камбоджа диктатор пол пот
Как свергали Пол Пота
7 января 1979 года, сорок лет назад, в столицу Кампучии Пномпень вступили войска соседнего Вьетнама. Власть Пол Пота, одного из самых одиозных руководителей ХХ столетия, чье имя неизменно использовалось в сочетании с характеристикой «кровавый режим», была свергнута. Вьетнамско-кампучийская война привела Кампучию к закономерному результату – «красные кхмеры» войну проиграли, контроль над столицей утратили и на последующие десятилетия были вынуждены отступить в джунгли.
На самом деле вооруженное противостояние с соседним Вьетнамом Кампучия начала практически сразу же после прихода к власти в стране «красных кхмеров» во главе с Пол Потом. На первый взгляд, причин для столь существенных противоречий у двух стран не было – и «красные кхмеры», и власти Вьетнама ориентировались на марксизм-ленинизм и провозглашали себя коммунистами. Более того, в начале 1970-х годов Северный Вьетнам был одним из ближайших союзников «красных кхмеров», ведших партизанскую войну против проамериканского правительства Камбоджи. Именно вьетнамская армия вооружала и готовила боевиков «красных кхмеров».
Между тем, в Народно-революционной партии Камбоджи, как прежде называлась Компартия Кампучии, продолжалась борьба между партийными течениями – провьетнамским, прокитайским и ультрарадикальным, которое как раз и возглавлял товарищ Салот Сар, он же Пол Пот. Еще в начале 1960-х гг. радикалам удалось устранить своих основных оппонентов из провьетнамской фракции. К началу 1970-х годов Пол Пот, избранный генеральным секретарем Компартии Кампучии, уже являлся наиболее влиятельной фигурой в камбоджийском революционном движении.
Здесь стоит напомнить, что Пол Пот был не совсем классическим коммунистом. Он сочетал буквальное и доведенное до абсурда понимание постулатов коммунистической идеологии с кхмерским национализмом и негативно относился к некхмерским национальным группам, проживающим в стране. В лице соседнего Вьетнама Пол Пот быстро «нащупал» идеальный образ врага и стал его старательно эксплуатировать. Несмотря на то, что вьетнамцы оказали «красным кхмерам» серьезнейшую военно-политическую поддержку во время борьбы против режима Лон Нола, Пол Пот провозгласил Вьетнам главным историческим противником Кампучии. Политика этнических чисток, начатая «красными кхмерами» практически сразу же после прихода к власти, первым делом затронула мусульманское меньшинство тямов и проживавшую в стране многочисленную вьетнамскую общину.
Регулярно проводились «чистки» партийного аппарата и в целом кампучийского общества от «провьетнамских» элементов. Многие из тех людей, кого обвиняли в «работе на Вьетнам», в действительности не имели к Вьетнаму никакого отношения. Но это не мешало выставлять их вьетнамскими шпионами и, соответственно, казнить по этим сфабрикованным обвинениям.
Для противостояния Вьетнаму кампучийские власти сформировали целую идеологическую аргументацию. Вьетнамцы провозглашались «народом – индивидуалистом», противостоящим якобы природным коллективистам кхмерам. Несмотря на то, что многие кхмеры даже никогда не видели вьетнамцев, под влиянием пропаганды они стали искренне воспринимать их как лютых врагов. Так Пол Пот достигал одной из своих главных целей – сплачивал кампучийское население, особенно его наиболее темные и бедные слои из глухих деревень.
Наконец, к Вьетнаму у Кампучии были и территориальные претензии. Дело в том, что в состав Вьетнама входили достаточно обширные территории, населенные этническими кхмерами и родственными им племенами «горных кхмеров». Пол Пот и его ближайший соратник министр обороны Сон Сен постоянно подчеркивали, что Кампучия должна вернуть себе контроль над «исконными территориями», якобы оккупированными вьетнамцами. Ведь «красные кхмеры» мечтали и о возрождении некогда могущественной Кхмерской империи, включавшей в себя обширные территории, входившие теперь в состав не только Кампучии, но и Вьетнама, Лаоса и Таиланда.
Но не только стремление к поиску врага в целях сплочения нации руководило Пол Потом и его соратниками, когда они разворачивали антивьетнамскую пропаганду. Дело в том, что в Юго-Восточной Азии именно Вьетнам был главным проводником советского политического и идеологического влияния. В свою очередь, под влиянием Вьетнама находился соседний Лаос и лаосские коммунисты, а вот в Бирме, Таиланде, Малайзии, на Филиппинах и в Кампучии коммунистические партии ориентировались на сотрудничество с Китаем. Поэтому, выступая с резкой критикой Вьетнама, Пол Пот рассчитывал на рост помощи с китайской стороны. В антивьетнамской истерии был заинтересован и Китай, для которого было очень важно ослабить советское влияние в Юго-Восточной Азии.
«Красные кхмеры» рассчитывали, что Пекин поможет им добиться военной победы над Вьетнамом. Эту уверенность подкрепляло и присутствие в Кампучии китайских военных советников, численность которых достигала нескольких тысяч человек. Поэтому уже в 1977 году «красные кхмеры» перешли к организации регулярных нападений на вьетнамские пограничные посты. В свою очередь, официальная пропаганда утверждала, что это Вьетнам нападает на кампучийскую границу. Когда вьетнамское руководство обратилось к руководству Кампучии с предложением о проведении переговоров по ситуации на границе, лидеры «красных кхмеров» просили Ханой немного подождать.
На самом деле, ни о каком примирении с Вьетнамом не могло быть и речи. Антивьетнамская и антисоветская позиция Пол Пота и его окружения становилась все более отъявленной. При этом Китай, руководство которого всегда отличалось политической мудростью, также проводил очень продуманную политику и дистанцировался от агрессивных действий Кампучии.
31 декабря 1977 г. Демократическая Кампучия официально объявило о том, что Вьетнам предпринимает против страны акты вооруженной агрессии. 18 апреля 1978 года на селение Батюк, находившееся в пограничной вьетнамской провинции Анзянг напал многочисленный вооруженный отряд «красных кхмеров». В результате начатой «красными кхмерами» резни погибли 3157 мирных жителей, включая женщин и детей. Из всех жителей села удалось спастись лишь двум вьетнамцам. Естественно, на подобную агрессию со стороны Кампучии Вьетнам не мог не отреагировать. Командование Вьетнамской народной армии приступило к планированию вооруженной операции против соседнего государства.
Однако, чтобы вторжение в Кампучию не выглядело актом агрессии, требовалось заручиться поддержкой хотя бы части кхмерского населения. Руководство Вьетнама вышло на нескольких старых кампучийских революционеров, оппозиционно настроенных к Пол Поту и критически оценивавших его политику. Были установлены связи и с руководителем Восточной административной зоны Со Пхимом, который в мае 1978 года поднял восстание против Пол Пота. Но надежды Ханоя на Со Пхима не оправдались – «красные кхмеры» смогли жестоко подавить повстанцев, а сам руководитель Восточной административной зоны погиб.
Тогда Вьетнам сделал ставку на еще одного лидера «красных кхмеров» — Хенг Самрина. Хенг Самрин командовал дивизией, расквартированной в Восточной административной зоне и занимал должность заместителя начальника штаба войск Восточной административной зоны. В мае 1978 года он также поднял восстание против Пол Пота, но и его войска «красным кхмерам» удалось разгромить и оттеснить на границу с Вьетнамом.
Тем не менее, 2 декабря 1978 г. в провинции Кратьэх был создан Единый фронт национального спасения Кампучии, председателем которого был избран Хенг Самрин. Именно он возглавил провьетнамские силы в Кампучии, которые сразу же получили всестороннюю помощь со стороны соседнего государства. Вьетнамская народная армия приступила к активной подготовке вторжения в Кампучию. Командовать операцией должен был генерал армии Ван Тьен Зунг (1917-2002) – один из самых популярных после Во Нгуен Зиапа полководцев Вьетнамской народной армии, прославленный командир времен Вьетнамской войны.
Здесь следует отметить, что, несмотря на помощь Китая и жесткую мобилизационную политику Пол Пота, вооруженные силы «красных кхмеров» значительно уступали Вьетнамской народной армии и по вооружению и военной технике, и по подготовке личного состава, и по качеству снабжения. В отрядах Пол Пота значительную часть боевиков составляли подростки и дети 10-12 лет, которые просто не могли тягаться с опытными вьетнамскими военнослужащими.
К тому же, далеко не все командиры «красных кхмеров» были готовы сражаться за Пол Пота, к которому относились критически. Поэтому в Ханое прекрасно понимали, что свержение «красных кхмеров» не будет какой-то сверхзадачей. Практически исключалось и вмешательство со стороны Китая, поскольку в Пекине хоть и поддерживали «красных кхмеров», но не были от них в восторге. К концу 1970-х годов Китай уже начал менять свой политический курс и поддержка таких одиозных персонажей как Пол Пот не входила в планы китайского руководства.
25 декабря 1978 года в направлении кампучийской границы из города Банметхуот вышли бронетанковые и моторизованные части Вьетнамской народной армии. В операции участвовало 14 дивизий ВНА, которые быстро вторглись на территорию Кампучии и заняли плацдармы для дальнейшего наступления. Подразделения кампучийской армии, дислоцировавшиеся на границе с Вьетнамом, не смогли оказать ВНА масштабного сопротивления. Рывок вьетнамской армии оказался столь стремительным, что уже через несколько дней вьетнамские подразделения продвинулись очень близко к столице страны Пномпеню.
В сложившейся ситуации руководство «красных кхмеров» смогло лишь продолжать официальную пропагандистскую линию и утверждать, что «вьетнамские захватчики» в ближайшее время будут разгромлены. 1 января 1979 г. бои между «красными кхмерами» и Вьетнамской народной армией шли уже на подступах к Пномпеню. 5 января 1979 года, понимая плачевность своего положения, Пол Пот призвал народ Кампучии к отражению «советской военной агрессии». Естественно, ни о каком советском вторжении в Кампучию не могло быть и речи, но Пол Пот рассчитывал, что этими словами он привлечет на помощь к «красным кхмерам» Китай или США. Но и в Пекине, и, тем более, в Вашингтоне никто не воспринял слова Пол Пота всерьез.
Как оказалось, Пол Пот и его «красные кхмеры» интересовали китайцев лишь в контексте противостояния советскому и вьетнамскому влиянию в Юго-Восточной Азии, но направлять на помощь Пол Поту армию в Пекине не собирались. Тем более, что Пол Пот не был единственным политиком, на кого Китай мог сделать ставку в Кампучии. Более того, в силу одиозности своего режима, он все меньше и меньше подходил на роль проводника китайского влияния.
В Советском Союзе и во Вьетнаме боевые действия в Кампучии официально позиционировались как народное восстание Единого фронта национального спасения Кампучии против «кровавого режима Пол Пота». Поэтому когда утром 7 января 1979 года в Пномпень вошли вьетнамские войска, на весь мир было сообщено о том, что столица Кампучии освобождена именно силами Единого фронта национального спасения Кампучии при поддержке Вьетнамской народной армии. Представители вьетнамского командования официально передали властные полномочия в Кампучии председателю Единого фронта национального спасения Хенг Самрину.
Что касается Пол Пота, то за несколько часов до вторжения вьетнамских войск в Пномпень, он вместе с личной охраной и несколькими соратниками покинул столицу. Лидер «красных кхмеров» эвакуировался на вертолете на запад страны – в районы, которые находились под контролем подразделений, сохранивших ему верность. Между тем, уже через три дня после бегства Пол Пота, 10 января 1979 года, в Пномпене была провозглашена Народная Республика Кампучия (НРК). Все структуры новой власти и вооруженные силы НРК пришлось создавать практически с нуля в обстановке господствовавшего в стране хаоса.
Поэтому на территории Кампучии оставались части и подразделения Вьетнамской народной армии, ставшей главным гарантом сохранения власти правительства Единого фронта национального спасения Кампучии. В качестве параллельной политической структуры была сформирована Коммунистическая партия Кампучии провьетнамской ориентации, которая получила официальное признание и поддержку со стороны Ханоя. Вьетнам осуществлял не только силовое прикрытие новой власти, но и оказывал всестороннюю помощь, отправив в Кампучию большое количество инженерно-технических, административных, медицинских работников.
В сложившейся ситуации Пол Пот и его соратники продолжили гражданскую войну против новой власти, которая, однако, не стала успешной. Несмотря на то, что определенные районы страны находились под контролем «красных кхмеров», влияние последних падало и окончательно ослабло в 1990-е годы, когда они просто перестали быть нужными и Китаю, и Западу.
Пол Пот. Путь красного кхмера. Часть 1. От Сорбонны до Горы самоцветов
В 2015 году исполнилось девяносто лет со дня рождения Пол Пота — одного из самых печально известных диктаторов ХХ века. За четыре года, пока Пол Пот находился у власти в Камбодже, ему удалось войти в мировую историю как инициатору геноцида собственного народа. По крайней мере, именно так Пол Пота подавали и американские, и советские информационные источники. Для первых он был наиболее зловещим олицетворением «призрака коммунизма», для вторых — опасным «сектантом с левацкими перегибами». Кем же на самом деле был этот политический лидер, которому, кстати, еще двадцать лет после свержения удавалось вести партизанскую войну в непроходимых джунглях Камбоджи и так и не быть выданным камбоджийским властям?
«Кхмерская империя» и французский протекторат
В начале ХХ века Камбоджа была протекторатом Франции. Французский протекторат над этой страной, расположенной в юго-восточной части Индокитая, был установлен в 1863 г. К этому времени некогда могущественная Кхмерская империя пришла в состояние полного упадка. Если в IX-XV вв. Камбуджадеша — государство кхмеров — включало в свой состав территории современных Камбоджи, Лаоса и Таиланда, то после наступления тайских племен и появления нового мощного соседа — тайского государства Аютия, доминированию кхмеров в Центральном Индокитае постепенно пришел конец. Тайские войска неоднократно захватывали Ангкор — столицу кхмерского государства, в результате чего кхмерским королям пришлось перенести центр страны в Пномпень. Затем функции столицы выполняли другие города страны. В XVII в. столица Камбоджи была перенесена в Удонг. Чтобы обезопасить себя от нападений Аютии, кхмерские короли обращались за помощью к Испании, Португалии, а позже — к Франции. Париж стал проявлять устойчивый интерес к Южному и Восточному Индокитаю еще в XVII в. Первым в орбиту французского влияния попал Вьетнам. Здесь еще в XVII в. появились французские миссионеры, а в 1784 г. уцелевший в результате восстания тэйшонов представитель правившей фамилии Нгуен Фук Ань обратился к Франции с просьбой о военной помощи. В 1787 г. был подписан Версальский договор, в соответствии с которым Нгуен Фук Ань уступал французам несколько территорий и разрешал монополию Франции на торговлю на всей территории Вьетнама. В ответ Франция обязалась передать Нгуен Фук Аню эскадру из 4 кораблей и отряд из 1650 солдат и офицеров. Однако Великая Французская революция нарушила планы и французов, и вьетнамского правителя. Позже Вьетнам усилился и «забыл» о договоре. Более того — в стране стали принимать антихристианские законы, начались репрессии против принявших католицизм вьетнамцев. Забота о безопасности христианского населения и стала одним из формальных поводов для рейда французского военно-морского флота во Вьетнам. В 1858 г. Наполеон III распорядился о переброске во Вьетнам французских войск под командованием адмирала Риго де Женуйи. На помощь французам пришли также подразделения испанских колониальных войск, дислоцировавшиеся на Филиппинах. В 1859 г. французы заняли Сайгон. В 1862 г. вьетнамский император был вынужден подписать Сайгонский договор, в соответствии с которым под управление французской администрации переходили три провинции Южного Вьетнама — Зядинь, Диньтыонг и Бьенхоа. Они составили французское владение Кохинхина.
Активизацией Франции в Индокитае решил воспользоваться кхмерский король Нородом (правил в 1860-1904 гг.), который увидел во Франции возможного заступника в сложных отношениях с Сиамом (Таиландом) и Вьетнамом. 11 августа 1863 г. король Нородом (на фото) тайно подписал договор о протекторате Франции над Камбоджей. Хотя сиамские власти, как только узнали о договоре, высказали свое недовольство происходящим, изменить ситуацию они уже не могли. 3 марта 1864 г. в Удонг вошли французские войска. Фактически Камбоджа лишилась своей политической независимости, превратившись во французскую колонию. В 1866 г. столица Камбоджи была перенесена из Удонга в Пномпень. Стремясь урегулировать отношения с Сиамом, представлявшим собой достаточно мощное государство, которое могло принести много проблем колониальной экспансии французов в Индокитае, Франция пошла на заключение договора с Сиамом о разделе Камбоджи. В результате заключенного в 1867 г. договора, Сиам получил провинции Ангкор и Баттамбанг. Впрочем, уже в 1904-1907 гг. эти территории были возвращены под французский протекторат. Несмотря на то, что формально Камбоджа оставалась монархией во главе с королем, реальное управление страной оказалось в руках французской администрации. Под влиянием французов в Камбодже начались определенные реформы, направленные на «европеизацию» системы управления, правосудия, образования и здравоохранения. В Камбодже было отменено рабство, создан Верховный суд — то есть, проводились позитивные мероприятия, направленные на гуманизацию жизни в стране. В то же время, король Камбоджи фактически лишился реальной политической власти, а подписанные им указы становились обязательными к исполнению лишь после ратификации их французской администрацией. В 1913 г. Франция провела ряд демократических реформ, в частности в Камбодже была создана конституционная ассамблея — законодательный орган, а кхмеры получили равные с французами и другими европейцами права. Примерно в это же время, в 1911 г., в Камбодже появилось первое светское образовательное учреждение европейского типа — Королевский лицей. Однако рост грамотности камбоджийского населения способствовал и возникновению национально-освободительных настроений. Первоначально национальное движение проявлялось в форме крестьянских восстаний, однако и в городах, среди нарождавшейся камбоджийской интеллигенции и буржуазии формировались кружки, выступавшие за освобождение страны от колониальной зависимости. С наиболее радикальных позиций выступали те представители кхмерской интеллигенции, которым удалось получить образование во Франции — а следует отметить, что количество таких людей постепенно увеличивалось, равным образом, как и запрос состоятельной части населения на получение европейского образования. Лидером кхмерских националистов стал Сон Нгок Тхань (1908-1977) — камбоджийский политик вьетнамского происхождения, получивший высшее юридическое образование в Монпелье и Париже. Именно он в 1936 г. стал издавать первую политическую газету на кхмерском языке Nagaravatta.
Конец 1920-х — начало 1930-х гг. были временем формирования и развития кхмерского националистического движения. В 1930 г. на базе действовавших с середины 1920-х гг. коммунистических групп была создана Коммунистическая партия Индокитая. Основная деятельность Компартии проходила на территории Вьетнама, благо и подавляющее большинство активистов были вьетнамцами. Но коммунистические идеи постепенно просачивались и в среду национально ориентированных камбоджийских интеллигентов. Как и в других регионах Юго-Восточной Азии, поворотом, предопределившим дальнейшую судьбу Камбоджи, стала Вторая мировая война. Территория Камбоджи была оккупирована японскими войсками, хотя до 1944 г. Камбоджа формально оставалась под властью вишистского правительства Франции. Тем не менее, японцы оказали влияние на французскую администрацию и 1/3 территории Камбоджи отошла к Таиланду, считавшемуся главным союзником Японии в Юго-Восточной Азии. Когда коллаборационистский режим Виши во Франции был свергнут, японцы перешли к испытанной практике создания марионеточных государств. Под нажимом японского командования 9 марта 1945 г. король Камбоджи Нородом Сианук провозгласил независимость Королевства Кампучия. Чуть позже в страну вернулся Сон Нгок Тхань, назначенный министром иностранных дел, а затем премьер-министром Королевства Кампучия. Но побыть формально независимой страной Камбодже удалось недолго. В августе 1945 г. Япония капитулировала. В октябре 1945 г. в Камбодже было восстановлено французское управление. Французы арестовали Сон Нгок Тханя и выслали его во Францию, под домашний арест. Однако, значительная часть кхмерских националистов, не желавших вновь оказаться под властью Франции, перебрались на территорию соседнего Таиланда. Там началось формирование вооруженного антифранцузского движения «Кхмер Иссарак» — «Свободные Кхмеры». Антиколониальное движение объединило представителей самых разных политических взглядов — от националистов-монархистов до буржуазных республиканцев и коммунистов. Естественно, что вскоре в «Кхмер Иссарак» начался процесс образования фракций. Часть сторонников независимости Камбоджи, особенно из числа интеллигенции, получившей образование в Европе, находилась под влиянием марксизма. Она связалась с Коммунистической партией Индокитая и приступила к формированию коммунистического подполья в Камбодже. В 1951 г. на базе Коммунистической партии Индокитая были созданы три независимые политические партии — Партия труда Вьетнама, Лаосская народная партия и Кхмерская народно-революционная партия. Строительство КНРП первоначально проходило под влиянием вьетнамцев, которые и прежде доминировали в индокитайском коммунистическом движении. Однако постепенно в рядах камбоджийских коммунистов появлялись и собственные талантливые лидеры, видевшие необходимость дальнейшего развития коммунистического движения в стране. Одним из них и был некто Салот Сар, позже получивший всемирную известность как Пол Пот. О своем происхождении, уже в бытность коммунистическим лидером, Пол Пот предпочитал говорить весьма туманно. Обычно он заявлял, что его родители были крестьянами-бедняками, что вполне укладывалось в общую концепцию полпотовской идеологии. Но король Камбоджи Нородом Сианук, очевидно желая дискредитировать Пол Пота в глазах его сторонников, сообщал о том, что Салот Сар (такое имя Пол Пот носил в детстве и юности) происходил из аристократической семьи, близкой к кхмерскому королевскому двору. На самом деле, преувеличивали оба, а истина, как водится, находилась где-то посередине. По своему происхождению Пол Пот действительно был крестьянином, но и семья его имела доступ к королевскому двору.
Сын «придворного крестьянина» и парижский студент
В 1925 году в деревне Прексбаув появился на свет мальчик Салот Сар. Он стал восьмым из девятерых детей в кхмерской семье Пек Салота и Сок Нем. Хотя Пек Салот был мелким землевладельцем, практически неотличимым от обычных крестьян, его семья имела крепкие позиции при дворе. Так, старший брат Салот Сара Лот Суонг работал во дворце чиновником протокольного отдела королевской администрации. Сестра Салот Роёнг была танцовщицей королевского балета, а позже стала и наложницей короля Монивонга. Двоюродная сестра Салот Сара Кхуон Меак стала наложницей Сисовата Монивонга еще раньше — когда король Камбоджи был еще наследным принцем. При дворе Меак занимала должность «кхун преаб ме неанг» — «ответственная за женщин». От связи с королем она родила сына Коссарака. Так что, несмотря на провинциальное происхождение, семья Салот Сара считалась весьма успешной. Именно сестра Кхуон Меак оказала юному Салот Сару большую протекцию, после чего для мальчика был включен «зеленый свет» в плане получения хорошего образования. Когда Салот Сару исполнилось девять лет, его отправили в столицу страны Пномпень — получать традиционное образование. Как известно, в странах Индокитая — Бирме, Лаосе, Таиланде и Камбодже — везде, где распространен буддизм направления хинаяна, — существует практика отдавать подростков и юношей послушниками в буддийские монастыри. Кто-то живет в монастыре несколько месяцев, кто-то — пару лет, а некоторые выбирают духовную карьеру и так и остаются монахами. Не избежала участь послушника и Салот Сара. Несколько месяцев подросток провел в монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык, письмо и буддийскую философию. Однако на одном традиционном образовании в колониальной Камбодже было невозможно построить хорошую административную карьеру. Поэтому в 1937 г. Салот Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где уже получил европейское школьное образование. В 1942 г. он закончил школу и продолжил образование в Колледже Нородома Сианука в г. Кампонгтям. После окончания колледжа в 1948 г. Салот Сар хотел поступить в Королевский лицей Сисовата, однако не смог сдать сложные вступительные экзамены в это престижное заведение и поступил в Техническую школу в Пномпене. Казалось, Салот Сар окончательно определился с карьерой инженерного специалиста.
В 1949 г. он получил правительственную стипендию, выдававшуюся талантливым кхмерским студентам для продолжения образования в Европе. В том же году Салот Сар прибыл в Париж — изучать радиоэлектронику в Парижском университете. Он прилежно учился, познакомился со сверстниками — как выходцами из других французских колоний, так и французами. Летом 1950 г. Салот Сар отправился, вместе с другими студентами, в Югославию. Считавшаяся социалистической страной, Югославия, тем не менее, вела отличную от Советского Союза политику и поддерживала более тесные отношения со странами Запада. Тогда же, в 1950 г., в Париж приехал друг юности Салот Сара Иенг Сари (1925-2013). Он был уроженцем Вьетнама — кхмером-кромом по отцу (кхмеры — кромы — это кхмерское население дельты Меконга, проживающее на территории Вьетнама) и китайцем по матери. В отличие от Салот Сара, Иенг Сари улыбнулась удача — он смог поступить в престижный Королевский Лицей Сисовата в Пномпене, а после его окончания отправился во Францию — учиться в Институте политических наук. Во Франции, на экономическом факультете Парижского университета, учился и третий видный кхмерский коммунист — Кхиеу Сампхан (род.1931). Как и Иенг Сари, Кхиеу Сампхан был наполовину кхмером, наполовину китайцем. Его отца, работавшего судьей, посадили за взяточничество и злоупотребления должностным положением, поэтому детские годы Кхиеу Сампхана прошли в бедности — его обеспечивала лишь мать, торговавшая фруктами. Тем не менее, не лишенному таланта юноше удалось не только получить хорошее образование в Камбодже, но и отправиться во Францию — изучать экономику. Спустя несколько лет, в 1959 г., Кхиеу Сампхан сумел защитить в Париже докторскую диссертацию на тему «Экономика и промышленное развитие Камбоджи». Кстати, именно на сестрах Кхиеу Сампхана женились друзья Салот Сар и Иенг Сари, став свояками. Сестры Кхиеу Поннари и Кхиеу Тирит также учились в Париже. Кхиеу Поннари (1920-2003) в 1940 г. окончила Королевский лицей Сисовата в Пномпене, став первой кхмерской женщиной, получившей степень бакалавра. В Париже Кхиеу Поннари изучала кхмерскую лингвистику. Ее сестра Кхиеу Тирит (1932-2015) также связала свою учебу с филологией — она изучала английский язык и стала первой камбоджийской женщиной, получившей ученую степень по английской филологии. Несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте, первой вышла замуж младшая сестра Кхиеу Тирит. Летом 1951 г. она стала супругой Иенг Сари, поменяв имя на Иенг Тирит. Бракосочетание Салот Сара и Кхиеу Поннари произошло значительно позже — только в 1956 г., 14 июля, символично выбрав датой свадьбы День взятия Бастилии.
В Париже была создана Ассоциация кхмерских студентов, обучающихся во Франции. Ее председателем стал Иенг Сари, а генеральным секретарем — Кхиеу Сампхан. Позже Ассоциация была преобразована в Союз кхмерских студентов, ядро которого находилось на леворадикальных позициях. Молодые кхмерские студенты познакомились с французскими коммунистами и создали собственный марксистский кружок. Последователи учения Маркса — Ленина из далекой Камбоджи собирались на квартире молодого националиста Кенг Ваннсака — однокурсника Иенг Сари по лицею, также проживавшего в то время в Париже. В кружок на квартире Кенг Ваннсака вошли Иенг Сари и Рат Самоён, позже к ним присоединился и Салот Сар. В 1952 г. он взял себе псевдоним Кхмер Даом («Кхамэ Даым» — «Истинный кхмер»), под которым опубликовал в журнале кхмерских студентов «Khmer Nisut» свою первую статью — «Монархия или демократия?». Примерно в это же время Салот Сар вступил в Коммунистическую партию Франции (ФКП), познакомился с Жаном-Полем Сартром — известнейшим французским философом, придерживавшимся левых политических взглядов. Взгляды Салот Сара и его товарищей в тот период, хотя и назывались марксистскими, но в действительности включали в себя не только марксистские, но и анархистские компоненты. Салот Сар выступал за немедленное строительство коммунизма в Камбодже посредством экспроприации крестьянских хозяйств и полного обобществления собственности.
Однако увлечение политикой негативно сказалось на учебе камбоджийского студента. В том же 1952 г. Салот Сар был отчислен из университета и 15 декабря 1952 г. выехал из Франции на родину. В Камбодже в это время, по мнению Салот Сара, было гораздо интереснее — в стране нарастала национально-освободительная борьба, набирало силу антиколониальное и коммунистическое движения. Вернувшись в Камбоджу, Салот Сар обосновался в Пномпене — на квартире своего старшего брата Лот Суонга, служившего при королевском дворце. В столице Салот Сар вышел на связь с представителем местного отделения Коммунистической партии Индокитая Фам Ван Ба, которого попросил принять его в ряды КПИ на основании подтвержденного членства во французской компартии. В августе 1953 г. Салот Сар стал членом Народно-революционной партии Камбоджи, где занялся организацией массовой пропаганды в составе соответствующего отдела. Параллельно он устроился работать в один из частных лицеев Пномпеня, где преподавал историю и географию.
Нородом Сианук — «красный принц» Камбоджи
Тем временем, в Камбодже происходили эпохальные перемены. 9 ноября 1953 г. с территории страны были выведены французские войска. Колониальная администрация прекратила свое существование, а Камбоджа превратилась в суверенное государство под управлением короля Нородома Сианука. Молодой король был практически ровесником Салот Сара. Нородом Сианук родился в 1922 г. и доводился внуком королю Сисовату Монивонгу и старшим сыном — принцу Нородому Сурамариту. На королевский престол Нородом Сианук был коронован в сентябре 1941 г. — после смерти деда короля Сисовата Монивонга. Кандидатуру Нородома Сианука протолкнуло вишистское правительство Франции, позже к нему лояльно отнеслись и японцы, оккупировавшие территорию Камбоджи. Нородом Сианук сочувствовал национально-освободительному движению Индокитая и негласно оказывал поддержку кхмерским националистам. В мае 1953 г. Нородом Сианук вообще уехал в Таиланд и заявил французскому правительству, что не вернется в страну, пока не будет провозглашена ее независимость. Франция пошла навстречу королю — и 9 ноября 1953 г. была провозглашена независимость Камбоджи. Однако в мае 1955 г. Нородом Сианук все же отрекся от престола — в пользу своего отца Нородома Сурамарита (1896-1960). Сам же Нородом Сианук занял посты премьер-министра и министра иностранных дел суверенной Камбоджи.
Принц разработал собственную концепцию социальной и политической модернизации страны. По мнению Нородома Сианука, идеальным вариантом развития для Камбоджи было бы сочетание наиболее эффективных компонентов и традиционной монархии, и либеральной демократии, и демократического социализма. Для реализации своих идей Нородом Сианук создал левоцентристское общественно-политическое движение «Сангкум» — «Народное социалистическое общество», в состав которого вошло большинство политических организаций Камбоджи. Фактически взгляды Нородома Сианука представляли собой кхмерский вариант достаточно распространенного в то время в странах Юго-Восточной и Южной Азии «буддийского социализма», сочетающего традиционные и националистические компоненты с идеей социалистического переустройства экономики. Политика Нородома Сианука вызывала большие опасения у руководства США и соседнего Таиланда, поскольку они опасались, что принц в завуалированной форме осуществляет утверждение в Камбодже социалистических идей и может, в перспективе, превратить Камбоджу в еще один форпост советского влияния в Индокитае. В 1959 г. проамериканские силы даже предприняли попытку вооруженного свержения правительства Сианука, опираясь на поддержку США и Таиланда, однако мятеж был подавлен верными премьер-министру подразделениями правительственных войск.
После того, как в 1960 г. скончался король Нородом Сурамарит, Национальное собрание Камбоджи обратилось к Нородому Сиануку с предложением вновь занять королевский престол страны. Но принц отказался, более того — произвел изменения конституции Камбоджи, в соответствии с которыми глава государства становился выборным лицом. В июне 1960 г. Нородом Сианук был избран главой Государства Камбоджа. За него проголосовало подавляющее большинство камбоджийских избирателей, поддерживающих социальные преобразования, начатые правительством Сианука. Находясь на посту руководителя камбоджийского государства, Сианук продолжил свои социально-экономические и политические реформы. Во внешней политике, несмотря на непростое время и сложную обстановку в мире, Сианук пытался лавировать между советским и капиталистическим блоками. Он постоянно подчеркивал нейтралитет Камбоджи в противостоянии Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, не принимал ни одну из сторон в советско-китайском конфликте. В то же время, в 1963 г. заметно ухудшились отношения Камбоджи и США. Нородом Сианук выступил категорически против американского военного и политического вмешательства в дела стран Индокитая, в первую очередь — соседнего Вьетнама. С другой стороны, американцы также были недовольны Сиануком, поскольку не могли рассчитывать на его поддержку в конфронтации с Северным Вьетнамом, а территория Камбоджи представляла для США в этом контексте большой стратегический интерес. В 1965 г. Нородом Сианук, к этому времени заручившийся поддержкой Мао Цзэдуна, разорвал дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки. Кроме того, были заключены тайные договора с Китаем и Северным Вьетнамом о предоставлении территории Камбоджи для размещения баз Народного фронта освобождения Южного Вьетнама и перемещений его подразделений и тыловых обозов через отдельные провинции Камбоджи в Южный Вьетнам.
Влияние Нородома Сианука и его Народного социалистического общества в Камбодже было огромно, что способствовало значительному ослаблению позиций Народно-революционной партии Камбоджи. К 1960 г., когда умер король Нородом Сурамарит, а Сианук стал главой государства, численность Народно-революционной партии Камбоджи сократилась до 250 человек. Казалось, что за «буддийским социализмом» коммунистам марксистам-ленинцам никогда не приобрести сколько-нибудь значимых позиций в политической жизни постколониальной Камбоджи. Тем более, что даже эта небольшая организация из 250 человек не сумела сохранить внутреннее единство. В рядах Народно-революционной партии Камбоджи выделилось три группы активистов — просоветская, ориентированная на советский путь строительства социализма и стремившаяся к развитию связей с вьетнамскими коммунистами; прокитайская, ориентированная на маоизм, набиравший силу в коммунистическом движении Юго-Восточной и Южной Азии; ультрарадикальная, характеризовавшаяся сочетанием революционно-коммунистических взглядов с националистическими, в первую очередь — антивьетнамскими, настроениями. Салот Сар и его товарищи вошли в состав третьей группы. Кстати, во второй половине 1950-х гг. Салот Сар стал все чаще использовать псевдоним «Пол» — от французского «politique potentielle» — «политика возможного». Однако вторая часть псевдонима появилась лишь в 1976 г., так что двадцать лет Салот Сар был известен в коммунистическом движении Камбоджи как «товарищ Пол». По мнению Салот Сара, Камбоджа должна была совершить революционный скачок еще более высокой степени интенсивности и радикальности, чем революция в Китае. При этом, по мнению «товарища Пола», важнейшим условием революционных преобразований в Камбодже должна была стать опора на собственные силы, предусматривавшая отказ от советской или вьетнамской помощи коммунистическому движению страны.
Взгляды Салот Сара импонировали наиболее радикальной части камбоджийских коммунистов, в особенности — революционной молодежи. Однако их не разделяли лидеры камбоджийского коммунистического движения — Ту Самут и Сон Нгок Минь. Немолодой уже Ту Самут (1915-1962) был ветераном камбоджийского революционного движения. Выходец из семьи горных кхмеров, живших на территории южной части современного Вьетнама, Ту Самут в молодости избрал для себя духовную карьеру и занимался исследованием языка пали в одном из пномпеньских монастырей. Затем, после окончания Второй мировой войны, Ту Самут вернулся во Вьетнам, где вступил в ряды «Вьетминя» и участвовал в организации группы кхмерских добровольцев в составе движения. Когда в 1951 г. произошло разделение Коммунистической партии Индокитая, Ту Самут и Сон Нгок Минь создали Народно-революционную партию Камбоджи. Ту Самут активно участвовал и в деятельности антиколониального Единого национального фронта «Кхмер Иссарак», занимая должность министра внутренних дел в «теневом правительстве» фронта. В общем, человеком Ту Самут был заслуженным и участвовать в деятельности коммунистов начал гораздо раньше Салот Сара и Иенг Сари. В то же время, Ту Самут считал, что коммунистам следует поддерживать прогрессивные преобразования в стране, начатые правительством принца Нородома Сианука, а также работать над привлечением в ряды коммунистического движения буддийских монахов, традиционно пользовавшихся симпатиями и уважением со стороны кхмерского населения. За эти взгляды более радикальные последователи Салот Сара обвиняли Ту Самута в «оппортунизме и соглашательстве».
Провьетнамскую фракцию в составе НРПК возглавлял Сон Нгок Минь (1920-1972) — товарищ Ту Самута по созданию Народно-революционной партии Камбоджи. Сон Нгок Минь был кхмером-кромом по отцу и вьетнамцем по матери, а в молодости, как и Ту Самут, был буддийским монахом в одном из камбоджийских монастырей. Он отстаивал необходимость расширения сотрудничества с Северным Вьетнамом и южновьетнамскими партизанами — коммунистами. Нуон Чеа (род.1926), еще один лидер камбоджийских коммунистов, первоначально поддерживавший линию Ту Самута, в отличие от последнего и от Сон Нгок Миня не был буддийским монахом, а в отличие от Салот Сара и Иенг Сари не учился в Европе. Нуон Чеа, которого в юности звали Лау Бен Кон, в 1940-е годы учился в Таиланде, где успел принять участие в работе местной компартии. Затем, вернувшись в Камбоджу, Нуон Чеа перешел на нелегальное положение и получил известность как один из партизанских полевых командиров «Кхмер Иссарак».
Красные базы на «Горе самоцветов»
После убийства Ту Самута Салот Сар уволился с должности преподавателя в лицее и, перейдя на нелегальное положение, полностью сосредоточился на политической деятельности. Он начал работу по созданию дисциплинированной и законспирированной организации профессиональных революционеров, которой, по мнению Салот Сара, и предстояло совершить коммунистическую революцию в Камбодже. В январе 1963 г. прошел III-й съезд Партии трудящихся Камбоджи. На этом съезде партия получила новое название — Коммунистическая партия Камбоджи. Генеральным секретарем КПК был избран Салот Сар, а в состав Центрального комитета партии вошли, преимущественно, сторонники его политической линии. Активизация камбоджийских коммунистов вызвала негативную реакцию руководства страны, поэтому, опасаясь начавшихся полицейских репрессий, большинство коммунистов перешло на нелегальное положение и переместилось в труднодоступные лесные районы Камбоджи.
Основные базы камбоджийских коммунистов расположились в провинции Ратанакири на северо-востоке страны. В переводе с кхмерского языка «Ратанакири» означает буквально «Гора самоцветов». Несмотря на красивое название, это — настоящее захолустье Камбоджи, ее самый отсталый регион, расположенный на границе с Лаосом и Вьетнамом. Даже сейчас, спустя полвека после описываемых событий, Ратанакири остается наименее развитой провинцией Камбоджи. Каждый четвертый ребенок провинции умирает в возрасте до пяти лет, а три четверти населения провинции не умеют читать и писать. Социально-экономическая отсталость провинции усугубляется спецификой ее этнического состава. Население провинции Ратанакири, особенно ее сельских районов, составляют так называемые «горные кхмеры». Это — не просто кхмеры, живущие в горной местности, а представители отдельных народностей, объединявшихся в советской этнографии под названием «горных кхмеров» или «горных монов». В провинции горные кхмеры составляют более 50% населения. К ним относятся этнические группы тампуан (24,3%), зярай (17,1%), крунг (16,3%), бру (7%), качок (2,7%), кавет (1,9%), куй (0,5%), лун (0,1%). Сельское хозяйство горных кхмеров характеризовалось отсталостью, равным образом — как и их культура. Народы камбоджийской периферии сохраняли традиционные верования и испытали лишь слабое влияние буддизма — официальной религии страны. Горные кхмеры всегда находились в самом низу камбоджийской этносоциальной иерархии, подвергались дискриминации со стороны кхмерских правителей и чиновников. Низкий социальный статус и экономическое неблагополучие способствовали распространению антиправительственных настроений в селениях горных кхмеров, чем выгодно и воспользовались камбоджийские коммунисты, развернув агитацию именно в этой проблемной среде. Действительно, вскоре коммунистам удалось привлечь на свою сторону несколько сотен молодых горных кхмеров, из которых формировались вооруженные отряды Революционной армии, в которую в 1966 г. была преобразована партийная Секретная гвардия.
Салот Сар провозгласил курс на подготовку вооруженного восстания с целью свержения «буржуазного режима» и совершения коммунистической революции. Перейдя на нелегальное положение и обосновавшись на лесных базах, камбоджийские коммунисты развернули массированную агитацию среди кхмерского крестьянства. Наиболее восприимчивыми к социальной риторике коммунистов оказывались самые обездоленные слои камбоджийской деревни, испытывавшие гнет помещиков и правительственных чиновников. Салот Сар умело играл и на национальных чувствах кхмерского крестьянства, где надо используя ненависть к китайским торговцам, вьетнамцам или тямам — представителям мусульманской народности индонезийского происхождения, с древности проживающей в Камбодже и Южном Вьетнаме.
Одновременно с укреплением своих позиций среди кхмерского крестьянства, камбоджийские коммунисты стали налаживать внешнеполитические связи. В 1965 г. Салот Сар посетил Китай, где состоялась его встреча с Мао Цзэдуном. Лидера кхмерских коммунистов очень вдохновила «Великая китайская культурная революция», опыт которой Салот Сар впоследствии использовал на территории Камбоджи. Тем не менее, в отличие от многих других компартий Юго-Восточной и Южной Азии, Компартия Камбоджи так и не стала сугубо маоистской организацией — несмотря на симпатии к Мао Цзэдуну, у Салот Сара была собственная, аутентичная программа действий. Надо отметить, что пропагандируемые Салот Саром и его единомышленниками идеи находили большую поддержку у обездоленных слоев камбоджийского населения, особенно в отсталых горных провинциях. Поэтому, переходя к началу вооруженной борьбы против правительства, камбоджийские коммунисты, получившие к этому времени известность как «красные кхмеры», знали, что могут рассчитывать на симпатии достаточно многочисленной части населения страны.