какой сад находится стенах московского кремля
У стен Московского Кремля:
Александровский сад — часть I:
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД
Сегодня мы привыкли называть его сад, но до 1970-80-х гг. это были Александровские сады. И было их три: Верхний, Средний и Нижний.
Александровский сад — парк в Тверском районе Москвы, расположен вдоль западной Кремлёвской стены, тянется от площади Революции до Кремлёвской набережной.
Парк площадью 8,8 гектаров был основан в 1812 году.
ИСТОРИЯ
До XVIII века на месте Александровского сада протекала река Неглинная (Неглинка). На берегах реки исторически устраивали народные гуляния, её вода была чистой и славилась рыбным промыслом. Со временем река стала загрязняться, побережье обваливались и зарастали. Москвичи всё больше выкидывали в неё мусор, отходы, а уж мясные ряды и окрестные харчевни сбрасывали в неё и вовсе мерзость. Потом домовладельцев обязали вывозить нечистоты в бочках.
В конце XVIII века, при императрице Екатерине II, Неглинку решили изолировать от горожан, заключив тёмные воды в гранитный канал.
Сады занимают старое русло реки Неглинной и часть ее берегов, главным образом правого берега, так как левый лежал под самой кремлевской «горой», на которой сейчас стоят стены и башни Кремля. Эта «гора» в древности была значительно выше, чем сейчас. При прокладке под Александровским Верхним садом тоннелей метро на глубине 11 м от современной поверхности сада было обнаружено старое русло реки Неглинной. Дно реки состояло из желтого песка, толща же земли над ним — сплошь из насыпного грунта.
В 1493 г., после большого пожара, Иван III велел снести все строения от стен Кремля на расстоянии 235 м до современной Моховой улицы, чтобы создать свободную площадь для предохранения Кремля от пожаров и как плацдарм для отражения врагов. Вероятно, с последней целью связано устройство на реке Неглинной, на месте нынешних Александровских садов, каменных плотин и прудов. Первая каменная плотина и пруд были устроены в Нижнем саду в 1514 г., вторая плотина — у Боровицкого моста и пруд в Среднем саду — в 1515 г., третья плотина — у Троицкого моста и пруд в Верхнем саду — в 1516 г. В том же году был построен новый каменный Троицкий мост; это — первое исторически достоверное о нем сведение, хотя можно предполагать, что каменный мост был здесь уже в 1471 г.
В середине XVI в. Иван Грозный насадил между Троицкими и Боровицкими воротами, по правому берегу реки Неглинной, Аптекарский сад с плодовыми деревьями и лекарственными растениями. В 1706 г. в связи с предстоящим строительством бастионов Аптекарский сад был переведен на 1-ю Мещанскую улицу (проспект Мира), где и существовал под этим названием (Аптекарского), а когда в 1805 г. был передан университету, то получил название Ботанического. Он существует до сего времени как Аптекарский сад.
В XVII веке, близ пруда в Нижнем Александровском саду, находился Лебяжий двор, и в пруду плавали лебеди, которые предназначались для царского стола. Пруд и Лебяжий двор были уничтожены в начале XVIII в. Память о них осталась в названии существующего рядом сейчас Лебяжьего переулка.
В 1707—1708 гг. Петр I строил земляные укрепления вокруг Кремля и Китай-города. В Александровских садах, приблизительно по линии их решетки, был выкопан ров до реки Москвы, в который спустили реку Неглинную. Ее старое русло засыпали мусором и землей, а как основание для намеченных бастионов уложили ряды бревен, чтобы не было осадки земли. Бастионов в виде пятиугольников, вершиной направленных в сторону рва, было пять: Боровицкий — у Боровицких ворот, Неглинный — между Боровицкими и Троицкими воротами, Троицкий — у Троицких ворот; Никитский — против Никитской улицы (Большая Никитская, бывшая ул. Герцена) и Воскресенский — у Большой Арсенальной башни. Между бастионами, у стен Кремля, были устроены земляные «куртины».
Бастионы не помешали оставлению в нынешнем Верхнем Александровском саду большого пруда и плотины у Троицкого моста. У плотины находилась казенная мельница, сдававшаяся в аренду частному лицу; на ней в XVIII в. толкли кирпич и приготовляли цемент.
После окончания Отечественной войны 1812 г. император Александр I решил убрать реку под землю и приказал разбить поверх реки сад.
В 1817-1819 годах крепостной ров, в котором протекала река Неглинная, был перекрыт сводами, и река оказалась в подземной трубе длиной три километра.
В 1819-1823 годах земляные бастионы и куртины были снесены, причем земля пошла, главным образом, на планировку местности и, как сказано выше, здесь были устроены сады.
В рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года над рекой Неглинной были спроектированы сады по проекту архитектора Осипа Бове. Возможно, он сразу мыслил комплексно, ведь именно Бове будет перестраивать Манеж в двух шагах от Александровского сада. И Большой театр тоже, кстати, построил Осип Бове.
Бове спроектировал часть сада от Воскресенских до Троицких ворот — Верхний сад, его работу продолжили помощники Давыдов, Петров и другие. Для устройства сада местность выровняли и покрыли дёрном, посадили липы, берёзы, рябины и другие деревья и кустарники.
В то время вдоль сада проходили спланированный Бове неглубокий ров, ограничивающий территорию со стороны Неглинной (теперь Манежной) улицы, и созданная в 1820-х годах архитектором Фёдором Шестаковым, но не сохранившаяся до настоящего времени, низкая металлическая ограда.
После коронации Александра II в 1856 году сады переименовали в Александровские в честь Александра I.
В 1872 г. в этих садах развернулась, по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, Политехническая выставка.
В то время Александровский сад был лишён признаков главного государственного, державного, и т.д. И Москва не была столицей (столицей был Санкт-Петербург), и сад у Кремля был просто приятный сад. И даже, более чем приятный: Александровский сад в начале XX века – это сад знакомств. Амурная слава Александровского сада вошла и в большую литературу.
«На скамейке в Александровском саду
Котелок склонился к шляпке с какаду:
«Значит, в десять? Меблированные «Русь». »
Шляпка вздрогнула и пискнула: «Боюсь».
— «Ничего, моя хорошая, не трусь!
Я ведь в случае чего-нибудь женюсь!»
Засерели злые сумерки в саду,
Шляпка вздрогнула и пискнула: «Приду!»
СОВРЕМЕННОСТЬ
Во время реконструкции 2012—2013 годов в саду вырубили часть старых деревьев, а вместо них посадили 200 новых, а также 2700 кустарников, разбили розарий площадью 750 м² с тремя тысячами кустов, установили новые светильники.
В 2015 году в саду заменили 26 тысяч м² старого асфальта на новую плитку, рядом с монументами сделали косметический ремонт.
В саду проводятся городские мероприятия: в 2017 году в парке состоялось закрытие фестиваля «Военные оркестры в парках города», а также смотр детских духовых оркестров в Итальянском гроте. Ежегодно в День города и День Победы к Могиле Неизвестного Солдата возлагают цветы в память о павших в Великой Отечественной войне.
ВЕРХНИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД
Верхний сад был открыт в 1821 году, его протяжённость составляет 350 метров — от площади Революции до Троицкой башни.
Тайницкий сад
Парк на месте свергнутого памятника
Тайницкий сад — настоящий рай для гостей Московского Кремля: цветы, деревья, скамейки, фонтан с павлином…
Сад протянулся вдоль южной кремлевской стены параллельно склону Боровицкого холма и получил название по Тайницкой башне.
В башне был тайный колодец для снабжения водой защитников Кремля во время осады. Были здесь и Благовещенская церковь с Житным двором, где хранились запасы хлеба для царского двора. А рядом стоял храм святых Константина и Елены.
Но советское время их не пощадило. Благовещенскую церковь разрушили в 1932 году, а Константино-Еленинский храм снесли в 1928, и на его месте до середины 1960-х годов проходили детские новогодние елки.
Памятник Александру II» />
Самой первой жертвой советских изменений стал памятник Александру II.
Огромный монумент по проекту А.М. Опекушина, П.В. Жуковского и Н.В. Султанова открыли в 1898 году на бровке Боровицкого холма (эту часть Тайницкого сада называют Большим Кремлевским сквером). На тот момент это был самый большой и дорогостоящий памятник в России.
Бронзовая статуя изображала Александра II в генеральском мундире со скипетром в руках. Постамент украшала надпись: «Императору Александру II любовию народа». Монумент укрывала шатровая сень из гранита и бронзы, увенчанная двуглавым орлом. В ее куполе можно было прочесть летопись жизни царя. С трех сторон статую окружала арочная галерея с 33 мозаичными портретами русских правителей. По фризу колоннады шла надпись: «Сооружен доброхотным иждивением русского народа».
Но замысел автора не поняли, и еще накануне открытия памятника кто-то оставил надпись на заборе вокруг монумента.
На памятник обрушилась волна критики. Особенно доставалось галереям. А Владимир Гиляровский не поскупился на две эпиграммы.
В 1918 году памятник царю-освободителю пал жертвой Революции. На его месте устроили Большой кремлевский сквер, и в 1967 году здесь поставили памятник В.И. Ленину.
Но его тоже «свергли» в 1995 году. Лишь мраморные лавочки и пышная ваза с цветами напоминают о стоящем здесь раньше Ильиче. Зато теперь отсюда можно увидеть новый памятник Александру II рядом с храмом Христа Спасителя.
Сейчас Тайницкий сад входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для посещения. Можно прогуляться по парку, отдохнуть в тени деревьев, полюбоваться игрой воды в фонтане «Счастья вольная птица» (его украшает павлин) и увидеть знаменитый дуб «Космос», который посадил Юрий Гагарин 14 апреля 1961 года — через 2 дня после полета в космос.
А в 2013 году в Тайницком саду появилась вертолетная площадка. Ее построили, чтобы президент РФ мог добираться в Кремль без перекрытия улиц.
Достопримечательности Александровского сада
Александровский сад – парково-прогулочная зона, основанная в центре Москвы по инициативе императора Александра I, в 1821 году. Автор проекта Кремлевских садов (так первоначально назывался зеленый массив площадью 8,8 га) – главный архитектор «фасадической» части» города, Осип Бове. Роскошный архитектурный комплекс, посвященный победе России в войне 1812 года, расположен на месте старого русла реки Неглинки и части ее правого берега. Верхний, Средний и Нижний парки, объединенные в единую композицию, стали называть Александровским садом только в 1856 году.
Верхний сад
Верхний сад – северная часть парка, протянувшаяся от Манежной площади к Троицкому мосту до Кутафьей башни. Протяженность аллей, расположенных параллельно и перпендикулярно кремлевским стенам, составляет 350 метров. От здания Исторического государственного музея отделен чугунной оградой и воротами, украшенными золочеными символами победы.
Чугунные ворота Александровского сада
Ограда и центральные ворота Александровского сада отлиты из черного чугуна, декоративные элементы, символизирующие военные победы России, – из золоченой бронзы. Четыре вершины входных ворот венчают двуглавые орлы с молниями (перунами) в лапах. Автор использовал древнегреческие и римские символы для стилизации решетки – головы львов, горгонейоны (головы горгоны Медузы), для столбов – фасции из переплетенных прутьев, лабрисы (боевые топоры). Массивная ограда и декоративные элементы изготовлены на Чесменском чугунолитейном заводе по проекту архитектора Евгения Паскаля.
Приглашаем Вас совершить увлекательное обзорное путешествие по столице на комфортабельном автобусе. Разрабатывая эту экскурсионную программу, наши.
Москва – один из самых загадочных и неординарных мегаполисов мира. Его биография соткана из головокружительных взлетов и сокрушительных падений.
Могила Неизвестного Солдата и Вечный огонь
Могила Неизвестного Солдата – дань памяти воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 3 декабря 1966 года прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы у станции Крюково и торжественно перезахоронен в Александровском саду. Над надгробной плитой установлен мемориал, спроектированный скульптором Н. Томским и группой московских архитекторов. Автор строки «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» – Сергей Михалков. Вечный огонь, доставленный из Ленинграда, зажег генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев. С 1997 года у Мемориала несет службу Почетный караул.
Итальянский грот
Грот «Руины» – арочное сооружение из гранита и кирпича, символизирующее возрождение Москвы после войны 1812 года. Для оформления пьедестала автор проекта Осип Бове использовал фрагменты разрушенных городских зданий. Пещера с четырьмя белыми колоннами, расположенными у входа, возвышается на насыпном холме (больверке). Мемориал украшен барельефом с воинской символикой, изображениями мифологических существ. На высоких подмостках установлены мраморные скульптуры львов. Итальянский грот – одна из главных достопримечательностей парка и символ военного триумфа России.
Памятник-обелиск в честь 300-летия воцарения Дома Романовых
Обелиск, установленный в память 300-летия дома Романовых, имеет трагическую историю. Торжественная церемония открытия состоялась 10 июня 1914 года, а уже в 1918 году, после революции, мемориал переделали в «памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Символы Российской империи сбили, на их месте выгравировали фамилии мыслителей и политиков. В 2013 году обелиск разобрали для восстановления первоначального облика, но реставрация прошла крайне неудачно. Современные архитекторы считают, что исторический памятник утрачен.
Памятник Патриарху Ермогену
Памятник Святому Гермогену (Ермогену), представляющий собой скульптурное изображение патриарха в полный рост, открыт 25 мая 2013 года, в честь 100-летия со дня его канонизации. Авторы проекта – скульптур С. А. Щербаков, архитектор – И. Н. Воскресенский. Патриарх сыграл значимую роль в избавлении Москвы от польского присутствия – с его благословения сформировалось народное ополчение Минина и Пожарского, при нем была обретена икона Казанской Божией матери, особо почитаемая святыня православной церкви. Памятник Гермогену расположен неподалеку от фонтана «4 времени года».
Фонтанный комплекс
Фонтанный комплекс открыт в Александровском саду в 1996 году. В декоративную водную композицию входят центральные фонтаны «Гейзер», «Река Неглинная», «Улитка», «Завеса» и ряд небольших водопадов, образующих единый архитектурный ансамбль. Автор скульптур «Времена года», «Герои сказок», «Русалка» – Зураб Церетели. Несмотря на критику горожан, связанную с нарушением исторического облика центра Москвы, группа фонтанов приобрела статус одной из главных достопримечательностей города. После весеннего запуска «Гейзера» подключаются все другие фонтаны столицы.
Средний сад
Средний сад протянулся на 382 метра, от Троицкой до Боровицкой башни. Этот участок парковой зоны открылся в 1822 году, на год позже Верхнего сада. В XVI-XVII веках в этой части находился Государев аптекарский сад, где культивировались целебные растения. Сегодня в этом секторе расположены билетные кассы музеев, поэтому тут всегда оживленная обстановка.
Кутафья башня
Кутафья башня – фортификационное строение, входящее в кремлевский оборонительный комплекс. Кирпичное сооружение возведено в 1516 году под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Первоначальное предназначение объекта – защита въезда на Троицкий мост. В XVII веке постройку украсили ажурным верхом и провели реставрацию. В дальнейшем башня подверглась еще нескольким реконструкциям, в результате чего в ее стенах не осталось первоначальных кирпичей. Башня расположена с западной стороны Кремля, центральная часть обращена в сторону Александровского сада.
Троицкий мост
Троицкий каменный мост, соединяющий переход между Кутафьей башней и Троицкими воротами, был возведен, по предположению историков, в 1475 году. В 1516 году мост перестроили, заменив камень красным кирпичом. Строительством девятипролетного моста руководил итальянский архитектор Алевиз Фрязин. В XVII веке мост перекрыли деревянным шлагбаумом, чтобы предупредить свободное прохождение на территорию Кремля. В 1901 году мост подвергся капитальной реконструкции и в таком виде сохранился до наших дней. У современного моста – один арочный проход, отсутствуют сходы и лестничные марши.
Памятник Александру I
Нижний сад
Нижний сад открылся в 1823 году. Небольшой участок территории длиной 132 метра расположен за Боровицким мостом и первоначально простирался до Водовозной башни Кремля (там, где река Неглинная впадала в Москву-реку). Через столетие, когда строился Большой каменный мост, эта часть сада была срезана. Здесь нет прогулочных зон, памятников и мест отдыха. Единственное, что напоминает о старинном саде, – стройные ряды цветущих лип.
Достопримечательности Александровского сада, исторические и современные, образуют уникальный архитектурно-парковый ансамбль. Здесь находятся памятники, обелиски и монументы, посвященные воинским победам России, выдающимся личностям и полководцам. Аллеи с ухоженными деревьями, поляны с цветами, причудливые клумбы и фонтаны, расположенные в разных частях сада, придают комплексу нарядный вид и располагают к приятному отдыху. Александровский сад, красивый и ухоженный во все времена года, продолжает оставаться излюбленным местом отдыха москвичей и гостей столицы.
Тайницкий сад московского Кремля
Тайницкий сад в Москве располагается на территории Московского Кремля, занимая площадь у южных стен, обращенных к протекающей внизу Москве-реке. Свое название сад получил по созвучию с находящейся по-соседству Тайницкой башней.
Сегодня Тайницкий сад включен в список культурного наследия всемирной организации ЮНЕСКО.
Из истории Тайницкого сада
Еще в начале прошлого века на нынешней территории сада располагались Благовещенский храм и храм во имя святых великомучеников Константина и Елены, который возвели, предположительно, еще в четырнадцатом веке.
Также здесь стоял и кремлевский Житный двор с хлебными запасами для нужд царского двора.
Еще одной достопримечательностью Тайницкого храма являлся мемориал, посвященный памяти императора Александра II.
Он включал в себя непосредственно памятник самодержцу работы А.М. Опекушина, прикрытый богато оформленной шатровой сенью, наибольшая высота которой составляла 72 с половиной метров (сравните с памятником Петру I работы Церетели, высота которого составляет порядка 98 метров) и занимаемой площадью почти под 1300 квадратных метров.
Пришедшие к власти большевики в корне изменили этот уголок московского Кремля.
В 1918 году в Тайницком саду был уничтожен памятник Александру II (сегодня монумент в честь императора стоит у Храма Христа Спасителя), в 1928-м дело дошло до Константино-Еленинской церкви и уже в 1932-м уничтожили Благовещенский храм.
При советской власти на данной территории, в канун полувековой годовщины Октября, установили памятник Владимиру Ильичу Ленину, который демонтировали в 1995-м.
Стоит отметить, что верхняя территория Тайницкого сада, которая граничит с Ивановской площадью, именовалась Большим Кремлевским сквером.
Интересные и любопытные факты:
Вот и завершился наш краткий экскурс в историю Тайницкого сада московского Кремля.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ: САДЫ. СКВЕРЫ.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ.
Суббота,13 мая,облачно,+10.Ночью было 0 градусов.
Днем в Москве стало чуточку теплее,настроение улучшается,а мы отправляемся в заключительное путешествие по Кремлю.
Большой Кремлёвский сквер
В конце XIX века на этом месте был открыт памятник царю-освободителю Александру II. Снесен в 1918 году. В 1967 в сквере был открыт памятник В. И. Ленину. Снесен в 1995 году.
1 мая 1920 года на этом месте проходил знаменитый Всероссийский субботник, в котором участвовал Ленин.
Сейчас Большой Кремлёвский сквер является местом для отдыха москвичей и гостей столицы. Необыкновенно красиво здесь в конце весны, когда цветут яблони, а на клумбах распускается множество тюльпанов. Кроме ухоженных цветочных клумб и фруктовых деревьев, в глубине сквера расположен бронзовый фонтан в виде павлина, находящегося в распустившемся цветке, окружённом маленькими фонтанами.
Фонтан с бронзовым павлином (автор Олег Ершов)
Тайниций сад Московского Кремля
Есть на территории Кремля в Москве один небольшой сад.
Сведений о возникновении самого сада известно немного. Название свое садик получил из-за расположения рядом с Тайницкой башней Кремля. Говорят, что к проекту строительства и заложения садового комплекса приложила ручку сама Софья Палеолог (личность своеобразная и с большим оккультным следом в истории). И, как утверждают некоторые, название башни (а, следовательно, и сада) пошло совсем не от предполагаемого начала подземных галерей на случай осады.
Тайницкий сад занимает территорию, начиная от так называемого дальнего края южной стены (где ранее находились Тайницкие ворота или как иногда они называются в архивных документах – Водяные ворота) до спуска к Москва-реке. В саду высажены не только хвойные деревья, что так характерны для Московского Кремля, но и большое количество фруктовых деревьев.
В наше время Тайницкий сад находится под охраной и закрыт для широкого доступа. Причины этого не объясняются. Возможно, на территории сада имеются стратегические сооружения, ранее не известные широкому кругу и во избежание лишнего интереса к подобным объектам со стороны общественности все находится в режиме закрытого доступа. Но так было не всегда, к примеру, в шестидесятых годах прошлого века в этом саду проводились новогодние гуляния у главной городской елки для детей. Так же в свое время был открыт и так называемый Большой Кремлевский сквер. В этом сквере находился до перенесения в Горки в 1995 году легендарный памятник Владимиру Ильичу Ленину (творение скульптора В.Б. Пинчука совместно с архитектором С. Б. Сперанским).
Сейчас территория Тайницкого сада является вотчиной археологических групп, которые регулярно достают из недр сада ценные экспонаты. Так, к примеру, на месте раскопок были обнаружены срубы домов и берестяная грамота, а так же всевозможные предметы быта. Возможно, будут обнаружены новые артефакты на месте нахождения Благовещенской церкви с Житным домом или же храма святых Константина и Елены. Может быть, подбросит загадочных подарков и разрушенный большевиками в 1918-1920 годах мемориальный комплекс в память царя Александра ІІ.
Интересно, что Тайницкий сад даже сейчас, будучи отнесенным к режимным зонам Кремля, успел обрасти новыми легендами. Существует легенда «о фонтане с птицей счастья». Что если потереть ветку у ног птицы и положить монетку под ракушку, на которой птичка стоит – то любое желание сбудется. «Птица счастья» же на самом деле павлин, являющийся частью фонтана скульптора и художника Олега Ершова под названьем «Счастья вольная птица». Открытие фонтана было не так давно, семнадцатого мая 2008 года. И сама идея с фонтаном для Тайницкого сада не нова, по документам в разное время на данной территории действовало четыре фонтана в различных уголках сада.
Тайницкий сад – живописное место. В нем иногда прогуливаются важные делегации и лица первой величины. Деревья, розарий, аккуратно вымощенные брусчаткой прогулочные дорожки… Наверное именно из-за всей этой красоты ливийский лидер Муаммар Каддафи попросил разместить свой шатер для проживания во время своего пребывания с визитом в Москве в 2008 году.
На территории сада находится дуб «Космос», посаженный 14 апреля 1961 года Юрием Гагариным, через два дня после первого полёта человека в космос.
В 2008 г. в Тайницком саду был временно установлен шатёр, в котором, на время своего визита в Москву, проживал ливийский лидер Муаммар Каддафи.
Неожиданным стало сообщение, что при реконструкции некоторых зданий на территории данного сада компании, занимавшиеся благоустройством, потребовали застраховать себя и своих работников. Страхование должно покрывать риски в случае любых противоправных действий третьих лиц, всевозможных пожаров (вне зависимости от степени причиненного вреда) и стихийных бедствий. Кроме того, отдельно прописан пункт компенсации в случае взрыва. Но заказывавшие услуги по реконструкции структуры при президенте РФ попросили включить в договор страхования пункт, в котором застрахована и гражданская ответственность строителей (в виде крупных штрафов) за причинение вреда третьим лицам. Довольно странный получился договор. Данный документ действует до марта 2015 года. Достоверно неизвестно, зачем потребовалось заключать подобный договор и чего остерегаются стороны.
Александровский сад
Мы говорим сегодня Александровский сад, а когда-то говорили сады, во множественном числе. Впрочем, и теперь, двигаясь вдоль главной оси Александровского сада, явно ощущаешь, что он состоит из трех частей: Верхнего сада (длиной 350 ) от Угловой Арсенальной башни до Троицкого моста, Среднего — от Троицкой до Боровицкой башни (его длина 382м) и Нижнего, самого короткого (132м). Первым открылся для гуляющих Верхний сад, затем Средний, а последним, в 1823г. – Нижний. Сегодня Нижний сад закрыт для посетителей, поскольку прогулочных аллей в нем нет, но ухаживают за ним садовники не менее тщательно, ведь это один из немногих зеленых оазисов в самом центре пропитанной бензиновым дымом Москвы. Вдоль стен Кремля и Манежной площади проложены три аллеи, между ними ухоженные газоны, посадки деревьев и кустарников, цветочные клумбы.
Но Александровский сад не просто место для гуляний. Это один из наиболее знаменитых мемориальных парков Москвы, призванный напоминать о целом ряде важнейших событий отечественной истории.
Александровский сад был устроен по воле российского императора АлександраI «Благословенного», имя которого после 1814г. во многом ассоциировалось с избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в 1820г., когда еще все в городе жило одним стремлением — возродить первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения. Приступивший к проектированию сада архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в среде благодарных москвичей как один из главных проектировщиков новой, послепожарной Москвы. Он возглавлял так называемую «фасадическую часть» Комиссии для строения Москвы, специально созданной для возрождения города и за двадцать лет давшей городу и новый облик Красной площади, и Театральную площадь, и Бульварное кольцо и многое другое. Поэтому глубоко символично, что создаваемый в самом сердце Москвы, у стен Кремля сад получил мемориальное значение — в память победы над Наполеоном и в знак возрождения Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во главе 80-тысячного союзного войска в победном марте 1814года — Александровский сад. Примечательно, что даже советская власть, постаравшаяся в 1920?егг. вытравить из российской топонимики все, связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада — он всегда оставался таковым.
За три года работ, с 1820 по 1823гг. была освоена территория площадью почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном значении сада напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е.Паскаля огромные чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою главный вход в сад — со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота, наполненные символикой военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к 50-летию победы в Великой Отечественной войне памятник любимому народному герою маршалу Г.К.Жукову (работа скульптора В.Клыкова). Само по себе это выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором сошлись вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой.
В сторону Манежной площади ограду сада продолжает кованая решетка, выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова. Еще более знаменитым памятником победы над Наполеоном и одновременно памятником возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года стал помещенный на главной площади Александровского сада грот «Руины». Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов приходится напоминать, что грот не только украшение парка — он напоминание…Сама по себе традиция устроения декоративных пещер-гротов (от итальянского слова «grotto») действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной архитектуре, здесь случай особый. Приглядитесь к крыльям грота, они выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией. Несмотря на работу времени, придавшего этим камням довольно «археологический» вид, легко прочитываются кусочки стволов и капители колонн и даже украшавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами предстает памятник труду москвичей, возродивших свою первопрестольную столицу краше прежнего и личному творческому усердию замечательного зодчего Осипа Ивановича Бове.
Эта, центральная, часть Верхнего сада во все времена привлекала множество гуляющих, а в самом гроте «Руины» когда-то играл оркестр – неотъемлемый элемент городских садов прежней России. Для стиля ампир, которым проникнут облик Александровского сада, как и самой послепожарной Москвы, характерно не только увлечение военной эмблематикой, которую мы встречаем и на фасаде грота, и на чугунных воротах. Ампир относит нас к эпохе античности, и именно этим объясняются формы странного сооружения, обычно выкрашенного зеленой краской, возле средней аллеи Верхнего сада, неподалеку от Троицкого моста. Перед нами вентиляционная отдушина протекающей под землей реки Неглинной, стилизованная в формах античного жертвенника! Вот так соединялись утилитарное и декоративное в эпоху классической архитектуры. Зодчие последовательно заботились о том, чтобы все радовало глаз в парке.
Но не только памятник маршалу Жукову у входа в Александровский сад напоминает здесь о последней большой войне. В декабре 1966г., когда страна отмечала двадцатипятилетие разгрома немецко-фашистских войск под Москвою здесь был устроен один из главных военных мемориалов города — Могила Неизвестного солдата. Он задуман как памятник всем павшим воинам, в первую очередь тем, чьи имена так и остались неустановленными. Останки одного из таких бойцов, лежавшие в братской могиле на 41-м километре Ленинградского шоссе, где когда-то шли тяжелейшие бои, были торжественно перенесены к кремлевской стене и захоронены. Место захоронения отмечает гранитное надгробие со скульптурным изображением лавровой ветви, каски и знамени, в центре расположенной поверх надгробия красной звезды горит Вечный огонь. Интересно, что зажжен он был от факела, доставленного из Ленинграда, с известного военного мемориального комплекса «Марсово поле». Произошло это 8 мая 1967г., когда мемориал был торжественно открыт. Бронзовая надпись на надгробии передает саму идею композиции: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Чуть далее, вдоль специально замощенной аллеи выстроились десять гранитных блоков, под которые поместили землю, доставленную из городов-героев. Их имена нанесены на поверхность блоков: Ленинград, Киев, Волгоград, Одесса, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Тула, крепость-герой Брест.
Здесь бывает особенно многолюдно в день Победы, но и в другое время сюда приходят учащиеся, выпускники военных училищ, ветераны, официальные делегации. Возлагают цветы. За воротами Александровского сада по выходным дням можно увидеть кортежи свадебных автомобилей. Ведь Могила Неизвестного солдата – одно из мест, которое любят посещать москвичи-молодожены в день бракосочетания. Черта характерная для страны, которой пришлось так много воевать и так много терять. В 1997г. специальным президентским указом именно сюда был переведен от мавзолея В.И.Ленина так называемый Пост №1, главный солдатский пост в Российской Армии.
Мемориальное значение Александровского сада не исчерпывается военной темой. Место это оказалось притягательным и для желающих увековечить иные события русской истории. В самом центре Верхнего сада, на площадке неподалеку от грота стоит уникальный памятник, как бы вобравший в себя все метаморфозы российской политической истории XX века. Точнее будет сказать — два памятника, волею исторических событий слившихся в одном монументе. Мы имеем в виду высокий серый четырехгранник-обелиск с заостренным верхом, появившийся в Александровском саду в 1914г. История его такова.
Приближался 300-летний юбилей царствования Дома Романовых и россияне готовились встретить его с особой торжественностью. Особенная роль в торжествах отводилась Костроме и Москве, городам непосредственно связанным с воцарением Михаила Романова в 1613г. 17 января 1911 года на заседании Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской Городской Управе был поднят вопрос о сооружении в связи с годовщиной памятного обелиска по образцу имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В следующем году был проведен конкурс проектов. В результате долгих дебатов комиссия в конце концов остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте архитектора С.А.Власьева. (Проект-победитель конкурса оказался слишком дорог). Стоимость обелиска составила без малого 50 тыс. рублей, сумма по тем временам немалая. Сначала хотели приурочить открытие памятника к юбилейной дате 21 февраля 1913г., дню, когда на Соборе был избран Михаил Романов, затем к приезду императорской четы в Москву в конце мая 1913 г., но, в итоге, царь в мае лишь знакомился с проектом, будучи в Городской Думе и одобрил его. Торжественная закладка состоялась лишь в 18 апреля следующего, 1914, года и 10 июля памятник был открыт. Официальное его название было: Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых.
Обелиск был выполнен из серого финского гранита и увенчан двуглавым орлом, ниже которого располагался герб Романовых — лев со щитом и мечом. Еще ниже были перечислены имена Романовых и гербы губерний и областей Российской Империи, а также гербы Великих княжеств. Первоначально стоял он у входа в Верхний сад.
Но вскоре грянули одна за другой Февральская, а затем и Октябрьская революции. В России стали сносить памятники «царям и их слугам», как это тогда называлось. Романовский же обелиск решили, по предложению В.И.Ленина, оставить, но трансформировать его содержание с точностью до наоборот. И вот в 1918г. монархический памятник стал революционным: на месте имен Романовых были вырезаны имена революционных мыслителей всех времен и народов, а остальные атрибуты прежней власти ликвидированы. Следы от затертых гербов хорошо видны на поверхности нынешнего обелиска. В 1966 году монумент был перенесен в центр Верхнего сада, к гроту «Руины», где и находится теперь.
И еще одно событие имеет отношение к Александровскому саду. В 1872г. здесь была устроена знаменитая Политехническая выставка, на которой были показаны все главные достижения техники, транспорта, строительства тех времен. Именно от нее ведет свое начало Политехнический музей в нашем городе. Открытие выставки было приурочено к 200-летию со дня рождения покровителя наук императора ПетраI.
УТРАЧЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 г. женский монастырь в Московском Кремле
Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения представителей московского великокняжеского рода женского пола.
История
По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.
В 1407 Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Вознесенский монастырь. Справа на переднем плане виден Вознесенский собор, за ним Екатерининская церковь; слева храм св. Михаила Малеина, фото конца XIX в.
Её невестка, великая княгиня Софья Витовтовна, продолжила постройку, но успела лишь возвести стены собора. Восемь лет спустя собор выгорел дотла, 50 лет стоял недостроенным, и лишь в 1467 восстановлен великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Тёмного. Зодчий Василий Ермолин для прочности «одевает» старые стены собора в новые.
Шестнадцать лет спустя монастырь был снова повреждён огнём. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового Вознесенского собора (существует версия, что архитектором был Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде). В 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора.
В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз поновлялся: при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако, во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле и разорения его французами в 1812 г., Вознесенский Собор пострадал незначительно.
В главном монастырском храме, Вознесенском соборе, находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, которая, как говорили, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 г. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. (В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее).
Вознесенский монастырь в Московском Кремле. Екатерининский храм. Справа — церковь Михаила Малеина, фото конца XIX в.
Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы. Именно там вдова Ивана IV, Мария Нагая, в постриге инокиня Марфа приветствовала Марину Мнишек, которая проведёт там несколько дней до её свадьбы с мнимым сыном Нагой, Лжедмитрием.
Кроме главного Вознесенского собора, в монастыре были ещё две церкви.
В 1634, царь Михаил Романов приказал построить новую церковь в монастыре и посвятил её своему святому покровителю, Михаилу Малеину. Колокольня рядом с этой церковью была построена в конце XVII столетия. Она стояла сразу за Спасскими воротами в глубине за красивой решёткой. Построена церковь была всего за пять месяцев Баженом Огурцовым и Семейко Белы́м.
Третью церковь в монастыре освятили во имя св. великомученицы Екатерины. В начале XIX века митрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III. В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.
Вознесенская площадь, Вознесенский собор.
Автором проекта новой церкви св. Екатерины был архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в неоготическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году её отделку закончил архитектор А. Н. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря.
После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.
Разрушение монастыря
Вознесенский монастырь сильно пострадал во время боев за Кремль в ноябре 1917 года: снарядами были разрушены стены и купола его храмов. В марте 1918 года в Москву переехало большевистское правительство, разместившееся в Кремле. С октября 1918 года монастырь был закрыт.
Монахиням велели покинуть обитель: последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при церкви Лефортовской больницы. Они успели тайно, под мантиями, вынести из обители икону-реликварий «Богоматерь Казанская» одна из самых почитаемых в монастыре икон, утварь и драгоценности и спрятать их на подворье лавры, но большевики учинили там обыск и отправили изъятые ценности в Оружейную палату.
Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря. 1929
Спустя два месяца (в декабре того же года) решением Комиссии по изъятию церковных ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня «Богоматерь Одигитрия» (поновленная в 1482 г. Дионисием) была перенесена в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца XVII в. (после её передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. — в Государственную Третьяковскую галерею).
В апреле 1929 года по инициативе Коменданта Кремля Р. А. Петерсона, правительственная комиссия, в которую входили: К. Е. Ворошилов, В. В. Шмидт, А. С. Енукидзе, осмотрели здания Чудова и Вознесенского монастырей и постановили снести их, очистив место для строительства Военной Школы ВЦИК.
Предвидя подобный исход событий, Н. Н. Померанцев, стоявший во главе комиссии в составе Д. Н. Сухова, В. К. Клейна, А. В. Орешникова, В. Н. Иванова и других специалистов добился выделения денежных средств и в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры, фотофиксацию монастырских построек, обследование захоронений Великих княгинь и цариц и вывоз белокаменных саркофагов с останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где они пребывают и ныне (кроме мощей Евфросинии Московской, которые были перенесены 28 мая 2008 года в придел мученика Уара Архангельского собора).
Для сохранении иконостаса и древних икон (они подлежали уничтожению) собора Вознесения Господня Н. Н. Померанцев нашёл место в соборе во имя Двенадцати Апостолов. Собор Двенадцати апостолов был меньшего размера, чем Вознесенский, поэтому иконостас целиком в него не вошёл. Оставшиеся части алтаря — два его ряда с шестью иконами (три — Праздничного ряда и три — Страстного ряда) Померанцев разместил в фондах музея.
В том же 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. Специалисты утверждают, что именно тогда впервые для разрушения храмов был применен динамит. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря в 1932—1934 гг. архитектор И. Рерберг построил здание Военной школы им. ВЦИК, стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании потом работал Президиум Верховного Совета СССР
СОБОР СПАСА НА БОРУ
Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца
Название происходит от посвящения соборного храма монастыря — во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.
История
Основан митрополитом Алексием в 1365 г. в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека.
Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия.
В 1483 г. на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501–03 гг. древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведённый итальянскими мастерами.
По преданию, из Чудова монастыря бежал печально знаменитый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Игумен Чудова монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, — активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых.
В 1612 г. в монастыре был уморен голодом патриарх Гермоген.
При Екатерине II в монастырь свозили церковные архивы и утварь из Крутицкого подворья и других упразднённых обителей.
В 1812 г. в нём располагались штаб Наполеона и некоторые из его гвардейских полков. В алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву.
Чудов монастырь в начале XX века
В начале XX в. в подклете Алексиевской церкви по проекту архитектора В. П. Загорского была сооружена усыпальница, где погребли останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в Кремле в феврале 1905 г. от рук террориста. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия.
Во время Высочайших визитов в Москву монастырь наряду с кремлёвскими соборами непременно включался в маршрут церковно-государственных церемоний и юбилейных торжеств, особенно частых в конце XIX—начале XX вв. Шествие в монастырь обычно совершалось после литургии в Успенском соборе и поклонения мощам московских святителей, там находящихся. Был центром торжеств в связи с прославлением Патриарха Гермогена в 1913 г
Последним (с 1904 года) наместником монастыря был архимандрит Арсений (Жадановский), с 1914 г. — епископ Серпуховской, викарий Московской епархии.
Перед сносом администрация Кремля вызвала П. Д. Корина для демонтажа наиболее ценных фресок, однако не дала ему завершить работу. Собор был уничтожен вместе с фресками; в день сноса П. Д. Барановский — последний человек, видевший интерьеры Чудова монастыря, — успел лишь вынести из здания раку святителя Алексия.
Чудов монастырь был разрушен в 1930 г. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. — потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлёвские курсанты. Сохранившиеся фрагменты фресок экспонируются в Третьяковской галерее, Историческом музее, Музее Андрея Рублёва (все в Москве).
Проект восстановления
По словам православного общественного деятеля В. В. Аверьянова, в настоящее время существует проект восстановления Чудова монастыря (наряду со Страстным монастырём) на прежнем месте.
Чудов и Вознесенский монастыри
ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ НА ЖИТНОМ ДВОРЕ
Церковь Благовещения на Житном дворе — православная церковь, существовавшая на территории Московского Кремля, пристроенная к Благовещенской башне
Предание
История строительства церкви связана с преданием, относящегося ко времени правления Ивана Грозного.
Согласно ему, в тюрьму, находившуюся в башне, был заключён невиновный воевода и приговорён к смерти. Доказать свою невиновность он не мог и проводил дни и ночи, молясь Господу, Богородице и святым.
Ночью во сне ему явилась Богородица и велела просить помилования у царя. Когда воевода не сделал этого, Богородица явилась ему снова, обещая помощь и покровительство. Узник послушал и направил царю прошение о помиловании.
Царь страшно разгневался, узнав о прошении и велел стражникам казнить воеводу немедленно. Явившись к башне-тюрьме, те увидели на её кирпичной стене, обращенной к царскому дворцу, проступившее изображение иконы Благовещения Пресвятой Богородицы. Стражники доложили об этом царю и тот, поражённый чудом, отпустил воеводу.
Строительство церкви Благовещения
К чудесно явленной иконе Благовещения стали собираться молящиеся и, вскоре, у башни, названной Благовещенской, построили деревянную часовню.
В 1731 г. императрица Анна Иоанновна велела построить на месте деревянной часовни каменную Благовещенскую церковь, причем так, чтобы явленная икона оказалась внутри церкви за правым клиросом, а Благовещенская башня стала колокольней.
Архитектор Г. Шедель построил простое здание с четырёхскатной крышей и одним маленьким куполом. С восточной стороны к церкви примыкала алтарная абсида, с западной — трапезная с притвором и крыльцом, к которому вела лестница из Нижнего сада.
Церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе».
Дозорная площадка под шатром башни была превращена в звонницу. Были повешены 7 колоколов. Над шатром вместо флюгера был установлен православный крест.
В 1737 г. в Кремле случился страшный пожар, в котором пострадал Царь-колокол, однако икона Благовещения в церкви осталась невредима.
В 1816 г. в трапезной был устроен придел во имя святого Иоанна Милостивого, куда были перенесён ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке.
В 1831 г. Портомойные ворота рядом с придельной Благовещенской кремлёвской башней были наглухо заложены.
Реставрация
В 1891 г. проводилась реставрация Благовещенской церкви под руководством архитектора Н. А. Воскресенского. Реставраторы были поражены тем, что, несмотря на сырость от Москвы-реки явленная икона Благовещения не потеряла яркости красок.
