Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества

Системы управления качеством продукции на ОАО «Фармстандарт Лексредства»

Признаком продукции является качественная или количест­венная характеристика любых ее свойств или состояний. К каче­ственным признакам можно отнести цвет материала, форму из­делия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки техниче­ских устройств (ручной дистанционный, полуавтоматический). Качественные признаки могут носить альтернативный характер и имеют только два взаимоисключающих варианта, например наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, нали­чие или отсутствие дефектов. В швейных изделиях использова­ние взаимозаменяемых ниток: хлопчатобумажных, армирован­ных, лавсановых или капроновых — многовариантный качест­венный признак.

Количественный признак является параметром продукции может быть одним из показателей ее качества.

Показатель качества продукции — количественная характери­стика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Многие показатели качества продукции являются функция­ми ее параметров. Так, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического парамет­ра) и от механических характеристик материала сверла (струк­турных параметров).

Рассмотренные понятия «признак», «параметр», «показатель качества продукции» позволяют определить взаимосвязи между ними, что и показано на рис. 1.

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качестваРис. 1. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества продукции

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и чис­ленное значение.

Качество и конкурентоспособность продукции

Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производите­лями.

Однако конкурентоспособной может оказаться также про­дукция равного качества и даже несколько уступающая конку­рирующей, поскольку к числу условий, интересующих потреби­теля, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкуренто­способность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

Продукция может оказаться конкурентоспособной и случай­но. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и реже — при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную конкурентоспособ­ность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, жела­ния и возможности потребителей, проводя маркетинговые ис­следования.

Если производителю повезло и его продукция волею случая оказалась конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, вы­яснить возможно точно причины, обусловившие этот случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выиг­рышного положения.

Современный этап развития российской экономики опреде­ляется также усилением взаимозависимости производства и по­требления. Повышается роль потребителя в оценка качества продукции и затрат на ее производство и потребление. В связи с этим из всей совокупности потребностей целесообразно выде­лить систему конечных потребностей и определить их влияние на рост и изменение структуры общественного производства. Именно здесь в наиболее полном виде проявляется интеграция производства с конечным потребителем.

Экономическая интеграция производителя и потребителя привела к тому, что стали устанавливаться так называемые за­траты изготовителя, обусловленные необходимостью повышения качества выпускаемой им продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования им продукции высокого ка­чества. Взаимная экономическая заинтересованность и ответст­венность между изготовителями и потребителями являются ос­новой перехода от действующей цены производства со всеми ее негативными последствиями к цене воспроизводства, в которой заранее отражаются затраты труда и его экономия.

Таким образом формируется потребительно-стоимостной подход к обеспечению качества продукции, имеющей своей целью, во-первых, создание условий для снижения издержек производ­ства на сумму полезного эффекта потребительной стоимости, а во-вторых, повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции. Он должен органически входить составной частью в механизм экономических отношений между производством и потреблени­ем, изготовителями и потребителями.

Управление качеством продукции в фармацевтической промышленности

Фармацевтический рынок в России начал создаваться в 1991-1992 гг.

В 1991 г. правительством РФ было принято решение о либерализации оптовых цен. Вслед за этим последовало решение о либерализации розничных цен и был под­писан приказ министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ о праве юридического лица для распределительной сети учреждениям оптового и роз­ничного звена. Кроме того, в том же 1992 г. постановлением правительства РФ и приказом Министерства здравоохранения РФ была создана структура разреши­тельной системы с выдачей лицензии на право производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, а также сформирована первоначальная система на получение лицензий на ввоз лекарственных средств. В эти два года были сфор­мированы условия для перехода к рыночной экономике фармацевтической про­мышленности, системы оптового снабжения и розничной продажи лекарств [19,c.182].

На фармацевтическом рынке сегодня имеется примерно 9 тысяч препаратов, одна­ко в ассортименте их насчитывается максимум одна тысяча.

Трудно даже представить себе торговое предприятие, которое было бы столь же чуждо рыночным отношениям, как были далеко от них аптеки накануне реформ.

