на столе стоит ваза с розами а на поле много одуванчиков

На столе стоит ваза с розами а на поле много одуванчиков

У Зои зелёные глаза и светлые волосы. У Зины бусы из синей бирюзы. В магазин завезли чудесные арбузы. Вася сидит на скамейке под берёзой и читает газету. У Лизы заводной ослик, а у Алисы резиновый козлик. В саду много зелени, незабудок, ирисов, красных роз. На солнце золотятся спелые колосья. Света мыла в тазу резиновую лису.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3].

Зима. Сумерки. Весь лес засыпан снегом. Скачет по снегу косой зайка. Замёрз. Устал. Негде спрятаться. Вот под берёзой густой кустарник. Зайка зарылся в снег под кустами и заснул. Да усмотрела зайку сова, что притаилась на сосне. Берегись, зайка, уноси ноги!

Денис сделал бумажного змея. Он позвал Оксану запускать змея. Взвился змей высоко в небеса, но вдруг зацепился за берёзу. Денис полез на берёзу распутывать змея, зацепился за сук и порвал свой костюм. Расстроился Денис. «Не грусти, Денис, — сказала Оксана, — костюм старый».

У стены стоят скамейка и стол. На столе стоит красивая ваза. Лиза взяла вазу со стола. Ваза выскользнула из рук и разбилась. Соня спросила Лизу: «Зачем ты взяла вазу?» — «Я не брала, она сама разбилась». «Как не стыдно, Лиза, сознайся, ваза не могла разбиться сама». «Да, я ей немножко помогла»,— согласилась Лиза.

Стасик и Денис катались на коньках. Блестел лёд, искрился снег, звенели полозья. Весело неслись мальчики по льду. Стало темнеть, мороз становился сильнее. Стасик и Денис замёрзли и проголодались. Они стали собираться домой.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [С], [3], [С], [3′] в словах.

Источник

Упражнения для развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка

Автор: Вертинская Марина Викторовна, учитель начальных классов.
Место работы: ТОГКОУ школа-интернат № 33.

Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления учащихся. Развивать логическое мышление – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.
Каждая дисциплина вносит свой вклад в развитие названных умений. Большими возможностями в этом располагают уроки русского языка. Одно из ключевых мест занимают комплексные интеллектуально-лингвистические упражнения, направленные на развитие познавательных процессов и приобретение знаний, умений и навыков по русскому языку. В процессе их выполнения у школьников развиваются умения выражать суждения, устанавливать временную последовательность или причинно-следственные связи между ними, а также осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Систематическое выполнение упражнений на установление временной последовательности и причинно-следственных связей положительно сказывается на развитие речи учащихся, в частности, способствует развитию умений излагать мысли определенно, последовательно, непротиворечиво, обосновано. (Журнал «Начальная школа», № 8, 2007г.)
• Упражнение № 1 (направлено на развитие умения устанавливать следствие указанной причины.
Прочитай запись. Среди предложений 2, 3, 4 найди такое, которое по смыслу следует из того, о чем говорится в предложении.
1. Наступили теплые весенние деньки.
2. Насекомые проснулись.
3. Набухли почки.
4. Замерзла река.

• Упражнение № 4
Прочитай запись. Заполните пропуски, расположив предложения из справки в правильной последовательности.
Осенью в тайгу приходит праздник: спеют кедровые шишки. Медведи и кабаны, бурундуки и белки – кто только не поживится вкусными орешками! _________________________________________________________
Справка: Молодыми зелеными ростками покроется тайга. Запасливая птица прячет орехи под древесную кору, в дупла, мох, в лесную подстилку. Прилетит на пиршество и кедровка. Прорастут орешки.

• Упражнение № 5
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность сообщения. Найди это место и восстанови текст.
Мы пришли на остановку автобуса. Билеты мы купили у кондуктора.
Аля открыла банку консервов. Ей пришлось ее выкинуть.
Кирилл сел на стул. Мальчик оказался на полу.
Была осень. Кирилл вышел в лес на лыжах.
Кот подошел к своей миске. Там почти не было еды. Кот наелся досыта.
Денис не знал нового материала. Мальчик написал диктант на пятерку.

• Упражнение № 6
Перестрой предложения или разбей одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.
На столе стоит ваза с розами, а на поле много одуванчиков.
По улице бежали два мальчика. Толя бежал в магазин, а Рома бежал быстро.
У нас в огороде растет укроп, а в Ростове живут родственники.
За шкаф закатился мячик, а за городом сейчас хорошо.
На прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.

• Упражнение № 7
Перифраз. Скажи по-другому.
Малыш еще неуверенно стоял на тоненьких ножках. Он доверчиво смотрел на нас своими большими черными глазами.

Источник

Изложение. Полоски

Слова для справок: однажды, зайчонок, бельчонок, приносила, не жалел, встретились, не узнали.

7 – я неделя, декабрь.

В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность рассказа. Найди это место и восстанови (придумай и запиши) текст.

Отредактируйте предложения. Убери ненужные слова.

Овраг – по его дну бежит ручеёк.

На стуле – на нём сидит чёрный кот.

Кристина – она хорошо поёт и танцует.

Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.

Кот спит на диване. Он очень пушистый.

Одноклассники часто собираются вместе. Он очень дружный.

Раз после сильного дождя выглянуло ясное солнышко. Показалась красавица радуга. Все смотрят на неё и любуются. Загордилась радуга. Она стала говорить, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко. Оно сказало, что без него и радуги не будет на небе. А радуга только смеётся да хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу. И радуги не стало.

1.Чем все любовались после дождя?

2.Почему радуга загордилась?

3.Как солнышко наказало зазнайку?

4.Справедливым ли было наказание?

5.Чему учит этот рассказ?

Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.

(вы)глянуло, (на)радугу, (без)него, (на)небе, (рас)сердилось.

Объясни правописание приставок.

Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Объясните их постановку или послушайте учителя.

Она стала говорить, что она красивее самого солнца.

План: Опорные слова:

1.Появление радуги на небе. Выглянуло, показалось, любуются.

2.Хвастовство радуги. Загордилась, красивее.

3.Зазнайка наказана. Услышало, без него, рассердилось.

Прочитайте текст. Вставьте отрывок так, чтобы между причиной и следствием появилась логическая связь.

Днём в нашем доме отключили электричество. Вечером я посмотрел по телевизору новый фильм.

Замените неправильное слово правильным.

Из-под колёс машин брызгивает грязь.

После баянистов выступили гусляристы.

Лампочка хорошо освечивает комнату.

На подоконнике стоит подсвеченник.

Сегодня Костя будет подмётывать пол в квартире.

Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.

Сегодня новогодний праздник. Мы весело празднуем этот праздник. Школа празднично украшена. У всех праздничное настроение. А вот новогодняя ёлка. На ней висят ёлочные игрушки. Мы водим хоровод вокруг новогодней ёлки.

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. Он взял с собой и сынишку Володю. Рыбаки наловили рыбы и решили заночевать на льдине. Ночью поднялся сильный ветер. Льдина с людьми откололась и понеслась в открытое море. Волны заливали льдину. Рыбаки и маленький мальчик не падали духом. Утром рыбаки заметили самолёт. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришёл пароход. Людей спасли.

1.Кто поехал на зимнюю рыбалку?

2.Что произошло ночью?

3.Как повели себя люди, оказавшись в беде?

4.Как им удалось спастись?

5.разумным ли было решение ночевать на льдине?

Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.

(За)мёрзло, (на)лёд, (с)собой, (на)льдине, (под)нялся, (с)людьми.

Объясни правописание приставок.

З…мёрзло, с…брались, п…ехал, н…ловили, з…ночевать, …ткрытое, з…метили.

План: Опорные слова:

1.Зимняя рыбалка. Замёрзло, собрались, заночевать.

2.Ночное происшествие. Поднялся, откололась, волны.

3.Спасение людей. Не падали духом, заметили, стали кричать.

Слова для справок: собрались, решили, самолёт, пароход.

9 –я неделя, февраль.

В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность рассказа. Найди это место и восстанови (придумай и запиши) текст.

Мы пришли на остановку автобуса. Билеты мы купили у кондуктора.

Отредактируйте текст. Убери ненужные повторы.

Туристы шли по лесу. Вдруг из кустов вышел лось. Туристы очень испугались. Когда лось появился, они бросились бежать.

Отредактируйте предложения. Убери ненужные слова.

Максим – ему не хватает усидчивости.

Коля и Дима – с ними можно весело поболтать.

Ира и Марина – они пришли в гости к Кате.

Однажды Гена со старшим братом Виктором приехали на загородный аэродром. Там их встретил друг Виктора Борис. Борис – опытный пилот. Гена с братом подошли к небольшому вертолёту с широкими лопастями над корпусом. Какая мощная машина! Мальчик с удовольствием забрался внутрь машины. Брат последовал за ним. Борис сел к штурвалу, и вертолёт поднялся в воздух. Как интересно было наблюдать землю с высоты! Словно летишь над рельефной картой. Полёт очень понравился Гене.

1.Куда приехали Гена с братом?

2.Как выглядел вертолёт?

3.Кто поднял машину в воздух?

4.Что увидели ребята с высоты?

5.Интересно ли они провели день?

6.Как ещё можно озаглавить этот рассказ?

Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.

(Со)старшим, (в)нутрь, (на)загородный, (по)нравился.

Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Объясните их постановку или послушайте учителя.

Борис – опытный пилот. Какая мощная машина! Как интересно было наблюдать землю с высоты!

План: Опорные слова:

1.Поездка на загородный На загородный, встретил, опытный.

2.В вертолёте. Подошли, корпусом, внутрь.

3.Полёт над землёй. К штурвалу, с высоты, над картой.

Слова для справок: вертолёте, аэродром, лопастями, летишь, рельефной, корпус.

10 – неделя, февраль.

Отредактируйте текст. Убери ненужные повторы.

Алёша едет в автобусе со своей мамой. Автобус движется по улице. Он переполнен. Алёша находится в нём с мамой.

Перестройте предложения или разбейте одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.

Зимой Костя ходил на лыжах, а вечером читал книги.

Гена живёт на краю деревни, в Тверской области.

В понедельник Витя писал диктант, а перед обедом помыл руки.

Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.

Ветер срывает листву с деревьев. Они кружатся в воздухе.

На картине изображены медвежата с медведицей. Она висит в картинной галерее.

Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.

Одежда Лены висит в шкафу. Лена достаёт шкафа платье. Платье не поглажено. Лена очищает стол от вещей. На столе Лена будет гладить платье.

1.Почему орлята остались голодными?

2.Как можно назвать поступок людей?

3.Как усталый орёл успокаивал детей?

4.Удалось ли орлу накормить детей?

5.Кому в этом рассказе вы сочувствуете?

Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.

(С)вил, (вы)вел, (к)дереву, (с)рыбой. (в)когтях, (в)орла, (к)морю, (у)него, (на)край, (на)кормил.

Объясните правописание приставок.

П…длетел, …гляделся, н…кормил.

План: Опорные слова:

1.Гнездо орла. Свил, пищали, подлетел.

2.Люди и птица. Бросать, выронил, взяли.

3.Орёл успокаивает детей. Просили, устал, прикрыл, подождать.

4.Новая добыча. Полетел, ночью, в когтях.

Слова для справок: увидели, у него.

Перестройте предложения или разбейте одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.

На столе стоит ваза с розами, а на поле много одуванчиков.

По улице бежали два мальчика. Толя бежал в магазин, а Рома бежал быстро.

У нас в огороде растёт укроп, а в Ростове живут родственники.

Отредактируйте предложения. Уберите ненужные слова.

Эта книга – в ней рассказывается об отважных космонавтах.

На следующей странице – на ней есть цветная картинка.

В этом букете – в нём только полевые цветы.

Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.

Гриша приехал в гости к Паше. У него была коллекция марок.

Вся команда вышла на поле. Они были в зелёных футболках.

Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено и смотрел на облака. В зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях. Все птицы подлетали к одной маленькой рябинке. Я подошёл. Попробовал ягоды со всех деревьев. Самыми сладкими оказались ягоды с той маменькой рябинки! На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки!

1.Почему птицы предпочли ягоды с маленького дерева?

