квартира не зарегистрирована в росреестре не начисляется налог
Квартира не зарегистрирована в росреестре не начисляется налог
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как быть с налогом на имущество, если право собственности на помещение не зарегистрировано
В отношении помещения, право собственности или хозяйственного ведения на которое не возникло в установленном порядке, налоговая база по налогу на имущество организаций не может определяться исходя из кадастровой стоимости.
Если право собственности физлица на помещение не возникло в установленном порядке и сведения о нем не представлены в налоговый орган, налог на имущество физлиц не исчисляется.
Включение сведений о помещении в перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, не зависит от возникновения и регистрации права.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Купил квартиру больше 20 лет назад, а право собственности зарегистрировал только сейчас
Я приобрел квартиру по договору купли-продажи в июне 1998 года. Договор зарегистрировали в БТИ. В 2020 году решил эту квартиру продать. Для этого пришлось ставить ее на кадастровый учет через риелторов, после чего появилась запись в ЕГРП.
Теперь мне говорят, что раз квартиру поставили на учет как мою собственность в 2020 году, то, чтобы ее продать, мне надо ждать пять лет. Иначе придется платить налог с продажи.
Но ведь я владею квартирой уже 22 года. Разве это не право собственности? Что делать?
В вашем случае налог платить не нужно. Путаница возникает из-за того, что единый государственный реестр и вообще институт общей государственной регистрации прав на недвижимое имущество существовал далеко не всегда. Первый закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят 21 июля 1997 года. А вступил в силу 31 января 1998 года. С этого момента начался переходный период в сфере регистрации прав на недвижимость, который завершился только 1 января 2000 года.
Объясню подробнее, как во всем разобраться и какие проблемы могут встретиться, если вы подписывали договор в переходный период.
Договор купли-продажи заключен до 31 января 1998 года
Если попытаться максимально упростить, то в мире существуют две системы учета прав на недвижимость: регистрация документов и регистрация прав — титулов. В системе учета, построенной на регистрации документов, государство регистрирует только сделку, а в реестр недвижимости вносится запись о договоре.
Такая система действовала в России до 1998 года. Тогда в регионах договоры в основном регистрировали органы БТИ. То есть вы подписывали договор, а специально уполномоченные лица ставили условный штампик: «Зарегистрировано». Доказательством, что вы обладаете правом собственности, была только ваша бумага со штампиком. Государство за вашу сделку не отвечало никак, а лишь регистрировало факт ее совершения.
После 1998 года мы перешли на другую систему, основа которой — регистрация права, то есть титула. Регистрируется переход прав от одного лица к другому, и эти записи хранятся все в одном месте — государственном реестре. Запись о зарегистрированном праве в Росреестре — это гарантия наличия прав у продавца. Вы можете запросить в Росреестре сведения из ЕГРП и понять, владеет продавец квартирой или нет. В государствах с другой системой подтвердить это нельзя.
Но это я сильно упростил. На самом деле все намного сложнее. Существует множество классификаций систем, этот вопрос изучается теоретиками права сотни лет, и до сих пор нет единого мнения о том, какая система лучше.
Закон 1998 года установил, что право собственности, которое человек получил до того, как новый закон стал действовать, считается приобретенным без государственной регистрации. А если собственник хочет, он может его подтвердить, зарегистрировав в реестре. Но это необязательно. Если в вашем регионе действовала своя система регистрации договоров, то она тоже признавалась законной, а регистрация в новом реестре прав производилась по желанию.
Так что, если вы купили квартиру до 31 января 1998 года, ваш договор и ваши права признаются возникшими независимо от того, когда они учтены в Росреестре — 22 года назад или только сейчас. Учет только подтверждает наличие ранее возникших прав. Дата, когда вы поставили квартиру на кадастровый учет и ей присвоили регистрационную запись в ЕГРП, на срок владения недвижимостью не влияет. В том числе для целей налогообложения. Когда купили, тогда и стали собственником, и неважно, в какой период вы уведомили Росреестр о наличии своих прав. Платить налог и подавать декларацию не надо.
Чем грозит неуплата налога на имущество по вине налоговой?
У меня есть имущество — ⅓ доли в праве собственности на квартиру. Но мне уже который год не приходят уведомления о налоге. Я ходила в инспекцию — говорят, я пенсионерка по старости. И хотя это не так — мне всего 25 лет, — разводят руками и объясняют, что ничего изменить не могут. В личном кабинете на сайте налоговой я тоже пенсионерка по старости.
Три года назад я, как честный человек, написала через сайт ФНС обращение — пришла отписка. Ходила в налоговую — они ничего не сделали. В личном кабинете тоже ничего поменять не могу.
Чем мне грозит данная ситуация, учитывая, что я писала обращение в налоговую? С учетом срока давности мне же могут выставить сумму налога на недвижимость только за последние три года? Будут ли пени?
К сожалению, когда начисляют налоги, ошибки случаются часто. Но налогоплательщик все равно обязан своевременно и в нужном объеме исполнять свои обязанности, даже если ИФНС ничего не начисляет.
Перед вами сейчас две задачи. Первая — исправить сведения, из-за которых ошибочно не начисляется налог и не приходят уведомления. Вторая — разобраться с уплатой налога на имущество с минимальными для вас потерями. Расскажу, как это сделать.
Исправлять ошибку должны там, где она появилась
Сразу скажу, налоговая вам в этом не поможет — обращаться туда бесполезно.
Налоговая рассчитывает и начисляет сумму налога на имущество на основании сведений из Росреестра. К таким сведениям относится информация об объекте недвижимости и его владельце.
Соответственно, ошибочная информация о владельце недвижимости, скорее всего, содержится в базе данных Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН.
Вот как проверить, все ли сведения в ЕГРН корректны:
Учитывая ситуацию, которую вы описали в вопросе, ошибка, скорее всего, в дате рождения владельца. Думаю, неверно указан год. Поэтому в документах прежде всего обратите внимание на этот момент.
Как исправить ошибку в данных Росреестра
Чтобы исправить ошибку, нужно обратиться в Росреестр с заявлением об исправлении технической ошибки. Форма заявления установлена в приложении 2 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310.
К заявлению надо приложить:
В вашем случае будет достаточно паспорта и выписки из ЕГРН.
Заявление и документы проще всего подать через МФЦ. Сотрудник поможет заполнить форму, сделает копии необходимых документов и сам направит все в Росреестр. Это бесплатно, госпошлину платить тоже не надо.
Росреестр обязан исправить ошибку в течение трех дней с момента получения заявления. Еще три дня ведомству дается, чтобы уведомить заявителя. Можно позвонить в МФЦ и узнать, все ли готово.
Когда ошибку исправят, вам придет уведомление и, возможно, новая выписка из ЕГРН. Если выписку не пришлют, запросите ее сами.
Если Росреестр откажется исправить ошибку
Поскольку ошибка техническая и затрагивает только персональные данные владельца недвижимости, такой исход маловероятен. Но если Росреестр отказал, то придется обжаловать решение.
На первом этапе жалобу подают на имя руководителя территориального органа Росреестра, который отказал во внесении изменений. Или сразу в центральный аппарат ведомства. Чтобы направить жалобу электронно, можно воспользоваться сервисом «Обращения граждан» на сайте Росреестра. Или подготовить письменную жалобу и послать ее по почте.
Если досудебный порядок не поможет решить вопрос, придется обращаться в суд — оспаривать незаконное решение Росреестра и требовать внести исправления в ЕГРН.
К Росреестру нужно подавать административный иск в порядке главы 22 КАС РФ.
Иск подают в районный суд по месту нахождения подразделения Росреестра, решение которого оспаривается. Если полномочия этого подразделения распространяются на несколько районов, то иск можно подать в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости и его владельца — там, где возникла спорная ситуация и ее последствия.
Положительное решение суда станет основанием для того, чтобы Росреестр исправил ошибку.
Как обновить сведения в налоговой
Не стоит дожидаться, пока Росреестр направит в налоговую обновленные сведения. Может пройти много времени, а это не в вашу пользу.
Вот как следует поступить:
Дальше все зависит от того, какое решение примет налоговая инспекция. В любом случае налоговики проверят сведения и документы, которые вы представите, обработают их и внесут в свои базы.
Сколько придется платить
Налоговая вправе сделать перерасчет за три года, предшествующие календарному году, в котором она направит уведомление. Когда ошибку в сведениях о налогоплательщике исправят, инспекция составит уведомление и направит его налогоплательщику. После этого надо заплатить налог за три года. Но оснований для начисления пеней или других санкций у ИФНС нет. Если их применят, можно смело это оспаривать.
Вот что можно использовать в качестве аргументов и на какие нормативные акты ссылаться:
Разделы 6 и 7 письма ФНС от 07.06.2019 № БС-4-21/11002 PDF, 298 КБ
Налогоплательщик обязан сам платить налоги, но это общее правило. В некоторых случаях, в том числе при уплате имущественных налогов физлицами, применяется не общий, а специальный порядок. То есть налоговая должна исчислить налог и направить налогоплательщику уведомление, прежде чем у него появится обязанность заплатить его. В уведомлении должна быть указана сумма и сроки платежа. Такой порядок — существенный элемент налогового обязательства.
Если решите поспорить с налоговой
Если налоговая инспекция не отвечает, присылает отписки или вы не согласны с ее решениями или действиями, все это можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Действуйте официально, согласно установленному порядку. Если это не даст результата, остается только суд.
Один из способов урегулировать спорную ситуацию с ИФНС — записаться через личный кабинет налогоплательщика или по телефону на прием к руководителю этой инспекции. Затем прийти в назначенное время, обсудить проблему и возможные пути ее решения. Это более мягкий вариант обжалования, и он часто помогает в спокойной обстановке прийти к согласию. Руководитель ИФНС вправе отменить своим решением незаконное решение подчиненных сотрудников, если сочтет ваши доводы убедительными.
Перед обращением в суд на первом этапе обязательно необходимо обжаловать решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган — региональное управление. Однако туда бумажная жалоба направляется не напрямую, а через ИФНС, решение которой обжалуется.
Еще вариант — воспользоваться сервисом электронных обращений и направить жалобу в электронном виде непосредственно в УФНС региона.
Что в итоге
Прежде всего нужно исправить ошибку в документах. Для этого следует обратиться в Росреестр.
Когда Росреестр исправит ошибку, налоговая сможет начислить налог.
Заплатить вы обязаны только за три года, предшествующие году, в котором ИФНС направит уведомление. Пени и штрафы вам начислить не должны: для этого нет оснований.
Если налоговая начислит больше, жалуйтесь.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Квартира не зарегистрирована в росреестре не начисляется налог
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Если недвижимость не зарегистрирована в ЕГРП, налог на имущество всеравно придется уплатить
С 1 января 2019 г. налогом на имущество облагается только недвижимость, учитываемая в качестве объектов основных средств.
ФНС отметила, что госрегистрация права не является обязательным условием для признания вещи недвижимостью. При отсутствии сведений ЕГРН учитывается наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Например, имеется фундамент или другие признаки объекта капстроительства. Во внимание принимаются документы техучета, разрешения на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация, заключения экспертизы и т. п.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как уведомить налоговую о сроке владения новостройкой?
В 2018 году я купил квартиру по ДДУ у застройщика. В 2019 году оформил право собственности, а в 2021 решил ее продать. С момента, как я полностью оплатил квартиру, прошло три года и один месяц. У меня есть еще квартиры, но все они пока строятся. То есть эта готовая квартира — единственная, в которой можно жить.
По новым поправкам налог с продажи квартиры я платить не должен и, соответственно, в декларации мне ее указывать не нужно. Но я боюсь, что налоговая увидит, что квартира у меня в собственности всего 1,5 года, и посчитает, что я уклоняюсь от уплаты налога.
Как уведомить налоговую инспекцию о том, сколько времени прошло с момента полной оплаты квартиры? И надо ли это делать?
Вы правы: теперь минимальный срок владения новостройками считается не с даты регистрации права собственности, а с момента полной оплаты стоимости квартиры. Если единственная квартира была в собственности три года или более, не придется платить НДФЛ, когда будете ее продавать. Отражать в декларации доходы от продажи тоже не нужно.
По закону вы не обязаны уведомлять налоговую о том, когда фактически приобрели квартиру. Но наши читатели пишут, что проблемы со сроками часто возникают даже в более простых случаях. Поэтому нужно быть готовым к тому, что ИФНС пришлет вам запрос о продаже квартиры. Расскажу, как опередить инспекцию и представить пояснения до того, как она вами заинтересуется.
Когда не нужно платить НДФЛ и подавать декларацию, если продаете новостройку
При продаже новостройки надо учитывать правило минимального срока владения. Если человек владел квартирой пять или более лет, платить НДФЛ с доходов от ее продажи не придется. А если новостройка — единственное жилье продавца, этот срок сокращается до трех лет.
Чтобы минимальный срок владения новостройкой был сокращенным, на момент продажи не должно быть других квартир в собственности. Тут есть исключение: можно иметь в собственности две квартиры, если вторую вы купили в течение 90 дней до продажи новостройки.
Если квартирой вы владеете меньше минимального срока, то при продаже, возможно, придется заплатить 13% НДФЛ. И обязательно нужно будет подать декларацию.
Раньше минимальный срок владения новостройкой отсчитывался с даты регистрации права собственности, то есть после сдачи дома. С 29 декабря 2020 года вступили в силу изменения в налоговый кодекс: теперь срок считается с момента полной оплаты квартиры. Если после оплаты прошел минимальный срок, налога при продаже новостройки не будет. Но если была доплата за лишние метры при сдаче дома, срок нужно считать с момента, когда собственник внесет эту доплату. Считать срок по-новому можно, если квартиру, которую купили у застройщика по ДДУ или договору уступки, продали в 2019 году или позднее.
Вы оплатили квартиру по ДДУ уже больше трех лет назад, и эта квартира единственная в вашей собственности. Так что вы правы: платить НДФЛ с доходов от ее продажи не нужно.