музей квартира бродского на литейном часы работы
Музей-квартира И. И. Бродского
Немногие знают, что в Санкт-Петербурге в XX веке жили два Бродских, оставившие заметный след в истории искусства. И если имя поэта Иосифа Александровича на слуху по всему миру, то судьба его однофамильца — художника Исаака Израилевича Бродского — не столь известна даже в родной стране. А ведь именно здесь, в особняке на площади Искусств, в самом сердце Северной столицы, зарождалось новое для революционной России направление живописи, позже названное «лениниадой».
Стоимость билетов и режим работы
Цена билета с доступом во все музейные залы — 300 рублей. Льготный тариф — 100 рублей, он распространяется на следующие категории посетителей:
Билеты со скидкой продаются при предъявлении необходимого документа — паспорта, удостоверения, справок установленного образца и т. д.
Правом на бесплатное посещение могут воспользоваться:
История
Здание, в котором находится музей — это бывший особняк Голенищевых-Кутузовых, созданный по спецзаказу петербургским архитектором Карлом Росси в 1822-м году. Ещё при жизни первого владельца дом выкупила Екатерина Карамзина, жена знаменитого писателя и историка, которая открыла в нём литературный салон, где почти 20 лет собирался высший свет города. Среди почётных гостей числились Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Тургенев и бесчётное количество музыкантов, театральных актёров и критиков, приходивших на поэтические чтения.
После смерти почтенной хозяйки, пережившей многих литераторов «Золотого века», судьба дома оказалась незавидной. Часть помещений поглотил могучий сосед — Михайловский театр, а жилые комнаты переоборудовались под гостиницу и кабаре. Революции 1917-го года и вовсе не оставили следов былого великолепия — после национализации внутреннюю отделку уничтожили, а в здание заехал Петроградский совет депутатов, просуществовавший здесь вплоть до завершения Гражданской войны и окончательного установления советской власти.
Ситуацию изменили в 1924-м, когда освободившиеся квартиры в домах на площади Искусств начали раздавать художникам, музыкантам и писателям. Тогда здесь и поселился Исаак Бродский — преподаватель Академии художеств, успевший создать десяток прижизненных портретов Ленина, ставших хрестоматийными изображениями вождя мирового пролетариата. Живописец оборудовал тут мастерскую, в которой жил и проработал вплоть до своей кончины в 1939-м году.
Коллекция картин начала собираться ещё при жизни живописца. Чтобы получить добро на «буржуйское» увлечение, художнику пришлось ждать официальное разрешение от властей, и высшее руководство СССР пошло на уступок, приняв во внимание все предыдущие заслуги мастера. Задача Бродского была одна — собрать как можно больше редких подлинников своего учителя — Ильи Репина, а попутно — сохранить полотна других авторов, оказавших большое влияние на непростое искусство рубежа веков.
Создать полноценный музей не позволила война и тяжелейшая блокада, но к 1949-му году мемориальная квартира открыла двери для первых посетителей. Сегодня экспозиционные залы являются филиалом научно-исследовательского музея Академии художеств, в фондах насчитывается 2300 единиц хранения, среди которых, как работы и личные вещи самого Исаака Бродского, так и собранные им раритеты, чудом сохранившиеся в послевоенные годы.
Экспозиции
Посетители попадают в жилище художника буквально «с порога» — за центральными дверями их ждёт деревянная винтовая лестница, ведущая в мастерскую, откуда в разные стороны расходятся комнаты. Все они увешаны картинами, в которых несведующий человек легко потеряется, но если вглядеться в подписи авторов, то можно увидеть десятки знакомых фамилий — Кустодиев, Юон, Левитан, Шагал, Рерих. Ни одной репродукции или копии нет — здесь только подлинные работы, что делает мемориальную квартиру настоящей сокровищницей живописи XVIII–XX столетий.
Центральная часть коллекции — 50 полотен Ильи Репина, включая ценнейший портрет дочери, более известный как «Девочка с букетом». Одна только эта картина оценивается в семизначную сумму, не говоря уже о редчайших этюдах и портретах коллег по цеху — художников-передвижников. Из других уникальных экспонатов — 24 малоизвестных работы Валентина Серова и почти 60 ярких портретов Кустодиева, в том числе в нетипичном для него жанре обнажённой натуры.
Постоянная экспозиция самого Исаака Бродского теряется среди пёстрых шедевров живописи, но и её нельзя обойти вниманием. Например, его рабочий кабинет — это хранилище архивных фотографий, на которых запечатлён процесс создания монументальных полотен и портретов советских руководителей. Из личных вещей — книги с автографами, антикварная мебель и даже несколько палитр с мольбертами, за которыми мастер создавал свои шедевры.
Главный зал мастерской переоборудован в камерную филармонию, в память о легендарном литературном салоне Карамзиных. На фоне десятков картин оборудована небольшая сцена и поставлен раритетный рояль фирмы «Беккер», на котором играют именитые петербургские исполнители. Музыка в доме Бродского звучит в постоянном репертуаре, все симфонические и вокальные концерты анонсируются заранее на афишах при входе.
Интересные факты
Коллекцию картин несколько раз пытались купить при жизни владельца. Доподлинно известно, что только за полотна Репина дирекция Третьяковской галереи предлагала 2 миллиона рублей. По советским меркам на эти баснословные деньги можно было выкупить всё здание в собственность, но художник отказался, не желая расставаться со своим сокровищем. Что удивительно, картины могли перейти нескольким галереям Киева на безвозмездной основе, но Бродский не успел написать завещания, и волевым решением детей всё имущество осталось в Ленинграде.
Главным завистником успеха живописца был детский поэт Корней Чуковский. Автор «Айболита» в несвойственной ему желчной манере пытался «раскулачить» квартиру зажиточного художника, публикуя разоблачающие воспоминания. Особенно злило литератора наличие в доме прислуги и отдельной столовой, о которой простые советские граждане могли только мечтать. Сам же хозяин оставался гостеприимным до последних дней и никак не отвечал на критику.
Среди висящих в основном фонде работ Бродского огромное количество картин, изображающих монументальные исторические сцены, связанные с революцией и Гражданской войной. Особым успехом пользовался сюжет о расстреле бакинских комиссаров — считается, что оригинал трёхметрового полотна сегодня хранится в Волгоградском художественном музее. Всего же, не без помощи учеников и студентов Академии художеств было создано около 60-ти подписанных рукой автора копий, которые разошлись по всему Советскому Союзу.
Музыкальная традиция дома № 3 на площади Искусств гораздо богаче скупых описаний из путеводителей. Подтверждено биографами, что в залах будущей квартиры советского художника выступали такие именитые творцы, как Михаил Глинка и Ференц Лист. Французский композитор Гектор Берлиоз, активно гастролировавший по Европе в XIX веке, назвал скромные апартаменты «маленьким храмом изящных искусств в огромной России».
Портреты Владимира Ильича Бродский писал в особых условиях. Вождь революции отличался застенчивостью, когда дело касалось картин, и требовал, чтобы позирование проходило в непринуждённой обстановке. Так, самое известное полотно «Ленин в Смольном» создавалось в момент реального рабочего совещания. Глава государства писал реальные записки своим соратникам и пообещал художнику, что будет как можно меньше двигаться, чтобы не нарушать композицию.
Другой советский вождь — Иосиф Сталин, напротив — позировать очень любил, хоть и делал это в своеобразной манере. Каждый портрет «отца народов» отдавал театральной постановкой, будь то полемика на съезде или парадный образ в полувоенном френче. В музее сохранились уникальные архивные кадры создания каждого из портретов, которые чудом уцелели в эпоху развенчания «культа личности».
Как добраться до музея-квартиры И. И. Бродского в Санкт-Петербурге
Расположение в историческом центре Северной столицы — одновременно и плюс, и минус для музея. Ближайшая станция метро — «Невский проспект», выйти из зала нужно на чётной стороне, так, чтобы Казанский собор оставался по левую руку, затем повернуть направо и идти по набережной канала Грибоедова до перекрёстка с Итальянской улицей. На нём — опять направо, до памятника Остапу Бендеру, который стоит у соседнего к квартире здания. Останется только обойти его и увидеть вход в музей, он будет оформлен афишами, а рядом висит мемориальная табличка.
Тем, кто передвигается на автобусах, немного сложнее — у остановки «площадь Искусств», буквально напротив музея, проходят только два маршрутных такси — № 107 и № 289. Узкие проезды старых улиц просто не позволяют организовать здесь полноценное автобусное движение. Верить путеводителям, что до площади быстрее пройти от улицы Инженерной через Михайловский сквер — не стоит — гораздо ближе от метро, или дождаться нужную маршрутку.
Любителям максимального комфорта сервисы Uber, Maxim и Яндекс Такси предоставляют возможность заблаговременно вызвать машину с оперативной доставкой из любого района города. При заказе за день до поездки действуют скидки и специальные предложения. К тому же — такой вид транспорта намного надёжнее уличных таксистов, которые часто наживаются на иногородних туристах, плохо знающих город и короткие маршруты.
При поездках на личном транспорте лучше сразу указывать координаты навигатора — 59.937545, 30.329511. Приборы помогут не заблудиться в петляющих переулках старого Питера и не нарваться на внушительный штраф за проезд под внезапный «кирпич». Возле площади Искусств большая бесплатная стоянка на 50 мест, но только по левой стороне. Парковаться возле соседнего театра нельзя — запрещающие знаки висят с Инженерной улицы.
Если места для стоянки рядом не нашлось, можно припарковать машину на другой стороне Михайловского сквера рядом с детским садом. Придётся пройти 230 метров через парк мимо памятника Пушкину, зато никаких штрафов и бесед с сотрудниками ГИБДД. На других участках дороги останавливаться нельзя — вокруг одна большая пешеходная зона.
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского – мемориальный музей поэта, нобелевского лауреата Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге.
Показать полностью.
Об открытии музея Иосифа Бродского говорят очень давно. В 1999 году был основан Фонд создания музея Бродского, который сумел выкупить большую часть квартиры Бродских на Литейном 24.
В этом году Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского начнет работать в полную силу. Сейчас в музее продолжаются реставрационные работы.
Работа над проектом ведется совместными силами Фонда создания музея Иосифа Бродского, Музея Анны Ахматовой и команды портала brodsky.online.
Все только начинается!
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена
14 сентября в 19:00 у нас в музее состоится вечер памяти писателя Владимира Рафаиловича Марамзина (1934 — 2021). Мы поговорим о Владимире Марамзине как литераторе, о суде над ним, его эмиграции и, конечно, вспомним обстоятельства создания легендарного «Марамзинского собрания» — первого авторизованного пятитомного собрания сочинений Иосифа Бродского.
Показать полностью. Оно составлялось Владимиром Марамзиным при участии друзей И. Бродского с 1972 по 1974 год, и в него вошло около трехсот до сих пор не опубликованных стихотворений. По разным сведениям, всего было составлено 12 или 20 копий собрания.
Не так давно семья Юрия Шмидта и Елены Барихновской передала в дар музею первый том собрания, который также можно будет увидеть на вечере.
На вечере памяти будет редкая возможность послушать воспоминания друзей Владимира Марамзина и Иосифа Бродского, причастных к составлению собрания, и задать им вопрос. Во встрече примут участие:
Михаил Борисович Мейлах (р. 1945) — литературовед, филолог, поэт и переводчик, специалист по романской филологии и новейшей русской литературе.
Яков Аркадьевич Гордин (р. 1935) — писатель, публицист и прозаик, главный редактор журнала «Звезда».
Эра Борисовна Коробова (р. 1930) —один из самых известных и старейших научных сотрудников Государственного Эрмитажа. В ее творческой биографии — сохранение наследия Иосифа Бродского и Сергея Довлатова.
Михаил Исаевич Мильчик (р. 1934) — искусствовед, специалист по древнерусским иконам и деревянной архитектуре русского Севера. Председатель Фонда нашего музея.
Михаил Петрович Петров (р. 1935) — ученый в области управляемого термоядерного синтеза, доктор физико-математических наук.
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена
7 сентября в 18.30: открытие выставки и встреча с Константином Марковичем Азадовским
Константин Маркович Азадовский (р.1941) — литературовед, полиглот, специалист по истории русской поэзии Серебряного века, исследователь русско-немецких культурных связей,
Показать полностью. один из главных специалистов по Рильке в России (именно Константин Маркович через переписку с немецкими архивистами открыл письма Цветаевой к Рильке, которые, соединившись с ответными письмами Рильке и перепиской Цветаева—Пастернак, образовали знаменитый «треугольник»).
Основу выставки составляют материалы личного собрания Константина Марковича, связанного с Иосифом Бродским, которое было передано нашему музею в начале лета. Само собрание представляет собой разрозненные материалы: машинописи с автографами, самиздат, фотографии, книги, газетные вырезки, зарубежные журналы. Через эти документы можно проследить отношения двух друзей, берущие начало в 1960-м году и продолжающиеся уже после смерти Бродского в попытках друга сохранить память о нем через упоминания в прессе, статьи о поэте и даже в аккуратном собирании приглашений на вечера памяти Бродского.
На встрече Константин Маркович расскажет о своей коллекции и дружбе с Иосифом Бродским, после чего каждый сможет задать интересующий его вопрос.
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена
С радостью сообщаем, что с 28 сентября у нас стартует цикл лекций с Денисом Ахапкиным «Разговоры о стихах Бродского»
Цикл будет состоять из 12 занятий, каждое из которых будет посвящено одному стихотворению Иосифа Бродского.
Показать полностью.
Разговор о стихах всегда был для Бродского частью жизни — как поэта, так и преподавателя. В университетских аудиториях американских колледжей и университетов он не просто читал лекции, а начинал неторопливую беседу со студентами о том, как сделано стихотворение и как из отдельных его элементов складывается единый и целостный смысл. Многие из этих бесед впоследствии вылились в его эссе о стихах — о «Новогоднем» Цветаевой, о «1 сентября 1939» Одена, «Орфее, Эвридике, Гермесе» Рильке и многих других. Конечно, невозможно сравниться с Бродским в этом жанре, но продолжать разговор о стихах — в том числе о его собственных — значит поддерживать заданный им импульс.
Петербургский филолог Денис Ахапкин, исследователь творчества Бродского, автор книг «Иосиф Бродский после России» (2009) и «Иосиф Бродский и Анна Ахматова: в глухонемой вселенной» (2021) и читающегося с 2004 года в Санкт-Петербургском государственном университете спецкурса «Поэтика Иосифа Бродского» проведет в у нас цикл встреч, посвященных разговору о нескольких стихотворениях Бродского — в формате обсуждения, комментария, совместного поиска ответов на вопросы, которые ставит перед нами поэт.
Первая встреча будет посвящена «Большой элегии Джону Донну»
На встречи можно приобрести как абонемент, так и билеты на отдельные лекции.
Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского запись закреплена
Четверг. Сегодня стул был не у дел.
Он не переместился. Ни на шаг.
Никто на нем сегодня не сидел,
не двигал, не набрасывал пиджак.
Пространство, точно изморось — пчелу,
Показать полностью.
вещь, пользоваться коей перестал
владелец, превращает ввечеру
(пусть временно) в коричневый кристалл.
Стул напрягает весь свой силуэт.
Тепло; часы показывают шесть.
Все выглядит как будто его нет,
тогда как он в действительности есть!
Но мало ли чем жертвуют, вчера
от завтра отличая, вечера.
Материя возникла из борьбы,
как явствуют преданья старины.
Мир создан был для мебели, дабы
создатель мог взглянуть со стороны
на что-нибудь, признать его чужим,
оставить без внимания вопрос
о подлинности. Названный режим
материи не обещает роз,
но гвозди. Впрочем, если бы не гвоздь,
все сразу же распалось бы, как есть,
на рейки, перекладины. Ваш гость
не мог бы, при желании, присесть.
Составленная из частей, везде
вещь держится в итоге на гвозде.
Стул состоит из чувства пустоты
плюс крашенной материи; к чему
прибавим, что пропорции просты
как тыщи отношенье к одному.
Что знаем мы о стуле, окромя,
того, что было сказано в пылу
полемики? — что всеми четырьмя
стоит он, точно стол ваш, на полу?
Но стол есть плоскость, режущая грудь.
А стул ваш вертикальностью берет.
Стул может встать, чтоб лампочку ввернуть,
на стол. Но никогда наоборот.
И, вниз пыльцой, переплетенный стебель
вмиг озарит всю остальную мебель.
Воскресный полдень. Комната гола.
В ней только стул. Ваш стул переживет
вас, ваши безупречные тела,
их плотно облегавший шевиот.
Он не падет от взмаха топора,
и пламенем ваш стул не удивишь.
Из бурных волн под возгласы «ура»
он выпрыгнет проворнее, чем фиш.
Он превзойдет употребленьем гимн,
язык, вид мироздания, матрас.
Расшатан, он заменится другим,
и разницы не обнаружит глаз.
Затем что — голос вещ, а не зловещ —
материя конечна. Но не вещь.
И. Бродский «Посвящается стулу», отрывок, 1987
Музей-квартира И. И. Бродского
Музей-квартира Исаака Израилевича Бродского находится в самом центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств, в доме построенном по проекту известных архитекторов К.Росси и Л.Бенуа. Исаак Израилевич Бродский — живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов.
Музей-квартира И. И. Бродского
Максим Горький писал художнику: «В творчестве вашем для меня самая ценная и близкая мне черта — ваша ясность, пестрые, как жизнь, краски и тихая эта любовь к жизни, понятой или чувствуемой вами как «вечная сказка».
В 1949 году здесь был открыт музей, где представлена уникальная коллекция картин русских художников и работы самого художника. Сохранились и мемориальные предметы: мебель, книги, фотографии с автографами многих известных людей — это создает неповторимую ауру дома художника, атмосферу жизни эпохи 1920–1930-х годов.
В выставочном зале музея проходят временные выставки современных художников. На втором этаже, в мастерской, в зале с великолепной акустикой, где в XIX веке проходили вечера музыкально-литературного салона графов Виельгорских, в настоящее время проводятся вокально-инструментальные камерные концерты классической музыки.
В первую среду месяца студенты высших учебных заведений имеют право бесплатного входа в музей, его отделы и филиал.
Для студентов художественных высших учебных заведений, лицеев, колледжей и училищ входной билет в музей, его отделы и филиал предоставляется бесплатно.
Режим работы:
Телефон: +7 (812) 314–36–58
Музей-квартира Исаака Бродского
г. Санкт-Петербург, площадь Искусств, 3
Основу коллекция Музея-квартиры Исаака Бродского составляют его картины, а также картины других художников. Эту коллекцию в начале XX века начал составлять сам Бродский. Музей располагается в Санкт-Петербурге — в квартире, где художник жил последние 15 лет своей жизни.
История музея
Квартира, в которой располагается музей, служила домом для И. И. Бродского последние 15 лет его жизни. Именно он решил создать здесь музей русского искусства конца XIX — начала XX века. В этом музее находятся картины таких выдающихся художников, как Реиин, Суриков, Кустодиев, Малявин, Головин, Бенуа, Григорьев и многих других. Работники музея сохранили здесь обстановку времен НЭПа, что позволяет посетителям ещё глубже погрузиться в атмосферу того времени, когда здесь жил Исаак Бродский.
Экспозиция
Коллекция музея состоит из более двух тысяч экспонатов. В первую очередь, это картины самого Бродского, их в музее больше двух сотен. Живописная коллекция других художников составляет около 600 картин — это живописные и графические произведения. Помимо художественной коллекции, в музее есть личные вещи Бродского, представленные книгами, мебелью и фотографиями с автографами современников. Предметы из музейного собрания 20 раз отправляли на зарубежные выставки.
Помимо основной экспозиции, в музее проводятся временные выставки, в основном это работы современных художников из Санкт-Петербурга, России. Иногда проводятся выставки и зарубежных современных художников. Во времена Бродского квартира была ещё и салоном, её посещали известные люди, среди которых писатели, поэты, музыканты и так далее. Музейные работники продолжают эти традиции, приглашают молодых музыкантов, чтобы они играли в мастерской.
Билеты и часы работы
Взрослому человеку поход в музей обойдётся в 300 рублей, студентам и пенсионерам — 100 рублей, школьникам билет будет стоить 50 рублей. Также здесь действует экскурсионное обслуживание за отдельную плату.
Музей работает со среды по воскресенье с 11:00 до 19:00, понедельник и вторник — выходные дни.
Как добраться
Добраться до музея можно на автобусах № 7, 22, 3, 21 или на троллейбусах № 1, 5, 7, 10, 11, 22 от станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор».
Контакты
И.И. Бродский: известный художник, любимый ученик И.Е.Репина, жил в этой квартире последние 15 лет своей жизни, с 1924 по 1939 годы. В 1949 году здесь был открыт музей, где представлена уникальная коллекция русских художников, собранная И.И. Бродским, и работы самого художника. Сохранились и мемориальные предметы: мебель, книги, фотографии с автографами многих известных людей – это создает неповторимую ауру дома художника, атмосферу жизни эпохи 1920-1930-х годов.
В выставочном зале музея проходят временные выставки современных художников. На втором этаже, в мастерской, в зале с великолепной акустикой, где в XIX веке проходили вечера музыкально-литературного салона графов Виельгорских, в настоящее время проводятся вокально-инструментальные камерные концерты классической музыки.
Музей-квартира входит в комплекс Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.