кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Госповерка газовых счетчиков

Госповерка газовых счетчиков

Под понятием «поверка газовых счетчиков» понимают ряд мероприятий, направленных на получение подтверждения того, что средство измерения соответствует метрологическим требованиям.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц.

В Республике Калмыкия единственной аккредитованной службой является ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Республике Калмыкия».

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится доверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке».

Первый вопрос, который возникает у потребителей: «кто должен осуществлять поверку?». Данный пункт регулируется законодательство м, а именно ПР 50.2.006-94 « О порядке проведения поверки средств измерений», который был утвержден ещё 1994 году. Согласно ему вся ответственность за соблюдение графиков поверки и предоставление оборудования возлагается на собственника измерительного прибора.

Информация о межповерочном интервале находится в техническом паспорте изделия. О том, что оборудование пригодно к использованию говорит наличие оттиска клейма, подписи поверителя и даты осуществлённой проверки.

ФБУ ГРЦСМ в РК осуществляет госповерку как без демонтажа прибора учета, т.е. потребитель может вызвать на дом специалистов для проведения госповерки, или привести сам прибор в лабораторию ФБУ ГРЦСМ в РК, что будет дешевле. Но при этом монтаж и демонтаж прибора учета должна осуществлять специализированн ая организация на возмездной основе, в нашем регионе это ОАО «Газпром газораспределени е Элиста».

В случае, если у потребителя заключен договор на обслуживание внутридомового газового оборудования (Договор ВГДО) с специализированн ой организацией и условиями договора предусмотрен бесплатный монтаж и демонтаж прибора учета для проведения госповерки, в этом случае соответствующие работы будут произведены безвозмездно по письменной заявке потребителя.

Источник

Поверка счетчиков газа. Когда, кем, за чей счет и на каких основаниях проводится?

кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире. Смотреть фото кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире. Смотреть картинку кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире. Картинка про кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире. Фото кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире

Кто обязан доставить на поверку счетчик газа?

Срок поверки счетчика газа считается с момента его изготовления

Согласно п.1 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» N102-ФЗ от 26 июня 2008 г. средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической. Срок поверки счетчика (межповерочный интервал) начинает истекать с момента его первичной (периодической ) поверки, то есть с момента изготовления, а не приобретения или установки.

Где указан межповерочный интервал счетчика газа?

Межповерочный интервал счетчика указан в его техническом паспорте. Пригодность счетчика газа к применению подтверждается оттиском клейма, подписью поверителя и датой его поверки в паспорте прибора или свидетельстве установленного образца.

Также в паспорте прибора указан межповерочный интервал (МПИ ), т.е. тот период времени, начиная с даты поверки, в течение которого данный прибор годен к применению. По окончании указанного интервала счетчик должен быть подвергнут очередной поверке.

Газовый счетчик, после нескольких лет работы, может допускать погрешности и неправильно учитывать объем потребленного абонентом газа, причём, как в меньшую, так и в большую сторону.

Счетчики, не прошедшие поверку, не могут быть использованы

Согласно п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при обязательном соблюдении условия: не наступил срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.

Кто оплачивать демонтаж и установку счетчика газа после его поверки?

Оплата монтажных (демонтажных ) работ, услуг по доставке на поверку, а также услуг по поверке средства измерения возложены на владельца средств измерений.

Демонтаж приборов учета газа для проведения поверки осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования.

Как рассчитывается потребление газа, когда счетчик снят для поверки?

Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года — за фактический период работы прибора учета газа.

По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Что происходит со счетчиком газа после его поверки?

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то это подтверждается оттиском клейма и подписью поверителя в паспорте прибора или в «Свидетельстве о поверке». Если дата очередной поверки не указана, то счетчик может применяться в течение указанного межповерочного интервала.

Если средство измерений признано непригодным к применению, выписывается «Извещение о непригодности» и данный прибор учета не допускается к использованию.

Кто оплачивает пломбировку счетчика газа после его поверки?

Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом, согласно прейскуранта.

По результату опломбировки прибора учета представитель поставщика газа составляет Акт опломбировки с указанием даты опломбировки, показаний прибора учета на момент опломбировки. Данный Акт составляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается абонентом и представителем поставщика газа. Один экземпляр выдается абоненту, второй – возвращается в абонентский отдел газоснабжающей организации.

С даты, указанной в Акте, расчет размера платы за газ производится по показаниям прибора учета расхода газа.

Основания для внеочередной поверки счетчика газа

Если при осмотре прибора учета обнаружены его повреждения, либо нарушена пломбировка, либо отсутствует документ о поверке, либо есть обоснованные сомнения в правильности показаний или производился его ремонт, то счетчик подлежит внеочередной поверке.

Санкции за отказ провести поверку счетчика газа

В случае отказа со стороны абонента своевременно предоставлять прибор учета для проведения поверки, расчет размера платы за газ будет производиться исходя из действующих нормативов потребления природного газа.

Источник

Поверка счетчиков газа. Когда, кем, за чей счет и на каких основаниях проводится?

кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире. Смотреть фото кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире. Смотреть картинку кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире. Картинка про кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире. Фото кто должен проводить поверку газового счетчика в квартире

Кто обязан доставить на поверку счетчик газа?

В соответствии с ПР 50.2.006–94 «Порядок проведения поверки средств измерений» (утв. приказом Госстандарта РФ от 18 июля 1994 г. N125 с изменениями от 26 ноября 2001 г., зарегистрированными Минюстом России 21.07.94 г. №640) обязанность своевременно представлять средства измерений на поверку, в том числе, обеспечить их доставку возлагается на лиц — владельцев средств измерений (п. 3.1., 3.16. Порядка).

Пункт 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 также указывает на то, что абонент обязан обеспечивать в установленные сроки предоставление прибора учета газа для проведения поверки (п. 21 «в» Правил).

Срок поверки счетчика газа считается с момента его изготовления

Согласно п. 1 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» N102-ФЗ от 26 июня 2008 г. средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической. Срок поверки счетчика (межповерочный интервал) начинает истекать с момента его первичной (периодической) поверки, то есть с момента изготовления, а не приобретения или установки.

Где указан межповерочный интервал счетчика газа?

Межповерочный интервал счетчика указан в его техническом паспорте. Пригодность счетчика газа к применению подтверждается оттиском клейма, подписью поверителя и датой его поверки в паспорте прибора или свидетельстве установленного образца.

Также в паспорте прибора указан межповерочный интервал (МПИ), т. е. тот период времени, начиная с даты поверки, в течение которого данный прибор годен к применению. По окончании указанного интервала счетчик должен быть подвергнут очередной поверке.

Газовый счетчик, после нескольких лет работы, может допускать погрешности и неправильно учитывать объем потребленного абонентом газа, причём, как в меньшую, так и в большую сторону.

Счетчики, не прошедшие поверку, не могут быть использованы

Согласно п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при обязательном соблюдении условия: не наступил срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.

Кто оплачивать демонтаж и установку счетчика газа после его поверки?

Оплата монтажных (демонтажных) работ, услуг по доставке на поверку, а также услуг по поверке средства измерения возложены на владельца средств измерений.

Демонтаж приборов учета газа для проведения поверки осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования.

Как рассчитывается потребление газа, когда счетчик снят для поверки?

Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года — за фактический период работы прибора учета газа.

По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Что происходит со счетчиком газа после его поверки?

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то это подтверждается оттиском клейма и подписью поверителя в паспорте прибора или в «Свидетельстве о поверке». Если дата очередной поверки не указана, то счетчик может применяться в течение указанного межповерочного интервала.

Если средство измерений признано непригодным к применению, выписывается «Извещение о непригодности» и данный прибор учета не допускается к использованию.

Кто оплачивает пломбировку счетчика газа после его поверки?

Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом, согласно прейскуранта.

По результату опломбировки прибора учета представитель поставщика газа составляет Акт опломбировки с указанием даты опломбировки, показаний прибора учета на момент опломбировки. Данный Акт составляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается абонентом и представителем поставщика газа. Один экземпляр выдается абоненту, второй — возвращается в абонентский отдел газоснабжающей организации.

С даты, указанной в Акте, расчет размера платы за газ производится по показаниям прибора учета расхода газа.

Основания для внеочередной поверки счетчика газа

Если при осмотре прибора учета обнаружены его повреждения, либо нарушена пломбировка, либо отсутствует документ о поверке, либо есть обоснованные сомнения в правильности показаний или производился его ремонт, то счетчик подлежит внеочередной поверке.

Санкции за отказ провести поверку счетчика газа

В случае отказа со стороны абонента своевременно предоставлять прибор учета для проведения поверки, расчет размера платы за газ будет производиться исходя из действующих нормативов потребления природного газа.

Источник

Споры с монополистом из-за неповеренного счетчика газа, или Когда своё слово скажет Верховный суд?

Есть в нашей жизни такие споры, которые затрагивают огромное число организаций и предпринимателей. К таким спорам, относятся и споры о безучетном потребление энергии, в том числе споры, вызванные во время не поверенным прибором учета. В данной статье я хотел бы остановиться только на «газовой» тематике.

Ситуация у моего клиента заключалось в следующем: 30 января 2019 года был составлен Акт, согласно которому выявлено, что газовые счетчики не прошли поверку.

После составленная данного Акта организация прошла поверку данных счетчиков, а именно 05.02.2019 года.

После прохождения поверки счетчиков был составлен Акт 14.02.2019 года о допуске к учету данных приборов учета.

Никаких замечаний и возражений относительно достоверности полученных с помощью спорного измерительного комплекса данных об объемах поставляемого газа со стороны газораспределительной организации не имелось.

Далее, газовая компания обращается с иском на сумму 1 050 736 рублей за период январь-февраль 2019 года, хотя в реальности компания потребила всего на сумму 75 464 рублей. Разница, что называется, впечатляет. Понятно, что не один клиент, понимая, что счётчик у него по сути один и тот же, не исправлен он не был, не может понять, откуда такая сумма. Ведь её нарисовали буквально из бумаги, все понимают, реально такие объемы не были потреблены, более того, всем известны и реальные объемы потребленного газа, так как счётчик никто не снимал.

При подготовке иска я обнаружил две противоложные судебные практики по данному вопросу.

Первый подход, который условно, можно назвать подходом здравого смысла основан на следующем:

При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.

Однако это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим (несвоевременно исполнившим) обязанность по представлению средства измерения на поверку. Последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо (в данном случае ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если после выявления факта истечения межповерочного интервала Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по результатам поверки подтвердило пригодность средств измерения общества к применению и достоверность передаваемых им сведений, что подтверждается отметками в технических паспортах, то, считается, что презумпция неисправности прибора учета опровергнута.

Такой подход можно найти в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2019 N Ф06-50034/2019 по делу N А12-36609/2018, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2017 № Ф09-293/17 по делу №А60-9343/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 № Ф09-7583/16 по делу № А76-12045/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 09.12.2016 № 309-ЭС16-16075 отказано в передаче дела № А76-12045/2015), Постановлениее Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7117/16 по делу № А76-16212/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 309-ЭС16-13725 отказано в передаче дела № А76-16212/2015).

Однако, мы судились в Арбитражном суде Тульской области, который ориентируется на противоложном подходе, который условно можно назвать формальным подходом.

Логика таких судов следующая и основана, как ни странно, на тех же самых нормах:

Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).

Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.

В силу пункта 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Из системного толкования положений Закона об обеспечении единства измерений (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.

Такой подход, например, отражен в Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2019 N Ф10-4039/2019 по делу N А64-9559/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 310-ЭС19-26270 отказано в передаче дела N А64-9559/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2017 N Ф10-3612/2017 по делу N А09-16262/2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.09.2018 N Ф01-4062/2018 по делу N А43-27238/2017.

При этом, как это часто бывает, Верховный суд РФ отказывает в передаче кассационных жалоб на судебные акты, с диаметрально противоположными подходами. Естественно, эти «отказные» определения нисколько не отражают реальной позиции высшей судебной инстанции. Между тем, таких споров в судах первой инстанции, довольно много (просто до окружных судов доходят единицы), и каждый областной суд ориентируется на свой округ. С точки зрения единства судебной практики, это нельзя признать правильным. Да, и чисто по человеческому, непонятно, почему организация в Тульской области должна платить в 50 раз больше, чем организация, например, в Челябинской области. Кроме того, наконец, подход первой группы мне представляется просто отвечающей логике. Ни одному предпринимателю невозможно объяснить, почему он должен платить в десятки раз больше за один и тот же потребленный объем газа при том, что счетчик в действительности исправлен.

Источник

Правомерен ли отказ газовиков от перерасчета платы после поверки счетчика гражданина, используемого для коммунально-бытовых нужд

В соответствии с п. 32 Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Не оспаривая законность начала выставления стоимости газа исходя из норматива со дня истечения срока межповерочного интервала до дня установки пломбы после поверки, тем не менее, считаю необоснованным последующий отказ в проведении перерасчета нормативного начисления заменив его на расчет по показаниям прибора учета газа ввиду подтверждения по итогам поверки соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям, что указывает на то, что прибор учета газа был по факту исправен как до истечения межповерочного интервала, так и после него, ремонту не подвергался, признан пригодным к применению.

Следовательно, до проведения поверки (пока не были ясно исправен прибор учета или нет) временно было справедливым и соответствующим требованиям Правил предъявлять стоимость газа исходя из норматива (что не оспаривается). И в случае, если бы по итогам поверки было бы установлено, что прибор учета газа не соответствовал бы техническим требованиям, то сохранение нормативного начисления до ввода в эксплуатацию нового прибора учета было бы оправданным. Однако, в случае, когда по итогам поверки было подтверждено соответствие приборов учета газа установленным техническим требованиям, то тем самым устанавливается факт его исправности как до истечения межповерочного интервала, так и после него, учитывая, что прибор учета газа ремонту не подвергался и признан пригодным к применению. Это в свою очередь должно влечь за собой обязанность перерасчета ранее начисленных по нормативу обязательств заменив их на расчет исходя из исправного прибора учета газа.

Проблема в том, что я не смог найти судебную практику по перерасчету в отношении граждан потребителей газа для коммунально-бытовых нужд. Однако, подобная правовая позиция была изложена по коммерческим спорам, где конечно же применяются иные правила (но привожу как аналогию, так как догматическая конструкция норм должна быть по сути единой и правовой подход тоже) в определениях Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 310-ЭС19-27004, от 30.09.2020 по делу № 310-ЭС20-9716, а также в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2021 по делу № А61-4715/2019 и от 11.08.2021 по делу № А61-4219/2020.

В этой связи, хотел уточнить у коллег, как вы считаете, правомерен ли отказ газовиков от перерасчета гражданину-потребителю платы после поверки прибора учета газа, используемого для коммунально-бытовых нужд?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *