обязателен ли счетчик на воду в квартире
Нужно ли устанавливать счетчик воды в 2021 году?
Началом массовых установок учетов потребления энергоресурсов можно считать 2009 год. С принятием закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» были внесены ряд изменений в законодательные акты. Теперь на владельцев квартир налагается обязанность установить счетчики учета потребления ресурсов: электроэнергии, газа, воды в своем жилом помещении.
В Законе указан срок установки счетчиков воды – до 1 июля 2013 года (пункт 12 статьи 13), но его постоянно отодвигают. Многие владельцы жилой площади с вступлением в силу документа начали активно устанавливать их. Этому способствовала и активная деятельность компаний, предлагающих произвести работы на выгодных условиях.
Однако тем, кто по-прежнему не торопится обзавестись прибором учета расходуемой воды, следует учесть, что правительство за неисполнение законодательных норм предусмотрело введение штрафных санкций. Исполняться это будет в виде постоянного значительного увеличения тарифов, что вынудит население перейти на учет воды.
Когда необходимо ставить счетчики на воду в 2021 году по закону
Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.
В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2021 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.
С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2021 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2020 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.
Таким образом, в 2021 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.
Помимо прочего, за то, насколько исполняются нормы Закона во вверенных им домам, отвечают управляющие компании. Их задача добиться максимального количества квартир, оснащенных счетчиками на воду. Поэтому они активно работают в этом направлении, предоставляя даже порой рассрочку платежа на несколько месяцев.
С установкой приборов вы лишитесь головной боли в лице управляющей компании, настойчиво требующей это сделать, и значительное снижение платы за воду, поскольку она будет напрямую зависеть от фактического потребления.
Чтобы установить водомер, необходимо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не имеет разрешения на эту деятельность, то обязана предоставить перечень организаций, оказывающих эту услугу.
Собственникам муниципального жилья счетчики на воду устанавливаются бесплатно, для приватизированных квартир стоимость может варьироваться в пределах 4000-7000 рублей.
После установки необходимо пригласить представителя управляющей компании, который составит акт ввода в эксплуатацию и поставит пломбу. Опломбировка является бесплатной услугой.
Когда устанавливать счетчики на воду в новостройке и кто должен это делать?
Установка индивидуальных приборов учета (счетчиков) попадает под нормы действующего законодательства. Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает применять их, ведь это повлечет значительную экономию энергетических, водных ресурсов, а также позволит вести учет их расходования.
Что же касается новостроек, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Закона, то они однозначно должны оснащаться всеми необходимыми счетчиками: газа, воды и электричества. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.
Компании-застройщики обязательно устанавливают счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру, то есть на каждую трубу водоснабжения как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на это внимание и не подписывать передаточный акт при их отсутствии. Если их нет, то этот факт нужно отразить в документе или письменном уведомлении застройщику, который обязан исправить ситуацию.
Стоит отметить и тот факт, что без счетчиков на воду вводимое в эксплуатацию жилье не может быть принято государственной комиссией. А это значит, что сам факт приемки комиссией не позволит квартиры в доме реализовать и заселить.
Срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах
Прибор учета потребляемой жильцами воды является измерительным и с течением времени может становиться недостаточно точным. Это искажает фактические цифры, уменьшая или увеличивая их.
Для того, чтобы не допускать таких расхождений, введены правила и сроки проверки счетчиков на воду. Они составляют:
Если проверка показала исправность измерительного инструмента, им можно продолжать пользоваться до следующей проверки, в ином случае следует заменить. Отметим, что средний срок эксплуатации счетчиков на воду составляет 12 лет.
Отслеживать окончание межпроверочного периода обязан сам собственник жилья и вовремя обращаться в специализированные организации, занимающиеся проверкой и выдачей соответствующего акта. Узнать срок окончания такого периода можно из акта установки счетчиков или предыдущего акта поверки. Не рекомендуем откладывать процедуру поверки на последние дни, а позаботиться об этом заранее.
Результат поверки счетчиков необходимо предоставлять в управляющую компанию в обязательном порядке. Если срок пройдет, а документы не поступят, то она имеет полное право начислять плату за воду, исходя из нормативов, применяемых к квартирам, где не установлены приборы учета.
Как проверяются счетчики на воду
Проверка может быть осуществлена двумя способами:
Самый простой способ, конечно, первый. Он не требует отключения стояка, чтобы снять прибор и дождаться обратной установки. По времени это может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Чтобы не возникало вопросов к качеству проверки, сразу уточните у фирмы, имеет ли она соответствующие разрешения на этот вид деятельности.
Проверка является платной услугой. Стоимость проверки одного счетчика может составлять в пределах 1000 рублей.
Видео: Обязательно ли ставить счётчики воды? Как обманывают при установке счетчика?
Правила установки счетчиков воды в частном доме 2021 году
Установка счетчиков учета расходования воды подчиняются ряду правил и норм. Они практически одинаковые как для жителей многоквартирных домов, так и для частных жилых строений. Поэтому перечислим, какие должны быть соблюдены правила при установке приборов учета воды:
Видео: Что нужно знать при установке счетчика на воду
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:
Как установить счетчики на воду?
Получил в наследство бабушкину квартиру и хочу установить в ней водяные счетчики. Бабушка не хотела их ставить, а мне переплачивать водоканалу неохота.
Спросил соседей — все говорят разное: то иди в управляющую компанию, то в водоканал, то вообще в какую-то третью организацию, которая делает поверку. Но мне пока поверять нечего.
Расскажите, куда все-таки обратиться, чтобы мне поставили счетчики и все правильно оформили. А то я читал в интернете, что если неправильно оформить, то водоканал потом требует какие-то сумасшедшие деньги.
Сергей, вы не зря хотите установить счетчики на воду: это полезная вещь, которая поможет немало сэкономить. Вот как это сделать.
Правила установки счетчиков
Приборы учета воды — счетчики — в квартирах устанавливают на вводах трубопроводов холодного и горячего водопровода. При этом должен обеспечиваться раздельный учет водоразбора, то есть счетчики ставят отдельно для холодной и горячей воды.
В помещении, где устанавливают счетчики, должно быть искусственное или естественное освещение и температура воздуха не ниже 5 °C. Счетчики нужно размещать так, чтобы можно было без проблем снять с них показания, обслужить и разобрать на месте установки, а также провести метрологическую поверку.
Кроме того, счетчики воды должны быть защищены от вибрации. Их можно поставить на горизонтальных, вертикальных или наклонных участках трубопроводов, если такая установка предусмотрена паспортом счетчика.
Иногда водоканалы требуют, чтобы счетчики устанавливали в комплекте со встроенным обратным клапаном и дополнительной защитой от манипулирования их показаниями. Обратный клапан предотвращает перетекание воды из системы холодного водоснабжения в трубы горячего водоснабжения и наоборот, а также снижает вероятность гидравлического удара. Дополнительная защита не дает абонентам вмешиваться в работу счетчика, чтобы снизить показания.
Проверить, требует ли ваш водоканал устанавливать обратный клапан и защиту от манипулирования, можно на официальном сайте организации или по телефону. Если не знаете, какая организация обслуживает ваш дом, спросите в своей УК или ТСЖ или посмотрите на сайте «Реформа ЖКХ».
Правила предоставления комуслуг больше не разрешают потребителям использовать новые счетчики воды, газа и тепла, если УК уклоняется от их оформления
nikolaynikolay/ Depositphotos.com |
Минстрой России в рамках своей компетенции разъяснил, что с июля 2020 года добросовестный собственник, который решил самостоятельно поставить прибор учета воды, купил его, произвел монтаж и попросил УК ввести этот счетчик в эксплуатацию (то есть оформить как ИПУ), не может использовать прибор по назначению, даже если УК злостно уклоняется от ввода ИПУ в эксплуатацию (Письмо Минстроя России от 30 ноября 2020 г. N 35072-ОГ/06).
Напомним, что до поправок, внесенных в Правила N 354 постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 (в связи с передачей обязанности по содержанию и замене счетчиков электроэнергии в МКД на гарантирующих поставщиков), п. 81.2 Правил устанавливал, что если УК не явилась в предложенные потребителем дату и время для осуществления ввода ИПУ в эксплуатацию (или иные согласованные с потребителем дату и время, или предложенные УК новые дата и время были позже, чем две недели после получения заявки потребителя), то такой счетчик считался введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес УК заявки от потребителя.
При этом потребитель вправе лишь пожаловаться на свою УК в орган жилнадзора (УК обязана осуществлять ввод ИПУ по заявке потребителя), понудить ее к этому через суд или вовсе инициировать ОСС по смене нерасторопной УК.
Порядок установки и поверки водосчетчиков
Зачем нужны квартирные счетчики учета?
Благодаря счетчикам появляется реальная возможность экономии содержимого вашего кошелька. А это значит: всем, кто хочет знать, сколько и за что он платит, хочет быть хозяином в своем доме и не кидать деньги на ветер, такой прибор просто необходим.
Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона потребители должны в срок до 01 января 2012 года обеспечить установку и ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии.
Количество фактически отпущенной тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета, установленных потребителем в здании (помещении) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих (в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя).
До 1 июля 2013 г. все многоквартирные дома, жилые дома, дачные дома или садовые дома с централизованной подачей ресурсов должны быть оснащены приборами учета холодной и горячей воды. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными общедомовыми приборами учета воды, а также индивидуальными и общими для коммунальной квартиры приборами учета воды.
После установки индивидуального квартирного счетчика воды, Вы перестаете оплачивать воду за тех, кто проживает, но не зарегистрирован в Вашем доме, Вам не надо платить за расход воды при авариях, внутридомовых протечках, утечках из неисправных кранов соседей.
При экономном потреблении воды ее фактический расход в быту, как правило, гораздо меньше установленных норм потребления. Поэтому, установив счетчики и рационально используя воду в быту, можно существенно экономить на коммунальных платежах.
В настоящее время индивидуальными приборами учета воды в городе Москве оснащено более 71% квартир. Москвичи на собственном примере убедились, что при рациональном потреблении, имея квартирный водосчетчик, размер платы за услуги водоснабжения и водоотведения значительно меньше, чем при оплате по нормативной ставке или по общедомовому прибору учета.
Порядок установки счетчиков воды
Если Вы хотите оплачивать потребление горячей и холодной воды по квартирным водосчетчикам, то Вам :
1. Нужно подать заявление в Вашу жилищную организацию по месту жительства на установку счетчиков на воду и производство расчетов по их показаниям. Установка бытовых счетчиков воды осуществляется специализированной организацией, с соответствующей лицензией. Список компаний работающих в Вашем районе Вам должна предоставить жилищная организация (ЖЭК, ТСЖ и т.п.)
2. Установить приборы учета воды силами выбранной организации за Ваш счет. Стоимость установки счетчиков воды составляет 2–2,5 тыс. рублей за один прибор учета. Количество устанавливаемых
счетчиков на холодную и горячую воду определяется в зависимости количества стояков водоснабжения в вашей квартире.
3. Далее жилищной организацией составляются акты ввода в эксплуатацию, установленных приборов учета. Трехсторонний акт подписывается исполнителем коммунальных услуг (жилищная организация), специализированной организацией (установившей приборы учета) и Вами (жителем).
4. Специализированная организация после установки приборов учета должна предоставить Вам следующие документы: договор на установку приборов учета, лицензию, сертификат соответствия и паспорта счетчиков.
5. Необходимо заключить договор с жилищной организацией на оплату по установленным приборам учета с указанием порядка снятия и передачи показаний с приборов учета.
6. Ежемесячно производить оплату по показаниям квартирных приборов учета воды по утвержденным тарифам.
За более подробной информацией Вы можете обратиться в свою управляющую компанию или в Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр координации деятельности государственных учреждений инженерных служб административных округов и районов города Москвы» (официальный сайт ГКУ «Центр координации ГУ ИС» по адресу: http://www.gu-is.ru).
Поверка приборов учета
Примерно треть из установленных в квартирах москвичей приборов учета воды в этом году ожидает поверка. Предлагаем ознакомиться с подборкой самых популярных вопросов про поверку ИПУ.
1. Поверка необязательна?
Обязательна. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 года № 102-ФЗ, каждый измерительный прибор должен поверятся в строго определенные для этого сроки.
Необходимость поверки ИПУ также закреплена постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.
2. Через какое время следует производить поверку?
Сроки, в которые должна проводиться поверка ИПУ, устанавливаются заводом – изготовителем и указываются в технической документации на приборы.
Сроки поверки ИПУ можно уточнить, обратившись в ГКУ ИС/МФЦ района, или же в «Личном кабинете» на Портале государственных услуг города Москвы.
3. Как производится поверка?
Порядок проведения поверки средств измерений утвержден приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. № 125. Провести поверку можно различными способами. Во-первых, проводится метрологическая поверка без снятия прибора. В этом случае на основе заключенного договора мастер поверяет прибор на месте, не снимая его. Во-вторых, возможна поверка и со снятием прибора, который отправляется на поверку в специализированную организацию. В – третьих, возможна замена старого прибора учета на новый.
4. Сколько стоит поверка?
Работы по обслуживанию и поверке ИПУ выполняются на основании договора, заключенного между собственником жилого помещения и специализированной организацией, обладающей необходимыми разрешительными документами. Иначе говоря, жители самостоятельно выбирают любую организацию, которая проведет поверку.
Для того, чтобы провести поверку, рекомендуем перед заключением договора с какой-либо специализированной организацией обратиться к Реестру недобросовестных поставщиков, с которым Вы можете ознакомиться на сайте rnp.fas.gov.ru.
Работы по поверке ИПУ не относятся к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и/или коммунальным услугам. Стоимость этих услуг не подлежит государственному регулированию и определяется по соглашению сторон в договоре, никаких специально установленных тарифов не существует.
5. Что будет, если поверку не пройти вовремя?
В соответствии с п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., показания индивидуальных приборов учета, не прошедших поверку, не могут использоваться для расчета платы за горячую и холодную воду. Начисления в этом случае производятся по показаниям общедомового прибора учета или по нормативу.
Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда
Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.
При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.
Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).
Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.
Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах
С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.
Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.
Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.
Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник
Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).
Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.
Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.
Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.
За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели
Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.
Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.
Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.
К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.
Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.
Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма
Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.
Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).
Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ). Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.
При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент
Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.
Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.
ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.
ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.
Запомнить
Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.
Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.