нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Информация для потребителей об установке счетчиков газа

Информация для потребителей об установке счетчиков газа

Изначально этот Закон обязывал всех граждан установить счетчики на используемый природный газ. Так в п. 5.1 ст. 13 указанного закона установлено «До 1 января 2015 года, собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

Однако позднее тех, кто использует голубое топливо только для приготовления пищи, освободили от этой обязанности: в ч. 5.2 ст.13 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении» определено, что обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.

Таким образом, в квартирах, оборудованных только газовой плитой или газовой плитой и колонкой, собственник не обязан ставить счетчик, это остается его правом.

В случае, если нет газового счетчика, собственник квартиры оплачивает за газ по нормативам, сумма к оплате рассчитывается из количества проживающих в квартире лиц (п.2 ст.13 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении»).

Согласно принятым в 2016 году поправкам, установлено, что на жилища, где максимальный объем потребления природного газа составляет менее чем два кубических метра в час, требования Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении» не распространяются. Данное исключение указано в пункте 1 ст.13 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении».

А вот в домах и квартирах, где газ используется для отопления (и как правило, объем потребления превышает 2 кубометра в час) установка счетчика потребляемого природного газа является обязательной.

Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении» обязывает сделать это до 1 января 2019 года.

Порядок оплаты установлен в п.12 статьи 13 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении», где указано, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления,

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Источник

Правомерен ли отказ газовиков от перерасчета платы после поверки счетчика гражданина, используемого для коммунально-бытовых нужд

В соответствии с п. 32 Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Не оспаривая законность начала выставления стоимости газа исходя из норматива со дня истечения срока межповерочного интервала до дня установки пломбы после поверки, тем не менее, считаю необоснованным последующий отказ в проведении перерасчета нормативного начисления заменив его на расчет по показаниям прибора учета газа ввиду подтверждения по итогам поверки соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям, что указывает на то, что прибор учета газа был по факту исправен как до истечения межповерочного интервала, так и после него, ремонту не подвергался, признан пригодным к применению.

Следовательно, до проведения поверки (пока не были ясно исправен прибор учета или нет) временно было справедливым и соответствующим требованиям Правил предъявлять стоимость газа исходя из норматива (что не оспаривается). И в случае, если бы по итогам поверки было бы установлено, что прибор учета газа не соответствовал бы техническим требованиям, то сохранение нормативного начисления до ввода в эксплуатацию нового прибора учета было бы оправданным. Однако, в случае, когда по итогам поверки было подтверждено соответствие приборов учета газа установленным техническим требованиям, то тем самым устанавливается факт его исправности как до истечения межповерочного интервала, так и после него, учитывая, что прибор учета газа ремонту не подвергался и признан пригодным к применению. Это в свою очередь должно влечь за собой обязанность перерасчета ранее начисленных по нормативу обязательств заменив их на расчет исходя из исправного прибора учета газа.

Проблема в том, что я не смог найти судебную практику по перерасчету в отношении граждан потребителей газа для коммунально-бытовых нужд. Однако, подобная правовая позиция была изложена по коммерческим спорам, где конечно же применяются иные правила (но привожу как аналогию, так как догматическая конструкция норм должна быть по сути единой и правовой подход тоже) в определениях Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 310-ЭС19-27004, от 30.09.2020 по делу № 310-ЭС20-9716, а также в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2021 по делу № А61-4715/2019 и от 11.08.2021 по делу № А61-4219/2020.

В этой связи, хотел уточнить у коллег, как вы считаете, правомерен ли отказ газовиков от перерасчета гражданину-потребителю платы после поверки прибора учета газа, используемого для коммунально-бытовых нужд?

Источник

Процедура замены газового счётчика

Показания прибора учёта потреблённого газа признаются только в случае исправного состояния счётчика. В противном случае, или если истёк предельный срок его эксплуатации, аппарат требуется заменить. Рассмотрим порядок замены газового счётчика и прочие сопутствующие моменты.

Куда обращаться, и порядок замены счётчика

Необходимость замены счётчика газа может быть обусловлена:

Замена прибора выполняется специалистами поставляющей компании. Для выполнения работ привлекается специализированная организация, получившая соответствующую лицензию.

Чтобы заменить прибор, потребителю необходимо:

нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Смотреть фото нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Смотреть картинку нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Картинка про нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Фото нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире

После установки нового прибора составляется акт сдачи-приёмки выполненных работ, затем владелец оплачивает оказанные услуги. Пуск в работу счётчика осуществляется после наложения защитных пломб.

Документы

Заявление на установку нового счётчика должно сопровождаться следующими бумагами:

Заявление с бумагами подаётся в абонентский отдел поставщика газа при обращении в приёмные дни и часы.

Сроки замены

Замена прибора необходима до истечения нормативного срока службы или межповерочного интервала, а также в случае поломки. Законодательством предусмотрен срок в 30 дней, в течение которого работы должны быть выполнены.

Продолжительность межповерочного интервала и нормативного срока эксплуатации указаны в паспорте аппарата, выданного изготовителем. Интервал между поверками составляет от 5 до 12 лет. Для большинства изделий установлен срок службы в пределах 20 лет, хотя отдельные модели могут отличаться меньшей его продолжительностью.

Если газомер не заменён в положенное время, оплата услуг производится, исходя из средних показателей. Но по истечении 3 месяцев владельцу придётся платить по нормативам, что приведёт к значительному возрастанию счетов за потреблённый газ. Поэтому не стоит откладывать установку нового прибора, чтобы не опоздать со сроком замены.

Собственнику также важно вовремя заметить неисправность аппарата. В противном случае, если выход счётчика из строя будет установлен сотрудником Горгаза, придётся оплачивать потреблённый газ по нормативам от момента последней поверки, фиксирующей исправное состояние газомера, периодичность которых составляет до 3 месяцев.

Самостоятельная замена

Выполнение работ по установке и замене газового оборудования, включая внутридомовое, связаны с высокой степенью опасности. Это требует от исполнителя наличия соответствующей лицензии и разрешения государственных органов, подтверждающее присутствие в штате надлежащих специалистов и оборудования, позволяющего обеспечить безопасность.

Учитывая изложенное, менять счётчик газа самостоятельно категорически запрещается. Эти работы проводятся исключительно специализированной организацией, привлечённой поставщиком газа.

нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Смотреть фото нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Смотреть картинку нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Картинка про нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Фото нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире

Что делать после замены

После того, как аппарат заменён, владельцу остается дождаться представителя поставщика ресурсов, чтобы установить защитные пломбы. Это подтверждается составлением соответствующего акта, после чего прибор можно использовать по назначению.

Законодательство предусматривает срок в 3 дня, в течение которого сотрудник компании должен прибыть для опломбировки газомера. В противном случае владелец вправе обратиться с жалобой к руководству газовой организации.

Стоимость выполнения работ

Замена счётчика выполняется за счёт владельца, поскольку речь идёт о внутридомовом оборудовании. Но для жилья муниципальной принадлежности данные услуги выполняются за счёт местного бюджета.

Оплата данных работ включает:

Новый счётчик, в зависимости от выбранной модели, обойдётся владельцу в сумму от 3 до 9 тысяч рублей.

Стоимость оказания услуг по замене определяется следующими факторами:

нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Смотреть фото нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Смотреть картинку нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Картинка про нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире. Фото нужно ли платить за замену газового счетчика в квартире

Придётся потратить больше, если замена окажется сопряжённой с необходимостью выполнения сварочных работ. В среднем стоимость установки нового счётчика составляет в пределах от 3 до 7 тысяч рублей. В итоге владелец по максимальным расчётам потратит до 16 тысяч рублей.

Если демонтаж прибора сопряжён с поверкой, то дополнительно придётся оплатить услуги поверочной организации, составляющие от 1,5 до 2 тысяч рублей.

Многие полагают, что поверка старого счётчика нецелесообразна по следующим причинам:

Но следует учитывать, что в случае положительного итога поверки, прежний прибор можно будет оставить, и не придётся приобретать новый. К тому же, демонтаж и монтаж счётчика не будет связан с необходимостью выполнения сварочных работ. Это значительно снизит расходы. Поэтому каждый должен определяться сам с целесообразностью выполнения поверки или установкой нового аппарата.

Своевременно выполненная замена позволит собственнику не беспокоиться по поводу действительности показаний счётчика газа. Но необходимо учитывать, что оплачивать выполненные работы придётся из собственного кармана, а самостоятельно менять газомер строго запрещено, согласно требованиям законодательства.


Источник

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Памятка для потребителя Что надо знать о газовом счетчике? Установка, пломбировка и особенности работы прибора учета газа

Памятка для потребителя Что надо знать о газовом счетчике? Установка, пломбировка и особенности работы прибора учета газа

Газовый счетчик: в чем особенности?

Установка газового счетчика

Пуск системы газоснабжения вместе с размещенным в ней газовым счетчиком выполняется в следующей последовательности:

Во время продувки газопровода по газовому счетчику пройдет какое-то количество смеси природного газа и воздуха, поэтому показания уже не будут нулевыми. Чтобы Вам не пришлось платить за газ, прошедший через счетчик во время продувки, эти показания заносят в акт.

Если Вам потребуется переместить газовое оборудование или выполнить другие работы на газопроводе, требующие отключения газа, то вышеописанные мероприятия придется повторить в той же последовательности. Работы на действующем газопроводе и работы по пуску газа имеют право выполнять только специалисты службы эксплуатации, несущие ответственность, вплоть до уголовной, за безопасную эксплуатацию системы газоснабжения. К тому же, чтобы найти место утечки, требуется специальное оборудование, которое не имеется в стандартном наборе сантехника.

Газовые счетчики для промышленности в частных домах

При этом если счетчик устанавливается на улице, то рекомендуется устанавливать модель со встроенным термометром, показания которого будут корректировать оплату за потребленный газ в зависимости от температуры наружного воздуха. Для счетчиков, смонтированных в помещении, это не требуется, поскольку температура практически не меняется в течение года. В частных домах к потребителям всегда доходит газ низкого давления, поэтому корректировка показаний счетчика, исходя из давления, не требуется.

Пломбировка газового счетчика

Установленный газовый счетчик пломбируется во время пуска газа. Номер установленного счетчика заносится в акт. Поэтому замена газового счетчика возможна только с участием представителя газовой службы. В паспорте счетчика указывается дата последней, обычно заводской проверки, а также периодичность, с которой проверки должны выполнятся. Потребитель обязан следить за правильностью работы газового счетчика. Если представители газовой службы обнаружат, что счетчик перестал считать расход газа, то на владельца будет наложен штраф.

Проверка счетчиков газа. Когда, кем, за чей счет и на каких основаниях проводится?

Кто обязан доставить на проверку счетчик газа?

Пункт 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 также указывает на то, что абонент обязан обеспечивать в установленные сроки предоставление прибора учета газа для проведения проверки (п. 21 «в» Правил).

Срок проверки счета газа считается с момента его изготовления

Где указан межповерочный интервал счетчика газа?

Межповерочный интервал счетчика указан в его техническом паспорте. Пригодность счетчика газа к применению подтверждается оттиском клейма, подписью поверителя и датой его проверки в паспорте прибора или свидетельстве установленного образца. Также в паспорте прибора указан межповерочный интервал (МПИ), т.е. тот период времени, начиная с даты проверки, в течение которого данный прибор годен к применению. По окончанию указанного интервала, счетчик должен быть подвергнут очередной проверке.

Газовый счетчик, после нескольких лет работы, может допускать погрешности и неправильно учитывать объем потребляемого абонентом газа, причем как в меньшую, так и в большую сторону.

Счетчики, не прошедшие проверку, не могут быть использованы

Согласно п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549, определение объема потребляемого газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при обязательном соблюдении условия: не наступил срок проведения очередной проверки, определяемый учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.

Как оплачивать демонтаж и установку счетчика газа после его проверки?

Оплата монтажных (демонтажных) работа, услуг по доставке на проверку, а также услуг по проверке средства измерения возложены на владельца средств измерения.

Демонтаж приборов учета газа для проведения проверки осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования.

Как рассчитывается потребление газа, когда счетчик снят для проверки?

Что происходит со счетчиком газа после его проверки?

Результатом проверки является подтверждение пригодности средства измерений к применений) или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам проверки признано пригодным к применению, то это подтверждается оттиском клейма и подписью поверителя в паспорте прибора или «Свидетельстве о проверке». Если дата очередной проверки не указана, то счетчик может применяться в течение указанного межповерочного интервала. Если средство измерений признано непригодным к применению, выписывается «Извещение о непригодности» и данный прибор учета не допускается к использованию.

Кто оплачивает пломбировку счетчика газа после его проверки?

Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения проверки или ремонта) оплачиваются абонентом, согласно прейскуранту.

С даты, указанной в Акте, расчет размера платы за газ производится по показаниям прибора учета расхода газа.

Основание для внеочередной проверки счетчика газа

Если при осмотре прибора учета обнаружены повреждения, либо нарушена пломбировка, либо отсутствует документ о проверке, либо есть обоснованные сомнения в правильности показаний или производился его ремонт, то счетчик полежит внеочередной проверке.

Санкции за отказ провести проверку счетчика газа

В случае отказа со стороны абонента своевременно предоставлять прибор учета для проведения проверки, расчет размера оплаты за газ будет производиться исходя из действующих нормативов потребления природного газа.

Источник

Споры с монополистом из-за неповеренного счетчика газа, или Когда своё слово скажет Верховный суд?

Есть в нашей жизни такие споры, которые затрагивают огромное число организаций и предпринимателей. К таким спорам, относятся и споры о безучетном потребление энергии, в том числе споры, вызванные во время не поверенным прибором учета. В данной статье я хотел бы остановиться только на «газовой» тематике.

Ситуация у моего клиента заключалось в следующем: 30 января 2019 года был составлен Акт, согласно которому выявлено, что газовые счетчики не прошли поверку.

После составленная данного Акта организация прошла поверку данных счетчиков, а именно 05.02.2019 года.

После прохождения поверки счетчиков был составлен Акт 14.02.2019 года о допуске к учету данных приборов учета.

Никаких замечаний и возражений относительно достоверности полученных с помощью спорного измерительного комплекса данных об объемах поставляемого газа со стороны газораспределительной организации не имелось.

Далее, газовая компания обращается с иском на сумму 1 050 736 рублей за период январь-февраль 2019 года, хотя в реальности компания потребила всего на сумму 75 464 рублей. Разница, что называется, впечатляет. Понятно, что не один клиент, понимая, что счётчик у него по сути один и тот же, не исправлен он не был, не может понять, откуда такая сумма. Ведь её нарисовали буквально из бумаги, все понимают, реально такие объемы не были потреблены, более того, всем известны и реальные объемы потребленного газа, так как счётчик никто не снимал.

При подготовке иска я обнаружил две противоложные судебные практики по данному вопросу.

Первый подход, который условно, можно назвать подходом здравого смысла основан на следующем:

При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.

Однако это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим (несвоевременно исполнившим) обязанность по представлению средства измерения на поверку. Последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо (в данном случае ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).

Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если после выявления факта истечения межповерочного интервала Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по результатам поверки подтвердило пригодность средств измерения общества к применению и достоверность передаваемых им сведений, что подтверждается отметками в технических паспортах, то, считается, что презумпция неисправности прибора учета опровергнута.

Такой подход можно найти в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2019 N Ф06-50034/2019 по делу N А12-36609/2018, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2017 № Ф09-293/17 по делу №А60-9343/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 № Ф09-7583/16 по делу № А76-12045/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 09.12.2016 № 309-ЭС16-16075 отказано в передаче дела № А76-12045/2015), Постановлениее Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7117/16 по делу № А76-16212/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 309-ЭС16-13725 отказано в передаче дела № А76-16212/2015).

Однако, мы судились в Арбитражном суде Тульской области, который ориентируется на противоложном подходе, который условно можно назвать формальным подходом.

Логика таких судов следующая и основана, как ни странно, на тех же самых нормах:

Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).

Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.

В силу пункта 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Из системного толкования положений Закона об обеспечении единства измерений (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.

Такой подход, например, отражен в Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2019 N Ф10-4039/2019 по делу N А64-9559/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 310-ЭС19-26270 отказано в передаче дела N А64-9559/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2017 N Ф10-3612/2017 по делу N А09-16262/2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.09.2018 N Ф01-4062/2018 по делу N А43-27238/2017.

При этом, как это часто бывает, Верховный суд РФ отказывает в передаче кассационных жалоб на судебные акты, с диаметрально противоположными подходами. Естественно, эти «отказные» определения нисколько не отражают реальной позиции высшей судебной инстанции. Между тем, таких споров в судах первой инстанции, довольно много (просто до окружных судов доходят единицы), и каждый областной суд ориентируется на свой округ. С точки зрения единства судебной практики, это нельзя признать правильным. Да, и чисто по человеческому, непонятно, почему организация в Тульской области должна платить в 50 раз больше, чем организация, например, в Челябинской области. Кроме того, наконец, подход первой группы мне представляется просто отвечающей логике. Ни одному предпринимателю невозможно объяснить, почему он должен платить в десятки раз больше за один и тот же потребленный объем газа при том, что счетчик в действительности исправлен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *