музей квартира рихтера в москве официальный сайт
Музей квартира рихтера в москве официальный сайт
В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории.
Дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, вы попадаете в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».
В большой комнате, называвшейся по-старинному «Зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами, — здесь два рояля фирмы “Steinway a sons”, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины.
В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.
В кабинете, он называл эту комнату «шкафная» — шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое дорогое — шкаф с нотами, на которых драгоценные пометки маэстро. Здесь же деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя — память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ; это с памятника в Переделкино.
Рядом маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.
В секретере рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков круг общения Рихтера — российская культурная элита.
«Зеленая комната» — комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене портрет отца — Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он закончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 г. когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет…
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.
Музей старается хранить музыкальные и семейный традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.
Экскурсии сопровождаются прослушиванием или просмотром аудио и видеозаписей.
В вечерах принимают участие и талантливая молодежь и известные артисты.
Музей квартира рихтера в москве официальный сайт
Его индивидуальность превосходила те возможности, которые предоставлял ему инструмент, была шире самого понятия о мастерском владении инструментом
(Пьер Булез)
Играет ли он Баха или Шостаковича, Бетховена или Скрябина, Шуберта или Дебюсси — каждый раз слушатель слышит как бы живого, воскресшего композитора, каждый раз он целиком погружается в огромный своеобразный мир автора. И все это овеяно «рихтеровским духом», пронизано его неповторимой способностью проникать в самые глубокие тайны музыки!
(Генрих Нейгауз)
Рихтер знаменует высшую ступень в поисках музыкальной истины, и в то же время он всегда был готов, подобно ребенку, удивляться любой «неожиданности», вдруг открывавшейся ему в Музыке, Природе, Жизни
(Риккардо Мути)
Все попытки подобрать рациональный ключ к таинственной природе гения бессмысленны: мы никогда не найдем форму одаренности. Он больше чем пианист, его проблемы располагаются на уровне более высоком. они возникают и решаются на стыке искусства, науки и философии, в точке, где единая истина выражается универсально и всеобъемлюще
(Альфред Шнитке)
Судьба подарила мне счастье знать, видеть великого музыканта и иногда принимать участие в осуществлении некоторых его замыслов. Он открыл мне миры, в которые я никогда не нашла бы дорогу без него. Он ничего не делал для того, чтобы так случилось. Просто он иногда был рядом. Мне доводилось наблюдать его беседующим с друзьями, на репетициях, слушать его игру. Я видела его радостным и необыкновенно грустным, просветленно возвышенным, а иногда удручающе несправедливым, ликующим и устрашающе гневным. В общем, как все, как у всех. Но только во всем был другой, нездешний масштаб, нездешняя свобода и сила изъявления, нездешняя глубина проникновения в самую суть.
Прошло много лет с тех пор, как Святослав Рихтер пришел в Музей. Он стал частью его истории. Его присутствие придало нашему Дому новое измерение. Он принес новый мир, новые идеи. И признал нас.
Теперь его Дом на Большой Бронной по завещанию Нины Львовны Дорлиак стал частью Музея.
И мы свято храним традиции Дома Святослава Рихтера.
Хроника жизни и творчества в датах
1921-1937
жил с родителями в Одессе
1934
первое сольное выступление в одесском Доме инженеров. В программе произведения Ф. Шопена.
По свидетельству Рихтера, он «готовил себя к дирижерской деятельности. Но в последний момент [. ] дирижерский дебют в опере сорвался»
1937
поступил в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс профессора ГГ. Нейгауза
1940, 30 декабря
первое выступление с симфоническим оркестром (Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского с Государственным симфоническим оркестром под управлением К. Иванова), которое положило начало регулярной концертной деятельности
1943
встреча с певицей Ниной Дорлиак, ставшей спутницей жизни Святослава Рихтера и его партнером по сцене. Маршрут первых гастрольных туров: Вологда-Ленинград-Мурманск-Архангельск; Тбилиси- Баку-Ереван-Сухуми
1945, 25 марта
первое выступление с Н.Л. Дорлиак (авторский вечер С.С. Прокофьева в Малом зале Консерватории). Победа на III Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, единственном конкурсе, в котором Рихтер участвовал
1947
окончил Московскую консерваторию с золотой медалью
1950
первые зарубежные гастроли в страны Восточной Европы
1958
член жюри I Международного конкурса имени П.И. Чайковского
1960,октябрь-декабрь
первые гастроли в США и Канаде
1961
начало гастролей в Западной Европе
1964
открытие ежегодного международного фестиваля «Музыкальные празднества вТурени», в котором Рихтер принимал участие до 1993 года
1970
первые выступления в Японии
1981
вместе с Ириной Антоновой Святослав Рихтер создал в ГМИИ им. А.С. Пушкина фестиваль «Декабрьские вечера»
1986,1988
совершил два гастрольных турне, в географию которых входили север Европейской части страны, Поволжье, Украина, Урал, Казахстан, Сибирь и Дальний Восток (с заездом в Японию)
1993, декабрь
последнее выступление в России на фестивале «Декабрьские вечера»
1994, март
последнее выступление в Токио. В программу концерта были включены три фортепианных концерта Моцарта
1995, март
последний концерт Рихтера в Германии
1997, 1 августа
Святослав Рихтер скончался
1997, 4 августа
гражданская панихида в Итальянском дворике Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
С.Т. Рихтер похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Музей квартира рихтера в москве официальный сайт
В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории.
Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».
В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины.
В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.
В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.
Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.
В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.
«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.
Музей старается хранить музыкальные и семейные традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.
Музей квартира рихтера в москве официальный сайт
В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории.
Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».
В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины.
В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.
В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.
Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.
В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.
«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.
Музей старается хранить музыкальные и семейные традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.
Музей квартира рихтера в москве официальный сайт
В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории.
Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».
В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины.
В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.
В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.
Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.
В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.
«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.
Музей старается хранить музыкальные и семейные традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.