Какой параметр не описывает трудовые ресурсы
Производительность труда: что это такое, как найти показатель и добиться его роста
Главная задача любой компании – построить эффективную работу внутри предприятия на уровне отрасли, отдела или конкретного сотрудника. Для анализа продуктивности работы применяют показатели производительности труда. С их помощью определяют, насколько добросовестно персонал выполняет свои обязанности, пора ли расширять штат и что делать, если сотрудники требуют сократить рабочий день.
Что такое производительность труда
Производительность труда (ПТ) показывает, какую пользу приносит работа сотрудника или целого отдела за установленное время. Например, помогает посчитать, сколько деталей за час вытачивает на станке токарь, или какое количество товаров за месяц продают менеджеры завода. Это позволяет создавать нормативы и планировать развитие организации.
ПТ – количественный показатель, который можно измерить. Чем выше значение, тем результативнее работа в компании.
Однако оценить результат работы сотрудника не всегда легко. Есть мнение, что многие профессиональные сферы не поддаются анализу эффективности. Например, как определить продуктивность HR-менеджера, если он планово принял на работу двух специалистов? Каждый из них может уволиться из-за непредвиденных обстоятельств или показать плохие результаты в работе.
Для чего нужен расчет производительности труда
Неэффективный сотрудник зря получает зарплату и занимает место компетентного специалиста. Отдел, который показывает плохие результаты, мешает компании развиваться. Расчет и анализ ПТ поможет:
Расчет помогает выявить «узкие места» и определить способы устранения неэффективных методов работы.
Чтобы проанализировать эффективность рекламных кампаний в интернете, не нужно ничего считать вручную. Воспользуйтесь Оптимизатором от Calltouch: выберите рекламную стратегию, а сервис посчитает СРА и бюджет. Автоматизируйте рутину, чтобы уделять внимание более сложным задачам.
Оптимизатор
Зачем ее нужно повышать
Высокая производительности труда – это залог развития компании. Повышение показателей ПТ помогает:
При повышении ПТ улучшается состояние национальной экономики. Это отражается на социальной политике государства: увеличиваются пенсии и пособия, строятся школы, улучшается качество бесплатной медицины. При росте производительности труда можно производить больше товаров или сделать акцент на качестве.
Основные виды
На практике ПТ разделяют на:
Другая классификация выделяет три вида ПТ: индивидуальную (одного сотрудника), локальную и среднюю по стране.
Производительность труда отдельного работника
В этом случае рассчитывается производительность каждого сотрудника. Такой анализ часто проводят в период кризиса на предприятии, чтобы снизить издержки.
Компания проверяет важные параметры работы, например, количество и качество изготовленных деталей. Можно считать эффективность работника за смену, но показательнее анализ за месяц, период и год. Затем выводят средние значения, чтобы выявить слабых работников для сокращения.
Локальная производительность труда
Рассчитывается в конкретной локации: внутри организации, в ее подразделении или отрасли. При выборе такого метода руководство получает информацию о положении предприятия или отдельного цеха, отдела в сравнении со структурами высшего уровня.
Главным образом используется сравнительный анализ, позволяющий сформулировать общие выводы и расставлять необходимые акценты.
Производительность труда по стране
Это глобальный показатель в системе национальной экономики. В рамках анализа сравниваются данные по локальной производительности множества организаций в разных странах.
При высоком значении можно говорить о производстве качественной продукции, отсутствии монополии, развитой конкурентоспособности.
Сравнение позволяет сделать выводы о состоянии отрасли внутри страны и создать законопроекты для улучшения условий для среднего и малого бизнеса, развития инфраструктуры и провести другие социально-экономические мероприятия.
Показатели производительности труда
ПТ складывается из двух главных показателей: выработки и трудоемкости. Их рассчитывают по отдельности и получают полный анализ эффективности на одном рабочем месте или отделе.
Выработка
Нужна для определения объема и качества выполненной работы. Выработка – это количество продукции, которую произвел один работник за определенное время.
Считается по формуле:
Измеряется в натуральных единицах – штуках, килограммах. Допустим, один токарь за час вытачивает пять деталей, а другой десять. Это значит, что у второго рабочего выработка и производительность труда в два раза выше.
Этот факт обращает внимание на другую деталь: нужно проверить, не портится ли качество работы из-за такой скорости. После анализа руководство установит рабочий норматив, чтобы делать максимальное количество деталей в час без ущерба качеству.
Трудоемкость
Выработку нужно рассчитывать не для всех работ. Например, бесполезно считать показатель, чтобы оценить эффективность работы аварийной службы. Сотрудники не стоят весь день у станка. Чинят повреждения только в случае поломки, а в остальное время ждут звонка.
Намного показательнее высчитать трудоемкость – время, потраченное на устранение неполадок, производство продукции или оказание услуг. Это показатель, обратный выработке:
С ее помощью определяют потенциал организации, отрасли, составляют стратегические и тактические планы.
По виду состава затрат выделяют трудоемкость:
Эффективность маркетинга в компании в целом тоже складывается из отдельных рекламных мероприятий. С помощью сервиса сквозной аналитики от Calltouch можно просматривать данные с разных рекламных площадок в одном окне и мгновенно получать любые отчеты для формирования стратегии и оптимизации рекламы.
