важно, где вы размещаете вывеску. В том же письме ФАС говорится, что если организация занимает все здание и установит вывеску на крыше, то это будет информационная конструкция, а если она занимает часть здания, но привлекает внимание вывеской на весь фасад — это рекламная конструкция.
Возможно, ваша незаконная вывеска-реклама «Новый телефон взамен старого» или «Только сегодня успейте купить наши булки!» и провисит долгое время, особенно, если на нее никто не пожалуется, но случиться может всякое, и тогда с вами как с нарушителем будет разбираться суд.
Важно, что речь идет о рекламных конструкциях, а не рекламе вообще, то есть стендах, щитах и прочих форматах, для размещения которых требуется крепление и про которые говорится в 19-й статье закона о рекламе — «О наружной рекламе и рекламных конструкциях». Поэтому вы безо всяких согласований можете разместить рекламу у себя в витрине или окне, важно соблюсти нормы закона о рекламе (не обещать невозможное и не писать, что ваш товар «самый лучший»), если в вашем регионе закон не регулирует это дополнительно.
Нужно ли согласовывать вывеску при наличии информационной таблички?
При наличии у входа в магазин информационной таблички с данными о продавце и режиме работы размещение над входом вывески следует согласовать с органами власти.
По Закону о защите прав потребителей каждая торговая точка должна разместить у входа сведения о юридическом лице, режиме работы, адресе магазина. Соответственно, вывеска с такой информацией рекламой не является, получать для ее установки какие-либо разрешения не требуется. Однако если вывеска над входом в магазин размещается в дополнение к уже имеющейся информационной табличке, то вывеску придется согласовать. На это обратил внимание Верховный Суд РФ по итогам рассмотрения следующего дела.
Предприятие разместило на фасаде здания информационную вывеску длиной 5 метров и шириной 40 см. При этом вывеска была выполнена в ярких цветах и содержала название торговой точки. Местные власти посчитали, что эта вывеска является рекламой и потребовали ее демонтировать. Организация же настаивала, что ни о какой рекламе речи не идет, а вывеска носит чисто информационный характер и нужна для выполнения требований Закона о защите прав потребителей.
Но судьи владельца конструкции не поддержали, указав, что все сведения, которые упомянутый закон требует довести до покупателей, уже и так размещены организацией на информационной табличке у входа. Значит, большая и красочная вывеска имеет другую цель – привлечение покупателей, то есть является рекламой и требует согласования.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2020 № 308-ЭС20-9468 по делу № А53-11441/2019
Как самозанятому оформить вывеску?
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Одним из главных условий для отнесения информации к рекламе является то, что в информации должен содержаться объект (товар, услуга) на привлечение внимания, к которому направлена информация.
Таким образом, размещение вами «бегущей строки» с перечислением услуг будет являться рекламой.
В то же время согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» действие закона не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. А так как согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске, то размещение вывески на двери с указанием графика работы и телефонов не будет относиться к рекламе.
Что касается необходимости согласования размещения рекламыь, то согласно ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.
Вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления и уточнить, необходимо или нет согласование.
Вопросы и ответы
Необходимо ли согласовывать дизайн-проект размещения вывески, если вывеска размещена в соответствии с Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве?
В каких случаях требуется разработка дизайн-проекта и его согласование?
Каким документом регламентируется порядок оказания услуги по согласованию дизайн-проекта размещения вывески?
Где можно ознакомиться с образцом оформления дизайн-проекта?
Как можно получить результат оказания услуги по согласованию дизайн-проекта размещения вывески?
Результат оказания услуги по согласованию дизайн-проекта размещения вывески доступен для получения:
1. В форме электронного документа на в личном кабинете на mos.ru.
2. В случае указания в запросе о необходимости получения результата предоставления государственной услуги на бумажном носителе электронный образ документа, содержащего Уведомление о согласовании дизайн-проекта размещения вывески или решение об отказе в предоставлении государственной услуги, можно получить при личном обращении в службу «Одного окна» и приема граждан Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы по адресу: г. Москва, Триумфальная пл., д. 1 (проезд до станции метро «Маяковская», выход из последнего вагона из Центра к Концертному залу им. П.И. Чайковского), 1 этаж здания Москомархитектуры, отдельный вход.
Важно! Прием граждан и выдача результатов предоставления государственных услуг и услуг Москомархитектуры на бумажном носителе при личном обращении в службу «Одного окна» временно прекращен в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ).
