найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая

Найди слова и выражения которые напоминают былину (например, поле чистое, тучи тёмные, Русь могучая). Как они называются?​

найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Смотреть фото найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Смотреть картинку найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Картинка про найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Фото найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая

найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Смотреть фото найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Смотреть картинку найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Картинка про найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Фото найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая

Ответы

найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Смотреть фото найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Смотреть картинку найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Картинка про найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Фото найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая

найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Смотреть фото найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Смотреть картинку найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Картинка про найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая. Фото найди слова и выражения которые напоминают былины например поле чистое тучи темные русь могучая

творчество великого писателя льва николаевича толстого знакомо не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны. среди множества прекрасных произведений этого автора нельзя не отметить роман «война и мир».

для меня стала открытием многогранность человеческих взаимоотношений. на фоне ярких событий, происходящих в стране, мы видим зарождение прекрасной любви андрея и наташи ростовой.

две блестящие человеческие натуры, два разных характера, наташа и андрей — их отношения приковывают внимание читателей. любовь на фоне мировых потрясений, войны, людского горя — сильный контраст, однако именно он придает роману реалистичности.

жизнь всегда идет своим в итоге мир в сердце князя вернет именно наташа ростова. перед смертью андрей познает смысл жизни — прощение и любовь. сердца наших героев вновь наполнит светлое чувство.

автор романа показал нам, что «война и мир» — это не только мировые события, но и события, происходящие в личной жизни его героев. такой ход дает возможность понять, что все в жизни возможно, все может случиться с каждым из нас, учит нас жить достойно!

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 53. И.С. Никитин. «Русь».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведений И.С. Никитина «Русь».

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны: мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Риторический вопрос представляет собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Стихотворение; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; ритм.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.,

в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014

2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

4. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения; познакомимся с историческими событиями, которые описаны в стихотворении; литературными терминами.

Научимся работать со стихотворным текстом; узнавать и находить средства выразительности речи.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Жени и её папы.

П: Женечка, а какая картина тебе понравилась больше всего?

Ж: Очень понравилась картина «Православная Русь» Она такая живая. Я слышала, как бегают дети, как гогочут гуси, как козочки блеют: «Мееее» Папа, а еще на картине был воздушный змей! Самый настоящий воздушный змей! Вот бы мне так побегать и поиграть.

П: Эту картину написал Сергей Панин, мне она тоже понравилась.

Ж: Папа, а этот художник, наверное, жил давно? Представляю, как стоит на возвышенности и рисует все, что видит.

П: Нет, он наш современник.

Ж: А откуда тогда он все так хорошо знает, как было раньше?

П: Он изучал историю нашей страны. Много читал. Историю можно узнать не только из учебника истории, а так же читая стихи и рассказы, слушая песни.

Ж: Папа, а есть стихотворение про Русь православную?

П: Иван Саввич использует метафоры: небо называет «шатром», горы- «цепями», небеса горят «пожар».

Ж: А я вижу сравнения! Горы Никитин сравнивает с «великанами», нивы с «камышом», мураву с «ковром», а снег, как «белый пух»

П: Молодец, а ты сможешь найти олицетворения?

Ж: Конечно, нивы «движутся», лед «ходит», пожар «освещает», а море «поднимает грудь». Словно они живые.

П: В этом отрывке поэт использует эпитеты: «море синее», «мгла непроглядная», «Русь державная».

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

П: Давай продолжим читать стихотворение.

Ж: А кто должен ответить на эти вопросы?

П: А как ты думаешь, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

Аннимация. Женечка пожимает плечами…

П: Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.

Ж: Здесь тоже есть эпитеты: «поля чистого», «воля смелая» и «Старины святой». А еще есть олицетворение – воля «разгул нашла».

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Риторические вопросы

П: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:

Ж: Поэт вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над Русью нависала угроза?

П: Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война. Благодаря именно народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить Русь неприкосновенной. Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Русь непобедимая

Ж: В этой части много олицетворения: «леса падали», «дым вставал», «Русь поднялась, собрала, приняла», «вьюги хоронили», а «бури плакали».

П: А я заметил эпитеты: «туча темная». «мать сыра-земля», «зловещий дым», «черным облаком», «глухие степи».

Ж: Если все это представить, то очень страшная картина получается, а Русь выстояла.

П: Давай читать последнюю часть и рассуждать.

П: В этом отрывке поэт использует метафору: «назвать матерью». Картина дополняется эпитетами «седым морям», «света белого», «слава громкая», «Русь могучая».

Ж: Корабли ведут себя как живые «на поклон идут», а православный люд поэт сравнивает с муравьями.

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Объяснение в любви Родине.

Ж: Это стихотворение такое мелодичное.

П: Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, используя приемы, присущие народной поэзии.

Стихотворение «Русь» положено на музыку, оно стало поистине народной песней.