Сквозная аналитика
Факторы, влияющие на производительность труда
Производительность труда зависит от множества внешних и внутренних факторов с учетом специфики бизнеса. На ПТ негативно воздействует:
На повышение производительности труда воздействуют три большие группы факторов: государственные, отраслевые и производственные.
Первые предполагают модернизацию оборудования, технологии, оптимальное размещение производства. В рамках отраслевых факторов улучшается кооперирование и специализация. В производственном плане снижается трудоемкость и повышается эффективность временных издержек.
Методы и формула расчета
Рассчитывают производительность труда по формуле:
Для анализа работы в разных компаниях используются свои методы расчета ПТ, которые упрощают процесс и делают его понятнее.
Натуральный
Измеряется в натуральных величинах – километрах, килограммах, литрах. Натуральный показатель применяют, если компания производит однородную продукцию, сохраняя неизменные условия труда. Для расчета определяют количество продукции, произведенной за единицу времени.
Стоимостной
Этот метод требует проведения расчетов, определяемых условиями ценообразования. Показатель измеряется в денежных единицах – рублях, евро, долларах. Его применяют, если производство выпускает разные товары: стоимость произведенной продукции сопоставляется с трудозатратами на ее выпуск.
Условно-натуральный
Подходит для предприятий, которые выпускают разные виды однородной продукции. Например, применяется на цементных, текстильных или металлургических производствах. Для расчета берется условно-учетная единица – признак, который усредняет свойства продукции. Не учитывает цены товаров, имеет ограничения натурального метода.
Трудовой
Определяет, насколько эффективен труд рабочих в сравнении с установленными нормами. Рассчитывается как отношение нормо-часов к фактически отработанному времени. Полученное значение показывает интенсивность труда. Применяется не во всех сферах, поскольку имеет большую погрешность.
Как увеличить производительность труда
Чтобы показатель ПТ рос, нужно соблюдать целый комплекс условий:
Проблемы повышения производительности труда и пути их решения
На государственном уровне и уровне отдельной компании выделяют три проблемы повышения ПТ:
Преодолеть трудности поможет правильная государственная политика: создание комфортной предпринимательской среды, поддержка малого и среднего бизнеса, увеличение объемов экспорта. Государство может развивать технологии и инновации, выделяя гранты и субсидии.
Заключение
Производительность труда – это экономический показатель, который считают разными методами. ПТ показывает эффективность работы отдельного сотрудника, предприятия или отрасли. Оценивают уровень ПТ с помощью расчета показателей – выработки и трудоемкости. Повышение производительности труда увеличивает конкурентоспособность предприятия и страны на мировой арене и влияет на благосостояние государства.
Какой параметр не описывает трудовые ресурсы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)
2. В Рекомендациях применяются следующие основные термины и их определения:
5. Каждая обобщенная трудовая функция описывает профессиональную деятельность, которая может быть выполнена одним работником (в большинстве организаций, где реализуется данный вид профессиональной деятельности).
Иными словами, обобщенная трудовая функция корреспондируется с должностными обязанностями (типовое описание профессии, должности), но не тождественна должностной инструкции в конкретной организации.
6. При формировании должностной инструкции работника в конкретной организации может быть использован не весь набор трудовых функций в обобщенной трудовой функции или же набор трудовых функций может быть расширен исходя из специфики выполняемой работы. Допускается использовать несколько обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации.
7. Профессиональные стандарты применяются в организации в целях:
— определения трудовых функций работников;
— разработки штатных расписаний, должностных инструкций;
— независимой оценки квалификации;
— организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников.
8. При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться:
— статья 195.3: требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
нормативные правовые акты, регулирующие вид профессиональной деятельности;
информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов
локальные акты организаций.
9. Обязательность применения требований в профессиональных стандартах устанавливается для случаев, предусмотренных Кодексом:
9.1. Согласно части второй статьи 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Справочно. Если работнику установлены льготы, компенсации или существуют ограничения на выполнение работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо. В случае несоответствия наименований должностей, профессий, указанных в профессиональных стандартах, наименованиям профессий и должностей, содержащихся в Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, для сохранения права работников на льготное пенсионное обеспечение рекомендуется использовать квалификационные справочники.
9.2. Согласно статье 195.3 Кодекса требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Справочно. К иным нормативным правовым актам относятся: указы Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы Минтранса России, Минобрнауки России, Минтруда России (за исключением приказов об утверждении профессиональных стандартов), других федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, и носят нормативный правовой характер.
10. В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда
11. При применении профессионального стандарта необходимо учитывать следующее.
11.1. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.
11.2. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.
11.3. При отсутствии профессиональных стандартов рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.
11.4. Кодекс предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
11.5. Профессиональные стандарты применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда и требований нормативных правовых актов, регулирующих вид профессиональной деятельности.
11.7. Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
11.8. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, применяемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Запрещается расторжение трудовых договоров с работниками (увольнение работников) при выявлении несоответствия их квалификации профессиональному стандарту.
11.9. При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессионального стандарта.
11.10. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Кодекса).
11.11. Перечень в позиции «Возможные наименования должностей, профессий» описания обобщенной трудовой функции профессионального стандарта не является исчерпывающим или закрытым. Введение в действие профессионального стандарта не обязывает работодателя переименовывать должности в штатном расписании.
11.12. При отсутствии в обобщенной трудовой функции профессионального стандарта наименований должностей заместителей руководителей, их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.
11.13. В профессиональном стандарте могут указываться разные образовательные траектории, и работник может соответствовать требованиям одной из них. Это положение действует и в отношении требований к опыту практической работы, указанных в профессиональном стандарте.
11.14. В разделе «Дополнительные характеристики» приводится сопряжение описания обобщенной трудовой функции с действующими классификаторами и справочниками социально-трудовой, образовательной и научной информации. При этом перечень приведенных кодов общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) определяет приоритетную направленность (профиль) профессионального образования в обобщенной трудовой функции и не является исчерпывающим.
11.15. Применение профессиональных стандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда. Работодатель при установлении системы оплаты труда в организации опирается на установленную в организации градацию (ранжирование) всех должностей и профессий работников в зависимости, например, от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников, их ценности для организации. При этом работодателем может быть использована градация Уровней квалификации (от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов») или градация, отраженная в конкретном профессиональном стандарте, на основе ее соотнесения с градацией (ранжированием), установленной в организации.
12. Алгоритм внедрения профессиональных стандартов в организации (рис. 1).
Организация работы по внедрению профессиональных стандартов
Рис. 1. Организация работы по внедрению профессиональных стандартов
12.1. Создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов (рекомендуется утвердить локальными актами организации: создание рабочей группы, состав рабочий группы; положение о рабочей группе).
12.2. Составление плана-графика мероприятий по внедрению профессиональных стандартов с учетом мнения представительного органа работников (статья 372 Кодекса).
12.3. Анализ положений нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенных трудовых функций, и категории работников, имеющих льготы, компенсации или ограничения.
12.4. Анализ реестра профессиональных стандартов (сайт Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/) с целью определения перечня профессиональных стандартов, необходимых для применения в организации (рекомендуется утверждение перечня профессиональных стандартов локальном актом организации и (или) протоколом рабочей группы).
12.5. Анализ соответствия должностей штатного расписания наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах (важно учитывать пп. 9.1, 11.11, 11.12 и 11.14 Рекомендаций).
12.6. Установление соответствия уровня образования работников и их опыта практической работы требованиям, определенным в профессиональных стандартах, с учетом выполняемых трудовых обязанностей (необходимо учитывать пп. 9.2, 11.1-11.4 Рекомендаций) (рекомендуется утвердить список сотрудников, направляемых на прохождении аттестации).
12.7. Составление плана-графика проведения аттестации в соответствии с законодательством (необходимо учитывать пп. 11.7-11.9 Рекомендаций).
12.8. Составление плана-графика направления (при необходимости) на дополнительную подготовку, независимую оценку квалификации (в соответствии с законодательством (необходимо учитывать пп. 11.10 и 11.13 Рекомендаций).
12.9. Анализ локальных актов организации с целью формирования перечня документов для актуализации (разработки) в связи с внедрением профессиональных стандартов (изменения в локальные нормативные акты следует вносить в порядке, установленном трудовым законодательством; введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя).
12.10. При необходимости: оптимизация системы оплаты труда сотрудников в связи с установленными уровнями квалификаций, актуализация штатного расписания (п. 11.15 Рекомендаций).
12.11. Подготовка годового отчета по итогам внедрения профессиональных стандартов.
12.12. Внесение изменений в план-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в связи с утверждением новых и актуализацией действующих профессиональных стандартов, изменениями федерального законодательства, а также организационной структуры организации.
Справочно. Независимая оценка квалификации
1. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (статья 196 Кодекса).
2. Независимая оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу (Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).
3. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения оценки осуществляется за счет средств работодателя (статья 196 Кодекса).
4. В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» предполагаются меры:
Обзор документа
Минтруд представил рекомендации по применению профстандартов. Стандарты используются при определении трудовых функций работников, разработке штатных расписаний, должностных инструкций, аттестации работников, оценке квалификации, профобучении.
Требования к квалификации являются рекомендательными, кроме случаев, определенных в ТК РФ. Вступление в силу профстандартов не означают необходимость увольнения работников.
Представлен алгоритм внедрения профстандартов в организации.
Оперативное управление производством в программе 1С: ERP Управление предприятием 2
Вводные данные: Небольшое предприятие. Мелкосерийное позаказное производство.
Цель: Необходимо организовать эффективное управление исполнения заказов, минимизируя просрочки.
Типичные проблемы при внедрении производства по данному предприятия:
Структура предприятия
В структуре предприятия выделены 2 основных цеха:
Мелкосерийное позаказное производство в 1С: ERP
Продукция, вид номенклатуры, характеристики
Все остальные изделия относятся к тому же виду номенклатуры. Производятся они из разных видов материала, которые точно так же имеют характеристики, соответствующие характеристикам производимой продукции.
Ресурсная спецификация
Чтобы описать процесс производства, необходимо использовать справочник «Ресурсные спецификации», которая описывает ресурсы, необходимые для изготовления той либо иной продукции.
Для изготовления номенклатурной позиции производству необходим конкретный материал. В программе характеристика этого материала явно не задана, но настроен «Автовыбор материала». В этой опции указать, что характеристика материала определяется по свойствам изделия. И здесь есть опция «Настройка соответствия свойств», благодаря которой параметры расходника будет определяться с учетом свойств изготовляемой продукции. Опция «Настройка соответствия свойств» позволяет настроить более сложные сопоставления свойств.
Для описания производственного процесса используется многоэтапное производство, то есть, описывается процесс производства в несколько этапов. Для данного типа производства первый этап – это подготовка материалов, второй – производство. Описывается, в каком цеху или подразделении выполняется определенный этап. Так как планирования не используются, никакая загрузка рабочего цеха здесь не указывается, но указывается ориентировочная длительность этапа для того, чтобы система могла расставить сроки потребности и т.д.
Аналогичным образом описывается и остальные изделия. С этой нормативно-справочной информацией (НСИ) можно работать далее.
Заказы на производство и формирование этапов производства
С данными, внесенными в программу, можно начинать создавать заказы на производство. В опции «Заказ на производство» указать, по какой спецификации необходимо произвести тот либо иной продукт. И важный момент для управления – дата, когда необходимо получить готовое изделие.
Заказы на производство имеют определенные статусы:
Заказ, который уже направлен на производство, появляется на основном рабочем месте в опции «Управление очередью заказов», где можно контролировать, в каком состоянии находятся все заказы. В опции есть индикации определенных проблем, которые помогают диспетчеру получать данные о состоянии определенного заказа.
По каждому заказу требуется сформировать этапы. Кнопка «Диспетчирование этапов» показывает все этапы и состояние производства, необходимые для выполнения того либо иного заказа. По только что созданному заказу этапов еще нет, поэтому их еще нужно сформировать. По кнопке индикации необходимости сформировать этапы необходимо перейти в опцию «Заполнение обеспечения и отгрузки в этапах». Если не поставить никаких галочек, программа формирует все этапы по умолчанию.
После того как все этапы сформировались, на рабочем окне появляется ярлычок «Передать этапы в выполнение». Если выполнить команду «Передать этапы в выполнение» непосредственно с документа «Управление очередью заказов к производству», то система поступит следующим образом: она не все этапы этого заказа передаст на выполнение. То есть по этому заказу будет сформирована только часть этапов. При этом все будут находиться в статусе «Сформирован», но половина из них будет готова к выполнению, а половина еще нет. Готовы к выполнению те, которые направлены в подготовительный цех, потому что подготовка расходных материалов – это самый первый этап по изготовлению продукции. Этап, на котором производится заказ, еще не готов к выполнению, так как предыдущий этап еще не выполнен.
Если непосредственно от заказа передать все этапы в выполнение, система передаст только те этапы, которые уже готовы, но не все сразу. Это соделано для того, чтобы в случае громоздких заказов, содержащих определенное количество этапов, не передавать в работу заблаговременно все, а передавать только по мере необходимости. Но в простых ситуациях, таких как мелкосерийное позаказное производство, заказы короткие, поэтому можно переходить к диспетчированию этапов самостоятельно, передав на выполнение сразу все этапы.
Документ «Этап производства» и выполнение этапов
«Этап производства» – еще один документ, имеющий собственный жизненный цикл, который также описывается определенными статусами:
В статусе «К выполнению» этап производства передается непосредственно в цех на выполнение. Документ «Этап на производство», так же, как и документ «Заказ на производство» – это документ нескольких исполнителей. Например, заказ на производство изначально может формироваться заказчиком, после чего передаваться в ПДО главному диспетчеру. Точно так же этап производства – вначале формируется главным диспетчером, а потом, при переводе в статус «На выполнение» передается уже локальному диспетчеру.
Работа с заказами на данном этапе у главного диспетчера пока завершена. Дальше к работе приступает локальный диспетчер, ответственный за формирование рабочих этапов непосредственно в цеху. Для этого используется рабочее место из журнала «Внутрицеховое управление» — «Выполнение этапов».
Этап изготовления заказа начинается в подготовительном цеху. Появляется список большого количества этапов. Ключевая задача, которую необходимо решить в данный момент локальному диспетчеру – определить, что из всего списка работ ему необходимо взять в работу в первую очередь. Если цех не является узким местом, и работа перед ним не скапливается, никаких проблем с управлением не возникает. Проблемы появляются тогда, когда накапливается большой объем работ, и у локального диспетчера появляется дилемма выбора – что именно взять в работу в первую очередь. В этом случае есть разные варианты решения данной проблемы.
Настройки рабочего места «Выполнение этапов», настройка условного форматирования
Внимательно посмотрим на это рабочее место. Здесь явно не хватает даты, на которую необходимо будет завершить заказ. Необходимо перейти в дополнительные настройки по кнопке «Еще», расположенной в правом углу. Нажать кнопку «Изменить форму», и попробовать сделать программу более пригодной для решения возникшей проблемы. В этой опции с помощью поля «Ссылка» есть возможность добавить любые поля, которые есть у этапа производства.
В данном случае интересует непосредственно поле «Заказ», по которому важны такие поля, как «Желаемая дата выпуска». Добавить это поле и далее можно намного лучше ориентироваться объеме работы. По необходимости диспетчер может отсортировать заказ по желаемой дате выпуска, чтобы наглядно видеть, какие заказы нужно выполнять на конкретную дату.
Можно сделать рабочее место диспетчера еще более наглядным. Для этого нужно перейти в «Настройки списков». Ориентируясь на желаемую дату выпуска, можно выработать определенные внутренние правила. Например, объявить, что те заказы, которые необходимо выполнить четко в определенный срок, являются суперкритичными, а тем заказам, которые нужно закончить в следующий срок, необходимо уделить больше внимания, чтобы закончить работу в сроки. Для маркировки статуса срочности заказов есть настройка «Условное оформление», которая позволяет проводить сортировку заказа, выделяя определенным цветом приоритетные задачи с учетом желаемой даты выпуска.
Допустим, главным ориентиром выступает желаемая дата выпуска. И вот видно, что есть необходимость произвести позиции продукции. Явно не хватает информации о том, из какого материала, ведь ключевая информация на этапе подготовки расходных материалов. В этом случае необходимо зайти непосредственно в этап производства «Подготовка», где можно увидеть, все параметры необходимого для этой номенклатурной позиции материала.
Чтобы оптимизировать этот этап производства, например, сразу подготовить необходимые расходники под определенную номенклатуру, необходимо зайти в опцию «Еще», нажать кнопку «Изменить форму». Добавить информацию о том, материалы на какие изделия и каких параметров необходимо подготовить. Непосредственно в самом этапе информация о том, какие изделия будут производиться храниться только в последнем выпускающем этапе, а подготовка – это первый этап. В нем нет информации о том, какого параметра материал будет для изделия. Но каждый этап содержит реквизит под названием «Идентификатор цепочки», который, по сути, является ссылкой на выпускающий этап производственной цепочки. Добавить ссылку «Идентификатор цепочки», и по выпускающему этапу еще можно добавить номенклатуру и характеристику выходящего изделия.
Характеристика берется из идентификатора цепочки. После вывода характеристики на рабочее место появится информация по срокам заказа, параметрах материала, который необходимо подготовить. Выбрать критическую по срокам номенклатуру с характеристиками и посмотреть все схожие по параметрам изделия. Нажать на клавиатуре Ctrl Alt F и увидеть, что на рабочем месте появляются все изделия с похожими параметрами, которые нужно подготовить. Выделить мышкой позиции, нажать «Действия» — «Отметить начало выполнения». В колонке «Состояние» отмеченные изделия переходят в статус «Начат». Также можно отметить любые этапы производства продукции при подготовке. В этом же рабочем месте можно ориентироваться, обеспечен ли соответствующий этап рабочими материалами или нет.
Ранжирование заказов по «приоритетности», заказы VIP-клиентов
В некоторых случаях возникает необходимость ранжировать заказ не только по срокам, но и по важности, приоритетности. К примеру, на предприятие обратился VIP-клиент. Важно организовать производство продукции таким образом, чтобы вложиться в сроки, выполнить все требования заказчика, и, соответственно, подвинуть по срокам остальные заказы.
Нужно установить в программе желаемую дату выполнения заказа. Если отслеживать исполнение именно по этому клиенту, в колонке «Действие» графа «Обеспечение» поставить выбор действия не просто «К обеспечению», а «Обеспечивать обособленно». В этом случае потребность в продукции будет оформлена в системе не обезличено, а обособленно, с указанием назначения.
На основании такого клиентского заказа создать отдельный заказ на производство. Выбрать подразделение-диспетчер ПДО. В документе «Продукция» появляется перечень продукции, которая входит в заказ на производство. Внимание на колонку «Назначение». Здесь есть ссылка на заказ, по которому обособленно производится продукция VIP-клиента.
Передача этапов к выполнению, работа над производственными этапами
В окне «Статус» установить «К производству» и провести заказ непосредственно на производство. В документе «Управление очередью заказов к производству» у главного диспетчера появляется новый заказ, по которому необходимо сформировать этапы и передать к выполнению.
Если посмотреть в документе «Управление очередью», то заказ от VIP-клиента находится в конце списка. Чтобы поставить его первым в очереди, нужно в окне «Приоритет» выбрать вариант «Высокий» и заказ сразу же переместится в начало списка. Чтобы приоритетный статус заказа отразился на уровне локального диспетчера, необходимо зайти в документ «Выполнение этапов» и сформировать настройки. Перейти по кнопке «Еще» графа «Настроить список», документ «Условное оформление». Определить по ссылке этапа «Заказ», по заказу выбрать поле «Приоритет». Если оно равно значению «высокий», то тогда все поля окрасить в красный цвет. И тогда, даже если по срокам заказ находится в зеленой зоне, то есть по дате сдачи не критический, все равно локальный диспетчер обратит на него внимание, так как данные будут отображаться в другом цвете – красном.
Вот таким образом цех по подготовке, ориентируясь на всю необходимую информацию, может принимать все важные решения, касающиеся производства продукции на конкретном этапе.
Работа производственного цеха.
Здесь картина похожа с цехом по подготовке расходных материалов, однако, производственный цех зависит не только от собственных расходных материалов, но и от самой работы подготовительного цеха. В программе есть дополнительная информация, на которую важно ориентироваться. Внимание на колонку «Состояние». В ней указано состояние заказа, которое является важным ориентиром, позволяющим отслеживать движение заказа. Например, состояние заказа «Начаты предшествующие», указывает на то, что подготовка изделия уже начата, но оно еще не готово к производству. Ориентируясь на эту информацию, локальный диспетчер цеха по производству может заранее разработать план производства, подготовив все необходимые именно для завершающего этапа производства мелкие расходники.
Если необходимо скрыть задачи, за которые нет смысла браться, можно воспользоваться кнопкой отбора по состоянию. В этом случае выбрать те состояния, по которым начато производство, начаты предшествующие или которые можно уже выполнять. В результате список документа «Выполнение заказов» сокращается до минимума.