Можно ли подать заявление на услугу по согласованию дизайн-проекта размещения вывески другими способами, кроме mos.ru?
Может ли услуга по согласованию дизайн-проекта размещения вывески предоставляться физическому лицу?
Предоставление государственной услуги физическим лицам не предусмотрено.
В качестве заявителей могут выступать юридические лица или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являющиеся правообладателем либо одним из правообладателей здания, строения, сооружения или помещения, на внешних поверхностях которых предусматривается размещение вывески.
Здесь вы найдете ответы на самые часто задаваемые вопросы
Для того чтобы быстро найти ответ на интересующий вас вопрос, воспользуйтесь интерактивным поиском. Если вы не нашли ответ на свой вопрос воспользуйтесь формой обратной связи
Новые правила размещения информационных вывесок на улицах Москвы
Столичные власти разработали новые правила размещения информационных конструкций и вывесок на зданиях. Они были утверждены постановлением правительства Москвы 25 декабря 2013 года. 4 этап Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы утвержден приказом МКА от 31.05.2017 № 2206.
Новые правила определяют типы конструкций, допускаемые к установке, максимальные их размеры, а также требования к местам их размещения. Если владельцы предприятия согласны поменять свою вывеску на типовую, то никаких дополнительных согласований в городских структурах им получать не нужно. Сейчас, к примеру, для этого требуются: справка БТИ, документы, подтверждающие права на помещения, техническое заключение о безопасности конструкции и другое.
Новые правила достаточно подробно излагают, какие конструкции, какого размера и каким образом можно размещать. Неотъемлемой частью документа является графическое приложение, в котором есть специально разработанная инструкция, которая наглядно показывает, как и какие именно конструкции могут быть размещены.
Так, в инструкции указано, например, что текстовая часть вывески не может быть длиннее десяти метров и выше полуметра, а изображение бренда в ширину и высоту не может превышать 0,75 метра. Выносные информационные конструкции не могут выступать от фасада здания более чем на метр и не могут быть расположены менее чем 2,5 метра над землей.
Предприниматели, идеи которых выходят за типовые требования, должны представить дизайн-проект вывески в Москомархитектуру. На рассмотрение уйдет 15 дней. После этого будет вынесен вердикт. При этом новые правила не выдвигают избыточные требования к информационным конструкциям, менять устоявшиеся бренды они не будут.
Тем не менее на главных городских улицах требования к вывескам будут жестче, чем в целом по городу. Предпринимателям придется не только соблюдать все правила, но и следовать архитектурно-художественным концепциям, которые собирается разработать Москомархитектура. К таким улицам отнесены все вылетные магистрали, Садовое и Бульварное кольцо, а также те улицы в центре города, где находится много исторических зданий.
Введение новых правил осуществляется в четыре этапа
Улицы четвертого этапа
СЗАО
ЗелАО
Троицк
Московский
Щербинка
ЮЗАО
СВАО
ЮВАО
Коммунарка
Графическое приложение к Правилам размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве
Информационные конструкции, указанные в пункте 3.5.1 настоящих Правил, могут быть размещены в виде комплекса идентичных взаимосвязанных элементов одной информационной конструкции, указанных в пункте 16 настоящих Правил (пункт 13 Правил).
Вывески могут состоять из следующих элементов:
Высота декоративно-художественных элементов не должна превышать высоту текстовой части вывески более чем в полтора раза (пункт 16 Правил).
Организации, индивидуальные предприниматели осуществляют размещение информационных конструкций на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, исключительно в пределах площади внешних поверхностей объекта, соответствующей физическим размерам занимаемых данными организациями, индивидуальными предпринимателями помещений (пункт 14 Правил).
При размещении на одном фасаде объекта одновременно вывесок нескольких организаций, индивидуальных предпринимателей указанные вывески размещаются в один высотный ряд на единой горизонтальной линии (на одном уровне, высоте) (пункт 15 Правил).
В случае если помещения располагаются в подвальных или цокольных этажах объектов и отсутствует возможность размещения информационных конструкций (вывесок) в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта, вывески могут быть размещены над окнами подвального или цокольного этажа, но не ниже 0,60 м от уровня земли до нижнего края настенной конструкции. При этом вывеска не должна выступать от плоскости фасада более чем на 0,10 м (пункт 18.1 Правил).
Максимальный размер настенных конструкций, размещаемых организациями, индивидуальными предпринимателями на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, не должен превышать:
При размещении настенной конструкции в пределах 70 процентов от длины фасада в виде комплекса идентичных взаимосвязанных элементов (информационное поле (текстовая часть) и декоративно-художественные элементы) максимальный размер каждого из указанных элементов не может превышать 10 м в длину (пункт 18.2 Правил).
Максимальный размер информационных конструкций, содержащих сведения об ассортименте блюд, напитков и иных продуктов питания, предлагаемых при предоставлении ими указанных услуг, в том числе с указанием их массы/объема и цены (меню), не должен превышать:
При наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция размещается исключительно на фризе, на всю высоту фриза (пункт 18.3 Правил).
При наличии на фасаде объекта козырька настенная конструкция может быть размещена на фризе козырька, строго в габаритах указанного фриза.
Запрещается размещение настенной конструкции непосредственно на конструкции козырька (пункт 18.3 Правил).
Информационное поле настенных конструкций, размещаемых на фасадах объектов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия либо объектами, построенными до 1952 года включительно, должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов и т.д.) без использования непрозрачной основы для их крепления (пункт 18.4 Правил).
Расстояние между консольными конструкциями не может быть менее 10 м (пункт 19.1 Правил).
Расстояние от уровня земли до нижнего края консольной конструкции должно быть не менее 2,50 м (пункт 19.1 Правил).
При наличии на фасаде объекта настенных конструкций консольные конструкции располагаются с ними на единой горизонтальной оси (пункт 19.4 Правил).
Витринные конструкции размещаются в витрине, на внешней и/или с внутренней стороны остекления витрины объектов.
При размещении вывески в витрине (с ее внутренней стороны) расстояние от остекления витрины до витринной конструкции должно составлять не менее 0,15 м (пункт 20.4 Правил).
Информационные конструкции (вывески), размещенные на внешней стороне витрины, не должны выходить за плоскость фасада объекта (пункт 20.2 Правил).
Непосредственно на остеклении витрины допускается размещение информационной конструкции (вывески), предусмотренной пунктом 3.5.1 настоящих Правил, в виде отдельных букв и декоративных элементов. При этом максимальный размер букв вывески, размещаемой на остеклении витрины, не должен превышать в высоту 0,15 м (пункт 20.3 Правил).
На крыше одного объекта может быть размещена только одна информационная конструкция (пункт 21.1 Правил).
Конструкция вывесок, допускаемых к размещению на крышах зданий, строений, сооружений, представляют собой объемные символы, которые могут быть оборудованы исключительно внутренним подсветом (пункт 21.4 Правил).
Длина вывесок, устанавливаемых на крыше объекта, не может превышать половину длины фасада, по отношению к которому они размещены (пункт 21.6 Правил).
Высота информационных конструкций (вывесок), размещаемых на крышах зданий, строений, сооружений, должна быть (пункт 21.5 Правил):
НЕ БОЛЕЕ 0,80 М ДЛЯ 1-2-ЭТАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
НЕ БОЛЕЕ 1,20 М ДЛЯ 3-5-ЭТАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
НЕ БОЛЕЕ 1,80 М ДЛЯ 6-9-ЭТАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
НЕ БОЛЕЕ 2,20 М ДЛЯ 10-15-ЭТАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
Запрещается размещение информационных конструкций (вывесок) на крышах зданий, строений, сооружений, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, а также объектов, построенных до 1952 года включительно (пункт 21.8 Правил).
Запрещается
НАРУШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВЫВЕСОК (ПУНКТ 10.1 ПРАВИЛ)
РАЗМЕЩЕНИЕ НА КОЗЫРЬКЕ (ПУНКТ 10.1 ПРАВИЛ)
Размещение вывесок в оконных проемах (пункт 10.1 Правил).
Размещение вывесок в границах жилых помещений, в том числе на глухих торцах фасада (пункт 10.1 Правил).
Размещение вывесок на кровлях, лоджиях и балконах (пункт 10.1 Правил).
Размещение вывесок на архитектурных деталях фасадов (пункт 10.1 Правил).
Размещение вывесок возле мемориальных досок (Пункт 10.1 Правил).
Перекрытие указателей наименований улиц и номеров домов (пункт 10.1 Правил)
Окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин, замена остекления витрин световыми коробами (пункт 10.1 Правил).
Размещение консольных вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга (пункт 10.1 Правил).
Размещение вывесок на ограждающих конструкциях сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (пункт 10.1 Правил).