квартира улановой на котельнической набережной музей
Музей-квартира Г.С. Улановой
Адрес: 109240, Москва, Котельническая наб., 1/15, корп.Б, кв. 185
(ст. м. Таганская)
Телефон: +7 /499/ 484-77-77 доб. 7
Выходные дни — понедельник, вторник.
Продолжительность индивидуального посещения экспозции без экскурсии — не более 45 минут.
Посещение музея возможно только по предварительной записи по телефону +7 /499/ 484-77-77 доб. 7.
До встречи, в музее!
Г.С. Уланова
С 1928 по 1944 гг. на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова она станцевала следующие партии:
С 1944 по 1960 гг. Г. С. Уланова танцует на сцене Большого театра:
В 1960 г. Галина Уланова уходит со сцены и до конца своих дней посвящает себя педагогической деятельности. В числе её учеников — В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Л. И. Семеняка, Н. Л. Семизорова, Н. В. Тимофеева и другие.
Экспозиция
Галина Уланова ещё при жизни стала легендой. Квартира, где она прожила последние двенадцать лет, бережно сохраняет и эту легенду, и то, что было тайной для посторонних.
Сценические образы, которыми великая балерина покорила весь мир, дополняются обаянием скромного человека, каким Галина Сергеевна Уланова оставалась всю свою долгую жизнь.
Обстановка в комнатах почти не изменилась. Вещи, не загромождая пространства, хранят прикосновения рук своей хозяйки. Всё говорит о том, что Музей-квартира является продолжением того мира, который создавался Улановой на сцене.
Галина Сергеевна ценила и берегла всё, что люди дарили ей в знак признательности, из чего впоследствии и сложилась коллекция Музея-квартиры. Экспозиция музея позволяет нам почувствовать время, эпоху, культуру великой балерины ХХ столетия.
Экскурсии
Обзорная экскурсия «Жизнь и творчество великой балерины ХХ века Г. С. Улановой»
Экскурсия подробно рассказывает o биографии великой балерины: о детских годах и семье, учёбе в Петроградском хореографическом училище, работе в Театре оперы и балета /впоследствии Кировском театре/ в Ленинграде /1928 — 1944/, работе в Большом театре в Москве /с 1944/, о её знаменитых партиях и зарубежных гастролях, её окружении — об известных артистах, хореографах, художниках.
Тематическая экскурсия для детей «Я не хотела танцевать. История маленькой балерины»
Продолжительность – 45 мин.
Стоимость экскурсии вы сможете узнать в разделе Стоимость билетов
Подробности по телефону: +7 /499/ 484-77-77 доб. 7
Музей-квартира Галины Улановой является филиалом Театрального музея имени Бахрушина, был открыт для посетителей в 2004 году.
Попасть на экскурсию в квартиру великой балерины можно только по предварительной записи. Контакты есть на официальном сайте музея.
В назначенный день мы пришли к сталинской высотке на Котельнической набережной.
Галина Сергеевна Уланова вселилась в этот дом в числе первых жильцов в 1952 году и прожила здесь почти 50 лет.
У центрального входа установлена памятная доска. Из-за ремонта центрального входа мы прошли через боковой подъезд.
На входе обязательно надо отметиться у консьержки. Маленький, тщедушного вида страж (бабушка) перед тем, как пропустить нас к лифтам, строгим голосом расспросила: «Кто? Куда? Во сколько назначено?»
В здании вовсю шел ремонт, в том числе и замена лифтов. Так, в ожидании лифта у нас появилось время сделать несколько снимков.
Интерьер общего холла сталинской высотки.
Жизнеутверждающая роспись потолка.
Барельефы над входом в лифт с обеих сторон разные, но такие же оптимистичные.
Музей-квартира Галины Улановой находится на 6 этаже жилого дома. Т. е. в остальных квартирах живут «обычные» люди.
Так вот, за месяц до нашего посещения музей-квартиру Улановой затопили соседи с какого-то верхнего этажа. В связи с этим часть экспозиции закрылась на ремонт. Несмотря на неприятности, сотрудники музея продолжают работу, встречают посетителей с особым радушием.
Осмотр квартиры и экскурсия начинаются с гостиной. Это самая большая комната квартиры.
В гостиной чувствуется смешение разных стилей в подборе мебели.
Это объясняют ещё и тем, что ранее Уланова проживала в другом крыле высотки. А в этой квартире она поселилась в конце восьмидесятых, съехавшись со своей компаньонкой, журналисткой Татьяной Агафоновой. Портрет Агафоновой можно увидеть на телевизоре.
Экскурсовод рассказывает буквально о каждом экспонате музея. А факты биографии Галины Улановой она преподносит очень тактично, с большим уважением к памяти великой балерины.
Многие статуэтки запечатлели балерину в разных образах, великолепно созданных ею.
В этой антикварной витрине можно увидеть как уникальные, раритетные вещи, так и обыкновенные сувениры, которые имеют ценность просто как знак внимания. Все эти подарки бережно хранились Улановой.
Всё здесь выглядит просто и одновременно изысканно.
В этом уголке соседствуют роскошь и Микки-Маус, скорее всего подаренный поклонниками.
На столике стоит табличка с указанием названий картин, экспонируемых в гостиной.
Удивителен вид из окна гостиной: на Яузу, на Москву-реку за Большим Устьинским мостом, на Кремль вдали. К слову, при Улановой такой панорамы Кремля из окон не было, она открылась после сноса гостиницы «Россия».
В следующей комнате музея-квартиры выставлены фотографии, письменные записи из архива балерины, афиши.
Здесь можно увидеть афишу 1928 года, с выпускного спектакля Улановой, некоторые костюмы балерины, её пуанты и различные аксессуары сценических костюмов.
А на полках этой стеклянной витрины, кроме пуантов самой Улановой, коллекция пуантов знаменитых балерин, переданная ей в дар.
Интересны фотографии, запечатлевшие рабочие моменты, где Уланова занимается с артистами в качестве педагога-репетитора.
Интересная фотография с Майей Плисецкой.
А теперь угадайте, кто этот юноша в прыжке?
Идет постановка номера «Нарцисс»: педагог-репетитор Галина Уланова и первый исполнитель номера Владимир Васильев оценивают выступление Николая Цискаридзе!
В коридорах квартиры вдоль стен плательные шкафы.
Некоторая часть гардероба Улановой выставлена за стеклом.
У стендов этой части выставки останавливаешься в восхищении.
Уланова была настоящей иконой стиля, куда там до этой недосягаемой высоты нынешним самозванкам и самозванцам.
Стоит только посмотреть на дорожный гардероб Улановой, её тщательно подобранные чемоданы и дорожные сумки.
У входной двери разные зонтики.
Над чашей с зонтиками висит Грамота «Почетного гражданина Москвы», подписанная Юрием Лужковым. Это звание было присвоено Галине Улановой в 1997 году, за полгода до её смерти.
В прихожей также много произведений искусства.
И в конце экскурсии нас провели в небольшую кухню.
Хотя говорят о том, что Уланова не умела готовить, кухня у неё устроена довольно прогрессивно по тем временам. Кухонный гарнитур из светлого дерева, бытовая техника, приятные мелочи.
Такие детали дополняют образ кумира, добавляют душевной теплоты.
Здесь же, на кухне, располагается мини-офис музея-квартиры, где мы по факту и оплатили экскурсию.
Пройти к высотке удобнее от станции метро «Таганская» по Гончарной улице. Дорога займет минут 15.
Мы же пришли пешком от отеля Crossroads, что на Космодамианской набережной. Дорога заняла около получаса.
А от маминого отеля Ibis на Бахрушина будет минут на 10-15 дольше.
Полвека на высоте: квартира Галины Улановой на Котельнической набережной
«РБК-Недвижимость» начинает серию публикаций, посвященных истории знаковых московских домов и их обитателей. Первый текст — о высотке на Котельнической набережной, где в разное время жили Василий Аксенов, Клара Лучко, Никита Богословский, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Константин Паустовский и многие другие. Самой известной долгожительницей дома была балерина Галина Уланова.
Дом на Котельнической набережной — одна из семи сталинских высоток — связан с именами многих выдающихся ученых, актеров, писателей, художников. Пожалуй, самой знаменитой обитательницей 176-метровой башни в устье Яузы была балерина Галина Уланова, которая прожила здесь без малого полвека. В 2004 году в доме открылся ее мемориальный музей.
Строительство этого дома, как и других высоток, началось после Великой Отечественной войны. В начале 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве в Москве восьми высотных зданий — их закладка состоялась в том же году и была приурочена к 800-летию столицы. Однако реализовать удалось только семь — от восьмой высотки, которая должна была появиться в Зарядье, решили отказаться.
Курировал строительство дома Лаврентий Берия, он же настоял на том, чтобы здание возводили именно на набережной, на месте восьмиэтажного недостроя, замороженного во время войны. Именно это обстоятельство и определило черты будущего здания. «В плане высотка на Котельнической набережной выглядит странно: она стоит не под прямым углом, как все остальные дома, а под раскрытым — это связано с сильным перепадом высоты участка. Его сложная конфигурация отразилась не только на силуэте здания, но и на темпах строительства», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры Юрий Волчок. Строительная площадка развернулась на территории целого квартала — в результате пришлось снести четыре соседних переулка (Большой и Малый Подгорные, Курносов и Свешников).
Строительство было поручено Главному управлению лагерей промышленного строительства МВД, поэтому основной рабочей силой стали заключенные и немецкие военнопленные. Они же позировали скульпторам для барельефов рабочих высотой в человеческий рост, украшающих фасады и вестибюль высотки. Автором ряда скульптур была дочь Дмитрия Чечулина Галина.
По градостроительному плану рядом с домом предполагалось построить кинотеатр (будущий «Иллюзион»), но из-за сложной конфигурации участка Дмитрий Чечулин — один из авторов проекта и в то время главный архитектор Москвы — решил разместить его в теле дома. Чтобы компенсировать потерянную таким образом жилую площадь, архитектор увеличил центральную часть высотки с 16 до 26 этажей (вместе с техническими помещениями — 32 этажа). В итоге в здании удалось разместить 700 квартир, которые сначала распределяли среди сотрудников НКВД. Затем сюда стали вселять ученых и деятелей культуры. Самыми престижными считались квартиры, расположенные в центральном корпусе. Это отражалось и в интерьере вестибюля, стены которого были облицованы мрамором, полы — гранитом и мрамором, а потолки украшены росписью, лепниной и барельефами.
Галина Уланова вместе с первыми жильцами вселилась в высотку на Котельнической набережной в октябре 1952 года, и не в центральный корпус, где теперь находится ее мемориальный музей, а в трехкомнатную квартиру, расположенную в соседнем крыле Б. 34 года спустя она выменяла ее вместе с квартирой своей помощницы на более просторную четырехкомнатную квартиру на шестом этаже главного крыла — на фасаде возле центрального подъезда установлена мемориальная доска в честь Улановой.
Фоторепортаж: Балерина Галина Уланова у себя дома. 1960 год
Обстановка этой 145-метровой квартиры с панорамным видом на Кремль сегодня выглядит так же, как при жизни балерины: здесь выставлены ее личные вещи, сценические костюмы, афиши, фотографии, письма, подарки от поклонников, картины и скульптуры. В комнатах много антикварной мебели, в том числе привезенной из старой петербургской квартиры балерины — Уланова хранила ее на протяжении всей жизни.
На первых этажах высотки были оборудованы овощной, кондитерский и универсальный магазины, почтовое отделение, кинотеатр. «Дом в Котельниках отличает одна важная деталь, которой нет в других высотках, — большой подземный гараж, над которым находится спортивная площадка. Она спроектирована таким образом, что догадаться о его существовании невозможно — машины попадают в гараж, минуя двор», — говорит Юрий Волчок. За свой проект архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский вместе с инженером Леонидом Гохманом получили Государственную премию — это первый и последний случай в истории, когда столь высокая награда досталась архитектурному проекту, а не самой постройке.
Фото: Взгляд сквозь время
Сколько стоят квартиры в этом доме сегодня
Сегодня самая дешевая квартира в доме на Котельнической набережной, по данным агентства «Инком-Недвижимость», стоит 27 млн руб. Она расположена на шестом этаже в корпусе А (боковое крыло вдоль набережной Москвы-реки). Общая площадь квартиры — 60 кв. м, жилая — 38 кв. м, кухня — 7 кв. м. Самое дорогое предложение оценивается в 154 млн руб. 144-метровая квартира находится на седьмом этаже центрального корпуса. В квартире две гардеробные, две лоджии, есть возможность сделать второй санузел, из окон открывается вид на Кремль.
Галина Сергеевна была ведущей балериной театра оперы и балеты им. Кирова (Мариинский театр) в Ленинграде в период с 1928-1944 годы, после чего ее пригласили работать в Большой театр в Москве, где она была примой в 1944-1960-е годы. После окончания своей сценической деятельности работала вплоть до ухода из жизни в Большом театре и среди ее учеников было немало известных артистов балета, например таких как: Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Мариес Лиепа, Надежда Грачева, Людмила Семеняка и многие другие, даже известный уже нам Николай Цискаридзе тоже числился в ее учениках.
Наконец, подошло время и пора подниматься в музей, для этого надо зайти в центральный подъезд со стороны набережной.
И вот мы оказываемся в фойе сталинской высотки. Отмечу до безобразия нелюбезную старушенцию-вахтершу советской закалки, которая встретила нас крайне негативно с вопросами, мол, что надо и зачем приперлись? Редкостное хамство, но мы все же промолчали, чтобы спокойно и без проблем попасть в музей, хотя обычно в таких случаях я никогда не молчу. В общем, имейте ввиду, что здесь вам не рады))) Но это не относится к музею.
Уверена, что все смотрели фильм «Москва слезам не верит» и там есть момент, когда девочки Катерина (Вера Алентова) и Людмила (Ирина Муравьева) попадают в дом, чтобы пожить месяц в квартире профессора Тихомирова на пл. Восстания (сегодня это Кудринская площадь), а вот фойе снято именно в доме на Котельнической набережной. И вот, пожалуйста, тот самый кадр из фильма)) А мы поднимаемся на 6-й этаж в квартиру № 185.
В этом доме Галина Уланова получила квартиру в 1952 году, когда закончилось строительство дома, 12 лет из которых прожила именно в этой квартире. Ранее она жила в трехкомнатной квартире в соседнем корпусе, но в середине 1980-ых годов решили съехаться с приемной дочерью Татьяной Агафоновой, в итоге, две квартиры в данном доме поменяли на одну четырехкомнатную с красивым видом на Кремль и Москва-реку.
Ну что же, заходим и попадаем в невероятную квартиру с высокими потолками, с длинными коридорами, с достаточно просторными комнатами, с двумя балконами, откуда открываются красивые виды на центр Москвы и даже с «черным ходом» для обслуживающего персонала.
Ну а начинаем мы с коридора, в котором находятся как бы две маленькие комнатки-кладовки, в одной сделали гардероб для посетителей, а в другой можно увидеть дорожные вещи балерины.
Галина Уланова всю жизнь была в идеальной форме, даже уже в достаточно зрелом возрасте была стройной и миниатюрной не более 49 кг, элегантно одевалась, любила красивую одежду, умела ее носить и всегда одевала туфельки на каблуке.
А нам, простым смертным, предложили тапки 45 размера))) Тапки у меня так и норовили соскочить с ноги, поэтому я в них буквально плыла по квартире, тщательно натирая полы)))
Обратите внимание, какие тут длинные коридоры с встроенными шкафами!
Из некоторых шкафов сделали витрины, где можно увидеть одежду Улановой, в частности, пальто, сумочки и перчатки. Неудивительно, что Галина Сергеевна любила такой стиль в одежде, ведь она родилась в далеком 1910 году в семье артистов балета, выступавших еще в Мариинском императорском театре.
На другой витрине выставлены платья Галины Сергеевны, если я правильно поняла, то экспозиция периодически меняется.
Нас сразу пригласили на кухню, которая служит кабинетом для администрации музея, где и были приобретены билеты. Там же можно купить книги о балерине, цену не запомнила, а фотографировать было как-то неудобно.
А нас пригласили в гостиную, в которую можно попасть из коридора.
Комната довольно большого размера с двумя окнами.
В центре установлена фигура Щелкунчика в человеческий рост, он был подарен балерине 8 января 1980 года в честь 70-летия, которое с размахом отмечали в Большом театре.
В коллекции много фарфоровых статуэток, а также множество авторских работ, в частности, скульптуры на тему балета, автором является Елена Александровна Янсон-Манизер.
Галина Сергеевна никому и ничего не передаривала и поэтому сейчас мы можем увидеть такую замечательную коллекцию!
Одна из последних фотографий Галины Улановой перед тем же самым зеркалом. Обратите внимание, как балерина элегантно одета, а ей было уже 87-88 лет. Как нам рассказали, она так выглядела всегда, а не только ради фотографии, не позволяла себе ходить по дому в рваных и старых вещах.
Люстра была куплена в Эрмитаже, когда-то это была люстра со свечами.
В гостиной остался старый телевизор, его даже не стали менять, да и зачем? Современный телевизор установлен в одной из комнат, где транслируются выступления балерины и документальные фильмы о ее творческой жизни.
Галина Уланова считала Татьяна Агафонову своей приемной дочерью, хорошо знала ее маму, вместе жили в одном корпусе в доме на Котельнической набережной. И вот в 1986 они стали жить вместе в этой квартире, Татьяна ухаживала за Галиной Сергеевной, но к сожалению, ушла из жизни в 1994 году от неизлечимой болезни.
Пуделя звали Большиком (видимо, в честь Большого театра). Это был единственный песик в жизни балерины, прожил со своей хозяйкой 16 лет, больше она не заводила животных.
Из гостиной мы сразу же попадаем в спальню балерины, попасть можно также с коридора.
Данное кресло Уланова называла «орудием пыток», еще в детстве мама заставляла садиться на шпагат, когда она училась в Петроградском хореографическом училище. Маленькая Галя не хотела танцевать, но когда родители были артистами балета, другого выбора профессии, наверное, не было.
Галина окончила курс в 1928 году и ее выпускной спектакль был «Шопениана», а самое интересное, что свою творческую карьеру балерина закончила спектаклем «Шопениана» в 1960 году, когда ей исполнилось 50 лет, после чего работала педагогом в Большом театре.
А мы переходим в кабинет-библиотеку.
Здесь находится более 2400 книг.
. в том числе книги с дарственными надписями, книги об искусстве и балете, о природе и собрание сочинений как русских, так и зарубежных классиков.
И заключительная комната была раньше спальней Татьяны Агафоновой, после ее смерти Галина Сергеевна раздала мебель и комната осталась пустой, сейчас в ней создали экспозицию «история в фотографиях», правда, здесь можно увидеть не только фотографии, но и афиши с выступлениями, личные вещи, письма и открытки, а также награды и подарки.
Туалетный столик с косметикой, сохранились даже баночки от пудры и помады.
Пуанты Галины Улановой и ее молоток, которым она разбивала носы пуант, а когда в 1960-м году ушла со сцены, то молоток торжественно передала своей первой и лучшей ученице Екатерине Максимовой, а когда был открыт музей, то сама Екатерина Сергеевна Максимова привезла молоток, свои первые пуанты и подарила музею.
На второй фотографии представлены пуанты известных балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной, а также балетные и репетиционные туфли Улановой.
Здесь представлены сценические аксессуары, письма, награды.
. и много фотографий с выступлений, репетиций, творческих встреч, когда уже сама Галина Сергеевна занималась педагогической деятельностью в Большом театре.
Гастроли проходили в Англии, Италии, Китае, США, Австрии и во многих других странах.
Бросаем прощальный взгляд на дом на Котельнической набережной. Стрелками я показала два окна в гостиной и два балкона в музее-квартире Галины Улановой. Кстати, мы спросили у сотрудников музея, можно ли подняться на самый верхний этаж, чтобы сделать фотографии Москвы с высоты птичьего полета и нам посоветовали не делать этого, так как верхние два этажа выкуплены Абрамовичем и там все охраняется, чтобы не было проблем ни у нас, ни у сотрудников музея лучше там не появляться. Мы решили поверить на слово))