Контроль геометрических параметров автодорог
ГОСТ Р 52577-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), ООО «ЦМИиС»
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2006 г. № 223-ст
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Основные определяемые параметры
4 Методы определения параметров
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
General use highways.
Methods for determination of parameters of highways’geometric elements
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог.
Стандарт не распространяется на временные автомобильные дороги различного назначения (сооружаемые на срок службы менее 5 лет) и автозимники, а также на проведение диагностики автомобильных дорог.
Параметры геометрических элементов дорог по ГОСТ Р 52399-2005.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использовались ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ 4644-75 Отходы производства текстильные, хлопчатобумажные, сортированные. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия
3 Основные определяемые параметры
3.1 К основным определяемым параметрам относятся:
— параметры геометрических элементов автомобильной дороги;
— параметры видимости водителем транспортного средства;
— параметры уклона автомобильной дороги;
— параметры, определяемые визуально.
3.1.1 Параметры геометрических элементов автомобильной дороги:
— ширина полосы движения;
— ширина дополнительных полос движения на подъеме;
— ширина переходно-скоростных полос;
— наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений;
— наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги;
— ширина краевой полосы у разделительной полосы;
— ширина краевой полосы у обочины;
— ширина укрепленной части обочины;
— ширина грунтовой части обочин (при наличии укрепленной части);
— расстояния до ограждений на обочинах дорог;
— ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений;
— размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах.
3.1.2 Параметры видимости водителем транспортного средства:
— наименьшее расстояние видимости;
— наименьшее расстояние видимости для остановки;
— наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля;
— наименьшее расстояние видимости на пересечениях;
— боковая видимость прилегающей к дороге полосы.
3.1.3 Параметры уклона автомобильной дороги
Параметры уклона автомобильной дороги оцениваются значением показателя продольного уклона.
3.1.4 Параметры, определяемые визуально:
— наличие и число разъездов на однополосных дорогах;
— наличие и число противоаварийных съездов.
4 Методы определения параметров
4.1 Определение параметров проводят непосредственно измерением или визуально.
Для определения значений параметров применяют соответствующие средства измерения, обеспечивают условия, при которых должны проводиться измерения, и проводят обработку результатов.
4.2 Определение линейных параметров в продольном профиле автомобильной дороги
4.2.1 Средства измерения
4.2.2 Условия проведения измерений
Измерения проводят на поверхности измеряемого слоя.
В зависимости от времени года на поверхности измеряемого слоя не должно быть снежного покрова, обледенения, пыли и грязи.
4.2.3 Подготовка к измерениям
Перед измерением, если это необходимо, проводят расконсервацию рулетки.
4.2.4 Проведение измерений
Измерения линейных размеров проводят при помощи рулетки.
4.2.5 Обработка результатов
Результаты линейных измерений сравнивают с требуемым значением.
При измерениях, проводимых при температурах, отличных от 20 °С, необходимо вводить поправку на температурный коэффициент линейного расширения материала измерительной ленты Db рассчитываемую по формуле
4.3 Определение параметров видимости водителем транспортного средства
4.3.1 Средства измерения
4.3.2 Условия проведения измерений
Измерения необходимо проводить в светлое время суток при отсутствии тумана и других факторов, резко снижающих видимость.
4.3.3 Подготовка к измерениям
Объект видимости устанавливают на контрольном участке на середине одной из полос движения на расстоянии 1,2 м от поверхности проезжей части.
Средства измерения готовят в соответствии с 4.2.3.
4.3.4 Проведение измерений
Расстояние видимости до контрольного объекта определяется визуально и при помощи рулетки.
4.3.5 Обработка результатов
Результаты линейных измерений сравнивают с требуемым значением расстояния видимости на данном участке.
Результаты измерений, проведенных при температурах, отличных от 20 °С, обрабатывают в соответствии с 4.2.5.
4.4 Определение продольного уклона автомобильной дороги
Продольный уклон автомобильной дороги может быть определен двумя способами:
— при помощи нивелира и геодезической рейки;
— при помощи дорожной универсальной рейки с базой измерения 3000 мм.
Дорожная универсальная рейка используется для определения продольного уклона при проведении операционного контроля автомобильной дороги.
Геометрическое нивелирование для определения продольного уклона применяется при проведении приемочного контроля автомобильной дороги.
4.4.1 Операционная проверка
Дорожная универсальная рейка с базой измерения (3000 ± 2) мм, состоящая из собственно сборно-разборной рейки и специального измерительного (ступенчатого, штанген- или штрихового) инструмента для линейных измерений.
Рейка предназначена для контроля горизонтальности и уклонов поверхностей дорог в диапазоне до 1:10, а также для определения прямолинейности и плоскостности поверхности дороги в диапазоне до 10 мм на базе до 3 м.
4.4.1.2 Требования к средствам измерений
а) предел измерения линейки, м
цена деления линейки, мм
погрешность нанесения делений линейки, мм, не более
предел измерения уклона, мм/м, не более
погрешность измерения уклона, мм/м, не более
непрямолинейность опорной грани, включая прогиб, мм, не более
б) Требования к специальному измерительному инструменту:
предел измерения зазора, мм
погрешность измерения зазора, мм, не более
предел измерения толщины, мм
погрешность измерения толщины, мм, не более
Рейка после разборки и сборки должна сохранять свои характеристики.
Рейка должна допускать не менее 250 разборок и сборок до повторной настройки и калибровки.
4.4.1.3 Условия проведения измерений
4.4.1.3.1 Подготовка к измерениям
Подготовка к измерениям включает:
— сборку рейки в рабочее положение;
— проверку рабочего состояния рейки.
Сборку рейки в рабочее положение проводят перед проведением измерения.
Сборка рейки должна проводиться так, чтобы исключить возможные зазоры (люфт) между сборными частями.
Для проверки рабочего состояния рейки необходимо выполнить следующую процедуру. На ровной поверхности при видимом отсутствии посторонних предметов отметить места приложения каждого края рейки мелом и снять со шкалы значение уклона. Перевернуть рейку на 180°, приложить ее точно в отмеченные места приложения и снять значение уклона повторно.
Значения полученных отсчетов не должны отличаться более чем на 3 % ο с точностью до 1%о.
При несоблюдении данного условия необходимо откорректировать показания рейки путем ослабления винта шкалы и ее поворота в сторону уменьшения величины уклона. Поворот шкалы осуществляется на величину, равную половине разницы между полученными результатами.
Данную процедуру необходимо повторять до достижения заданной величины отклонения.
4.4.1.3.2 Проведение измерений
Измерения проводят путем непосредственного приложения рейки в продольном направлении и снятия контрольных отсчетов.
Измерения проводят как по середине каждой из полос движения, так и по краям проезжей части на расстоянии не менее 0,5 м от кромки.
4.4.1.3.3 Обработка результатов
Полученные результаты измерений сравнивают с требуемым значением.
Измеренное значение продольного уклона не должно превышать максимально допустимое значение продольного уклона на измеряемом участке.
4.4.2 Приемочная проверка
4.4.2.1 Средства измерения
Допускается применение более высокоточных средств измерения.
4.4.2.2 Требования к средствам измерения
а) Требования к нивелиру:
средняя квадратичная погрешность превышения на 1 км двойного хода, мм, не более
средняя квадратичная погрешность превышения на станции при расстоянии до реек 50 м, мм.
средняя квадратичная погрешность превышения на станции при расстоянии до реек 100 м, мм
увеличение зрительной трубы, кратность
диапазон работы компенсатора, мин
Тип используемой рейки РН-3;
4.4.2.3 Условия проведения измерений
Для обеспечения требуемых условий эксплуатации приборов необходимо отсутствие осадков.
4.4.2.4 Подготовка к измерениям
Подготовка к измерениям включает поверку нивелира на:
— устойчивость штатива и подставки нивелира;
— параллельность оси круглого уровня оси вращения прибора;
— перпендикулярность горизонтальной нити сетки коси вращения нивелира.
Указанные процедуры проводят в соответствии с инструкцией по эксплуатации нивелира.
4.4.2.5 Проведение измерений
Измерения проводят на контрольном участке от его середины способом нивелирования. Для этого нивелир устанавливают в рабочее положение. Берут контрольные отсчеты по рейке, равноудаленной от нивелира, вдоль оси трассы на расстояния 30 и 50 м. Расстояния откладывают при помощи рулетки.
Измерения проводят как по середине каждой из полос движения, так и по краям проезжей части на расстоянии не менее 0,5 м от кромки.
Измерения проводят для значений превышения между двумя точками, находящимися на расстоянии 60 и 100м.
4.4.2.6 Обработка результатов
Обработку результатов проводят на основе полученных данных для каждого интервала.
Из двух полученных значений продольного уклона вычисляют среднее значение. Полученное значение продольного уклона не должно превышать максимально допустимое значение продольного уклона на измеряемом участке.
Ключевые слова: продольный профиль, продольный уклон, геометрические параметры, нивелирование
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог.
Стандарт не распространяется на временные автомобильные дороги различного назначения (сооружаемые на срок службы менее 5 лет) и автозимники, а также на проведение диагностики автомобильных дорог.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использовались ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ 4644-75 Отходы производства текстильные, хлопчатобумажные, сортированные. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия
3 Основные определяемые параметры
3.1 К основным определяемым параметрам относятся:
— параметры геометрических элементов автомобильной дороги;
— параметры видимости водителем транспортного средства;
— параметры уклона автомобильной дороги;
— параметры, определяемые визуально.
3.1.1 Параметры геометрических элементов автомобильной дороги:
— ширина полосы движения;
— ширина дополнительных полос движения на подъеме;
— ширина переходно-скоростных полос;
— наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений;
— наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги;
— ширина краевой полосы у разделительной полосы;
— ширина краевой полосы у обочины;
— ширина укрепленной части обочины;
— ширина грунтовой части обочин (при наличии укрепленной части);
— расстояния до ограждений на обочинах дорог;
— ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений;
— размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах.
3.1.2 Параметры видимости водителем транспортного средства:
— наименьшее расстояние видимости;
— наименьшее расстояние видимости для остановки;
— наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля;
— наименьшее расстояние видимости на пересечениях;
— боковая видимость прилегающей к дороге полосы.
3.1.3 Параметры уклона автомобильной дороги
Параметры уклона автомобильной дороги оцениваются значением показателя продольного уклона.
3.1.4 Параметры, определяемые визуально:
— наличие и число разъездов на однополосных дорогах;
— наличие и число противоаварийных съездов.
4 Методы определения параметров
4.1 Определение параметров проводят непосредственно измерением или визуально.
Для определения значений параметров применяют соответствующие средства измерения, обеспечивают условия, при которых должны проводиться измерения, и проводят обработку результатов.
4.2 Определение линейных параметров в продольном профиле автомобильной дороги
Допускается применять другие средства измерений с точностью, не ниже указанной.
4.2.2 Условия проведения измерений
Измерения проводят на поверхности измеряемого слоя.
В зависимости от времени года на поверхности измеряемого слоя не должно быть снежного покрова, обледенения, пыли и грязи.
Измерения линейных размеров проводят при помощи рулетки.
Результаты линейных измерений сравнивают с требуемым значением.
При измерениях, проводимых при температурах, отличных от 20 ° С, необходимо вводить поправку на температурный коэффициент линейного расширения материала измерительной ленты Dt, рассчитываемую по формуле
4.3 Определение параметров видимости водителем транспортного средства
Допускается применять другие средства измерений с точностью, не ниже указанной.
4.3.2 Условия проведения измерений
Измерения необходимо проводить в светлое время суток при отсутствии тумана и других факторов, резко снижающих видимость.
Объект видимости устанавливают на контрольном участке на середине одной из полос движения на расстоянии 1,2 м от поверхности проезжей части.
Средства измерения готовят в соответствии с 4.2.3.
Расстояние видимости до контрольного объекта определяется визуально и при помощи рулетки.
Результаты линейных измерений сравнивают с требуемым значением расстояния видимости на данном участке.
Результаты измерений, проведенных при температурах, отличных от 20 °С, обрабатывают в соответствии с 4.2.5.
4.4 Определение продольного уклона автомобильной дороги
Продольный уклон автомобильной дороги может быть определен двумя способами:
— при помощи нивелира и геодезической рейки;
Дорожная универсальная рейка используется для определения продольного уклона при проведении операционного контроля автомобильной дороги.
Геометрическое нивелирование для определения продольного уклона применяется при проведении приемочного контроля автомобильной дороги.
Дорожная универсальная рейка с базой измерения (3000 ± 2) мм, состоящая из собственно сборно-разборной рейки и специального измерительного (ступенчатого, штанген- или штрихового) инструмента для линейных измерений.
Рейка предназначена для контроля горизонтальности и уклонов поверхностей дорог в диапазоне до 1:10, а также для определения прямолинейности и плоскостности поверхности дороги в диапазоне до 10 мм на базе до 3 м.
4.4.1.2 Требования к средствам измерений
а) Требования к рейке:
предел измерения линейки, м. до 3
цена деления линейки, мм. 5
погрешность нанесения делений линейки, мм, не более. ± 2
предел измерения уклона, мм/м, не более. 100
погрешность измерения уклона, мм/м, не более. ± 0,5
б) Требования к специальному измерительному инструменту:
предел измерения зазора, мм. 10
погрешность измерения зазора, мм, не болеем. ± 0,5
предел измерения толщины, мм. 120
погрешность измерения толщины, мм, не более. ± 0,5
Рейка после разборки и сборки должна сохранять свои характеристики.
Рейка должна допускать не менее 250 разборок и сборок до повторной настройки и калибровки.
4.4.1.3 Условия проведения измерений
4.4.1.3.1 Подготовка к измерениям
Подготовка к измерениям включает:
— сборку рейки в рабочее положение;
— проверку рабочего состояния рейки.
Сборку рейки в рабочее положение проводят перед проведением измерения.
Сборка рейки должна проводиться так, чтобы исключить возможные зазоры (люфт) между сборными частями.
Для проверки рабочего состояния рейки необходимо выполнить следующую процедуру. На ровной поверхности при видимом отсутствии посторонних предметов отметить места приложения каждого края рейки мелом и снять со шкалы значение уклона. Перевернуть рейку на 180°, приложить ее точно в отмеченные места приложения и снять значение уклона повторно.
Значения полученных отсчетов не должны отличаться более чем на 3 ‰ с точностью до 1 ‰.
При несоблюдении данного условия необходимо откорректировать показания рейки путем ослабления винта шкалы и ее поворота в сторону уменьшения величины уклона. Поворот шкалы осуществляется на величину, равную половине разницы между полученными результатами.
Данную процедуру необходимо повторять до достижения заданной величины отклонения.
Измерения проводят путем непосредственного приложения рейки в продольном направлении и снятия контрольных отсчетов.
Измерения проводят как по середине каждой из полос движения, так и по краям проезжей части на расстоянии не менее 0,5 м от кромки.
Полученные результаты измерений сравнивают с требуемым значением.
Измеренное значение продольного уклона не должно превышать максимально допустимое значение продольного уклона на измеряемом участке.
Допускается применение более высокоточных средств измерения.
4.4.2.2 Требования к средствам измерения
а) Требования к нивелиру:
средняя квадратичная погрешность превышения на 1 км двойного хода, мм, не более 3
средняя квадратичная погрешность превышения на станции при расстоянии до реек 100 м, мм 2
увеличение зрительной трубы, кратность. 30
масса нивелира, кг. 3
масса футляра, кг. 2,5
диапазон работы компенсатора, мин. ± 15
Тип используемой рейки РН-3;
4.4.2.3 Условия проведения измерений
Для обеспечения требуемых условий эксплуатации приборов необходимо отсутствие осадков.
4.4.2.4 Подготовка к измерениям
Подготовка к измерениям включает поверку нивелира на:
— устойчивость штатива и подставки нивелира;
— параллельность оси круглого уровня оси вращения прибора;
— перпендикулярность горизонтальной нити сетки к оси вращения нивелира.
Указанные процедуры проводят в соответствии с инструкцией по эксплуатации нивелира.
Измерения проводят на контрольном участке от его середины способом нивелирования. Для этого нивелир устанавливают в рабочее положение. Берут контрольные отсчеты по рейке, равноудаленной от нивелира, вдоль оси трассы на расстояния 30 и 50 м. Расстояния откладывают при помощи рулетки.
Измерения проводят как по середине каждой из полос движения, так и по краям проезжей части на расстоянии не менее 0,5 м от кромки.
Измерения проводят для значений превышения между двумя точками, находящимися на расстоянии 60 и 100 м.
Обработку результатов проводят на основе полученных данных для каждого интервала.
Продольный уклон контрольного участка i, ‰, определяют на основе результатов измерения по формуле
Из двух полученных значений продольного уклона вычисляют среднее значение. Полученное значение продольного уклона не должно превышать максимально допустимое значение продольного уклона на измеряемом участке.
Ключевые слова: продольный профиль, продольный уклон, геометрические параметры, нивелирование
Устройства для контроля геометрических параметров автодорог КП-232 РДТ и КП-232э РДТ
Скачать
79210-20: Описание типа СИ | Скачать | 285.3 КБ | 79210-20: Методика поверки МП РДТ 049-2020 | Скачать | 6.1 MБ |
Информация по Госреестру
Основные данные | |
---|---|
Номер по Госреестру | 79210-20 |
Наименование | Устройства для контроля геометрических параметров автодорог |
Модель | КП-232 РДТ и КП-232э РДТ |
Межповерочный интервал / Периодичность поверки | 1 год |
Страна-производитель | РОССИЯ |
Срок свидетельства (Или заводской номер) | 23.09.2025 |
Производитель / Заявитель
АО «СНПЦ РДТ», г.Саратов
Назначение
— измерений параметров уклонов, геометрических элементов и толщины слоев покрытий автодорог по ГОСТ 33383-2015, неровностей оснований и покрытий автодорог и аэродромов по ГОСТ Р 56925-2016, а также измерений крутизны заложения откосов и насыпей автодорог;
— измерений длины пути, пройденного колесами курвиметров на поверхностях с твердым покрытием;
— получения данных для расчета «радиусов кривых» автодорог.
Описание
Устройства представляют собой сборную конструкцию, состоящую из нескольких основных компонентов. На рейке дорожной, приведенной в рабочее положение, с помощью замков шарнирных, закрепляются два курвиметра дорожных и механизм транспортирования. При движении устройства по поверхности дороги, рейка измеряет уклоны, а каждый из курвиметров измеряет длину пройденного колесом курвиметра пути. Значения длины пройденного пути используют для математического расчета «радиусов кривых» автодорог. При опускании рейки на поверхность автодороги измеряют неровности и геометрические элементы поверхности. При перемещении рейки на откос (насыпь) измеряют крутизну.
Устройства изготавливаются двух моделей:
Модель КП-232э РДТ дополнительно (по заявке Заказчика) может комплектоваться системой беспроводной передачи измеренных данных на мобильный девайс.
Рейка дорожная состоит из жёсткого прямолинейного профиля трехсекционной конструкции, блока измерений уклонов, эклиметра и промерника клинового. Секции профиля изготовлены из алюминиевых сплавов. Каждая секция представляет собой полый профиль прямоугольного сечения. Секции профиля соединены между собой шарнирами, и в рабочем состоянии фиксируются стяжными винтами, расположенными внутри центральной секции профиля. На боковой грани профиля рейки нанесены метки, предназначенные для определения мест измерений промерником клиновым неровностей (просветов под рейкой, или зазора), и нанесена шкала, предназначенная для измерений длины различных объектов.
Курвиметры дорожные состоят из колеса, закрепленного на штанге, и электронного счетчика длины пройденного пути. В нижней части штанги установлена откидная подставка. Штанга курвиметра складная, с шарнирным соединением. В верхней части штанги расположена ручка с кнопкой торможения колеса. Вращение колеса контролируется расположенным в блоке индикации оптоэлектронным преобразователем. Информация с него преобразуется в длину пройденного пути и отображается в цифровом виде на жидкокристаллическом индикаторе.