какие выводы для себя сделал васютка
Как повлияло на Васютку его приключение?
Как повлияло на Васютку его приключение становится понятно в конце рассказа Астафьева «Васюткино озеро»
Какие выводы Васютка сделал для себя?
Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!
Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.
(Мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)
Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.
Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.
Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Сочинение о Васютке
Герой — необычный мальчик. Симпатия, которую испытывает и автор к Васютке, читается между строк.
Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.
Этот мальчик — мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.
Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.
Как повлияло на Васютку его приключение из рассказа Васюткино озеро?
Как повлияло на Васютку его приключение и какие выводы он сделал для себя?
Рассказ «Васюткино озеро» написан писателем Виктором Астафьевым.
Однажды Васютка, который вырос в семье рыбака, которая проживала в деревне на окраине тайги, пошел в тайгу и заблудился. Но вспоминая, что ему рассказывали когода-то взрослые, как учили выживать в тайге, в трудных условиях, в сражении с густым и диким лесом Васютка одержал победу.
Оказавшись в беде, пройдя тяжелое испытание тайгой и честью выйдя из него, Васютка получил ценные уроки жизни.
Качества и способности, необходимые для того, чтобы выжить в лесу, изначально присутствовали в Васютке: он многое знал и умел, ходил со взрослыми на рыбный промысел, добывал орехи для рыбаков.
Случившееся происшествие еще больше закалило сильный и мужественный характер мальчика и, конечно же, дало ему право гордиться собой: ведь он не только смог пройти весь трудный путь, но и открыл рыбное место, которое справедливо назвали Васюткино озеро.
То, что мальчик заблудился в тайге, для него стало большой неожиданностью.
Ведь Васютка не раз был в этих местах и хорошо ориентировался на местности. Сначала мальчика охватила паника, но потом он собрался и начал искать реку.
После такого нелегкого приключения Васютка конечно же поменялся, он стал гораздо мужественнее, сильнее. Рыбаки очень им гордился, ведь мальчик не только смог выбраться из тайги, он еще и озеро отыскал, в котором был полным-поло рыбы, а потом сумел найти это озеро и показать рыбакам.
Так что можно сказать, что приключение на Васютку повлияло положительно, он стал взрослее и опытнее.
Рассказ «Васюткино озеро» очень интересный, поучительный.
На примере главного героя, тренадцатилетнего мальчика Васютки автор учит читателя ни когда не сдаваться, в самых сложных и, казалось бы, безвыходных ситуациях находить в себе силы и «идти вперёд». Нужно быть сообразительным и проявлять смекалку.
Конечно, после того, как главный герой оказался на едине с тайгой, он изменился, изменилось его внутреннее сознание. Васютка повзрослел, стал более рассудительным. Мальчик вынес для себя урок, впредь он был внимательнее и осторожнее.
Рассказ очень понравился своим героем, Васюткой. Не возможно остаться равнодушным и не проникнуться к нему симпатией.
Очень поучительный рассказ «Васюткино озеро» от писателя Виктора Астафьева.
В данном рассказе мальчик, которому было всего тринадцать лет, заблудился в лесу. Мальчику удалось спастись и выйти из леса. При этом он вышел оттуда совершенно другим человеком.
Мальчик можно сказать после этого случая стала намного мужественнее, ему удалось прекратить панику и действовать спокойно и логично.
Помимо этого мальчику удалось найти водоем в котором находилось очень много рыба. Этот водоем он показал рыбакам, которые после этого случая стали его уважать.
Так что не стоит впадать в трудных ситуациях в панику, надо действовать спокойно.
Васютка, заблудившись в тайге, перенёс много тягот и были минуты, когда он пересматривал свою жизнь. Он сетовал на себя за то, что не слушал раньше школьную учительницу и теперь с горечью понимал как она была права:
Рыбаки зауважали Васютку за то, что он смог «победить тайгу» и за то, что Васютка показал им новое озеро с большими косяками белой рыбы, благодарные рыбаки назвали озеро Васюткиным именем. Васютка почувствовал себя взрослым и сильным, но гордится своими приключениями он не стал, потому что настоящему сибярику не пристало хвастаться своими подвигами, как учил его отец.
Совсем неожиданно для себя Васютка заблудился в тайге. Его первый испуг показал, Васютка оказался в очень сложной ситуации. Мальчик проявил силу духа как взрослый мужчина. Васютка преодолел первый страх, стал внимательно наблюдать за тайгой. Васютка соблюдал законы тайги, держал свой страх под контролем. Мальчик боялся и мальчик боролся за жизнь. Он был счастлив вернуться домой и был рад, что принес родителям горе от страха, но не горе от потери сына. Васютка возмужал, стал серьезнее относиться к словам взрослых. На Васютку приключения в тайге наложили знание которое сделали мальчика взрослым и ответственным.
История, рассказанная Виктором Астафьевым, про тринадцатилетнего мальчишку, который лето проводил в рыболовецкой бригаде с родителями и заблудился в лесу, показывает что только сильный и мужественный человек может выжить в тайге. Мать, собирая мальчика в тайгу, напомнила ему о правилах и законах опытных таежников, надо брать с собой спички, краюшку хлеба. Это спасло мальчику жизнь.
Заблудившись в тайге Васютка сначала испугался и запаниковал, но потом вспомнил слова отца и деда:
Мальчик устроил ночлег, поджарил на костре пойманного глухаря, ел орехи. Он решил выходить из тайги на север и через несколько дней набрел на проточное озеро, которое вывело его к реке. Мальчик выдержал испытание тайгой, не сдался, не опустил руки и пытался найти выход. Это испытание конечно же закалило мальчика, он повзрослел, да ещё его распирала гордость. Он нашёл и привёл рыбаков к озеру в котором было много ценной рыбы. На районной карте появилось Васюткино озеро.
Васютка хоть и рос не по-детски развитым мальчиком, но все равно заблудившись смог выбраться, даже озеро нашел и привел к нему рыбаков, ведь оно было богато рыбой. Мальчик в свои года стал после своего похода фактически как мужчина. Он помнил все правила выживания в тайге, которые ему объяснили дед с отцом, смог даже добыть себе пищу, устроить ночлег и по ориентирам придти домой. Конечно Васютку нельзя сравнить с современными детьми его возраста. Он был самостоятельным, умным, смекалистым и поэтому выжил не поддавшись панике когда понял, что заблудился. Поход еще больше закалил его «сибирский» характер.
Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Разделы: Литература
Класс: 6
Цели
Задачи
Планируемые результаты
Предметные:
Личностные: Освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные:
Основные понятия Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Межпредметные связи: русский язык, ОБЖ.
Основные учебник.
Формы урока: фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
— Мы сегодня продолжим изучать и анализировать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро». На прошлых уроках мы с вами разбирали сюжет. И поэтому домашним заданием вам было выделить в тексте те несколько дней, которые провел Васютка в тайге. Что же у вас получилось?
II. Введение понятия «Литературный герой» и «Автобиография»
— Можно ли утверждать, что Васютка и писатель в детстве – это одно лицо.?
— Конечно нет. Многое писатель забыл и, став взрослым, восстановил в памяти. Поэтому Васютка – это литературный герой?
(Герой литературного произведения, литературный герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.)
— А если писатель пишет о своей жизни, какое можно дать определение этому произведению?(автобиографическое)
— Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое автобиография и запишите в терадь этот термин.
— Так зачем же любой автор пишет автобиографичесике произведения? (осмыслить наиболее значимые отрезки жизни)
— Как вы думаете, зачем В.П.Астафьев через много лет вернулся к этой истории? Что он хотел осмыслить? (ребята выдвигают различные гипотезы)
III. Создание проблемной ситуации
— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Я помогу вам вопросом: может ли ребенок за пять дней измениться, переосмыслить свое отношение к жизни? ( нужно через обсуждение, путем наводящих вопросов привести ребят к теме урока: Становление характера Васютки из рассказа).
— Да, ребята, сегодня мы путем анализа текста и его исследования по предложенным вопросам должны будем рассмотреть: изменился ли Васютка за эти пять дней? Как изменился? Что помогло ему переосмыслить свои поступки и действия?
— Но для начала давайте рассмотрим, каким мы видим Васютку, отправляющимся в тайгу? ( не хотел брать хлеба, не взял с собой собаку,
Вывод: В начале рассказа мы видим мальчика беззаботным, пытающимся нарушить законы тайги.
IV. Работа в группах
— А теперь вы в группах проанализируете по предложенному плану поведение мельчика, его настроение, какие черты характера проявляются у него в этот день?
Задания для групп индивидуальны, но ….вывод
Вывод: Каким мы видим Васютку в этот день?
1 день:
1) встретил кедровку, хотел выстрелить, бранился для солидности, встретил глухаря, помчался за ним, потерял зарубки, понял, что заблудился; сначала вскрикнул, бросился бежать. Упал. Подумал: «Будь, что будет!». Потом успокоился и стал готовиться к ужину и ночлегу.
3) весело насвистывая шел по тайге, склонность к пространным рассуждениям проявилась, досадно было, что не может долбануть кедровк
Вывод: Васютка в этом отрывке нам видится немного беспечным, радостным, азартным. Но когда понял, что заблудился, ззапаниковал, но потом проявил рассудительность.Он испытывал одиночество Малчик сумел приготовить ужин и ночлег.
2 день.
2) Какие чувства испытывал.
3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать? (лиственный лес растет только вдоль реки)
Вывод: Васютка в этот день старается не падать духом, скучает по дому, приходит осознание того, что плохо и необдуманно поступал раньше.
3 день
1) Что делал Васютка в этот день? Нашел реку, шел вдоль, начал испытывать сильный голод, не удержался и все съел.
2) Какие чувства испытывал? Очень разволновался, когда увидел, что утку унесло течением, а потом обрадовался, когда нашел реку
3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?
Вывод: с одной стороны, Васютка держится, проявляет стойкость, понимает, что надо идти. А с другой, его начинает вновь охватывать отчаяние (сцена с хлебом)
4 день
1) Что делал Васютка в этот день? началась дождливая погода, и надо было сушить мокрое белье. Прохудившиеся сапоги, и идти вдоль реки, которая его все-таки вывела к Енисею?)
2) Какие чувства испытывал?
3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?
Вывод: Стойкость характера, целеустремленность мальчика не дают ему падать духом, благодаря знаниям физических законов тайги он все-таки вышел к Енисею.
5 день.
1) Что делал Васютка в этот день?
2) Какие чувства испытывал?
3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?
Вывод: Опять не растерялся. Развел костер, выстрелами привлек к себе внимание, Дома счастливый стеснялся ухаживаний. Через два дня уже помогал рыбакам.
V. Вывод урока
— Что помогло ему переосмыслить свои поступки и действия?
У Васютки за 5 неполных дней происходит становление характера: он повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя).
2) Допишите предложения:
Васютке помогли выжить в тайге такие качества характера, как…Самообладание, мужество, терпение, упорство, знание законов тайги)
VI. Выставите в оценочный лист себе оценки, обсудив в группе
VII. Домашнее задание
Решить тест по рассказу стр 44-45 (Тетрадь на печатной основе) + обязательно на выбор одно из заданий уровня С (письменно в рабочей тетради.)
Становление характера Васютки. Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»
Становление характера Васютки
Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Автор: Мокров Андрей
5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»
Крыс Ольга Анатольевна
учитель русского языка и литературы
1. Становление характера Васютки
1.1. Понятие о литературном характере
1.2. Речь и поступок как способы создания характера
1.3. Характер- основа нашего поведения
1.4. Поведение Васютки в лесу
1.5 Черты характера Васютки
1.6. Что помогло выжить Васютке?
1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?
1.8. Что думаю я о Васютке.
Список использованной литературы
Понятие о литературном характере
Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.
Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер – это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.
Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.
Речь и поступок как способы создания характера
Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок. Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.
Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.
Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.
Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Набор определенных черт личности – сущность характера. В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать. Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.
Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни.
Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. Преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Человек обязан воспитать в себе человеческое, уметь прощать и понимать людей, а сделать это можно лишь преодолев трудности, превозмогая душевную боль и обиды.
Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.
Черты характера Васютки
Каждую минуту своей жизни, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Вот какие черты характера Васютки я отметил, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.
«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»
«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»
«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»
Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.
«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».
«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»
«Та-ак. Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»
«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»
«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»
«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»
« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»
«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»
Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»
«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»
Воля. Мужество. Выносливость.
Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «. отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.
Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.
Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.
Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.
Что помогло выжить Васютке?
Приобретенные навыки и умения
Умел разжечь костер даже в дождь
Добыть и приготовить дичь
Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях
Умел без компаса определить стороны света
Знал особенности эха в лесу
Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов
Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега
Знал приметы погоды
Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе
Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:
Не расходовать зря патроны.
Не съедать припасы все сразу
Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.
«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».
«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»
Умение оценить знания и наблюдения рыбаков
Речная рыба водится только в проточных озерах
Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.
Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».
Найти по типу леса реку.
Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.
Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)
Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге
Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.
Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?
Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!
Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.
(Мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)
Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.
Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.
Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем
Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.
Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.
Заключение
В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал духом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти верный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой рыбой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Я думаю, что обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