камасутра на стенах храма
Каджурахо
28 материалов по 16 объектам, 1 201 фотография
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Каджурахо.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Храмы любви или камасутра в камне
Блистательные индуистские храмы Кхаджурахо, безупречно восстановленные после почти целого тысячелетия заброшенности и забвения, входят в число самых значительных из всех исторических монументов Индии.
Эротические сцены представлены на относительно небольшой части фресок, хотя все скульптуры пронизаны тонким эротизмом, манифестирующим красоту чувственного человеческого бытия, отраженного с интригующей и изящной откровенностью.
Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти и красоту женской любви. Сколько бы вопросов не рождали храмы Каджурахо, сколько бы теорий не выдвигалось на сей счет, возможно, ответы так никогда и не будут найдены. Несомненно, одно только путешествие в самое сердце индийского штата Мадья Прадеш стоит того, чтобы проделать долгий путь.
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Камасутра в камне
До того как появилась как таковая «Кама-Сутра» в виде трактата об искусстве любви, чем именно были каменные изображения?
До того как появилась как таковая «Кама-Сутра» в виде трактата об искусстве любви, чем именно были каменные изображения?
QUOTE |
В индуизме большое место отводиться проповеди любви ко всему сущему, необходимости любить всех и вся |
Животным отвели нижний ярус. С чем это связано? Ведь любовь КО ВСЕМУ.
QUOTE |
В индуизме большое место отводиться проповеди любви ко всему сущему, необходимости любить всех и вся |
А мне почему-то приходят в голову так называемые «ступени реинкарнации»: камень, растение, насекомое, животное, человек
Здесь же можно заикнуться о кастах.
Может нас кто-нибудь рассудит?
Эротические барельефы встречаются в храмах очень часто, особенно в Южной Индии. Но, согласитесь, нехорошо пускать в действующий храм Вишну тех, кого интересует только возможность сфотографировать эротические барельефы. Поэтому об этом факте обычно не распространяются. Например
можно сравнить барильеф из храма Конарка
И из храма Прахлада-Нрисимхи в Ахобаламе.
А насчет детей, я не думаю что они будут заострять усиленное внимание на рассматривание барильефов.
Орисса славилась своими танцовщицами, создавшими особый стиль танца, «одисси», который существует и поныне. В комплекс многих храмовых построек Ориссы входили здания, которые назывались «Натамандир» или «Зал для танцев». Кстати, именно в Конараке сохранился прекрасные экземпляр такого здания. Его стены, как снаружи, так и внутри, покрыты барельефами, изображающими различные музыкальные инструменты, музыкантов, играющих на этих инструментах, танцовщиц, застывших в танцевальных позициях стиля «одисси».
«Женщина на этих изображениях принимает такие позы, что становятся видны все изгибы ее тела»… Даже изнуряющая жара не мешает туристам прислушиваться к пикантным деталям рассказа гида-индийца. Иностранцы с интересом и легким смущением разглядывают древние барельефы храмового комплекса Кхаджурахо – поселения с тремя тысячами жителей, затерянного в глубине древней Индии.
«У скульпторов были натурщицы? – спрашивают туристы. – Ведь принять такие замысловатые позы просто невозможно! Хотя, если приглядеться, то можно увидеть, что по бокам красавиц всегда поддерживают слуги». При виде удивительной вереницы человеческих тел, принимающих откровенно сексуальные позы, пораженные путешественники не удерживаются от колких комментариев.
Экскурсовод, нисколько не теряясь, продолжает с гордостью демонстрировать искусство древнеиндийских мастеров. «Каждая из этих поз вполне реальна. Мы гораздо пластичнее вас, и многие из этих поз, которые вы считаете слишком сложными, для нас совершенно естественны. Да, и еще: кроме всего прочего, в скульптурах великолепно соблюдены пропорции». Это последнее замечание приводит в замешательство западных посетителей, разглядывающих поражающие своими размерами половые органы, вырезанные в камне.
Можно подумать, что избыточность сексуальных мотивов в оформлении храмового комплекса в Кхаджурахо связана с существованием какой-либо специфической секты или с некими загадочными ритуалами. На самом деле 85 храмов, построенных по приказу династии Чандела (Chandela), прославляют военные победы индийцев, одержанные в 930-1050 годах.
До наших дней из всего из всего громадного комплекса Кхаджурахо в хорошем состоянии сохранились только 22 храма. Но и их каменные барельефы прекрасно иллюстрируют историю жизни правителей здешних мест времен средневековья.
И нас, европейцев, эта история просто ошарашивает. Чествование военных побед здесь запросто чередуется с откровенно сексуальными сценами, в которых кроме всего прочего представлено и то, что нам непременно покажется извращением. Как уверяют гиды, никакого вымысла, все абсолютно реально. В каждом жесте, в каждом взгляде, в каждой незначительной детали древнеиндийские мастера пытались отразить настроение и состояние тех, кого они изображали на своих барельефах.
Взгляд теряется в изобилии деталей. «Эти храмы оформлены как головоломки: поскольку нельзя выстроить цельное повествование, приходится довольствоваться лишь отдельными его фрагментами», – поясняет индус. И добавляет, что интерпретаций этих ребусов может быть великое множество,смотря как рассматривать. Может быть поэтому, несмотря на многочисленные раскопки и долгое изучение архитектурного наследия, никто так и не снял завесу тайны с предназначения этого пышного сексуального изобилия.
На некоторых храмах барельефы «рассказывают» легенду о зарождении самого рода правителей. Здесь – бог Луны Чандра (Chandra) любуется на прекрасную купающуюся девушку. Далее – желая соблазнить ее, он принимает облик юноши. А вот, от этого страстного союза уже рождается мальчик, благословленный богами.
«Сами храмы, конечно, служили для проведения религиозных церемоний. И только за их стенами было дозволены наслаждения, границы которых определялись лишь воображением участников – это также было богоугодным делом», – рассказывает гид.
Как можно догадаться, постройки древних индийцев, не всегда представлялись европейцам-христианам высоким искусством. Так один из первых британских исследователей, посетивших постройки в Кхаджурахо в 1868 году, назвал их «отвратительно непристойными».
Он же выдвинул теорию, что эротические сцены являются своего рода божественной защитой этих сооружений от землетрясений или ударов молний. И действительно, вплоть до нашего времени ни один из храмов, украшенных скульптурами в откровенно сексуальных позах, не пострадал от природных катаклизмов.
Но местные гиды, любят давать более пикантные объяснения. «По приказу Чандела были построены 85 храмов, это число на единицу больше числа поз, описанных в Кама-Сутре. Но сегодня осталось лишь 22 храма, так как это максимальное количество поз, которые можно принять за одну ночь». Да и туристам больше нравится видеть в шикарных барельефах не что-нибудь, а древний путеводитель по миру эротики и любовных отношений. Также как и в Кама-Сутре.
Храмы камасутры в Кхаджурахо
Кхаджурахо — Агра : день шестой
Утром берем тук-тук и едем к ближайшему — восточному храмовому комплексу. Вход 250 рупий. Но территория очень прибранная, храмы реставрируются и в хорошем состоянии. Прогуливаемся по территории и выискиваем эротические миниатюры. Вот некоторые из них:
Вообщем еще в те времена народ индийский знал толк в хорошем и разнообразном трахе. Преобладают позы сзади и групповые соития.
Сами храмы чем-то напоминают по форме Ангкор Ват в Камбодже или храмы в Таиланде:
Территория как уже говорил, несколько напоминает английские парки — по стриженным кустарникам и хорошему ухоженному газону. Для осмотра храмов имейте часа 2. Фрески часто повторяются, поэтому не удивляйтесь, если обнаружите повторы от храма к храму. Внутри храма площадка для храмовых танцев и комната с алтарем. Не знаю, что было в комнате, но на площадке точно танцевали — так падает свет, что будет хорошо видно танцовщицу. Думаю, что жрицы храма были в шоколаде.
Западный храмовый комплекс не так интересен и представлен лишь одним храмом, зато в новострое (относительно конечно я пишу про новострой) присутствуют адепты камасутры — женщины, которые поклоняются богу с огромным оголенным членом. Для начала поклонницы божества поют ужасными голосами молитву, посвящая ее какой-то Калли (вспомнил сразу же одну из серий про Индиану Джонса и камни), а потом трескают рис и овощами за обе щёки
Осмотрев храмы и затратив на это час 3 мы попали под сильнейший ливень и поблагодарили небеса, что не пролил эти тонны воды на нас утром.
Нам предстоял путь в Агру. Для этого нам надо было доехать на такси до ж д станции Jhansi. В этот раз нам подали новенькую Тойоту, слегка похожую на Лексус RX серии. Поездка ничем особенным не запомнилась. Разве что тем, что сначала водитель объезжал каждую ямку на дороге, а потом поняв, что опаздывает привезти нас к поезду втопил и уже несся не разбирая дороги.
Это путешествие до Агры мы совершили как раз на электричке в общем вагоне, о котором я уже писал в предыдущей статье. Замечательно то, что электричка двигалась с большой скоростью и совсем не стояла на светофорах.
В Агре я заранее забронировал отель, но когда мы приехали на место — оказалось, что в этот отель приехала группа и мест нет. Хозяин договорился со своим знакомым и нас бесплатно доставили в другой гестхаус, прямо рядом с западными воротами — входом в Тадж-Махал.
Я могу рекомендовать его: расположение очень удачное: Hotel Sidhartha, Gate Tajmahal, Agra-1 web: http://www.hotelsidhartha.com
Ну, надо съездить поужинать. Спрашиваем надоедливого тук-тукера и он привозит в правильное место: ресторан Indiana, где я сталкиваюсь с форумчанином mini, который путешествует по Индии уже месяц. Тесен мир.
Утром был ТаджМахал — одно из чудес света. С погодой нам не повезло. Утренний рассвет был скрыт облаками, но все равно красота ТаджМахала превалировала над общей скудностью города Агра.
Надо же, какие чувства испытывал магараджа к своей жене, что уподобился построить такую великолепную усыпальницу. А вот себе мавзолей он построить не успел — то ли бюджет лопнул так как случился дефолт или просто магараджа скоропостижно скончался, но факт остается фактом — усыпальница на другом берегу реки представлена в виде не завешенного фундамента и одной башенки. Поэтому в чреве Тадж-Махала стоит две гробницы. Муж почивает рядом со своей супругой и это правильно — чего через речку бегать…
Совершенно не хотелось уподобляться тем тысячам фотографов, что тиражируют одни и те же снимки Тадж Махала с одного и того же ракурса, поэтому прогулявшись по территории комплекса мы пошли в отель, сдали номера и поехали на вокзал, чтобы к вечеру приехать в Дели, откуда на завтра у нас были куплены билеты в Гоа.
Кхаджурахо — храмы Камасутры
Кхаджурахо — храмы Камасутры
Средневековая легенда рассказывает о том, как на земле Индии появились необыкновенные храмы, которые возводились постепенно в течение X–XI веков по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств. Известными храмы Кхаджурахо стали благодаря не столько архитектуре, сколько украшающей их скульптуре.
Когда-то давно в священном городе Варанаси жила удивительной красоты девушка по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, так как принадлежала к высшей касте брахманов. Как-то ночью при свете луны она купалась в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра — бог луны, залюбовавшись на ее прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Ее ждало всеобщее осуждение за добрачную связь, не допустимую для брахманки. Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что ее сын со временем станет царем. А для того, чтобы помочь своей матери искупить нечаянный грех, ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями, в лесу финиковых пальм кхаджур и совершить жертвоприношение богам.
На самом деле история храмов Кхаджурахо и их строителей была достаточно прозаичной. В IX–XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны — из Раджастана и Гуджарата.
Сильнейшим из раджпутских царств к VIII веку стало царство Гурджара-Пратихаров. Среди их вассалов были представители раджпутского клана Чандела, взявшего со временем второе наименование — Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога луны, объясняя такое переименование уже известной нам легендой. К IX веку они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с санскрита означает «лес финиковых пальм».
Чанделы были доблестными воинами и верными вассалами. Они помогали Пратихарам отбивать набеги мусульман из долины Инда. Особенно отличился царь Харшдев (ок. 900–925). Его сын Яшоварман (ок. 925–950) стал основателем независимого царства Чанделов. Воспользовавшись ослаблением держав Пратихаров и Раштракутов, он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана. Вершины своего могущества царство Чанделов достигло при его сыне Дханге (ок. 950—1002). Резиденция клана переместилась в крепость Калингар, но Кхаджурахо всегда оставался культовым центром Чанделов.
Завоевав в ходе серии победоносных походов значительную часть Центральной и Северной Индии, включая Варанаси, Дханга принял титул махараджадхираджа Калингарадхипати, то есть «великий царь, царь царей, повелитель Калингара». Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство и возвел храм Вишванатха в Кхаджурахо. Новые храмы строились и в XI веке при царе Видхьядхаре (ок. 1025–1035).
Среди храмов Кхаджурахо наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну, но есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам.
Храмы выстроены из песчаника. Они стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. В плане индуистские храмы напоминают крест с двумя перекладинами. Храмы величественны и монументальны, но внутреннее пространство святилища невелико. Высокие башни-купола храмов (шикхары) напоминают о вершинах Гималаев, на которых обитают боги. В старину постройки были окружены водоемами и парками.
Крупнейшие святилища Махадева, Вишванатхи (посвященные Шиве), храм Лакшмана (в честь Лакшманы — верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну) обильно украшены скульптурными барельефами. Изображения богов, небесных нимф, праздничных процессий, аскетов, любовников, фантастических животных покрывают пространство стен храма столь плотно, что его архитектура на глазах оживает. Розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живого тела. В течение дня храмы меняют цвет: от теплого розоватого на рассвете к белому в полдень и вновь к розоватому на закате. Кроме барельефов в Кхаджурахо встречается замечательная монументальная скульптура. Наиболее яркий пример — это огромная статуя Варахи в аватаре (воплощении) вепря, то есть Вишну, в этом образе, по преданию, он спасал Землю от Великого потопа.
Но больше всего привлекают посетителей скульптурные изваяния эротического характера. Хотя такие изображения составляют не более десятой части всех скульптурных композиций, храмы Кхаджурахо часто называют храмами Камасутры. На стенах храмов показаны «митхуна» — пары возлюбленных, и «майтхуна» — изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях.
Изощренным эротизмом проникнуты и многочисленные фигуры небесных нимф — апсар, или сурасундари. В индийской мифологии они часто появляются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Их реалистичные и чувственные скульптурные изображения в Кхаджурахо считают шедеврами эротического искусства Индии. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных; они заняты туалетом, смотрятся в зеркало, подкрашивают ресницы. Эти изображения очень реалистичны, наверное, скульпторам царей династии Чанделов позировали натурщицы.
Почему же эротические сюжеты присутствуют в скульптуре индуистских храмов, ведь храмы в Кхаджурахо не уникальны в этом отношении. Существуют и другие, например, храмовые комплексы X–XIII веков, украшенные эротической скульптурой, как храм в Конараке. Очевидно, что распространение эротической скульптуры связано с некими общими культурными традициями той эпохи. Впрочем, некоторые из этих традиций уходят корнями в глубину веков. Изображения обнаженных (точнее, почти обнаженных) фигур митхуна на стенах святилищ встречаются в Индии с древности. Почти обнаженное женское тело не воспринималось как нечто непристойное в стране с жарким и влажным климатом. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные еще до н. э. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.
Изображение более откровенных сцен майтхуна стали появляться на храмах только в X веке. В Кхаджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств. Вероятно, так проявлялся древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние, здесь нашли свое отражение и особые обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем предохраняют от сил зла и разрушения. Кроме того, в средневековых храмах Индии жили девадаси («рабыни бога»). Они демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или царя с целью достичь процветания царства или милости богов. Неслучайно основным эротическим мотивом Кхаджурахо является изображение аскета вместе с куртизанкой. В индийской мифологии встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему сурасундари — искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Существует предположение, что сцены майтхуны призваны были проверить духовную чистоту посетителей храма, которые должны были оставить мысли о плотских утехах, соприкасаясь с божеством.
Появление такой храмовой скульптуры именно в X веке связано с развитием двух религиозных течений в индуизме: бхакти и тантры.
Бхакти, популярное в среде поклонников Вишну, требовало от верующего прежде всего любви к богу в разных ее формах в зависимости от пола, возраста и психического склада адепта. Одной из форм почитания Вишну в его аватаре Кришны было воспевание страстной любви пастушек к юному Кришне, имевшей откровенно эротическую окраску. Согласно преданию, однажды, желая удовлетворить беспредельную страсть к нему 900 тысяч пастушек, он воплотился в такое же количество образов и предался любви с ними, используя двенадцать различных поз.
Тантризм был более популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви и даже проник из Индии в тибетский буддизм. В тантрической традиции Шива воспринимается как верховное божество и конечная реальность, а его творческая энергия — Шакти (или Деви) считается его «женой». Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти в ходе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во вселенной, так и в душе верующего. Майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Полагают, что тантрические практики были одним из источников вдохновения для скульпторов, украшавших шиваистские храмы Кхаджурахо.
В XII веке храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари «лунной династии» все чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII века Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии. Князья из династии Чанделов продолжали править еще несколько столетий, но они уже не претендовали на роль независимых и великих царей, какими были их предки — строители величественных и совершенных храмов.
К XIX веку, несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830—1840-е годы. Из восьмидесяти пяти храмов время сохранило только двадцать четыре. Но от розоватых тел небесных танцовщиц все еще исходит живая энергия небесной страсти.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Преаксумские храмы
Преаксумские храмы Самые ранние постройки, значимые остатки которых были найдены в Абиссинии, оказываются очень близки по своей архитектуре южноарабским строениям того же времени, и это совсем неудивительно, так как храмовые здания, скорее всего, были возведены самими
Пещерные храмы
Пещерные храмы Скальный монастырь Гунунг Кави Там я бывала довольно часто – это совсем рядом с местами для омовений, буквально в пяти минутах езды от Тирта Эмпула. Кроме того, еще с самого первого посещения у меня возникла реальное чувство связи с этим местом, особенно с
Храмы у подножия вулкана Батур
Храмы у подножия вулкана Батур Выбрали далеко не стандартный маршрут для омовений и церемоний в главный день празднования Галунгана (см. Часть 1). Съехав с главной трассы вниз, где узкое раздолбанное шоссе идет между вулканом и озером, начали с омовения в натуральных
Китайские храмы и иероглифы
Китайские храмы и иероглифы Китайское влияние наиболее очевидно в мусульманской Малайзии, где китайские иероглифы дублируют почти все названия на вывесках, многие названия звучат сугубо по-китайски, да и китайские физиономии на улице сплошь и рядом. Вовсе не
Индуистские храмы
Индуистские храмы Индуизм в Брикфилдс Это незапланированные впечатления – все попадалось по дороге к Маха Вихаре и обратно. И первым оказался на улице Вивекананды ашрам Вивекананды основанный более века назад, при котором открыта школа (где впрочем учатся
Храмы и святилища
Храмы и святилища Описания святилищ, храмов и идолов составлялись теми деятелями христианской церкви, которые их уничтожали. К их числу относится Отто, бам-бергский епископ XII в. (1062–1139), разрушавший языческих идолов в Северной Германии. Все три автора его биографий –
Храмы и жрецы
Храмы и жрецы Мы уже описывали большой храм Теночтитлана, его планировка – один или два алтаря, расположенные на вершине ступенчатой пирамиды, – повторялась в сотнях других, меньших по размеру святилищ. Один из таких храмов – пирамида Тенайюка, наиболее полно раскрытая
Храмы, святыни и святилища
Храмы, святыни и святилища В последние годы археологи обнаружили некоторые постройки, которые полностью изменили прежние представления о характере языческих кельтских храмов и мест культа. Раньше считалось, что с весьма незначительными исключениями (такими, как
Львиные храмы страны Куш
Львиные храмы страны Куш Куш – так египтяне называли далекую, населенную чернокожими африканцами страну, расположенную на юге, за нильскими порогами и непроходимыми песками. Большая часть этой области сейчас находится на территории Республики Судан. Богатое и обширное
Храмы Киото
Храмы Киото В октябре 794 года император Камму и наследный принц въехали в новую столицу, названную Хэйан, что означает «город мира и спокойствия». До этого столица находилась в городе Нара, но дворцовые интриги, в результате которых было совершено политическое убийство,
Городские храмы и святые обители
Городские храмы и святые обители В 1493 году Сочовки (Здесь и далее название города (села) в соответствии с рассматриваемым временем) стали дворцовым селом. Упоминание летописцем слова «село» означает наличие в поселении православной церкви, местоположение и название
Храмы
Храмы В примитивной религии молитвенный дом редко является рукотворным храмом. Это скорее замкнутое пространство, в котором находится какой-нибудь символ или изображение бога. Святость бога делает это пространство местом его священного культа. Часто это открытая
Храмы
Храмы Ранний синтоизм представлял собой комплекс неясных верований в многочисленных духов природы, особенно в обитавших в тенистых рощах, на горных вершинах, около воды, у камней необычного вида и фактически в любом уголке живописного пейзажа. Не стоит говорить, что