Фото Благовещенской церкви на Житном дворе, 1883 г.
Во время реставрации был открыт ход в башню и там был устроен придел во имя святого Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Бойницы башни были растёсаны до больших окон.
Святыня
До 1917 г. в церкви также находилась особо чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.
Благовещенские башня и церковь, Портомойные ворота в начале XIX в. (справа)
Благовещенская церковь на Житном дворе была снесена в 1932 г. во время перепланировки архитектурного облика Кремля в 1920–30-е годы.
Придел в Благовещенской башне был также снесён, а крест над шатром вновь заменён флюгером.
Судьба явленной иконы на стене башни в советское время неизвестна. Благовещенская церковь на Житном дворе менее известна, чем Благовещенский собор и только название кремлёвской башни напоминает о когда-то существовавшей православной церкви.
СОБОР СПАСА НА БОРУ
Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца
Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.
Деревянный храм
Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал».
В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского.
Собор Ивана Калиты
10 (18) мая 1330 года Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, размером примерно 11 на 11 метров. Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии, мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлевский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре.
Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле (1882)
Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи.
Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.
Второй храм
Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…
И. А. Бунин, «Чистый понедельник»
В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год.
Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.
С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.
Третий храм
В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но требовал капитального ремонта, что и было поручено архитектору Яковлеву. Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры среди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были опубликованы данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был заново переложен в первоначальных формах, однако не столько из первоначального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обычным явлением (ср. судьбу старого собора в Можайске), причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника.
Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские солдаты разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.
Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года по предложению Авеля Енукидзе, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П. Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются.
Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.
ДВОРЕЦ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ КИРИЛЛОВНЫ
Дворец царицы Натальи Кирилловны — дворец второй жены царя Алексея Михайловича, матери Петра I, Натальи Кирилловны Нарышкиной
Дворец располагался на месте современного Дворца Съездов.
История строительства
Отдельные палаты для Натальи Кирилловны появились к северу от Теремного дворца уже в 1674 г.
С ростом царевича Петра (будущего Петра I), понадобились более просторные апартаменты, которые были завершены в 1679 г. Отдельные работы велись до 1685 г.
Палаты Наталии Кирилловны в Московском Кремле, 17 век
Дворец неоднократно восстанавливался после кремлевских пожаров 1715 и 1722 г. После большого пожара 1737 года не возобновлялся.
Облик дворца
В строительстве дворца отразилась многовековая традиция житья в деревянных зданиях. Основные жилые хоромы представляли собой трехъярусные деревянные терема на двухъярусном каменном подклете. Кроме того, на подклетах располагалась домовая церковь св. Петра и Павла с трапезной (1694 г.), и небольшой висячий сад размером 8 х 18 м.
В первом ярусе дворца располагалась Судейская палата, декор входного портала которой по стилю близок оконным наличникам на фасадах Грановитой палаты (1685 г., мастер О. Д. Старцев).
ЦЕРКОВЬ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ (МОСКВА)
Церковь Святых Константина и Елены — церковь, существовавшая в Московском Кремле рядом с Константино-Еленинской башней
Уничтожена в 1928 году.
Церковь Константина и Елены, вид с северо-запада. Фотография 1880-х годов
Церковь упоминается в летописном сообщении о пожаре 1470 года:
Того же лета, месяца Августа в 30 день, исходящу второму часу, загореся Москва внутри града на Подоле, близ Костянтина и Елены, от Богданова двора Носова; а до вечерни и выгорел весь, вста бо тогда и ветр силен с полунощи; и за рекою многи дворы погорели, а иных отъимали; а головни и береста со огнём добре далече носило, за много верст.
Сообщалось, что «церковь Церковь документально известна с 1627 г. деревянной». В 1651 году было велено возвести её каменное здание. В 1692 году патриарх Адриан освятил церковь, выстроенную иждивением царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и царевича Алексея Петровича. С этих пор облик церкви почти не менялся. «В 1738 г. ремонтировалась после пожара архитектором И. М. Мичуриным. В 1756 г. ремонтировалась под наблюдением кн. Д. В. Ухтомского»; был сделан новый иконостас и расписаны стены храма. С 1778 года известен придел Николая Чудотворца.
Храм находился «на подоле» вблизи башни, имеющей то же название. Церковь хотя не пострадала во время пожара 1812 года, однако была разорена французами. В 1836 году она была отремонтирована и 26 сентября 1837 года освящена митрополитом Филаретом.
Решение о разборке здания древней церкви принял в мае 1928 года секретариат ВЦИК под предлогом «расширения площади кремлёвского сада».
В 1928 году церковь Святых Константина и Елены снесли. Она стала первым снесённым храмом на территории Кремля с момента прихода к власти большевиков и первой в большой череде утрат памятников архитектуры Московского Кремля в 1928–1930 годах.
Внутри находилась редкая икона с изображением 150 явлений икон Божией Матери. Другая икона Константино-Еленинского храма — «Нечаянная радость» — попала в храм Воскресения Христова в Сокольниках. В 1944 году настоятель храма Ильи Обыденного Александр Толгский по благословению патриарха Сергия перенёс её в свой храм, где она ныне и находится.
МАЛЫЙ НИКОЛАЕВСКИЙ ДВОРЕЦ
Малый Николаевский дворец — сооружение, располагавшееся в Московском Кремле рядом с Чудовым монастырем и уничтоженное в 1929 году
При Иване III на месте дворца находился двор князя Юрия Ивановича Дмитровского.
Осенью 1560 г. по приказу Ивана IV на этом участке был построен двор князя Юрия Васильевича. Через четыре года двор купил боярин Иван Шереметьев, которого сменил боярин Борис Иванович Морозов. С 1677 г. двор перешел во владения Чудова монастыря.
По указу Синода 1744 г. этот двор стал местом жительства главы Московской епархии. Двор пострадал во время чумного бунта 1771 г.
Малый Николаевский дворец, 1896.Коронация Николая II.
Глава московской епархии Платон в 1775 г. начал строительство дома для себя. Екатерина II выделила на постройку 40 тысяч рублей. Архитектором пригласили Матвея Казакова. Казаков создал здание по последней моде того времени, с полуротондой из четырех колон тосканского ордера, увенчанную бельведером с вензелем архиепископа. В здании была церковь Петра и Павла. В 1824 г. здание надстроили третьим этажом, деревянным, обложенным кирпичом.
В 1817 г. дом поступил в дворцовое ведомство. В 1818 г. здесь поселился великий князь Николай Павлович. 17 апреля 1818 г. здесь родился его сын, будущий император Александр II.
Благодаря частым посещениям Николая этот дом и стал называться Малым Николаевским дворцом.
Малый Николаевский дворец
В этом дворце 8 сентября 1826 г., после возвращения из ссылки, состоялся разговор Александра Сергеевича Пушкина с Николаем I.
В 1851 г. начинается перестройка дворца по проекту архитектора К. А. Тона, но после смерти Николая по приказу Александра II перестройку прекратили. Успели выстроить только крыльцо с шатровым верхом. В 1874–78 гг. дворец отреставрировали под руководством архитектора Н. А. Шохина.
Малый Николаевский дворец был официальной резиденцией императора и его семьи во время пребывания в Москве.
Малый Николаевский дворец после обстрела большевиками, 1917 г.
В конце октября 1917 г. Малый Николавский дворец сильно пострадал от артиллерийского обстрела Кремля большевиками. На Швивой (Вшивой) горке, где сейчас располагается высотное здание на Котельнической набережной, были установлены два 48-линейных орудия. Они вели огонь по Малому Николаевскому дворцу и Спасским воротам Кремля.
В 1929 г. дворец был снесён для постройки на его месте военной школы РККА.
ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА
Львиные ворота у Потешного дворца
Львиные ворота — монументальное архитектурно-декоративное сооружение середины XVII в. в виде арочного портала
Выполнены из блоков белого камня различной формы, покрытых сплошным резным узором с райской флорой и фауной, государственной символикой и сложными орнаментами.
Резной декор имел первоначально полихромную раскраску, скрытую затем под многочисленными слоями побелки.
Название «Львиные» происходит от двух парных скульптурных фигур львов, входящих в основу композиции и выполняющих роль архитектурных гирек. Памятник имел очень сложную историю своего бытования, сопровождавшуюся утратами его отдельных фрагментов.
История
Поскольку документальных свидетельств о бытовании памятника и его внешнем виде ранее начала XIX в. не сохранилось, реконструкция его первоначального облика, местоположения проводилась путём сложных комплексных исследований, включающих в себя анализ стилистических, конструктивных и иных особенностей этого уникального объекта.
Кремлёвский период
Наиболее вероятной гипотезой в настоящее время считается принадлежность Львиных ворот к комплексу строений Потешного дворца в Московском Кремле, а именно нахождении их с южной стороны его двора.
Львиные ворота в Кремле в XVII веке
Преображенский период
В 1928 г. Преображенские ворота по инициативе создателя и первого директора Музея архитектуры в Коломенском П. Д. Барановского были обмерены, выполнялась также их фотофиксация.
В 1930 г. была произведена их разборка с перевозом архитектурных деталей в Музей «Коломенское».
Коломенский период
Детали Львиных ворот
Сохранённые детали
В настоящее время Львиные ворота в демонтированном виде хранятся в Государственном музее-заповеднике «Коломенское», где скульптуры львов экспонируются в помещении Сытного двора (XVII в.).
Детали Львиных ворот
Львы последние три года не экспонируются в Сытном дворе. В подвальном помещении Передних ворот в Коломенском можно увидеть реконструкцию декора портала XVII в. — из резных блоков, сохранившихся в составе Преображенского портала.
Это выдающийся памятник реминисценции итальянской ренессансной резьбы в московском зодчестве 1630-х годов.
ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ II В КРЕМЛЕ
Памятник Александру II — располагался в Московском Кремле на склоне Кремлёвского холма, обращённого к Москве-реке
История
После трёхлетних земляных работ 14 мая 1893 г. произошла закладка первого камня. Строительство длилось пять лет, и 16 августа 1898 г. в присутствии императора Николая II состоялось торжественное открытие.
Создавали памятник скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов. Надзор за сооружением памятника осуществлял архитектор В. П. Загорский.
Памятник представлял собой мемориальный комплекс, состоявший из статуи императора, шатровой сени над ней и колоннады.
Статуя из тёмной бронзы изображала Александра II в рост, в генеральском мундире, в порфире, со скипетром. На прямоугольном постаменте была надпись «Императору Александру II любовию народа».
Шатровая сень была облицована финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой. Кровля была сделана из вызолоченных бронзовых листов, залитых тёмно-зелёной эмалью и увенчана двуглавым орлом. В куполе сени была помещена летопись жизни царя.
Памятник Александру II
С трёх сторон статуя была окружена арочной галереей. На её сводах были расположены 33 мозаичных портрета русских правителей, от Владимира до Николая I.
Портреты были выполнены по эскизам П. В. Жуковского. По фризу колоннады было написано:
«Сооружен доброхотным иждивением русского народа».
Память
В ознаменование открытия памятника 16 августа 1898 г. император Николай II подписал указ, согласно которому право на ношение медалей, учреждённых в связи с проведением крестьянской реформы становилось наследственным — старшие прямые потомки награждённых, исключительно по мужской линии, получили право носить эти медали как собственные. В случае, если прямых наследников не оставалось, медаль должна была оставаться на хранении у иных потомков этих лиц. Таким образом дополнялся порядок ношения следующих медалей: «За труды по освобождению крестьян», «За труды по устройству удельных крестьян», «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения».
В память об открытии памятника были отчеканены специальная настольная медаль и жетон, а также монета номиналом 1 рубль и тиражом 5000 экземпляров.
Памятник пользовался популярностью у москвичей. Газета «Московские ведомости» писала:
«Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него всё те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса».
Вот что говорил об этом памятнике один из его авторов Н.В. Султанов:
«Всякая статуя терялась бы между двумя исполинами: Иваном Великим и Спасской башней. Русский народ, отучаемый в продолжении девяти веков восточным православием от скульптурных изображений Божества и Святых, совсем разучился понимать одно ваяние в его чистом виде, а потому одна статуя обыкновенно ничего не говорит его уму и сердцу, чем только и можно объяснить унылую безлюдность наших памятников».
В то же время граф А. А. Игнатьев, принимавший участие в церемонии открытия памятника, в своих мемуарах указывает, что накануне открытия кто-то оставил надпись на прилегавшем заборе:
«Безумного строителя бездарный выбран план — Царя-Освободителя поставить в кегельбан»
Весной 1918 г. статуя императора была убрана, в 1928 г. памятник был уничтожен окончательно.
ПАМЯТНИК ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ СЕРГЕЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ
Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 г. на месте убийства великого князя Сергея Александровича
Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов.
Памятник представлял собой бронзовый крест с эмалевыми вставками с изображённым на нём распятым Христом.
У подножья креста была надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят», а по всему кресту шла надпись «Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще бо живем, аще умираем Господеви есмь. Вечная память Великому Князю Сергею Александровичу, убиенному 4 февраля 1905 года. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Памятник великому князю Сергею Александровичу
Ступенчатый постамент был изготовлен из тёмно-зелёного лабрадора, на нём была надпись «Поставлен на доброхотные пожертвования, собранные 5-м гренадерским Киевским полком в память своего бывшего шефа Сергея Александровича, на сем месте убиенного, и на пожертвования всех, почтивших память Великого Князя». Перед памятником была поставлена неугасимая лампада.
1 мая 1918 г. памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.
При ремонтных работах в Кремле в 1986 г. был обнаружен склеп с захоронением великого Князя. 17 сентября 1995 г. останки были перенесены в Новоспасский монастырь.
Восстановленный памятник над перезахороненными останками князя Сергея Александровича в Новоспасском монастыре
В 1998 г., там же, был воссоздан по эскизам В. М. Васнецова крест-памятник. Автор проекта Д. Гришин, скульптор Н. Орлов.
Наше многодневное путешествие по Московскому Кремлю подошло к концу.Надеюсь,что эксукрсия была интересной. Всем здоровья,хорошего настроения и удачи!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов