кто должен менять газовый счетчик в частном доме россия 2021
Споры с монополистом из-за неповеренного счетчика газа, или Когда своё слово скажет Верховный суд?
Есть в нашей жизни такие споры, которые затрагивают огромное число организаций и предпринимателей. К таким спорам, относятся и споры о безучетном потребление энергии, в том числе споры, вызванные во время не поверенным прибором учета. В данной статье я хотел бы остановиться только на «газовой» тематике.
Ситуация у моего клиента заключалось в следующем: 30 января 2019 года был составлен Акт, согласно которому выявлено, что газовые счетчики не прошли поверку.
После составленная данного Акта организация прошла поверку данных счетчиков, а именно 05.02.2019 года.
После прохождения поверки счетчиков был составлен Акт 14.02.2019 года о допуске к учету данных приборов учета.
Никаких замечаний и возражений относительно достоверности полученных с помощью спорного измерительного комплекса данных об объемах поставляемого газа со стороны газораспределительной организации не имелось.
Далее, газовая компания обращается с иском на сумму 1 050 736 рублей за период январь-февраль 2019 года, хотя в реальности компания потребила всего на сумму 75 464 рублей. Разница, что называется, впечатляет. Понятно, что не один клиент, понимая, что счётчик у него по сути один и тот же, не исправлен он не был, не может понять, откуда такая сумма. Ведь её нарисовали буквально из бумаги, все понимают, реально такие объемы не были потреблены, более того, всем известны и реальные объемы потребленного газа, так как счётчик никто не снимал.
При подготовке иска я обнаружил две противоложные судебные практики по данному вопросу.
Первый подход, который условно, можно назвать подходом здравого смысла основан на следующем:
При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
Однако это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим (несвоевременно исполнившим) обязанность по представлению средства измерения на поверку. Последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо (в данном случае ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).
Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Если после выявления факта истечения межповерочного интервала Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по результатам поверки подтвердило пригодность средств измерения общества к применению и достоверность передаваемых им сведений, что подтверждается отметками в технических паспортах, то, считается, что презумпция неисправности прибора учета опровергнута.
Такой подход можно найти в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2019 N Ф06-50034/2019 по делу N А12-36609/2018, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2017 № Ф09-293/17 по делу №А60-9343/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 № Ф09-7583/16 по делу № А76-12045/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 09.12.2016 № 309-ЭС16-16075 отказано в передаче дела № А76-12045/2015), Постановлениее Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7117/16 по делу № А76-16212/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 309-ЭС16-13725 отказано в передаче дела № А76-16212/2015).
Однако, мы судились в Арбитражном суде Тульской области, который ориентируется на противоложном подходе, который условно можно назвать формальным подходом.
Логика таких судов следующая и основана, как ни странно, на тех же самых нормах:
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).
Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.
В силу пункта 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Из системного толкования положений Закона об обеспечении единства измерений (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Такой подход, например, отражен в Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2019 N Ф10-4039/2019 по делу N А64-9559/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 310-ЭС19-26270 отказано в передаче дела N А64-9559/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2017 N Ф10-3612/2017 по делу N А09-16262/2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.09.2018 N Ф01-4062/2018 по делу N А43-27238/2017.
При этом, как это часто бывает, Верховный суд РФ отказывает в передаче кассационных жалоб на судебные акты, с диаметрально противоположными подходами. Естественно, эти «отказные» определения нисколько не отражают реальной позиции высшей судебной инстанции. Между тем, таких споров в судах первой инстанции, довольно много (просто до окружных судов доходят единицы), и каждый областной суд ориентируется на свой округ. С точки зрения единства судебной практики, это нельзя признать правильным. Да, и чисто по человеческому, непонятно, почему организация в Тульской области должна платить в 50 раз больше, чем организация, например, в Челябинской области. Кроме того, наконец, подход первой группы мне представляется просто отвечающей логике. Ни одному предпринимателю невозможно объяснить, почему он должен платить в десятки раз больше за один и тот же потребленный объем газа при том, что счетчик в действительности исправлен.
Новые счетчики бесплатно: кто должен их оплатить и заменить
С 1 июля 2020 года в частных и многоквартирных домах России начали устанавливать новые, интеллектуальные приборы учета электроэнергии. Теперь ответственность за установку, обслуживание и ремонт умных счетчиков закреплена за энергосбытовыми компаниями (для многоквартирных домов) и сетевыми организациями (для частных домов).
Рассказываем, кто теперь должен оплачивать и менять счетчики.
Что такое умный счетчик
Новые приборы учета электроэнергии рассчитывают количество расходуемого жильцами ресурса и дистанционно передают данные в компанию. Если потребитель периодически задерживает оплату счетов, умные счетчики ограничат подачу электроэнергии. Благодаря новому механизму ответственность за неуплату счетов ляжет на нарушителя, а сумма задолженности не будет распределяться между всеми жильцами через тариф. Передача показаний с новых приборов будет производиться посредством Wi-Fi, мобильного телефона или сим-карты, установленной в счетчике.
Когда поменяют
В новостройках умные счетчики установят сразу, а в старых домах будут менять по мере выхода из строя старых приборов учета, при наступлении срока поверки или если счетчики вовсе отсутствуют. Вышедшими из строя будут считаться те счетчики, которые работают с перебоями или передают неверную информацию о потреблении электроэнергии. В дальнейшем, через 16 лет, необходимо провести поверку умного счетчика, а не менять его. При отказе от установки новых приборов расчет энергии будет производиться по нормативам с учетом повышающего коэффициента, что сделает услуги дороже.
Кто оплатит новые счетчики
Стоимость счетчика, соответствующего требованиям закона, составляет 5–6 тыс. руб. Расходы на его установку — около 3 тыс. руб. С июля 2020 года расходы на покупку и установку счетчиков электричества легли на гарантирующих поставщиков электроэнергии. Расходы на обслуживание умных счетчиков включат в тариф за электроэнергию. Однако сумма в квитанции не сильно изменится, так как в соответствии с законодательством платеж за коммунальные услуги ограничен уровнем инфляции.
Штрафы
Жильцов, которым вовремя не установили счетчики нового типа, штрафовать не будут. Но это не освобождает от санкций организации, которые не смогли своевременно обеспечить учет с помощью умных счетчиков. Минэнерго России выступило с инициативой ввода штрафов для гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые с 2023 года не обеспечат умными приборами учета многоквартирные дома. При этом размер штрафов пока не установлен.
Установка газовых счетчиков бесплатно за 2021 год: закон, особенности
Счета за коммунальные услуги постоянно растут. Большая часть семейного бюджета отводится на их оплату. Чтобы сэкономить средства, рекомендуется установить измерительные приборы.
Многие жильцы не владеют информацией, как нужно поступить по закону, сколько стоит установка прибора, что требуется для проведения процедуры, и куда обратиться. В каких случаях и кому газовые счетчики устанавливаются бесплатно, рассмотрим подробнее.
Закон
В нашей стране действует закон «об энергосбережении» от 2009 года № 261. Согласно его требованию все собственники жилья должны позаботиться об установке измерительных приборов на газ.
Если жильцы не устанавливают счетчики по собственному желанию, коммунальные службы проводят установку приборов в принудительном порядке.
Стоимость услуги и самого счетчика включаются в жировки с рассрочкой на определенный период. В 2014 году вышел новый закон № 466. В нем указано, что если в квартире, или доме газ используется в количестве менее двух метров кубических в час, установка счетчика необязательна.
Это означает, что если в жилом помещении используется только газовая плита, то расход природного ресурса не превысит указанного значения. Следовательно, установка счетчиков необязательна. В связи с этим многие собственники квартир и домов отказываются от услуги, мотивируя это отсутствием необходимости.
Преимущества
Перед тем, как поставить газовый счетчик, необходимо подумать над тем, стоит ли это делать. Из-за отмены обязательной установки многие отказываются от этого, считая, что такая мера не позволит существенно сэкономить на оплате счетов. Многие даже утверждают, что платить по общепринятым нормам будет выгоднее, чем приобретать измерительный прибор и платить за его установку.
Жильцы считают, что потраченные деньги вряд ли окупятся. Однако те, кто установил в своих квартирах и домах счетчики, утверждают, что платить по установленным нормам гораздо дороже.
ВАЖНО! Тарифы устанавливаются, исходя из среднего объема потребления газа. С помощью счетчиков жильцы платят только за тот объем газа, который реально израсходовали. К тому же, вслед за снижением спроса на услугу упали и цены.
В среднем по установленным тарифам семья из четырех человек, проживая в квартире, где установлена только плита, тратит 10-12 кубов газа в месяц. Это порядка 300-350 рублей в месяц. В квартире, где установлены измерительные приборы, средняя цена за газ – 60-70 рублей. Если учесть стоимость прибора и услуги специалистов, эта сумма окупится спустя 12-18 месяцев.
Стоимость установки
Стоимость прибора учета природного ресурса зависит от его разновидности. Цена на разные приборы колеблется от 2000 до 10 000 рублей. Помимо приобретения самого прибора, необходимо оплатить услуги специалистов и оформление на учет.
Монтаж оборудования и оформление на учет обойдется ещё примерно в 2000 – 3000 рублей. Стоимость установки оборудования в частных домах, где расположено отопительное оборудование, а также требуется применение сварочного аппарата, будет стоить 3500 – 4700 рублей.
Возможные сложности
Простая на первый взгляд процедура кажется не такой легкой на деле. Для начала желающий обзавестись измерительным прибором должен поехать в Гор газ и оформить заявление, предварительно сделав копии нужных бумаг. Потом стоит тщательно подойти к выбору прибора.
ВНИМАНИЕ! После приобретения прибора стоит согласовать удобную дату и время с мастером для выполнения замеров. При этом должен быть обеспечен доступ к счетчикам для удобного снятия показаний.
После того, как специалист произвел необходимые измерения и согласовал собственником жилья место положения счетчика, требуется пойти в банк и оплатить услугу. По факту оплаты назначается дата установки.
После выполнения монтажных работ необходимо снова обратиться к газовикам, либо в управляющую компанию для опломбировки, и постановки на регистрационный учет. Это также потребует согласования удобной даты и времени для визита инспектора.
Как правильно выбрать прибор
Современные производители измерительных приборов предлагают огромный ассортимент своей продукции. Приобретая устройство, необходимо в первую очередь проверить наличие технического паспорта и сертификата соответствия.
При наличии документов обратите внимание на габариты. Для квартиры лучше всего подойдут двухкамерные модели.
Они надежные, долговечные, недорогие. На сегодняшний день именно такие счетчики являются самыми востребованными. Обратите внимание на состояние прибора. Он должен быть без видимых нарушений целостности, упакован заводскую упаковку с наличием печати завода – изготовителя.
Обязанности собственника
Программа бесплатной установки
Согласно требованиям законодательства об установке измерительных приборов, некоторым категориям граждан положена бесплатная установка в рамках специальной программы. Категории граждан, являющихся участниками программы:
В некоторых городах и регионах по требованию местных властей счетчики устанавливаются бесплатно гражданам, которые оформили субсидию на оплату услуг жкх. Газовики периодически проводят акции, в ходе которых предлагают жильцам установить измерительные приборы на бесплатной основе.
Куда обратиться
ВНИМАНИЕ! Замена газа и измерительных устройств самостоятельно запрещена законом.
Выполнять работу подобного профиля могут только специалисты газовой службы или коммерческие организации, у которых имеется лицензия. Чтобы монтаж был произведен бесплатно, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
Сделать это можно, сообщив в управляющую компанию об установке счетчиков на газ. После этого в квартиру придет инспектор, который оценит, правильно ли установлен прибор и опломбирует его.
Правила и сроки
Срок службы прибора определяет его изготовитель. Он колеблется от 10 до 20 лет. Замена счетчика требуется по окончанию срока службы, либо по результатам поверки. Правила замены:
Документы
Для установки измерительных приборов потребуется следующий набор документов:
Чтобы заключить соглашение на установку счетчиков, потребуются следующие бумаги:
Если установка газового счетчика в квартире, доме положена бесплатно, необходимо документальное подтверждение принадлежности к одной из льготных категорий.
Установка измерительного устройства не обязательна, но желательна в том случае, если вы хотите сэкономить свой бюджет и защитить себя от лишних растрат. Особенно ощутимо это для тех, кто не расходует большое количество газа, часто бывает в длительных командировках, и отсутствует дома.
Установленный счетчик окупится довольно быстро, и в последующем поможет существенно сэкономить на оплате коммунальных счетов.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Информация для потребителей об установке счетчиков газа
Информация для потребителей об установке счетчиков газа
Изначально этот Закон обязывал всех граждан установить счетчики на используемый природный газ. Так в п. 5.1 ст. 13 указанного закона установлено «До 1 января 2015 года, собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
Однако позднее тех, кто использует голубое топливо только для приготовления пищи, освободили от этой обязанности: в ч. 5.2 ст.13 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении» определено, что обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
Таким образом, в квартирах, оборудованных только газовой плитой или газовой плитой и колонкой, собственник не обязан ставить счетчик, это остается его правом.
В случае, если нет газового счетчика, собственник квартиры оплачивает за газ по нормативам, сумма к оплате рассчитывается из количества проживающих в квартире лиц (п.2 ст.13 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении»).
Согласно принятым в 2016 году поправкам, установлено, что на жилища, где максимальный объем потребления природного газа составляет менее чем два кубических метра в час, требования Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении» не распространяются. Данное исключение указано в пункте 1 ст.13 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении».
А вот в домах и квартирах, где газ используется для отопления (и как правило, объем потребления превышает 2 кубометра в час) установка счетчика потребляемого природного газа является обязательной.
Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении» обязывает сделать это до 1 января 2019 года.
Порядок оплаты установлен в п.12 статьи 13 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении», где указано, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления,
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Новые счетчики: о нововведении рассказывают эксперты
С 1 июля 2020 г. в России начался перевод потребителей электрической энергии на интеллектуальные системы ее учета — «умные» счетчики. Предполагается, что расходы на установку, эксплуатацию и подключение новых приборов теперь будут нести компании энергосбыта (для МКД) и сетевые организации (для частных домов), а не граждане-пользователи. Чем удобно нововведение, когда менять старые счетчики на новые и кто будет оплачивать эту процедуру, Domofond.ru узнал у экспертов.
«Умный» счетчик — система, состоящая из прибора учета и контроллера. Она не только собирает, но и передает информацию на сервер оператора по сетям связи, рассказывает заместитель управляющего директора СК «Перспектива» Дмитрий Лаппо. Теперь потребителю не нужно каждый месяц самостоятельно записывать и отправлять данные по затраченной электроэнергии. За него это сделает машина. Для достижения данной цели в настоящее время применяют несколько основных технологий: GRPS; LPWAN; Wi-Fi. Возможно подключение и по проводным сетям, добавляет специалист.
Когда будут устанавливать новые счетчики?
Переход на новые приборы учета будет постепенным. С 1 июля 2020 г. по 1 января 2022 г. проходит так называемый «переходный» этап. За этот период поставщики электроэнергии должны менять обычные счетчики на «умные», только если первые вышли из строя или срок их поверок истек. «Повсеместная замена старых приборов учета должна начаться с 1 января 2022 года. Но только во «вторичке» и сданных новостройках. Строящиеся многоквартирные дома, которые планируют сдать после 1 января 2021 г., должны быть уже оснащены с учетом вступившей законодательной инициативы (№ 522-ФЗ. — прим. ред.). А окончательный переход на «умные» счетчики должен завершиться к 2023 г.», — комментирует Дмитрий Лаппо.
Кто должен платить за установку?
Абонент не должен оплачивать ни стоимость нового счетчика, ни работы по замене старого. Ответственность за установку новых приборов учета целиком возложена на сетевые компании, отмечает независимый эксперт Дмитрий Суслопаров. Вместе с тем следить за состоянием счетчика и его сохранностью, если тот расположен в зоне ответственности потребителя (в квартире или на личном земельном участке), предстоит пользователю. В случае, если прибор учета будет находиться на лестничной клетке, ответственность за него будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.
Можно ли самостоятельно заменить старый счетчик на новый?
Если потребитель сам хочет поменять прибор, который полностью исправен, на новый «умный» счетчик, сделать это возможно. Однако нужно будет оформить уже платную услугу, комментирует владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский. Произвести замену можно будет только силами специалистов гарантирующей организации.
Будут ли штрафовать за отказ от установки «умных» счетчиков?
Согласно тексту № 522-ФЗ, потребитель электрической энергии не обязан следить за истечением срока поверки своего нового счетчика. Он имеет полное право продолжать пользоваться старым прибором, если тот не был своевременно заменен поставщиком электроэнергии, считает Дмитрий Суслопаров. Оштрафованы должны быть как раз компании энергосбыта и сетевые организации, если до 1 января 2023 г. они не обеспечат пользователей «умными» счетчиками.
Так ли бесплатны «умные» счетчики?
Вырастет ли оплата за электроэнергию из-за новых счетчиков, сказать пока сложно. Официальные источники отрицательно отвечают на этот вопрос. Однако многие эксперты придерживаются другого мнения. «Расходы Горэлектросети и сетевой организации по новым счетчикам включатся в тариф. Позже они будут все равно взяты с населения и коммерческих пользователей. А вот за передачу показаний приборов, обмен данными и услуги, связанные с этим, плата взиматься не будет», — комментирует управляющий партнер Becar Asset Management Виктор Козин.
Кроме того, общий переход в онлайн-режим невозможен без создания мощной инфраструктуры и серверов. Как отмечает Дмитрий Лаппо, это еще одни дополнительные траты, которые также могут заметно отразиться на сумме коммунального платежа.
Какие есть минусы?
Для бесперебойной работы инновационных систем требуется качественное электропитание и стабильная связь по выбранному протоколу (для обмена данными), что на территории России возможно не везде. Также, так как вся информация будет храниться в сети, возникает необходимость дополнительной защиты от хакерских атак. Но ключевые сложности внедрения технологии, как считает Дмитрий Лаппо, на данный момент связаны с тем, что основные документы еще не согласованы: счетчики должны соответствовать единым требованиям, которые пока не утверждены.
На сегодняшний день сложно сказать: с введением новых счетчиков конечные потребители почувствуют себя лучше или хуже. Реализация инициативы будет неравномерна, однако первые результаты ожидаются менее чем через год — ответственные госорганы должны будут доложить о них в Правительство РФ до 1 июля 2021 года.