Неправильное значение параметра печатное представление заявки на оказание государственной услуги
Ошибки при формировании и финансовом обеспечении задания
Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Нарушения при формировании и исполнении задания допускают как органы-учредители, так и сами учреждения (в том числе автономные). Первые отвечают за выдачу планового документа подведомственным учреждениям и контроль его исполнения, а вторые – за достижение установленных в задании показателей и достоверную отчетность. Ошибаться здесь могут все. В чем заключаются типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок? Расскажем далее.
Выполнение учреждениями государственного (муниципального) задания контролируют органы Федерального казначейства, финансовые и контрольно-счетные органы. Нарушения фиксируются по результатам разнообразных проверок – выполнения задания учреждением, его финансово-хозяйственной деятельности или эффективности расходования им средств бюджета соответствующего уровня.
Хотя процедура формирования и процесс исполнения задания детально регламентированы в нормативных документах и хорошо знакомы органам-учредителям и подведомственным учреждениям, ошибки (даже самые очевидные) встречаются на любом этапе работы. Как показывает выборочный анализ актов проверок и судебной практики, чаще всего ошибаются на муниципальном уровне, но и в адрес региональных и федеральных учреждений (их учредителей) контролеры тоже направляют претензии. Вот основные группы нарушений.
Формирование задания
В силу ч. 2, 4 ст. 4 Федерального Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем, а финансовое обеспечение задания осуществляется в виде субсидий из бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников. Аналогичные нормы закреплены в порядках формирования и финансового обеспечения задания, действующих в отношении учреждений соответствующего уровня (например, для федеральных учреждений это отражено в п. 5 Положения № 640, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640).
То есть за ошибки при формировании задания отвечает орган-учредитель. За них даже предусмотрена административная ответственность – штрафы для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 15.15.15 КоАП РФ). У учреждения не получится самостоятельно исправить такие ошибки, но проинформировать учредителя об их наличии АУ может.
Утверждение задания на срок, не совпадающий со сроком утверждения бюджета.
Как сказано в п. 3 ст. 69.2 БК РФ, задание формируется на срок до года в случае принятия бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае принятия бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В Положении № 640 говорится о трехлетнем планировании задания – такое же решение обычно принимают «на местах».
Но на практике органы-учредители не всегда соблюдают это требование. Бывают случаи, когда задание подведомственному учреждению утверждается на год, в то время как местный бюджет принимается на три года – как и лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся органу-учредителю на трехлетний срок.
Название услуги из задания не соответствует услуге из перечня (классификатора).
Согласно абз. 2 – 4 п. 3 ст. 69.2 БК РФ в задание учреждения можно включать только те услуги и работы, которые поименованы в общероссийском базовом (отраслевом), федеральном или региональном перечне. Другие наименования вносить в задание нельзя, иное будет квалифицировано как нарушение.
Один такой случай произошел при проверке муниципального учреждения, по результатам которой оштрафовали начальника управления городской администрации, утвердившего задание. В него вошла услуга, отсутствующая в общероссийском и региональном перечнях, уникальный номер реестровой записи данной услуге присвоен не был. Финансовый орган, проводивший проверку в учреждении, вменил должностному лицу органа-учредителя нарушение порядка формирования муниципального задания и привлек к административной ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ.
К сведению: в задание можно включать только те услуги и работы, которые поименованы в общероссийском базовом, федеральном или региональном перечне. Другие наименования вносить в задание нельзя.
Начальник управления оспорил решение контрольного органа, но суды трех инстанций должностное лицо не поддержали. Его довод о том, что услуга содержалась в примерном (рекомендуемом) перечне услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, судьи не приняли во внимание. Факт нарушения и правомерность привлечения к ответственности подтвердились (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2020 № 16-7518/2020).
Задание составлено не по утвержденной форме.
Форма эта, как правило, приводится в порядке формирования и финансового обеспечения задания, утвержденном учредителем. Например, форма госзадания для федеральных учреждений приведена в приложении 1 к Положению № 640.
В плановый документ время от времени вносятся поправки и учреждения не всегда могут оперативно отреагировать на это. А вот орган-учредитель отслеживать такие изменения обязан – ошибка может обернуться для должностного лица привлечением к ответственности по ст. 15.15.15 КоАП РФ, на что и указывают контролеры в своих актах проверок.
Аналогичный риск – нарушение требований к форме госзадания – упоминается и в Классификаторе, утвержденном Федеральным казначейством 19.12.2017. Код нарушения – 02 01 01 03 07 01.
Иные ошибки.
Сюда относятся, например, отсутствие в форме задания уникального номера реестровой записи услуги, работы или требований к срокам представления отчетности о выполнении задания, неуказание категории физических лиц – потребителей соответствующих услуг.
Перечислим еще несколько нарушений, которые Казначейство РФ включило в Классификатор (код подгруппы нарушений – 02 01 01 03):
несоответствие задания основным видам деятельности учреждения по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ);
несоответствие задания показателям его фактического выполнения учреждением в отчетном и текущем финансовых годах;
включение в задание государственных (муниципальных) услуг (работ), не относящихся к видам деятельности, указанным в учредительных документах;
отсутствие в задании обязательных положений;
нарушение порядка внесения изменений в задание;
нарушение сроков формирования, утверждения и доведения задания, внесения в него изменений.
Финансовое обеспечение задания
Субсидию на выполнение задания выделяет орган-учредитель, а значит, и за нарушение порядка финансового обеспечения задания, которое выявлено при проверке подведомственного учреждения, тоже отвечает вышестоящий орган. Вот какие ошибки выявляют контролеры.
Некорректный расчет нормативных затрат или их отсутствие.
Согласно абз. 2, 3 п. 4 ст. 69.2 БК РФ объем финансового обеспечения выполнения задания определяется на основании нормативных затрат на оказание услуг, а по решению органа-учредителя при расчете могут использоваться и нормативные затраты на работы. На необходимость применения нормативов на услуги также указывают многочисленные общие требования (см., например, приказы Минкультуры РФ от 28.03.2019 № 357 и Минспорта РФ от 08.02.2019 № 83), выпущенные федеральными министерствами в сферах своего регулирования и распространяющиеся на учреждения всех уровней подчинения.
Но на практике возникают ситуации, когда размер субсидии на выполнение задания определяется без предварительного утверждения органом-учредителем нормативных затрат (хотя в порядке финансового обеспечения задания формулы расчета присутствуют). Выявляя такое нарушение и квалифицируя его по ст. 15.15.15 КоАП РФ, контролеры отмечают, что процесс расчета субсидии становится непрозрачным и оценить степень достаточности финансового обеспечения задания, доведенного учреждению, не представляется возможным.
Кстати, о риске завышения размера субсидии на выполнение госзадания из-за некорректного расчета нормативных затрат упоминают в своих документах и контрольные органы субъектов РФ – в частности, департамент здравоохранения Москвы (п. 10.1 Реестра, утвержденного Приказом департамента здравоохранения г. Москвы от 18.12.2020 № 1446).
Изменение объема субсидии на выполнение задания без корректировки самого задания.
Если орган-учредитель уменьшает в течение года размер субсидии, это должно сопровождаться соответствующим изменением задания (ч. 2.2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ, п. 41 Положения № 640 и аналогичные нормы порядков, изданных «на местах»). В противном случае контролеры посчитают такой факт нарушением и укажут на него органу-учредителю, как это сделала, например, Счетная палата в п. 1.3.2 Представления от 25.05.2018 № ПР 12-126/12–04.
Итак, ошибки, совершенные органом-учредителем при формировании и финансовом обеспечении задания, учреждение самостоятельно исправить не может. Ответственность за них по ст. 15.15.15 КоАП РФ несет учредитель.
Новый гост для оформления документов
Материал обновлен 06.09.2021
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса.
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:
Ошибки при подаче заявлений на оказание государственной услуги в электронном виде
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
— Отсутствие документов, представление которых предусмотрено пунктом 21 Административного регламента.
— Представление документов с истекшим сроком действия, за исключением водительского удостоверения.
— Наличие в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления, а также отсутствие в них необходимых сведений, подписей, печатей.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
— Обращение заявителя, не достигшего установленного статьей 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возраста либо не имеющего медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами либо не прошедшего в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.
— Обращение по вопросам выдачи водительского удостоверения, обмена иностранного водительского удостоверения заявителя, не достигшего установленного статьей 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возраста либо не имеющего медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами либо не сдавшего в установленных случаях соответствующие экзамены, предусмотренные пунктом 9 Правил.
— Наличие сведений о лишении заявителя права управления транспортными средствами.
— Представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
— Представление документов, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных).
Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
— Неуплата государственной пошлины либо отсутствие сведений об уплате. Государственная услуга приостанавливается до подтверждения факта уплаты государственной пошлины.
— Пропуск заявителем срока, установленного для представления документов при подаче заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала.
Государственная услуга приостанавливается до личного обращения заявителя в экзаменационное подразделение для представления документов, предусмотренных пунктом 21 Административного регламента.
В случае неявки заявителя в экзаменационное подразделение для представления необходимых документов в течение шести месяцев с даты подачи и регистрации заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала предоставление государственной услуги прекращается.
— Неявка заявителя к месту проведения экзамена.
Государственная услуга приостанавливается до личного обращения заявителя в экзаменационное подразделение, должностным лицом которого принималось решение о назначении экзамена.
В случае неявки заявителя в экзаменационное подразделение в течение шести месяцев с даты назначения экзамена предоставление государственной услуги прекращается.
— Отсутствие в установленных Административным регламентом случаях сведений, подтверждающих выдачу документа о прохождении соответствующего профессионального обучения по основным программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий либо медицинского заключения либо водительского удостоверения.
Государственная услуга в части выдачи российского национального водительского удостоверения приостанавливается до подтверждения выдачи указанных документов.
В случае отсутствия ответа из компетентных органов в течение шести месяцев с даты направления запроса предоставление государственной услуги прекращается.
— Неявка заявителя для получения результата предоставления государственной услуги.
Государственная услуга приостанавливается до личного обращения заявителя в экзаменационное подразделение для получения результата предоставления государственной услуги.
В случае неявки заявителя в экзаменационное подразделение в течение шести месяцев с даты приостановления предоставления государственной услуги предоставление государственной услуги прекращается.
— Недостижение заявителем, успешно сдавшим в случае, установленном пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», экзамены на право управления транспортными средствами категорий «B» или «C», восемнадцатилетнего возраста на дату получения права на управление транспортными средствами.
Государственная услуга приостанавливается до личного обращения заявителя в экзаменационное подразделение для получения водительского удостоверения по достижении восемнадцатилетнего возраста.
(пп. 28.6 введен Приказом МВД России от 06.09.2017 N 707)
— Несоблюдение заявителем, ранее лишенным права управления транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требований, условий возврата водительских удостоверений, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственная услуга приостанавливается до личного обращения заявителя в экзаменационное подразделение после выполнения им требований части 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае неисполнения заявителем условий возврата водительских удостоверений, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение шести месяцев с даты подачи заявления предоставление государственной услуги прекращается.
Неправильное значение параметра печатное представление заявки на оказание государственной услуги
Ошибками при предоставлении государственных услуг считается:
– нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
– нарушение срока предоставления государственной услуги;
– требование у заявителя документов, не предусмотренных Административным регламентом предоставления государственной услуги;
– отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом предоставления государственной услуги;
– отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними Административными регламентами предоставления государственных услуг;
– требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной Административным регламентом;
– отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Типичными ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий считается, что:
– заявитель обратился с просьбой о предоставлении государственной услуги при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
– заявитель обратился с просьбой о предоставлении государственной услуги при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в государственный орган;
– в заявлении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
– вопросы, изложенные в обращении (заявлении), не входят в компетенцию органа власти, в который направлено обращение.
Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 236
«О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»
С изменениями и дополнениями от:
20 ноября 2018 г., 2 февраля 2019 г., 21 августа 2020 г.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»:
а) обеспечить не позднее 1 июля 2017 г. предоставление государственных услуг в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
б) осуществлять предоставление государственных услуг в электронной форме с использованием своих официальных сайтов дополнительно в случае, если в соответствии с федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации соответствующие государственные услуги могут предоставляться с использованием таких официальных сайтов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 г.;
б) утвердить не позднее 1 января 2017 г. сводные планы по приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в 4-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с требованиями.
5. Реализация требований осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Требования
к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 236)
С изменениями и дополнениями от:
20 ноября 2018 г., 2 февраля 2019 г., 21 августа 2020 г.
а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;
в) формирование запроса;
г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
е) получение результата предоставления услуги;
ж) получение сведений о ходе выполнения запроса;
з) осуществление оценки качества предоставления услуги;
и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.
3. Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги.
4. В административный регламент предоставления услуги включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, а также требования к порядку их выполнения.
5. Состав действий, которые включаются в административный регламент предоставления услуги, одобряется:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
При несогласии органа (организации) с решением Министерства экономического развития Российской Федерации и (или) решением Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации орган (организация) обеспечивает проведение согласительного мероприятия соответственно с Министерством экономического развития Российской Федерации и (или) Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В случае недостижения согласия этот вопрос выносится органом (организацией) для рассмотрения на заседание президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
6. Информация о порядке и сроках предоставления услуги, основанная на сведениях об услугах, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», размещенная на едином портале, порталах услуг и официальных сайтах, предоставляется заявителю бесплатно.
7. Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также отказ в предоставлении услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления услуги, опубликованной на едином портале, порталах услуг и официальных сайтах.
8. Доступ к информации о сроках и порядке предоставления услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя или предоставление им персональных данных.
9. При организации записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр заявителю обеспечивается возможность:
а) ознакомления с расписанием работы органа (организации) или многофункционального центра либо уполномоченного сотрудника органа (организации) или многофункционального центра, а также с доступными для записи на прием датами и интервалами времени приема;
б) записи в любые свободные для приема дату и время в пределах установленного в органе (организации) или многофункциональном центре графика приема заявителей.
10. При осуществлении записи на прием орган (организация) или многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.
11. Запись на прием может осуществляться посредством информационной системы органа (организации) или многофункционального центра, которая обеспечивает возможность интеграции с единым порталом, порталами услуг и официальными сайтами.
Информация об изменениях:
12. Формирование запроса осуществляется посредством заполнения электронной формы запроса на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме.
На едином портале, порталах услуг и официальных сайтах размещаются образцы заполнения электронной формы запроса.
Если на едином портале заявителю не обеспечивается возможность заполнения электронной формы запроса, то для формирования запроса на едином портале в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, обеспечивается автоматический переход к заполнению электронной формы указанного запроса на портале услуг или официальном сайте.
13. Форматно-логическая проверка сформированного запроса осуществляется в порядке, определяемом органом (организацией), после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы запроса. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы запроса заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме запроса.
14. При формировании запроса обеспечивается:
а) возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
б) возможность заполнения несколькими заявителями одной электронной формы запроса при обращении за услугами, предполагающими направление совместного запроса несколькими заявителями;
в) возможность печати на бумажном носителе копии электронной формы запроса;
г) сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода значений в электронную форму запроса;
е) возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы запроса без потери ранее введенной информации;
15. Сформированный и подписанный запрос и иные документы, необходимые для предоставления услуги, направляются в орган (организацию) посредством порталов или официальных сайтов.
16. Орган (организация) обеспечивает прием документов, необходимых для предоставления услуги, и регистрацию запроса без необходимости повторного представления заявителем таких документов на бумажном носителе, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление услуги начинается с момента приема и регистрации органом (организацией) электронных документов, необходимых для предоставления услуги, а также получения в установленном порядке информации об оплате услуги заявителем, за исключением случая, если для начала процедуры предоставления услуги в соответствии с законодательством требуется личная явка.
17. Оплата услуг осуществляется заявителем с использованием единого портала, порталов услуг или официальных сайтов по предварительно заполненным органом (организацией) реквизитам. Предоставление информации об оплате услуг осуществляется с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами.
18. Заявитель, совершивший оплату услуг с использованием единого портала, порталов услуг или официального сайта, информируется о совершении факта оплаты услуг посредством единого портала, порталов услуг или официального сайта (в том числе в едином личном кабинете) с использованием информации, полученной в установленном порядке из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
19. Заявителю в качестве результата предоставления услуги обеспечивается по его выбору возможность получения:
а) электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
б) документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, направленного органом (организацией), в многофункциональном центре;
в) информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
20. В случае если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами не установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе, заявителю обеспечивается возможность выбрать вариант получения результата предоставления услуги в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, независимо от формы или способа обращения за услугой.
Возможность получения результата предоставления услуги в форме электронного документа или документа на бумажном носителе обеспечивается заявителю в течение срока действия результата предоставления услуги (в случае если такой срок установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации).
21. Заявителю обеспечивается доступ к результату предоставления услуги, полученному в форме электронного документа, на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах (в том числе в едином личном кабинете) в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации. Заявителю предоставляется возможность сохранения электронного документа, являющегося результатом предоставления услуги и подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, на своих технических средствах, а также возможность направления такого электронного документа в иные органы (организации).
22. Уведомление о завершении выполнения органами (организациями) предусмотренных настоящими требованиями действий направляется заявителю в срок, не превышающий одного рабочего дня после завершения соответствующего действия, на адрес электронной почты или с использованием средств единого портала, порталов услуг или официального сайта в единый личный кабинет по выбору заявителя.
Органы (организации), оператор единого портала, а также операторы порталов услуг и официальных сайтов вправе определить дополнительные способы получения сведений о ходе выполнения запроса путем размещения информации на порталах услуг или официальных сайтах.
23. При предоставлении услуги в электронной форме заявителю направляется:
а) уведомление о записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр, содержащее сведения о дате, времени и месте приема;
б) уведомление о приеме и регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о факте приема запроса и документов, необходимых для предоставления услуги, и начале процедуры предоставления услуги, а также сведения о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
в) уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги;
г) уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.
24. Оценка качества предоставления услуги осуществляется в соответствии с Правилами оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».
Оценка заявителем качества предоставления услуги в электронной форме не является обязательным условием для продолжения предоставления органом (организацией) услуги.
25. Заявителю обеспечивается возможность направления жалобы на решения, действия или бездействие органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего в соответствии со статьей 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. N 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного, (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг».
Установлены требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Они распространяются на федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», а также органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Так, при предоставлении услуг посредством Единого портала, региональных порталов, официальных сайтов заявитель должен иметь возможность получить информацию о порядке и сроках процедуры, записаться на прием в орган (организацию), МФЦ, сформировать запрос, оплатить услугу, получить ее результат или сведения о ходе выполнения запроса. Кроме того, необходимо обеспечить прием и регистрацию запроса и иных требуемых документов. Также заявителю должна быть предоставлена возможность оценить качество услуги и подать жалобу на решения, действия (бездействие) чиновников.
Целесообразность перевода отдельных процедур в электронную форму устанавливают органы власти и организации. Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме, определяется в административном регламенте предоставления услуги. При этом он должен быть одобрен Правительственной комиссией по использованию информтехнологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности либо уполномоченными органами власти региона.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, госкорпорациям рекомендовано обеспечить предоставление госуслуг в электронной форме посредством Единого портала не позднее 1 июля 2017 г. Региональным органам власти рекомендовано обеспечить предоставление услуг в электронной форме в соответствии с данными требованиями не позднее 31 декабря 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2016 г., в «Российской газете» от 8 апреля 2016 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N 15 ст. 2084
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 21 августа 2020 г. N 1266
Изменения вступают в силу с 2 сентября 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2019 г. N 77
Изменения вступают в силу с 13 февраля 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2018 г. N 1391
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2018 г.