картина девушка в поле лежит

Мир Кристины. Почему картина Эндрю Уайета стала культовой

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

«Мир Кристины» Эндрю Уайета (1917-2009 гг.) – культовая картина американской живописи.

Для американцев она имеет такое же значение, как для нас «Утро в сосновом лесу» Шишкина или «Девочка с персиками» Серова.

Так что же в ней необычного?

Да все. И история героини. И техника, в которой она создана. И то, как картина воспринимается зрителем.

Первый взгляд на «Мир Кристины»

Картины Уайета интровертны. Они «не кидаются в объятия» зрителю с первого взгляда. Потому что в них нет яркости.

Выжженная трава. Некрашеные, ветхие дома. Ветер. Один-два предмета. Редко люди. Как на картине “Ветер с моря”.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947 г. Национальная галерея Вашингтона, США. Artchive.ru.

Вы не увидите в них главного с разбегу. Вам нужно постоять, приглядеться. И только через какое-то время Вы рассмотрите то, что «спрятано» во втором слое картины.

Я сама на себе это испытала.

Я увидела «Мир Кристины», когда ничего не знала ни о художнике, ни тем более о какой-то там Кристине. И, конечно, картина сразу мне НЕ раскрылась.

Мне показалось, что передо мной стройная девушка с густыми волосами, отдыхающая в праздной позе. Она как будто выразительно поддалась вперёд. На фоне блеклого пейзажа, видимо, чтобы не отвлекать внимание от девушки.

И только приглядевшись, меня словно холодом обдало. Как я могла увидеть праздность?

Волосы грязны и нерасчесаны, отсюда и иллюзия густоты.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит Эндрю Уайет. Мир Кристины (фрагмент). 1948 г. МОМА. Artchive.ru.

Какая там стройность! У девушки болезненная худоба.

В волосах – виднеется проседь. Да это вовсе и не девушка (Кристине на тот момент было за 50)…

Потом я пригляделась к её пальцам. Они, серые от пыли, впиваются в землю. В этом явно нет ничего романтичного. Это борьба и большое усилие…

После этого открываешь компьютер и читаешь о картине…

Вот так постепенно она раскрылась. Не сразу. Но поразив до глубины души.

Как возникла идея «Мира Кристины»

Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.

И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и видимо отдыхала. И вдруг фигура встрепенулась и … поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги.

Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.

Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься помочь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара. Выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом. Но он был жив и изо всех сил продолжал ползти в искореженной скорлупе…

Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.

Кристина Олсон

Кристина заболела полиомиелитом в 3 года. Она выжила. Но в подростковом возрасте у неё начались проблемы со здоровьем. Она начала спотыкаться и падать. Болезнь прогрессировала. К 30 годам она уже еле-еле делала 2-3 шага.

Диагноз ей так и не смогли поставить. Но сейчас врачи, изучив её медицинские карты, считают, что она страдала моторно-сенсорной нейропатией. При которой в течение жизни у человека постепенно деградирует двигательная активность.

На картине Кристине – 55 лет. Она ещё проживет после этого 20 лет. И продолжит отстаивать своё личную свободу и независимость от других. Вот еще одна картина с мисс Олсон.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит Эндрю Уайет. Кристина Олсон. 1947 г. Галерея Кёртис, Миннеаполис. Artchive.ru.

Только представьте. Кристина жила не в квартире со всеми удобствами. Она жила на ферме. Без горячей воды, стиральной машины, посудомойки и прочих благ цивилизации.

И тем не менее была самостоятельной и почти полностью ухаживала за собой сама. И даже немало делала по ведению хозяйства.

Вот об этом картина. О силе духа. Несмотря на казалось бы непреодолимые жизненные обстоятельства, человек нашёл силы достойно прожить жизнь. Без нытья и жаления самого себя.

Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины не отпускала художника. Перед его глазами все стояла эта маленькая фигурка на поле.

Как Уайет создавал «Мир Кристины»

Картину Уайет писал долго. Только над одним полем он работал целых пять месяцев.

Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали.

Он даже подумывал не изображать на поле Кристину. А чтобы оно само передавало её незримое присутствие.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит Эндрю Уайет. Мир Кристины (деталь). 1948 г. МОМА. Artchive.ru.

И даже когда на его картине появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги.

Ведь она не видела даже набросков. Конечно, он не решился просить её позировать. Эту роль выполнила жена.

И вот картина готова. Почему же «Мир»?

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

У нас и вправду создаётся ощущение целого мира. За счёт совмещенной перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле. Как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле.

При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Уайет.

В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далеким горизонтом.

Но в нем помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида. Скудный и в то же время величественный.

«Мир Кристины» сегодня

Уайета никогда не привлекали обычные человеческие мотиваторы: деньги, слава, признание. Он работал в своём темпе. И главное в своём стиле.

Это очень удивляло искусствоведов и критиков. Как можно работать в стиле реализма в эпоху модернизма?

Как можно выписывать каждую травинку, когда небрежность – главная «фишка» современной живописи 20 века?

Но Уайет был безразличен к их мнению. Он писал, как хотел и как чувствовал.

А музеи все равно покупали его работы. Тихо, без шумихи, чтобы не прослыть старомодными.

Так случилось и с «Миром Кристины». Директор музея современного искусства (МОМА) купил работу в 1949 году всего за 1800 долларов…

Она так и осталась единственной работой художника в этом музее. Среди работ Поллока, Лихтенштейна и современных инсталляций «Кристина» смотрится чужестранкой.

Но это не мешает ей привлекать до сих пор толпы восторженных зрителей.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Почему эта картина стала легендарной?

Вы, наверное, хоть раз, да видели эту картину Эндрю Уайета.

Она называется “Мир Кристины” и считается прямо таки культовым произведением американского художника.

У нас — “Грачи прилетели” и “Утро в сосновом лесу”, у жителей Америки — “Мир Кристины”.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

Обычно, первое впечатление от картины — девушка, отдыхающая в поле, лежит-полеживает себе. То, что это вовсе не девушка и не отдыхающая — выдадут детали фигурки. Седина в нечесаных, а от того кажущимися на первый взгляд густыми, волосах. Узловатые грязные руки. Неестественно изогнутое тело. То, что сначала кажется юношеским изяществом — болезненная худоба.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

Героиню картины зовут Кристина Олсон, она была соседкой Уайета по его летнему дому, в котором он проводил большую часть года, работая и наблюдая за не самой красочной природой штата Мэн.

Художник как-то заглянул к соседям за какой-то ерундой и увидел там Кристину, разговорился с ней и застрял в гостях на полдня. «Девушка с лицом феи» — это он потом про нее напишет. Его еще тогда удивило, что она не встала для того, чтоб поприветствовать гостя, а так и сидела в своем кресле, накрыв ноги пледом. В следующий раз Кристину он увидит не скоро.

Однажды художник выглянул в окно своей мастерской, находившейся на чердаке дома (отсюда такой интересный ракурс — мы смотрим на Кристину и дом с возвышения) и увидел, как Кристина отдыхает в поле. То есть ему показалось, что она отдыхает — вдруг, цепляясь за землю и волоча за собой ноги, Кристина поползла к своей ферме. Первой мыслью Уайета было выскочить из дома и броситься ей на помощь, но он оцепенел и наблюдал как целеустремленно и умело Кристина ползет. Почему ползет — он узнал позже. Олсон страдала то ли от последствий полиомиелита, то ли от прогрессирующего неврологического расстройства и была частично парализована. И еще она отказалась от инвалидного кресла, потому что не хотела лишний раз просить кого-либо о помощи.

Этот образ захватил Уайета и в 1947 году он напишет то, что увидел тогда из окна. Правда, в этот раз позировать ему будет не Кристина, а жена художника.

На момент написания картины Кристине Олсен было 55 лет.

То есть, у нас есть два взгляда на эту картину. Первый — когда мы ничего не знаем о героине и не торопимся разглядывать полотно. Тогда перед нами то ли упавшая, а то ли и присевшая девушка. Второй — когда мы в уже коты ученые и в курсе того, кто изображен на полотне и это накладывает на восприятие определенный отпечаток. И тогда, конечно, велик соблазн все понять как историю преодоления, подвига и всего вот такого. И, конечно, отчасти это так и есть.

Сам Уайет вот что напишет о своей Кристине:

«Она была ограничена в физических возможностях, но духовно — ни в коей мере. Самое трудной задачей для меня было отдать ей должное, изобразив ее необычайную борьбу за жизнь, которую большинство людей сочли бы безнадежной».

Но не так прямолинеен Эндрю Уайет. Художник полунамека, художник, которого однажды так очаровал порыв ветра, качнувшись грязные занавески, что он несколько месяцев ждал того же ветра, чтоб написать этот миг движения. Мне кажется, что героический пафос или воспевание страдания совершенно не свойственны Уайету.

К тому же, есть еще один портрет Кристины, где она сидит сидит почти отвернувшись от зрителя и художник ничем не подчеркивает болезнь своей героини, просто показывает замкнутую, но в чем-то даже величественную и сурово-прекрасную женщину на пороге старого дома.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

Вот такая гулкая живопись от интроверта к интроверту. Удалось ли кому-нибудь более глубоко передать закрытый мир одного человека, чем Уайету в его “Мире Кристины”? Я пока не встречала.

Он, кстати, писал одно только поле на этой картине примерно пять месяцев, вырисовывая тончайшей сухой кистью и темперой каждую травинку. И по первоначальной задумке Кристины и вовсе не должно было быть на полотне — мы должны были бы как зрители стать ею, посмотреть на мир ее глазами, ну или, как минимум просто почувствовать ее присутствие в этом вот ее мире.

Добавлю еще несколько его удивительных картин.
Для начала, те самые занавески:

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

Один из огромной серии портретов Хельги, домработницы и, вероятно, любовницы художника:

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

Вообще, этот прием — присутствие через отсутствие свойственен Уайету.

Например, картина с кустом ежевики будет называться “Сборщик ежевики” и ты глядишь на ежевичный куст так, как если бы этим сборщиком ты и был. Ищешь ягоду, руки мерзнут, ветер гудит, время остановилось.

Вот он, сборщик ежевики:

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

Атмосфера! Кстати, пишут, что картинами Эндрю Уайета вдохновлялись создатели японского фильма ужасов «Звонок».

Источник

31. Людвиг Кнаус. Девочка в поле

ИЗ СБОРНИКА «РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ».

В середине 19-го века сложился и громко провозгласил свои принципы художественный реализм.

Очень трудно было выбрать живописный пример для этой темы. Реализм 19-го века очень разнообразен и представлен таким огромным количеством художников, что для раскрытия темы потребовалось бы немало глав.

Для этой главы я выбрал произведение немецкого художника Людвига Кнауса «Девочка в поле». Я выбрал его потому, что оно не принадлежит явно ни к реализму приземлённому, обывательскому, ни к реализму критическому, ни к подчёркнуто грубому натурализму, ни к сухим копировальным «прописям» академических реалистов. Его среднее положение в этом множестве реалистических школ очень удобно для общего представления о реализме без неуместной здесь искусствоведческой конкретики.

Жизнь до такой степени бесконечна вглубь, что простое «фотографическое» копирование, конечно, не выразит и самой малой части её содержания. Вот художники и ищут самые разные, самые ухищрённые приёмы передачи этой реальности, и очень-очень часто какое-либо отступление от «фотографического» подобия, наоборот, гораздо глубже открывает то, что действительно есть, но при буквальном копировании не видно.

Таким образом, дело не в манере. Вот почему, когда говорят о реализме как о направлении в искусстве, имеют в виду не манеру, а просто отход искусства от внеземной мистики, от парадного приукрашивания владык, от поиска выдуманных романтических идеалов и поворот внимания к действительной жизни простых людей, какая бы она ни была. То есть подразумевают не реализм манеры, а реализм темы.

Этот переход искусства произошёл в очень широком масштабе именно в 19-м веке. Почему? Здесь не место разводить политическую философию, но, очевидно, потому, что именно к этому времени человечество упёрлось в проблемы, решение которых прямо зависит от правильного понимания жизни общества.

Реалистическое направление искусства наиболее трудное, но и наиболее сильное. Найдутся люди, которые возразят. Как реалистическое направление может быть самым трудным, если оно просто берёт из того, что вокруг нас, тогда как другим направлениям приходится выдумывать, изобретать? Как оно может быть самым сильным, если то, что оно даёт, мы и без него видим вокруг и давным-давно привыкли к этому? Не сильнее ли те художники, которые дают нам небывалое и невиданное?

Отвечаю. Трудность реалистического искусства заключается именно в трудности превращения обыденного в художественный образ. Выдумать рогатого и трёхглазого космического пришельца гораздо легче, чем догадаться, что обычные паруса можно окрасить в алый цвет. Сила же этого искусства в том, что оно создаёт у всех абсолютную уверенность в действительном, несомненном, реальном существовании этого поэтического образа в нашей с вами жизни.

Нет сильнее искусства, чем реалистическое, если оно умело переплавлено в образ.

Источник

Почему эта картина стала легендарной?

Она называется “Мир Кристины” и считается прямо таки культовым произведением американского художника.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

Героиню картины зовут Кристина Олсон, она была соседкой Уайета по его летнему дому, в котором он проводил большую часть года, работая и наблюдая за не самой красочной природой штата Мэн.

Этот образ захватил Уайета и в 1947 году он напишет то, что увидел тогда из окна. Правда, в этот раз позировать ему будет не Кристина, а жена художника.

На момент написания картины Кристине Олсен было 55 лет.

Сам Уайет вот что напишет о своей Кристине:

«Она была ограничена в физических возможностях, но духовно — ни в коей мере. Самое трудной задачей для меня было отдать ей должное, изобразив ее необычайную борьбу за жизнь, которую большинство людей сочли бы безнадежной».

Но не так прямолинеен Эндрю Уайет. Художник полунамека, художник, которого однажды так очаровал порыв ветра, качнувшись грязные занавески, что он несколько месяцев ждал того же ветра, чтоб написать этот миг движения. Мне кажется, что героический пафос или воспевание страдания совершенно не свойственны Уайету.

К тому же, есть еще один портрет Кристины, где она сидит сидит почти отвернувшись от зрителя и художник ничем не подчеркивает болезнь своей героини, просто показывает замкнутую, но в чем-то даже величественную и сурово-прекрасную женщину на пороге старого дома.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит

Вот такая гулкая живопись от интроверта к интроверту. Удалось ли кому-нибудь более глубоко передать закрытый мир одного человека, чем Уайету в его “Мире Кристины”? Я пока не встречала.

Добавлю еще несколько его удивительных картин.
Для начала, те самые занавески:

Источник

Кристина

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит
Женщина сидит одна в поле и как-то странно смотрит на дом. Кажется, что ее поза безмятежно-умиротворенная. Мне картина приглянулась в одном фантастическом фильме, который я посмотрел вчера. Изучив историю картины, узнал страшные подробности.

Начнем с того, что картина написана Эндрю Уайетом, американским художником в 1948 году.

Художник-реалист или как его называли магический реалист. «Мир Кристины» загадочная картина, в глаза бросается женщина. Зовут ее Кристина Олсон, годы жизни с 1893 по 1968 гг. На первый взгляд кажется, что с ней все в порядке. Но девушка больна, ее болезнь неизлечима. Нижняя часть тела парализована. Это полиомиелит.

Художник взялся написать эту картину, когда увиле как Кристина ползет по полю. В детстве она переболела этой болезнью и теперь не могла ходить. У нее была коляска, но она не хотела беспокоить родных. Поэтому передвигалась сама, ползком по полю и дому. Эндрю настолько поразился целеустремленности и воле этой женщины, что отразилось в его творчестве.

В штате Мэн, города Кушинг у художника был летний дом. Известный «Дом Олсон». Относится к национальным памятникам и имеет точно такой же вид как на картине. Уайет хорошо знал Олсон и ее младшего брата. Когда он написал «Мир Кристины» самой Кристине было 55 лет.

Сейчас картина – это образец американского ИЗО. Упоминания о произведении встречаются в фильмах «2001: Космическая Одиссея» и «Обливион»
Кстати, именно в последнем «Обливион» она встречается несколько раз.

картина девушка в поле лежит. Смотреть фото картина девушка в поле лежит. Смотреть картинку картина девушка в поле лежит. Картинка про картина девушка в поле лежит. Фото картина девушка в поле лежит
Кадр из фильма «Обливион»

В фильме Юлия и Джек обречены и должны спасти человечество. Герои фильма знают, что Кристина больна и ее поза не просто отдыхающего человека. Эта женщина способна на многое, ради свободы передвижения и просто, чтобы возвратиться в свой дом. В фильме видна параллель между образом Юлии и той самой Кристиной. Хрупкая женщина, которая никогда не отступит перед напастью. В конце фильма мы снова видим картину в доме Джека, в спокойной домашней обстановке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *