Моноколесо выбор по параметрам
Гироборды и моноколеса: характеристики, типы, виды
— Гироборд. Также встречается название «гироскутер». Такое транспортное средство представляет собой доску с парой колес (по одному на каждом конце). «Начинка» гироборда включает систему балансировки, позволяющую ездоку устойчиво стоять на такой платформе (как может показаться, «вопреки законам физики»). Сама доска разделена на две платформы, отдельно под каждую ногу. Управление гироскутером осуществляется за счёт небольшого наклона платформ вперёд или назад, при этом каждая из них управляет «своим» колесом, заставляя его вращаться в соответствующую сторону. Таким образом, чтобы ехать вперёд, нужно чуть наклонить ноги на носки, назад — на пятки, а наклонив платформы в разные стороны, можно даже вертеться на месте. Чётко определённой передней и задней стороны у такой техники обычно нет, в любом направлении она ездит одинаково. Передвижение на гироборде требует определённых навыков и внимательности, однако оно не так сложно, как может показаться на первый взгляд. При этом сами устройства довольно легки и компактны — габариты многих моделей сравнимы с не самыми крупными скейтбордами.
— Моноколесо. Дальнейшее развитие идеи самобалансирующегося транспорта, агрегаты, оснащённые только одним колесом — наподобие велосипедов-унициклов (моноциклов), только с электрическим приводом. Колесо в таких устройствах (также их называют «сегвилами» — от «Segway+wheel») прикрывается корпусом, содержащим электронную и механическую «начинку»; а платформы для ног находятся с обеих сторон колеса, обычно ниже оси, и часто делаются складными — для компактности при хранении и транспортировке «не своим ходом». Конструкция обычно не предусматривает передней/задней стороны. Поддержание равновесия на сегвиле проще, чем на одноколёсном велосипеде, однако может быть сложнее, чем на гироборде, а езда требует внимательности: наезд даже на невысокое препятствие может привести к падению вперёд (чем слабее моторы моноколеса — тем выше вероятность подобной «аварии»). Тем не менее, описанные моменты могут восприниматься и как достоинства (или нейтральные особенности), и подобная техника тоже имеет своих приверженцев; да и максимальная скорость у моноколёс бывает довольно высокой (хотя для безопасной езды, разумеется, требуется защитная экипировка).
Максимальная нагрузка
Запас хода
Среднее расстояние, которое можно проехать на одной зарядке аккумулятора. Как правило, запас хода указывается с некоторым завышением — в расчёте на невысокую (оптимальную с точки зрения энергопотребления) скорость, равномерное движение по ровной поверхности и т.п. Поэтому фактическая автономность может быть несколько меньше. Тем не менее, данный показатель вполне подходит для сравнения разных моделей между собой.
Благодаря развитию технологий запас хода в современном самобалансирующемся транспорте может достигать нескольких десятков километров.
Максимальная скорость
Максимальная скорость, которую способен развить аппарат в штатном режиме работы: на ровной поверхности, при полном заряде батарей и средней массе ездока. Этот же параметр, как правило, является и максимальной безопасной скоростью, допустимой при использовании данной модели; теоретически возможно разогнаться и сильнее (к примеру, с горы), но это чревато поломкой, аварией и травмой, а потому крайне не рекомендуется.
Большинство современных моделей имеет максимальную скорость до 20 км/ч, а в «скоростных» аппаратах данный показатель может превышать 30 км/ч. Отметим, что падение с сигвея/гироборда/моноколеса даже на скорости 10 – 15 км/ч чревато серьёзными неприятностями; поэтому для езды быстрее скорости пешехода крайне рекомендуется защитная экипировка (да и в любом случае она желательна).
Диаметр колес
Диаметр колёс, используемых в аппарате. Технически более крупные колёса способствуют проходимости и уменьшают чувствительность к препятствиям и мелким неровностям. Однако в данном случае на эти возможности влияет множество других факторов, не в последнюю очередь — мощность двигателя: при слабом моторе агрегат может не успеть «отработать» препятствие, что приведёт к падению ездока вперёд. Поэтому крупные колёса обязательно должны сочетаться с мощным двигателем.
Сама же по себе информация о диаметре колеса может оказаться полезной при его ремонте или замене.
Высота рулевой стойки
Максимальный угол подъема
Максимальный угол наклона поверхности, при котором аппарат может нормально проехать вверх или вниз (в некоторых моделях данный параметр указывается только для одного направления, например, вверх).
Данный параметр характеризует возможности устройства по преодолению подъёмов и спусков. В современных моделях он может достигать 45°. При этом стоит учитывать, что способность справляться с большими углами требует не только мощных двигателей, но и соответствующих особенностей конструкции (в частности, чтобы защитный кожух не скрёб по земле); а для спуска второе даже важнее первого. Поэтому при выборе модели для частой езды по склонам стоит обращать внимание не только на мощность, но и на прямо заявленный в характеристиках угол наклона.
Также отметим, что при высокой нагрузке (приближающейся к максимальной) эффективность преодоления подъёмов может снижаться. С другой стороны, некоторые производители указывают угол наклона именно на максимальной нагрузке, и уточняют, что небольшой вес ездока позволяет преодолевать более крутые подъёмы, чем изначально заявлено.
Клиренс
Материал колес
Материал, используемый для колёс. В данном случае принято указывать не материал колеса целиком, а материал шин, непосредственно контактирующих с землёй.
В подавляющем большинстве самостабилизирующегося транспорта применяются резиновые шины, как правило, надувные. Этот вариант по ряду причин считается оптимальным: в частности, он обеспечивает отличную амортизацию и сцепление с дорогой, а также равномерно распределяет нагрузку на обод и предотвращает его деформирование.
Дополнительно
— Габаритные огни. Размеры самостабилизирующегося транспорта невелики, поэтому подобные огни не столько выделяют габариты аппарата, сколько повышают его заметность. Особенно данная функция важна в тёмное время суток — для безопасности, причём как самого ездока, так и окружающих. А в некоторых странах эксплуатация без габаритных огней даже прямо запрещена законом.
В моделях, не имеющих передней и задней стороны как таковой и способных одинаково эффективно ездить в любую сторону, «габариты» нередко делаются в виде переключаемых двухцветных огней: например, аппарат включает белый свет с той стороны, в которую он в данный момент едет, и красный с противоположной стороны корпуса.
— Bluetooth. Данная особенность фактически превращает транспорт в передвижную акустическую систему: к нему можно подключить внешнее Bluetooth-устройство (например, смартфон) и слушать музыку через встроенные динамики, в т.ч. прямо во время поездки.
— Дистанционное управление. Такое управление может осуществляться как с отдельного пульта, поставляемого в комплекте, так и через смартфон (обычно по Bluetooth) при помощи фирменного приложения. Конкретные возможности управления могут быть разными — вплоть до режима сопровождения, когда аппарат сам едет за владельцем на определённом расстоянии. Однако в любом случае данная функция заметно расширяет возможности транспорта.
Емкость аккумулятора
Ёмкость батареи аппарата в миллиампер-часах (мАч)
Данный параметр характеризует количество энергии, которое может накопить батарея. Чем выше цифра в этом пункте — тем, соответственно, больше энергии запасает аккумулятор, тем больше будет запас хода (см. выше) и тем больше времени понадобится на зарядку. Однако мАч является хоть и популярной, но не очень достоверной единицей измерения мощности: фактическое количество запасённой энергии зависит не только от «миллиампер-часов», но ещё и от напряжения батареи (а оно в разных моделях может весьма различаться). А фактическая автономность сильно зависит от энергопотребления агрегата (определяемого прежде всего мощностью двигателя). Это значит, что сравнивать между собой по данному показателю можно только модели со схожими рабочими характеристиками и одинаковым напряжением батареи. А при выборе проще ориентироваться на более практические показатели — прежде всего тот же запас хода.
Емкость аккумулятора
Ёмкость батареи аппарата в ватт-часах (Втч).
В целом ёмкость характеризует количество энергии, которое может накопить батарея. Чем выше цифра в этом пункте — тем, соответственно, больше энергии запасает аккумулятор, тем больше будет запас хода (см. выше) и тем больше времени понадобится на зарядку. Отметим, что хотя ватт-часы используются для обозначения мощности значительно реже, чем миллиампер-часы (см. выше), данное обозначение является более достоверным, т.к. при оценке ёмкости в данном случае учитывается и напряжение батареи (в отличие от подсчёта в мАч). Это позволяет с лёгкостью сравнивать между собой батареи разного напряжения. В то же время не стоит забывать, что энергопотребление разных моделей транспорта тоже может быть разным, и автономность проще оценивать по прямо заявленному запасу хода, в крайнем случае — сравнивать ёмкость батарей у агрегатов со схожими характеристиками.
Напряжение питания
Номинальное напряжение батареи, используемой для питания аппарата.
Как правило, чем мощнее используемые двигатели — тем выше напряжение: за счёт этого проще обеспечить необходимую мощность батареи (см. ниже). В то же время эта мощность зависит не только от напряжения. Кроме того, производители выбирают батареи под конкретную модель используемых двигателей, дабы обеспечить желаемые практические характеристики. Учитывая всё это, можно сказать, что данный параметр не имеет особого значения ни при выборе транспорта, ни при штатном использовании; данные о напряжении могут пригодиться разве что для ремонта/замены батареи, поиска зарядного устройства и других аналогичных задач.
Мощность двигателя
Мощность двигателя, установленного в аппарате. Для моделей с двумя электромоторами в данном пункте обычно указывается их общая мощность.
Данный параметр является одним из самых критичных для самобалансирующегося транспорта. С одной стороны, мощные моторы улучшают эффективность балансировки (особенно при большом весе ездока), позволяют развивать высокую скорость, эффективно преодолевать неровности на дороге и «брать» подъёмы. С другой — они весят много, стоят недёшево и для обеспечения нормального запаса хода требуют ёмких батарей (что ещё больше сказывается на весе и цене всего агрегата). Поэтому мощность двигателя, как правило, напрямую зависит от ценовой категории той или иной модели.
По сути, чем мощнее моторы — тем лучше, и вопрос выбора по данному показателю упирается прежде всего в цену.
Количество двигателей
Количество двигателей, установленных в аппарате.
Данный параметр связан исключительно с типом транспорта (см. выше): сигвеям и гиробордам требуется два двигателя (по одному на колесо), иначе обеспечить нормальную управляемость было бы крайне трудно, а вот в моноколёса, наоборот, не имеет смысла ставить больше одного мотора.
Время полной зарядки
Пыле-, влагозащита
Уровень влагозащиты (точнее — пылевлагозащиты) обеспечиваемый корпусом аппарата.
Данный параметр принято обозначать согласно стандарту IP; при этом первая цифра обозначает защиту от попадания пыли и посторонних предметов, а вторая — стойкость к влаге. Вот варианты по первому параметру, встречающиеся в современных моделях:
— 5 — пылезащищённость (небольшое количество пыли может проникать внутрь корпуса, но не сказывается на работе «начинки»)
— 6 — полная пыленепроницаемость.
Указывать более скромные показатели в целом не имеет смысла. Варианты же по влагостойкости могут быть такими:
— 4 — защита от водяных брызг с любого направления (позволяет кататься по неглубоким лужам);
— 5 — защита от водяных струй с любого направления;
— 6 — защита от сильных струй и волн.
Нужно отметить, что даже хорошо «защищённые» модели могут иметь определённые особенности применения и ограничения по погодным и другим условиям. Поэтому перед использованием необходимо обязательно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом инструкции, даже если в характеристиках заявлен довольно высокий уровень защиты.
Как выбрать моноколесо? Полное руководство на 2020 год!
В этой статье мы сделаем нужные подсказки, чтобы вы смогли выбрать моноколесо, которое удовлетворит ваши самые сокровенные желания.
1. Аккумулятор
Хороший аккумулятор на вашем устройстве залог не только большого запаса хода (как кажется на первый взгляд), но и безопасности, максимальной скорости и мощности моноцикла. Это один из самых важных компонентов в моноколесе.
Изображение 1. Аккумулятор от моноколеса (Gotway Nikola)
Однажды, нам пришлось 15 минут доказывать покупателю, что аккумулятор из ноутбука на 4000 mAh и из моноколеса на 4000 mAh это не одно и тоже. Поэтому сразу советуем переводить емкость АКБ из А*ч в Ватт*ч. Это удобнее, логичнее и стоит принять за аксиому. Есть простая формула:
А теперь поговорим о напряжении! Это важно, ведь именно оно является ограничивающим фактором для мощности двигателя. Чем больше напряжение дает АКБ, тем большую мощность будет выдавать моноколесо при пиковых нагрузках. Возвращаясь к вопросу о безопасности, это позволяет избежать «продавливания» моноколеса.
Для справки. «Продавливание» возникает в случае, когда колесо уже работает на пиковой мощности, а ездок пытается ехать еще быстрее, наклоняясь вперед. Если мотор, контроллер или аккумулятор не может себе это позволить, то устройство просто отключается.
2. Запас хода
Недобросовестные продавцы, а так же добросовестные производители целенаправленно завышают запас хода, используя это как маркетинговый ход. Мы подготовили для вас примерную таблицу соответствий запаса хода от емкости аккумулятора и веса райдера.
Емкость аккумулятора | Райдер до 60 кг | Райдер 60-80 кг | Райдер 80-100 кг | Райдер более 100 кг |
---|---|---|---|---|
130 Wh | 12-14 км | 10-12 км | 8-10 км | 6-8 км |
170 Wh | 18-20 км | 16-18 км | 12-16 км | 8-12 км |
260 Wh | 26-30 км | 22-26 км | 18-22 км | 14-18 км |
340 Wh | 32-36 км | 28-32 км | 24-28 км | 20-24 км |
480 Wh | 45-50 км | 40-45 км | 35-40 км | 30-35 км |
680 Wh | 60-70 км | 50-60 км | 40-50 км | 30-40 км |
840 Wh | 70-80 км | 60-70 км | 50-60 км | 40-50 км |
1000 Wh | 90-100 км | 80-90 км | 70-80 км | 60-70 км |
1300 Wh | 120-130 км | 110-150 км | 100-110 км | 90-100 км |
1600 Wh | 140-160 км | 120-140 км | 100-120 км | 80-100 км |
2000 Wh | 180-200 км | 160-180 км | 140-160 км | 120-140 км |
3. Мощность двигателя
Если есть возможность купить моноколесо с двигателем больше 800 Ватт, то рекомендуем это сделать, особенно если ваш вес более 70 кг. Иначе с преодолением подъемов будут возникать трудности.
4. Максимальная скорость
В погоне за максимальной скоростью многие забывают о безопасности. Помните, что при 20-25 км/ч у вас еще есть возможность спрыгнуть и пробежать. Все, что выше этой отметки – падение, кувырок, травмпункт, сбитые пешеходы.
Видео 1. Демонстрация падения с моноколеса, почти без последствий
Чтобы избежать неприятных ситуаций, производители устанавливают ограничение скорости, но в некоторых моделях (например, Rockwheel GT16) его можно отключить.
Новые модели позволяют разгоняться до 45-50 км/ч. Как правило, это моторы с номинальной мощностью больше 1500 Ватт и аккумуляторами от 1000 Ватт*ч.
5. Диаметр колеса
Сегодня на рынке есть модели диаметром от 10 до 22 дюймов. Маленький размер дает удобство в эксплуатации (из-за маленького веса и удобства при поворотах). Большой размер делает моноколесо неподъемным, но очень проходимым.
Изображение 2. Диаметр моноколес на примере (слева направо): Gotway Mten3, Fastwheel Eva, Kingsong KS-14D, Inmotion V8, Kingsong 18L, Gotway Monster
Мы рекомендуем выбирать золотую середину – от 14 до 16 дюймов, т.к. именно такой диаметр обычно подходит всем райдерам.
6. Тип моноколеса: обычные (одинарные) и сдвоенные (двойные)
По конструктивным особенностям различают 2 типа моноколес: одноколесные (назовем их так) и сдвоенные. Рассмотрим основные отличия.
Обычное моноколесо
Сдвоенное моноколесо
Именно по этим причинам, многие производители отказались от производства сдвоенных моноколес.
7. Вес
Средний вес моноколеса 14-17 кг и тренд идет не в сторону уменьшения. В погоне за высокими характеристиками производители забывают про увеличение массы. Новинки 2019 года от компании Kingsong и Gotway уже перевалили отметку в 20 кг!
Изображение 3. Вес предсерийного образца Kingsong KS-16X (новинка 2019)
Важно помнить, что любое моноколесо вы все равно будете носить в руках. Например, ребенку будет тяжело занести по лестнице 20 кг. Поэтому всегда рассчитывайте свои силы при покупке данного устройства.
8. Функциональность
Наличие дополнительных функций незначительно увеличивает стоимость моноцикла, однако делает устройство более привлекательным для покупателя с практической точки зрения.
8.1. Фара
Человек на моноколесе двигается гораздо быстрее обычного пешехода, при этом не издает никаких звуков, кроме шуршания протектора по дорожке. Добавьте к этому плохую освещенность ночью или вечерние сумерки и получите полный набор условий, повышающих риск внезапного наезда на препятствие или столкновения с другими людьми или транспортными средствами.
Изображение 4. Освещение в моноколесе Inmotion V10F (LED-подсветка и фара)
Выбирая моноцикл, лучше обращать внимание на модели, оборудованные фонарями спереди и сзади: более совершенные фары со сверхяркими диодами не только обозначают человека, передвигающегося на моноколесе, но и освещают дорогу. Режим работы «стробоскоп» в виде частого мигания фонаря делает моноскутер еще более заметным в темное время суток. Задний фонарь красного цвета обеспечит видимость пользователя устройства для приближающегося сзади транспорта или велосипедиста.
8.2. Динамики
При помощи встроенных колонок устройство сообщает пользователю о своем состоянии, включении какой-либо функции, присоединению к смартфону или планшету. Колонки некоторых моделей моноциклов дают возможность прослушивать музыку во время движения, для этого необходимо запустить плеер на подсоединенном устройстве.
8.3. Выдвижная ручка
Большинство моноколес оснащают специальной рукояткой, предназначенной для переноски устройства или перевозки его в общественном транспорте. Ручка может быть литой, неотделимой от корпуса или выдвижной (телескопической или откидной).
Изображение 5. Выдвижные ручки на моноколесе: откидная (Inmotion V10F) и телескопическая (Kingsong KS-16S)
Выдвижная ручка наиболее удобна, поскольку моноскутер не нужно поднимать: перемещение устройства производится так же, как обычного чемодана на колесах. Телескопические рукоятки могут быть в стандартной комплектации или докупаться в качестве дополнительной опции.
8.4. Кнопка спящего режима
Тут необходима предыстория. Давным-давно, когда на улицах Воронежа стали появлятся первые моноколеса каждый наездник возле каждого препятствия проделывал ненужный набор действий. Вместо того, что бы просто переставить колесо с одного места на другое, сначала нужно было выключить устройство, переместить, включить и только потом ехать. При этом, производители, как-будто специально, убирали кнопку выключения как можно дальше от ручки. Если моноколесо не выключать при подъеме, то оно начинает дико вращаться.
Сейчас все новые модели выпускаются с кнопкой спящего режима. Это очень удобно!
8.5. Сиденье
Для любителей комфорта в дальних поездках производители индивидуального электротранспорта выпускают унициклы с сиденьями. Наибольшее распространение получили устройства, которые кроме сиденья оснащены рулем, похожим на органы управления традиционных велосипедов, мопедов и мотоциклов.
8.6. Приложение для смартфона
Производители гироскутеров стараются идти в ногу со временем и оснащают свои моноколеса возможностью управления через смартфоны и планшеты. Для этого необходимо скачать на мобильник приложение, размещенное на сайте изготовителя, в сервисах Google или AppStore.
Изображение 6. Приложение на мобильные устройства для моноколес
Установив программу, можно контролировать расход заряда батареи и оставшийся пробег моноскутера, общаться с другими пользователями моноколес, отправлять запросы в службу технической поддержки, устанавливать лимит максимальной скорости или изменять цвет подсветки.
9. ВЫВОДЫ
Если оценивать по брендам, то меньше всего ломаются Inmotion (2,24%) и Ninebot (2,43%). Затем идет Kingosng (3,65%), потом Gotway (5,46%). По Rockwheel отдельная история, в некоторых партиях процент гарантийных случаев достигал 25%! Хорошие моноколеса были Airwheel (около 2% процент обращений в сервис), но их время прошло. По IPS не успели собрать статистику, но ломались они довольно часто.
Статистика по брендам не является показательной, т.к. у каждого производителя были удачные и неудачные модели. Именно поэтому мы создали специальный рейтинг моноколес. Формула, которая оценивает все параметры, включая качество (каждую модель оценивает наш эксперт) получила название eRating.