Какой параметр стоит в приоритете у ментора
Мастер-джедай: кто такой ментор и зачем он нужен
Кто такой ментор
Менторство существует со времен античности: Аристотель был наставником Александра Македонского, а Сократ — учителем Платона. Ментор в современной трактовке — это эксперт в своей области, который помогает менее опытному человеку строить карьеру, развивать полезные качества и избегать типичных ошибок. По сути, это наставник, который добился успеха и готов бесплатно поделиться своими секретами с другим человеком.
В отличие от руководителя наставника не особо волнует, вовремя ли вы приходите на работу и какие формулы в Excel умеете использовать. Он фокусируется на глобальных вещах: достижении целей и профессиональном росте. Хотя руководитель тоже может быть ментором для своих подчиненных, такие программы наставничества есть у многих компаний. Если среди коллег найти ментора не получается, то всегда можно сделать это вне работы.
Зачем взрослому человеку учитель
Как выбрать подходящего ментора
Ищите наставника в соответствии со своими ожиданиями. Убедитесь, что у него есть компетенции и достаточный опыт в нужной сфере. Например, основатели облачного сервиса Dropbox Дрю Хьюстон и Араш Фирдоуси учились у двух успешных бизнесменов из Силиконовой долины Хади и Али Партови, которые работали консультантами для Facebook и Airbnb.
Оцените личные достижения потенциального учителя: хотелось бы вам самому этого добиться? Не выбирайте наставника по его имени или советам друзей. Обращайтесь за советом к тому, чей карьерный путь вас вдохновляет. Если хотите стать подменторным известного человека, попробуйте. В этом нет ничего плохого, но не забывайте о людях, которые многое знают, но остаются в тени из-за специфики своей профессии или характера. Во-первых, у них больше времени и вам будет проще найти время на общение. Во-вторых, они, скорее всего, сами хотят поделиться экспертизой.
Где искать наставника
Менторство набирает популярность, поэтому найти наставника сейчас не сложнее, чем заказать еду. Мы собрали несколько сервисов, которые помогут найти личного учителя:
Попробовать поработать с ментором и убедиться, что это эффективный способ прокачаться, можно на Changellenge >> Cup Moscow. Там вы выберете подходящую отрасль для карьеры, получите важные навыки и заведете полезные деловые знакомства. Успейте зарегистрироваться до 15 ноября и получите в подарок наш учебник по решению кейсов!
Если у вас на примете есть потенциальный ментор, свяжитесь с ним в соцсетях или по телефону. Если нет, то поищите наставника среди преподавателей бизнес-курсов или опытных коллег. И помните: не страшно получить отказ. Эксперты — люди востребованные, поэтому занятые. Зачастую у них нет лишнего времени, чтобы курировать других, а кто-то просто не заинтересован в менторстве. Отказали — не расстраивайтесь и продолжайте искать.
Как извлечь максимум из работы с ментором
В первую очередь вам необходимо наладить контакт, иначе пользы будет мало. Как строить работу, решается индивидуально и зависит от наставника, но есть некоторые общие принципы:
Зачем ментору тратить на вас время
Когда ментор передает знания другим, он сам лучше структурирует информацию и вникает в вопрос. Развиваются аналитические способности, навыки принятия решений и коммуникации. Он тренирует лидерские качества, за счет которых можно претендовать на более высокие позиции в компании. А еще в качестве ментора внутри компании человек растит младших коллег, которые будут ему помогать, а потом и сами станут менторами для других.
Получите карьерную поддержку
Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.
Подписаться на карьерную рассылку
Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.
Скажи, кто твой ментор: как найти хорошего наставника
Об авторе: Александр Кравцов — методолог, исследователь менторских практик на постсоветском пространстве. Книгу можно купить на сайте издательства МИФ.
Критерии ментора
Стремительно растущая популярность менторства имеет и определенные негативные последствия. С одной стороны, рост спроса на услуги менторов — дело, безусловно, хорошее. Но, с другой стороны, когда нечто скрытое, эксклюзивное становится всеобщим достоянием или объектом широкого интереса, происходит как неизбежная трансформация понятия, так и его обесценивание.
Именно это мы сейчас и наблюдаем. Под словом «менторство» сегодня подразумевается стандартный инструмент решения прикладных задач бизнеса — от знакомства рядовых сотрудников с их должностными обязанностями до планирования преемственности для СЕО.
Понятие «ментор» воспринимается как почетное звание, которое присваивают всем мало-мальски толковым руководителям — тем, кто помогает коллегам и проявляет заботу о своих подчиненных, создавая им условия для роста.
Однако настоящий успех — по-прежнему штучный товар. И настоящего ментора еще можно встретить. Если вы решили найти такого человека, то искать его надо, руководствуясь следующими критериями.
Первый и самый очевидный критерий — превосходство. Ментор должен превосходить ученика. Как минимум — в той сфере, в которой ученик хочет продвинуться. В идеале — во всем. Чем больше разрыв в ресурсах и возможностях между ментором и учеником, тем больше первый может дать второму.
Но есть нюансы. Во-первых, важно, чтобы эта разница носила принципиальный, качественный характер. Ментор нужен для того, чтобы помочь вам совершить именно качественный скачок — не просто подняться, а перейти на следующий уровень. Для этого он должен сам находиться на этом уровне, а еще лучше — на несколько уровней выше.
Во-вторых, ментор — это не паровоз, который тащит вагоны от станции к станции по однажды проложенному пути. Ментор — это ступень ракеты. Его задача — поднять вас на новую высоту, вывести за границу атмосферы. Дать концентрированный импульс в нужном направлении. После чего «ступень отстреливается», и дальше ракету должна нести следующая ступень.
Иными словами, потенциал отношений «ментор — ученик» всегда ограничен во времени. Рано или поздно произойдет одно из двух: ученик догонит ментора или траектории их движения разойдутся настолько, что ментор уже не сможет выдавать импульсы в том направлении, в котором движется его подопечный.
И то и другое нормально. Ученик должен стремиться достичь уровня своего учителя. Иначе он вообще ничего не добьется. Ученик должен искать собственный путь. Нельзя прийти к своей цели, если идешь по чужому следу.
Именно поэтому вам необходима большая разница в уровне. Тогда, даже находясь на одной траектории с вами, ментор дольше сможет выдавать ускоряющий импульс. И успеет выйти на новый уровень, чтобы сохранить между вами эту дистанцию.
Не менее важно, чтобы ментор превосходил вас по как можно большему числу направлений. В этом случае он сможет предложить вам широкий выбор траекторий для дальнейшего продвижения, даже если в итоге вы окажетесь на разных орбитах.
Разница в уровне часто проявляется и разницей в возрасте. Обычно она составляет около 20 лет, но может быть и больше.
Второй критерий, на который вы должны обратить внимание, рассматривая кого-либо в качестве потенциального ментора, — это близость и основанное на ней доверие. Без доверия нет успеха. Без доверия невозможны продуктивные отношения. Чем больше стоит на кону, тем больше доверия должно быть.
Менторство — особый случай. Здесь доверие критично. Но еще важнее то, из чего возникает доверие. Доверие между ментором и учеником должно основываться на чувстве взаимной близости. Есть вещи, которыми нельзя поделиться с друзьями. Бывает так, что и супругам лучше чего-то не знать друг о друге. Однако с доктором или адвокатом приходится быть полностью откровенным. Иначе они не помогут решить вашу проблему.
Но это трудно. Врачи, адвокаты и все, чей бизнес подпадает под определение «консультант», всегда держат дистанцию. Их интерес к вам должен оставаться сугубо деловым. Вы для них клиент, их участие в вашей судьбе — услуга, за которую они получают деньги. Происходит обмен одной ценности на другую. Иными словами, это формальная сделка, основанная на взаимной выгоде. Если доверие — необходимое условие для ее заключения, то близость в таких отношениях только вредит.
Однако настоящее менторство без близости не работает вообще, потому что это не сделка. Как не является сделкой любовь или дружба — другие виды отношений, для которых необходима близость. Хотя в этих отношениях также есть взаимный интерес и взаимная выгода, разница в том, что стороны в них не обмениваются ценностями. Они делятся ценностями. Если между сторонами в таких отношениях есть взаимный интерес, но нет близости, неизбежно возникает ситуация, когда одна из сторон начинает злоупотреблять доверием и эксплуатирует другую.
Это всегда заканчивается плохо. Друзья не просто расстаются — они становятся врагами. Любовь сменяется ненавистью. А отношения «наставник — ученик» превращаются в другой архетипический сюжет: «ученик чародея». Не менее древний и весьма популярный. Если вновь обратиться к «Звездным войнам», то Оби-Ван Кеноби и Энакин Скайуокер, превратившийся в Дарта Вейдера, разыгрывают этот сценарий как по нотам.
Пострадавшей стороной при этом, как правило, оказывается именно ученик — у наставника по умолчанию больше возможностей использовать своего подопечного. Это нашло отражение в фильме — по сути, именно Оби-Ван сделал Энакина инвалидом.
Ни взаимное доверие, ни взаимная выгода не уберегут отношения от краха, если в них нет близости. Близость скрепляет любые отношения. Она снижает издержки, сглаживает углы и притупляет противоречия, которые неизбежно возникают, когда сталкиваются две яркие, активные и амбициозные личности. Это готовность идти на определенные уступки и даже жертвы. Готовность делиться, отдавать, не требуя немедленного возмещения. Это готовность делать больше, чем нужно, и действовать прежде, чем тебя об этом попросят. А когда отношения подходят к концу — умение расстаться, оставаясь в плюсе.
Майкл Блумберг и Уильям Саломон
Майкл Блумберг — легендарная личность. Его имя стало синонимом успеха. Он основатель одного из крупнейших игроков на рынке финансовой аналитики, стабильно занимает верхние строчки в списке богатейших людей мира по версии Forbes, трижды избирался мэром Нью-Йорка.
По словам Блумберга, этим он обязан Уильяму Саломону, с работы на которого и начался его карьерный путь в 1966 году. Будучи выпускником бизнес-школы Гарварда, Майкл мог позволить себе выбирать, поэтому приходил на собеседования во все ведущие брокерские конторы Уолл-стрит. Одной из них была относительно небольшая, но активно развивавшаяся компания Salomon Brothers. Порядки, заведенные в ней, удивили Блумберга. В других местах, куда он приходил на собеседование, торговые залы были небольшими, а трейдеры сидели в отдельных кабинетах. В Salomon Brothers все, от руководителей до рядовых клерков, находились в одном большом зале. И общались между собой временами очень эмоционально.
Дожидаясь встречи, Майкл разговорился с каким-то человеком. Тот остановился, чтобы поболтать с новичком. Сотрудник, представившийся как Билли, был очень приветлив и даже дал Майклу несколько советов, как лучше вести себя на собеседовании. Оказалось, что это был сам Уильям Саломон — управляющий партнер компании и сын одного из ее основателей.
Эта мимолетная встреча оказалась судьбоносной. Полвека спустя, находясь на вершине славы, Майкл Блумберг написал на своей странице в LinkedIn:
«В жизни мы нечасто встречаем людей, способных изменить то, как мы смотрим на мир и решаем, что для нас важнее всего. Для меня таким человеком был Билли Саломон…
…Работая с Билли, я узнал о менеджменте больше, чем от кого бы то ни было, и компания, которую я основал с тремя парнями, такими же выходцами из Salomon, была построена благодаря его урокам. И хотя сегодня Salomon Brothers уже не существует, правила, которые Билли заложил своими поступками, продолжают жить в тех, кого он вдохновил».
Иными словами, Саломон обладал стратегическим превосходством, которое предопределило его эффективность в качестве ментора для Блумберга: несмотря на отсутствие образования, Саломон обладал колоссальным опытом работы на фондовом рынке. Еще более важным было то, что Саломон умел работать с людьми и пользовался большим авторитетом как внутри компании, так и за ее пределами.
Вместе с тем между ними была и близость. Именно открытость и дружелюбие Уильяма Саломона произвели наибольшее впечатление на Майкла. Несмотря на то что Goldman Sachs предложила Блумбергу больше, он решил, что иметь такого руководителя, как Саломон, намного важнее хорошей зарплаты.
Теперь у вас наверняка возникнет логичный вопрос.
Итак, есть два критерия, позволяющих рассматривать человека в качестве ментора: это превосходство и близость. С первым все просто — разница в уровне между ментором и его подопечным, как правило, видна невооруженным глазом.
Но как быть с близостью? Ее невозможно измерить. Это «химия» — она или есть, или ее нет. Мало того, чтобы это понять, нужно находиться в личных отношениях. Но даже в этом случае необходимо учитывать, что она возникает не сразу. Например, Билл Гейтс и Уоррен Баффет при первой встрече не слишком понравились друг другу, хотя с тех пор дружат уже более 30 лет. А иногда «химия» не возникает вовсе.
Можно ли как-то на это повлиять?
Управлять взаимной симпатией мы пока не научились.
Возможно, оно и к лучшему. Но прикинуть свои шансы заранее вполне реально. Наверняка вы слышали о том, что противоположности притягиваются. Или хотя бы дополняют друг друга. Вера в это является важной частью культуры — в искусстве, литературе и кино масса соответствующих сюжетов. Это убеждение настолько сильно, что просочилось даже в труды некоторых психологов. Но люди не магниты. Правильный принцип звучит ровно наоборот: «Подобное притягивается к подобному».
Причина, по которой данный сюжет столь популярен в массовом сознании, проста: противоположности создают основу для конфликта и драмы. Именно это делает любую историю интересной. Но то, что хорошо на экране или страницах романа, не всегда хорошо в жизни. Статистика неумолима: наиболее прочные отношения возникают между людьми схожего темперамента, характера и взглядов на жизнь. Именно поэтому чем больше вы похожи друг на друга, тем лучше. Ценности, принципы и приоритеты ментора и ученика должны совпадать. В этом случае шансы на возникновение «химии» максимальны.
Прекрасной иллюстрацией этого правила является следующая история.
Ричард Брэнсон и Фредди Лейкер
Сэр Ричард Брэнсон, пожалуй, самая яркая и неоднозначная фигура современного бизнеса: миллиардер, авантюрист, любитель эпатажа, автор множества смелых бизнес-идей, ставших примерами как оглушительного успеха, так и грандиозного провала. Казалось бы, второго такого персонажа быть не может.
Но задолго до сэра Ричарда роль всеобщего возмутителя спокойствия в бизнес-среде играл другой не менее легендарный сэр — Фредди Лейкер. Как и Брэнсон, Лейкер плохо учился в школе, но с детства отличался предприимчивостью. Выходец из бедной семьи, он вынужден был подрабатывать и постоянно пробовал новые бизнес-идеи. Он рано увлекся авиацией: до Второй мировой войны работал на авиазаводе, с ее началом стал авиамехаником, ремонтировал боевые самолеты и выучился на пилота. После войны он экспериментировал с различными бизнес-идеями в авиации — основал несколько компаний, занимавшихся авиаперевозками. Какие-то бизнес-идеи оказались удачными, какие-то провалились.
Но настоящий прорыв произошел в начале 1970-х, когда Лейкер загорелся идеей совершить революцию на рынке и запустить трансатлантический маршрут, билеты на который будут стоить намного дешевле, чем у остальных авиакомпаний. По его задумке, полет через океан должен был стоить столько же, сколько и поездка на поезде. Говоря современным языком, он решил создать лоукостер.
Однако долго так продолжаться не могло. Pan American, Trans World Airlines и British Airways стали планомерно снижать стоимость билетов, лишая Skytrain главного козыря — дешевизны. Факт сговора доказан не был, но эти действия вместе с нарастающим экономическим кризисом сделали свое дело — в 1982 году Skytrain обанкротилась. Лейкер судился с British Airways и выиграл иск, но компанию это не спасло.
Тем не менее авторитет и слава сэра Фредди Лейкера были столь велики, что когда три года спустя Брэнсон решил основать авиакомпанию Virgin Atlantic Airways, то недолго раздумывал, к кому обратиться за советом и помощью. Он пригласил Лейкера на ланч и поделился своим замыслом. Как позднее писал Брэнсон в своей книге «К черту все! Берись и делай!», Лейкер сказал ему:
«Будь готов к грязным приемчикам British Airways. Это их подлые трюки разорили меня. Не позволяй им сделать то же самое с тобой. Подавай жалобы во все инстанции. Моя ошибка была в том, что я не жаловался».
Брэнсон воспользовался этим советом и подал в суд на British Airways в 1992 году, когда усилившаяся конкуренция между ними действительно вылилась в серию «грязных трюков» со стороны национального перевозчика. British Airways решила не доводить дело до судебного разбирательства и выплатила Брэнсону компенсацию. Позже Ричард говорил: лучшее, что посоветовал ему Фредди Лейкер, — это подать в суд на British Airways до того, как они его разорят.
Для нас же наибольший интерес вызывает другой важный совет, который Лейкер дал своему ученику. Virgin Atlantic Airways не могла похвастаться таким же рекламным бюджетом, как ее конкуренты. Лейкер подсказал своему протеже выход из ситуации — самому стать лицом компании и продвигать ее силой собственной харизмы. В своей книге Брэнсон пишет об этом так:
«Он сказал мне: «Используй себя. Не бойся выставить себя дураком. Иначе ты не выживешь». Этот совет повлиял на весь мой подход к бизнесу. Я принял его и с тех пор все время искал оригинальные способы выделиться из толпы. Я обнаружил, что с помощью необычных и забавных способов больше шансов оказаться на первой полосе газеты, чем на последней».
То, что Брэнсон последовал совету Лейкера, отразило их сходство друг с другом. Благодаря этому две яркие, неординарные и достаточно неуживчивые личности сумели найти общий язык, более того — построить долгосрочные доверительные отношения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Прокачать свою карьеру в ИТ: что такое менторство и как оно помогает освоить профессию
И как сделать так, чтобы оно принесло максимальную пользу всем участникам процесса
Ментор — это опытный профессионал, готовый поддержать и вдохновить своего подопечного, менти, в его личной или профессиональной жизни в зависимости от запроса.
Задача такого человека — не давать прямые ответы и решения, а помочь разобраться с теорией и направить в нужное русло. Персональный ментор, преподаватель школы наставников и менти рассказали о том, каким бывает наставничество и каких результатов оно помогает добиться в ИТ.
Путь ментора
Функции ментора можно сравнить с задачами преподавателя на семинарах в университете.
Наставник помогает подопечному выстроить стратегию для достижения цели, дает задания и качественную обратную связь.
Количество времени, которое наставник должен посвящать своему менти, зависит в первую очередь от уровня подопечного. Например, со студентом, который выполнял практически все задания самостоятельно, мы созванивались раз в неделю, обсуждали проделанную работу и проговаривали задачи на следующий период. В сумме на проверку его домашних заданий, ответы на вопросы и живую коммуникацию у меня уходило около трех часов в неделю.
Менти без хорошей базы нуждаются в большем внимании: им нужны частые ревью-сессии и, соответственно, больше легких заданий. На работу с таким подопечным в среднем уходит около 4—5 часов в неделю.
При этом ментор вряд ли может помочь человеку с абсолютно нулевыми знаниями. Дальше подготовки списка теоретических материалов дело не уйдет. Да и в таком списке, по сути, менторской работы нет, это ближе к работе университетского лектора. Так что на первом этапе полному новичку нужно скорее получить базовые знания — самостоятельно или при помощи преподавателя — и только потом обратиться к ментору за «направлением».
Какие качества важны для наставника
Уделяя время студентам, ментор должен помнить, что он не репетитор и не школьный преподаватель, который должен решать все задания вместе с учеником. Это эксперт с большим опытом в индустрии и базой потенциально полезных контактов, готовый ответить на насущные вопросы здесь и сейчас.
Он также не должен идти на поводу у своих подопечных и вовлекаться в их учебные проблемы эмоционально. Основная задача ментора — научить студента пользоваться новыми знаниями и искать ответы на вопросы без посторонней помощи.
Если студент теряет мотивацию и перестает верить в себя, именно ментор должен вернуть его в ресурсное состояние. Наставник может акцентировать внимание на общем прогрессе своего подопечного, еще раз проговорить с ним цели, к которым он идет, и дать ему мотивирующую обратную связь.
Как победить выгорание
Часто менти задают повторяющиеся вопросы и не всегда могут правильно использовать известные им решения. Занимаясь новой задачей, некоторые мои подопечные берут за основу решение из предыдущего типового задания. Мы можем неоднократно проговаривать правильные шаги для получения результата — и раз за разом наступать на те же грабли.
Такие ситуации могут очень сильно фрустрировать и раздражать ментора, но нужно все равно сохранять спокойствие и желание помочь своему подопечному. Так, если ошибка, которую совершает подопечный, повторяется из раза в раз, наставник должен зафиксировать на ней внимание и разобраться в первопричине: уточнить, понял ли менти тему, успел ли закрепить материал или же нужно заново разобрать с ним аналогичную задачу.
Помимо проблемы повторяющихся ошибок, я иногда сталкивался с тем, что студенты просто-напросто пропадают. Вы знакомитесь с подопечным, вам кажется, что вы совпадаете по духу и целям, а через несколько занятий он перестает выходить на связь и игнорирует сообщения. Такое поведение расстраивает, но как-то защитить себя от подобных ситуаций сложно. Главное — не принимать это на личный счет и не терять желания помогать людям.
С ментором и без: опыт студентов
По первой профессии я преподаватель китайского и английского, но мне всегда была интересна разработка игр, поэтому я решила поучиться ей на онлайн-курсе GeekBrains. Для меня все было в новинку — в том числе и работа с ментором. Он проверял домашние задания, давал по ним обратную связь и отвечал на вопросы студентов.
Не могу сказать, что ментор сыграл какую-то решающую роль в моем обучении и дальнейшем становлении как гейм-дизайнера — сейчас работаю в команде Saturated Outer Space, — но его обратная связь в любом случае была полезной. Например, однажды я разобралась в непонятной для меня задаче благодаря дополнительным ссылкам, которыми поделился наставник, в другой раз — через наводящие вопросы, на которые пришлось отвечать.
Ментор никогда не скидывал нам готовых решений, но всегда направлял и намекал, где можно найти нужную информацию.
По своему опыту работы наставником я бы сказала, что на общение с группой студентов, которая состояла из 8—10 человек у меня уходило около 1—2 часов в неделю. Как ментор я всегда старалась отвечать структурно и по делу, чтобы информация от меня была максимально понятной и при этом исчерпывающей.
До того, как попасть в ИТ, я работал администратором сервис-бюро у автомобильного дилера и затем занимался выдачей зарплатных карт корпоративным клиентам в ВТБ. В какой-то момент мне это надоело — и я решил бесплатно научиться программированию с нуля.
Так я прошел онлайн-отбор и собеседование в проект Сбера «Школа 21» и попал на четырехнедельный тестовый период обучения — он называется «бассейн». У нас не было наставника или ментора, точнее сказать, был лидер группы от «Школы», который обещал поддерживать нас в сложные моменты.
В итоге, когда я начал «тонуть» — изучал язык C с нуля, а это все-таки что-то из области фантастики, — то понял, что нуждаюсь в совете. Сначала написал нашему лидеру на почту, потом в Slack и в довершение — во «Вконтакте». Я не получил от него никакого ответа и в итоге, весь демотивированный и разочарованный в себе, ушел, так и не пройдя «бассейн».
А потом случился «Яндекс-практикум» и учеба на тестировщика. У меня было несколько ситуаций, когда я попадал в тупик и снова нуждался в совете: я писал в наш общий чат и вместе с наставником «разгонял» непонятную мне тему. То есть если вначале мне казалось, что я совершенно ничего не знаю, то после разговора с наставником происходил инсайт — и я шел заниматься своим проектом.
Что касается мотивации, то на втором спринте в «Практикуме» у меня перестал получаться проект. Первая реакция была бросить все, уйти и вернуть деньги за обучение. От этого шага меня остановил разговор с куратором курса: она вдохновила на то, чтобы закончить проект. В итоге оказалось, что он был совсем неплох, а я совершенно зря переживал и грыз себя.
После окончания учебы я сразу начал работать по специальности: сначала в IBS AppLine, теперь в компании «Островок-ру». Кстати говоря, на текущем месте работы у меня сперва было аж два наставника: один — технический, рассказывает обо всех системах внутри компании; другой — корпоративный, делится со мной гласными и негласными правилами, помогает влиться в коллектив.
Где найти ментора в ИТ
Если вы хотите заниматься с ментором отдельно от обучения, то, пожалуй, самый очевидный метод — купить наставничество на страницах онлайн-платформ вроде «Хекслет», которые продают его как одну из услуг, или на бирже менторов вроде mkdev.
Еще можно искать наставников:
Следует помнить, что все описанные альтернативные варианты поиска наставника предполагают умение проявлять социальные навыки и ставить четкие цели, иначе у вас не получится построить продуктивное сотрудничество с ментором.
Менторство как элемент онлайн-курсов
Как извлечь из работы с ментором максимальную пользу
Работа с ментором — это личная инициатива подопечного: здесь нет пересдач, выговоров и отчислений. Поэтому менти важно контролировать расписание и собственную вовлеченность. Своевременное выполнение домашних заданий и регулярность встреч — это его ответственность, а наставник — скорее поддерживающий элемент.
Не нужно стесняться «глупых вопросов», таких не существует, важно просить обратную связь и давать ее ментору для повышения эффективности совместной работы. Человек, который уточняет детали и просит объяснить тот или иной концепт еще раз, с большей вероятностью начнет применять все эти знания в жизни — в отличие от тех, кто «проживает» непонимание внутри себя.
Очень часто у менторов и преподавателей есть большой список дополнительной литературы, ссылок и других материалов по разным темам, которые могут быть полезны для менти. Чтобы получить доступ к ним, нужно прежде всего обратиться к своему наставнику и попросить его о помощи — иначе все ценные материалы так и будут пылиться на полке.
Если говорить о помощи менторов на онлайн-курсах, то лучше всего писать любые вопросы в общую группу, а не в личные сообщения тем, с кем у вас получилось наладить контакт. Такой формат общения помогает побороть стеснительность и получить более качественный фидбэк — и от ментора, и от тех ребят, которые уже разобрались в теме.