мошенники представляются полицейскими и ходят по квартирам
Новый способ обмануть доверчивых. Телефонные мошенники научились прикидываться полицией — им легко противостоять
Телефонные мошенники изобрели очередной метод обмана россиян. Теперь злоумышленники по телефону представляются правоохранителями и предлагают «дать финансовую защиту», но для этого понадобятся сведения о банковских счетах. Объясняем, могут ли так действительно позвонить из полиции и как не попасться на самые популярные уловки.
Звонок из полиции
У телефонных мошенников снова появилась новая схема работы, об этом «360» рассказала москвичка Екатерина, столкнувшаяся со звонками злоумышленников. По ее словам, с городского номера с кодом 495 ей позвонил незнакомый мужчина и представился капитаном МВД, даже назвал имя — Владимир Семин. Причиной своего звонка он назвал необходимость провести дознание.
«Он спросил, известна ли мне некая Валентина. Я сказала, что нет. Мошенник начал рассказывать, что она пришла в Сбербанк с нотариально заверенной доверенностью и пыталась взять кредит на мое имя», — поделилась Екатерина.
В дальнейшем разговоре мошенник пытался выяснить, кому и когда Екатерина могла предоставить личные данные и сведения о банковских счетах, а также когда в последний раз общалась с представителями банка. Следующим его заинтересовал список банков, в которых у Екатерины есть счета.
«Я отказалась говорить, так как считаю это конфиденциальной информацией. Он стал уговаривать, что нет, это открытая информация, конфиденциальная — это паспортные данные. И вообще, якобы лицевой счет для всех банков один, разные только расчетные счета, мол, неужели мне в банке этого не объяснили», — сказала она.
Он сказал, что МВД с Центробанком хотят дать мне финансовую защиту в соответствии с законом
На вопрос Екатерины о том, что за закон собеседник имеет в виду, мошенник сначала замешкался, а потом объявил, что действует в соответствии с Федеральным законом № 114. Екатерина проверила в интернете и зачитала лжекапитану, что это закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Он положил трубку.
Разоблачение схемы
Адвокат Сергей Афанасьев объяснил «360», что в действительности правоохранители в такой ситуации звонить не станут, а закона о «финансовой защите» от подобных махинаций просто нет. К тому же сотрудники полиции или других силовых ведомств не выясняют детали о банковских счетах и мошеннических действиях по телефону — для этого существует установленная процедура. Так что такие вопросы должны сразу насторожить.
Сотрудники правоохранительных органов по телефону такие вопросы выяснять не будут. Они могут выяснять, являетесь ли вы тем, кому они звонят, — уточнять фамилию, имя и отчество и приглашать на допрос или какие-то следственные действия. По телефону они ничего про банковские счета выяснять не будут
Более того, по словам адвоката, все сведения о наличии счетов правоохранителям, скорее всего, уже известны, так как при необходимости они официально получают эту информацию непосредственно в банках.
В пресс-службе Сбербанка объяснили «360», что такой метод мошенничества не является новым, так как принцип действия остается прежним — социальная инженерия.
«Меняются только сценарии, адаптируясь под актуальную новостную повестку и события. Всем клиентам мы рекомендуем быть бдительными и не сообщать никому пароли и коды из СМС», — заявили в пресс-службе, добавив, что клиентам рекомендуют ознакомиться с информацией из разделов «Не дайте себя обмануть» или «Ваша безопасность» в приложении и на сайте банка.
Популярные схемы
Программист Сергей Вакулин заявил в разговоре с «360», что советов по безопасности много, но главный — не сообщать свои информацию (от паспортных данных до данных о наличии счетов в конкретных банках) третьим лицам.
Важно гарантировать безопасность приложений, которыми вы пользуетесь, тщательно выбирать пароли, чтобы их было сложно взломать. Например, если банковское приложение просит установить пароль из нескольких цифр, не стоит пользоваться датой или годом рождения — своего или близкого человека.
«Лучше пользоваться двухфакторной аутентификацией, когда при вводе логина и пароля приходит подтверждение по СМС», — предложил Вакулин.
Он заметил, что до сих пор среди мошенников популярны звонки, в ходе которых жертве сообщают о подозрительных махинациях по карте и предлагают перевести средства на якобы резервный счет.
Основа мошенничества также часто заключается в перепривязке номера телефона: когда клиент привязывает новый номер, владелец этого номера получает неограниченный доступ к приложению. То есть с помощью СМС, например, он сможет осуществлять переводы денежных средств
«Главное — не передавать ни номер карты, ни срок ее действия, ни тем более CVC-код третьим лицам, в том числе код из СМС. Если же, например, этот код действительно нужно сообщить сотруднику банка, в сообщении это прописывается», — заключил эксперт.
Кроме того, по словам Вакулина, сейчас существует много специальных программ, которые помогут определить мошеннические звонки. Если у вас есть такая программа, во время звонка с сомнительного номера на экране появится соответствующее предупреждение.
Как мошенники прикидываются полицейскими и крадут деньги
5 фраз, которые должны вас насторожить
Форма с погонами не гарантирует, что перед вами полицейский: часто ее надевают мошенники, чтобы втереться в доверие к жертвам.
Жертвами таких злоумышленников часто становятся пенсионеры, поэтому стоит запомнить и рассказать пожилым родственникам о том, как вычислить мошенников. Вот какие истории вы вряд ли услышите от настоящего полицейского.
«Нужно возместить ущерб»
Посреди ночи мошенник звонит жертве якобы из отделения полиции и сообщает, что задержал близкого родственника. Якобы тот нанес ущерб чужому имуществу: пьяный дебоширил в кафе или разбил чей-то автомобиль. Дело серьезное, но пострадавший готов забрать заявление, если ему возместят ущерб.
Деньги предлагают перевести на карту или передать сотруднику, который приедет за ними прямо сейчас. Вопрос нужно уладить до утра, пока не пришло начальство, иначе заявление зарегистрируют и договориться уже не получится.
Спросонья жертва может не сориентироваться и отдать деньги. Когда она дозвонится до родственника, окажется, что его никто не задерживал, а деньги присвоили мошенники.
Как не попасться. Сохранять хладнокровие: даже если вы очень напуганы, лучше взять паузу и обдумать ситуацию. Позвоните родственнику — возможно, он спит, пока мошенники пытаются подобраться к вашим деньгам.
Если трубку никто не берет, позвоните в полицию и попросите подтвердить информацию о задержании: скорее всего, с родственником все в порядке, а вас обманывают.
«Помогите задержать преступников»
К жертве приходит «участковый» и предупреждает, что в городе орудует банда преступников: они притворяются коммунальщиками и собирают с жителей деньги на улучшение жилищных условий. Уходя, он оставляет свой номер телефона и просит позвонить ему, если придут мошенники.
Мошенники появляются на следующий же день — и действительно просят деньги. Наученная жертва просит их подождать в коридоре, набирая в это время «участковому». Подставной «полицейский» уговаривает жертву передать деньги лжекоммунальщикам: якобы после этого он их задержит, а деньги вернет.
Доверяя доброму участковому, люди соглашаются поучаствовать в спецоперации. Но деньги никто возвращать не торопится, на телефон «полицейский» не отвечает, а в отделении о таком сотруднике ничего не знают.
Как не попасться. Прежде чем открыть дверь участковому, попросите его представиться и предъявить удостоверение. Если он откажется или слишком быстро уберет документ, не впускайте его в дом.
Даже если незнакомец представился и показал документы, не спешите ему доверять. Есть смысл переписать данные с удостоверения и позвонить в полицию: возможно, документ окажется поддельным.
Как обезопасить себя от звонящих под видом силовиков злоумышленников
Телефонные мошенники стали чаще беспокоить клиентов российских банков под видом силовиков. Число таких звонков в апреле выросло в четыре раза по сравнению с декабрем 2020-февралем 2021 годов, подсчитали в «Лаборатории Касперского». Ее эксперты проанализировали данные о вызовах с неизвестных номеров и пришли к выводу, что перед стандартными звонками якобы от службы безопасности банка мошенники для начала все больше представляются сотрудниками правоохранительных органов, государственных структур, а также финансовых регуляторов.
Банковские клиенты перестают доверять звонящим из якобы кредитных организаций, а вот вызовы от псевдосиловиков сильнее влияют на сознание граждан, говорит главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов: «У мошенников проблемы — люди бросают трубки, не хотят разговаривать, они им не доверяют. Чтобы бороться с этим, злоумышленники как раз и придумали новый способ. До того как позвонит псевдосотрудник службы безопасности банка, с человеком связывается псевдосотрудник правоохранительных органов. Задача мошенника в этот момент — создать впечатление, что деньги человека собираются украсть, что он сейчас потеряет свое благосостояние.
Соответственно, использование образа полицейского, который звонит до сотрудника безопасности банка, как раз и позволяет организовать этот «театр».
И если человек поведется, то вывести его из такого ведомого состояния очень сложно».
Какой новый способ борьбы с мошенническими переводами придумали банки
Мошенники, которые звонят от имени правоохранителей, часто используют подменные номера. Однако бывают и случаи, когда человеку приходит входящий вызов с реального телефона того или иного ведомства. В такую ситуацию, например, на прошлой неделе попал ведущий “Ъ FM” Сергей Соболев: «Раздается звонок на мобильный с неизвестного номера, мужчина представляется старшим следователем Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Дмитрием Алексеевичем Панкратовым и сообщает о том, что с моей карты списана достаточно серьезная сумма, в связи с чем возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество», и в рамках следствия мне необходимо предоставить в письменном виде все последние транзакции по картам.
На мою реплику о том, что не хотели бы вы связаться с адвокатами, мужчина начинает хамить, кричать, что вы не понимаете всю серьезность, отказываетесь сотрудничать. В итоге я кладу трубку, и буквально через минуту раздается звонок уже с другого номера, с городского, и мужчина опять начинает мне что-то объяснять. После этого разговора я позвонил по второму номеру, который высветился, и действительно это оказалось Главное управление. Больше аналогичных звонков не было».
С мошенничеством по телефону пытается бороться Центробанк. По данным РБК, в первом полугодии регулятор инициировал блокировку более 6 тыс. подозрительных номеров. За аналогичный период прошлого года их было 4,5 тыс. Чтобы обезопасить себя от мошенников, подобные звонки, особенно от якобы правоохранителей, необходимо перепроверять, говорит начальник управления по противодействию мошенничеству в информационных системах Газпромбанка Николай Пятиизбянцев:
Как московская полиция объяснила рост киберпреступности плохой работой служб безопасности банков
«Самое простое и верное решение — сказать, что человек готов подойти в отделение полиции и дать все интересующие показания сотруднику полиции, следователю, дознавателю или оперативнику. По закону такие вещи должны документироваться, официально должны либо взять объяснение, либо его допросить. Это не может ограничиваться телефонным разговором. Когда человек говорит, что он готов подойти в отделение полиции, обычно на этом разговор мошенника заканчивается. Но для достоверности надо уточнить фамилию и звание сотрудника, который звонит и в каком отделении или подразделении он работает. После этого очень просто можно позвонить в дежурную часть и уточнить, действительно ли такой-то сотрудник работает и как с ним можно связаться».
Как в сеть утекли данные потенциальных заемщиков банка «Дом.РФ»
Откройте, полиция! Астраханка пожаловалась на внезапный визит стражей правопорядка
Мошенники или настоящие полицейские? И как отличить одних от других? Рассказываем:
К нам на почту пришло письмо астраханки Александры Яковлевой. Она рассказала, как к ней домой поздно вечером пришли неизвестные, представившиеся полицейскими. Визитеров она заподозрила в попытке мошенничества или незаконного проникновения в квартиру:
Ситуация из жизни. Вчера 15 января в 10 вечера звонок в домофон. «Откройте, полиция!». Без каких-либо сомнений и подозрений открываю дверь домофона, мало ли. Квартира первая в списке (первый этаж), уже давно не удивляюсь, что всегда звонят именно в мою квартиру и просят открыть.
Поэтому предостерегаю всех от таких случаев. Представляются не только газовиками, но и пожарниками и сотрудниками правоохранительных органов! Пожалуйста, будьте бдительны, особенно это касается пожилых людей, в которых еще жива неподдельная доверчивость людям.
Также в ведомстве рассказали, что сотрудник полиции может попросить вас открыть дверь, чтобы поставить подпись и подтвердить, что с вами провели профилактическую беседу, но, конечно, врываться в квартиру и требовать от вас этого в приказном порядке не будет.
Стоит отметить, что в данном случае астраханка, по всей видимости, оказалась на все 100% готова оказать отпор потенциальным мошенникам, так что необходимость проводить с ней профилактическую беседу отпала сама собой. За ее квартиру полиция может быть спокойна.
В МВД рассказали, как мошенники под видом полицейских выманивают деньги у россиян
Телефонные мошенники продолжают придумывать новые схемы обмана россиян. Если раньше они часто представлялись сотрудниками банка, то в этом году «переквалифицировались» в лжеполицейских. Под видом правоохранителей преступники действуют по двум сценариям, рассказали в МВД.
Один из них них выглядит следующим образом. Сначала потенциальной жертве звонит вымогатель, который требует от человека денег, угрожая убийством и уничтожением личного имущества. После этого появляется лжеучастковый, который убеждает перевести деньги, чтобы потом разоблачить вымогателя, сообщил ТАСС.
Есть еще одна схема, когда потерпевшему (как правило, это пенсионеры) сразу звонит лжеполицейский. Аферист втирается в доверие и оставляет свой номер телефона. Потом жертве звонит уже другой преступник и просит поучаствовать в задержании мошенников. Тогда человек звонит по оставленному номеру и лжеполицейский подтверждает проведение операции по задержанию группы мошенников.
От потерпевшего просят перевести деньги на счет вымогателя. Если это невозможно, предлагают просто передать сумму человеку, который придет за деньгами. Лжеполицейский убеждает доверчивого человека в том, что он сможет проявить свою гражданскую позицию и помочь в поимке преступника.
На фоне роста подобных случаев обмана россиян, особенно пожилых людей, неоднократно просили не общаться по телефону с людьми, которые пытаются выдавать себя за сотрудников финансовых организаций или правоохранительных органов. Звонки с незнакомых номеров лучше игнорировать и не вступать в диалог с людьми, которые могут надавить, запугать или запутать своего собеседника.