4) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк
3. Анна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала работать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют перечисленные изменения в жизни Анны?
1)социальное различие, неравенство в положении людей
2)результат взаимодействия внутри общественной группы
3)любые изменения в статусе личности
4)освоение индивидом социальных норм
5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Общественные изменения – один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
Б. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Пианистка К. получила приз на конкурсе молодых исполнителей. Это пример
1)социального статуса 3) социальной нормы
2)социальной роли 4) социальной санкции
7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.
Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.
Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
9. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) увольнение работника
Б) переход из православной религиозной группы
В) член фракции парламента стал её руководителем
Г) международный туризм
Д) переход с одного предприятия на другое
10. Какой пример иллюстрирует горизонтальную социальную мобильность?
1)гражданка С. продала 2-комнатную квартиру и переехала в свой загородный дом
2)гражданин О. работал учителем в школе, затем стал заместителем директора, теперь он – директор школы
3)гражданин Б. перешёл с должности главного врача районной больницы на должность заведующего хирургическим отделением
4)гражданка П. была старшим научным сотрудником местного краеведческого музея, теперь она – его директор
11. Установите соответствие между формами социальной стратификации и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
А) наёмные рабочие 1) сословие
Б) духовенство 2) класс
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12. Установите соответствие между видами социальных статусов и их примерами: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ ВИД СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ
А) король 1) предписанный (приписанный)
Б) инвалид 2) смешанный
13. Под социальным неравенством понимается
1) изменение в статусе человека
2) освоение индивидом разных социальных ролей
3) выделение в обществе разнообразных социальных групп
4) различие людей в доступе к социальным благам
14. Примером вертикальной социальной мобильности служит
1) назначение участкового врача заведующим отделением терапии в поликлинике
2) переход чиновника из одного отдела в другой
3) переход менеджера на работу в другую компанию
4) перевод технолога с одного предприятия на другое
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
16. А России в XVIII в. Утвердилось деление общества на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, и мещанство. Это пример социальной стратификации
1) по кастам 3) по классам
2) по сословиям 4) по слоям
17. Будучи студентом медицинского университета, гражданин М. работал санитаром. Получив диплом врача, он поработал два года участковым терапевтом в сельской поликлинике, а затем, переехав в город, продолжил заниматься аналогичной деятельностью. Выберите из приведённого ниже списка характеристики социальной мобильности, отражающие данную ситуацию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вертикальная нисходящая 4) структурная
2) межпоколенная 5) вертикальная восходящая
3) горизонтальная 6) индивидуальная
18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Средний класс образуется весьма пёстрым конгломератом социальных групп – от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков. (Б) Этот класс в современной России представляет собой относительно узкий слой населения: в пределах 15—25 млн. человек. (В) По мнению ряда аналитиков, особых перспектив у среднего класса в России не будет. (Г) С точки зрения других, несмотря на сегодняшнюю малочисленность «средних» россиян, у них есть определённое, хотя и весьма отдалённое, будущее. (Д) Среди российских учёных нет единства при определении не только количественных, но и качественных характеристик среднего класса.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«К каналам, или «——– » (А), социальной мобильности относят следующие социальные (Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные
организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают
индивидов, осуществляя своеобразную ________________ (В). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной ________(Г), – социальный ____________ (Д) семьи, уровень образования, национальность, выгодный
брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ____________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) статус 4) лестница 7) лифт
2) селекция 5) институт 8) стиль
3) карьера 6) классификация 9) стратификация
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития.
В целом же социальная структура российского общества представляет собой находящееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину – «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей – безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др. ).
Средний класс в современной России – это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15—25 млн человек.
Зарубежные аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии в методологическом «портфеле» и отечественных учёных» (В. Н. Соловьёв. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 89—91. ).
1. На основании текста определите, чем обусловлен интерес российских учёных-обществоведов к феномену среднего класса?
2. Как автор характеризует социальную структуру российского общества? Какие социальные группы её составляют?
3. Автор отмечает, что средний класс – «это относительно узкий слой населения». Опираясь на знания обществоведческого курса, перечислите любые четыре социальные группы, которые входят в средний класс.
4. В тексте приводятся несколько параметров, позволяющих оценить принадлежность к
среднему классу. Можно ли такие параметры, как «самоидентификация» и «уровень доходов», считать универсальными? Приведите обоснование своей точки зрения.
Тест для проведения процедуры дифференцированного зачета по теме «Социальная мобильность» по дисциплине «Обществознание» с применением технологии практико-ориентированного обучения на основе ФГОС
Тест для проведения процедуры дифференцированного зачета
по теме «Социальная мобильность»
по дисциплине «Обществознание»
с применением технологии практико-ориентированного обучения
Тест по теме «Социальная мобильность» учебной дисциплины «Обществознание» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер и на основе Рабочей программы ОУД.01.08 «Обществознание».
Требования к результатам освоения темы учебной дисциплины
В результате освоения темы «Социальная мобильность» учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен
— перечислять изученные социальные объекты или их существенные свойства, то есть правильно обозначать их с помощью соответствующих слов и словосочетаний
— определять понятия, входящие в обязательный минимум содержания, то есть высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов таких объектов
— описывать изученные социальные объекты, то есть указывать признаки, дающие относительно полное представление об этих объектах
— сравнивать указанные социальные объекты, то есть выявлять их отличия от всех иных и сходство определенного объекта с родственными
— объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи
— характеризовать изученные социальные объекты и процессы, то есть указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении
— приводить примеры, то есть иллюстрировать, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы
— давать оценку изученных социальных объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или значении.
— основные обществоведческие термины, распознавать и правильно употреблять их в различных контекстах;
— биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
— тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
обладать общими компетенциями:
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Работать в коллективе, команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
ОК 11.
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Требования к процедуре оценки
Формы оценки: бланковое тестирование
Методы оценки: экспертная оценка по критериям
Требования к помещению: учебный кабинет должен быть оснащен рабочими местами
Требования к ресурсам: промежуточный тест с инструкцией для аттестующегося по выполнению теста, таблица результатов итогового контроля.
Время выполнения: 40 минут.
Критерии по уровням деятельности
с учетом элементов формируемых компетенций
Знание термина социальная мобильность
Знание понятия лифтов социальной мобильности
Знание правил социальной мобильности
Знание видов социальной мобильности
Умение установить соответствие между видом социальной мобильности и социальным статусом
Знание примеров социальной мобильности
Умение анализировать изученные социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные связи
Умение решать ситуационные задания практической направленности, характеризовать изученные социальные объекты и процессы, то есть указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении
Умение давать оценку изученных социальных процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или значении
Критерии оценивания тестового контроля знаний учащихся
91-100% правильных ответов
81-90% правильных ответов
61-80% правильных ответов
60% и менее правильных ответов
На выполнение работы отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей включающих 10 заданий.
Часть А включает 6 заданий (1-6). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 6.
Часть В содержит 3 задания (7-9) более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части – 6.
Максимальное количество баллов за всю работу – 16.
В вопросах с 1 по 6 из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный.
1. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия социальная мобильность:
2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
Б. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.
Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.
разделении общества на группы наличии у человека определенного статуса перемещении по социальной лестнице переходе человека в группу того же уровня
5. Примером горизонтальной социальной мобильности является
1) получение очередного офицерского звания
2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
4) переезд в другой город
6. Успешная карьера конкретного молодого специалиста является примером:
1) горизонтальной мобильности;
2) вертикальной мобильности;
3) групповой мобильности;
4) межпоколенной мобильности.
В вопросе 7 решите задание и запишите правильный ответ
7. Изобразите графически (используя стрелки) вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:
1. изменение профессии: рабочий стал инженером;
2. переезд из одного города в другой без изменения профессии;
3. понижение в должности;
4. повышение квалификации в рамках одной профессии.
В вопросах 8, 9 установите соответствие
8. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ социальной мобильности ПРИМЕРЫ социальной мобильности
вертикальная А) увольнение работника горизонтальная Б) переход из православной
религиозной группы в католическую
В) член фракции парламента стал её
Г) международный туризм
Д) переход с одного предприятия на другое
9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Определите термины, которые необходимо вставить на место пропусков.
«К каналам, или «______» (А), социальной мобильности относят следующие социальные _____(Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают индивидов.
Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ______(Д)».
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой выбранные вами слова.
В вопросе 10 решите задания и запишите правильный ответ
10. Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития.
В целом же социальная структура российского общества представляет собой находящееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину — «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей — безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др.).
Средний класс в современной России — это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15—25 млн человек.
Аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты».
(. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества ).
На основании текста определите, чем обусловлен интерес российских учёных-обществоведов к феномену среднего класса? Как автор характеризует социальную структуру российского общества? Какие социальные группы её составляют? Автор отмечает, что средний класс — «это относительно узкий слой населения». Опираясь на знания обществоведческого курса, перечислите любые четыре социальные группы, которые входят в средний класс. В тексте приводятся несколько параметров, позволяющих оценить принадлежность к
среднему классу. Можно ли такие параметры, как «самоидентификация» и «уровень доходов», считать универсальными? Приведите обоснование своей точки зрения.
изменении социального статуса человека разном доступе к социальным благам многообразии социальных норм особенностях поведения людей
2. Примером вертикальной социальной мобильности является
переезд человека на новое место жительства получение титула баронета мелкопоместным дворянином получение рабочим водительских прав переход банковского служащего на ту же должность в другой банк
3. Анна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала работать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют перечисленные изменения в жизни Анны?
социальное различие, неравенство в положении людей результат взаимодействия внутри общественной группы любые изменения в статусе личности освоение индивидом социальных норм
5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
Б. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
верно только А 3) верны оба суждения верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Пианистка К. получила приз на конкурсе молодых исполнителей. Это пример
социального статуса 3) социальной нормы социальной роли 4) социальной санкции
7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.
Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.
верно только А 3) верны оба суждения верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.
Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.
верно только А 3) верны оба суждения верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) увольнение работника
Б) переход из православной религиозной группы
В) член фракции парламента стал её руководителем
Г) международный туризм
Д) переход с одного предприятия на другое
10. Какой пример иллюстрирует горизонтальную социальную мобильность?
гражданка С. продала 2-комнатную квартиру и переехала в свой загородный дом гражданин О. работал учителем в школе, затем стал заместителем директора, теперь он — директор школы гражданин Б. перешёл с должности главного врача районной больницы на должность заведующего хирургическим отделением гражданка П. была старшим научным сотрудником местного краеведческого музея, теперь она — его директор
13.Под социальным неравенством понимается
изменение в статусе человека освоение индивидом разных социальных ролей выделение в обществе разнообразных социальных групп различие людей в доступе к социальным благам
14. Примером вертикальной социальной мобильности служит
назначение участкового врача заведующим отделением терапии в поликлинике переход чиновника из одного отдела в другой переход менеджера на работу в другую компанию перевод технолога с одного предприятия на другое
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
16. А России в XVIII в. Утвердилось деление общества на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, и мещанство. Это пример социальной стратификации
1) по кастам 3) по классам
2) по сословиям 4) по слоям
17. Будучи студентом медицинского университета, гражданин М. работал санитаром. Получив диплом врача, он поработал два года участковым терапевтом в сельской поликлинике, а затем, переехав в город, продолжил заниматься аналогичной деятельностью. Выберите из приведённого ниже списка характеристики социальной мобильности, отражающие данную ситуацию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Средний класс образуется весьма пёстрым конгломератом социальных групп — от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков. (Б) Этот класс в современной России представляет собой относительно узкий слой населения: в пределах 15—25 млн. человек. (В) По мнению ряда аналитиков, особых перспектив у среднего класса в России не будет. (Г) С точки зрения других, несмотря на сегодняшнюю малочисленность «средних» Россиян, у них есть определённое, хотя и весьма отдалённое, будущее. (Д) Среди российских учёных нет единства при определении не только количественных, но и качественных характеристик среднего класса.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер характер оценочных суждений характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«К каналам, или « » (А), социальной мобильности относят следующие социальные (Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные
организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают индивидов, осуществляя своеобразную (В). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной ________(Г), — социальный ____________ (Д) семьи, уровень образования, национальность, выгодный
брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ____________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
статус 4) лестница 7) лифт селекция 5) институт 8) стиль карьера 6) классификация 9) стратификация
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
«Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития.
В целом же социальная структура российского общества представляет собой находящееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину — «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей — безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др.).
Средний класс в современной России — это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15—25 млн человек.
Зарубежные аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии в методологическом «портфеле» и отечественных учёных» (. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 89—91.).
На основании текста определите, чем обусловлен интерес российских учёных-обществоведов к феномену среднего класса? Как автор характеризует социальную структуру российского общества? Какие социальные группы её составляют? Автор отмечает, что средний класс — «это относительно узкий слой населения». Опираясь на знания обществоведческого курса, перечислите любые четыре социальные группы, которые входят в средний класс. В тексте приводятся несколько параметров, позволяющих оценить принадлежность к
среднему классу. Можно ли такие параметры, как «самоидентификация» и «уровень доходов», считать универсальными? Приведите обоснование своей точки зрения.