Почти все медикаменты в начале 1992 г. поступали в аптеку с государственных складов. Влиять на их ассортимент и количество аптеки реально не могли: брали все, что привезут. Поступившие лекарства реализовывались тоже далеко не ры­ночными методами, часто минуя прилавок. Результат был ошеломляющим: в ап­теках можно было реально купить менее 30 процентов самых ходовых препара­тов.

Источник

Управление качеством. Шпаргалка

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества

Данное пособие содержит все необходимые вопросы в краткой форме, что позволит быстро и успешно подготовиться к сдаче экзамена или зачета по дисциплине «Управление качеством». Учебное пособие разработано на основе общегосударственного образовательного стандарта и предназначено для студентов экономических специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление качеством. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно.

Показатели качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Оценивать качество продукции можно по совокупности показателей, имеющих к нему прямое отношение и определенных в соответствии с назначением товара. Показатели качества продукции носят относительный характер, т. к. определенные и планируемые потребности с течением времени меняются: например, когда—то эта продукция удовлетворяла потребителя, а сейчас является для него ненужной и нежеланной.

Квалиметрия — наука о методах количественной оценки качества продукции.

Выбор показателей качества определяет номенклатуру количественных характеристик признаков продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества изделий.

Обоснование выбора перечня показателей качества совершается с учетом:

1) назначения и условий эксплуатации продукции;

2) изучения потребностей покупателей;

3) задач управления качеством продукции;

4) первостепенных требований к показателям качества;

5) состава и системы характеризуемых признаков. Основные ориентации установления состава

и системы характеризуемых признаков отражает классификация показателей, используемых при оценке уровня качества продукции.

По характеризуемым признакам показатели подразделяют на единичные и комплексные.

Единичные показатели — показатели, которые характеризуют какое—то одно свойство или качество продукта.

Комплексные показатели подразделяют на:

1) обобщенные — показатели, которые характеризуют наиболее значительную совокупность свойств, по которой оценивают качество;

2) интегральные — показатели, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных расходов использования;

3) индексные — показатели, которые отражают соотношение качества разнородной продукции. Они могут быть выражены в натуральных единицах (килограммах, метрах, литрах), в стоимостных единицах.

По применению выделяют абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные — показатели, выражающиеся в натуральных и стоимостных единицах.

Относительные — показатели, характеризующие качества по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом.

В зависимости от стадии определения показатели качества делятся на:

По элементам бизнес—процесса показатели качества делятся на:

1) информационные — связаны с получением, переработкой и передачей информации;

2) материальные — включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов;

3) технико—технологические — связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием;

4) трудовые — показывают уровень подготовки персонала в сфере качества;

5) организационные — отражают применение прогрессивных методов организации производства.

Показатели качества должны соответствовать следующим требованиям:

1) содействовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям и запросам населения;

2) содействовать планомерному росту эффективности производства;

3) быть устойчивыми и стабильными;

4) характеризовать все признаки продукции, определяющие ее качество и пригодность;

5) учитывать современные достижения науки и техники и тенденции технического прогресса в сферах народного хозяйства.

Порядок выбора перечня показателей качества продукции предполагает установление:

1) вида группы продукции;

2) цели использования перечня показателей качества продукции;

3) исходной номенклатуры групп показателей качества;

4) способа выбора номенклатуры показателей качества.

Источник

Потребителю на заметку: что такое качество товаров и услуг, по каким показателям оно оценивается?

Проблема качества продукции была и остается актуальным вопросом, от решения которого зависит экономическая стабильность страны. Процесс улучшения качества продукции объединяет производственные предприятия, коллективы конструкторов и сферы услуг. Основой управления этим процессом являются методы оценки товара на основе ее показателей.

Что это такое?

В современном мире развитие предприятий и организаций зависит не только от производительности труда, но и от особенностей, новизны и конкурентоспособности продукта.

Качество товара (услуги) – это совокупность определенных характеристик продукта, относящихся к его способности удовлетворять предполагаемые или реальные потребности при его использовании по назначению, включая деятельность по утилизации. Оно зависит прежде всего от работы предприятия, включающей в себя обоснованность управленческих решений, планирование и технический уровень производства.

Определение и признаки понятия

Для оценки качества товара применяют количественные и качественные характеристики. Показателем качества продукции является количественная характеристика одного или нескольких свойств продукта, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Номенклатура потребительских свойств – что она включает в себя?

Она формируется на этапе проектирования изделия и применяется при его производстве. Далее эти параметры становятся индивидуальной характеристикой продукта, составляя его потребительские свойства.

Характеристики могут рассчитываться в разных единицах или быть безразмерными. Номенклатура включает в себя как единичные значения, так и групповые, характеризующие несколько свойств товара, которые комплексно отражают качество продукции в целом.

Только один параметр не может дать объективную оценку продукту. К номенклатуре конкретных товаров (услуг) применяются обязательные требования, которые устанавливаются законодательством для оценки качества и безопасности продукции.

Каковы основные определяющие критерии, что их характеризует?

Для оценки товара можно применить одно значение, но в большинстве случаев требуется учитывать все или почти все группы показателей. Рассмотрим основные из них.

Назначение товара / услуги

Эти значения играют основную роль в оценке продукта, определяют основные функции и область применения:

Уровень надежности

Надежность характеризует возможность продукции сохранять при эксплуатации с течением времени значения всех параметров и выполнять все требуемые функции. Надежность изделия зависит от условий применения и включает в себя несколько свойств.

Для изделий не подлежащих замене и ремонту показателями являются:

Значения ремонтируемых товаров:

Эргономичность

Эргономические критерии характеризуют свойство товара к удобной и комфортной эксплуатации в системе «человек-изделие-среда использования». Разделяются на следующие группы показателей:

Эстетичность

Критерием оценки эстетичности товара служит его сопоставление с эталонным продуктом, созданным на основе базовых характеристик. Оценивают такие свойства как:

Экологичность

Оценивают уровень вредного воздействия эксплуатируемого продукта на окружающую среду, и содержат значения:

Безопасность

Характеризуют свойства продукции, обеспечивающие безопасность при эксплуатации или потреблении, техническом обслуживании, сборке, хранении и т.д.

Параметры безопасности бывают:

О том, каковы факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров, читайте тут.

Комплексная классификация

Классификация показателей качества продукта отражает основные характеристики состава и структуры продукции. Для управления качеством применяется система, которая включает в себя следующие показатели.

По месту в жизненном цикле

По потребительским свойствам

Для удобства использования показатели делят на экономические и технические. Перечислим их ниже.

Технические параметры

Экономические

По применению для оценки

Используется для отбора базовых эталонов продукции, составления карт технического уровня и качества продукта. Состоит из базовых и относительных значений.

По количеству характеристик

По возможности оценки

В условиях рыночной экономики одним из главных факторов эффективности предприятия является конкурентоспособность продукта. Это предполагает оптимальное сочетание цены и качества товара.

Качество зависит от показателей, определяющих своевременное обновление продукции и расширение ассортимента, согласно требованиям потребителя. Постоянный мониторинг рынка позволяет улавливать изменения значений показателей и подправить их номенклатуру для удержания и повышения качества продукции.

Источник

Раздел 1.5. Показатели качества и их оценка

Для того чтобы каким-то образом оценить качество продукции, его надо измерить. Измерять необходимо некоторую совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии со своим назначением [4].

Свойства делят на простые и сложные. Например, надежность — сложное свойство, состоящее из простых свойств: безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости (износостойкости).

Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых её свойств и состояний.

Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей её качества.

Качественный признак определяется количественно для чего необходимо сопоставить ему некоторую шкалу и оценить его в балах этой шкалы.

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качестваНапример, многие свойства продукции, такие как дизайн исполнения, вкус (пищевых продуктов), запах (парфюмерия) и пр., можно оценить только качественными характеристиками. Обычно для этого пользуются экспертными оценками (методы групповой (дегустации) или индивидуальной экспертизы).

Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания, эксплуатации и потребления.

Многие показатели качества является функциями параметров продукции. Например, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического параметра) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).

Взаимосвязи между вышеприведенными понятиями показаны на рис. 3.

Рис.3. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества Рис.1. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества Рис.2. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества Рис.1. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качестваКакова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества

Состав и количество показателей качества определяются многоаспектностью этого понятия. Если говорить в целом, то в составляющие качества можно включить такие категории как:

Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации. Кроме того, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел управления качеством — квалиметрию. Этот раздел науки основан на том, что качество можно выразить посредством числовых показателей. Так это или нет, мы обсудим несколько позже. А пока рассмотрим, какие конкретно показатели при этом используются.

При оценке качества выделяются два вида показателей: абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели характеризуют качество продукции в натуральном, условном, денежном выражении. Эти показатели составляют базу для расчета относительного уровня качества, который определяется путем сравнения совокупности технико-экономических параметров продукции с такими же параметрами базового, эталонного или конкурирующего образца.

Относительные показатели определяют соотношение сравниваемых величин и выражаются в коэффициентах, процентах, наименованных числах и пр. Они применяются для определения уровня качества продукции, динамики показателей качества, темпов роста качественных показателей продукции за определенный период времени, а также используются в системах аттестации бизнес-процессов и сертификации продукции.

По степени охвата характеризующих свойств показатели качества подразделяются на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют отдельные свойства продукции, комплексные — совокупно по нескольким свойствам.

Комплексные показатели, в свою очередь, подразделяются на обобщенные, групповые, индексные, интегральные.

Обобщающие показателиявляются средней величиной, учитывающей количественные оценки основных свойств продукции и их коэффициентов весомости.

Интегральный показатель качества характеризует отношение суммарного эффекта от потребления продукции к полным затратам на его создание. Иными словами оптимальным значением показателя качества продукцииявляется такое, при котором достигается наибольший полезный эффектот эксплуатации (потребления) продукции. Расчет его производится по формуле (1)

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества, (1)

где ПЭt – суммарный полезный эффект от эксплуатации технического устройства за расчетный период или полезный срок использования;

Зct – затраты на создание технического устройства в году t;

Зэt – затраты на эксплуатацию технического устройства в году t;

at – коэффициенты приведения (дисконтирования) разновременных затрат к одному году;

T – расчетный период (полезный или нормативный срок службы).

Индексные показатели используются для определения качества разнородной продукции:

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества, (2)

где Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества— количество продукции i-го вида;

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества— обобщенный показатель, характеризующий качество i-го вида;

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества— оптовая единица продукции i-го вида; i –1,2,3, …, z — количество видов продукции.

Индексная оценка качества как метод получила наибольшее распространение для расчета коэффициентов и индексов дефектности, при помощи которых определяют качество продукции на этапе производства, т.е. там, где качество продукции зависит от качества разработки, технологии, организации, управления и пр.

Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Смотреть картинку Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Картинка про Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качества. Фото Какова взаимосвязь признаков параметров и показателей качестваВсе вышерассмотренные группы показателей, так или иначе, используются в квалиметрии. Однако, справедливости ради следует отметить, что методы квалиметрии не бесспорны. Эта наука имеет как своих сторонников, так и противников. Для полноты картины приведём следующую цитату [5, стр. 26-27].

Каждый объект можно оценивать по многим показателям качества. Например, легковой автомобиль можно оценивать по таким показателям:

— расход бензина на 100 км пути (в среднем);

— надежность (средняя стоимость ремонта за год);

— быстрота набора скорости 100 км/час после начала движения; максимальная достигаемая скорость;

— длительность сохранения в салоне положительной температуры при низкой наружной температуре (–50 градусов по Цельсию) и выключенном двигателе;

Поэтому (как следует из вышеприведённой цитаты), при всей распространенности квалиметрических методов оценка качества с помощью показателей носит всё-таки множественный характер. Выбор номенклатуры показателей качества продукции определяется её назначением, условиями использования, задачами управления качеством (т.е. в принципе так, как говорится в приведенной цитате).

Основные группы показателей: функциональные (назначения), надежности, эргономические, экономичности, эстетические, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, патентные, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели назначения (функциональные)характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

Они подразделяются на показатели функциональной и технической эффективности (производительность станка, прочность ткани); конструктивные (габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости); показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация примеси в кислотах).

Показатели надежностихарактеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность показывает свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки, выражающееся в вероятности безотказной работы, средней наработке до отказа, интенсивности отказов.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичными показателями долговечности являются средний ресурс, средний срок службы[5].

Ремонтопригодность – это свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Единичными показателями ремонтопригодности являются вероятность восстановления работоспособного состояния, среднее время восстановления. Восстанавливаемость изделия характеризуется средним временем восстановления до заданного значения показателя качества и уровнем восстановления.

Сохраняемость – свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние в течение и после хранения и транспортирования. Единичными показателями сохраняемости могут быть средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.

Эргономические показатели, характеризующие систему «человек-изделие-среда использования» и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, делятся на следующие группы:

· гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум);

· антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределению веса человека);

· физиологические (соответствие конструкции изделия силовым и скоростным возможностям человека);

· психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработке информации).

Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню материальных, топливо-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление). Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т. д.

Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов).

Показатели технологичности имеют отношение к таким свойствам конструкции изделия, которые определяют его приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Они являются определяющими для показателей экономичности. Единичные показатели технологичности – удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, каковыми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комплекты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты патентной частоты технических решений, использованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека (обслуживающего персонала) и других объектов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.

Рассмотренные выше показатели качества могут быть использованы в основном для оценки продукции производственного назначения. Им аналогичны показатели качества предметов потребления, однако они должны учитывать специфику назначения и использования этих предметов.

Например, для оценки качества домашних электрических холодильников используются следующие показатели: функциональные (объем холодильной и морозильной камеры, номинальная температура последней); эстетические и эргономические (внешний вид – дизайн, форма, удобство пользования камерами, дверцами); экономичности (удельное потребление энергии на единицу массы продукта, средние межремонтные сроки, средние потери от производимых ремонтов).

При оценке отечественных товаров для населения применяются такие показатели, как сорт (пищевые продукты, продукция легкой промышленности), группа сложности (бытовая радиоаппаратура), марка (цемент, кирпич), категория качества (видеокассеты).

В мировой практике с целью оценки степени превосходства продукции используется градация (класс, сорт) – категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. При численном обозначении высшему классу обычно присваивается число 1 (с понижением соответственно до 2, 3 и т.п.), а при обозначении количеством каких-либо знаков, например звездочек, обычно низший класс имеет меньшее количество таких знаков.

Согласно Федеральному Закону РФ «О защите прав потребителей» от 5 декабря 1995 г. по товарам длительного пользования изготовитель обязан устанавливать срок службы, а по продуктам питания, парфюмерным товарам, медикаментам, товарам бытовой химии – срок годности. Эти два показателя устанавливают сроки, по истечению которых товар представляет опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становится непригодным для использования по назначению.

Особенности оценки качества продукции производственно-технического назначения и предметов потребления отражаются в отраслевой нормативно-технической документации, которая регламентирует выбор номенклатуры показателей качества, методики их расчета и область применения.

Вопросы для самоконтроля по теме «Показатели качества и их

оценка»

1.Проанализируйте отличия свойств от признака продукции.

2.Суть понятия «показатель качества продукции».

3.Взаимосвязь признаков, параметров и показателей качества.

4.Виды показателя качества.

5.Квалиметрия и ее методы.

6.Понятия «градация», «класс», «сорт» «срок службы» или «срок годности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *