на каком поле стоит ферзь в шахматах
Где стоит король в шахматах
Освоение азов шахмат детьми или взрослыми начинается с изучения роли короля. Задача любого игрока — защита этой фигуры от посягательств соперника. Выясним, насколько важен король для обороны и нападения во время шахматной партии.
Расположение короля на картинке
Король остается главной фигурой в арсенале любого игрока — остальные 15 призваны защищать его. Цель партии заключается в том, чтобы поставить мат сопернику. Достигнуть этого можно посредством атаки на короля и создания ситуации, при которой оппонент не сможет защитить его.
Главные фигуры шахматистов располагается в центре первой и восьмой линий. Черный король размещается на клетке Е8, белый — на Е1. Их окружением становятся фигуры меньшего ранга, передний ряд составлен из восьми пешек. Король обладает способностью бить фигуры на всех клетках, которые примыкают к его текущему расположению. Этим он напоминает ферзя и пешку одновременно — свободой движения в любом направлении и способностью перемещаться лишь на одну клетку.
Правила передвижения короля
Король — важная, но ограниченная в перемещениях по доске фигура. Ход на одну клетку не позволяет шахматисту использовать его для стремительной атаки или построения глубокой обороны. Единственным вариантом для перемещения короля на значительное расстояние становится рокировка. Этот ход может применяться соперниками по одному разу в течение партии.
Рокировкой называется ход короля на две клетки в сторону одной из ладей. Ладья занимает второе поле, через которое прошел король. Различают два вида рокировки — короткую и длинную. Первая совершается на королевском фланге, вторая — не ферзевом. Данный манёвр допустим при соблюдении трех условий:
Применение этого варианта перемещения фигур допустимо на разных стадиях игры, но часто он используется даже в миттельшпиле. Достоинством решения становится возможность использования участвовавшей в рокировке ладьи для дальнейшего развития позиции шахматиста.
Где должна стоять королева (ферзь)
Запомните, что в шахматах перед началом партии королева (точнее — ферзь) должна стоять рядом с королем. Проще запомнить так — ферзь любит свой цвет, поэтому белый ферзь перед началом игры ставится на белое поле D1, а черный — на черное поле D8.
Также мы советуем вам изучить все правила шахмат, ведь только после этого можно вести осмысленную игру. Даже если вы когда-то их изучали, то не лишним будет освежить свои знания.
Ферзь
Вот что нужно знать о ферзях:
Ферзь
Ферзи в начальной позиции.
Как ходит ферзь
Ходы ферзя похожи на ходы многих других фигур. Он ходит в любом направлении как король (но на любое количество полей вместо одного). Как и ладья, ферзь может ходить на любое количество полей вперед и назад по вертикали или вправо-влево по горизонтали.
Ферзь может ходить как ладья.
Также ферзь может ходить по диагоналям как слон.
Ферзь может ходить как слон.
Ферзь может сделать ход на любое количество полей, если его путь не преграждают свои или неприятельские фигуры. Ферзь может взять фигуру противника, заняв поле, где она расположена.
Легко запомнить, что ферзь ходит как ладья и слон вместе.
Ферзь ходит как ладья и как слон!
Заметим, что ферзь не может перепрыгивать через другие фигуры как конь. Заблокированный ферзь (в начальной позиции) не может ходить!
Проверим себя
Проверим, узнаете ли вы, куда может пойти ферзь. Может ли на этой диаграмме ферзь взять пешку f7?
Может ли белый ферзь сейчас взять пешку f7?
Как мы упоминали, Ферзь может наносить решающие удары в самом начале партии. Может ли ферзь в этой позиции взять пешку f7?
Может ли ферзь в этой позиции взять пешку f7?
Верно! Белый ферзь может взять пешку f7 и объявить мат!
Заключение
Мы знаем, как расположен ферзь в начале партии, какова его ценность, и как он ходит. Пора дать мат противнику своим ферзем и пройти еще больше интерактивных уроков!
Смотреть видео
Изучаем ферзя (часть 3)
Ну вот, мы и дошли до ферзя. Пожалуй это самая легкая после ладьи и слона в объяснении ходов фигура, но далеко не самая простая для понимания. Сила, мощь, пространство — вот слова которые можно применить к этой фигуре. Но научиться пользоваться ферзем — это то же самое что научиться ездить на Ferrari — кажется просто, но с силой двигателя надо еще совладать.
А теперь давайте приступим к ферзю. Вперед!
Предыдущие части курса Вы можете прочитать здесь:
Мне лично нравится объяснять именно ферзя детям. Потому что это фигура, про которую «необходимо и достаточно» сказать следующие слова «Ферзь ходит как ладья и слон – по вертикалям, горизонталям и диагоналям». И после этого начинается интересная круговерть с заданиями ферзя. Дело в том, что детям сложно переключать ходы одной фигуры на ходы другой. И именно это мы и учимся делать решая все те задания которые даются по ферзю. Часто путь ферзя быстрый по горизонтали, но он может его сократить по диагонали. И этому сокращению ребенок должен научиться.
Еще одна особенность игры ферзем (возможно наиглавнейшая), и с этой особенностью дети не всегда могут совладать – это возможность использовать всю доску для игры. В восприятии детей доска вся им доступна. Но, что удивительно, пользоваться они ей не умеют. Часто для того чтобы пройти куда-то необходимо сделать ход в другую сторону через всю доску, а потом уже попасть на требуемое поле. На слоне и ладье данная особенность не так заметна, но при изучении ферзя — расцветает в своей полной красе. На примере ферзя необходимо объяснить ребенку то, что доска большая, и ее надо всю использовать. Вы увидите, что это не так то и просто уже на втором задании. По моим личным наблюдениям, проблемы с использованием доски возникают в первую очередь у тех детей, которые делают задания глазами на диаграммах. Именно у них нет видения ходов через всю доску. Единственный способ борьбы – заставлять выполнять задания (либо играть) на больших досках (писалось во вступлении).
Спектр заданий полностью идентичен заданиям по слону, поэтому буду останавливаться только на особенностях заданий, либо на тех моментах которые необходимо развить у детей.
Данная статья (как и предыдущие) основана на курсе И.Г. Сухина и носит образовательный характер. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
Я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. И, разумеется, привожу лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.
А теперь займемся собственно упражнениями.
Упражнение №1. «Один в поле воин».
Первое задание даю всегда, даже тем кто умеет ходить ферзем. Казалось бы – зачем? Дело в том, что я по нему смотрю как ребенок ходит фигурой. Кому надо – показываю, кому не надо (они уже видят хорошо) – просто проверяю. Ну а два остальных задания – самое то. Дети начинают иногда голову ломать как побить все шашки. И еще, если Вы заметите – первый ход в первом задании делается именно через всю доску.
Упражнение №2. «Кратчайший путь»
После выполнения упражнения «Один в поле воин» мы переходим к заданию «Кратчайший путь», и тут начинается… Уже с первым заданием дети бывает сидят по минут 5, со вторым справляются бывает быстрее. А вот третье для них – это часто барьер, и бывает что непреодолимый. Помогаю естественно, но наблюдать за ними – интересно. Главное не дать «уйти в психи».
Если что – задания решаются за 2, 2 и 3 хода соответственно. Как – решите сами. На третьем это не так то и просто.
Упражнение №3. «Лабиринт»
Как всегда – лабиринт сложен для расстановки. Но памятуя, что скоро будет конь, а в нем лабиринты посерьезнее – эти мы ставим практически всегда. Я лабиринты с ферзем использую как тренировочную площадку перед конем. Дело в том, что напрягать ребенка двумя сложными подзадачами – не дело. Подойдя тренированным к лабиринтам с конем – о расстановке шашек он задумываться не будет, и использует все свои мысли и переживания на решение задач с конем, а там то не все так просто. Если же ребенок будет переживать (либо вообще поставить неправильно одну шашку и задача станет нерешаемой) с конем – то он коня возненавидит. Это последнее что надо в шахматах.
В остальном – лабиринты как лабиринты. Дети ошибаются, исправляются и проходят их совершенно спокойно. Особых сложностей нет, но им эти лабиринты интересны, т.к. после предыдущего задания они дают некоторую разрядку и надежду что все можно легко решить. Ох… Как они ошибаются. И понимают это достаточно скоро.
Упражнение №4. «Перехитри часовых»
Задание 1 – тут проход достаточно прост – через диагональ h6-f8, затем a4-c6. Сложность возникает именно при попытке найти первую диагональ, и вторую. Часто дети пытаются достаточно долго пройти через поле c3, но там прохода нет.
Задание 2 – его решают быстрее. Но в нем надо совладать с размашистостью ферзя, и ходить как будто ползете еле-еле, особенно при прохождении верхней части доски. Если возникают трудности (такое бывает) для того чтобы пройти наверх, можно просто напомнить про предыдущее задание.
Задание 3 – обходной маневр. Необходимо уйти аж в правый нижний угол, а потом вернуться через левый нижний. Часто дети пытаются прорваться через верх – но это невозможно, мешает шашка на e8.
Упражнение №5. «Захват контрольного поля»
Одно из моих любимых упражнений. На нем практически все дети сидят долго. Если кто-то решит первое задание, затем второе – на третье тратят все-равно много времени.
Задание 1 – обычно для решения пытаются пойти на h6, думая что этот вариант даст им требуемое. Но глубоко ошибаются. На ход ферзем на h6 следует ответ «Ферзь e7» и все – следующим ходом черный ферзь попадает на главную черную диагональ при любом ответе белых. А с диагонали согнать его невозможно. Надо обратить внимание ребенка на то, что неплохо бы напасть на контрольное поле, вынуждая ферзя ходить как выгодно нам. Если Вы помните, то большая часть заданий именно так и решается – принуждением к требуемому нам ходу. Решение простое – ходим на a1 и вуаль-ля. Контрольное поле наше. Ну либо сначала черный ферзь а потом поле.
Задание 2 – тут необходимо одним ходом перекрыть все возможные поля для защиты контрольного поля, как и в большинстве подобных задач. Верный ход – b1.
Задание №3 – самое веселое из представленных. Нет ни одной шашки-препятствия для ферзей, но тем не менее поле захватывается. Детям это задание решить сложно.Проблема в том, что ребенок пытается найти решение исходя из своих потребностей. А эта задача решается от обратного (как и подобные) – надо найти все поля с которых черный ферзь защитит контрольное поле и взять их одним ходом под контроль. Это поля — c1, c3, e6 и e8. Добавляем в этот список контрольное поле e1 и получаем 5 полей которые надо взять под контроль. Три из них находятся на одной вертикали – e, и это означает что ферзь должен встать именно на нее – по другому на эти поля напасть невозможно. А поля c1 и c3 дают нам конкретное поле e3. Поверьте – задание из представленных не самое простое, дети младшего-школьного возраста с логикой еще не сильно дружат, а пытаются решить задачу перебором.
Упражнение №6. «Ограничение подвижности».
Поймать чужого ферзя. Просто или не очень? Задание №1 – решают практически все. Задание №2 – 50 на 50. Бывают и проколы, бывают и сразу же верные решения. Задание №3 тоже простое, хотя удивительно что его иногда могут и не решить. Совет очень простой – размашистость ходов ферзем и ограничение ходов соперника. И задачи решатся очень просто.
Смысл опять же – ребенок должен понять силу ферзя на таких простых заданиях.
Упражнение №7. «Атака неприятельской фигуры».
С атакой ферзем ситуация достаточно интересная – дело в том что слона можно атаковать по горизонталям и вертикалям, а ладью по диагоналям. Поэтому количество атак ладьи может достигать трех вариантов, а слона – шести. В заданиях приведенных выше правильный ответ — 3 нападения на слона и одно на ладью.
На этом задании можно сделать ребенку еще раз вывод — слон слабее ладьи. Он более подвержен атакам например ферзем.
Упражнение №8. «Двойной удар».
Упражнение №9. «Взятие».
Упражнение №10. «Выиграй фигуру»
Напомню – в этом задании черные фигуры ходят. И надо вторым ходом побить одну из черных фигур.
Упражнение №11. «Перехитри часовых».
И снова, к который уже раз, к часовым. Нашей основной задачей является способность ребенка видеть куда может ходить ферзь. Но это может быть не обязательно наш ферзь, вполне подойдет на эту роль и ферзь противника. И мы поэтому мы будем играть разными фигурами.
Мне сложно было выбрать из тех позиций которые есть в курсе И.Г. Сухина самые-самые интересные – во всех есть изюминка. В итоге я просто решил отобрать именно эти три.
В задании №1 дети обычно быстро находят поле с которого они могут попасть на контрольное поле, но пройти туда – целая проблема. Дайте им походить по полю. Решение ребенок найдет практически всегда — но наберитесь терпения, это может быть долго. Иногда можно подталкивать советами — но решать за ребенка не надо, пусть решит сам.
В задании №2 – ладья часто ходит по всему полю, но пробраться до контрольного – не может. Хотя решение простое – это три хода – a6 – a3 – g3.
В задании №3 слон просто лезет вверх и уже оттуда попадает на h2.
Упражнение №12. «Сними часовых».
Во всех заданиях этого упражнения, я рекомендую донести до ребенка следующее – пусть он сначала определит как можно побить черные фигуры, с какого поля надо заходить. А потом уже стремиться к нему. И если первые два задания не так сложны, то в задании №3 для достижения цели придется изрядно «ужом покрутиться», и даже подходить к фигурам вплотную, а затем уходить.
Упражнение №13. «Захват контрольного поля». Теперь уже с разными фигурами.
В этом упражнении, уже ставшем привычным, необходимо брать под контроль все поля с которых черные фигуры могут защитить контрольное поле. Соответственно это поля – g3, d5 и h1. Все задания решаются в два хода, т.е. вторым ходом Вы становитесь на контрольное поле.
Упражнение №14. «Ограничение подвижности».
Ферзь может ловить другие фигуры… И другие фигуры могут ловить ферзя – даже слон (задание №3). Об этом не стоит забывать.
Упражнение №15. «Игра на уничтожение».
Ну и напоследок мои любимые задания.
Задание №1. Все достаточно просто – надо побить ладью, затем ту фигуру которая не сделала ход, затем оставшуюся.
Задание №2. Казалось бы — простое. Ан нет. Дети пытаются сделать ход черным ферзем чтобы отдать его себе, оправдывая это так — «но он же так может пойти». Сложно с этим бороться. Но надо. Следует обратить внимание на правильность ходов ферзями – что белым, что черным. Черный ферзь будет ходить только по углам, белый – по вписанному в центре белому квадрату. Ходить они будут против часовой стрелки и бесконечно. Здесь – ничья.
Задание №3. Черный ферзь просто ограничивается моментально слоном – и выигрывается вторым ходом.
Задание 5 – тут необходимо загнать ладью в цугцванг, постепенно отрезая ее и выдавливая вниз. Ладья бьется на третьем ходе.
Все, изучение ферзя закончено. По окончании выполнения заданий ребенок должен четко понимать – ферзь сильнейшая шахматная фигура. Но тем не менее и против него есть приемы ловли. Но стоит обратить внимание ребенка и на то, что с ферзем можно бороться. Хотя, согласно моему опыту, они это все-равно забывают обычно в дальнейшем. И при потере ферзя — «поднимают вверх лапки», т.е. сразу сдаются. И с этим сложно бороться. Но к вопросу фразы «Сдаюсь» мы еще в дальнейшем вернемся.
А пока — готовимся к коню. Вот уж где головоломки — так головоломки. Анонсируя коня скажу сразу — задания там все те же. Но по количеству уроков приходится сильно расшириться, т.к. конь проходится гораздо медленнее чем любая другая фигура. Сложный ход, сложное понимание «динамики разгона и траектории». В общем сложная фигура. Но есть способы как показать ребенку куда пойдет конь. Я обо всем расскажу в следующей статье.
Как играть в шахматы — правила игры, инструкция для начинающих с нуля
Как играть в шахматы — такой вопрос возникает не только у детей, но и у взрослых. Каждый человек в игре находит собственный смысл. Одним это просто игра, возможность провести время, развлечение. Другим — спорт, соревнования и возможность продемонстрировать умения. Третьи подходят к вопросу сугубо философски и творчески, считая шахматную доску олицетворением холста, на котором можно творить, создавать красивые и оригинальные этюды.
В широком понимании шахматы — мини-инсценировка военных действий, где человек может почувствовать себя великим полководцем, выиграть сложнейшее противостояние. Мало хотеть побеждать в шахматы, перед тем, как погрузиться в загадочный мир мини-баталий — нужно узнать, как выглядит доска, какие есть фигуры как они передвигаются, чтобы построить стратегический план для победы.
Расположение доски
Шахматная состоит из 64 клеток, поровну «белых» и «черных» клеток. Доска представляет большой квадрат, на каждой стороне располагается по 8 клеток. В зависимости от производителя, оттенки клеток отличаются, могут быть коричневыми, серыми, оранжевыми, желтыми, но темный цвет на доске будет называться «черным», а светлый — «белым».
Для профессионального спорта каждая клетка имеет цифро-буквенное обозначение. По горизонтали располагается буквенный ряд, состоящий из латинского алфавита: «A, B, C, D, E, F, G, H», по вертикали клетки обозначаются цифрами от 1 до 8. Это необходимо для подсчета и обозначения ходов играющих. Запись в спортивном противостоянии будет выглядеть: «Ход 11. Игрок ФИО, конь на G5, время начала и окончания хода».
Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.
Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры
Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк. Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам.
Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.
Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят
На доске 6 видов фигур:
У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:
ладья похожа на башню;
конь — в форме головы этого животного;
слон — с высоким остроконечным шлемом;
ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;
король отличается от ферзя высоким «ростом» и крестом на верхней части.
Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.
Как шахматные фигуры располагаются на доске
Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7.
Дальше фигуры расставляются симметрично:
Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные.
Следом ставят коней.
После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов.
Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой.
Последнее свободное место достается королю.
Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.
Как ходят фигуры в шахматах
Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур. Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.
Пешка
Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить:
В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста.
Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед.
Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад.
Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.
Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.
Номинальная стоимость — 1 очко.
Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников.
От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.
Конь может перепрыгивать фигуры, стоящие на пути, кроме конечной точки «приземления».
Номинальная стоимость — 3 очка.
Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных.
Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.
Номинальная стоимость — 3 очка.
Ладья
Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии.
Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.
Номинальная стоимость — 5 очков.
Ферзь
Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.
Номинальная стоимость — 10 очков.
Король
Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим.
Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.
У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.
Дополнительные правила
Цель игры в шахматы — взять в плен короля противника. Для её достижения используют правила передвижения фигур по шахматной доске. Чем больше фигур забрано в плен, тем легче это осуществить. Бывают ситуации, когда мат ставят в первые четыре хода, расклад называется «Детский мат».
Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить:
Право первого хода достается игроку, играющему за «светлую» сторону.
Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.
За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.
В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.
Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру.
Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена.
Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.
Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья.
Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья.
«Мировая» достигается, когда на доске остается мало фигур, чтобы сделать мат, или когда за 50 последних ходов противники не ходили пешкой, не было забрано ни одной фигуры в плен.
Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.
Как победить в шахматах
Чтобы освоить шахматы, для начинающих есть несколько эффективных советов профессиональных шахматистов:
Постоянно практиковаться с сильными противниками. Усложнение уровня необходимо, чтобы совершенствовать навыки игры.
Играя впервые с новичком, особенно, если это ребенок, можно попробовать поставить мат в 4 хода: белые фигуры (пешка на Е6, слон на С5, ферзь сначала на F6, затем F2); черные фигуры (пешка E3, слон C4, ферзь F3 затем на F7).
Понять ценность фигур, основные усилия прилагать, чтобы защитить ценные, а у противника наоборот постараться их забрать.
Шахматы, обучение которым заключается в постоянном совершенствовании навыков, стратегическая игра, побеждает в ней тот, кто может продумать ходы, предвидеть действия противника на 4-5 ходов вперед. Новичкам лучше практиковаться, продумывая стратегию на 1-2 хода.
Играя белыми — нужно проводить агрессивные действия, не давая возможности противнику перехватить инициативу. Черным, наоборот, заняться обороной, выводя на поле коня и слона, делая рокировку, создавая вокруг короля неприступную крепость.
Для победы в шахматах нужна практика. Просмотр противостояний хороших шахматистов, изучение партий, их анализ. Это если говорить о профессиональной игре. В случае, когда желание просто хорошо провести время, главное знать основные правила расстановки фигур и их перемещения.
Видео о том, как играть в шахматы
Предлагаем несколько видео, которые помогут ответить на вопрос, как научится играть в шахматы:
Теперь вы знаете как играть в шахматы, для начинающих мы предложили изучение правил и основной тактики, необходимых для победы. Для тренировок подойдут электронные платформы, где можно попросить подсказку и выбрать уровень сложности, а также проанализировать классические шахматные этюды, они научат делать первые шаги в шахматах, но не стоит забывать, что шахматное противостояние — это искусство тактики и стратегии, искусственный интеллект никогда не заменит настоящего противника.