Разбор типового тренировочного задания

Вставь в текст стихотворения «Русь» Ивана Саввича Никитина пропущенные слова

Под большим __________

Вижу — даль __________

Слова для вставки: шатром, степей, цепи, степям, пути.

Под большим шатром

Разбор типового контрольного задания

Тест «Внимательный читатель» Выбирай правильный ответ.

Кто написал стихотворение «Русь»

С кем сравнивает поэт горы?

Какой является Русь по религии?

Полчища какого народа положила под курганами Русь?

Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?

Кто написал стихотворение «Русь»

Кто хоронил врагов на Руси?

Именно они идут на поклон из далеких стран

В) караваны верблюдов с поклажей

И лежат в земле груды …

Что следует сделать за Родину?

А) принять смертный бой

Б) встать за Родину горой

Кто написал стихотворение «Русь»

С кем сравнивает поэт горы?

Какой является Русь по религии?

Полчища какого народа положила под курганами Русь?

Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?

Источник

Урок литературного чтения. И.С. Никитин «Русь»

Оборудование: музыкальная запись романса Э.Ф. Направника «Русь», портрет И.С. Никитина, мультимедиа, слайды на тему «Родина», выставка книг, слайды на тему «Родина», карточки «Приемы художественной выразительности: былинный стих, эпитеты, инверсия, риторические вопросы, сравнение, олицетворение, метафора».

1. ОВУ

2. Проверка домашнего задания

– Вчера, на уроке рисования мы с вами начали разговор на тему «Родина», увидели, как художники с помощью красок выражают свои чувства к Родине. Сегодня на уроке мы продолжим работать над этой темой, увидим как художники слова, поэты, передают свои чувства…
На дом вам было задание: самостоятельно подобрать и выучить наизусть стихотворения, объединенные темой «Родина».

(В ходе чтения детьми стихотворений, на экране – необходимые фотографии, картины. См. Приложение.)

3. Актуализация знаний

– Вспомните, кто автор следующих строк. Карточки читают учащиеся:

«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай..» (Встреча зимы)

«Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)

«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар разливается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается….» («Утро»)
– Кто автор данных слов.

Сообщения учащегося об авторе.

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

4. Работа над новым материалом

5. Постановка цели урока

6. Первичное восприятие

– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?
Читает учитель.

7. Проверка первичного восприятия

– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

8. Лингвистическое комментирование.

На экране (анимацией):

Шатер – высокая крыша;
Державная – государственная;.
Нива – засеянное поле;
Брань – война, битва.;
Мгла – непрозрачный воздух.

9. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

– Прочитаем по цепочке, подумаем сколько картин вы бы нарисовали?

10. Вторичное чтение и анализ

– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно)
– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню? (Поэт писал его былинным стихом).
– Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение: на экране анимация

Мурава лугов ковром стелется.
Виноград в садах наливается.

– На какой слог от начала строки падает ударение?
– На какой слог от конца строки падает ударение? (На третий слог от начала и на третий слог от конца).
– Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.
– Есть ли в стихотворение рифма? (Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»)
– Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих? (Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну Поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание.)

Начиная со четвертого четверостишия выделите устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами (снег, что белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая…)

Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое, … Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ – необычный порядок слов в строке, предложении для выделения наиболее важных слов.(на экране)Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.

– Итак, почему Никитин использует инверсию? (Чтобы стихотворение звучало, как былина)
– Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части. Первая часть – 10 строф – заканчивается словами: «Широка ты, Русь, по лицу земли /В красе царственной развернулася»
– Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так: Вижу – даль степей зеленеется» или «Цепи гор стоят великанами». Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

1 часть

Работа над 1-й частью после прочтения ее учащимися.

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность)
– Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? Объясните.
– Расскажите о своем понимании этих строк: (7)

Подымается грудь/// Море синее /// И горами лед /// ходит по морю

– Где «горами лед ходит по морю»?
– Как мы называем эти ледяные горы? (Слайд – Айсберги)
Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? (Слайд – волны)
– Какие приемы использует поэт в этих строках? (Олицетворение. Сравнение)
– Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу: «И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»
– О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием- слайд)
– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.

Анализ синтаксиса поэтической речи

– Двусоставные предложения придают речи развернутость описания, панорамность (Широта, объём).
– Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях. (Восклицательные)
– Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (Торжественно)
– Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.
– Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси? (Русь державная, в красе царственной)
– Как можно озаглавить 1 часть? («Необъятная, царственная Русь»)

2 часть

3 часть

– После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

– Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)
– Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)
– Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)
– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)
– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов
Поднялася Русь…На кровавый пир

– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.

И в глухих степях …О них плакали!

– Этими словами заканчивается 3 часть. Как ее можно озаглавить? (Русь непобедимая).
– Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?

4 часть

– Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.
– Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)
– Прочтайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший.
– Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)

Учащиеся читают последние 2 четверостишия.

11. Обобщение

1. Необъятная, царственная Русь.
2. Риторические вопросы.
3. Русь непобедимая.
4. Объяснение в любви Родине.

– Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь» (родина, мама, современное: отечество, Россия, отчизна)
– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?
– Почему вы так думаете?
– Соотнесение иллюстраций с текстом.
– На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи.

12. Итог урока

– С какими новыми понятиями познакомились сегодня?
– Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения?
– Какова основная мысль стихотворения? (2-е последние строфы)

Анализ своей работы учащимися (сигнальные карточки).

13. Домашнее задание

– Выразительное чтение стихотворения.
– По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.
– Продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина».

Источник

Урок литературного чтения в 4 классе

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема : любовь к Родине, к её героическому прошлому в стихотворении И. С. Никитина «Русь».

Цели : знакомство с поэтическим произведением о Родине И. С. Никитина «Русь»; формирование умения воссоздать картины, нарисованные автором; развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти, навыков выразительного чтения; воспитание и развитие нравственных ценностей.

Создание положительного эмоционального настроя на урок.

Сегодня у нас особенный урок. Его особенность в том, что тема урока волнует и объединяет всех людей, живущих в нашей стране. В детстве я и мои сверстники часто слышали песню, которая сейчас звучит очень редко. Вспомним её сегодня. Это песня «С чего начинается Родина». Давайте послушаем.

(Звучит песня «С чего начинается Родина» в сопровождении слайдов-фотографий о России)

Сообщение темы урока.

— Так что же объединяет всех людей, живущих в нашей стране? (Родина).

— А как называется наша Родина? (Россия), а люди, живущие в ней? (Россияне).

— Подберите к слову Родина близкие по значению слова (Россия, Русь, Отечество, Отчизна).

— Прочитайте слова К. Д. Ушинского, записанные на доске (можно на слайде):

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».

— Писатели и поэты воспевают Россию в своих произведениях. С одним из таких произведений мы сегодня с вами познакомимся. Это стихотворение И. С. Никитина «Русь». Именно после этого стихотворения его имя стало известным, а сам поэт знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.

Работа над новым материалом (Анализ стихотворения И. С. Никитина «Русь»).

Работа с названием произведения.

— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, почему автор назвал его не «Россия», а «Русь»? Какое историческое время ассоциируется у вас со словом Русь? (Историческое прошлое, отдалённое от нас значительным периодом времени).

— Как звучало это стихотворение, на что оно похоже? (Звучало напевно, похоже на протяжную песню).

— Есть ли в стихотворении рифма? (Нет, также её часто не бывает в народных стихах). Но в стихотворении есть определённый ритм, и он важнее рифмы. Ритм в стихотворении такой же, как в былинах. Значит это произведение написано былинным стихом.

— Найдите в стихотворении устойчивые, характерные для фольклора эпитеты вместе с определяемыми словами. (Тучи тёмные, камыш густой, море синее, мгла непроглядная, поле чистое, богатырская сила, старина святая, чёрный день, лях гордый, туча тёмная, мать сыра земля, православный люд, свет белый, Русь могучая).

— Обычно имя прилагательное мы ставим впереди определяемого слова, но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот: поле чистое, сила богатырская. Это помогает удерживать заданный ритм. Такой приём называется инверсией. (На доске появляется карточка со словом инверсия).

— Зачем же Никитин использует инверсию? (Чтобы стихотворение звучало как былина).

— Почему, для того, чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих? (Былины воспевают богатырей – защитников страны).

— Верно! Могучую, как богатырь, Русь поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – это не только степи и горы. Родина – это народ, и о народе Никитин хочет рассказать, используя приёмы, присущие народной поэзии.

Медленное чтение стихотворения (так как стихотворение объёмное, разделим его на части).

— Прочитайте первую строфу.

Под большим шатром

Какую картину вы представили? Что здесь означает слово шатёр? Почему автор говорит вместо слова небо – небеса? Что автор подчёркивает словом «даль»?

— Прочитаем следующие две строфы.

Что добавилось в вашем воображении? Какие слова и словосочетания использует поэт, чтобы показать бескрайние просторы Руси?

— Читаем следующих два четверостишия.

— Объясните значение слова «мурава» (устар., в народной поэзии – молодая трава).

— Какие картины южной природы представил нам поэт? (Зрелые нивы, пёстрый ковёр лугов, сады-виноградники).

— Какие сравнения использует автор?

— Прочитаем следующих три четверостишия.

Там в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Для чего после картин южной природы автор рисует картины суровой Арктики? (Чтобы подчеркнуть необъятность Руси).

— О каких пустынях севера ведёт речь Никитин?

— Что хочет показать словом «в глуши»?

— С чем сравнивает снег? Почему?

— Как вы понимаете строки: «Подымает грудь море синее, и горами лёд ходит по морю»?

— Какие приёмы художественной изобразительности использует поэт в этих строках? (Олицетворение, сравнение).

— О какой непроглядной тьме говорит поэт, и что называет он «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, где небо иногда освещается северным сиянием).

— Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к своей Родине. Оно состоит из двух четверостиший, каждое из которых представляет собой одно восклицательное предложение. Восклицательная интонация подчёркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси. Прочитайте торжественно эти два четверостишия, которые завершают первую часть, передав восклицательную интонацию:

В красе царственной

— Как понимаете «православная»? (христианской веры).

— Какими словами автор подчёркивает величие Руси? («Русь державная», «В красе царственной»).

— Что значит «державная», «царственная»? (Могущественная, величественная, горделивая).

Работа над второй частью стихотворения.

— Прочитайте про себя четыре следующих четверостишия:

Где б разгул нашла

Кому в чёрный день

— Объясните значение слова «казна» (устар. – деньги, имущество, принадлежавшие мгосударству).

— Какой знак стоит в конце каждой строфы?

— С какой интонацией следует читать каждое из этих четверостиший? Давайте прочитаем вслух, правильно передав интонацию.

— К кому обращены эти вопросы? (К Родине).

— Как вы считаете, поэт задаёт эти вопросы, потому что не знает ответа? Или он знает его? (Конечно, он знает ответ. Более того, он уверен, что и мы, читатели, тоже знаем и вместе с поэтом ответим на них утвердительно).

Такие вопросы, ответ на которые очевиден, известен, называются риторическими. Автор подчёркивает ими чувство уверенности. Чтобы приблизить стихотворение к народному, поэт трижды начинает четверостишия одинаково: «У тебя ли нет». Это придаёт словам особую выразительность и убедительность. Поэтому эти четыре строфы будем читать так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поет, Родина имеет.

Работа над третьей частью стихотворения.

В третьей части стихотворения поэт вспоминает героическое прошлое своей Родины.

— О каком сражении рассказывает Никитин? С кем пришлось сражаться русскому народу?

— Что такое курган? (Древний могильный холм или просто небольшая возвышенность).

— Как понимаете «Положила ты татар полчища»?

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

— Кто такие ляхи? (Польские завоеватели).

— Что значит «дала урок»?

— Для чего автор использует две противоположности «на жизнь и смерть»?

— О какой войне Никитин рассказывает в этих четверостишиях? (О войне с войсками Наполеона).

— Как он называет врагов? («туча тёмная»). Для чего использует эпитет «тёмная»?

— Что хочет показать глаголом «облегла»?

— Какие слова говорят о том, что битва была тяжёлой, жестокой? («Леса падали», «земля колебалася», «зловещий дым», «от горевших сёл»).

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань –

Вдруг со всех концов

— О чём хочет поведать автор в этих четверостишиях?

— Как он называет врагов здесь? (Гости).

— Как он называет битву? («Кровавый пир»). Для чего он использует именно этот эпитет?

— Почему же Русь победила Францию? В чём поэт усматривает силу Руси? (Сила в единстве. На борьбу поднялся весь народ).

— О чём рассказывают эти строки? (О гибели армии Наполеона)

— Где поэт «стелет» постель постель для незваного гостя? (Под сугробами).

Работа над четвёртой частью стихотворения.

Стать за честь твою

В этой части поэт пишет о своей гордости уже не прошлым, а настоящим своей Родины и объясняется ей в любви.

— Что показывает автор словами «муравьём кишит»?

— Какие строки говорят о могуществе и богатстве страны?

— Каким важным словом называет Никитин Родину? (Матерью). Почему?

— Что значит «стать за честь твою против недруга»?

— Как понимаете «сложить голову»? Почему автор использовал эти словосочетания? (Приблизил к народным стихам).

— Как нужно прочитать два последних четверостишия? (Торжественно, взволнованно).

Составление картинного плана и партитуры чувств.

1. Просторы земли русской.

2. Русь державная, православная.

3. Чёрные дни для Руси.

1. Восхищение необъятностью и красотой Руси.

2. Чувство уверенности и убедительности.

3. Гордость за единство народа, непобедимость.

4. Любовь, патриотизм.

Выразительное чтения стихотворения.

— С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

— О чём это стихотворение?

— Какие же чувства и свои, и многих русских людей выразил поэт И. С. Никитин в стихотворении «Русь»?

— А какие чувства возникли у вас?

И. С. Никитин глубоко любил нашу Родину и русский народ. Эту любовь он передал и своим потомкам через все свои произведения.

«Литературное чтение в современной школе» 2 брошюры («лекции 1-4», «лекции 5-8») – Лазарева В.А.

«Изучение поэтического произведения в начальных классах», К.П. Шестипалова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *