какого пола ангелы в православии
Какого пола или рода ангелы — мужского или женского?
Какого пола ангелы согласно Библии? Вы можете сказать места в Библии, где были бы ссылки на то, что ангелы могут быть женского пола (рода)? Я помню ангелов с мужскими именами. Мой главный вопрос: Библия говорит, что Бог посылает ангелов, чтобы поддерживать своих детей – христиан.
«Смотрите же, не обижайте малых сих, ибо их ангелы на небесах всегда находятся перед ликом Моего Небесного Отца. (От Матфея 18:10)
К Иисусу Христу пришли ангелы, чтобы поддержать Его в трудную минуту:
И тогда дьявол оставил Его, и пришли к Нему ангелы и стали Ему служить. (От Матфея 4:11)
Бог послал Своих ангелов, чтобы служить братьям и сестрам:
Разве ангелы не духи на службе Божьей, и разве они не посланы служить тем, кто унаследует спасение? (К Евреям 1:14)
Мы знаем, что Бог не делает случайных вещей или бесцельных действий. Так почему же Бог не послал ангелов женского рода, чтобы поддержать людей? Я жду ваших идей, которые у вас есть. Я понимаю, что этот вопрос может носить спекулятивный характер и быть вопросом мнений.
Какого пола ангелы согласно Библии?
Вы правы, какого пола ангелы мы не можем знать наверняка и можем находиться в области возможных спекуляций. Важно не считать ваше мнение единственно верным, когда фактически мы вынуждены делать предположения. Итак, Библейски я не вижу, что ангелы были какого либо пола. Если это так, то они не женщины, но тогда и не мужчины тоже! Это отвечает на ваш вопрос, не так ли?
Более подробно вы можете посмотреть книгу Билли Грэма об ангелах. Эта небольшая книга дает много хорошего материала для дальнейшего изучения.
Теперь. Если я ошибаюсь, и ангелы имеют пол, я полагаю, что ангелы-женщины были бы более чувствительными и поддерживающими, чем ангелы-мужчины. С другой стороны, Господь был на земле в виде мужчины. И трудно представить себе человека более поддерживающего, чем Иисус. Таким образом, вопрос полов, вероятно, не имеет значения в вопросах поддержки и утешения.
Православная Жизнь
К сожалению, далеко не все люди признают бытие добрых и злых духов как реальных представителей невидимого мира, воспринимая их лишь как метафорические литературные образы, олицетворяющие начала добра и зла. Между тем, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, как и история Церкви, в особенности жития святых, свидетельствуют об обратном. Иные хотя и верят в реальность невидимого мира, но считают, что он существует как бы отдельно, обособленно от мира людей, а значит, и знание этого мира для нас не важно, поскольку ни на что не влияет.
Конечно, это не так, и дело вот в чём. Хочет человек или не хочет, он уже давно стал целью борьбы между духами добра и зла. В этой борьбе бранное поле — человеческое сердце. А поскольку никакое человеческое действие или даже бездействие никогда не остаётся без последствий, всегда склоняя человека либо к добру, либо ко злу, он не может оставаться нейтральным в этой борьбе и вынужден участвовать в ней всю свою жизнь.
Что мы знаем об ангелах?
Божественное Откровение не сообщает нам деталей и подробностей сотворения небесных духов. Однако из Предания Церкви известно, что невидимый ангельский мир создан прежде видимого. Ангелы — бесплотные личные духи, наделённые разумом и свободной волей, способностью к творчеству, богообщению и взаимообщению. В отличие от людей, произошедших от единого родоначальника Адама, ангелы созданы сразу в несметном количестве. А поскольку они ещё и бессмертны, то лишены некоторых потребностей, свойственных людям — в вещественной пище, питье. Они отличаются другим характером взаимоотношений и предметами радости. Это бестелесные духи, которые находятся здесь, с нами, но главная цель их — служение Богу.
У кого есть Ангел Хранитель?
Он даётся каждому крещёному человеку. Но мы не знаем весь замысел Божий. Церковное Предание не даёт ответа на вопрос, есть ли Хранители у христиан других конфессий, у некрещёных детей. Вполне возможно, что есть.
Как имя нашего Хранителя?
Нередко оккультные сайты пестрят заманчивыми предложениями узнать, какого пола ваш ангел, какой у него нрав и как его имя. Для этого предлагается сложить все цифры своей даты рождения, погадать, пройти тесты или воспользоваться какими-то таблицами.
Нужно ли пытаться узнать имя своего Ангела или что-то о нем? Православный человек не должен задумываться о таких вопросах. В том, что предлагают оккультисты, много догматических ошибок: например, у ангелов нет пола.
Можно ли выбрать себе Ангела?
Оккультисты учат, что у каждой стихии есть свой ангел. Они утверждают, что если вашим хранителем станет ангел радуги, света, воздуха или металла, вы будете неуязвимы для неприятностей.
Из Предания Церкви мы знаем о девяти ангельских чинах. Это серафимы, херувимы, престолы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Духов поднебесных очень много. Но мы не можем выходить за рамки Предания и придумывать свои человеческие классификации — говорить, что есть ангелы воды, металла и так далее. Какой-либо дух чего-то не может стать Ангелом Хранителем. Его человеку даёт Господь. Ангела Хранителя нельзя поменять. Он всегда находится с человеком, никуда не уходит, у него нет «отпуска».
Подобные предложения узнать что-то о своём Ангеле с помощью каких-то вычислений или «выбрать» себе ангела — либо просто мошенничество, либо оккультизм, когда человека пытаются вовлечь в общение с бесом, а не ангелом.
Где находится наш Ангел Хранитель?
Поскольку ангельская бестелесность не абсолютна, она всё же зависит от условий пространства. Например, они не могут одновременно находиться в разных местах. Часто приходится встречаться с мнением, что наши Ангелы непременно стоят по правую сторону от нас, поэтому нужно с осторожностью поворачиваться вправо, и даже спать только на левом боку, иначе небесным силам будет неудобно нас охранять. Отсюда и поверье, что вставать нужно непременно с правой ноги, а если встанешь с левой, то день не задастся — Ангел не сможет тебя охранять, а также убеждение, что поплевать через левое плечо — значит поплевать на беса.
Это суеверия, которые берут начало от убеждения, что правая сторона — благочестивая, а левая — якобы от бесов. Очень неправильное восприятие. Мы должны понимать, что ангел — бестелесный дух. И всерьёз рассуждать о том, что он находится всегда справа, а бес — всегда слева — не приходится. Ангел невидимо находится рядом с человеком — но в духовном мире, мире невидимом. Поэтому для православного христианина главное — всегда слышать голос своего Ангела Хранителя, а не думать, где именно он сейчас стоит. На какой бок ты лёг, какой ноги встал, через какое плечо поплевал — не имеет никакого значения. Лучше вообще не плевать, потому что это некультурно и можно в кого-то попасть.
Как узнать, что наш Ангел с нами?
Я очень мало встречал людей, которые действительно видели ангелов. Чаще всего те, кто так утверждает, — просто мнительные люди, которые во всём отыскивают какие-то знаки.
Неприятности, случающиеся в жизни — потекла ручка, оторвалась пуговица, упала со стола ложка — они приписывают действию Ангела Хранителя: мол, это знаки, которые он подаёт, чтобы предупредить о чём-то. Приятный запах, источник которого нельзя сразу объяснить, неожиданное затишье на улице, внезапная вспышка света, искры в закрытых глазах, покалывания в теле, давление в голове или в затылке мнительные люди воспринимают как физические проявления присутствия ангельских существ.
Не нужно этим заниматься. Надо во всём полагаться на волю Божию. Если вы увидели падающую звезду, это не приход ангела — это просто маленькое космическое тело, астероид, который, падая, раскаляется из-за трения о земную атмосферу…
Перестаньте в своей жизни искать знаки, просто молитесь, трудитесь, и вы увидите, что Господь Сам подскажет путь, по которому нужно идти. Даже если мы ничего не замечаем, мы всё равно узнаем путь, который подскажет Господь. А если человек начинает всюду искать тайные смыслы, это ведёт к оккультизму.
Подсказки Ангела
Нельзя действие Ангела Хранителя заключать в какие-либо рамки. Зачастую бывает, ты просыпаешься, что-то делаешь, и у тебя всё валится из рук, день не задался. Говорить о том, что это действие Ангела Хранителя, я бы не стал. Ведь человек обладает свободной волей. Ангел Хранитель — не какой-то рычаг, который направляет её в ту или другую сторону. Он может незримо подсказать, как правильно.
Такие же истории есть и у строителей, работников МЧС, когда какой-то внутренний голос требует что-то сделать. Человек чувствует ужасный дискомфорт, если он не подчинится. Но такие случаи очень редки.
Если же мы начинаем прислушиваться к разговорам других, песням, звучащим по радио, читать все рекламные бигборды и вывески, чтобы узнать «послания» ангелов, недалеко до психического расстройства. Так поступают очень мнительные люди. Этим пользуются оккультисты. Они говорят: если настало внезапное затишье или вы ощутили аромат, то к вам пришёл ангел. Оккультисты человека напрямую подталкивают к бесу.
Если что-то не получается, можно отложить свои дела. Возможно, это действие Ангела Хранителя. Но нельзя говорить о том, что абсолютно всё, происходящее вокруг, подстроил ангел. Так мы будем постоянно искать себе отговорки, чтобы ничего не делать. Ангел не будет вмешиваться буквально в каждое наше действие. Действие Ангела Хранителя — другое. Он проявляет себя в более экстремальных моментах, ключевых событиях жизни, когда человек может совершить действительно серьёзный грех. Он подталкивает человека поступать по совести. В свою очередь, злой дух подталкивает человека ко греху. Но это не имеет отношения к бытовым вопросам. Думать, что если день не задался, ручка потекла, машина не завелась, снега много выпало, значит, так со мной общается ангел, было бы ошибкой.
Церковь очень неоднозначно относится к сновидениям. Святые отцы, как правило, не советуют верить снам. В Библии, особенно в Ветхом Завете, уделяется внимание пророческим и вещим снам. Ангелы предупреждают праведников во сне о чём-то и предсказывают грядущие события. Но мы не должны забывать, что наряду с добрыми ангелами есть злые духи, которые пытаются ввести нас в искушение. Именно через сновидения очень легко это сделать. Бесы могут являться даже в обличье добрых ангелов или святых угодников Божиих.
Очень много людей верит снам. Однако прежде чем поверить совету, данному во сне, мы должны задать себе вопрос: «Достоин ли я, чтобы мне явился Ангел? Неужели я живу настолько праведной жизнью?» Чаще всего снам верить не надо — очень велика вероятность того, что человек будет обманут бесами. Чтобы слышать Ангела, нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.
Слышать голос Ангела
Часто люди говорят, что слышат голос совести. Это, наверное, и есть голос Ангела Хранителя. Когда человек живёт по совести, поступает по законам Божиим, исполняет заповеди, Ангел Хранитель ему помогает. Но когда человек грешит, нарушает заповеди, Ангел от него отступает — человек сам его как бы отталкивает.
Не нужно пытаться услышать какие-то особенные «голоса». Если человек слышит голоса в своей голове, я как медик по первому образованию посоветовал бы ему обратиться к психиатру. Если ему кто-то таким образом что-то приказывает, советует, это, безусловно, психическое расстройство. Здоровый человек никаких голосов в своей голове не слышит.
Голос совести — совсем другое: когда мы чувствуем, что так поступать правильно или, наоборот, неправильно. У каждого человека он есть. Чем более христианскую жизнь мы ведём, тем этот голос отчётливее.
Ты торопишься на автобус, а впереди тебя упал пожилой человек. Голос совести говорит: «Подойди, помоги, протяни руку». Но ты сам себя успокаиваешь и говоришь: «Но я же спешу. Пусть кто-то другой подойдёт». И совесть начинает тебя мучить. Ты понимаешь, что поступил неправильно, чувствуешь внутренний дискомфорт. Совесть никогда не обманывает, она всегда подсказывает. Но здесь не идёт речи о каких-то голосах, которые мы могли бы ясно услышать.
Внушение ангелов и наша свобода
Когда Господь создавал человека по Своему образу и подобию, Он вложил в нас свободную волю — самое главное, что уподобляет нас Ему. Неверно говорить, что все добрые мысли нам внушает Ангел-Хранитель, а злые — бес. Где же тогда свободная воля человека? Господь создал нас, чтобы мы были наполнены радостью, любовью.
Я часто слышу рассуждения христиан о том, что в нашей жизни не должно быть никакой радости, мы не должны улыбаться, смеяться, а нужно каяться и оплакивать наши грехи. Я очень сильно сомневаюсь, что Господь хотел бы видеть таким человека — не улыбающимся, не радующимся жизни, природе вокруг себя, который всё время скорбит, а любое радостное чувство приписывает действию Ангела Хранителя. Не надо путать Божий дар и человеческое. Здесь действие ангелов абсолютно ни при чём. Наши мысли и чувства зависят от нашего внутреннего устроения и состояния.
Человек-оптимист благодарит Бога за то, что Он создал для него, за то, что у него есть возможность пойти в храм помолиться, сотворить добро, поделиться своей радостью с другими. Пессимист ходит и говорит всем, что мир погряз в грехе, что мы не должны радоваться и смеяться, шутить. Рядом с таким человеком находиться просто невыносимо, потому что он не сеет вокруг себя добро и радость, не приумножает их. Человек должен быть радостным. Тогда и Ангелу Хранителю с ним будет радостно.
Чей Ангел сильнее?
Если мы будем жить благочестиво, по тем законам, которые даёт Господь, тогда наши Ангелы Хранители будут становиться «сильнее». Это метафора, которую надо понимать так, что духовно сильнее становимся мы, получая их помощь. Ангел Хранитель ближе, и его голос мы слышим отчётливее. Если человек живёт во грехе, творит зло, его Ангел не становится «слабее» — он просто отступает. Человек его сам отталкивает от себя и остаётся наедине со своей жизнью. Слабее и духовно беднее становимся мы, а не Ангел. Это очень тяжело и страшно — остаться без поддержки своего Ангела Хранителя.
Какие изображения небесных духов можно иметь?
Сегодня очень распространены изображения ангелочков, всевозможные статуэтки. Некоторые считают, что иметь их у себя дома — привлекать небесные силы. Как относиться к ним христианину? Можно ли устанавливать такие статуэтки, например, на даче? Я считаю, с этим шутить не надо. На первый взгляд безобидные открытки с неканоническим изображением ангелов — таких себе амурчиков — могут послужить греху. Если ты ходишь в храм, не стоит их приобретать или принимать как подарок. Недолго впасть в грех.
Дети и ангелы
Могут ли дети видеть ангелов и общаться с ними? У меня трое детей. Со всеми тремя была одна и та же история. Когда им было по несколько месяцев, неоднократно я наблюдал одну и ту же картину. Ребёнок играет, потом поворачивается к святому углу и начинает смеяться. Он сидит спокойно, агукает, ничто его не смешит, но вдруг он поворачивается в сторону святого угла и на что-то реагирует. Я не знаю, что он видит. До двух-трёх лет у ребёнка незамутнённое сознание. Он не отягчён житейскими проблемами. Возможно, он действительно видит небесных духов.
Духовный мир разлит вокруг нас. Нам, взрослым, не дано его видеть, но не исключено, что дети умеют это делать.
Некоторые родители ищут признаки общения с ангелами у своего ребёнка. Например, они говорят, что веснушки — это следы от поцелуя небесного гостя. Но это всего лишь пигментация кожи, она передаётся по наследству и не имеет никакого отношения к ангелам.
Детей часто сравнивают с ангелами. Но они никогда не становятся ими — они остаются людьми. Если, не дай Бог, ребёнок умер, он не становится ангелом. Но у того, кто попал в рай, есть возможность молиться за своих сродников, оставшихся на земле.
Спасёт ли Ангел Хранитель из ада?
Часто приходится слышать благочестивые христианские истории о том, что Ангел Хранитель вытаскивает грешников из ада за косу или бороду, которые в таких историях советуется отрастить при жизни, либо за предметы, послужившие добрым делам, например, — луковичку, поданную нищему. Давайте будем относиться к ним как к сказкам и притчам, а не всерьёз. Для Ангела Хранителя важны не волосы или борода, а жизнь, которую ведёт человек, поступки, которые он совершает, и вера, которая есть в его сердце.
Если бы всё было так просто, достаточно бы было мужчинам отрастить бороду по колено, женщинам — волосы по пояс и говорить: «Мы спасены». Я знаю многих священников, у которых в силу наследственности борода просто не растёт. Это абсолютно нормальное явление, так бывает. Они прекрасные священники, внимательные пастыри, заботливые мужья и отцы. Те, кто поддается таким суевериям, сразу осуждают на ад этих людей. Давайте не будем веру в Бога упрощать до каких-то примитивных предрассудков.
В день памяти святых Небесных Сил бесплотных предлагается совершить особую молитву Архангелу Михаилу — якобы тогда он спустится во ад и окунёт своё крыло в огненную реку, на перьях вытащив тех умерших, о которых совершена молитва. Делать это советуется непременно ровно в полночь…
На иконе «Страшный Суд» мы видим изображение мучения грешников в аду. Грамотные люди понимают, что это метафора. Ад — это место без Бога, как рай — место, где пребывает Бог, Его благодать и Его любовь. Люди, которые стараются вести благочестивую жизнь, молятся, каются, живут с Богом. Но есть люди, которым Бог не нужен. Они не знают, что такое храм Божий, таинства Исповеди, Святого Причастия, любовь и прощение. Свою жизнь на земле они проживают без Бога. Соответственно, когда наступает смертный час, их душа к Богу не идёт. Она идёт в то место, где Бога нет. Оно и называется адом. Это место человек сам сознательно выбирает при своей жизни. Не Господь его наказывает и посылает в ад, а человек своей жизнью сам выбирает это место своего вечного пребывания.
Говорить, что там текут огненные реки, кипят-шкварчат сковородки, на них жарятся грешники, нельзя. Это может быть метафорой мучений, которые постигают душу в аду. Человек мучится без Бога, без любви Божией. Рассказы, что он там плавает в огненной реке или шкварчит на сковородке, относятся к церковному фольклору. Сказание о том, что Архангел Михаил сходит во ад, опускает перья в огненную реку, по ним вылезают грешники — также церковный фольклор.
Человек может быть спасён только Господом Богом. Только Христос может вывести душу из ада. Когда человек умирает, Бог выносит о нём временный суд и определяет место, где душа будет ждать Второго Пришествия Христова. За этого человека, если он был христианином, молится Церковь, молятся его родные и близкие. По их молитвам Господь может простить согрешения человека. Рассказы об этом мы часто встречаем в житиях святых. Это происходит только по усердной молитве и после множества добрых дел ради этого человека. А разговоры о том, что в какой-то определённый день и час, в полнолуние будут такие грешники прощены, конечно же, церковный фольклор.
В своих рассуждениях об аде и рае мы должны опираться на Святое Евангелие и учение отцов Церкви. Мы помним притчу о богаче и Лазаре, где звучат слова: «Между нами и вами пропасть очень велика». Просто так грешник, находящийся в аду, не может попасть в рай. Только по продолжительной молитве, творимой на земле, Господь может помиловать грешника и Сам его вывести из ада. Но не в определённый день и час и не после определённой молитвы.
Если мы будем говорить, что после такой-то молитвы Господь помилует, а после другой не помилует, мы скатимся в оккультизм, где практикуются заговоры. Заговор — это определённый набор слов, от которого нельзя отступить ни влево, ни вправо. Молитва Богу творится сердцем. Я сам часто молюсь своими словами. В храме, конечно, звучат определённые молитвы. Но любое наше прошение к Богу должно быть сердечным. Если мы произносим набор заученных фраз, это не молитва. Молиться надо сердцем и умом. А если мы твердим одно и то же в надежде, что Господь нас услышит, и в этом не участвуют наш разум, наше сердце, мы просто занимаемся заговорами.
Не нужно гоняться за «тайными молитвами». Есть молитвы, данные в молитвослове — если человек не знает, как молиться, молитвослов предлагает готовые шаблоны. Но молиться Богу и святым ангелам всегда нужно душой и сердцем.
Беседа об ангельском мире
8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.
Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент |
— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?
— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.
— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?
— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.
«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.
Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).
В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).
— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.
— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».
— а можно ли молиться за бесов?
— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.
Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».
Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»
— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?
— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».
— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?
— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.
— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?
— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.
Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).
И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.
В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.