обязанности водоканала перед потребителями в частном доме

Обязанности водоканала перед потребителями в частном доме

VIII. Обязанности, права и ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента

выдавать абоненту (заказчику) технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации;

заключать с абонентом (заказчиком) договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод с учетом возможности систем водоснабжения и канализации;

обеспечивать выполнение условий договора с абонентом и требований настоящих Правил;

участвовать в приемке в эксплуатацию устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации и узлов учета;

принимать меры по сокращению утечек, потерь и нерационального использования питьевой воды;

проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и сбрасываемых в водные объекты сточных вод;

принимать меры по предотвращению самовольного присоединения к системам водоснабжения и канализации и самовольного пользования ими;

предупреждать абонентов, органы местного самоуправления и соответствующие органы государственного надзора о прекращении (ограничении) отпуска питьевой воды и приема (сброса) сточных вод в порядке и случаях, предусмотренных настоящими Правилами;

вносить предложения в органы местного самоуправления о закреплении за абонентами обслуживания мест размещения колодцев с пожарными гидрантами, с очисткой этих мест от мусора, снега и наледи и установкой в зимнее время деревянных конусов над колодцами с пожарными гидрантами, расположенными вне проезжей части улиц;

уведомлять органы местного самоуправления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточности напора воды в случае проведения ремонта или возникновения аварии на водопроводных сетях;

обеспечивать абонентов информацией о качестве питьевой воды, тарифах, лимитах водопотребления, мероприятиях по рациональному использованию питьевой воды, сокращению затрат на производство питьевой воды, по приему и очистке сточных вод, об организации приборного учета и настоящих Правилах.

88. Абонент (заказчик) обязан:

своевременно заключать договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод;

обеспечивать выполнение условий договора и требований настоящих Правил;

обеспечивать сохранность пломб на средствах измерений, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других водопроводных устройствах, находящихся на его территории;

обеспечивать учет получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод;

соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил;

принимать меры по рациональному использованию питьевой воды, соблюдению лимитов водопотребления и нормативов водоотведения;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, включая пожарные гидранты, задвижки, краны, установки автоматического пожаротушения, устанавливать на видных местах соответствующие указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности;

обеспечить ликвидацию повреждения или неисправности и устранить их последствия;

осуществлять контроль за правильностью учета объемов водопотребления и водоотведения абонентами и субабонентами;

осуществлять лабораторный контроль за составом сточных вод абонентов;

применять меры экономического воздействия за несоблюдение требований настоящих Правил в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором;

прекращать (ограничивать) отпуск абонентам питьевой воды и прием от них сточных вод в случаях, предусмотренных настоящими Правилами;

отключать без уведомления владельцев самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации;

отказать в выдаче технических условий на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации в случае отсутствия технической возможности;

получать от абонентов необходимые сведения и материалы, относящиеся к их системам водоснабжения и канализации;

требовать возмещения ущерба, причиненного системам коммунального водоснабжения и канализации.

Источник

Обслуживание коммунальных сетей: проблемы и пути их решения

Сегодня любой благоустроенный МКД обеспечен коммунальными услугами: холодной и горячей водой, электричеством и теплом. Содержание и обслуживание инженерных сетей – залог бесперебойного и качественного получения потребителями КУ. Рассказываем, кто и в каком объёме обязан содержать и обслуживать такие коммунальные сети.

обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Смотреть фото обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Смотреть картинку обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Картинка про обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Фото обязанности водоканала перед потребителями в частном доме

Разграничение балансовой принадлежности сетей

Бесперебойное и качественное обеспечение жителей домов коммунальными услугами возможно при условии надлежащего состояния внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.

Правила № 124, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, в качестве существенного условия договоров, заключаемых УО с РСО, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.

Граница раздела при распределении указанных обязанностей определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Акт разграничения имеет большое значение.

Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.

Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных ни через прокуратуру, ни через администрацию или ГЖИ актов оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.

Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт зачастую с полной заменой. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт сетей станут обязанностью поставщика.

В-третьих, управляющая организация избавляется от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.

При отсутствии актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон возникает проблема «бесхозяйных» сетей, что также требует внесения определенности во взаимоотношения с ресурсоснабжающей организацией.

обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Смотреть фото обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Смотреть картинку обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Картинка про обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Фото обязанности водоканала перед потребителями в частном доме

Проблемы определения границы эксплуатационной ответственности

Согласно п. 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством России, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Границей же эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Но это теория, а на практике всё происходит иначе. В подавляющем большинстве случаев ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и соответственно увеличении прибыли. Поэтому, пользуясь своим доминирующим положением, она старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях.

Для этого РСО стремится установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Зачастую акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.

Ресурсоснабжающие организации, как правило, апеллируют именно к возможности установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей на управляющую организацию или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.

Однако здесь РСО лукавят, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.

Способы решения проблемы

Нашей юридической фирмой «Южный региональный центр поддержки ЖКХ» выработан эффективный механизм приведения актов разграничения в соответствие с требованиями законодательства.

Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Мы видим два пути: внесудебный и судебный.

Внесудебный путь гораздо быстрее, проще и дешевле, чем судебный, но есть один нюанс. Необходима «добрая воля» РСО на подписание акта, по которому балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность на все участки сетей, расположенных за внешней стеной многоквартирного жилого дома, закрепляется за ней.

При отсутствии «доброй воли» РСО единственно возможным остаётся судебный путь установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей.

При этом многие управляющие организации, не добившись справедливости во внесудебном порядке, останавливаются и подписывают акт разграничения на условиях, диктуемых ресурсоснабжающей организацией.

Мы убеждены, что указанные причины надуманны, т.к. «поссориться» с ресурсниками, защищая свои законные права и интересы в судебном порядке невозможно по определению. Наша обширная практика свидетельствует о том, что какие-либо негативные последствия отсутствуют, а преимущества от пересмотра границ очевидны.

Хорошие отношения с РСО зачастую не предоставляют УО каких-либо привилегий: если вы должны – на вас подадут в суд, если вы нарушаете условия договора – никто не станет закрывать на это глаза. При этом никакие хорошие отношения не заставят РСО в случае аварии за пределами МКД оперативно выполнить ремонтные работы, если участок в акте разграничения был включён в зоны вашей ответственности.

Относительно расходов на оплату юридических услуг нужно учитывать, что, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, данные издержки будут возмещены за счёт РСО. Это значит, что юридические услуги для УО будут фактически бесплатными, а экономический эффект и польза от изменения границ сетей электро-, тепло- и водоснабжения в будущем компенсируют небольшие дополнительные затраты времени на предоставление копий необходимых документов.

Южный региональный центр поддержки ЖКХ уже на протяжении нескольких лет эффективно решает вопрос по пересмотру актов границ инженерных сетей. Все судебные дела завершаются положительным результатом. С 2018 года предложение ЮРЦП ЖКХ стало доступно для всех регионов РФ.

В заключение

Рекомендуем вам после прочтения статьи проверить договоры с РСО. Если у вас отсутствует акт разграничения или он есть, но граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нём указана не по внешней стене многоквартирного дома, или есть «бесхозяйные» участки, – не откладывая, обращайтесь в суд за защитой ваших нарушенных прав.

Автор статьи – Дмитрий Андреевич Топоров, зам. руководителя ЮРЦП ЖКХ, к.ю.н., доцент кафедры Гражданского права РГЭУ «РИНХ».

Источник

Памятка потребителю коммунальной услуги – Холодное водоснабжение

Памятка потребителю коммунальной услуги – Холодное водоснабжение

Коммунальные услуги— осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Потребитель— лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

Исполнитель— юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю услугу по водоснабжению, в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

При этом Правилами установлены требования к качеству холодного водоснабжения, в частности: бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года; постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах.

При этом отклонение давления, а также отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускаются.

Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю услуг по водоснабжению; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальной услуги, вследствие не предоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемой коммунальной услуге; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с Правилами; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами.

Качество воды подаваемой снабжающей организацией населению регулируется СанПиН 2.1.4.1074-01 от 01.01.2002 г. «Питьевая вода, Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГОСТ Р 56237-2014 г. «Вода питьевая. Отбор проб на станциях водоподготовки и в трубопроводных распределительных системах». ГОСТ Р 31942-2012 г. «Вода. Отбор проб для микробиологического анализа», ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб».

Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления услуги водоснабжения вследствие предоставления потребителю услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями Правил перерасчет потребителю размера платы за такую услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Условия и порядок изменения размера платы за услугу по водоснабжению при предоставлении услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

За каждый час подачи холодной воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления:

— при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам;

— при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за воду, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления воды ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Действия потребителей в случаях предоставления водоснабжения ненадлежащего качества или с перерывами:

— при обнаружении факта нарушения качества услуги необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу (далее – АДС) устно (в том числе по телефону) или в письменной форме. Сотрудник АДС обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (ФИО), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации;

— исполнитель обязан в течение суток проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества водоснабжения (если причины известны);

— в случае если сотруднику АДС исполнителя не известны причины нарушения качества водоснабжения, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения;

— время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества водоснабжения, если с потребителем не согласовано иное время;

— по окончании проверки составляется акт проверки с указанием периода нарушения предоставления водоснабжения, один экземпляр которого вручается потребителю;

— в случае не проведения исполнителем проверки в установленный срок потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемой услуги водоснабжения в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома и направляется исполнителю услуги водоснабжения.

Обратите внимание! Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации О защите прав потребителей, в следующих случаях:

— если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении услуги водоснабжения, своевременно не приступил к предоставлению этой услуги;

— если суммарное время перерывов в предоставлении водоснабжения за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении услуги;

— если давление холодной воды в точке водоразбора не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

— если в АДС отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления водоснабжения или их непредставлении;

— в других случаях, предусмотренных договором.

Необходимо учитывать, что потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за не внесение или несвоевременное внесение платы за водоснабжение; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования или внутридомовых инженерных систем.

Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан с использованием СПС «Консультант Плюс»

Источник

Обязанности водоканала перед потребителями в частном доме

обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Смотреть фото обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Смотреть картинку обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Картинка про обязанности водоканала перед потребителями в частном доме. Фото обязанности водоканала перед потребителями в частном доме

Давайте разберемся, как производится опломбирование и поверка индивидуальных приборов учета водопотребления?

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 данного закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).

Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Из содержания указанной нормы Федерального закона следует, что опломбирование приборов учета производится без взимания платы.

Установка пломб на индивидуальные приборы учета производится перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию и не предполагает взимания платы при вводе индивидуального прибора учета в эксплуатацию.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Данный нормативный правовой акт регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы.

Из пунктов 80-81 Правил следует, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Согласно пункту 81 Правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных указанных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Действующее законодательство не предусматривает возмездного оказания услуг по опломбированию приборов учета. Указанные действия не обладают никакими полезными потребительскими свойствами и производятся исключительно в интересах ресурсоснабжающей организации с целью контроля несанкционированного доступа к приборам учета.

По вопросу поверки приборов учета разъясняем, что поверка приборов учета проводится за счет владельцев приборов.

Установленные в домах или квартирах индивидуальные приборы учета горячего или холодного водоснабжения (счетчики воды) нуждаются в периодической поверке и ком­петентном подтверждении их пригодности к дальнейшему применению в качестве прибора учета.

Конкретный срок поверки прибора учета указывается в паспорте. В паспорте также указывается срок службы прибора.

Федеральный закон Российской Федерации от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» регулирует поверку приборов учета.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *