когда на дачах пьют вечерний чай туман вздувает паруса комарьи

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Чистота Не случайно природа страдает, У дорог догорают кусты, О, земля, что тебе не хватает?-.

«Письмо с фронта» художника Александра Лактионова. История шедевра. А. И. Лактионов. Письм.

Советская реалистическая живопись. Жанровые картины. Дети Советская реалистическая живопись. Жанр.

ДЫХАНИЕ ОСЕНИ. ХУДОЖНИК ЛАУРА ЛИ ЗАНГЕТТИ. ДЫХАНИЕ ОСЕНИ. ХУДОЖНИК ЛАУРА ЛИ ЗАНГЕТТИ. Лаура Ли.

Метки

Рубрики

Новости

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Апрельская синь небесная

Видео

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Когда на дачах пьют вечерний чай. » Борис Пастернак

ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ

когда на дачах пьют вечерний чай туман вздувает паруса комарьи. Смотреть фото когда на дачах пьют вечерний чай туман вздувает паруса комарьи. Смотреть картинку когда на дачах пьют вечерний чай туман вздувает паруса комарьи. Картинка про когда на дачах пьют вечерний чай туман вздувает паруса комарьи. Фото когда на дачах пьют вечерний чай туман вздувает паруса комарьи

Недавно этой просекой лесной
Прошелся дождь, как землемер и метчик.
Лист ландыша отяжелен блесной,
Вода забилась в уши царских свечек.

Взлелеяны холодным сосняком,
Они росой оттягивают мочки,
Не любят дня, растут особняком
И даже запах льют поодиночке.

Когда на дачах пьют вечерний чай,
Туман вздувает паруса комарьи,
И ночь, гитарой брякнув невзначай,
Молочной мглой стоит в иван-да-марье,

Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен
И в будущем из рук судьбы получен.

Источник

Флоропоэтика Бориса Пастернака. Любка

Недавно этой просекой лесной
Прошелся дождь, как землемер и метчик.
Лист ландыша отяжелен блесной,
Вода забилась в уши царских свечек.

Взлелеяны холодным сосняком,
Они росой оттягивают мочки,
Не любят дня, растут особняком
И даже запах льют поодиночке.

Когда на дачах пьют вечерний чай,
Туман вздувает паруса комарьи,
И ночь, гитарой брякнув невзначай,
Молочной мглой стоит в иван-да-марье,

Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен
И в будущем из рук судьбы получен.

Вы видели, читатель, как загораются царские свечи в вечернем бору? Вы вдыхали аромат ночной фиалки? Вряд ли. Читаю многочисленные комментарии к стихотворению Пастернака и не удивляюсь. Что за растения ландыши, иван-да-марья горожане знают. Про любку не знали даже родные поэта, воспитанные с ним в одной среде. Напрасно он посылал им все новые варианты стихотворения, даже родная сестра требовала комментариев. Говорят, «Улисса» Джойса можно читать, наслаждаясь только текстом. Какие глубины могут быть скрыты от нас в поэтическом описании одного малоизвестного растения? Иногда мне кажется, что возвращаются времена Серебряного века, когда поэты и ученые дружили и подпитывали друг друга мыслями и чувствами. На лекции Тимирязева сто лет назад приходили студенты гуманитарных факультетов. Это были времена, когда внуки ботаников становились поэтами, а дети поэтов ботаниками. А сегодня все чаще мы слышим о странной науке флоропоэтике. Нет, это не способ общения на языке цветов, селам восточной культуры, популярный среди женщин еще за сто лет до Пастернака. Это и не искусство художников, украшающих растительными виньетками страницы поэтических сборников. Я приглашаю вас, читатель, в путешествие в мир растений, созданный поэтом, приглашаю взглянуть на него глазами ботаника дилетанта. Может быть, тогда нам вместе откроются новые тайны творчества Пастернака, одного из лучших поэтов века, тайны наших диких лесных орхидей, самых красивых цветов на земле.

Орхидеи отличаются от всех растений на земле, а чем отличается Пастернак от других поэтов с точки зрения ботаника-дилетанта? Во-первых, с точки зрения литераторов Пастернак избыточен. С точки зрения ботаника тоже. Разве стихотворение о любке? Да о ней, но персонажей в пьесе достаточно. Конечно, это сосны. Не просто сосны, это холодный бор. Бывал и я в детстве в окрестностях Абрамцево на берегах великой русской реки Вори, именно там отдыхал с семьей в тот год поэт. Вы бывали в бору-беломошнике, читатель? Только там царские свечи могут предстать во всем величии. Здесь они не теряются в густой траве, возвышаются над белыми лишайниками. А лучшее место, это конечно просека. В глубине леса эти ночные орхидеи редки. Скорее плывут в воздухе, два листа любки прижаты к земле, а стебель почти не виден. Холоден сосновый бор, и ландыши не живые. Они похожи на блесну рыбака. И уж совсем теряется в тумане дневная иван-да-марья. Избыточен Пастернак и в декорациях. Дождик измеряет лесные просеки, выпадает роса, клубится туман. Даже звуки помогают нам проникнуть в мир ночной фиалки. Звенят, толкутся в воздухе комары, даже люди ведут себя скромно, тихо готовятся пить чай вечерний чай, настраивают гитару. Но все-таки эта избыточность несравнима с ранними стихами поэта, да и несравнима с первыми вариантами. Мне кажется это путь к прозрачности, простоте и ясности, которой Пастернак придет только к концу жизни, с этой точки зрения стихотворение переломное.

Может быть, читатель, вам захочется, прочитав стихотворение Пастернака найти любку в холодном сосняке, вдохнуть ее аромат, а может быть захочется взять в руки определитель и найти истинное имя другой лесной орхидеи и погрузиться в зыбкий мир на границе ботаники и поэзии. Удачи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *