Кла́удия Кардина́ле (итал. Claudia Cardinale; имя при рождении — Клод Жозефин Роз Кардинале (итал. Claude Josephine Rose Cardinale); 15 апреля 1938, Ла Гулетт, Тунис) — итальянская актриса.
Родилась в Тунисе. Мать, Иоланда Греко, была сицилийкой родом из Трапани, отец — итальянец. Родным её языком был французский, так что ещё во время съёмок в «Леопарде» Лукино Висконти Клаудия Кардинале была вынуждена заучивать свои реплики на слух.
В 1957 году была признана самой красивой итальянкой Туниса и получила приглашение на Венецианский кинофестиваль. Снималась в фильмах знаменитых итальянских режиссёров Лукино Висконти и Федерико Феллини.
Была замужем за кинопродюсером Франко Кристальди в 1966—1975 годах, в 1975 году вышла замуж за режиссёра Паскуале Скуитьери (род. 1938). В 17 лет была изнасилована в Тунисе одним французским гражданином. Клаудия очень хотела ребёнка и потому сохранила беременность. Так появился внебрачный ребёнок — сын Патрицио. Продюсеры запрещали говорить об этом публике, и Клаудия была вынуждена сказать всем, что это её младший брат.
Клаудии Кардинале – 83: Почему одна из самых красивых актрис ХХ в. никогда не была замужем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жестокий урок молодости
Ее настоящее имя – Клод Жозефин Роз Кардинале, она родилась в Тунисе в итальянской семье. В юности она не осознавала собственной привлекательности и считала себя гадким утенком – до тех пор, пока в 17 лет не завоевала титул самой красивой итальянки Туниса. Однако ее красота обернулась для нее бедой. Однажды она влюбилась в парня, с которым никак не могла познакомиться. Один француз предложил ей помочь в этом деле. Он сказал, что отвезет ее на вечеринку, где должен быть этот молодой человек. Наивная девушка поехала вместе с ним, а когда он привел ее в свой дом, оказалось, что кроме них там никого нет. Мужчина закрыл дверь на ключ и надругался над ней. Эта трагедия научила ее никогда не доверять мужчинам.
Девушка забеременела, многие советовали ей избавиться от ребенка, ведь она не была замужем и только начинала свой путь в актерской профессии, но она решила его сохранить. Продюсер запретил ей признавать свое материнство – это могло обернуться грандиозным скандалом в обществе, и долгие годы публика считала, что Патрик – ее брат, а не сын. Даже сам мальчик до 7 лет не знал о том, кто его мать.
Любовь по контракту
После победы на конкурсе красоты Клаудию пригласили на Венецианский кинофестиваль, и там она познакомилась с продюсером Франко Кристальди. Он пригласил ее приехать в Рим и заключить контракт с его кинокомпанией. Так началась ее кинокарьера. Именно Кристальди и убедил ее в том, что она должна скрыть свое материнство. Он взял на себя заботы не только о ее кинокарьере и репутации – продюсер следил за каждым ее шагом и во всем контролировал. Конечно, Кардинале добилась успехов в профессии во многом благодаря Кристальди, который превратил ее в кинозвезду, но при этом жесткие условия контракта обязывали ее сниматься в откровенно неудачных проходных фильмах.
Вскоре их отношения стали не только профессиональными, но романтики в них не было. Они никогда не жили вместе, у каждого была своя квартира, но продюсер ревностно следил за тем, чтобы вокруг актрисы больше не было никаких мужчин. Когда он не мог этого делать сам, посылал с ней в поездки своего пресс-агента, который докладывал ему о каждом шаге актрисы. Те же функции были возложены на шофера и секретаршу.
Актриса не раз говорила о том, что ни разу в жизни не была замужем, хотя одна официальная церемония в ее жизни все же была. С продюсером Франко Кристальди они расписались в Атланте, но эту свадьбу Клаудия называла «чистой бутафорией», ведь брак, заключенный в США, в Италии юридически не был действителен.
К тому же, по ее мнению, Кристальди таким образом просто хотел связать ее еще одним обязательством – это был словно очередной контракт продюсера и актрисы. По ее словам, «о любви там не было и речи». Она говорила: « Я никогда не чувствовала себя по-настоящему его спутницей жизни: мы с ним никогда не были на равных. Я оставалась облагодетельствованной им Золушкой… За оказанную мне помощь я должна была превратиться в вещь, лишиться собственной воли и способности принимать самостоятельные решения ».
Соблазны на съемочной площадке
На съемках Клаудия Кардинале встречалась с самыми красивыми актерами того времени, но при этом у нее не было служебных романов. Марчелло Мастроянни приложил немало усилий, чтобы соблазнить актрису, но она устояла перед его натиском. По ее словам, он был «слишком шикарный» и хорошо осознавал собственную привлекательность. Клаудия была уверена в том, что, если бы она сдалась, то стала бы просто очередным трофеем в списке его побед, и он тут же утратил бы к ней интерес. В результате Мастроянни на долгие годы стал ее другом.
В фильме Лукино Висконти «Леопард» партнером Кардинале был сам Ален Делон. Режиссеру хотелось в кадре неподдельных страстей, и он делал все для того, чтобы у актеров и в жизни случился роман. В сценах с поцелуем он следил за тем, чтобы они целовались по-настоящему, и снял десятки дублей этого эпизода. Делон был известным сердцеедом и даже заключил с режиссером пари о том, что ему удастся покорить Кардинале. Это пари он проиграл.
Долгожданная свобода
Но и сильные чувства не изменили ее отношения к браку. В 41 год Кардинале во второй раз стала матерью – у них с Паскуале родилась дочь. Когда она выросла и решила поселиться во Франции, Клаудия переехала вслед за ней, а Паскуале остался в Риме. Больше 20 лет они жили в разных странах, но при этом оставались семьей. По этому поводу актриса говорила: « Оказалось, для того чтобы сохранить брак, не обязательно видеться каждый день – достаточно перезваниваться по десять раз в сутки. Наверное, мы с Паскуале просто оба любим побыть в одиночестве, но при этом все равно нуждаемся друг в друге… Судя по тому, что я ни разу в жизни не была замужем официально, можно сделать вывод, как я отношусь к браку. Может быть, я подписала в своей жизни слишком много разных контрактов для съемок в кино и мне совершенно не хотелось подписывать еще хоть один, касающийся моих отношений с мужчиной. Мне всегда хотелось максимальной свободы, и я в результате ею наслаждаюсь ».
Клаудия Кардинале (Claudia Cardinale), урожденная Клод Жозефин Роз Кардинале (Claude Josephine Rose Cardinale). Родилась 15 апреля 1938 года в Ла-Гулетте (Тунис). Итальянская актриса.
Клаудия Кардинале родилась 15 апреля 1938 года в городе Ла-Гулетт (ныне Хальк-эль-Уэд) в Тунисе.
Во время родов Клаудия едва не погибла: пуповина обвила ей шею и она почти задохнулась. Посинела настолько, что ее бабушка, принимавшая роды, воскликнула: «О господи, у нас родился негритенок!».
В Тунисе прожила до двадцати лет и, несмотря на то, что ее родители итальянцы, своим родным языком она считает французский.
В юности, как она признавалась, себя красавицей не считала.
В 19 лет с Клаудией произошло несчастье: девушка была изнасилована неким французом. Как она рассказывала, тогда она была влюблена в одного парня и искала с ним встречи. Один француз взялся ей посодействовать и предложил отвезти на автомобиле на мероприятие, где якобы будет присутствовать объект ее желания. Клаудия согласилась, однако ее отвезли в какой-то дом и там обманщик надругался над девушкой.
Стоит отметить, что это история, которую поведала сама Клаудия уже будучи звездой. Не секрет, что звезды любят измышлять свою биографию (и примером тому сама Кардинале, выдававшая сына за брата). Поэтому нельзя с уверенностью сказать, было ли изнасилование на самом деле (в полицию она не обращалась и имя насильника никогда не называла), или же молодая девушка просто нагуляла ребенка, а затем решила облечь эту историю в трагическую обертку, что так любит публика.
Как и многие подающие надежды молодые актрисы, Кардинале начала посещать актерские курсы при Римском экспериментальном киноцентре. Вскоре кинокомпания «Видес» заключила с ней контракт на семь лет на исполнение ролей второго плана. По контракту ей запрещалось стричь волосы, полнеть и выходить замуж. Но уже вскоре Кардинале стала супругой Кристальди, владельца компании «Видес» и на долгие годы продюсера Кардинале.
Благодаря связям продюсера Франко Кристальди, началась ее актерская карьера. Клаудии доставались главные роли в любовным драмах. Снималась в фильмах знаменитых итальянских режиссёров Лукино Висконти и Федерико Феллини. Работы давались ей тяжело: родным языком был французский, так что во время съёмок (например, в «Леопарде» Лукино Висконти) Клаудия была вынуждена заучивать свои реплики на слух, иногда не понимая, что говорит.
Имя Кардинале стало широко известно после участия в фильме Болоньини «Красавчик Антонио» 1960 года.
Клаудия Кардинале в фильме «Красавчик Антонио»
В 1960 году сыграла в фильме Висконти «Рокко и его братья», исполнив роль жены старшего брата Паронди.
Позже Висконти приглашал Кардинале в фильмы «Леопард», «Туманные звезды Большой Медведицы», «Семейный портрет в интерьере». В «Леопарде», элитарном кино по роману Дж. Томази ди Лампедуза (Главная премия МКФ в Каннах 1963), романтической истории об упадке старинного сицилийского рода, Кардинале сыграла хищную красавицу-плебейку, невесту аристократа Танкреди. Брачный союз героев символизировал распад мира классики, сумерки патрициев-богов и закат благородной Европы.
В 1961 году сыграла главную роль в комедии Филиппа де Брока «Картуш» (Венера). Фильм с успехом шел в СССР.
Клаудия Кардинале в фильме «Картуш»
В 1963 году Кардинале снялась в антифашистской картине «Невеста Бубе» Л. Коменчини, сыграв простую девушку, чьи доброта и простосердечность помогли сохранить нравственные ориентиры в трудное военное время. В этой картине актриса впервые сама озвучивала свою героиню: ее хрипловатый голос многим не нравился.
В том же году Кардинале снялась в фильме Ф.Феллини «8 1/2». Главный герой мечтает о хорошей, правильной жизни. Главное место в его грезах о гармонии занимает героиня Кардинале, воплощение благородства и одухотворенной женственности. Наиболее естественными и удачными ее работами были роли в комедиях, костюмных и фольклорных лентах. В 1960-е годы Кардинале сыграла около 40 таких ролей.
В 1968-м исполнила главную роль в американо-итальянской драме «Однажды на Диком Западе» (Джилл).
Клаудия Кардинале в фильме «Однажды на Диком Западе»
В 1970-1980-е годы Кардинале переходит на сложные психологические роли в фильмах «Фицкарральдо» В. Херцога, «Красная палатка» М. Калатозова, «Аудиенция» М. Феррери, «Шкура» Л. Кавани.
Клаудия Кардинале в фильме «Кларетта»
Клаудия Кардинале в фильме «Художник и его модель»
В 2008 году награждена Орденом Почётного легиона.
Кардинале постоянно живет в Париже.
Клаудия Кардинале
Рост Клаудии Кардинале: 173 сантиметра.
Личная жизнь Клаудии Кардинале:
Клаудия Кардинале и сын Патрик
В 1957 году познакомилась с продюсером Франко Кристальди, который стал ее первым мужем. Брак оформляли в Америке в 1966 году. Сама Клаудия Кардинале говорила: «О! Это была чистая бутафория. В Италии брак, заключенный в Америке (а мы с Кристальди расписывались в Атланте), юридически не действителен. Кристальди просто хотел меня покрепче к себе привязать, о любви там не было и речи». Были вместе до 1975 года.
Клаудия Кардинале и Франко Кристальди
С 1975 года проживает в гражданском браке с режиссёром Паскуале Скуитьери (1938 г.р.). Родила от него дочь Клаудию.
Клаудия Кардинале и Паскуале Скуитьери
За актрисой пытались ухаживать многие известные персоны, но она оставалась неприступной.
Клаудиа Кардинале: «Мастроянни был. слишком шикарный»
Cекс-символ 60-х годов, она и сейчас, в 73 года, выглядит потрясающе. Если бы красота гарантировала счастье, Клаудиа Кардинале была бы, наверное, самой счастливой и беззаботной женщиной в мире. Но ее жизнь складывалась отнюдь не просто…
— Клаудиа, ваш нынешний приезд в Россию — на фестиваль молодого европейского кино «Voices» в Вологду — для вас не первый?
— Я уже неоднократно бывала в России, в том числе и во времена «железного занавеса», снималась у режиссера Михаила Калатозова в фильме «Красная палатка». У меня был очень красивый партнер по фильму, актер Эдуард Марцевич. Помню сцену, где мы падаем в снег и в обнимку катимся с горы. Снимали ее долго, и все время приходилось падать в снег — это мне-то! Ведь я и в Риме постоянно мерзну! Но в результате в больницу угодила не я, а Марцевич, хотя он-то, казалось бы, должен быть привычным к холоду. Режиссер Михаил Калатозов очень удивлялся. (Смеется.)
— Вы мерзнете в Риме? При этом более двадцати лет живете в Париже, а ведь там холоднее. И вообще, как это вы, легенда итальянского кино, переехали во Францию?
— Я перебралась во Францию, когда там поселилась моя дочь. Просто хотела быть ближе к ней. Но, знаете, это ведь все относительно — место, где ты живешь. Вернее всего было бы сказать, что я живу на чемоданах. Только и делаю, что собираю и разбираю их, это уже стало моим хобби. В актерской профессии я уже более полувека, и меня все время куда-то приглашают. То как посол ЮНЕСКО я еду в Камбоджу, то уезжаю на съемки в Стамбул, то на фестиваль в Каир. Теперь вот, как видите, приехала в Россию. Что же касается того, почему я не живу в Италии… Я ведь там даже не родилась. Моя родина — Тунис, там я прожила до двадцати лет и, несмотря на то что мои родители итальянцы, родным языком считаю французский. Знаете, вопрос о моей национальности с момента рождения был сложный. (Смеется.) Дело в том, что пуповина обвила мне шею, я чуть не задохнулась, посинела, и моя бабушка, принимавшая роды, закричала: «О господи, у нас родился негритенок!»
— Ваш гражданский муж, режиссер Паскуале Скуитьери, остался в Риме, и все эти двадцать с лишним лет вы живете с ним в разных домах…
Но оказалось, для того чтобы сохранить брак, не обязательно видеться каждый день — достаточно перезваниваться по десять раз в сутки. Наверное, мы с Паскуале просто оба любим побыть в одиночестве, но при этом все равно нуждаемся друг в друге…
— У вас никогда не возникало желания оформить с Паскуале свои отношения?
— Судя по тому, что я ни разу в своей жизни не была замужем официально, можно сделать вывод, как я отношусь к браку.
Хотя, может быть, я подписала в своей жизни слишком много разных контрактов для съемок в кино и мне совершенно не хотелось подписывать еще хоть один, касающийся моих отношений с мужчиной. Мне всегда хотелось максимальной свободы, и я в результате ею наслаждаюсь.
— Вы говорите, что никогда не были замужем официально… А как же свадьба с вашим первым мужем — продюсером Франко Кристальди?
— О! Это была чистая бутафория. В Италии брак, заключенный в Америке (а мы с Кристальди расписывались в Атланте), юридически не действителен. Кристальди просто хотел меня покрепче к себе привязать, о любви там не было и речи…
Встрече с первым мужем, Франко Кристальди, предшествовал страшный эпизод в жизни Клаудии.
Ей было тогда девятнадцать лет, она еще жила в Тунисе и влюбилась в парня, с которым все никак не могла познакомиться. Один француз предложил помочь девушке — отвезти ее на вечеринку, где должен был присутствовать тот, другой, в которого она была влюблена. Клаудиа поверила и села в машину к малознакомому человеку. Переступив порог дома, в который завез ее француз, она поняла, что ее жестоко обманули и никакого праздника здесь не намечается. Но было поздно — мужчина уже закрыл дверь на ключ. Выйдя из того злосчастного дома несколько часов спустя, Клаудиа решила никому не рассказывать о том, что ее изнасиловали, но твердо решила покончить с собой — оставалось только выбрать время и способ это осуществить. Спас ее счастливый случай: в то время Клаудиа зарабатывала на жизнь, торгуя лотерейными билетами.
И вот она отправилась продавать билеты в место большого скопления публики — на конкурс красоты: там выбирали самую красивую итальянку Туниса. В хмуром настроении она без особого интереса поглядывала на сцену, где прогуливались красавицы… И вдруг чьи-то руки подхватили ее и со словами «Вот она, самая красивая итальянка» поставили на сцену. Не успела девушка опомниться, как ей надели через плечо ленту победительницы! Вообще-то Клаудиа не только не считала себя красавицей, но, напротив, мучилась сознанием собственной непривлекательности. И когда ее, 14?летнюю, французский режиссер-документалист Рене Вотье в числе нескольких десятков других девушек отобрал для съемок фильма про Тунис — недоумевала. Все девушки были наряжены в арабские покрывала, но в последнем кадре с лица Клаудии покрывало сдувал ветер и на экране возникал ее крупный план.
Но и это не убедило Клаудиу, что окружающие отнюдь не считают ее такой уродкой, как думает она сама… Потом ей дали еще одну эпизодическую роль, словом, к восемнадцати годам Клаудиа уже успела слегка пригубить «сладкого яда кинематографа»… А тут — нежданная победа в конкурсе красоты и в качестве награды — поездка на Венецианский кинофестиваль. На фестивале ее заметили, и продюсер Франко Кристальди пригласил Клаудиу приехать в Рим для переговоров о роли. Но тут выяснилось, что девушка беременна. Как сказать об этом родителям и вообще что делать — она не представляла… В конце концов решила предоставить событиям идти своим чередом и, никому не сказав о беременности, поехала в Рим. Утягивая растущий живот, она успела сняться в трех картинах!
Только к восьмому месяцу Франко Кристальди наконец заметил, в каком положении находится его подопечная. И взялся устроить дело. Он отправил Клаудиу рожать в Лондон — тайно, велев никому не говорить. «Если узнают о том, что ты рожаешь без мужа, — твоей карьере конец, от тебя отвернутся и режиссеры, и зритель», — сгущал краски продюсер. Он сам поговорил с родителями Клаудии и убедил их выдать внука за собственного сына. До семи лет даже сам Патрик думал, что он не сын, а брат Клаудии! И все по милости Франко Кристальди… Впрочем, женившись через несколько лет на Клаудии Кардинале (действительно, это произошло в Атланте), он усыновил Патрика, правда, без права наследования…
Вы сама — неотразимая красавица, при этом — никаких романов на съемочной площадке…
— Мастроянни очень старался меня соблазнить, просто наизнанку выворачивался. Но устоять перед натиском этого и впрямь шикарного мужчины мне было нетрудно. Дело в том, что мужчина он был… слишком шикарный. Женщины к его ногам падали штабелями, и он это снисходительно принимал. Я его раскусила: поняла, что, если я тоже упаду, Мастроянни тут же потеряет ко мне всякий интерес. А если буду сопротивляться, его это заденет и он всю жизнь будет пытаться завоевать меня. Так в результате и получилось. (Смеется.) А если честно, мне в тот момент было не до романов. С Мастроянни я снималась в фильме «Восемь с половиной» у Федерико Феллини и одновременно — у другого великого режиссера — Лукино Висконти в «Леопарде».
Это было нелегко, тем более что одному я была нужна брюнеткой, другому — блондинкой. И дважды в неделю мне приходилось перекрашиваться, представляете? Так вот, в «Леопарде» моим партнером был Делон — мы играли влюбленных. И Лукино делал все для того, чтобы у нас и в жизни закрутился роман. Когда снимали сцены нашего с Делоном поцелуя, режиссер просил нас делать бесконечное количество дублей и все время повторял: «Клаудиа, мне нужно видеть твой язык!» — то есть хотел, чтобы я целовалась по-настоящему, не халтурила. Но и с Делоном мы так и остались парой только на экране.
Впрочем, Франко Кристальди пристально следил за тем, чтобы не допустить жену до измены. Они никогда не жили вместе, у каждого была своя квартира, но весь кинематографический мир знал, что Клаудиа и Франко — пара.
Но Кардинале не собиралась умирать — она хотела жить, причем с любимым человеком. Тогда разъяренный Кристальди попытался перекрыть неверной возлюбленной и удачливому сопернику все каналы. Но бойкот по отношению к Кардинале длился недолго — режиссер Франко Дзеффирелли не побоялся пойти на конфликт с влиятельным Франко Кристальди и предложил ей роль в фильме «Иисус из Назарета». Кинематографическая карьера Кардинале была спасена!
В сорок лет Клаудиа стала матерью во второй раз — у них с Паскуале родилась девочка, которую тоже назвали Клаудией. Немногим раньше в семье случилось еще одно прибавление — сын Патрик преподнес своей знаменитой матери внучку…
— Ваши дочь и внучка — ровесницы, не так ли?
Это очень забавно. Думаю, немногие женщины могут похвастаться таким поворотом событий. Клаудиа и Люсиль всегда были очень дружны, и было ужасно забавно наблюдать, как они росли – ровесницы, но при этом моя дочь все время норовила поучать Люсиль, говорила: «Я же твоя тетя, ты должна меня слушаться! (Смеется.)
— Как вы думаете, у позднего материнства больше плюсов или минусов?
— Рожая ребенка в сорок лет, делаешь это уже более сознательно, чем в двадцать. А я — за осмысленное материнство! Хотя я не очень типичная мать. Обоим своим детям я дала независимость очень рано.
Патрик уехал жить в Нью-Йорк, когда ему не было еще двадцати лет. А Клаудиа и вовсе стала жить одна, когда ей только исполнилось четырнадцать. Ее отец был просто разъярен тем, что я ей это разрешила, ведь Паскуале неаполитанец, и ему такой стиль воспитания совершенно непонятен. Он был в бешенстве, зато дочь — в восторге. Но при этом я всегда оставалась другом и сыну, и дочери, общалась с ними много. С дочерью мы вообще как подружки, секретов у нас нет. Мне было очень важно, чтобы дети получили международное образование, поэтому Патрик учился в Нью-Йорке, а Клаудиа в Лондоне. Да, мы виделись в этот период нечасто, но мне кажется, быть такой мамой, как я, все-таки лучше, чем держать своего ребеночка около юбки до тридцати лет. Они же потом вообще не хотят от мамы уходить! Кстати, такая проблема существует в Италии: там очень много семей, где великовозрастные дети живут с родителями.
Мне такого не хотелось.
— Вы поразительно выглядите. Ваша красота, подарившая вам мировую славу, не увядает с годами…
— О нет, главным моим козырем никогда не была красота. Первый критик, который обо мне высказался, был Пьер-Паоло Пазолини, и он сказал, что главное у меня — это таинственный взгляд. Вот этот взгляд и подарил мне мировую славу.
— И все-таки вы очень красивая женщина. Приходилось вам идти на какие-то особенные жертвы ради красоты?
— Сразу хочу вам сказать, что я никогда не делала лифтинг. Я категорически против этого.
Хотя боль во имя красоты претерпевать все-таки приходилось. Например, на съемках исторических фильмов меня зашнуровывали в корсеты, и это было ужасно! Проведя целый съемочный день в таком корсете, я потом его снимала и обнаруживала буквально кровавое месиво там, где еще с утра была талия. Но зато Ален Делон обхватывал мою талию пальцами, и это было, несомненно, красиво.
— Так все-таки, как вы заботитесь о внешности? Откроете фирменный секрет Клаудии Кардинале?
— Открою, конечно. Главное — не делать лифтинг! (Смеется.) А если серьезно: надо жить активно. Все время что-то делать, не сидеть на одном месте. Впрочем, иногда я с удовольствием отдыхаю, приезжаю в свой любимый дом в Париже и иду гулять по любимым улочкам.
Иногда что-нибудь готовлю, но это занятие я вряд ли могу назвать своим хобби, потому что ем всегда очень мало, как птичка буквально.
— Так вот же он, ваш секрет!
— А что? Очень может быть! Хотя я должна сделать вам признание. Могу отказаться от любой еды, но если вижу шоколад — теряю волю.
— Если бы у вас была возможность с нынешним вашим опытом оказаться в прошлом, чего бы вы попытались избежать?
— Знаете, есть такое арабское слово «мактуб», оно означает: «все написано на небе», или, проще говоря, «судьба». Я уверена, что если то или иное событие в вашей жизни произошло, значит, его никак нельзя было избежать.
Ни о чем и никогда нельзя сожалеть. В этом я уверена на сто процентов.