нужно ли подписывать договор с ук при приемке квартиры
5 правил при споре с застройщиком, или Что нужно знать, если квартиру вам не передают в срок или передали с просрочкой?
Вы заключили договор долевого участия с застройщиком, в котором указан срок, когда вам передадут готовую квартиру.
Объект не готов, квартиру вам не передают в срок? Передали с просрочкой?
Застройщик шлет уведомления об увеличении сроков строительства. 2, 5, 8 месяцев, а что дальше? Вы вправе требовать неустойку с застройщика. Это отдельно указано в вашем Договоре и ч.2 ст.6 Федерального Закона от 20.12.2004 № 214-ФЗ» Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов».
Собственно, есть несколько нюансов, которые нужно учитывать в таких ситуациях.
Чтобы их изменить, необходимо заключение застройщиком и участником соглашения, подлежащего государственной регистрации. Если такого соглашения нет, то смело рассчитывайте неустойку за просрочку и направляйте застройщику требование об оплате.
Кроме того, если вы понесли расходы, связанные с взысканием неустойки (оплата услуг юриста), суд взыщет их с проигравшей стороны.
Как правило, при контрольных измерениях выяснятся, что площадь квартиры на 1-2 кв. метра больше, чем указано в договоре. В таком случае, вам будет необходимо произвести оплату этих метров. Условно, при стоимости 100 000 рублей за 1 кв.м. доплата за 2 метра составит 200 000 рублей. Если у вас есть на руках решение суда о взыскании неустойки с застройщика (допустим, на туже сумму), то вы ничего не будете доплачивать, а эти суммы пойдут в зачет.
Кроме того, если с площадью у вас все в порядке, и она не изменилась при строительстве, наличие решения суда о взыскании неустойки улучшит ваше положение при производстве ремонта. Застройщик охотно предложит вам к зачету выполнить внутренние работы (стяжку, штукатурные или плиточные работы).
Как № 277-ФЗ о полномочиях председателя Совета МКД отразится на УО
Федеральный закон от 31.07.2020 № 277-ФЗ наделил председателей Советов МКД правом с согласия ОСС подписывать договор управления и акты приёмки-передачи выполненных работ. Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» рассказала о сложностях, которые № 277-ФЗ создал для УО, собственников и председателей.
Узнайте о последствиях вступления в силу № 277-ФЗ из видеожурнала
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец рассказала о негативных для управляющих компаний последствиях принятия Федерального закона от 31.07.2020 № 277-ФЗ, который наделил председателей Советов МКД правом с согласия ОСС подписывать договор управления и акты приёмки-передачи выполненных работ:
В первом случае председатель представляет интересы только тех собственников, которые выдали ему доверенности, во втором – всех владельцев помещений в МКД.
Елена Шерешовец, разбирая нововведение, отметила, что для наделения председателя Совета МКД полномочиями по подписанию договора управления или актов выполненных работ не нужно было переписывать ЖК РФ: такие нормы уже содержатся в ГК РФ и подтверждены судебной практикой. Подробности узнайте, посмотрев выпуск онлайн-журнала.
Председатель Совета МКД не может подписывать акты выполненных работ без доверенности или решения ОСС
Федеральный закон от 31.07.2020 № 277-ФЗ, однако, не только не привнёс ничего нового в работу председателя Совета МКД и управляющих организаций, но и, как отметила эксперт, изменил то, что менять не стоило.
До 31 июля 2020 года, когда закон вступил в силу, председатель мог подписать акт выполненных работ/оказанных услуг просто в силу своего статуса. Теперь, согласно № 277-ФЗ, он может это сделать только в двух случаях: если у него есть доверенности от собственников или ОСС наделило его соответствующими полномочиями.
Елена Шерешовец отметила, что управляющим организациям необходимо в повестку дня следующего ОСС добавить вопрос о наделении председателя Совета МКД полномочиями на подписание актов. Какие ещё вопросы эксперт советует УО включить в повестку ОСС, узнайте из видео.
«За» право подписи председателя Совета МКД документов должно быть отдано не менее ⅔ от всех голосов в доме
Ещё одним последствием № 277-ФЗ стало изменение кворума, необходимого для принятия на ОСС решения о наделении председателя полномочиями на подписание от имени собственников документов. Из ч. 4.3 ст. 44 и ч. 1 ст. 46 ЖК РФ следует, что он составляет не менее ⅔ голосов от общего числа голосов собственников.
Если у председателя Совета МКД не будет таких полномочий и акты останутся неподписанными, то управляющую организацию могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Нарушение трактуется как частичное оформление результатов выполненных работ и оказанных услуг по договору управления МКД за период: не обеспечено участие собственников в контроле за качеством услуг и работ при их приёмке. Такая судебная практика есть. Например, решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 13.11.2015 по делу № 12-338/2015.
Орган ГЖН проверил работу управляющей организации и привлёк её к ответственности за отсутствие подписанных представителем собственников актов выполненных работ/оказанных услуг. Мировой судья подтвердил вину компании и назначил штраф в 150 000 рублей по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. УО подала жалобу в суд, но отмены решения не добилась, в том числе в апелляционной инстанции.
На заметку
Временная УК выставила огромный счет. Что делать?
Застройщик после сдачи дома передал его в управление временной управляющей компании.
Пошли первые платежки с диким ценником за содержание жилого помещения — более 80 Р за квадратный метр.
На вопрос «А не раскатали ли вы губу?» уважаемая УК ответила, что по такой цене они заключили договор с застройщиком. Про постановление правительства с тарифом 27,6 Р ничего не знают.
Но ведь это неправильно? Получается, временная УК по договору с застройщиком могла установить и 80, и 180 Р за квадрат?
Виктор, управляющая компания действительно нарушает ваши права. Но вы можете требовать перерасчета в суде. Назначать стоимость услуг с потолка запрещено, но так делают, потому что люди редко готовы постоять за себя. Объясню по порядку.
Откуда взялась УК, которую никто не выбирал
Пока квартиры не переданы собственникам, последние не вправе выбирать управляющую компанию. Застройщик обязан не позднее 5 дней с момента ввода дома в эксплуатацию самостоятельно заключить договор с УК на время передачи квартир. Такой договор действует максимум 3 месяца, но его можно продлить любое количество раз.
До передачи квартир застройщик может договориться с управляющей компанией о стоимости обслуживания многоквартирного дома. Получается, что чем больше квартир застройщик передал новым собственникам, тем меньше у него прав влиять на управление домом.
Новые собственники квартир могут провести общее собрание, выбрать другую УК и определить размер платы за содержание жилого помещения. Пока они этого не сделали, продолжает действовать первоначальный договор между застройщиком и выбранной им УК по согласованному ими тарифу. Собственники могут оспорить этот тариф в суде, не отказываясь от услуг управляющей компании.
Кто определяет тариф на содержание жилых помещений
На государственном и муниципальном уровне установлены предельные размеры тарифа на содержание жилья. Городская администрация считает максимальную сумму, которая необходима для поддержания многоквартирного дома в порядке. Чтобы требовать больше денег, УК нужны веские основания.
Если собственники квартир не договорились о размере платы за содержание жилья, его определяет орган местного самоуправления в соответствии с рекомендациями Минстроя — исходя из среднего размера платы в конкретном регионе и в конкретном типе домов с ежегодной индексацией.
Стоимость таких услуг не может быть случайной. Размер платы за содержание жилых помещений должен быть разумным и достаточным, чтобы поддерживать дом в надлежащем состоянии в соответствии с санитарными и техническими требованиями. То есть дом должен быть безопасным для жизни и здоровья людей и для их имущества.
Собственники должны беспрепятственно проходить в квартиры и нежилые помещения через двор и подъезд. Собственникам нужно обеспечить возможность в любой момент использовать воду, газ, электричество и отопление. Поэтому собственники обязаны согласовать размер платы за содержание общего имущества с управляющей компанией.
Когда и как надо спорить с УК
Управляющая компания обязана обосновать размер платы за содержание жилого помещения. Если он больше предусмотренного органом местного самоуправления, она должна обосновать еще и превышение. Плата должна быть соразмерна перечню работ и услуг, которые выбрали собственники.
Например, мой дом относится к категории «Многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства (свыше 12 этажей), с лифтом». Для таких домов в Оренбурге на 2019 год установлен размер платы 26,9 Р в месяц за квадратный метр общей площади квартиры. Но на последнем общем собрании собственников многоквартирного дома мы согласились с предложением УК платить 22,26 Р — это в пределах нормы.
Поскольку у вас, скорее всего, не так и тариф превышает норму, вы можете защитить свои права в суде.
Аналогичное дело рассматривали в Рязани. Суд обязал УК произвести перерасчет платы за содержание жилья за три года до обращения в суд. Управляющая компания требовала плату выше, чем установлена городской администрацией, но не смогла обосновать свой тариф.
Обратите внимание, что по судебному решению перерасчет должны сделать только истцу. Всем соседям нужно обращаться за перерасчетом отдельно. Он возможен только за 3 года исковой давности.
Перед тем как что-то предпринимать, советую прочитать нашу подборку про управляющие компании: это пригодится в споре с вашей УК.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Получил ключи от квартиры в новостройке: что дальше
Итак, дом построен, вы подписали акт приема-передачи и получили ключи. А значит, основные тревоги позади. Но есть ряд формальностей, про которые нельзя забывать, если вы купили квартиру в ипотеку.
Вам необходимо о формить право собственности и предоставить в банк документы, подтверждающие целевое использование кредитных средств — отчет об оценке, выписку из ЕГРН, полис страхования недвижимости. Предоставить эти документы нужно одновременно. Сделать это нужно в течение 3 месяцев с даты оформления права собственности.
А теперь расскажем подробнее о том, как всё правильно оформить.
Оформите отчет об оценке
Отчет об оценке необходим банку для того, чтобы определить рыночную стоимость квартиры. Заказать его лучше сразу после подписания акта приема-передачи, так как на его подготовку требуется время.
Оформите квартиру в собственность
Оформить право собственности на квартиру вы сможете после того, как дом будет поставлен на кадастровый учет. Постановка дома на кадастровый учет может занять до полугода, но точные сроки лучше уточнить у вашего застройщика при подписании акта приема-передачи. До оформления права собственности обратите внимание на то, что указано в вашем кредитном договоре.
❗️Кредитный договор содержит обязательство по оформлению закладной
В этом случае вам необходимо будет обратиться в банк и подписать дополнительное соглашение к кредитному договору — о том, что закладная не оформляется. При себе нужно будет иметь документы:
Вы можете просто прийти в любой центр ипотечного кредитования в удобное для вас время — и менеджер при вас подготовит допсоглашение. А можете обратиться к менеджеру в чате в личном кабинете обслуживания на ДомКлик. Менеджер заранее составит допсоглашение, вам нужно будет просто прийти и подписать его — так вы потратите меньше времени. Если заемщиков по кредитному договору несколько, подойти в банк необходимо будет всем. Если кого-то из них нет в городе, можно оформить у нотариуса доверенность. Как правило, нотариус может помочь с верной формулировкой.
✅ В кредитном договоре нет отметки об оформлении закладной
В этом случае дополнительное соглашение оформлять не нужно. Просто сдайте документы из списка ниже в Росреестр или МФЦ.
Документы для оформления права собственности
Сотрудник МФЦ примет у вас документы, а вам оставит расписку, в которой будет указано, какие именно документы вы сдали, в каком количестве, а также номер вашего заявления.
Сколько времени займет оформление права собственности
Согласно статье 16 Федерального закона №218-ФЗ максимальный срок регистрации при подаче документов через МФЦ — 9 рабочих дней, при подаче напрямую в отделение Росреестра — 7. На практике же бывают задержки в несколько дней. Чтобы уточнить текущий статус регистрации документов, вы можете позвонить в МФЦ. Номер телефона, номер дела и PIN указаны в расписке.
Для получения готовых документов вам необходимо будет иметь при себе паспорта и расписки, выданные вам сотрудником МФЦ.
Какие документы вы получите
Свидетельства о праве собственности отменили еще в 2016 году — они больше не выдаются. Вы получите выписку из ЕГРН, а также договор долевого участия с отметкой о регистрации. При этом для получения документов дольщикам не обязательно идти вместе. Каждый может получить свой комплект документов в удобное ему время.
Предоставьте в банк выписку из ЕГРН
В течение 3 месяцев с даты оформления права собственности вам нужно будет предоставить в банк выписку из ЕГРН и договор основания (долевого участия или уступки права требования). Эти документы требуются для того, чтобы подтвердить целевое использование средств.
Как передать выписку в банк
Для этого не нужно никуда ходить. Просто зайдите в личный кабинет по обслуживанию полученной ипотеки на ДомКлик и загрузите скан или фото выписки, а также договора в чат.
Предоставьте в банк полис страхования недвижимости
По условиям кредитного договора банк берет вашу квартиру в залог, а предмет залога — согласно статье 31 Федерального закона №102-ФЗ — вы обязаны застраховать. Банк должен получить полис одновременно с выпиской из ЕГРН.
Страховой полис, приобретенный на ДомКлик, автоматически отправляется в банк. Дополнительно делать ничего не нужно.
Если полис куплен в сторонней компании, его необходимо будет передать в банк. Сделать это можно как на странице страхования, так и в соответствующем разделе личного кабинета обслуживания ДомКлик. Просто загрузите сам полис страхования недвижимости и квитанцию о его оплате. Это важно — если банк не получит ваш полис страхования недвижимости, вам могут начислить неустойку в размере ½ процентной ставки за каждый день без страхового полиса. Загруженные документы обрабатываются банком в течение 3 рабочих дней.
Верните часть потраченных на квартиру денег
Это не всё
Если остались вопросы
Мы собрали все самые востребованные клиентами услуги в одном месте: консультации профильных специалистов банка, заказ справок и платежного поручения, продление страхового полиса, ипотечные каникулы, налоговый вычет, снятие обременения, получение субсидии 450 тысяч рублей для многодетных и многое другое. А кроме того, там можно получить круглосуточную онлайн-поддержку банка — доступен чат с менеджером и заказ звонка.
Шесть случаев заключения договора управления МКД
Чаще всего УО заключает договор управления с собственниками помещений в доме согласно их решению на общем собрании. Но это лишь один из случаев, когда компания получает дом в свою лицензию. Рассказываем о шести разных обстоятельствах заключения договора управления домом, сроках действия договора и порядке выбора компании.
В ЖК РФ прописана процедура заключения договора управления по решению ОСС и другие случаи
Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 162 ЖК РФ, организация для управления МКД заключает с собственниками помещений соответствующий договор и приступает к его исполнению с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ. При этом предшествующие заключению договора управления (ДУ) действия различаются в зависимости от обстоятельств, при которой такой договор был подписан.
Каждый случай – отдельная процедура получения дома в управление и подписания договора управления, свой срок действия ДУ и перечень документов, которые потребует орган ГЖН для внесения изменений в реестр лицензий. Разбираемся подробнее в каждой ситуации.
По решению общего собрания собственников
Чаще всего управляющая организация приходит работать в МКД по решению общего собрания собственников помещений (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Это может быть первый выбор жителей новостройки или смена компании, изменение способа управления с ТСЖ или кооператива на УО.
Согласно ч. ч. 5, 6 ст. 162 ЖК РФ, договор управления в таком случае заключается на срок от одного года до пяти лет с автоматической пролонгацией на аналогичный период, если ни УО, ни собственники не выразят желания его не продлевать.
Инициатором ОСС о выборе управляющей организации и заключении с ней ДУ может выступить любой собственник, действующая УО, муниципалитет в соответствии с ч. 6 ст. 161 ЖК РФ. Решение по этим вопросам принимается простым большинством: 50%+1 голов от всех голосов собственников, присутствовавших на собрании (п. 4 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
При выборе управляющей организации договор управления заключается с каждым собственником в таком доме. При этом жителей дома представляют владельцы помещений, обладающие более чем 50% голосов от общего их числа в МКД.
По итогам открытого конкурса
Во всех этих случаях, согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления должен провести открытый конкурс по отбору УО для многоквартирного дома. Делает он это в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. Победителем открытого конкурса становится УО, которая предлагает выполнить указанный муниципалитетом перечень работ и услуг за наименьший размер платы.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет жителей дома о его результатах и об условиях ДУ. Собственники помещений в МКД обязаны заключить такой договор в соответствии со ст. 445 ГК РФ (ч. ч. 5, 13 ст. 161 ЖК РФ).
Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с УО, договор считается заключённым автоматически. Срок действия такого ДУ составляет от одного до трёх лет (ч. 5 ст. 162 ЖК РФ).
Муниципалитет назначил УО на дом как временную
Случаи, когда УО получает дом в управление как временная, назначенная муниципалитетом, описаны в ч. 17 ст. 161 ЖК РФ. Орган местного самоуправления может самостоятельно определить управляющую организацию, если собственники не выбрали способ управления или не реализовали его, а открытый конкурс признан несостоявшимся.
Порядок выбора временной УО для дома описан в постановлении Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616. Временная компания выбирается из перечня, в который попадают все УО, подавшие соответствующую заявку и, или с 1 января 2019 года участвовавшие в любом открытом конкурсе по отбору управляющей организации (п. п. 52, 53 ПП РФ № 75).
Организации включаются перечень в хронологическом порядке: по дате заявления или заявки на участие в конкурсе. Согласно п. 8 ПП РФ № 1616, из перечня муниципалитет выбирает ту компания, которая «временно» управляет наименьшим количеством домов. Если одной УО ранее отдали три дома во временное управление, а другой – четыре, то орган местного самоуправления назначит на дом первую из этих компаний.
Когда орган местного самоуправления выбрал УО для дома, то у него есть пять рабочих дней на то, чтобы письменно уведомить собственников помещений о своём решении и условиях договора управления. ДУ между временной компанией и владельцами помещений заключается автоматически со дня её назначения.
Выбранная органом местного самоуправления УО работает в доме до момента, когда собственники проведут ОСС и определятся со способом управления, заключат договор управления с выбранной ими компанией или же состоится открытый конкурс муниципалитета. При этом этот срок не может превышать один год.
По решению правления ТСЖ или кооператива
Другие случаи заключения договоров управления можно назвать частными: они возможны только при определённых обстоятельствах. Например, в доме, где собственники создали ТСЖ или кооператив. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 137, ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ, товарищество собственников жилья или кооператив могут сами оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества или привлечь стороннюю компанию по договору. При заключении договора управления ТСЖ и ЖК контролируют выполнение управляющей организацией обязательств по нему.
Решение о заключении ДУ принимает правление товарищества собственников простым большинством голосов (ч. 6 ст. 147.6, ч. 4 ст. 148 ЖК РФ). Оно оформляется протоколом заседания правления, документ подписывает председатель правления и секретарь заседания.
Договор управления в таком случае заключается между выбранной организацией и ТСЖ, кооперативом. По аналогии с договором, заключённым по решению ОСС, срок действия ДУ составляет от одного до пяти лет, если иное не предусмотрено Уставом товарищества или кооператива.
Договор управления с единственным собственником всех помещений в доме
Ещё один специальный случай заключения договора управления – на основании решения единственного собственника всех помещений в МКД. Здесь важно не путать с ситуацией, когда собственник всех помещений – РФ или муниципалитет. Согласно ч. 2 ст. 163 ЖК РФ, договор управления таким МКД заключается на основании открытого конкурса в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Совершенно другой случай, когда все помещения в доме принадлежат частной компании, например, предприятию в подведомственном общежитии. Тогда именно собственник заключает договор управления с выбранной им УО на срок от одного года до пяти лет с автоматической пролонгацией.
Договор управления с застройщиком
Условия заключения ДУ в новостройке сразу после сдачи её в эксплуатацию прописаны в ч. 14 ст. 161 ЖК РФ. Через пять дней после даты получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию застройщик заключает договор управления с выбранной им компанией.
В данном случае управляющая организация будет выступать в роли подрядчика у застройщика. Она должна заключить договоры с РСО на основании акта ввода МКД в эксплуатацию.
Срок действия такого ДУ – не более трёх месяцев. За этот период собственники успеют провести ОСС и выбрать УО, или муниципалитет объявит и проведёт открытый конкурс.
Используйте все варианты получения домов в управление для роста компании
Управляющим организациям, которые стремятся расширять и развивать бизнес за счёт получения новых домов в управление, следует использовать все случаи заключения договоров управления.
Для УО и жителей дома оптимальным способом заключения договора управления остаётся выбор компании на ОСС. Управляющая организация приходит в дом без стороннего вмешательства и навязывания, а жители дома понимают, что сами выбрали компанию для своего дома.
Также УО может активно участвовать в открытых конкурсах муниципалитета, тем самым у неё появится шанс стать «временной» УО, назначенной на дом. Это может быть возможностью убедить собственников помещений в доме выбрать компанию на ОСС для дальнейшего управления.
По договору с застройщиком чаще всего работает «своя» УО, но и она, стремясь расширяться, может выйти за рамки новостроек и заключать договоры управления и по другим условиям. Можно рассмотреть варианты переговоров с ТСЖ, предложив правлению профессиональное управление домом.
Проанализируйте свои возможности и рынок управления МКД в вашем городе и регионе и выберите оптимальный путь для развития компании.