Неверно указали назначение платежа как исправить
Виды и последствия ошибок в платежном поручении
Платежное поручение может оформляться или по налогам/бюджетным сборам, или по платежам в адрес контрагентов. Этот документ обязательно должен быть составлен правильно. Если будут допущены ошибки, существует риск того, что предполагаемый получатель не получит средств.
Основная информация
Рассмотрим базовые ошибки, которые допускаются при платежах:
Если платеж пока обрабатывается банковским учреждением, плательщик может направить в операционный отдел уточняющий документ.
Последствия допущенных ошибок
Платежные поручения нужно составлять внимательно. Даже если ошибка не приведет к утрате средств, на исправление ее все равно придется тратить много времени. Рассмотрим последствия ошибки:
Ошибку придется исправлять. А это влечет за собой отрыв от деятельности работников, необходимость в составлении дополнительных документов, судебные разбирательства.
Вероятные ошибки при платежах в адрес контрагента
Значение перечня наиболее распространенных ошибок облегчает проверку и выявление недочетов в конкретных платежных поручениях. Очень часто допускаются эти ошибки:
Даже если ошибка кажется несущественной, все равно ее в большинстве случаев нужно исправлять.
Ошибки, которые можно исправить
Рассмотрим исправимые ошибки и порядок их ликвидации:
Перечисленные ошибки считаются несущественными. Их относительно легко исправить.
Ошибки, которые нельзя исправить
Рассмотрим существенные ошибки, которые не подлежат исправлению:
Между существенной и несущественной ошибками есть большая разница. При исправимых ошибках плательщику достаточно отправить уточнение. В этом случае платеж будет считаться уплаченным. Ошибки, не подлежащие исправлению, предполагают, что налоги или платежи контрагентам не считаются выплаченными. То есть на плательщика будут накладываться штрафы, пени.
Особенности оформления заявления на уточнение налогового платежа
Если бухгалтером была допущена несущественная ошибка, реквизиты требуется уточнить. Для этого составляется заявление, содержащее информацию:
ВАЖНО! К заявлению имеет смысл приложить копию поручения, а также копию банковской выписки.
Ошибки при направлении платежей в бюджет
Платежное поручение на платежи в бюджет отличается множеством полей, что располагает к допущению ошибок. Однако среди этих полей есть те, на которые контролирующие структуры обращают мало внимания. В частности, это следующие строки:
Если ошибки будут допущены в этих строках, исправлять их не обязательно. Также несущественной является строка «очередность платежа». Исключение – поручение отправляют компании, деятельность которых сопряжена с финансовыми сложностями: ограничения по расходным операциям, недостаток средств на банковском счете. Если присутствуют эти обстоятельства, то строка «очередность» проверяется в первую очередь.
Уточнение и изменение платежа в платежном поручении
Зачем это нужно
Более 90% расчетов между контрагентами производится безналичным путем. Одна сторона выполняет условия договора, а вторая оплачивает услуги или поставки. Для перечисления оплаты оформляется специальный документ — платежное поручение. Для каждого поля формуляра предусмотрены отдельные правила заполнения платежных поручений, в 2020 изменения не предусмотрены. Порядок заполнения утвержден Распоряжением Банка России от 19.06.2012 № 383-П (в ред. 11.10.2018).
Ошибка в платежных реквизитах или в идентификационных данных плательщика и получателя приведет к тому, что банк отклонит документ. Попросту откажет в его исполнении. Но есть такие недочеты, которые банковская организация проверить не в силах. Например, ошибка или описка в назначении платежа. Сведения, указанные в поле 20 платежки, банк не может проверить. Ведь плательщик не обязан предоставлять договоры и счета на проверку.
Какие ошибки можно исправить
Подготовить письмо о назначении платежа в платежном поручении нужно, если недочет имеет значение. Например, при выявлении орфографической или пунктуационной ошибки в назначении платежки никаких уведомлений составлять не нужно. Но есть категории недочетов, которые могут отрицательно сказаться на деятельности компании.
Какие ошибки нужно исправить:
Обнаружили недочет — подготовьте уточняющее письмо по платежному поручению в адрес контрагента. Документ исключит штрафные санкции со стороны партнеров из-за неисполнения условий договора или контракта. Также обезопасит компанию от налоговых рисков по НДС.
Как составить заявление
Плательщик, допустивший ошибку, должен самостоятельно подготовить изменение назначения платежа в платежном поручении (письмо). Причем уведомление придется направить не только партнерам по бизнесу, но и в банковскую организацию.
Унифицированной формы или шаблона не предусмотрено. Заявление об уточнении реквизитов платежного поручения оформляется в произвольном виде, с учетом норм деловой переписки.
Что указать в обращении:
Примечания и пояснения
Сведения о получателе. Указываем должность, Ф.И.О. директора и наименование компании, в адрес которой готовим письмо. Дополнительно можно указать адрес и регистрационные данные фирмы.
Если обращение будет продублировано и в банковскую организацию, можно указать аналогичные данные о структурном отделении банка.
Теперь указываем информацию об отправителе. Вносим наименование, ИНН и КПП организации, указываем адрес и контакты для связи.
В середине новой строки указываем «Письмо об уточнении платежа»
Подробно расписываем ситуацию, причиной которой послужило составления бумаги. То есть указываем в обязательном порядке:
Перечислите документы, прилагаемые к письму. Это может быть платежное поручение с ошибкой, копия договора или счета, иные документы.
Заверить письмо должен руководитель предприятия либо иное уполномоченное лицо. Печать в документе проставляется при наличии.
Примерный образец
Оформление и отправка
Подготовьте сразу четыре экземпляра документа, чтобы изменить назначение платежа в платежном поручении, письма обязательно заверьте у руководителя. Один экземпляр останется в компании, второй направят контрагенту, и по одному экземпляру — для банка получателя и плательщика.
Отправить документ можно несколькими способами. Например, лично при встрече, отправить письмо по почте или курьерской доставкой либо, в крайнем случае, электронным письмом. Но интернет-переписка считается самым ненадежным способом отправки сообщения. Ведь получатель может даже не прочитать письмо.
Письмо после отправки следует зарегистрировать в журнале исходящей документации и подшить вместе с текущей первичкой компании. Допустимо копию письма об уточнении приложить к платежному поручению с ошибкой. Храните заявление не менее трех лет.
Письмо об уточнении назначения платежа
Составление письма об уточнении назначения платежа происходит тогда, когда сотрудники организаций обнаруживают ошибку или неточность в уже исполненном платежном поручении. Данное письмо является не просто частью деловой корреспонденции, оно относится к первичной документации фирмы.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Когда и какие возникают ошибки
Ошибки в платежках между контрагентами допускают составители платежных поручений, т.е. работники бухгалтерских отделов. При этом неверные данные могут быть в самых разных пунктах документа: например, неправильно указывается номер договора, по которому происходит перечисление денежных средств, ошибочно пишется цель платежа или, бывает, выделяется НДС там, где его выделать не нужно и т.д.
Исправить это можно в одностороннем порядке, направив партнеру письмо об уточнении назначения платежа.
При этом вторая сторона не обязана высылать уведомление о получении данного послания, но удостовериться в том, что письмо получено, лишним не будет.
Можно ли оспорить новое назначение платежа
Обычно изменение параметра «Назначение платежа» происходит при взаимном согласии и без особых последствий. Но в некоторых случаях возможны осложнения. Например, если налоговая инспекция при проверке обнаружит такое исправление и посчитает его способом ухода от налогов, санкции со стороны контролирующего органа можно считать неминуемыми. Бывает, что трения о назначении платежа возникают и между контрагентами, особенно в части выплат по долгам и процентам. В большинстве случаев, для того, чтобы оспорить исправление, опротестовывающей его стороне придется обратиться в судебную инстанцию, при этом гарантий выигрыша дела никто не даст, поскольку такие истории всегда имеют множество нюансов.
Важное условие, необходимое для того, чтобы избежать возможных проблем, заключается о том, что сведения об изменениях в назначении платежа нужно в обязательном порядке передавать и в банки, через которые прошел платеж. Для этого достаточно всего лишь написать аналогичные письма в простой уведомительной форме.
Кто составляет письмо об уточнении назначения платежа
Данное письмо составляется со стороны компании, переведшей средства.
Обычно сам текст пишет специалист отдела бухгалтерии или иной сотрудник, уполномоченный на создание подобного рода корреспонденции и имеющий доступ к формируемым платежкам.
При этом документ в обязательном порядке должен быть подписан руководителем компании.
Как правильно написать письмо
Письмо об уточнении назначения платежа не имеет унифицированного образца, обязательного к применению, соответственно, писать его можно в произвольной форме или по шаблону, утвержденному в учетной политике фирмы. При этом есть ряд сведений, которые указывать в нем необходимо. Это:
Если неверно внесенных сведений несколько, то вписать их надо отдельными пунктами.
Все суммы следует вносить в бланк как цифрами, так и прописью.
При составлении письма важно придерживаться делового стиля. Это значит, что формулировки послания должны быть предельно четкими и корректными, а содержание довольно кратким — строго по делу.
Как оформить письмо
Как к информационной части письма, так и к его оформлению закон не предъявляет ровно никаких требований, поэтому писать его можно на простом чистом листе или на фирменном бланке организации, при этом допустимы как печатные, так и рукописные варианты.
Единственное правило, которое надо соблюдать неукоснительно: письмо должно быть подписано директором фирмы или уполномоченным на визирование подобной документации лицом.
Проштамповывать послание не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица по закону освобождены от необходимости это делать (при условии, что данное требование не прописано во внутренних нормативных актах компании).
Письмо нужно составлять как минимум в четырех экземплярах:
Все копии должны быть идентичны и заверены должным образом.
Как отправить письмо
Отправить такое письмо можно несколькими способами.
В случае отправки через интернет важно, чтобы предприятие имело официально зарегистрированную электронную цифровую подпись, хотя даже это не дает гарантии прочтения письма получателем.
Как и сколько хранить письмо
После отправления, все письма об уточнении назначения платежа необходимо зарегистрировать в журнале исходящей документации, а одну копию вложить в папку текущей «первички» фирмы. Здесь оно должно находиться период, установленных для такого рода документов законом или внутренними нормативно-правовыми актами компании, но не менее трех лет. После утраты актуальности и истечения срока хранения письмо можно передать в архив предприятия или утилизировать в порядке, прописанном в законодательстве.
Верно указываем назначение платежа в платежном поручении
Роль реквизита «Назначение платежа» в платежном поручении
В соответствии с п. 1.7.2 положения Банка России от 27.02.2017 № 579 владелец банковского счета обязан указывать в своих платежных поручениях назначение платежа. Все платежные документы должны раскрывать суть проводимой операции, а сделать это поможет верно заполненное поле 24 (назначение платежа).
ВАЖНО! В платежном поручении есть еще одно поле с назначением платежа, но кодовым. Это поле 20 «Наз. пл.». С 01.06.2020 в нем проставляется код вида дохода при платежах работникам. Подробнее о его заполнении читайте здесь.
При заполнении данной графы следует иметь в виду, что для нее установлено максимальное количество знаков — 210. Такая информация содержится в приложении 11 к положению Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2021 № 762-П.
Согласно приложению 1 к положению № 762-П следует уделить внимание указанию назначения платежа в платежном поручении. Так, здесь может быть приведено название работ, товаров, услуг, реквизиты договоров, счетов, расходных накладных или иных первичных документов. Если имеет место оплата (предварительная оплата) реализации ТМЦ или услуг, важно указать необходимую информацию об НДС.
Если оформляется платеж в бюджет, в поле 24 может быть указан вид налога (страхового взноса), период, а также иная важная для фискальных органов информация.
ВНИМАНИЕ! С 2021 года произошли изменения в реквизитах платежных поручений на уплату налогов. Изменились реквизиты Казначеств: № счета, наименование банка, а в поле 15 нужно указывать номер банковского счета, который входит в состав ЕКС. Эти изменения действуют с 01.05.2021 года. Подробности смотрите здесь.
Нюансы заполнения платежных документов на оплату налогов, включая бланки и образцы, есть в статьях:
Способы изменения назначения платежа в платежном поручении: письмо или иной путь?
В случае если требуется внести изменения в графу с назначением платежа в платежном поручении, отправитель денег просто создает новую платежку и представляет ее в банк, но только в том случае, если предыдущий документ не был исполнен. Замена платежного поручения может быть произведена путем отзыва, который осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств (п. 2.13 положения № 762-П). Указанным положением не допускается вносить в платежный документ исправления, также недопустим частичный отзыв суммы по переданному на исполнение платежному поручению.
Внесение изменений в назначение платежа после исполнения банком поручения клиента о перечислении денежных средств уже невозможно. Клиент не сможет представить банку измененную платежку и потребовать ее подтверждения.
После исполнения платежа внесение изменений в его назначение может быть оправдано рядом факторов. Например:
Для того чтобы внести изменения в назначение платежа после исполнения поручения по оплате банком, следует составить письмо, указав в нем реквизиты платежного поручения и текст назначения, считающийся верным. Это письмо, зарегистрированное и подписанное руководителем предприятия, передается контрагенту. Письмо должно быть изготовлено в 2 идентичных экземплярах, чтобы его могли использовать в своем учете обе стороны — плательщик и получатель денег.
Образец письма контрагенту об уточнении или изменении назначения платежа вы можете скачать в КонсультантПлюс, оформив бесплатный пробный доступ к системе:
После согласования уточнения платежа с контрагентом соответствующее уведомление об изменении назначения платежа нужно направить в свой банк. Подписать его должны те же лица, которые подписывали платежное поручение. К уведомлению нужно приложить копии платежки и письменного согласия получателя.
Образец письма об уточенении платежа в банк также можно бесплатно скачать в КонсультантПлюс по пробному доступу:
Аналогичным способом (через письмо) уточняют назначение платежа в платежных документах на уплату налогов и страховых взносов. Письма направляют в ИФНС (п. 7 ст. 45 НК РФ) или в соцстрах, если речь идет об уточнении назначения платежа по взносам на травматизм.
Правовое значение изменения назначения платежа
На сегодняшний день в судебной практике сложилась неоднозначная ситуация относительно признания правомерности внесения изменений в назначение платежа:
1. Считается, что отправитель и получатель денежных средств должны достичь обоюдного согласия по изменению назначения платежа, обменявшись письмами. Такую позицию поддерживает ряд судов.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 02.12.2011 № А70-2105/2011 говорится о том, что банки не могут вмешиваться в договорные отношения сторон сделки, проведенной при помощи платежного поручения, исполненного банком. В связи с чем и дальнейшие разногласия, возникшие между сторонами не по вине финансового учреждения, должны решаться без участия банка. Суд указывает на необходимость получения согласия стороны на внесение изменений в назначение платежного документа.
Аналогичная позиция отражена в постановлениях следующих федеральных арбитражных судов:
2. Отправитель денежных средств имеет полное право на изменение назначения платежа.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2010 по делу № А75-12877/2009 судом указано, что, поскольку исправления в платежном поручении недопустимы, внесение изменений в него должно быть произведено иным способом, например в виде оформленного в виде письма заявления отправителя денег. В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ владелец имущества может совершать со своей собственностью любые действия, если они не противоречат закону и не нарушают права других лиц.
Подобная позиция отражена в постановлениях следующих федеральных арбитражных судов:
3. Изменение назначения платежа в исполненном платежном поручении недопустимо.
Такая позиция суда изложена в постановлении ФАС Московского округа от 09.06.2011 по делу № А40-15801/09-105-184.
О том, к каким последствиям могут привести ошибки в оформлении платежных документов по налоговым платежам, читайте в статье «Ошибки в платежном поручении на уплату налогов».
Итоги
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что прямого запрета на внесение изменений в назначение платежа в российском законодательстве нет. Корректировать информацию в этой графе можно даже после исполнения платежа, если она не соответствует содержанию сделки и была указана по ошибке или невнимательности.
Если внесение изменений в назначение платежа не ущемляет интересы получателя денег, а, наоборот, помогает установить справедливость и уточнить неясные моменты, то получение согласия от получателя денежных средств может не требоваться. Но все же лучше заручиться письменной поддержкой контрагента.
Мнительный банк: Чем опасны «Неправильные» формулировки в назначении платежа?
Методист отдела 1С Scloud
Описывая текущую работу нашего коллеги из числа бухгалтеров, очень сложно как-то обойти и не замечать проблему, которая назрела на фоне происходящих в стране событий. В данном случае, мы говорим о «самоуправстве» банков с государственным участием и о том, чем они могут омрачить рабочую жизнь юридического лица.
Мы пообщались с рядом наших клиентов, поискали информацию в интернете, обратились к целому перечню тематических изданий и поняли одно – «они», то бишь банки, слишком много о себе возомнили и, как следствие, очень много стали позволять. Виной этому все тот же печально известный Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» 115-ФЗ. К слову сказать, принят он был в далеком 2001 году, а реально усложнять жизнь гражданам начал несколько лет назад…
Что ж давайте вместе с нашими коллегами и читателями составим список наиболее «опасных» формулировок, которые не стоит указывать в платежном поручении, дабы не сыскать себе неприятностей…
Всем хорошо известная «платежка». Можно корректно заполнить все графы, но ошибиться только в одной строке – в назначении платежа, чтобы потом доказывать свою невиновность. То, что написано там, проверяют не люди, а специальные «бездушные» программы, которые «рассуждают» другими категориями, нежели человек…
Это очень распространенная ошибка даже среди маститых бухгалтеров. Случается так, что в день нужно провести не один-два, а 20-30 различных платежей, причем сделать это в очень суматошной обстановке, а не тогда, когда в офисе никого нет и можно спокойно, не торопясь, сделать свою работу, а когда все «носятся» по офису и постоянно донимают своими вопросами.
Данная ошибка нередко возникает в том случае, когда речь заходит о покупке целого комплекса товаров в рамках одной накладной. Яркий тому пример – канцелярия. Заказывая в магазине одновременно ручки, карандаши, мультифоры, ластики, стикеры и прочие атрибуты офисной жизни, сложно сказать, что конкретно ты приобретаешь. По «запаре» это можно назвать «товарами», но по факту речь идет об «оплате канцелярских изделий по договору (счету) №»… Как это уже было сказано выше, «бездушная» машина не станет разбираться, что здесь и к чему. Так обычно и попадают в «черный список ЦБ»…
Еще одна неточная и расплывчатая формулировка, из-за которой может возникнуть целый ряд проблем. После ознакомления с текстом Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» 115-ФЗ становится понятно, какой логикой руководствуются проверяющие органы и кредитные учреждения, когда хотят выявить финансовые махинации. Получается, что если деньги перечисляются не понятно, на что, значит, их отправителю и получателю есть, что скрывать. Между ними, возможно, не существует договора, который можно проверить. Формулировка «за аренду» уж точно оставляет такие ощущения.
Конечно, нельзя сказать, что такой ошибкой грешат опытные бухгалтера. Даже в самом бессознательном состоянии они не позволят себе такой оплошности. Но вот, что касается молодых специалистов, только начавших свою карьеру, ошибиться в такой формулировке можно с легкостью. Дело в том, с индивидуальными предпринимателями фирмы далеко не всегда заключают договоры, а квитанция может автоматически считаться счетом. Не сильно утруждая себя логическими умозаключениями, бухгалтер пишет, что оплачивает что-то «предпринимателю», который, с точки зрения банка или ЦБ, может оказаться пособником террористов. Как итог, банковский счет заблокирован, доступ в банк-клиент закрыт и теперь необходимо собирать множество «оправдательных» документов, которые смогут доказать невиновность…
«Оплата по агентскому договору №…»
Вот спрашивается, что здесь не так? Вроде бы указан номер договора, формулировка выглядит корректной. Ряд банков с государственным участием, а по совместительству, и с более строгими требованиями в адрес плательщиков нередко в последнее время блокируют платежи, если в них присутствует слово «агент» или даже если это является частью слова (например, реАГЕНТ или АГЕНТство и т.д.). Понятное дело, что даже самый придирчивый и недалекий при этом сотрудник банка не стал бы самовольно приостанавливать платеж и затребовать дополнительные документы – все это делает машина. Собственно поэтому нашлось немало тех, кому пришлось собирать пакет документов (кому-то и реально агентские договоры), идти с ними в банк (причем с оригиналами) и доказывать свою правоту. Как итог – это затраченные силы, нервы и, конечно, время.
Как ты то ни было, платежи мы совершаем каждый день. Между прочим, запрос в поисковике: «Как не допустить ошибок в назначении платежа» считается одним из самых популярных в сети, после «Купить 1С в облаке», конечно. Вам не нужно далеко ходить, все находится в одном месте. Воспользуйтесь бесплатным доступом к сервису на 14 дней и примите решение о покупке. Без 1С сейчас никуда, поэтому есть реальный смысл платить за него меньше!
Если говорить в целом, то большинство проблем с указанием назначения платежа возникает у бухгалтеров тогда, когда они не указывают документ, на основании которого происходит оплата. Есть смысл предположить, что спустя какое-то время наш список из «опасных» формулировок пополнится чем-то новым. А пока мы решили переговорить с одним из наших клиентов, которому «удалось» наступить на одни и те же грабли аж два раза. Как говорится, не по глупости, а по простоте душевной… Слово нашему собеседнику:
«Наша организация занимается оптовой торговлей. Большинство платежек получаем мы, но и нам время от времени приходится тратить деньги на свои нужды, например, когда закупаем товар у нового поставщика. Ситуации бывают разные и приходится ориентироваться на месте, когда заполняешь очередную платежку. На некоторых выставленных нам счетах не указывается рекомендуемая формулировка по назначению платежа. Фактически нам приходится делать это наобум».
«Вы знаете, я тоже всегда думала, что с этим не возникнет вопросов, но теперь я сомневаюсь в собственных знаниях и опыте… Буквально полтора месяца назад мы рассчитывались с индивидуальным предпринимателем. Не знаю, как так получилось, но в платежке я написала вместо положенного «Оплата по счету №… за» «Оплата предпринимателю за…». В общем, я не указала номер счета. Во-первых, этот платеж не прошел и мне пришло соответствующее уведомление в банк-клиент. Во-вторых, мне позвонил сотрудник банка и сообщил, что для разблокировки расчетного счета мне потребуется доставить в банк пакет документов».
«На самом деле ничего особенного. Это был оригинал договора с индивидуальным предпринимателем, непосредственно счет с описанием услуги (его пришлось дополнительно запрашивать у ИП), а также наши уставные документы. Касаемо последнего, я вообще не поняла, зачем это нужно, тем более, что при заключении договора сотрудничества с банком мы все эти бумаги уже предоставляли»…
«Это смотря что понимать под словом «быстро». Нам раблокировали счет и дали провести платеж через 2 рабочих дня. А теперь представьте, что у нас фактически парализовалась работа на все это время и мы попросту не могли ни принимать платежи, ни проводить их… Как Вам такое»?
«Даже и не спрашивайте… Это абсолютно вопиющий случай, причем он ни коем образом не попадает под требования 115-ФЗ. Понимаете, мы продаем и закупаем продукты промышленной химии. Если у нас нет чего-то в наличии, но клиент просит это продать, нам приходится перекупать данный товар у конкурентов. А что делать? Так вот в одном из счетов нас попросили указать в назначении платежа «оплата по счету №… за химический реагент». Я так и написала и у нас опять заблокировали счет. Ходи потом в банке доказывай, что ты не верблюд, уж простите за грубость».
«Нам сказали, что ничего страшного в данной блокировке нет, что некая «программа» так реагирует на корень «агент» и попросили нас в следующий раз не использовать такую формулировку. Наши поставщики тоже об этом не знали. Пришлось в банке писать объяснительную, и после этого счет разблокировали».
На основе всего вышеизложенного мы можем прийти к выводу, что корректная и, самое главное, АКТУАЛЬНАЯ формулировка в назначении платежа может стать залогом того, что деньги уйдут по назначению и никаких дополнительных хлопот не возникнет. В противном случае, придется какое-то время доказывать сотрудникам банка, что ты «не верблюд», как сказала наша собеседница. Во всем же остальном хотим пожелать нашим читателям внимаьельно относиться к своей работе и следить за последними новостями.
Как говорится, кто проинформирован – тот вооружен. А кто вооружен – тот опасен.