Классификация р льюиса соотносится с классификацией э холла по параметру

Типология Г. Хофштеде

Значительный вклад в изучение различий национальных культур внес голландский ученый Г. Хофштеде, который исследовал особенности деятельности дочерних компаний корпорации IBM более чем в 60 странах. Хофштеде использовал для анализа четыре параметра: индивидуализм – коллективизм, дистанция власти, стремление избежать неопределенности, мужественность/женственность. В дальнейшем он выделил параметр «долгосрочность – краткосрочность ориентации». Оценка каждого параметра осуществлялось по 100-балльной шкале.

Пятый параметр «долгосрочностькраткосрочность ориентации» был введен Хофштсдом позже. Долгосрочная ориентация характеризуется взглядом в будущее, проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве в достижении цели. Люди могут отказывать себе в удовлетворении потребностей в настоящем, инвестируя в проекты и программы для будущих поколений. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее, проявляется в уважении традиции и наследия, статусов и социальных обязательств. Долгосрочную ориентацию демонстрируют Китай, Южная Корея, Япония, краткосрочную – Германия, Индонезия, Франция, США. В России сложно выделить доминирующую ориентацию – и долгосрочная, и краткосрочная ориентации выражены примерно в равной степени.

Типология Р. Льюиса

Интересная типология культур была предложена известным английским культурологом Р. Льюисом. В ее основе – отношение носителей культуры ко времени. Льюис выделил моноактивные, полиактивные и реактивные (слушающие) культуры.

Моноактивные культуры – это культуры, в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписания, организовывать деятельность в определенной последовательности, занимаясь только одним делом в данный момент времени. Представители данного типа культуры часто интровертивны, пунктуальны, тщательно планируют свои дела и придерживаются этого плана, ориентированы на работу (задание), в споре опираются на логику, немногословны, имеют сдержанную жестикуляцию и мимику. Таковы немцы, швейцарцы, британцы, американцы (англосаксы), скандинавы, австрийцы, канадцы.

Полиактивные пароды общительны, подвижны, делают много дел сразу и не по расписанию, а по степени их привлекательности, значимости на данный момент времени. Носители данного типа культуры экстравертивны, нетерпеливы, словоохотливы, непунктуальны, график их работы непредсказуем (постоянно меняются сроки), ориентированы на человеческие отношения, эмоциональны, ищут связей, протекции, смешивают социальное и профессиональное, имеют несдержанную жестикуляцию и мимику. Таковы арабы, африканцы, латиноамериканцы, испанцы, итальянцы. Если говорить о русских и славянах в целом, то, по мнению Р. Льюиса, на континууме моноактивности – полиактивности они находятся ближе к полиактивному полюсу.

Наконец, реактивные культуры – это культуры, придающие наибольшее значение уважению, вежливости, предпочитающие молча и с уважением слушать собеседника, осторожно реагируя на его предложения. Представители данного типа культуры интровертивны, молчаливы, почтительны, пунктуальны, ориентированы на работу, внимательны к происходящему, они подстраиваются под график партнера и берегут репутацию партнера, избегают конфронтации, имеют едва уловимую жестикуляцию и мимику. Это японцы, китайцы, вьетнамцы, корейцы, малазийцы, финны.

Типология Э. Холла

Исходя из специфики коммуникаций, по Холлу, можно говорить о двух типах культур – низкоконтекстных и высококонтекстных. Эти культуры различаются по значимости высказываемого прямо и подразумеваемого: что сказано, как сказано, кем, в какой ситуации. В культуре низкого контекста начальник, например, американец, спокойно говорит подчиненному, что от него требуется и что он получит в случае успешного выполнения задания. В культуре высокого контекста важно умение читать между строк, понимать интонации начальника. Характер и результаты процесса коммуникации определяются и степенью информированности его участников. В культурах низкого контекста (США, Германия, Швейцария) для полноценного общения необходима подробная и детальная информация, так как в этих культурах плохо развиты неформальные сети коммуникации. Культуры высокого контекста (Франция, Испания, Италия, Япония) отличаются высокой плотностью информационных сетей, что предполагает тесные контакты между членами семьи, постоянные контакты с друзьями, коллегами, клиентами. Российская деловая культура является скорее культурой высокого контекста.

Источник

Кросскультурные (межкультурные) исследования. Типологии культур

Для того, чтобы понять мотивы поведения человека, нужно принимать во внимание его принадлежность к той или иной культуре. Важно понимать, что не только культура диктует поведение и мышление человека, но и множество других факторов, которые далеки от самой «культуры».

Ученые обычно группируют культуры по различным параметрам. Назовем самые распространенные их типологии:

– классификация корпоративных культур Г. Хофстеде;

– классификация Э. Холла;

– классификация Р. Льюиса.

Классификация голландского социолога Герта Хофстеде (Geert Hofstede) относится к типологии корпоративных культур и считается одной из самых распространенных.

Г. Хофстеде разработал её в начале 1980-х гг., в основу результатов которой легло масштабное исследование, проведенное в разных подразделениях транснациональной компании IBM (опросили 116 тысяч работников в сорока странах). Таким образом, Хофстеде предложил 6 параметров для каждой культуры (страны):

– дистанцированность от власти,

Эдвард Холл (Edward T. Hall) выдвинул предложение разделить культуры в зависимости от характера использования ими пространства и времени на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные, а также культуры с монохронным или полихронным использованием времени.

Высококонтекстуальным культурам присуща плотность общественных связей (очень важны статус и репутация во всех сферах жизни). Личная жизнь неразрывно связана с профессиональной.

К высококонтекстуальным странам можно отнести Испанию, Францию, Италию, страны ближнего Востока, Среднюю Азию, Японию, Россию.

Низкоконтекстуальным культурам присуще не только разделение частной и общественной жизни, но и рассмотрение каждого сектора своей жизни отдельно.

К ним можно отнести США, Канаду, Голландию, Скандинавские страны, Германию и т.д. Hall E.T. Beyond Culture. Garden City; New York: Anchor Press, 1976.

Монохронные культуры обычно расписывают чётко свой график и занимаются делами одно за другим, т.е. приступают к новой задаче только тогда, когда выполнят предыдущую.

Профессиональная сфера отличается тем, что взаимоотношения людей монохронной культуры не так важны, как сама реализация поставленной задачи.

К подобным культурам относятся США, Англия, Германия, Скандинавские страны и т.д.

Полихронные же культуры выполняют несколько дел одновременно. Они не приверженцы чётких графиков. Дружба для них намного важнее, чем «дэдлайны», а интересы своих друзей и коллег они обычно ставят выше личных.

К подобным культурам Э.Холл отнёс латиноамериканские и арабские страны, а также Россию. Hall E.T. The hidden dimension. Garden City; New York: Doubleday, 1966.

К третьей классификации относится классификация Ричарда Льюиса, имеющая общие черты с классификацией Э. Холла. Данная классификация основана на том, как человек организует свою деятельность во времени. Таким образом, он разделил культуры на:

— моноактивные (Linear-active): за одну единицу времени люди выполняют одну задачу. Такие культуры большое значение уделяют пунктуальности, исполнительности и выполнению задач. Примерами моноактивных культур могут быть: Германия, США, Англия.

— полиактивные (Multi-active). Подобные культуры характеризуют повышенной эмоциональностью, гибкостью, ориентацией на межличностные отношения. Примеры полиактивных культур: Италия, Испания, Бразилия.

Источник

Кросскультурные (межкультурные) исследования.

Межкультурные исследования основываются на изучении двух или нескольких этнонациональных или региональных культур по определенным параметрам с целью установления как универсальных принципов и закономерностей культуры, так и их специфических черт и различий. Особое внимание уделяется изучению контекста, ситуаций, в которых культурные различия представителей разных этнических групп и национальных государств наиболее ощутимы. Эти исследования проводятся в рамках сравнительной культурологии, этнографии, теории МКК и других наук.

Типологии культур

В теории МКК благодаря ее изначальной практической направленности стало традиционным группировать культуры в зависимости от различных параметров. Стоит отметить, что в теории МКК культуры чаще всего классифицируют в зависимости от тех параметров, которые релевантны в профессиональной коммуникации (отношение ко времени, моно/мультизадачность и пр.). Назовем несколько распространенных типологий:

Классификация голландского социолога Герта Хофстеде (Geert Hofstede) является одной из самых известных типологий корпоративных культур. Типология организационных культур Г. Хофстеде была разработана в начале 1980-х гг. на основе результатов масштабного исследования, проведенного в разных подразделениях транснациональной компании IBM (опрошено 116 тыс. служащих в 40 странах). Хофстеде предложил 6 параметров для каждой культуры (страны):

Страна (культура) получает баллы по каждому параметру (от 0 до 100). Классификация полезна при анализе взаимодействий представителей разных культур (стран) в профессиональной сфере, еще одно ее достоинство — описано множество стран.

Эдвард Холл (Edward Т. Hall) предложил разделить культуры в зависимости от характера использования ими пространства и времени на высококонтекстные и низкоконтекстные, а также культуры с преобладающим монохромным или полихромным использованием времени.

Высококонтекстные культуры характеризуются плотностью социальных связей (статус и репутация распространяются на все сферы жизни), личная жизнь не отделена от профессиональной. К странам с высоким контекстом культуры принадлежат Франция, Испания, Италия, страны Ближнего Востока, Япония и Россия. Представители низкоконтекстного типа культуры не просто разделяют частную и общественную жизнь, но и рассматривают каждый сектор своей жизни отдельно. Причем статус и репутация не распространяются автоматически на все сферы жизни. Примеры стран низкоконтекстной культуры: США, Канада, Голландия, Скандинавские страны, Германия и т. д. [1]

Третья классификация — классификация Ричарда Льюиса (Richard D. Lewis) — имеет много общего с классификацией

Холла. В основу классификации положена организация деятельности людей во времени. Культуры делятся на:

R Льюис (р. 1930) до сих пор успешно занимается консалтингом в области межкультурной коммуникации, возглавляет компанию Richard Lewis Communications, услугами которой пользуются многие крупные международные компании. R Льюис также ведет блог, посвященный различным актуальным вопросам межкультурной коммуникации: http://blog.crossculture.com/.

Мы рассмотрели лишь три классификации культур по различным параметрам; вообще же их существует великое множество. Нужно помнить, что любая подобная классификация — это своего рода упрощение действительности. Так, например, она не учитывает поликультурности обществ, тогда как совершенно очевидно, что в каждой стране существует множество типов и подтипов деловых культур, и классификация призвана найти то общее, что объединяет их все. При этом она описывает в каждом конкретном случае некую «идеальную», усредненную культуру, которая может сильно отличаться от реальных поведенческих норм.

Приведенные классификации тем не менее могут быть полезны, если уметь правильно применять их: например, пользоваться классификацией культур в зависимости от отношения ко времени при анализе ситуации, для понимания которой действительно имеет значение монохромность/полихромность культуры участников. При этом очень важно помнить, что человек является не просто носителем определенной культуры (культур), это личность, которая имеет очень сложную «структуру».

Посетите сайт Центра Хофстеде». Сравните Россию с несколькими произвольно выбранными странами по шести параметрам, лежащим в основе типологии Хофстеде. Ответьте на следующие вопросы:

Вопросы для самопроверки

Источник

ⓘ Виды культур по Ричарду Льюису

Виды культур по Льюису – классификация, данная Ричардом Льюисом для мировых культур. Классификация предполагает особое деление стран по особенностям поведения, вызванных, например, национальной, региональной, корпоративной, семейной и личной культурой.

Ричард Дональд Льюис, специалист в области межкультурной коммуникации, лингвист и культуролог. он является основателем и президентом Ричарда Льюиса комм – Международного института кросс-культурного и языкового тренинга, настоящее в 30 страны. Льюис выступал с лекциями в нескольких штатах, работа с государственными министерствами. для 5 лет Льюис работал в Японии, где преподавал молодой императрицы Митико. автор книга деловая культура в международном бизнесе от столкновения к взаимопониманию».

Бизнес culturebusiness культура-это убеждения, ценности и типичное поведение, связанные с экономической, производственной деятельности, коммерции, бизнеса. В основе культуры лежит в сфере деловой этики, который представляет собой набор моральных ценностей и правил. Ричард Льюис создал модель для классификации культур в области делового общения. это называется The Lewis Model of (Модель Льюиса) Cross-Cultural Communication (Кросс-Культурной Коммуникации) с английского. – модель Льюиса межкультурной коммуникации

В современном мире применяется такая модель ведения бизнеса, кросс-культурная английская. Cross (Крест) – перекресток-это расширение деловых связей между странами, возникновения этносов. счет кросс-культурные особенности конкретной страны в условиях глобализации очень важно. Льюис утверждает, что на уровне практических и технических вопросов для достижения консенсуса относительно легко. на уровне организации, отдельных вопросов может привести к трудностям и конфликтам, как они могут быть связаны с особенностями психологии и поведения индивида. они, в свою очередь, объясняется многими причинами, например, принадлежностью к определенному образу мышления, культуре поведения и модели различных типов деловых культур дает практическое представление об особенностях каждого из них, позволяя применять полученные знания в межкультурной коммуникации и деловой практики.

Monoacetyldapsone культуры, ориентированной на проблемы культуры этой группы относятся к людям, Швеции, Швейцарии, Дании, Германии, Англии, Канаде, США. представители monoactive культуры, как правило, составить план и действовать по нему. такие люди предназначены для определенного действия работают только на них, а они для таких мероприятий эффективность наиболее высокая. если СМИ monoactive культуры занимается крупными проектами, тогда было бы желательно разбить его на этапы и следовать плану работы. поведение таких людей имеет такие характеристики: пунктуальность, терпение, последовательность, систематичность действий беспристрастность и формальность. эти черты являются важными атрибутами хорошего бизнесмена в странах monoactive культур. обычно люди monoactive культуры интроверты.

Реактивная, или слушать, культур.

К ним относятся Япония, Китай, Тайвань, Сингапур, Корея, Турция и Финляндия и ряд других стран Восточной Азии, которые, хотя и являются поликтивными, но всё же имеют черты реактивной культуры. Носителям реактивных культур важно выслушать собеседника, затем выяснить его позицию, подумать, выдержав молчание, а затем уже приступить к ответу или к вопросам. Моделью коммуникации выступает примерно такая схема: монолог – пауза – размышление – монолог. Важной особенностью переговоров является невербальное общение, то есть язык тела. Например, резкий вдох в Финляндии означает согласие.

Представители реактивной культуры замкнуты и непроницаемы, дискуссии в стране реактивной культуры безличный характер: редко используемые имена и почти не смотреть в глаза. такие люди склонны видеть закономерность вещей, в общем, всегда держите ваше лицо и способен подстраиваться под расписание своего партнера.

Ключевые особенности разных культур

Вопрос о принадлежности страны к определенному типу культуры следует учесть такую особенность, как региональные различия. так, например, Льюис объясняет, что жители Северной Италии polyactive меньше, чем в южной части страны. кроме того, представители одной страны могут иметь черты двух культур: Швеция и Великобритания относятся к monoactive культур, но люди могут выявить приверженность реактивной культур.

Следует также отметить различное отношение к времени у представителей разных культур. Такой разброс из-за разных обоснованием сущности времени. Американцы, немцы, швейцарцы, скандинавы, англичане, австрийцы, концепция схожа. главная установка – время-деньги. время идет быстро, поэтому, чтобы получить максимальную прибыль, нужно делать все быстрее и быстрее, не останавливаясь. посчитать время, проведенное которая идет вместе с подсчетом денег, поэтому если какие-то запланированные вещи не может быть сделано, время должно быть потрачено, и денег не заработал.

Представители polyactive культур, которые в основном направлены на общение, считается лучшей инвестицией времени межличностного взаимодействия. для итальянцев или испанцев, важно не время встречи, а тот факт, что он состоялся, а это самое главное для ведения совместного бизнеса.

В реактивных культурах время не привязана к зарабатыванию денег или проведения собрания, это происходит периодически, как бы из нынешних событий. этим объясняется медлительность и осторожность в принятии решений во многих восточных neradovskiy, Япония

3. Организационная культура: учебник пособие. / и. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. – М.: Юнити-дана, 2004. – 288 с. – ISBN 5-238-00793-0 (ИСБН 5-238-00793-0)

Источник

Традиции изучения межкультурных коммуникаций

В результате изучения данной главы студент должен:

использовать параметры данных теорий для анализа ситуаций межкультурного взаимодейстивия;

• основными инструментами западных и незападных теорий межкультурных коммуникаций, понятийным и методологическим аппаратом изучаемых теорий.

Следует отметить, что концепции изучения межкультурных коммуникаций традиционно связывают с западными подходами и практиками. Однако за пределами Запада существует целый пласт идей и концепций, достойных нашего внимания.

Среди наиболее известных западных исследователей следует назвать Г. Хофстеде, Э. Холл, Р. Льюис, и других ученых.

Ниже будут вкратце представлены их концепции.

Теории измерений культуры Г. Хофстеде, Р. Льюиса, Э. Холла и других ученых

Существует множество научных подходов, обусловливающих культурные различия. Приведем некоторые из них. Согласно Р. Льюису, существует классификация культур, в рамках которой все культуры дифференцируются: на культуры моноактивного типа; полиактивного типа; реактивного типа. К моноактивному типу относятся англосаксонские, германские и скандинавские культуры; к полиактивному — культуры романские, латиноамериканские, арабские и культуры африканских народов; к реактивному — культуры стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Китай, Тайвань, Сингапур. Для моноактивного типа культуры, в целом, характерны линейность, последовательность, четкое планирование, ориентация на выполнение задач. Полиактивному типу, в свою очередь, присущи ориентирование на получение информации в ходе личных бесед и встреч (доминанта личных отношений), пренебрежительное отношение к расписаниям и инструкциям, нерациональный подход к распределению времени. Реактивный тип отличается диалогичностью, планированием деятельности с точки зрения цикличной модели времени.

Общие характеристики типов культур

Систематически планируют будущее

Планируют только в общих чертах

Сверяют только с общими принципами

Не совмещают выбранное дело с какими-либо другими

Делают одновременно несколько дел

Реагируют по ситуации

Разбивают проекты на этапы

Дают проектам пересекаться

Рассматривают картину в целом

Строго придерживаются плана

Вносят легкие коррективы

В споре опираются на логику

В споре опираются на эмоции

Сдержанная жестикуляция и мимика

Эмоциональная жестикуляция и мимика

Едва уловимая жестикуляция и мимика

Таким образом, опираясь на теоретические обоснования, можно дать некоторые общие практические рекомендации по подготовке и развитию деловых контактов с представителями разных типов культур.

Специфика делового общения представителей моноактивного типа культуры. Считается, что к этому типу тяготеют англосаксонские, германские и скандинавские культуры. Для представителей данных культур, в большинстве своем, характерен объективистский дискурс и рационализм. Это выражается в линейном восприятии времени, строгом и четком плановом подходе к деятельности и невозможности выполнения нескольких дел одновременно. Как правило, представители данного типа культуры алгоритмичны в деятельности, хорошие плановики, часто оперируют фактами, эмоции у них никогда не являются коммуникативной доминантой.

Специфика делового общения представителей полиактивного типа культуры. К этому типу культуры относят представителей стран Латинской Америки, романской группы, некоторых арабских и африканских народностей. Коммуникация с представителями данного типа строится на основе получения информации в ходе личных контактов с людьми. Эмоциональная сфера в деловой коммуникации нередко доминирует. Как правило, представители полиактивного типа культуры не отличаются пунктуальностью, пренебрежительно относятся ко всяким расписаниям и инструкциям, не всегда рационально расходуют время, особенно с точки зрения представителей моно- активного типа культуры, так как в полиактивном социокультурном дискурсе время не является линейной величиной, а воспринимается как величина циклическая. Они склонны делать несколько дел одновременно: это считается критерием наполненности жизни. В деловом общении делают акцент на доминанте межличностных отношений, эмоциональной близости, симпатии, красноречии. Однако следует учитывать и тот факт, что нередко представители данного типа культуры идут по пути автократического варианта принятия решений. Здесь доминирующую роль играют иерархическое положение, статус, репутация, происхождение и нередко материальный достаток коммуниканта.

Специфика делового общения представителей реактивного типа культуры. К реактивному типу культуры относят представителей стран Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Японию, Китай, Тайвань и Сингапур. Кроме того, к такому типу культуры относятся Турция и Финляндия. Для представителей данного культурного формата доминанта коммуникации — достижение гармонии в отношениях. Однако гармония в отношениях не всегда прямо пропорционально соотносится с многословностью. Например, финны, как представители реактивного типа культуры, в деловых отношениях немногословны и интроверти- рованны. С одной стороны, в менталитете представителей этого типа культуры учитывается цикличность времени, с другой — прослеживается адаптивная тенденция, т. е. имеет место приспособление ко времени, а не распоряжение им. Бытует мнение, что с каждым новым витком времени человек становится мудрее. В организационной культуре присутствует система четких иерархических взаимоотношений. Но по сути своей она напоминает структуру семьи. Поведенческая модель в деловой коммуникации основывается на скромности, вежливости и профессионализме. Когнитивный дискурс функционирует по принципу «монолог — пауза — размышление — монолог». Паузы воспринимаются как очень важная часть деловой беседы. Невербалика не настолько обильна, как у полиактивистского типа: она скорее носит несколько интровертированный, утонченный характер. Например, общепринятым считается избегание прямых взглядов на собеседника и открытых касаний во время бесед. Нередко можно отметить такой факт, как отсутствие называния по имени во время деловых бесед: это придает беседе некоторую безличность. У представителей данного типа культуры принято соблюдать ритуализированные формальности во время проведения деловых мероприятий. Как правило, все деловые мероприятия четко следуют протоколу и регламенту. Стиль их проведения часто бывает безличным и безэмоциональным. Г. Миллер обнаружил, что при объяснении своих поступков жители США и Канады (представители индивидуалистских культур) преимущественно используют диспозиционные характеристики («он поступил так, потому что он несчастный»), а представители азиатских (коллективистских) культур чаще апеллируют к контексту («он поступил так, потому что был жаркий день»). Г. Хофстеде выделил несколько основополагающих индексов, характеризующих специфику коммуникации в разных культурах: индекс индивидуализма / коллективизма, основанный на само- ориентации личности; индекс иерархической дистанцированное™, отражающий ориентацию на власть и авторитет; индекс степени избегания неопределенности, характеризующий уровень готовности к риску; индекс мужского или женского стиля деловых взаимоотношений, фокусирующийся на ориентации на достижения; индекс ориентации на краткосрочные / долгосрочные отношения; индекс снисхождения к слабостям / сдержанности.

В индексе индивидуализма / коллективизма отражены отношения между индивидом и обществом. Совершенно очевидно, что высокий индекс индивидуализма означает концентрацию личности на себе и собственных достижениях, в то время как высокий индекс коллективизма указывает на подчинение индивида коллективу. В данном случае дифференциация основывается на базовых социокультурных ценностях. Иерархическая дистанцированностъ — это статусное разделение между членами общества, находящимися на разных ступенях социальной лестницы. Индекс иерархической дистанцированное™ измеряет толерантность социума к неравноправию между вышестоящими и нижестоящими индивидуумами.

Степень избегания неопределенности — это степень избегания риска или стремления к нему. Индекс степени избегания неопределенности отражает терпимость и готовность членов общества к неопределенности ситуации, а также их стрессоустойчивость.

Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения. Жесткая конкуренция, требовательность, стремление к достижениям относятся к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом жесткого типа поведения характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих. В противоположность этому в странах с доминирующим поведением по женскому типу преобладающими ценностями являются участливость, скромность, акцент на эмоциональный комфорт, альтруизм. В странах с мужским типом поведения ценится работа, позволяющая добиться признания, сделать карьеру, в странах с женским типом — работа в приятном коллективе, взаимопомощь.

Ориентация на краткосрочные / долгосрочные отношения. Индекс ориентации на долгосрочные отношения отражает формирование свойств, направленных на вознаграждение в будущем (например, упорство и экономия). Индекс ориентации на краткосрочные отношения отмечает формирование других качеств, связанных с прошлым и настоящим, (например, уважение к традиции, сохранение своего «лица» и выполнение общественного долга).

Индекс снисхождения к слабостям / сдержанности. «Снисхождение к слабостям» свойственно обществу, в котором принято относительно свободно удовлетворять основные человеческие потребности, связанные с наслаждением жизнью и получением удовольствия (отдых, развлечения и т. п.). «Сдержанность» же соответствует обществу, которое строго относится к удовлетворению нужд и регулирует его с помощью жестких социальных норм. Сюда же Хофстеде относит свободу самовыражения: в «снисходительном обществе» она поощряется, в то время как в «сдержанном» считается излишней роскошью.

Измерения Г. Хофстеде на примере разных стран

Дистан- цирован- ность от власти

Россия и страны СНГ

Э. Холл, описывая пространственно-временные доминанты в кросс- культурной коммуникации, выделяет две системы восприятия времени: монохроническую и полихроническую. В основе «монохроничного» понимания времени лежит тенденция к разделению времени на небольшие отрезки и последовательному выполнению запланированных дел. «Монохроническое» время линейно, поэтому именно в этом контексте применимы выражения «потратить время», «сэкономить время» и т. д. Данный способ восприятия времени характерен для Северной Америки, Германии, Швейцарии. «Полихроническое» восприятие времени, с точки зрения Э. Холла, характерно для высококонтекстных культур, где доминантой является гармония человеческих отношений. Для данного типа времявосприятия совершенно нехарактерно четкое соблюдение временных норм и рамок, пунктуальность. Особенно это заметно у представителей арабских культур и латиноамериканцев. Разумеется, знание данной специфики позволяет максимально эффективно выбирать и использовать коммуникативные стратегии в деловой коммуникации с представителями разных культур.

В модели Клукона — Стродберга представлено шесть критериев оценки культур. Отношение к окружению. Этот критерий может быть рассмотрен с трех позиций: «подчинение окружению», «гармония с ним» или «попытка доминировать». Отношение ко времени. Время неодинаково воспринимается в разных культурах, данный факт отмечен практически в каждой из классификаций. Как правило, все исследователи, по сути, делят время на «линейное» и «цикличное». Природа человека. В зависимости от восприятия природы человека в каждой из культур используется, преимущественно, автократический или доверительный подход. Ориентация деятельности. В разных культурах деятельность может быть ориентирована на действие, собственно бытие и результат (контроль). Для жителей США характерна направленность на действие. Они много работают в надежде на карьерный рост и финансовое благосостояние. Латиноамериканцы по своему мироощущению ориентированы на бытие. Французы, англичане, немцы ориентированы на контроль, рационализм, логику жизни. Направленность ответственности. Существуют культуры, где доминирует «индивидуальная» ответственность (США), и культуры, где доминирует «коллективная» ответственность (Китай). Концепция пространства. Существуют культуры с «открытыми» и «закрытыми» офисными пространствами. Т. Парсонс выделил пять факторов, определяющих коммуникативную компетентность с представителями других культур. Эмоциональность — нейтральность (дихотомия между эмоциональной и рациональной доминантами). Интересы личности — интересы коллектива. Универсализм — партикуляризм (дихотомия общих и индивидуальных стандартов). Специфичность — диффузорность. Авторитетность — результативность (дихотомия статуса и собственно результативности личности). В типологии Ч. Хэмпден-Тернера и Ф. Тромпенаарса рассматриваются несколько культурных пространств (США, Западная Европа, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток) с точки зрения отношений к таким параметрам, как окружающая среда (контроль — гармония), время (фиксированное время — текучее время), действие (деятельность — существование), коммуникация (низкоконтекстная — высококонтекстная; прямая — непрямая; эмоциональная — действенная; неформальная — формальная), пространство (личное — публичное), власть (равноправие — иерархия), индивидуализм (индивидуализм — коллективизм), структура (гибкость — порядок), мышление (индуктивное — дедуктивное; линейное — системное). С точки зрения вышеперечисленных дихотомий, аспект «деятельность» присущ, например, в большинстве своем США и западноевропейским государствам, а аспект «существование» наиболее полно отражен в культуре Латинской Америки. В Северной Америке время «фиксировано», в то время как на Ближнем Востоке его воспринимают как величину «текучую» и т. д.

С точки зрения методологии нейролингвистического программирования, существует понятие предпочитаемого стиля мышления, т. е. стиля переработки информации. Исходя из данной концепции, можно выделить три основных стиля репрезентации мира не только в сознании отдельного индивида, но и в рамках целых культурных пластов: визуальный (восприятие мира в картинках, зрительных образах), аудиальный (звуковая доминанта), кинестетический (доминанта эмоций и ощущений). Можно предположить, что это напрямую связано с языком и когнитивными схемами конкретной социокультурной реальности. Например, в США, так или иначе, преобладает визуальный стиль (50 % населения воспринимают мир глазами), во Франции господствует аудиальная система репрезентации информации, Великобритания представляет собой нечто среднее с преобладанием визуальной доминанты, а страны Востока (особенно арабский мир), Индия, Юго-Восточная Азия имеют однозначную кинестетическую доминанту. В своей книге «Кросс-культурное поведение в бизнесе» Ричард Гестланд выделяет четыре основные особенности социокультурного делового поведения, которые могут привести к коммуникативным неудачам. Данные особенности вытекают из некоторых вышеуказанных когнитивных констант и могут быть представлены в виде дихотомий: внимание на сделке / внимание на взаимоотношениях; неформальный стиль общения / формализованный стиль общения; культуры с жесткими временными рамками / культуры с гибкими временными рамками; эмоционально-экспрессивные / эмоционально-сдержанные культуры. Если опираться на модель Колба — Фрая, то в деятельностной основе дифференциации культур лежат четыре звена, а именно: действие — опыт — рефлексия — знание. Южные культуры преимущественно ориентированы на действие; северные — на опыт; восточные — на рефлексию; западные — на знание. По мнению ряда авторов, при дифференциации культур можно учитывать еще некоторые параметры дихотомического плана (такие, как рациональность — эмоциональность; оптимизм — пессимизм; открытость — закрытость). Что касается дихотомии «рациональность — эмоциональность», то, например рационализм как поведенческая доминанта присущ французам. Следует отметить, что часто французский рационализм находит отражение в скепсисе и недоверии по отношению к партнерам по коммуникации. Американцы — рационалисты с большой буквы. Россияне — эмоциональны. Многие представители арабского, латиноамериканского мира также будут иметь эмоциональную доминанту в коммуникации.

Если говорить о дихотомии «оптимизм — пессимизм», то жители США в большинстве своем оптимистичны. Это выражено и в ментальности, и в дискурсивных стратегиях. Многие представители Центральной и Западной Европы оптимистичны. Россияне в целом — пессимистичный народ. Это обусловлено историческими, социально-экономическими и климатическими причинами. Если рассматривать дихотомию «открытость — закрытость», то, по мнению Н. М. Лебедевой, в закрытых культурах поведение индивида лежит в плоскости принятых норм и моделей поведения. Нарушение и выход за рамки норм строго осуждается и карается. В открытых культурах для того чтобы добиться какого- либо результата, необходимо наоборот во многом выходить за рамки и отступать от общепринятых норм и моделей поведения. Представители закрытой культуры — японцы. Открытой — жители США.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *