картина утро на куликовом поле описание
Сочинение-описание по картине Бубнова Утро на Куликовом поле
«Утро на Куликовом поле» одна из замечательнейших картин Александра Бубнова. В ней отражается исторический момент (8 сентября 1380 год). Это суровые годы, когда на русскую землю напали татаро-монголы. Предводителем нашей армии был бесстрашный Дмитрий Донской. Он величайший воин Российской державы.
На картине нам чётко видно, что боя ещё нет. Утро тихое, осеннее. Воины стоят, вглядываясь в ряды противника, ждут начала битвы. А она вот-вот должна разразиться. Мы чувствуем по взглядам солдат напряжение, они уверены в своей победе. А как иначе? Нужно отстоять каждый клочок родины, не дать врагам гулять по российской земле. Один солдат уже приподнимает щит, другой уверенно сжал топор. Пока ещё спокойно на поле. И всё же через каких-то пять минут произойдёт грандиозное историческое событие, которое будут вспоминать потомки тех героев.
Живописец показал только небольшую панораму русского войска. Но мы представляем какими огромными должны быть отряды, которые встали на защиту Отечества. Все стоят плечом к плечу, у всех наготове копья, мечи. Против монгольского ига пошла воевать вся Русь: и стар, и млад. Это мы видим на холсте Бубнова. В каждом живёт вера в победу потому, что никто не желает подчиняться вражьим законам, платить им дань. По различному оружию, которые в руках у воинов, можно понять насколько сплочён народ: в русском войске подготовленные солдаты и обычные крестьяне. Коней мало. Если оценить прошлое того времени, то невольно приходит мысль, что не все могли приобрести боевого коня и военное снаряжение.
Предводитель Дмитрий Донской (на втором плане картины) сидит на коне и правой рукой указывает в сторону неприятеля. В руке он уверенно держит меч. Войско пристально смотрит в сторону, откуда приближаются захватчики. По историческим данным, Дмитрий Донской в этом бою был серьёзно ранен.
Нам видно, что в нашем войске присутствуют хоругви, на которых изображены лики святых и Спасителя. Бойцы идут на праведный и кровавый бой с молитвой. Сам Бог благословляет их на защиту Руси.
Глядя на картину, хочется самому втиснуться в ряды с этими героями и стать патриотом своего Отечества. Многие погибли в неравном бою, но они ценой жизни спасли святую Русь от захватчиков.
Вариант №2
Александр Павлович изобразил очень важный момент. Взгляду зрителя предстаёт картина предстоящего боя. Русский народ настроен очень серьёзно, он не имеет ни малейшего желания жить под игом. Достаточно только всмотреться в их глаза. В них можно прочитать всю ненависть к неприятелю и желание поставить его на место.
Монголо-татары пришли тогда, когда их никто не просил. Внимание монголо-татар привлекли постоянные междоусобные войны князей, которые никак не могли договориться, кто чем будет заниматься. У них были только свои желания и амбиции. Каждого интересовала власть, но мало кого волновало состояние народа. Своим поведением князья подготовили замечательную почву для неприятеля, который быстро этим воспользовался.
Русский народ силён и настроен на победу. Никто не мог гарантировать русским, что многолетнее бремя наконец спадёт. Но мы боролись и не сдавались. Эти качества до сих пор являются отличительной чертой русского народа.
На картине мы видим вооруженных воинов, которые серьёзно настроены на бой. Они долго к нему готовились и наконец пришёл этот час. Враг уже на подходе. На кону стоит слишком многое: свобода и независимость народа, а также его будущее. В случае поражения, народ окажется в очень плачевном состоянии.
Нашему взгляду предстают воины разной возрастной категории: молодые, взрослые и даже пожилые. На бой выходят все мужчины. Они вооружены копьями, топорами, мечами и ножами. Для защиты используется щит. На передней стороне строя можно заметить икону. Воин поднимает её над своей головой. Это ещё раз доказывает, что русский народ надеется не только на свои силы, но и на чудо, которое вскоре свершиться. Русский народ – православный народ. Но это не значит, что русские только верят и ничего не делают. Они борются, выкладывают все силы, но рассчитывают не на себя, что и способствует победе.
Слева нашему вниманию предстаёт князь на белом коне, который показывает мечом на сторону неприятеля. Он говорит вступительную речь, после которой народ ринется в бой. На лицах бойцов не видно ни тени страха, все давно устали от рабства и желают свободы, даже ценой своей жизни.
Утро на Куликовом поле Бубнова
Популярные сочинения
Сочинения по произведениям Александра Грина
Из всех картин русских художников мое внимание всегда привлекают работы всемирно известного живописца Ивана Ивановича Шишкина
Все мы произносим слово Родина, но понимаем его значение по разному. Так, что же это такое, Родина? То место где тебе пришлось родиться, или где предстоит умереть, а может быть тебе никогда
Описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова: материалы для сочинения
В этой статье представлено описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова для сочинения.
Смотрите: Описание других картин
Описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова: материалы для сочинения
Замысел «Утра на Куликовом поле» возник у Бубнова в 1938 году. Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнова решил написать картину именно о Куликовской битве.
Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали. В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину.
В день 105-летия, в 2013 году в городе Аткарске, где вырос А. Бубнов, был открыт художественно-этнографический музей имени Бубнова.
У картины «Утро на Куликовом поле» существуют другие варианты, созданные самим Бубновым. Например, один из вариантов, меньший по размеру, был создан художником в 1947 году.
За «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов получил Государственную премию. СССР.
На данный момент картина «Утро на Куликовом поле» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «Русское изобразительное искусство»:
«Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет. неполным, если. не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами.
Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого.
В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина «Александр Невский» (1942), Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943); в 1943 году А. П. Бубнов приступает к исполнению монументального полотна «Утро на Куликовом поле», законченного в 1947 году.»
(И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)
Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «Всеобщая история искусств»:
«В 1943 г. начал работу над монументальным полотном «Утро на Куликовом поле» (ГТГ) А. П. Бубнов (1908 — 1954). Законченная в 1947 г., эта картина — одно из лучших произведений советской исторической живописи.
Глубоко проникнув в дух изображаемой далекой эпохи, художник достиг в своем полотне подлинного историзма. Герой здесь — народ, поднявшийся на борьбу против поработителей родной земли.»
(О. И. Сопоцинский, «Всеобщая история искусств» том VI книга 2)
Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «История русского и советского искусства»:
«Большие художественные ценности создали во время войны графики-станковисты. Многие их произведения стали подлинным памятником героическим дням и годам Великой Отечественной войны.
Подчас обращение к историческим сюжетам сопровождалось стремлением опереться на традицию исторической живописи XIX в.- традицию Сурикова и Баснецова. Эта тенденция заметна в картине А. П. Бубнова (1908-1964) «Утро на Куликовом поле» (1943-1947).
Большой холст, изображающий Дмитрия Донского и его войско перед великим историческим сражением, вобрал большое число персонажей, каждый из которых выявлен в своей характеристике и действии.»
(Алленов М.М. и др. «История русского и советского искусства», 1989 г.)
Сочинение по картине Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле»
История создания
Картина Бубнова «На поле Куликовом утро» отражает важный в истории России момент, произошедший 8 сентября 1380 года. События того времени изучаются современными школьниками. В те суровые годы на русскую землю напали татаро-монголы. Дмитрий Донской был предводителем русской армии и смог расправиться с противниками. На картине изображен момент Куликовской битвы, когда воины стоят в ожидании зловещего боя.
Замысел у автора произведения возник в 1938 году. Изначально он хотел изобразить битву на Чудском озере. Собрание материала для детального описания событий отняло у художника много времени. Изученные сведения подтолкнули Александра Павловича к новой идее. Информацию он черпал из исторической литературы. Проработав тщательно эскизы, художник создал под призмой собственного видения детали, в точности воспроизводящие события ушедших времен. Картина писалась с 1943 по 1947 год.
В качестве основного полотна художником использовался холст. Готовая работа получилась внушительного размера — 270 на 503 см.
Основной сюжет
На картине «Утро на Куликовом поле» можно увидеть русские войска, стоящие в ожидании битвы. Осталось лишь несколько минут затишья, после чего армия ринется в бой. Солдаты стоят неподвижно, всматриваясь вдаль, чтобы увидеть приближающихся противников. Они готовы защищать свои земли. Напряжение передается от одного бойца к другому. Центральную позицию занимает Дмитрий Донской, широким жестом показывая, откуда стоит ждать врага. Его меч намекает, что сейчас начнется бой. На полотне зритель видит разные детализированные элементы, при написании которых художник не поскупился на краски:
Это позволило осуществить главный авторский замысел — передать атмосферу напряженности и готовности вести войну с противниками. Люди в боевых доспехах будто вросли в родную землю, которую не станут отдавать захватчикам. Каждый из них готов к смерти и славе. При взгляде на картину возникает эффект многоголосности.
Композиция полотна
Композиционная основа картины Бубнова «Утро на Куликовом поле» призвана подчеркивать сплоченность русского войска. Бойцы, как один монолит, стоят на защите своей Отчизны. Находясь посреди поля, представители рати становятся единым целым с родными полями и густыми травами. Их невозможно потеснить или заставить отступить. Именно такое впечатление создается при просмотре полотна.
Композицию нельзя назвать статичной. Об этом символизируют следующие элементы:
Бойцы находятся в движении, но пребывают в спокойном расположении духа. Кажется, что армия бесконечна, так как часть незримых фигур срезана картинной рамой. Все оружейники теснятся, в толпе появляются все новые лица, которые можно рассматривать бесконечно.
Пример сочинения
Картина «На поле Куликовом утро» была написана Александром Бубновым в 1947 году. На полотне отображается важный исторический момент, без которого, возможно, никого из нас не существовало бы. В те суровые годы, когда русские земли захватывали войска татаро-монгол, предводитель русской армии Дмитрий Донской не испугался нашествия. Он выступил против врагов, став величайшим воином Российской державы.
На картине четко можно увидеть, что бой пока не начался, но рать в любой момент готова вступить в схватку с недругами. Несмотря на тишину осеннего утра, воинам не до обозрения полевых цветов и трав. Их взгляды устремлены вдаль, они пытаются увидеть приближающихся татаро-монгол. Готовность отвоевать каждый клочок родных земель просматривается и в движениях вооруженных русских воинов.
В полном вооружении они стоят, приготовив луки, арбалеты, мечи, копья и щиты к битве. Воевода уже готов дать приказ к наступлению, но пока рано. Меч еще не опущен. С минуты на минуту произойдет величайшее историческое событие, вспоминаемое сейчас потомками великих бойцов.
Живописцем не показан конкретный момент Куликовской битвы или панорама боя. Мы видим незримую русскую армию, не имеющую конца и края. В рядах стоят молодые и пожилые мужчины, ведь война не знает возрастных границ, когда нужно отстаивать честь родины.
Бойцы хорошо вооружены, но конница их слаба. На поле мало лошадей, хотя, возможно, они скрываются в толпе, где мелькают изредка хоругви с ликами святых и Спасителя. Это говорит о том, что перед боем представители рати молятся, просят помощи у Всевышнего. Может, это и помогло победить татаро-монгольское иго. Глядя на картину «Утро на Куликовом поле», возникает желание самому отправиться на поле и встать на защиту Руси, вернувшись героем Отечества.
Сочинение по картине Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле»
Историческое полотно было написано вскоре после победы над нацистской Германией. Однако замысел возник у художника еще в конце 1930-х годов.
Обращаясь к Куликовской битве, произошедшей в 1380 году, художник обращался и к вневременным патриотическим образам. Большую часть полотна занимают русские ратники. Видно, что это не только профессиональные воины – княжеские дружинники, но и простой народ, представители разных слоев населения, вставшие на защиту своей страны. Не столь важно было ли подчеркивание духа национального единения подобным образом навеяно представлениями пропаганды о едином советском народе или нет. Живописец объективно отобразил историческую реальность, так как в Куликовской битве, действительно, участвовало много ополченцев.
Оружие русских воинов тоже различно, что также и в полной мере соответствует историческим источникам и подчеркивает единение всего народа в борьбе с захватчиками.
На заострение внимания на роли народа указывает и фигура предводителя (это абстрактный образ, так как известно, что Дмитрий Донской был тяжело ранен, сражаясь в первых рядах), стоящая не на переднем плане. Его роль в картине не ключевая, но она важна. Предводитель указывает войску вперед и все смотрят в этом направлении. Это должно показать, что, несмотря на достигнутую великую победу, успокаиваться рано, остались еще враги и борьба не окончена.
Художник изобразил стяги с ликами Спасителя и святых. Это придает полотну историческую достоверность, а также показывает, что идеологический нажим советской власти после войны был заметно ослаблен.
На картине сравнительно мало конных воинов. Скорее всего, так и было в реальности, хотя данные об этом до нашего времени не дошли. Позволить себе купить боевого коня, доспехи и уделить значительное время для тренировок простые люди, конечно, не могли. Эта деталь должна была в очередной раз показать простым людям, что защита Родины – это дело не столько властей, сколько их самих.
«Утро на Куликовом поле» – исторически достоверное полотно. Недаром художник много лет планировал написать картину, прославляющую победу русских над иноземными завоевателями, для чего много лет работал над историческими источниками. Выражение им патриотических чувств органично сочетается с правдивым изображением прошедших событий.
История создания
Картина Бубнова «На поле Куликовом утро» отражает важный в истории России момент, произошедший 8 сентября 1380 года. События того времени изучаются современными школьниками. В те суровые годы на русскую землю напали татаро-монголы. Дмитрий Донской был предводителем русской армии и смог расправиться с противниками. На картине изображен момент Куликовской битвы, когда воины стоят в ожидании зловещего боя.
Замысел у автора произведения возник в 1938 году. Изначально он хотел изобразить битву на Чудском озере. Собрание материала для детального описания событий отняло у художника много времени. Изученные сведения подтолкнули Александра Павловича к новой идее. Информацию он черпал из исторической литературы. Проработав тщательно эскизы, художник создал под призмой собственного видения детали, в точности воспроизводящие события ушедших времен. Картина писалась с 1943 по 1947 год.
В качестве основного полотна художником использовался холст. Готовая работа получилась внушительного размера — 270 на 503 см.
Популярные сочинения
Основной сюжет
На картине «Утро на Куликовом поле» можно увидеть русские войска, стоящие в ожидании битвы. Осталось лишь несколько минут затишья, после чего армия ринется в бой. Солдаты стоят неподвижно, всматриваясь вдаль, чтобы увидеть приближающихся противников. Они готовы защищать свои земли. Напряжение передается от одного бойца к другому. Центральную позицию занимает Дмитрий Донской, широким жестом показывая, откуда стоит ждать врага. Его меч намекает, что сейчас начнется бой. На полотне зритель видит разные детализированные элементы, при написании которых художник не поскупился на краски:
Это позволило осуществить главный авторский замысел — передать атмосферу напряженности и готовности вести войну с противниками. Люди в боевых доспехах будто вросли в родную землю, которую не станут отдавать захватчикам. Каждый из них готов к смерти и славе. При взгляде на картину возникает эффект многоголосности.
Сочинение 2
Война гуляет одна по свету и прогулка не кончается, идет сквозь века и тысячелетия, охватывает народы и нации. На русской земле было немало войн и некоторые оканчивались печально, но довольно существенная часть позволила русским людям отстоять собственную землю, веру и культуру.
Куликовская битва стала кульминацией противоборства между татаро-монголами и русскими людьми. Князь Дмитрий Донской имел огромную роль в сфере объединения земель и создания достойного отпора иноземных захватчикам, которые пришли на русскую землю. Для того чтобы защитить себя и свои земли собрался весь народ, люди стали на защиту земель и стар и млад, ради того чтобы сделаться той силой, которая позволит откатить назад татарскую тьму, стремящуюся поглотить Русь.
Бубнов пишет картину, которая рассказывает об утре перед битвой. Войско только собралось, но оно готово к битве, основные ряды выстроены это заметно по сборищам копий, которые как бы собраны пучками в рядах. Также заметно как воины настроены на битву, они выглядят сосредоточенными и отважными.
Бубнов пишет период практически перед самым сражением. Когда вот-вот войско ринется вперед для того чтобы практически полностью пасть и окропить землю собственной кровью. Именно этой жертвой создать спокойствие и защиту для всех тех, кто остался позади, для всех тех, кто остался работать на русской земли, растить детей и хранить веру.
Дмитрий Донской сидит на коне в довольно простом доспехе, он похож на остальных воинов и ничем особенным не выделяется. Тем не менее, именно он указывает в направлении врагов. Своим мечом он направляет остальных людей.
Безусловно, остальные воины и без Донского знают, где стоят вражеские войска и куда потребуется двигаться. Указание мечом на врагов имеет совершенно иной смысл, тут не какое-то практическое значение, но в большей степени сакральное, которое призывает и объединяет всех людей в едином векторе. По сути, они концентрируются на кончике меча князя, там сейчас заключена вся сила и целостность народа.
Дмитрий Донской указывает не рукой, а именно мечом и этим обуславливается цель, которая объединяет людей, этой целью является освободительная война, которая позволит русским избавиться от татарского гнета и сохранить себя как единую нацию. Следует также отметить наличие на картине существенного количества стягов с изображением икон. В частности мы видим типичные для русского православия стяги со Спасом и Богородицей, которые считаются защитниками русской земли.
Эти иконы, которые русские берут с собой на битву, указывают на другой существенный аспект: русские сражаются не только за собственную землю, но и за собственную веру, за веру христианскую и веру милосердную. Войско Донского ведет войну освободительную и тем самым фактически проявляет милосердие к захватчикам, так как не позволяет совершить зла, устраняет возможность поругания христианской веры.
Композиция полотна
Композиционная основа картины Бубнова «Утро на Куликовом поле» призвана подчеркивать сплоченность русского войска. Бойцы, как один монолит, стоят на защите своей Отчизны. Находясь посреди поля, представители рати становятся единым целым с родными полями и густыми травами. Их невозможно потеснить или заставить отступить. Именно такое впечатление создается при просмотре полотна.
Композицию нельзя назвать статичной. Об этом символизируют следующие элементы:
Бойцы находятся в движении, но пребывают в спокойном расположении духа. Кажется, что армия бесконечна, так как часть незримых фигур срезана картинной рамой. Все оружейники теснятся, в толпе появляются все новые лица, которые можно рассматривать бесконечно.
Пример сочинения
Картина «На поле Куликовом утро» была написана Александром Бубновым в 1947 году. На полотне отображается важный исторический момент, без которого, возможно, никого из нас не существовало бы. В те суровые годы, когда русские земли захватывали войска татаро-монгол, предводитель русской армии Дмитрий Донской не испугался нашествия. Он выступил против врагов, став величайшим воином Российской державы.
На картине четко можно увидеть, что бой пока не начался, но рать в любой момент готова вступить в схватку с недругами. Несмотря на тишину осеннего утра, воинам не до обозрения полевых цветов и трав. Их взгляды устремлены вдаль, они пытаются увидеть приближающихся татаро-монгол. Готовность отвоевать каждый клочок родных земель просматривается и в движениях вооруженных русских воинов.
В полном вооружении они стоят, приготовив луки, арбалеты, мечи, копья и щиты к битве. Воевода уже готов дать приказ к наступлению, но пока рано. Меч еще не опущен. С минуты на минуту произойдет величайшее историческое событие, вспоминаемое сейчас потомками великих бойцов.
Живописцем не показан конкретный момент Куликовской битвы или панорама боя. Мы видим незримую русскую армию, не имеющую конца и края. В рядах стоят молодые и пожилые мужчины, ведь война не знает возрастных границ, когда нужно отстаивать честь родины.
Бойцы хорошо вооружены, но конница их слаба. На поле мало лошадей, хотя, возможно, они скрываются в толпе, где мелькают изредка хоругви с ликами святых и Спасителя. Это говорит о том, что перед боем представители рати молятся, просят помощи у Всевышнего. Может, это и помогло победить татаро-монгольское иго. Глядя на картину «Утро на Куликовом поле», возникает желание самому отправиться на поле и встать на защиту Руси, вернувшись героем Отечества.
В годы Великой Отечественной войны с особенной силой, по-новому мы ощутили связь событий прошлого и настоящего, и великие образы тех времен, когда Русь в жесточайшей борьбе отстаивала свою независимость, словно ожили перед нами.
В советской исторической живописи появился целый ряд произведений на темы русской истории. Созданные в этот период холсты Н. П. Ульянова, М. И. Авилова, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, различные по манере и творческому методу, объединены чувством любви к русскому народу и гордости за него, за его великое прошлое.
А. П. Бубнов в это время работал над картиной, которой суждено было стать одним из лучших произведений советской исторической живописи. Художник обратился к победоносной борьбе народа против монголо-татарского ига в XIV веке.
У художника есть эскиз, датированный 1938 годом; он изображает воина в кольчуге на фоне вечернего зимнего пейзажа. Хотя в этом эскизе нет ни ясного замысла, ни определенного сюжета, он свидетельствует о том, что Бубнова давно волновали образы далекого прошлого; но они были аморфны, не находили еще своего воплощения в связи с конкретным историческим сюжетом.
В 1942 году Бубнов пишет эскиз «Перед битвой на Чудском озере». Эскиз этот не имеет прямого отношения к картине «Утро на Куликовом поле». Образ ее здесь не вырисовывается даже приблизительно, хотя некоторыми деталями художник воспользовался впоследствии для картины. Так, мы узнаем фигуру воина со щитом, стоящего на первом плане, силуэты копий на фоне неба и т. п. Но замысел ее, видимо, появился позже. На него натолкнуло художника изучение древней русской истории и желание воплотить волновавшую его тему: героизм народа, осознавшего свое национальное достоинство, объятого готовностью сбросить иноземное иго. После чтения и изучения исторической литературы Бубнов приходит к окончательному решению писать картину о битве на Куликовом поле.
Само время требовало монументально-эпического решения задачи, и именно в этом направлении шла полуторагодовая подготовительная работа художника.
Многочисленные эскизы к картине показывают сложный путь художника, ищущего наиболее полное выражение идеи непобедимости русского народа, сплоченного и могущественного.
В картине художник не развертывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Он показывает ожидание битвы, ожидание, полное едва сдерживаемого нетерпения, проникнутое верой в победу. Раннее утро. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Один приподнимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука–скоро начнется битва. Туда, к врагу, направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом Дмитрия Донского, указывающего мечом в сторону татарских полчищ.
Художник запечатлел последние минуты затишья перед бурей, нарастающее напряжение перед схваткой.
Сюжетное и образное построение картины таково, что предыстория изображенного события легко угадывается, так же как и дальнейшее развитие действия. В картине чувствуется то, что не изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.
Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины… Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.
Так, используя контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неотвратимого движения всей рати Дмитрия Донского, и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению, художник достигает выразительности и собранности композиции, подчеркивает ощущение силы и мужества русских воинов. Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское воинство. В то же время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно,– отодвинута на задний план. Она не господствует в картине, Дмитрий Донской не является главным действующим лицом, ее герой – все устремленное вперед, готовое к битве русское войско. Куликовская битва раскрыта автором как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения.
Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди, изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром юноше, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.
Очень часто в исторических картинах чувствуется увлечение художника воспроизведением подлинной обстановки, одежды, аксессуаров. Шелк, бархат, золото, богатый орнамент – все это зачастую без должного отбора, просто потому, что красиво, переносится в картину и в результате заслоняет смысл события. В картине появляется театральщина– все как будто правильно, исторически достоверно, а подлинной правды нет.
Работая над фигурой старика с копьем, художник задумал сначала опоясать его красивым орнаментированным кушаком, но вскоре уничтожил эту эффектную деталь, заменив кушак простой веревкой,– это было более естественно для старого воина и лишило его одежду элемента оперной нарядности.
Бубнов, стремясь сохранить жизненную правду в своей картине, не разрешал себе приукрасить воинов ополчения, одетых беднее и хуже княжеских дружинников. Он далек от ложной стилизации, в его полотне нет вещей, словно взятых напрокат из исторического музея и театрального реквизита,– во всех деталях чувствуется художественная достоверность.
Художник сумел приблизить к нам событие далекого прошлого, заставить зрителя переживать его.
При анализе картины «Утро на Куликовом поле» невольно встает вопрос об использовании Бубновым русского классического наследия. В этом произведении не следует искать влияния одного художника.
Высказываемая иногда мысль о непосредственном продолжении традиции В. М. Васнецова в этой картине, на наш взгляд, неверна. В «Утре на Куликовом поле» Бубнов, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, находит свой собственный путь, вполне самостоятельный и оригинальный. Стремление Васнецова создать эпически целостный образ народа несомненно созвучно Бубнову. Но образы Васнецова более лиричны и менее исторически конкретны. Драматизм картины Бубнова заставляет скорее вспомнить о В. И. Сурикове, к которому совершенно естественно обратился художник при решении исторической темы.