На соревнования слетелись летчики как сильного так и прекрасного пола исправить лексическую ошибку
Упражнения по стилистике русского языка (10 стр.)
Упражнение 55. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы. Сравните свои варианты с авторскими (слова, которые использовал автор см. в конце упражнения).
Примечание. Альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное, маленький, радость, несправедливость.
Упражнение 56. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.
Упражнение 57. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, указывая речевые ошибки, исправленные редактором. В случае несогласия с ним дайте свои варианты правки.
1. Почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем?
1. Почему в феврале надои снижаются с каждым днем?
2. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков.
2. При внимательном обследовании было выявлено много недостатков в работе горняков.
3. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки.
3. На девочке было рваное платье и растоптанные детские ботинки.
5. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой…
5. Жидкость в стенках капилляра опускается до уровня, определяемого формулой…
6. Мы знаем, что еще живы сейчас предки А.С. Пушкина.
6. Мы знаем, что еще живы потомки А.С. Пушкина.
7. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.
7. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно снижается.
8. Старожилами должны стать молодые интеллигенты: врачи, учителя, инженеры, артисты.
8. Закрепиться на новом месте должны молодые интеллигенты: врачи, учителя, инженеры, артисты.
9. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умнее, другой работоспособнее.
9. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а о людях уж и говорить не приходится: кто-то умнее, кто-то глупее, один ленивый, другой работящий.
10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.
10. Эти мысли не только обращены в прошлое, но и устремлены в будущее.
Упражнение 58. Назовите ошибки, возникшие при употреблении антонимов, дайте варианты стилистической правки предложений.
Упражнение 59. Определите стилистические функции антонимов и слов, противопоставленных в контексте.
Упражнение 60. Укажите стилистические ошибки в заметке (при этом особое внимание обратите на употребление слов, имеющих синонимы, антонимы). Отредактируйте текст.
В старом селе новые порядки
Теперь село снова обезлюдело, средства массовой информации селом не интересуются, престарелые сельские жители, оставшиеся здесь доживать свою старость, не выписывают газет. В этом году колхозные поля остались не засеянными, на них культивируются сорняки. Так долго длиться не может.
Рассказывают, что в Лапине землю продают «новым русским». Если они захотят стать фермерами, крестьянами-единоличниками, арендаторами, село может заново возродиться. Пусть здесь, на старой русской земле, восстановятся новые порядки и жизнь снова забьет другим ключом!
Упражнение 61. Проанализируйте использование лексических средств в отрывках из газетной статьи, отметьте случаи неудачного выбора лексических эквивалентов, синонимов, речевую недостаточность, речевую избыточность. Отредактируйте текст.
I. Рассказывают, что гнездо исключительных по красоте оперения павловских серебристых кур было продано в конце прошлого века в Австралию по весу золота. Увы, этой поистине русской породы в нашей стране сейчас нет. Остались лишь, и то в весьма незначительном числе, павловские золотистые…
Ошибки при употреблении антонимов в речи
Невнимание к антонимии может стать причиной досадных лексических ошибок. Иногда автор не замечает, что употребил рядом противоположные по значению слова, и возникает неоправданный оксюморон: При наличии отсутствия спортивного инвентаря трудно пробудить в ребятах желание заниматься спортом; В силу слабой организации этой работы успехов здесь ждать не приходится. А иногда из-за столкновения полярных слов трудно вникнуть в смысл информации: В итоге пришлось признать, что предложенная ею программа была лучшей из худших; В этом сезоне у нас значительно меньшее увеличение числа травм.
Все это убеждает в необходимости остерегаться «случайного» употребления антонимов. Но если автор старается применить те или иные стилистические приемы актуализации антонимов, он также не застрахован от ошибок, которые возможны, например при построении антитезы, создании оксюморона и т.д. Сошлемся лишь на один пример. Не всегда журналисту удается правильно выделить слова, объединенные по принципу контраста, и тогда он противопоставляет слова, не образующие антонимической пары. Это делает речь нелогичной: На соревнования слетелись пилоты как сильного, так и прекрасного пола из шести стран. Продиктованная, очевидно, соображениями этики замена определения в сочетании «слабый пол» оказалась стилистически не оправданной.
Существование антонимов в языке провоцирует и ассоциативные ошибки, т.е. оговорки, возникающие под влиянием ложных ассоциаций. При этом используется не то слово, которое требуется по смыслу, а противоположное, что, конечно, совершенно искажает мысль. Так, корреспондент сообщает читателям: Олимпиада пойдет на экране с некоторым опозданием: с 11 до 13 часов будет показана видеозапись утренней части соревнований предыдущего дня, затем в программе «Время» будет представлен спортивный обзор, а после него — трансляция вечерних соревнований. Это неуместный антифразис (следовало написать: минувшего дня).
На соревнования слетелись летчики как сильного так и прекрасного пола исправить лексическую ошибку
М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.
Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.
Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.
Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика»
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.
Предлагаемое пособие дополняет наш учебник «Стилистика современного русского языка» (М., 1997). Сборник упражнений написан в полном соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати.
В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.
«Сборник упражнений по стилистике современного русского языка» создавался и дополнялся автором в процессе многолетней педагогической работы со студентами МГУП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте. Автор благодарен своим ученикам, собиравшим забавные примеры речевых ошибок, текстов для литературного редактирования и стилистической правки.
Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.
1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
1.1. Смысловая точность речи
Исправьте ошибки в использованиифразеологических оборотов.
Практическое занятие № 2
СОВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
Вопросы
1. Понятие лексической нормы. Значение слова и лексическая сочетаемость. Правильность и точность как коммуникативные качества речи.
2. Проблема выбора слова (синонимия, паронимия, омонимия, полисемия, иноязычные заимствования) и речевые ошибки
3. Ошибки в употреблении фразеологических единиц.
Задания
Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их лексического значения.
1) Планирование и просчёт вашей кухни происходит бесплатно. 2) Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 3) Проходит процесс формирования рыночных структур. 4) Фирма предлагает товары по самымдешёвым ценам. 5) Можно ожидать роста экономики уже в следующем году. 6) Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала. 7) Загрязнение воздуха способствует возникновению лёгочных заболеваний. 8) Плохо, когда человек не воспринимает критику. 9) Это важный шаг, и его надо пройти. 10) Пора провести результаты встречи. 11) К приходу гостей хозяйка готовит сытный, колоритный обед. 12) Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.
Исправьте в приведённых ниже предложениях речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов и антонимов.
1) Учитель обязан содействовать исправлению ошибок. 2) Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 3) Силясь побороть слабость, она шла вперёд. 4) Специалисты уверены, что конечный эффект будет значительным. 5) Пакистан предложил США заключить военно-экономическую сделку. 6) Пьедестал создан из тёмного гранита. 7) Шесть процентов опрошенных узнали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют. 8) Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 9) В феврале снижение надоев возрастает с каждым днём. 10) На соревнования слетелись лётчики как сильного, так и прекрасного пола. 11) Родители Иванова проявляют сильное равнодушие к поведению сына. 12) Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.
Объясните различие в значении приведённых паронимов, подберите подходящие синонимы из скобок, составьте словосочетания с данными словами.
Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный)
Злой – злостный (недобрый, злонамеренный, вредный, свирепый)
Комический – комичный (смехотворный, комедийный)
Оборотный – оборотливый (предприимчивый, противоположный)
Опасный – опасливый (осторожный, рискованный)
Представить – предоставить (дать, показать)
Понятный – понятливый (ясный, способный)
Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный)
Явный – явственный (бесспорный, чёткий, нескрываемы, отчётливый).
4. Отметьте случаи плеоназма и тавтологии. Отредактируйте фразы.
1) Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 2) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 3) Если это предположить гипотетически, то ситуация видится в ином свете. 4) Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 5) Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 6) Он приехал на стройку два года тому назад. 7) Договор был заключен ещев мае месяце. 8) Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам. 9) Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 10) После первого дебюта в одном известном фильме актриса стала получать предложения сниматься за границей. 11) На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 12) Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация
5*. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам. Выделите слова, которые, с Вашей точки зрения: а) прочно вошли в русский литературный язык; б) имеют в современном русском языке статус неологизмов; в) являются узкоспециальными терминами.
Рэкет, паблисити, ноу-хау, форс-мажор, маркетинг, карт-бланш, коррупция, электорат, саммит, бартер, клонирование, реноме, промоутер, раритет, стагнация, мониторинг, резюме, харизма, толерантный, ликвидность, депортация, масс-медиа, вето, консолидация, эксклюзивный, муниципалитет.
Определите, какие из приведённых плеонастических словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточное и не соответствуют языковой норме. (Используйте словари иностранных слов и словари трудностей русского языка.)
Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, моя автобиография, мизерные мелочи, габаритные размеры, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, прогрессировать вперёд, временной цейтнот, демобилизация из армии, в конечном итоге, толпа людей.
7. Проверьте, насколько точно вы представляете себе значение некоторых слови фразеологизмов. Найдите ошибки в их толкованиях.
8. Найдите искажения в пословицах, поговорках, в крылатых выражениях.
Исправьте ошибки в использованиифразеологических оборотов.
1) Услышав это, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. 2) Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 3) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 4) Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 5) Мне кажется, он сослужил нам медвежью услугу. 6) Когда я вижу, что делают сплодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части. 7) Иванов уже защитил кандидатскую степень. 8) Я поднял тост за моих друзей. 9) Получив с ворот поворот, фирма обратилась к другим поставщикам. 10) Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. 11) Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 12) Нужно держать свое обещание. 13) Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами.
Здравствуйте, помогите пожалуйста исправить ошибки.
Здравствуйте, помогите пожалуйста исправить ошибки в предложениях и причину ошибки: Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 1. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 2. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. Мы перед принятием решительных решений. 3. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 4. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась.
Ответы
Ирина
Запрещено организовывать хозяйственные и промышленные мусорные свалки.
или
Свалка хозяйственного и промышленного мусора запрещена.
В данном случае не уместно использовать слово размещать.
1. Лекция для бездетных пар переносится на четверг.
или
Лекция для пар, желающих иметь детей, переносится на четверг.
Если говорится именно о родителях, значит, подразумевается уже наличие детей, иначе как им, родителям, было стать таковыми. Путь усыновления возможен, но не в данном контексте.
2. Акт не подписан, но подписана его копия; на том экземпляре, что завизирован, указано, что основой для копии явился подлинник, который еще не заверен уполномоенным лицом.
Мы перед принятием волевых решений.
или
Мы перед принятием решительных шагов.
Ничем не оправданное повторение одних и тех же слов и тавтология: подписана, подписан, написано, переписан, не подписан; решительные решения.
3. В соревнованиях решили принять участие летчики как сильного, так и прекрасного пола.
Тавтология: слетелись летчики.
4. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше возросла.
Смысловая неточность речи: понятие пропасть в данном контексте использовано не в буквальном смысле, а больше в переносном для придания образности и красочности речи говорящего; именно поэтому употребление при нем слов, характризующих его первостепенное значение, считается невозможным и неуместным.