Отчет «Структура заказа на производство»
Чтобы получить информацию о состоянии заказа, нужно зайти в документ «Управление очередью заказов» и находим отчет «Структура заказа на производство», где указано, что, в каком количестве и в каком объеме выполнено на данный момент. Если структура большая и сложная, можно отсортировать заказ, скрыв то, что уже выполнено. Тогда на экране остается то, что пока находится в производстве.
Градация заказов по приоритетам, настройка приоритетов
Если в отчете «Заказ на производство» не хватает характеристик приоритетов, можно самостоятельно настроить все необходимое. Для этого зайти в документ «Производство», «Настройки и справочники по производству», опция «Приоритеты», где добавляются нужные приоритеты.
Внутрицеховое пооперационное управление без планирования
Реализация этого проекта в 1С: ERP по сути является продолжением предыдущего процесса, но уже на внутрицеховом уровне. Точно так же, как было построено управление работой по выполнению этапов, то есть, работой на межцеховом уровне, ориентируясь на приоритеты без какого-либо планирования графика, аналогичные задачи могут возникать и на уровне цехов.
Вводные данные: Большой цех с большим количеством исполнителей.
Типичные проблемы при внедрении системы учета:
Остальные проблемы могут пересекаться с предыдущим проектом, но с учетом масштабов и тонкостей внутрицеховой работы.
Маршрутная карта, НСИ производства
Для работы на внутрицеховом уровне используется более детальные НСИ – маршрутные карты. Маршрутная карта описывает детальную информацию о выполнении этапа производства. В данном случае в маршрутной карте описан перечень операций, необходимых для производства изделий, изготовляющихся на предприятии. При этом не используются никакие рабочие центры, время можно задавать любое. Важна последовательность операций, которые необходимо будет выполнять. Последовательность операций задается с той точностью, с которой необходимо управлять производством в этом цеху. То есть, не нужно детализировать прям каждое движение. Здесь важно детализировать технологический процесс с той точностью, с которой необходимо видеть, что именно сейчас происходит в цеху, и, соответственно, иметь возможность управлять этапами. На маршруте нужно выделить ключевые точки, и далее описывать их операциями.
Настройки подразделения для пооперационного планирования
Использование пооперационного управление настраивается в самом подразделении. В документе «Производство» зайти в «Производственные подразделения», создать подразделение «Производственный цех пооперационный». Он почти такой же, как производственный цех мелкосерийного позаказного производства, но есть определенные отличия: при настройках параметров производственного подразделения в опции «Производство по заказам» нужно поставить флажок «Использовать пооперационное управление этапами производства». При этом не нужно ставить галочку напротив «Использовать пооперационное планирование». Таким образом, можно управлять операциями, но строить планы пооперационно не нужно.
Настройки ресурсных спецификаций для пооперационного управления
Если в цеху используется пооперационное управление, то в ресурсных спецификациях для этапов, которые выполняются в этом цеху, необходимо указание маршрутной карты, по которой эти этапы будут выполняться.
Нужно зайти в документ «Производство», «Нормативно-справочная информация», раздел «Ресурсные спецификации». Взять за основу ресурсную спецификацию по производству определенной позиции, скопировать ее и создать новую с названием номенклатуры и параметрами. Основное отличие процесса производства будет во втором этапе, который будет выполняться в «Производственном цеху пооперационном». И здесь указать маршрутную карту, которая будет использоваться для детализации об информации по выполнению данного этапа.
В этом заключается все отличие в НСИ. То есть, детализируется этап маршрутными картами. Отметить статус «Действующий» и поставить в поле «Назначить» – «Основная».
Работа с заказами на производство, управление очередью заказов, этапы производства
Далее нужно создать необходимое количество заказов на производство. Работа на межцеховом уровне для использования пооперационного управления ничем не отличается. Здесь точно так же формируются этапы, и эти этапы, которые пойдут в пооперационный цех, точно так же передать к выполнению. Как таковых отличий здесь нет, но появляется возможность использовать другое рабочее место.
У локального диспетчера есть рабочее место «Выполнения этапов». В разделе «Подразделение» выбрать «Производственный цех пооперационный» и открывается рабочее место, где перечислены все этапы изготовления изделия. Здесь локальный диспетчер управляет точно таким же образом, как и в любом другом цеху. Но когда он принимает этапы к выполнению, по этим этапам на основании маршрутных карт формируется информация о том, какие операции необходимо выполнить. То есть в каждом сформированном документе нужно заполнить маршрутную карту, которая подставляется из ресурсной спецификации. Но при выполнении этапа у локального диспетчера есть возможность перевыбрать другую маршрутную карту, чтобы, например, принять какое-нибудь локальное решение, что определенное изделие будет производиться по другой маршрутной карте.
Рабочее место «Выполнение операций»
Для выполнения операций есть соответствующее рабочее место в документе «Производство», «Внутрицеховое управление», раздел «Выполнение операций». Чтобы этапы производства переместились на это рабочее место, необходимо этапы перевести в статус «Отметить начало выполнения». Как только отметить по этапам начало выполнения для подразделения, в котором используется пооперационное управление, дальше можно начинать работу уже с операциями.
На рабочем месте «Выполнение операций» видно пул операций, которые необходимо выполнить. Технически это еще не документ, а информация в регистре. И здесь принцип очень похож на принцип рабочего места «Выполнение этапов». Здесь точно так же выделяются те операции, которые можно уже начинать выполнять, те, которые ожидают предшествующие и т.д. В рабочем месте «Выполнение операций» принимается решение о том, что нужно принять в работу и какому исполнителю назначить. С этим рабочим местом можно производить точно такие же настройки, которые производили с рабочим местом «Выполнение этапов». Аналогично можно настроить информацию о том, к какому заказу это относится, какие желаемые сроки исполнения, какие приоритеты и т.д.
Крупное производство сложных технических изделий
Вводные данные: Крупное производство крупногабаритных технических изделий.
Типичные проблемы при внедрении системы учета:
Каким образом организовано управление производством на таких предприятиях? Наиболее характерно разбивать все ДСЕ по группам опережения. Группы опережения – это сроки, количество месяцев до выпуска готового изделия. То есть, группа опережения 1 – это за определенный период до выпуска готового изделия, группа опережения 10 – за определенный более длительный период до выхода готового изделия и т. д. Таким образом, на большинстве предприятий организуется планирование такого производственного процесса. ДСЕ классифицируется по группам опережения, и в соответствии с этим по плану выпуска продукции строятся такие планы по определенным периодам (месяцам, года и т.д.) закупки и изготовления ДСЕ.
Соответственно, каким образом все это переложить на 1С: ERP? Самый простой способ – начать с того, что просто воспроизвести эту систему. Можно каждую группу опережения описать как этап производства ресурсной спецификации фиксированной длительности, для которого нужна определенная ДСЕ.
Реализация сложного производства 1С: ERP
Предположим, что необходимо изготовить крупное сложное техническое инженерное изделие, на производство которого требуется длительный период. В системе есть перечень материалов, деталей, сборок и агрегатов, относящимся к разным группам опережения.
Ресурсная спецификация для сложного производства
Для того, чтобы это все описать, необходимо создать ресурсную спецификацию по названию номенклатуры. Производственный процесс в данном случае описан как последовательность этапов. Для простоты создать 2 цеха: цех оборудования и цех окончательной сборки. Каждый этап описывается просто: задается необходимая длительность этапа, условное наименование, соответствующее группе опережения, а также указывается, в каком подразделении это выполняется. Вот таким образом заполняется ресурсная спецификация.
Материалы могут быть занесены вручную, либо можно занести их с имеющихся внешних источников. Заполнить все материалы и по каждому наименованию указать, к какой группе опережения этот материал относится.
Заказы на производство, управление очередью заказов, планирование графика производства
К примеру, поступил заказ на производство технически сложного изделия в количестве 1 шт. Сроки изготовления тоже фиксированы. Спецификация есть, заказ есть, поэтому сразу можно передать его на производство.
В дальнейшем будет использоваться график планирования производства, но при этом нет учета мощностей, нет учета доступности видов рабочих центров. Есть просто длительность процесса, основанная на группах опережения. Также есть информация о том, какие поставки материалов. Соответственно, планирование проводится по материальным ресурсам, это так называемое планирование MRP1 – планирование потребности в материалах. При таких настройках уже появляется возможность планировать график производства.
На рабочем месте сформирован заказ на производство, в котором от предыдущей настройки ничего не изменилось. А вот в рабочем месте «Управление очередью заказов к производству» появляется дополнительный отбор и, соответственно, колонка с информацией о том, не нарушена ли дата потребности. Также появляется индикация по необходимости планирования графика.
В документе «Диспетчирование этапов» видно, что этапы сформированы по этому заказу на производство. В документе «Управление очередью заказов» сформировать этапы производства, после чего на рабочем месте появляется индикация того, что нужно выполнить следующий этап – спланировать график производства.
Информация о том, когда какие материалы нужно обеспечивать
В документе «Диспетчирование этапов» есть информация о том, когда и какие материалами необходимо обеспечить производство. Можно проследить состояние обеспечения заказа на всех этапах производства. Такой подход позволяет сразу получать результат, а дальше постепенно двигаться к его улучшению.
Предположим, запустили такое планирование. Если увеличивать объем заказов, может оказаться, что график, построенный таким образом, уже неприемлем, потому появляются какие-то ограничения. Возникает необходимость в смещении сроков. Как это обсчитать? Если есть понимание, где и на каком этапе возникают ограничения, определяющие пропускную способность, можно постепенно вносить эту информацию в НСИ, детализировать и получать уже более точные результаты.
Ограничения по трудовым ресурсам (планирование по материальным и трудовым ресурсам)
На крупных предприятиях наиболее характерным ограничением, определяющим пропускную способность, являются трудовые ресурсы. Чтобы использовать планирование с учетом мощностей, необходимо включить третью настройку – «Планирование по материальным и производственным ресурсам». В этом случае можно планировать не только по длительности процесса или по доступности материалов, но и составлять планы по загрузке оборудования и других ограничений.
Структура рабочих центров, доступность видов рабочих центров
Ограничения производственных мощностей у нас задаются в справочнике «Структура рабочих центров». Здесь используется цех оборудования и цех окончательной сборки. Так как в данном примере ограничением является рабочий персонал, персонал нужно описать как вид рабочего центра. Например, персонал цеха окончательной сборки – это вид рабочего центра, где указывается, что он может использоваться в этапах производства.
В параметрах планирования работы в графике производства поставить галочку напротив графы «Учитывать ограничения», при этом график работы не вводить индивидуально для каждого рабочего центра, а ввести для вида рабочего центра целиком. Рядом задать количество рабочих центров. Это как раз характерный способ задания доступности в случае работы с ограничением по персоналу.
Допустим, в цеху оборудования есть определенное количество работников, максимальная доступность – 40 часов в неделю, в цеху окончательной сборки в два раза меньше от сотрудников, максимальная доступность – общее количество часов в месяц на оба цеха. Теперь задать доступность этих рабочих центров. Задать период, на который нужно задать доступность, и, соответственно, заполнить доступность, а система по умолчанию заполнит человеко-часы.
Изменение НСИ, ресурсные спецификации с видами рабочих центров
Для того чтобы этим воспользоваться, придется переделать НСИ. Предположим, известно, что в цеху окончательной сборки есть ограничения по пропускной способности, теперь используются виды рабочих центров, при этом длительность можно не задавать, но можно указать, что используется персонал цеха окончательной сборки. И указать, что для изготовления какого-либо изделия нужно конкретное количество часов. Аналогичным образом заполняется цех оборудования. Предположим, для первого этапа нужна одна пятая от общего количества часов.
Теперь сделать заказ на производство: изделие в количестве 1 шт., определена желаемая дата выпуска. Теперь необходимо сформировать по нему график производства заказа, который покажет направление движения, нацеленное на получение максимально качественных результатов.
Проектное производство
Вводные данные: Производство с конструкторским отделом проектирования.
Типичные проблемы при внедрении системы учета:
Здесь можно вообще не использовать ресурсные спецификации. Создать новый заказ на уникальное изделие. По этому изделию нет никакой спецификации. То есть, информации о НСИ нет в принципе. Но система позволяет работать и без всякой НСИ. Можно просто вручную создать все этапы для изготовления этого заказа.
В итоге появляется заказ на уникальное изделие, спецификация отсутствует, в структуре заказа есть ссылка «Создать этапы». Перейти по ссылке, возникнет рабочее место, которое позволяет сформировать всю необходимую информацию для выполнения этого заказа. Сразу перейти к производственному процессу. Проектированием, подготовительным работами, изготовлением ДСЕ, крупноузловой сборкой пусть занимается цех оборудования. Далее, окончательная сборка проводится в цеху окончательной сборки. И испытания будут проводиться в испытательном цеху. Вот таким образом, без всякой ресурсной спецификации, можно описать структуру заказа, заполнить необходимые материалы, трудозатраты и т.д.
Уникальное изделие не имеет ресурсной спецификации, но уже есть сформированные этапы производства для изготовления этого изделия. Это один из подходов который может применяться. Но такой подход можно еще немного упростить. С заказами, не имеющими ресурсной спецификации, работа ничем не отличается от работы с любыми другими заказами. Точно так же можно перевести его к производству, соответственно, он появляется в документе «Управление очередью заказов». При этом все производственные этапы уже сформированы, поэтому можно приступать к непосредственному планированию, а затем передавать к выполнению.
Но можно пойти и более простым путем, который заключается в том, что можно просто сделать ресурсную спецификацию на типовой проект и грубо разбить производство в плане этого проекта на две крупные стадии. Первая стадия – проектирование, на выполнение которого условно требуется определенное количество дней. Вторая стадия – непосредственно стадия производства, на которую ориентировочно отводится другое количество дней. На основании этих данных получается ресурсная спецификация с грубым типовым проектом.
По этой спецификации можно сформировать заказ на производство уникального изделия по спецификации «Типовой проект». Далее нужно передать заказ к производству. Сразу сформировать по нему эти 2 этапа: проектирование и производство. Но предположим, что уже этап проектирования запускается в работу. В этот момент можно описывать, что для проектирования требуются какие-то материалы, отражать расходы, понесенные трудозатраты и т. д. в процессе работы по выполнению этапа проектирования может возникать информация о том, какие агрегаты потребуются для выполнения производства.
Второй этап – производство, пока не начат, но в процессе проектирования можно наполнять этап производства необходимыми материалами, ДСЕ, полуфабрикатами и пр. Таким образом, по мере выполнения этапа проектирования у собирается информация о том, что необходимо для производства. Допустим, есть решение, что для производства потребуется изделие, производимое по спецификации. Сам этап производства еще не выполняется, осуществляется проектирование и наполняет его информацией. Как только добавить ДСЕ со спецификацией, при этом обозначив, что они производятся как полуфабрикаты, в документе «Управление очередью заказов» по такому заказу сразу появляется признак того, что ему требуется доформировать этапы. По заказу уже есть два этапа – проектирование и производство, но так как в этап производство добавлен полуфабрикат, производимый в процессе, но для него этапов пока нет, системы выдает индикацию, что требуется еще доформировать этапы.
Если сейчас сформировать этапы по этому заказу, будет видно, что кроме этапов проектирование и производство, появились еще этапы тех полуфабрикатов, которые необходимы для выполнения этого заказа. Можно посмотреть структуру этого заказа: вот уникальное изделие, на этапе проектирования пока ничего не нужно, а вот на этапе производство потребуются определенные полуфабрикаты. Таким образом, в процессе проектирования можно создавать спецификации, которых ранее не было, описывать ДСЕ и т.д. И постепенно структура заказа обрастает деталями. Если при выполнении этого заказа потребуется внести какие-либо изменения, на любом этапе можно вмешаться в сам процесс, добавив необходимые детали.