2.Какое время года описывается в рассказе?

3.Что заметил автор, лёжа в копне сена?

4.Зачем он стал пробовать ягоды со всех деревьев?

5.Что нового о повадках птиц вы узнали из этого рассказа?

Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.

(У)рябин, (вы)шел, (воз)вышалась, (за)метил, (на)других, (к)одной.

Объясните правописание приставок.

П…длетают, п…пробовал, …казались.

Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Объясните их постановку или послушайте учителя.

Самыми сладкими оказались ягоды с той маленькой рябинки! Вот так сороки!

План: Опорные слова:

1.Отдых на поляне. Тяжелеют, душистое, на облака.

2.Наблюдение автора. Замелькали, качались, заметил.

3.Объяснение найдено. Попробовал, оказались.

Слова для справок: возвышалась, копна, подошёл.

Отредактируйте текст. Убери ненужные повторы.

Белка взобралась на верхушку елки. Зверёк любит еловые шишки. Белка грызёт их и ест вкусные семечки. Белка взобралась на верхушку ёлки за шишками.

Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.

Настя сняла куртку, шапку и кофту и положила её на стул.

Рома надел брюки и ботинки и почистил их щёткой.

Перестройте предложения или разбейте одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.

За шкаф закатился мячик, а за городом сейчас хорошо.

Ехали две машины. Одна ехала медленно, а другая – с включенными фарами.

На прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.

Стояла ночь. В доме лесника Фёдора Ивановича все спали. Вдруг послышались голоса людей. Подъехала телега. Она остановилась во дворе около сарая. Лесник осторожно положил на землю маленького оленёнка, который остался в лесу один возле убитой матери. Оленёнка привезли нам. Малыш неуверенно стоял на тоненьких ножках. Он доверчиво смотрел большими чёрными глазами. Назвали его Бемби. Вся семья ухаживала за малышом. Вскоре оленёнок окреп и подрос. Весной его выпустили на волю.

1.Что случилось ночью у избушки лесника?

2.Почему оленёнка привезли к леснику?

3.Как выглядел малыш?

4.Кто ухаживал за Бемби?

5.Правильно ли поступил лесник, выпустив оленёнка на волю?

Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.

(В)доме, (по)ложили, (при)везли, (на)звали, (вы)пустили, (на)волю.

Объясните правописание приставок.

П…слышались, п…дъехала, д…верчиво, …креп, п…дрос.

План: Опорные слова:

1.Ночное происшествие. Спали, послышались, остановилась.

2.Маленький сирота. Осторожно, положили, убитой.

3.доверчивый малыш. На тоненьких, смотрел, большими.

Источник

Снег на ладони

В штатах телемост проводит Познер.
Нам не до него, и слава Богу.
Новый мир вчера был не опознан,
Старый – пал на пыльную дорогу.

Мысль одна – пуста и бестолкова,
Как ефрейтор Бровкин в карауле:
Что сварила Танька Шестакова
В нашей нержавеющей кастрюле?

Будет суп скоромный или постный?
Думая об этом как впервые,
На скамейке хмуро курят «Космос»
Пономарь и Пятничко. Живые.
.

А ночь шумит и движется как поезд,
С платформы Сон до станции Проснись
И там где виден Ориона пояс,
Опять летит нерусский мальчик Нильс.

Куда, зачем, какие к чёрту гуси?
Уставший Мартин как «Farman» коптит,
Но ты спешишь и звёзды словно бусы
Рассыпались по Млечному Пути.

В твоём полёте некая система,
Маршрут цивилизации иной.
Вперёд! Вперёд! Там крысы Глимингема
Тебе готовят подвиг под Луной.

Там короли, отлитые из бронзы,
Там гном в петле верёвки бельевой,
Читаешь сказку, как всё несерьёзно,
Но Розенбом пока ещё живой.

Мы с Нильсом так похожи в этом джазе,
Мы оба смотрим в небо по ночам.
У каждого есть Акки Кнебекайзе,
Скользящая у левого плеча.
.
.

И встать.
Отхрумкав всё назад.
На все свои четыре точки.
О, не учи меня азам,
Как выживают одиночки.

И сесть.
И, дух переведя,
Завыть, как ветер из колодца.
Луны украденный медяк
Считать прямым потомком солнца.
.

У ходиков – задумчивая рожица.
И маятник, как галстук на груди.
Им, может быть, сейчас идти не можется,
но гирька заставляет их идти.
***

Моя задача не абстрактна:
взглянуть на мифы свысока –
дискредитировать Геракла
как диктатуру дурака.
***

Чтоб не разжечь в державе ссору,
вручает поровну страна
и патриоту, и филеруЛейт
одни и те же ордена.
***

Тюрьма на улице Искусства
сбивает мысли на лету.
Колючей проволоки сгусток
застрял у времени во рту.
***

Ах, довольны звери-птицы,
рады села-города:
уезжает Солженицын
за границу навсегда!
***

Жует, сопит и топчется,
сморкается в кулак.
Толпа – еще не общество,
хоть над толпою – флаг.
***

Я перед ней не млею, не дрожу,
люблю ее, хоть будь она и строже.
Но если выбор – весело скажу:
«Россия – мать, но Истина – дороже!»
***

За что разбой, пожары, беды,с
лепых убийств девятый вал.
. Не пожелай жены соседа,
чтоб он твоей не пожелал.
***

Ну что вы, в полет не годится.
Дай бог, чтоб яиц нанесла.
Хоть курица все-таки птица,
но дело в устройстве крыла.
***

На сцену падал бутафорский снег.
С фальшивой болью всхлипнула валторна.
На сцене грубо «умер» человек,
а в зале кто-то плакал непритворно.
***

Я не поэт. Стихи – святое дело.
В них так воздушно, нежно и светло.
Мне ж дай предмет, чтоб тронул – и запело,
или хотя бы пальцы обожгло.
***

II
Стоит мужик
среди веков,
А кем служил? А кто таков?
Он и богов,
и дураков
лишал покоя, как оков.
А с башмаков его
пыльца –
для пудры властного лица.
Он подлеца
и короля
пушил, да так, что о ля-ля!
Он королев
держал в плену,
хотя не тронул ни одну.
Он брал за горло
цвет и свет,
ему сам демон был сосед.

Как я пишу стихи
Мне фразу жалко, если это фраза,
а не пустые вывихи экстаза.
«И сбылся Гитлер – сон больной планеты. »
Над этой фразой бьюсь уж в сотый раз.
Что к ней пристроить? Разве что вот это:
«Какой же сон глядит Земля сейчас?»
А дальше мигом строчка пристегнется:
«Мне Землю жалко. Пусть она проснется!»
Как забилась в урмане птица.
* * *
Как забилась в урмане птица
майской ночью вблизи жилья.
Кто-то должен сейчас родиться.
Верно, матушка, вот он – я!
Год рожденья – сороковой,
ни трагичный, ни роковой.
И по сталинскому портрету
тараканий ползет конвой.
И дед Кутил над моей кроваткой
кричал: «Ай, Сталин, дурак, ваш бродь!
Забрить в солдаты? Да рановато!
Загнать в поэты? А сам пойдёть!»
Хвалю запев в любом рассказе.
* * *
Хвалю запев в любом рассказе,
и сам начну издалека:
. Стоят казармы на Парнасе,
снежком присыпаны слегка.
Здесь начеку зимой и летом
поручик Лермонтов и Фет.
И сам Шекспир здесь спит одетым
уже четыре сотни лет.
Лишь иногда тумана стенка
качнется в мареве луны, –
и на свиданье Евтушенко
крадется мимо старшины.
Лишь иногда майорской дочке
ударят в сердце соловьи, –
и Вознесенский прячет очи,
еще хмельные от любви.
Бессмертье скучное изведав,
томятся пленники времен.
И за казармой Грибоедов
из пистолета бьет ворон.
Вот так великие зимуют,
и дозимуют, наконец, –
когда к Парнасу напрямую
прискачет пламенный гонец.
И Блок ружьем ссутулит спину,
и Маяковский – с палашом.
Парнас пустеет, а в долину
стремятся вороны гужом.
Война сегодня быстротечна,
война бездумна и беспечна,
война всеядна, как война, –
ей даже музыка нужна.
Но под полотнищами света,
под вой военныя трубы –
конец войне, и над планетой
взошли салютные столбы.
И сквознячком в народной массе
летает дым – победный чад.
Гудит толпа. А на Парнасе
казармы холодно молчат.
Никто, наверно, не вернулся,
никто, наверно, не вернулся.
Совсем озябшая березка,
над ней – холодная звезда.
Но – чуткий звук. А может, просто
звенит святая пустота.
Но вздрогнет заяц на опушке,
но веткой белочка качнет,
но скрипнет дверь, и выйдет Пушкин,
и кружкой снегу зачерпнет.
Не расплескайте, милый друг.
* * *
Г.Ковалю

Не расплескайте, милый друг,
как ручеек из теплых рук, –
среди порядочных людей,
среди ворон и лебедей,
среди подонков и калек –
не расплескайте интеллект.
Крякутной
Нэт

Беспечно солнце наслаждалось
злачёной лопастью креста.
А в мире что-то ожидалось, –
наверно, новая беда.
Кому – беда, кому – веселье
под колокольную молву.
Попы, угрюмые с похмелья,
персты уткнули в синеву.
Там, на обрыве колокольни,
Никитка-вор стоял с утра.
Давал урок всей русской голи,
что голь на выдумки хитра.
Шумел, как бес, смешил старушек,
и знал, крылатый баламут,
что скоро с простеньких церквушек
кресты пропеллерно рванут!
Как гипотеза не стала теорией
(баллада)

Сотворение Земли
(сказка)

В пустой пустоте жил никто никогда,
И вот – надоела ему пустота.
Он взял пустоту, и у звезд на виду –
он с солнечным светом смешал пустоту.
Добавил чего-то к пустой пустоте,
скрутил, раскатал, подсушил на звезде.
И бросил во тьму, и, скажите на милость,
Земля получилась! Земля закрутилась!
Сотворение Земли
(гипотеза)

Выплакавшись всласть, мы легко вздохнем. А теперь – вперед! Снова бить ключом!

Что сверкает сквозь туманы и снег
так заманчиво, упорно и броско?
Это новый позолоченный век –
не поэзия, не проза, а прозка.
Рифмоплеты! распусти пояса!
Вашим глоткам будет пир несказанный.
Спор идет во всю планету и за,
спор о том, кто нынче самый-пресамый.
Самый розовый-какой-то француз –
самым кислым умывается квасом.
Самый сильный не Христос Иисус,
самый сильный – ломовик Юрий ВласовHelena.
И действительность – она такова:
не поверим мы в Христосовы стоны.
Крест – он весит, может, центнера два –
Юрий Власов поднимает полтонны.
Самый зоркий человек увидал:
падал с храма самый трезвенький патер.
Он ударился о камни и стал
самый лучший на планете оратор.
Есть и самая большая свинья,
есть и самые душистые трупы.
Самый умный человек – это я,
потому что мой сосед – самый глупый.
Две ромашки у меня в волосах,
потому что мой соперник с рогами.
Я мыслитель! Потому что в лесах
бродит кто-то, обделенный мозгами.
И сверкает сквозь туманы и снег
вся в бензиновых разводах полоска.
Это самый позолоченный век,
не поэзия, не проза, а прозка!
Я боюсь музыкантов.
* * *
Я боюсь музыкантов, –
не военных, а мирных.
У военных – рожок,
барабан да труба.
А у тех – крутолобых,
молчаливых, настырных –
в отрешенных зрачках
притаилась Судьба.
. На сеансе гипноза
зал ехидно настроен,
и волшебник от злости
зеленеет, как сыр.
Он кричит через зал: –
Уходите, Бетховен.
Вы мешаете мне
одурачивать мир.
И уходит во мрак –
человек или демон?
Хоть еще не небесный,
но уже неземной.
Я боюсь музыкантов,
и бетховенской темой
я бесстрашно, безбожно,
безнадежно больной.
«Я вижу только темное. »
* * *
Я вижу только темное,
безрадостно-бездонное.
Я вижу черных рыцарей,
я вижу горьких вдов.
Я вижу только черное,
пороком закопченное,-
чтоб вдруг на миг ослепнуть
от тысячи цветов!
Зарифмуем моменты про долги и проценты
Ей приснилась деревня,
голубая вода,
молодые деревья,
молодые года.
Ни рожденья, ни смерти,
ни двора, ни кола.
Тихо звякают серьги
голубого стекла.
И проснулась Алена
под таинственный звяк.
По квартире влюбленно
пробегает сквозняк.
На столе – сторублевка,
под кроватью – шкатулка,
в уголочке – обновка:
бескурковая тулка.
(Не хватало полсотни
на златое кольцо –
и бедовый охотник
заложил ружьецо.
Бабка хищно погладит
бескурковку – и вмиг
на охотничьей свадьбе
помрачнеет жених).
. Все премного довольны:
не бабуся, а банк!
А один малахольный
заложил свой талант.
Деньги надо на спички,
на стаканчик крови.
Деньги – чудо-кирпичики
на фундамент любви.
Деньги! деньги! и деньги.
На прощальный венок.
. Вновь запели ступеньки.
Осторожный звонок.
Обомлела Алена
под таинственный звяк.
По квартире влюбленно
пролетает сквозняк.
Что ей снилось под утро.
Ни двора, ни кола.
Чьи-то черные кудри,
да кого-то звала,
да приникла к плечу его
в затемненном саду.
. И Алена почуяла
за дверями беду.
Рот ее треугольником
вдоль по комнате мечется.
. Тихо входит Раскольников
санитар человечества.
. Здесь случайность.
* * *
. Здесь случайность.
В серьезность не верю!
Здесь просчет хулиганистых рук.
Краем мысли
тогда, в «Англетере»,
он хотел, чтоб не выдержал крюк.
.

Этот город был при Августе основан,
При Тиберии стеною опоясан,
Много раз с тех пор был переименован,
Но величием ни разу не наказан.

Город мал, но тем решительней гордится
Черепками в Лету канувших мистерий.
Если выпало в империи родиться,
То борись за разрушение империй.

Ведь тогда, на общем скромном антураже,
Даже мусор неким весом обладает.
Скоро осень. К октябрю пустеют пляжи,
И ночами всё заметней холодает.

«Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть»

***
Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она,-
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.

Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят.

В неясной мгле существованья
Был неприметен их удел,
И животворный свет страданья
Над ними медленно горел.

Изнемогая, как калеки,
Под гнетом слабостей своих,
В одно единое навеки
Слились живые души их.

И знанья малая частица
Открылась им на склоне лет,
Что счастье наше — лишь зарница,
Лишь отдаленный слабый свет.

Оно так редко нам мелькает,
Такого требует труда!
Оно так быстро потухает
И исчезает навсегда!

Как ни лелей его в ладонях
И как к груди ни прижимай,-
Дитя зари, на светлых конях
Оно умчится в дальний край!

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она,-
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.

Теперь уж им, наверно, легче,
Теперь всё страшное ушло,
И только души их, как свечи,
Струят последнее тепло.

Николай Заболоцкий
____________

Дедушка ест грушу на лежанке,
Деснами кусает спелый плод.
Поднял плеч костлявые останки
И втянул в них череп, как урод.

Иван Бунин
___________

Лет через пять, коли дано дожить,
Я буду уж никто: бессилен, слеп.
И станет изо рта вываливаться хлеб,
И кто-нибудь мне застегнет пальто.

Неряшлив, раздражителен, обидчив,
Уж не отец, не муж и не добытчик.
Порой одну строфу пролепечу,
Но записать ее не захочу.

Смерть не ужасна — в ней есть высота,
Недопущение кощунства.
Ужасна в нас несоразмерность чувства
И зависть к молодости — нечиста.

Не дай дожить, испепели мне силы.
Позволь, чтоб сам себе глаза закрыл.
Чтоб, заглянув за край моей могилы,
Не думали: «Он нас освободил».

Давид Самойлов
________

***
Старость одномерна и проста:
снегопад последнего поста,

знобкий шорох птиц на холоду,
колея на тающем пруду.

Зеленеет мерзлая вода,
то сюда оттуда, то туда

с колотушкой ходит через лес
равномерный колокол небес.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *