музей квартира набокова большая морская ул 47
Музей В. В. Набокова СПбГУ
Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 47. Этот адрес знаком каждому читателю произведений Владимира Владимировича Набокова. Будущий великий писатель, великий изгнанник, на весь мир прославивший русскую литературу ХХ века, родился в этом доме на Большой Морской 10 апреля (по старому стилю), 22/23 апреля (по новому стилю) 1899 года. С тех пор внешний облик дома почти не изменился, не изменился и номер дома. Более того, теперь вернулось и прежнее, «набоковское» название улицы, которая долгое время называлась улицей Герцена.
В своем автобиографическом романе «Другие берега», написанном почти через пятьдесят лет после расставания с домом, Владимир Набоков очень точно описал и внешние приметы дома, и образ жизни обитателей дома — своей семьи.
Набоков называл дом на Большой Морской «единственным домом в мире». И понимать это можно буквально — Набоков и его семья никогда не имели никакого собственного жилья после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года. И хотя за эти годы многое в доме оказалось утрачено, он по-прежнему сохраняет облик и атмосферу того неповторимого дома, где вырос писатель и который знаком нам и по автобиографии и по другим произведениям Набокова (Машенька, Защита Лужина и др.), на страницах которых оживает особняк на Большой Морской.
Музей был открыт к столетию со дня рождения писателя, когда в доме не было почти ни одного предмета, оставшегося со времени жизни Набоковых. Однако за эти годы музей сумел собрать значительную мемориальную коллекцию и большую научную библиотеку, которая всегда открыта для наших посетителей. Сейчас музей занимает первый этаж дома, где сохранились помещения столовой, гостиной и библиотеки. Бывшая «комитетская» комната, в которой исторический интерьер не сохранился, используется как выставочный зал.
Помимо учебной работы, Музей Набокова СПбГУ проводит научные программы — ежегодные апрельские Набоковские чтения, летнюю школу для студентов и аспирантов, международные набоковские конференции, а также общедоступные лекции, круглые столы и литературные чтения.
С 2008 года нам удалось значительно увеличить коллекцию и начать реставрацию помещений дома.
СПбГУ запустил виртуальный тур по музею В. В. Набокова.
Смотреть виртуальный тур
190000 Санкт-Петербург
Большая Морская, 47
Дом Набокова – четвертый дом
по Большой Морской
от Исаакиевской площади
в сторону Театральной площади.
От ст.м. Садовая, Сенная:
можно пройти пешком за 15 мин.
по переулку Гривцова
до Исаакиевской площади,
затем повернуть налево через площадь
на Большую Морскую улицу.
Понедельник, вторник, четверг: 10:00-17:00
Среда, пятница: 10:00-20:00
Последний четверг каждого месяца – санитарный день.
Музей В. В. Набокова СПбГУ
Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 47. Этот адрес знаком каждому читателю произведений Владимира Владимировича Набокова. Будущий великий писатель, великий изгнанник, на весь мир прославивший русскую литературу ХХ века, родился в этом доме на Большой Морской 10 апреля (по старому стилю), 22/23 апреля (по новому стилю) 1899 года. С тех пор внешний облик дома почти не изменился, не изменился и номер дома. Более того, теперь вернулось и прежнее, «набоковское» название улицы, которая долгое время называлась улицей Герцена.
В своем автобиографическом романе «Другие берега», написанном почти через пятьдесят лет после расставания с домом, Владимир Набоков очень точно описал и внешние приметы дома, и образ жизни обитателей дома — своей семьи.
Набоков называл дом на Большой Морской «единственным домом в мире». И понимать это можно буквально — Набоков и его семья никогда не имели никакого собственного жилья после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года. И хотя за эти годы многое в доме оказалось утрачено, он по-прежнему сохраняет облик и атмосферу того неповторимого дома, где вырос писатель и который знаком нам и по автобиографии и по другим произведениям Набокова (Машенька, Защита Лужина и др.), на страницах которых оживает особняк на Большой Морской.
Музей был открыт к столетию со дня рождения писателя, когда в доме не было почти ни одного предмета, оставшегося со времени жизни Набоковых. Однако за эти годы музей сумел собрать значительную мемориальную коллекцию и большую научную библиотеку, которая всегда открыта для наших посетителей. Сейчас музей занимает первый этаж дома, где сохранились помещения столовой, гостиной и библиотеки. Бывшая «комитетская» комната, в которой исторический интерьер не сохранился, используется как выставочный зал.
Помимо учебной работы, Музей Набокова СПбГУ проводит научные программы — ежегодные апрельские Набоковские чтения, летнюю школу для студентов и аспирантов, международные набоковские конференции, а также общедоступные лекции, круглые столы и литературные чтения.
С 2008 года нам удалось значительно увеличить коллекцию и начать реставрацию помещений дома.
СПбГУ запустил виртуальный тур по музею В. В. Набокова.
Смотреть виртуальный тур
190000 Санкт-Петербург
Большая Морская, 47
Дом Набокова – четвертый дом
по Большой Морской
от Исаакиевской площади
в сторону Театральной площади.
От ст.м. Садовая, Сенная:
можно пройти пешком за 15 мин.
по переулку Гривцова
до Исаакиевской площади,
затем повернуть налево через площадь
на Большую Морскую улицу.
Понедельник, вторник, четверг: 10:00-17:00
Среда, пятница: 10:00-20:00
Последний четверг каждого месяца – санитарный день.
Музей В. В. Набокова СПбГУ
Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 47. Этот адрес знаком каждому читателю произведений Владимира Владимировича Набокова. Будущий великий писатель, великий изгнанник, на весь мир прославивший русскую литературу ХХ века, родился в этом доме на Большой Морской 10 апреля (по старому стилю), 22/23 апреля (по новому стилю) 1899 года. С тех пор внешний облик дома почти не изменился, не изменился и номер дома. Более того, теперь вернулось и прежнее, «набоковское» название улицы, которая долгое время называлась улицей Герцена.
В своем автобиографическом романе «Другие берега», написанном почти через пятьдесят лет после расставания с домом, Владимир Набоков очень точно описал и внешние приметы дома, и образ жизни обитателей дома — своей семьи.
Набоков называл дом на Большой Морской «единственным домом в мире». И понимать это можно буквально — Набоков и его семья никогда не имели никакого собственного жилья после отъезда из Петербурга 15 ноября 1917 года. И хотя за эти годы многое в доме оказалось утрачено, он по-прежнему сохраняет облик и атмосферу того неповторимого дома, где вырос писатель и который знаком нам и по автобиографии и по другим произведениям Набокова (Машенька, Защита Лужина и др.), на страницах которых оживает особняк на Большой Морской.
Музей был открыт к столетию со дня рождения писателя, когда в доме не было почти ни одного предмета, оставшегося со времени жизни Набоковых. Однако за эти годы музей сумел собрать значительную мемориальную коллекцию и большую научную библиотеку, которая всегда открыта для наших посетителей. Сейчас музей занимает первый этаж дома, где сохранились помещения столовой, гостиной и библиотеки. Бывшая «комитетская» комната, в которой исторический интерьер не сохранился, используется как выставочный зал.
Помимо учебной работы, Музей Набокова СПбГУ проводит научные программы — ежегодные апрельские Набоковские чтения, летнюю школу для студентов и аспирантов, международные набоковские конференции, а также общедоступные лекции, круглые столы и литературные чтения.
С 2008 года нам удалось значительно увеличить коллекцию и начать реставрацию помещений дома.
190000 Санкт-Петербург
Большая Морская, 47
Дом Набокова – четвертый дом
по Большой Морской
от Исаакиевской площади
в сторону Театральной площади.
От ст.м. Садовая, Сенная:
можно пройти пешком за 15 мин.
по переулку Гривцова
до Исаакиевской площади,
затем повернуть налево через площадь
на Большую Морскую улицу.
Понедельник, вторник, четверг: 10:00-17:00
Среда, пятница: 10:00-20:00
Последний четверг каждого месяца – санитарный день.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Музей-Квартира В. В. Набокова
Музеи
Музей Набокова не стал туристической Меккой. Однако ценители его творчества неизменно приходят в дом №47 на Большой Морской, где прошли первые, “российские” годы русского и американского классика литературы Владимира Владимировича Набокова.
История
Здание на ул. Большой Морской, 47 было построено еще в 40-ые гг. XVIII в. для советника государственной коллеги, члена Соляной конторы Я. А. Маслова. Изначально дом был одноэтажным, но из-за частой смены владельцев он регулярно перестраивался и надстраивался. Так, между 1793 и 1810-ми гг. его перестроили, появился II этаж, а фасад был оформлен в стиле высокого классицизма.
Этот дом стал набоковским в 1897 г., когда он был приобретен на имя Елены Рукавишниковой ее отцом, золотопромышленником И.В. Рукавишниковым накануне ее венчания с сыном министра юстиции Д. Н Набокова — В. Д. Набоковым.
В 1901-1902 гг. его отремонтировали, перестроили главный фасад, надстроили III этаж лицевого корпуса, переделана парадная лестница, во дворе дома был построен флигель. В 1904 г. владельцем дома стал В. Д. Набоков. Вероятно, это было сделано для прохождения имущественного ценза на выборах в Государственную Думу.
В 1899 г. в семье Набоковых появился сын Владимир, будущий русский и американский классик литературы. Набоковы были чудесной семьей, в доме всегда царила атмосфера любви и взаимоуважения. Помимо сына Владимира у Елены Ивановны и Владимира Дмитриевича Набоковых были двое сыновей — Сергей и Кирилл — и двое дочерей — Ольга и Елена. Дома общались на английском, русском и французском языках.
Владимир Набоков вспоминал, как в детстве мог по-русски написать только одно слово — какао, потому что в нем все буквы совпадали с английскими.
На первом этаже находились общие комнаты. Именно там сейчас находится музей В. В. Набокова. На втором этаже были комнаты родителей, а на третьем — детские. Лестничные окна были украшены витражами во вкусе начала XX в.
Набоковы имели внушительный автопарк: Mercedes Benz, Rolls-Royce и Opel Торпеда.
Их дом был оборудован лифтом, проведена телефонная связь. Истинные англоманы, они следили за техническими новинками и очень любили их. Детям выписывали английские детские журналы. Часто ездили в Рождествено — имение, которое в наследство от своего дяди писатель Владимир Набоков получил после его смерти. Вот только в права владения он вступить не успел — началась революция.
Осенью 1917 г. семья Набоковых оставила дом на Большой Морской и уехала в Крым, а затем, спасаясь от Гражданской войны, в 1919 г. навсегда покинула Россию. Этот дом на всю жизнь остался для В. В. Набокова “единственным домом в мире”: он никогда более не имел собственного жилья, всегда жил в съемном.
Сотрудники Датской телеграфной компании в Зеленой гостиной
Во время Гражданской войны в здании располагался Военный комиссариат Адмиралтейского района. В 1922-1935 гг. его передали Датской телеграфной компании. В 1948-1959 гг. — Ленинградский филиал Всероссийской академии архитектуры. Был значительно перепланирован лицевой корпус, особенно II и III этаж.
Затем I этаж заняло Управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, в чью юрисдикцию, по иронии судьбы, попадала цензура литературы, а II и III этажи — Правлению бытового обслуживания населения. В 1990-ых в здании располагались редакция газеты “Невское время” и Комитет по организации книжных ярмарок. Музей В. В. Набокова открыли в его родном доме только в апреле 1998 г.
Архитектура
В начале XX в. дом подвергся капитальному ремонту: надстроен III этаж, изменено оформления фасада и построен внутренний флигель для съемных доходных квартир. Эта работа была выполнена гражданскими архитекторами М. Ф. Гейслером и Б. Ф. Гуслистым.
Архитектура дома писателя сейчас ассоциируется с ранним петербургским модерном. Его украшает мозаика, созданная одним из лучших мозаичных мастеров В. А. Фроловым и его учениками. Ему же принадлежат мозаика соседнего здания по адресу ул. Большая Морская, 38, где располагается Общество Поощрения Художеств, и мозаичное оформление храма Спаса на Крови. Металлический декор дома Набокова выпустил завод Карла Винклера, который также создал решетку, обрамляющую Михайловский сад.
Десюдепорт — буквально «над дверью» — картина, помещённая в фигурный медальон над дверью
Витражные окна дома Набоковых являются одной из его важнейших деталей. В десюдепорте входной двери располагается геометрический витраж, наполненный разноцветными ромбами. Этот элемент является характерным для раннего петербургского модерна. Разноцветные ромбы с витражей стали важным мотивом произведений В. В. Набокова, они неоднократно встречаются в его текстах. Выходящие во двор окна II этажа украшены витражами, выполненные рижским мастером Эрнестом Тоде.
Реставрация Зеленой гостиной
При Набоковых стены зеленой гостиной, находящейся на первом этаже, были обтянуты зеленым шелком. Плафон потолка и 3 десюдепорта дверных порталов были расписаны масляными красками, резные деревянные элементы покрывало зеленое масло, под потолком была лепнина с растительными мотивами, покрытая зеленой краской и позолотой. Двери и дверные порталы гостиной также были расписаны и имели позолоченные элементы. Основным мотивом росписи был растительный. На плафоне же, по воспоминаниям самого В. В. Набокова, были написаны “бледно-зеленые облака”.
Пробная расчистка с выявлением количества слоев малярных красок.
Пробная расчистка проводится для выявления количества слоёв поздних наслоений и выявления авторской живописи, которую сделал автор, а не писали поверх реставраторы или всякие другие люди.
В советское время дом Набоковых использовался под нужды административных учреждений, великолепные интерьеры дома были побелены. В Зеленой гостиной была возведена перегородка, поделившая зал на 2 неравные части. Шелк со стен был снят, а вся поверхность гостиной была покрыта малярными красками, число слоев которых доходит до семи на отдельных фрагментах.
Начиная с 2011 года реставрация Зеленой гостиной передана в ведение студентов-реставраторов СПбГУ. Реставрационным советом определена только техническая реставрация, то есть студенты занимаются только расчисткой объекта от поздних закрасок и укреплением авторского красочного слоя. Будет ли проведена художественная реставрация пока не понятно. На данный момент уже снесена перегородка, раскрыт плафон потолка, на котором можно увидеть ласточку — часто встречающийся в произведениях В. В. Набокова мотив. Раскрыты все 3 десюдепорта, в процессе реставрации находятся дверные порталы и сохранившаяся часть лепного фриза. Удаление малярных закрасок производится при помощи скальпеля послойно.
Состояние северо-восточного дверного портала на данный момент
Администрация СПбГУ, а именно в ведении этого университета находится музей-квартира В. В. Набокова, не заинтересована в музее и его деятельности. В морозы реставраторы работают в мастерской в куртках, потому что в музее нет соблюдения температурно-влажностного режима, напрямую влияющий на сохранность памятника. Точных сроков окончания реставрации и открытия Зеленой гостиной для посетителей на настоящий момент нет.
Билеты и цены
Вход в музей В. В. Набокова бесплатный для всех категорий граждан.
Экскурсии
В музее В. В. Набокова экскурсии не проводятся. Возможно посещение музея экскурсионными группами по предварительному согласию с администрацией музея.
Режим работы
Где находится
Как добраться
Интересные факты
Отзывы
Плюсы
Минусы
Музей В. В. Набокова СПбГУ
Музей Владимира Набокова находится на первом этаже дома, принадлежавшего семье писателя до революции и эмиграции из России.
Показать полностью.
Музей обладает коллекцией личных вещей писателя, а также обширной коллекцией книг Владимира Набокова. С 2008 года музей является частью Санкт-Петербургского государственного университета.
В настоящее время билеты в музей покупаются только на нашем сайте!
Часы работы:
Понедельник, вторник, четверг: 10:00-17:00
Среда, пятница: 10:00-20:00
Суббота: 12:00-20:00
#ВыставкиМузеяНабокова — выставки в нашем музее
#КоллекцияМузеяНабокова — интересные экспонаты, хранящиеся в Музее В.В. Набокова СПбГУ
#ЦитатыМузеяНабокова — цитаты Владимира Набокова каждое воскресенье
#МероприятияВМузееНабокова — анонсы и отчеты о мероприятиях, которые проходят в музее
#МузейНабоковаИстория — исторические материалы о жизни семейства Набоковых
Музей В. В. Набокова СПбГУ запись закреплена
17 сентября 2021 в 18:00 в музее В. В. Набокова пройдет лекция Германа Садулаева «Готские письма».
Готы — загадочный народ, живший словно бы от конца к началу. Откуда они пришли и куда исчезли? Правда ли что готы есть в каждом из нас? Готы вымерли и готы остались, они внезапно воскресают, тени их скользят по переулкам Петербурга, терриконам Донбасса, горам и долинам Крыма.
Показать полностью. Смешные и грустные, исторические и пародийные тексты из сборника «Готские письма» — новый интеллектуальный стенд-ап от Германа Садулаева.
Вход на мероприятие по билету в музей и регистрации на нашей странице TimePad.
Регистрация: https://vk.com/nabokov_museum?w=app5575136_-185089444
Билет можно приобрести по ссылке: https://pay.spbu.ru/nabokov
Напоминаем, что все посетители обязаны соблюдать социальную дистанцию, а также носить индивидуальные средства защиты.
Музей В. В. Набокова СПбГУ запись закреплена
Как менялся цвет Зимнего Дворца в XIX веке и что общего у Пушкина и Фальконе? Почему Гоголь в жизни был совсем не таким, каким мы знаем его по школьным урокам? Где в Петербурге скрывался бежавший из ссылки Грин?
Показать полностью.
В новом выпуске #МыЧиталиПетербург поговорили с художником-иллюстратором Михаилом Бычковым о пересечении живописи и литературы, а еще — о том, как из внимания к деталям и случайных совпадений рождаются нарисованные миры, связывающие классическую литературу с сегодняшним днем.
Внутри — иллюстрации Михаила Бычкова к «Медному всаднику», «Невскому проспекту» и «Алым парусам».
• Андрей Аствацатуров «Я живу в собственном постапокалипсисе»: https://vk.com/wall-185089444_1931
Музей В. В. Набокова СПбГУ запись закреплена
18 сентября в 18:00 в музее В. В. Набокова состоится презентация книги Андрея Степанова «Исчезающее счастье литературы».
Автор, известный филолог, в свободной манере рассказывает о своих самых любимых писателях: Чехове, Бродском, Элис Манро, Саше Соколове, Викторе Пелевине, Олеге Стрижаке, Сергее Носове, Самуиле Лурье, Леониде Юзефовиче и многих других классиках и современниках.
Показать полностью. Серьезные статьи чередуются с лирическими мемуарными виньетками, смешными пародиями и импрессионистической эссеистикой. Умение хорошо писать в разных жанрах и стилях — редкий дар для академического ученого — сочетается в этой книге еще и с объединяющим пестрый материал личным чувством: главное для автора — то мимолетное счастье, память о котором оставляет нам литература. Книга выпущена в серии «Книжная полка Вадима Левенталя» издательского дома «Городец». Вечер ведет Вадим Левенталь.
Андрей Дмитриевич Степанов — доктор филологических наук, PhD, профессор СПбГУ, переводчик, прозаик. Специалист по творчеству Чехова, автор монографии «Проблемы коммуникации у Чехова» (2005) и более 180 научных статей, а также сборника рассказов «Сказки не про людей» (2009), двух романов и 25-ти книг художественных и научных переводов от Даниэля Дефо до Элис Манро. Финалист премии «Новая словесность» (2009), лауреат премии им. Н. В. Гоголя (2011). Живет в Санкт-Петербурге.
Вадим Левенталь — писатель, критик, редактор серии «Книжная полка Вадима Левенталя» в издательстве «Городец».
Вход на мероприятие по билету в музей и регистрации на нашей странице TimePad.
Регистрация: https://nabokovmuseum.timepad.ru/event/1774987/
Билет можно приобрести по ссылке: https://pay.spbu.ru/nabokov
Напоминаем, что все посетители обязаны соблюдать социальную дистанцию, а также носить индивидуальные средства защиты.
Музей В. В. Набокова СПбГУ запись закреплена
В Музее В.В. Набокова с 16 сентября по 16 октября будет проходить выставка «времЯнтаря» петербургских художников Сергея и Ларисы Ваньковых.
Участники многочисленных международных выставок и победители ювелирных конкурсов представят на выставке более пятидесяти эксклюзивных высокохудожественных изделий из янтаря: монументальные выразительные колье, кулоны, браслеты, кольца, малая пластика, а также уникальные образцы «солнечного камня» из своей коллекции.
Показать полностью. Изделия художников, создавших свой неповторимый петербуржский стиль в украшениях из янтаря, представляют собой яркий пример сотворчества мастера и материала. Благодаря чуткому уважительному отношению янтарь отвечает мастеру взаимностью, и художественные приёмы звучат в гармонии с природными линиями, а форма камня сама подсказывает тему для создания очередного шедевра.
С древних времён известны случаи использования янтаря людьми в декоре одежды или интерьера, в качестве амулетов или лечебных средств. Янтарь, окаменелая ископаемая смола, возраст которой 30-50 миллионов лет, привлекает современных художников не только красотой и разнообразием, но и своей древностью, возможностью прикоснуться к прошлой жизни планеты.
Вход на выставку будет осуществляться по билету в Музей. Билеты можно приобрести онлайн по ссылке: https://pay.spbu.ru/nabokov/
Музей В. В. Набокова СПбГУ запись закреплена
Такие средства познания, как диалектический материализм, необыкновенно напоминают недобросовестные рекламы патентованных снадобий, врачующих сразу все болезни.
Музей В. В. Набокова СПбГУ запись закреплена
Книжные советы Набокова. Часть 2.
Продолжаем знакомить вас с книжными рекомендациями Владимира Набокова.
6. «Петербург», Андрей Белый
Показать полностью.
Модернистский и символистский роман «Петербург» Набоков ценил за «выдающееся воображение» автора. В его рейтинге великих произведений XX века книга Андрея Белого заняла третье место. Это может быть связано с тем, что в романе поэтично описаны впечатления и переживания автора в родном городе Набокова в начале XX века.
7. «Война миров», Герберт Уэллс
Герберт Уэллс – один из тех немногих авторов, о которых Набоков отзывался только положительно. А читал он многие его произведения. «Война миров» – это первый научно-фантастический роман, описывающий вторжение инопланетян на Землю. Он был и остается до сих пор невероятно популярным и считается классикой мировой литературы. По мотивам книги выпускали фильмы, постановки, музыкальные альбомы, комиксы, а многие писатели переосмысляли её в своём творчестве.
9. «Евгений Онегин», Александр Пушкин
Пушкина Владимир Владимирович считал своим литературным кумиром. «Евгению Онегину» он посвятил много времени: переводил на английский, а также написал комментарии к нему на тысячу страниц, чтобы иностранному читателю было проще понять все тонкости этого шедевра. На лекциях Набоков говорил, что «из всех русских писателей Пушкин больше всего теряет в переводе». Он отмечал «звонкую музыку» и «чудесный ритм» пушкинской поэзии.
10. «Вокруг света в восемьдесят дней», Жюль Верн
Эту книгу Набоков называл своей любимой в возрасте от 10 до 15 лет. Позже он говорил, что Жюля Верна следует читать в юности. Здесь мы бы не были так категоричны, ведь человеку в любом возрасте приятно ненадолго погрузится в увлекательный мир приключений.
Сохраняйте этот список себе и делитесь с друзьями!
Музей В. В. Набокова СПбГУ запись закреплена
11 сентября в 13:00 в музее состоится обзорная экскурсия, на которую можно записаться, написав в личные сообщения нашей странице. Это превосходная возможность узнать много интересного о жизни и творчестве Владимира Набокова!
Стоимость экскурсионных билетов:
Полный экскурсионный билет — 400 рублей
Льготный экскурсионный билет — 200 рублей.
Музей В. В. Набокова СПбГУ запись закреплена
Книжные советы Набокова. Часть 1.
Если в книжном магазине у вас часто возникают трудности с выбором, то этот пост будет очень полезен. Владимир Набоков прекрасно разбирался и в русской, и в зарубежной литературе. Он всегда честно выражал своё мнение об авторах и их произведениях, поэтому у нас есть возможность познакомить вас со списком его любимых книг. Берите на заметку!
Показать полностью.
1. «Анна Каренина», Лев Толстой
Редко случалось так, чтобы Набокову нравилось всё творчество определённого писателя. На лекциях по литературе он называл Льва Толстого «величайшим русским прозаиком». При этом в одном из интервью он нелестно отзывался о романе-эпопее «Война и мир». Зато «Анна Каренина» удостоилась звания величайшего романа XIX века по его версии. Набоков отмечал «несравненную прозаическую артистичность» произведения и по-настоящему наслаждался его чтением. Его любимые герои – Анна и Левин.
2. «Двенадцать стульев», Ильф и Петров
Советская литература не была в почёте у Владимира Владимировича. Однако авторов Илью Ильфа и Евгения Петрова он называл в интервью необычайно одарёнными. Писатель хвалил их задумку сделать главного героя романа «Двенадцать стульев» плутом и мошенником, чтобы точно нельзя было назвать его недостаточно хорошим коммунистом и забраковать произведение.
3. «В поисках утраченного времени», Марсель Пруст
В одном из интервью Набоков создавал собственный рейтинг великих произведений XX века, в котором самый известный роман французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» был поставлен на четвёртое место. Это дорогого стоит, учитывая, как много книг он прочёл и как много общепризнанных шедевров раскритиковал.
4. «Превращение», Франц Кафка
А вот «Превращению» Владимир Владимирович отдал второе место в рейтинге. И неспроста, ведь Франц Кафка – один из самых известных и загадочных авторов XX века. Сюжет у данной повести оригинальный: одним утром главный герой проснулся и обнаружил, что превратился в огромное мерзкое насекомое. О произведении Набоков много говорил на своих лекциях по литературе. Даже зарисовывал жука, чтобы нагляднее объяснить материал студентам. Однажды он сказал им: «Если „Превращение” Кафки представляется кому-то чем-то большим, нежели энтомологической фантазией, я поздравляю его с тем, что он вступил в ряды хороших и отличных читателей». Вот так просто, по мнению Набокова, вы можете определить, к какому типу читателей относитесь.
5. «Улисс», Джеймс Джойс
Джойса Набоков по-настоящему уважал как писателя и восторгался всем его творчеством. Однако один роман Владимир Владимирович любил больше остальных и поставил на первое место в рейтинге: «„Улисс” – божественное произведение искусства. Величайший шедевр прозы XX века. Возвышается над всеми остальными работами Джойса. Выдающаяся оригинальность, неповторимая ясность мысли и стиля».